Слив антифриза или тосола из системы охлаждения и блока двигателя

Рабочие технические жидкости в автомобиле подлежат обязательной своевременной замене. В процессе эксплуатации в жидкостях накапливаются загрязнения, отложения и металлическая стружка. Также сами жидкости с течением времени склонны терять свои защитные и другие полезные свойства. Жидкость системы охлаждения двигателя (тосол, антифриз) не является исключением. Главной задачей указанной рабочей жидкости является поддержание заданной рабочей температуры двигателя путем отвода тепла в результате непрерывной циркуляции по системе охлаждения. Также охлаждающая жидкость (ОЖ) обеспечивает нагрев отопителя для подогрева внутрисалонного пространства автомобиля.

Рекомендуем также прочитать статью о том, чем промыть двигатель перед заменой моторного масла на примере дизеля. Из этой статьи вы узнаете о том, когда и какими средствами нужно промывать мотор.

Дополнительной функцией ОЖ выступает смазка и защита деталей от коррозии. В составе жидкости имеется пакет специальных присадок для смазывания помпы (водяного насоса) и предотвращения образования ржавчины в рубашке охлаждения блока цилиндров двигателя. Антифриз рекомендуется менять 1 раз в 3 года.

Зачем сливают охлаждающую жидкость

это важно! О том, что жидкость в системе пора менять, говорит явно выраженное изменение цвета: если материал стал коричневым – в нем большое количество ржавчины, т. е. антифриз не защищает омываемые поверхности от коррозии, и его нужно заменить. Среди других признаков старения охлаждающей жидкости (ОЖ) – появление осадка, помутнение хладагента, желеобразный налет внутри горловины расширительного бачка.

Слив антифриза бывает необходим в следующих случаях:

  • истек срок эксплуатации ОЖ. Эта дата, как правило, указана на заводской упаковке;
  • выполняются ремонтные работы, которые предусматривают слив ОЖ. После завершения ремонта лучше залить новый антифриз в систему;
  • в пути закипела жидкость в радиаторе, и пришлось доливать воду. При первой возможности такой хладагент нужно заменить на новый.

Какой антифриз купить на замену

Охлаждающие жидкости выпускаются разных марок и с разными эксплуатационными свойствами. Какая именно подойдет вашему автомобилю, написано в руководстве по его эксплуатации.

Если такая памятка отсутствует, обратите внимание на следующие моменты:

1. Маркировка. Обычно состоит из буквы и цифры. Если на маркировке имеется буква «А», жидкость готова к заливке в систему охлаждения, если буква «К» – это концентрат, который нужно разбавлять перед применением. Следующей после буквы ставится цифра, которая обозначает, при какой температуре жидкость может замерзнуть, например, при -40 °С, -65 °С и так далее. Иногда после цифры ставится еще одна буква, чаще всего М, которая обозначает наличие различных добавок. Некоторые производители указывают на этикетке только название и цифру.

Достаточно часто встречается маркировка, которую впервые стала применять компания Volkswagen. Различают антифриз под обозначениями G11, G12 (G12+, G12++) и G13.

  • G11 – антифризы, как правило, зеленого цвета, в них добавляются органические и химические присадки;
  • G12, G12+, G12++ – антифризы разных оттенков красного, они почти полностью органические;
  • G13 – антифризы фиолетового или желтого цвета, относятся к последнему поколению наиболее безопасных охлаждающих жидкостей.

ОЖ с разными характеристиками и маркировкой лучше не смешивать друг с другом во избежание непредсказуемой реакции. Если вы сомневаетесь в правильном выборе, лучше проконсультироваться у продавца в специализированном магазине.

2. Производитель. Лучше покупать ОЖ надежных и известных производителей, чтобы избежать брака, так как некачественный антифриз может привести к серьезной поломке двигателя. На нашем рынке известны такие производители, как Mobil, Hepu, Liqui Moly, Motul, Лукойл.

3. Обнаружение подделок. Даже если на этикетке стоит бренд известной фирмы, не будет лишним проверить, жидкость какого качества содержится в упаковке. Она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • Цвет должен соответствовать маркировке (обычно он синий), жидкость обязана быть прозрачной.
  • По консистенции качественный продукт должен быть похож на растительное масло и быть скользким.
  • Этикетка должна быть приклеена ровно с указанием на ней ГОСТа и маркировки. Именно этот признак отличает антифризы заводского изготовления. Отечественные производители также указывают на этикетке все необходимые сведения. Если вы не найдете на ней такой информации или она приклеена небрежно, такую жидкость лучше не покупать.

4. Название. На емкости с ОЖ может быть написано «антифриз» или «тосол». Антифризом называют вещество, способное отводить тепло, а тосолом – специальную ОЖ, которая предназначена для двигателей внутреннего сгорания автомобилей. Она содержит также присадки с антикоррозионными свойствами, которые предохраняет систему охлаждения и двигатель автомобиля.

Как удалить отработанную жидкость из системы

Для слива старого антифриза нужно заранее подготовить специальную емкость, в которой затем будет удобно утилизировать расходный материал. Выливать отработку в грунт нельзя, т. к. в ней содержится большое количество токсинов, способных нанести ущерб окружающей среде. Чтобы подготовить автомобиль к замене ОЖ, его размещают на ровной горизонтальной площадке. Это делается, для того чтобы удалить из системы максимально возможный объем жидкости. Антифриз сливают, открутив пробку специального отверстия, расположенную в нижних контурах системы охлаждения. Если конструкцией такая пробка не предусмотрена, ОЖ удаляют путем отсоединения нижнего патрубка от радиатора.

Подготовка

Чтобы понять, как слить охлаждающую жидкость, нужно рассмотреть процедуру поэтапно. Для начала необходимо изучить инструкцию по эксплуатации своего автомобиля. Там подробно рассматривается расположение сливных пробок.

Потребуется подготовить набор ключей. Также нужно подготовить вместительную емкость. Это может быть тазик объемом не менее 8 л. Также следует позаботиться о наличии тряпок.

Сначала нужно обратить внимание на радиатор. Работа начинается именно с него. В инструкции по эксплуатации нужно найти, где находится сливная пробка охлаждающей жидкости этой системы. Обычно это легко. Пробка сливного отверстия на бачке радиатора обычно выполнена из пластмассы.

Только после этого сливается жидкость с двигателя. Пробка может находиться на блоке цилиндров. Ее откручивают соответствующим ключом. Работа производится при холодном двигателе.

О чем следует помнить

Несмотря на простоту манипуляций, связанных с заменой антифриза, соблюдение определенных правил позволит выполнить их более эффективно и не получить травм во время работы. Прежде всего:

  • нельзя сливать антифриз из системы охлаждения на горячем двигателе. Если ОЖ разогрета до рабочей температуры, значит, в системе повышенное давление. Выкручивая сливную пробку при неостывшем моторе, можно получить ожог вырвавшейся наружу в виде пара жидкостью;
  • пока двигатель остывает, нужно открутить крышку расширительного бачка, полностью открыть заслонку на отопителе, (если в машине предусмотрен кондиционер, его регулятор также выставляют на максимум), подготовить емкость для отработки. Медленно выкрутив сливную пробку, удаляют жидкость в течение нескольких минут. В некоторых случаях этого бывает достаточно (например, если предыдущие замены выполнялись по регламенту, и вы уверены в совместимости старого и нового антифризов).

Возможно ли использовать обыкновенную воду вместо тосола

Многие автоводители нередко задаются вопросом, почему нужно использовать именно тосол или антифриз. Почему не использовать обыкновенную воду. В действительности данный вопрос требует особого рассмотрения.

Вливать воду в охлаждающую систему допустимо, но не рекомендуется. С наступлением зимнего сезона использовать воду категорически запрещается. Жидкость для охлаждения, изготовленная в заводских условиях, более приспособлена к решению данной задачи. Вещество обладает повышенной теплоотдачей и теплоемкостью, имеет антикоррозийный эффект, высокую температуру для закипания и экстра низкую для замерзания. Вода имеет только хорошую теплоотдачу, но другие характеристики оказываются далеки от идеала. Если использовать в машине, то ТС невозможно эксплуатировать в режиме повышенной нагрузки, чтобы вода в итоге не закипела.

Когда на улице появляется отрицательная температура, то вода превращается в лед и способна разорвать патрубки. Также вода является основной причиной появления накипи. Постепенно ее концентрация увеличивается, и жидкость начинает проходить с трудом. Воду использовать только дистиллированную и не смешивать с антифризом. Мотор от использования воды ни в коем случае не пострадает. Интересен тот факт, что ранее заливали именно воду с этиленгликолем.

Процедура слива тосола не отличается сложностью, вне зависимости от модели и марки машин. Самое главное, это придерживаться вышеописанного порядка и соблюдать меры предосторожности, чтобы не навредить здоровью. Смена антифриза – это обязательная процедура, которая позволяет поддерживать эффективную и стабильную работу системы охлаждения. В противном случае, мотор начнет перегреваться, металлические поверхности деформироваться. Кроме подходящего срока, антифриз или тосол рекомендуется заливать после установки нового радиатора и термостата. Выполнить процедуру может не квалифицированный специалист без практического опыта, поэтому тратить время на посещение сервиса не обязательно.

Твитнуть

Как слить охлаждающую жидкость правильно и полностью

После того как хладагент перестал вытекать из сливного отверстия, в контуре обычно остается некоторое количество отработанной жидкости. Это связано с особенностями конструкции и расположением отдельных элементов системы охлаждения, из которых слить ОЖ самотеком не получится. Для полного удаления старого антифриза потребуется ряд дополнительных шагов.

Из блока цилиндров. Отработка частично остается в охлаждающих каналах блока цилиндров, расположенных под определенным углом. Чтобы избавиться от этих остатков, в системе создают давление, способное полностью вытеснить хладагент. Для этого выполняют следующее:

  • дождавшись, когда жидкость прекратит выливаться самостоятельно, оставляют сливное отверстие открытым и закручивают пробку расширительного бачка. Затем включают печку в салоне на максимум и запускают двигатель;
  • дают мотору поработать в течение 1–2 минут, не более: ДВС без антифриза может быстро перегреться. Если при работающем двигателе ОЖ продолжает выливаться, после кратковременного включения силовой агрегат все равно нужно заглушить и дать ему охладиться 20–30 минут. Процедуру повторяют, пока отработанный материал не перестанет выходить из сливного отверстия;
  • закручивают пробку или устанавливают на место патрубок.

Что может потребоваться дополнительно. Слив старого антифриза для разных марки автомобилей может иметь свои нюансы. Так, в некоторых случаях для полного удаления ОЖ из системы охлаждения требуется домкрат. С помощью этого инструмента поднимают заднюю часть машины, давая возможность остаткам хладагента выйти наружу через сливное отверстие, расположенное в передней части транспортного средства. Еще одним вспомогательным средством удаления антифриза может служить компрессор, подключенный к контуру охлаждения двигателя. Этот способ обычно выбирают в крайних случаях, т. к., не рассчитав давление, можно легко повредить пластиковые элементы системы.

Когда нужно сливать старый хладоген и заливать новый?

Определяющим значением здесь является эксплуатационный срок охладителя. Стандартный период пользования антифризом составляет 3-5 лет. К примеру, обычный тосол может до двух лет не требовать замены, а большинство зарубежных составов подходит для эксплуатации в течение 5 лет.

Производители нередко указывают не период эксплуатации в годах, а километраж, на протяжении которого антифриз сможет сохранить свои тех.характеристики. В среднем, показатель составляет 20-60 тыс.км. Влияние здесь оказывают эксплуатационные возможности автомобиля. Когда машина работает под нагрузкой, то и время использования охлаждающей жидкости может быть менее продолжительным.

Чтобы точно понять, когда антифриз необходимо заменить, следует оценить его внешний вид. Когда хладоген поменял начальный цвет на бурый или серый, появилась пена, это означает, что присадки больше не могут справляться с поставленными задачами, а значит, антифриз пора сливать.

Как залить новую ОЖ

Когда система охлаждения полностью очищена от отработанного материала и промыта, ее заполняют новым антифризом. Заливая свежий хладагент, следует соблюдать предписанные заводом-изготовителем пропорции (при самостоятельном разведении концентрата). Будет нелишним также уточнить в технической документации автомобиля объем требуемого антифриза. Чтобы заполнить систему охлаждения новой ОЖ, необходимо:

  • залить хладагент в расширительный бачок до отметки max;
  • закрутить крышку бачка, запустить двигатель и включить печку в салоне. Помпа начнет равномерно распределять жидкость по контуру. Уровень антифриза в расширительной емкости заметно упадет. Это говорит о том, что хладагент постепенно заполняет всю систему;
  • выключить двигатель, когда уровень упадет до отметки min. Долить ОЖ до максимума и снова запустить мотор. Процедуру повторяют до тех пор, пока столбик жидкости в бачке не стабилизируется.

Сливная пробка с неодимовым магнитом

Безусловно, масляный фильтр предохраняет смазывающую автомобильную жидкость от загрязнения мусором и металлической стружкой. Однако очищающий элемент работает далеко не безупречно, и все равно какая-либо доля мусора попадает в машинное масло. Это приводит к износу основных узлов и агрегатов мотора автомобиля. Ну а износ двигателя ставит под сомнение возможность ездить на такой машине.

Для решения этой проблемы были сконструированы магнитные сливные пробки. На наконечник такого элемента устанавливается неодимовый магнит — небольшой по размерам, но достаточно мощный. Он притягивает из масла металлическую стружку (свойства вещества позволяют это делать даже при кипящем масле). В результате улучшается работоспособность двигателя и автомобиля в целом.

Конечно, магнитная пробка стоит гораздо дороже обыкновенной, но все равно цена детали с неодимовым наконечником не сравнится со стоимостью капитального ремонта силового агрегата автомобиля.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]