В основном про круиз-контроль интересуются покупатели иномарок, так как данная опция больше свойственна именно для автомобилей зарубежных производителей, чем наших отечественных.
Когда будущие покупатели в описании и технических характеристиках заинтересовавшей их машины видят «круиз-контроль +», то у большинства из них, особенно у женщин, возникает вопрос, а что это такое и стоит ли за эту опцию платить.
Поэтому было бы полезно для многих будущих автовладельцев разобраться какую смысловую нагрузку несет в себе слово круиз-контроль, какие типы его бывают, как его применять на практике и стоит ли вообще обращать внимание на данную опцию в автомобиле.
Даем определение
Круиз-контроль – это система, благодаря которой при движении на большие расстояния по трассам автомобиль может двигаться с постоянной, заданной водителем, скоростью.
На этапе своей работы система самостоятельно принимает решение, на каком участке дороги стоит сбавить подачу топлива, к примеру, на спуске, а на каком отрезке пути, наоборот, увеличить подачу топлива, например, на подъеме.
Участие водителя, во время работы данной системы, заключается только том, чтобы вращать рулевое колесо в нужном направлении, а все остальное делает круиз-контроль.
Но эта система больше эффективна при езде по междугородным и международным трассам, при передвижении по городу ее не включают, тут она практически бесполезна.
Меры предосторожности
Каким бы совершенным ни было электронное устройство вашего автомобиля, помните, круиз-контроль запрещено использовать при:
- при обледенении дорожного полотна;
- при движении по мокрой дороге;
- при недостаточной видимости (ночью, во время дождя, снегопада, тумана).
В описанных случаях производители автомобилей рекомендуют водителям взять управление транспортным средством на себя.
Круиз-контроль действительно упростил жизнь дальнобойщиков и автопутешественников во время утомительных поездок по ровной и прямой дороге. И все же «беспилотным» такое управление назвать нельзя, будьте внимательны!
Задать вопрос
Немного истории
Первый автомобиль на котором был установлен круиз-контроль назывался Chrysler Imperia. Система была пассивной и работала на принципе автоматического регулирования подачи топлива в камеру сгорания.
Случилось это в далеком 1958 году, для тех времен это был прорыв.
Несмотря на то, что технологии в те времена, да и сейчас развеваются очень быстро, адаптивный круиз-контроль появился только в конце 90 – х. Им оснащались автомобили Mersedes.
И, хотя сейчас количество типов данных систем не изменилось (пассивные и адаптивные) принципы работы их сильно изменились и меняются постоянно.
Будущее применение AКК
Несколько лет назад лет Google запустил свой беспилотный автомобиль, который полностью полагается на технологию автономного круиз-контроля.
Беспилотный автомобиль от google
Этот автомобиль имеет в общей сложности восемь датчиков. Наиболее заметным является вращающаяся крыша Lidar — камера, которая использует массив из 32 или 64 лазеров для измерения расстояния до объектов, чтобы создать 3D-карту на расстоянии 200 м, что позволяет автомобилю анализировать потенциальные опасности.
Дополнительные возможности и безопасность
В большинстве автомобилей система круиз контроля обладает дополнительными возможностями, которые, с одной стороны, удобны, с другой, повышают безопасность вождения.
К примеру, работа круиз контроля автоматически отключается, если водитель хоть раз нажал на педаль тормоза. После этого придется снова включать систему вручную, нажав Resume, при этом восстановиться прежняя скорость.
На некоторых автомобилях круиз-контроль отключается, когда водитель идет на обгон или временно увеличил скорость нажав на педаль газа, и автоматически включается, когда педаль газа была отпущена.
При уменьшении скорости автомобиля до 40 км/ч и меньше, как правило, система отключается.
Также, если у водителя возникло желание увеличить или уменьшить крейсерскую скорость автомобиля, то нужно воздействовать на определенные кнопки.
После однократного нажатия на одну из кнопок скорость увеличится на 2 км/ч, двукратного 4 км/ч, трёхкратного 6 км/ч, т.е шаг увеличения скорости 2 км/ч.
Тоже самое происходит и с уменьшением скорости, только в обратную сторону и нажимать нужно уже на другую кнопку.
Как узнать, есть ли он в машине
Многих покупателей интересует такая опция, и они готовы переплатить за нее деньги. Для этого нужно разобраться, как узнать, есть ли в машине круиз контроль. Работу можно сделать двумя способами:
- Заглянуть в салон и посмотреть на наличие кнопок на руле / подрулевом переключателе. Если они предусмотрены, с большой вероятностью система предусмотрена в машине. Остается лишь вопрос — работает она или нет.
- Посмотреть в технические характеристики. В параметрах автомобиля для конкретной комплектации указано, предусмотрена ли система. Дополнительно в инструкции по эксплуатации должны быть сведения, чем полезен круиз контроль, каким им пользоваться, каким способом включить и отключить.
Если система по какой-то причине не работает, может потребоваться компьютерная диагностика. В дополнение часто приходится проверить целостность предохранителя, герметичность трубки от ваккумника до педали тормоза, целостность проводов, исправность вакуумного насоса, целостность проводов и т. д.
Управление круиз-контролем
Чтобы правильно использовать данную функцию, нужно научиться ею управлять.
В зависимости от марки автомобиля и типа круиз-контроля, установленного на него, количество кнопок управления и их место установки может отличаться.
Как правило, кнопок 5 и все они расположены на руле. Но могут быть и отличия, к примеру, на Nissan X-Trail предусмотрено 4 кнопки управления.
Рассмотрим классический вариант на 5 кнопок.
Ниже показана классическая схема расположения кнопок управления круиз контроля.
Слева рулевого колеса две кнопки On и Off, а справа остальные кнопки управления.
Set/Accel — нажав на эту кнопку, водитель зафиксирует ту скорость, с которой он на данный момент едет. Нажав второй раз он увеличит скорость на 2 км/ч, еще раз и еще на 2 км/ч и т.д.
Coast – после нажатия на данную кнопку и удержания ее во включенном положении скорость автомобиля будет плавно снижаться, пока кнопку не отпустят.
Кнопка Resume – ее нажимают для восстановления крейсерской скорости, после вынужденного нажатия на педаль тормоза.
Далее представлены другие варианты расположения кнопок управления круиз контролем и их количество.
CANCEL – после нажатия на данную кнопку отменяется ранее выставленная крейсерская скорость, предусмотрена не на всех автомобилях.
Штраф за управление автомобилем и другим транспортным средством без прав
- Лазерные адаптивники доступнее, их цена ниже. Но это обусловлено тем, что при плохой погоде лазер просто не видит препятствия. Если впереди движется грязная машина, КК ее просто не увидит;
- Радарные системы ставят на дорогие автомобили. Они видят намного лучше, потому являются предпочтительным выбором. Но и цена выше.
Последние разработки в сфере адаптивного круиза позволяют подавать водителю сигналы. А некоторые модели вовсе самостоятельно принимают решение вместо водителя при необходимости экстренно затормозить.
Но добавлю от себя кое-что. Даже на такую передовую электронику полностью полагаться не стоит. Мир еще не готов к автопилотам и прочим системам. Да, круиз-контроль зачастую упрощает движение, и делает путешествия на машине более комфортными.
Однако доверяйте только собственному опыту вождения, если на улице плохая погода, туман, дождь или снег, а также дорога укрыта льдом. В таких ситуация включать круиз категорически не рекомендуется.
Спасибо, что читали. Надеюсь, вам понравилось. Пишите свое мнение в комментариях, подписывайтесь и зовите к нам своих друзей!
Типы круиз контролей
Современные круиз-контроли делятся на два типа:
- Пассивный;
- Адаптивный.
Адаптивный круиз-контроль, в свою очередь, делится на:
- Радарный;
- Лазерный.
Пассивный КК.
Про все, что писалось выше, это и есть пассивный круиз-контроль. Функция его заключается в поддержании нужной скорости на всем протяжении пути пока не возникнут нестандартные ситуации, которые вынудят водителя нажать на педаль тормоза или газа.
Также читайте — Система контроля давления и температуры в шинах TPMS, устройство, принцип работы, основные игрок рынка, Whistler ts-104 и Autofun TPMS-201а.
Адаптивный.
Адаптивный круиз-контроль функциональней пассивного. Изюминка его работы лежит в том, что, помимо наличия функций от пассивного устройства, он позволяет контролировать расстояние до впереди едущих или стоящих объектов и предупреждать водителя об опасности, а в критической ситуации автоматически тормозить автомобилем.
Основная задача – предотвратить столкновение с впереди едущим или стоящим объектом.
Но нужно понимать, что работа этой системы напрямую зависит от работы:
- Тормозной системы ABS;
- Системы безопасности ESP.
Поэтому адаптивный круиз-контроль прекращает свою работу если хоть одна из выше перечисленных систем не работает, о чем и предупреждает водителя сигналом.
В этом лежит ее главный недостаток.
Если рассматривать лазерные или радарные адаптивные круиз контроли, то более эффективными считаются вторые, так как лазерные плохо работают в дождливую и снежную погоду.
Радарные круиз-контроли эффективны в любую погоду, но сильно влияют на цену автомобиля, поэтому такие устройства в основном идут в комплектации авто представительского класса.
Практика использования адаптивных устройств показала, что не все водителя им доверяют и не зря.
Бывали случаи, когда расстояние до впереди едущего автомобиля было указано неправильно по причине плохой погоды, или устройство сигнализировало про авто, которое в действительности впереди отсутствовало.
Поэтому техника техникой, а водитель все равно должен быть начеку.
Что такое адаптивный круиз
Адаптивный круиз-контроль (ACC) — продвинутая система “круиза”, позволяющая самостоятельно менять скорость движения, в зависимости от дорожной обстановки. Например машина может самостоятельно затормозить, если впереди замечена потенциальная опасность столкновения.
ААС состоит из трех главных компонентов:
- сенсорные датчики, определяющие дистанцию и интервал между вашим авто и другими участниками дорожного движения. Радиус действия от 30 до 200 метров. Излучатель может быть инфракрасным, электромагнитным или ультразвуковым;
- блок управления, собирающий информацию от датчиков, учитывает расстояние до предыдущего транспорта, скорость движения вашего авто, после регулирует процесс набора скорости или торможения;
- набор оборудования, связывающие трансмиссию, датчики безопасности (ABS+EBD), и тормозные механизмы.
Система управления
Системы управления для пассивных и адаптивных круиз-контролей имеют некоторые отличия.
В обоих случаях управляет ею маленький компьютер, который получает данные от специальных сенсоров. Компьютер имеет соединение с дросселем, которым и управляет.
Однако у адаптивных устройств компьютер еще имеет связь с системами ABS и безопасностью ESP и работает с ними синхронно.
Возможна ли установка своими руками
Процедура установки круиз-контроля довольно сложная и потребует определенных навыков и специального оборудования. Также нужно сказать, что система устанавливается далеко не на все автомобили.
Вам понадобится оборудование для прошивки блока управления двигателем, а для этого вам понадобится помощь программистов, которые знают, что такое круиз-контроль в автомобиле. Также потребуется переделать тормозную систему, заменить блоки АБС и прошить АКПП.
Возможны проблемы с работой системы. Не всегда с первого раза загружается и работает как задумано. Бывает, что ошибок в работе нет, но система не хочет действовать. На некоторые модели автомобилей (в частности VAG) может потребоваться установка второго блока управления двигателем.
Радары и лидары
Круиз-контроль имеет датчик расстояния. Этот элемент необходим для возможности измерения параметров скорости и расстояния до впереди идущего автомобиля. В качестве таких датчиков используются радары или лидары. Эти датчики излучают электромагнитные волны или инфракрасные лучи. Система оценивает скорость движущегося автомобиля по тому, как изменяется частота отраженной электромагнитной волны. И расстояние рассчитывается на то, как долго сигнал возвращался.
Лидары, в отличие от радаров, посылают не электромагнитные волны, а специальные инфракрасные лазерные лучи, но принцип их работы более или менее одинаков. Но датчики для этих систем намного дешевле радаров. Однако продукт подвергается воздействию элементов, поэтому в современных машинах премиум-класса лидеров не найти. Здесь установлены только радары.
Датчики расстояния установлены на переднем бампере и решетке радиатора автомобиля. Датчик нормально работает в радиусе до 150 м.
В последних версиях крейсеров используются дальномерные устройства, работающие как на коротких, так и на дальних дистанциях. Первый может изменить скоростной режим до полной остановки автомобиля. Второй, работающий в дальнем радиусе, снижает скорость автомобиля до 30 километров в час. Это позволяет расширить возможности помощника (например, использовать круизер в пробке, где нужна низкая скорость).