МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ
Lada Kalina wagon Лута Logbook Замена замка зажигания. Возня с ключами
Новый механизм — это отдельный модуль. Его можно установить в последнюю очередь и демонтировать при необходимости без разбора коробки. Это технологично не только в производстве, но и при ремонте. Уже на стадии концепции, разработанной вазовцами, в нем появилась селекторная решетка, четко повторяющая схему переключения передач и задающая ход рычага при выборе передач. В механизме предусмотрели блокировку от случайного включения заднего хода, который доступен только из «нейтрали».
Характеристики механизма подбирали на оригинальном симуляционном стенде. Испытатель усаживается на сиденье и начинает перебирать передачи, автоматика же имитирует схему переключения, усилия и ходы рычага, реализованные на конкретном серийном автомобиле. Можно подгрузить и свой вариант настроек. Не нравится излишне тугой рычаг? Пара ударов по клавиатуре — и усилия снижены. Так, шаг за шагом, подобрали оптимальные настройки для «восемьдесят первой». Компьютер обработал данные и выдал параметры для построения точной математической модели, по которой изготовили те самые хитрые центральные пластины.
Причины поломок
Существует три основных причины поломок:
- агрессивная езда;
- порванный пыльник;
- брак изделия;
Срок службы шаровой опоры составляет от 10 до 150 тысяч километров пробега. Такой разброс зависит от множества факторов. И самый главный из них – это активная и неосторожная езда. Неровности, резкие повороты, проезд ям на большой скорости и прочее – все это очень быстро «убивает» шарниры. Шар внутри корпуса расшатывается и начинает люфтить. Со временем, посадочное место разбивается и палец просто выходит из корпуса, оставаясь на поворотном кулаке.
Другая проблема – это порванный пыльник. Резиновые чехлы должны защищать этот простой механизм от влаги и песка. Однако если в нем появляется даже небольшое отверстие, вода в дождливую погоду вымывает смазку, а песок начинает царапать шарнир, ускоряя его износ. Порванный пыльник – один из самых быстрых способов «убить» шаровую опору.
Еще одна «поломка» – это брак запчасти. На один и тот же автомобиль может быть выпущено множество шарниров от самых разных брендов. Качество изделий будет отличаться, а потому не исключено и проявление брака. Впрочем, оценить состояние шарнира можно сразу – если взяться за палец рукой и попытаться его повернуть, то шар должен перемещаться с очень большим усилием. Причем у некоторых людей может и вовсе ничего не выйти. А вот беспрепятственное перемещение шара указывает на некачественное изделие.
Бренд и производитель оказывают большое влияние на качество детали. Китайские шарниры ходят недолго, но есть шанс продлить их срок службы в разы. Достаточно просто снять пыльник и забить дополнительную порцию смазки перед установкой. Такую манипуляцию необходимо проделывать всегда и без исключений.
Как правило, самой первой выходит из строя нижняя шаровая, так как на нее приходится самая большая нагрузка. Верхние шаровые используются редко, поскольку большинство современных автомобилей имеют конструкцию подвески типа МакФерсон.
Независимая многорычажная подвеска с двумя шаровыми на одно колесо сохранилась лишь на премиальных марках.
СИНХРОНИЗАТОР
Lada Kalina hatchback Sport Logbook Замена тросов ручника на ЗТД Luca
На первые образцы устанавливали трехконусный синхронизатор. Но расчеты показали, что двухконусные, более дешевые, с запасом выдерживают требуемый крутящий момент (см. рисунки). Помимо прочих достоинств они позволили избавиться от проблемного конуса на шестернях первой и второй передач, контактирующего с кольцом синхронизатора и требующего высокой точности при изготовлении. Теперь набор колец создает две поверхности трения, обеспечивая мягкую и эффективную синхронизацию. Кроме того, изготовитель — немецкая (Ho¨rbiger) — наносит на промежуточное кольцо дополнительное покрытие, снижающее износ и обеспечивающее стабильные рабочие параметры, в том числе необходимый коэффициент трения.
ТРОСОВЫЙ ПРИВОД
Замена шаровой опоры Рено Логан
На смену приводу переключения передач с одной тягой пришел трос. Ушли неприятные вибрации на рычаге, меньше стали люфты, четче переключения.
Легкие алюминиевые вилки включения передач немецкой снабжены противоизносными башмаками из пластика. Прежние детали отливали из стали, а для снижения износа на отдельные части наносили бронзирующий слой, который со временем истирался и колеровал масло золотистым порошком.
ВАЗ-2181 — первая коробка передач АВТОВАЗа, для которой выполнили компьютерный расчет всех деталей, подвергающихся нагрузкам: картеров, вилок, рычагов и др. Таким образом конструкцию удалось не только оптимизировать, но и сделать надежнее.
1 — рычаги выбора передач;
3 — селекторная решетка;
5 — центральная трехмерная пластина.
Благодарим за помощь в подготовке материала
Михаила Вотинова, Владимира Петунина,
Общества › ВАЗ: Ремонт и Доработка › Блог › Смена обоймы шаровой
опоры рычага КПП Калина автомобиль 1,6 8кл
Бывают шуточка, что инженеры автоваза не умрут собственной гибелью. Все больше и больше, когда берусь за выполнение ремонта, эта шуточка становится что остается сделать нашему клиенту посильнее бывальшиной.
Началось нашему клиенту остается с железного глухого стука в районе мотора на кочках. Поначалу задумывался может что с защитой. Однако не здесь то было. Заехал на яму. А там п?ц. Тяга рычага кпп лежит на глушителе. О как! Оказывается рычаг
кпп держится на обойме, которая резиновая и в 2-ух местах очень узкая для таких нагрузок. Тянем рычак кпп ввысь и достаем весь механизм ввех. Меж железной площадкой и обоймой встречаются пыльник. Потому что у меня обойма развалилась на две части, мне не составило особенного труда всю совокупность разобрать. Не снимайте пыльник с кулисы, он не слезет с него. КАК?! Не имею понятия по образу него это вышло. У меня смена заняла около 2-ух часов.
Приступим к подмене.Нам пригодится:Новенькая обойма шаровой опоры рычага КПП (570 руб)Ключ на 10, 13.Отвертка крестовая.Плоскогубцы с тоненьками концами иначе говоря щипчики.Если конечно трещетка, она очень облегчит работу.Припас терпения.Отсутствие несовершеннолетних вблизи, потому что рамонт калины очень развивает фантазию в сторону нецензуры.
Машину нужно загнать на яму либо на подьемник. Часть работы происходит снизу авто.Нужно снять глушитель, увы не весь. Для этой цели вам снимаем хомут около заднего колеса. Будте аккуратны, когда глушитель разбирается, оттуда высыпается много ржавчины и грязищи. Дальше снимаем глушитель с резинок и отодвигаем в всякую сторону. Дальше выкручиваем два болта на 13, которыми обойма прикручивается к тяге. Снизу что остается сделать нашему клиенту.Увы мне было надо подтянуть еще ручник. Снимаем защиту и подтягиваем. Там впринципе ни чего сложного. Для подтягивания необходимы два ключа на 13.Фото снизу нет, был очень занят процессом.
Дальше идем в салон. В этом вопросе начинается бестселлер. Незнаю как, однако инженерам ваза удается сделать все возможное очень неловко для разбора.
Шаровая опора: конструкция, диагностика и замена
Александр Расторгуев [razborkazapzap]
04.09.2019,
Шаровая опора — наиважнейший элемент в подвеске автомобиля. От нее зависит многое: безопасность, комфорт, стабильность работы подвески, ресурс подвески и шин. Главной задачей шаровой опоры является обеспечение движения колеса в горизонтальной плоскости, причем в вертикальной плоскости движения быть не должно. Конструкция шаровых опор, а именно шарнирного пальца, применяется в рулевых наконечниках, а также на развальных рычагах.
До определенного времени, а в некоторых автомобилях и до 2003 года (Привет, ГАЗ -3110), устанавливали шкворни, что обеспечивало комфорт и невероятную надежность, а также стойкость к перегрузкам. Но есть два недостатка:
- Необходимость постоянного шприцевания шкворней, хотя именно на “Волгах” это занимает не более 20 минут.
- Обеспечение вращения колеса строго по одной оси, что значительно сказывается на комфорте передвижения на высокой скорости.
При проектировании шаровой опоры учитывали факт того, что при работе она будет подвергаться ударным нагрузкам, хотя делать ее особо прочной не стали. Тем самым, шаровая опора стала расходной запчастью, ресурс которой редко превышает 100 000 км, к тому же, ее цена небольшая. Изначально шаровые опоры были съемные, сегодня все больше прибегают к крупноузловой замене, поэтому рычаг и опора могут быть одним целым.
О конструкции шаровой опоры
Классическая конструкция шаровой опоры включает в себя корпус, с отверстиями под крепеж, шаровый палец с пружиной, поджатый пластиной, чтобы палец не вырвало, сверху палец накрыт пыльником. Чтобы шарнир не износился в первые дни, вовнутрь положили смазку (состав по типу смазки для ШРУС). Каждый завод-изготовитель автомобиля рекомендует каждое ТО проверять шаровую опору на предмет целостности пыльника, и по случаю менять смазку. Кстати, раньше шаровые имели масленку (как на “Москвичах-412/2140”). Помимо прочего, при люфте пальца, была возможность подтягивать шарнир и далее ездить.
Позже наступила эра экономии, которая коснулась и конструкции шаровой опоры. Теперь, вместо пружины применяют пластик, но в силу его низкой износостойкости его заменили на нейлон. Теперь шаровые опоры современных автомобилей являются необслуживаемыми.
Количество шаровых опор на подвеску
Количество шаровых опор определяется типом подвески: если это двухрычажная (ВАЗ 2101-07, “Москвич-412/2140”), то шаровых 4 штуки, по одному на каждый рычаг. МакФерсон простейшей конструкции имеет две опоры, по одной на рычаг. На алюминиевых подвесках автомобилей VAG, шаровых может быть до 10 штук на одну ось.
О способе крепления шаровой опоры
На сегодняшний день, классификация шаровой опоры делится только по способу его крепления: с помощью болтов и гаек, либо интегрированный способ, где опору придется либо выпрессовывать, либо заменить ее будет невозможно. Бытует мнение, что интегрирование шаровых опор — чисто маркетинговый ход, однако дело состоит в технической составляющей. Смысл такого “управления” состоит в меньшем весе подвески. Но и здесь есть компромисс: опора держится за рычаг с помощью стопорного кольца.
Крепеж к цапфе (поворотному кулаку)
Есть два типа крепления к кулаку: на пальце есть резьба, которая затягивается гайкой, либо палец зажимается болтом на цапфе, стягивая обойму. Для демонтажа и монтажа опоры нужно расклинить щель на цапфе. Например, на алюминиевой подвеске Audi A6C7 в верхней части поворотного кулака соединены две шаровой опоры, которые зажимаются в обойме цапфы единым болтом. Курьез в том, что часто снять шаровые опоры невозможно: не помогает пресс, ни разогрев горелкой, ни резкое охлаждение.
О причинах и следствиях неисправностей шаровых опор
Первая причина — высокая ударная нагрузка на подвеску, особенно при проезде ям и бугров на высокой скорости. Несмотря на то, что новой шаровой отсутствует люфт, палец резко надавливая на пружину или нейлоновую пластину, прожимает их, из-за чего образуется люфт.
Вторая причина — отсутствие смазки. Работая с дешевыми аналогами, часто оказывалось, что под пыльниками отсутствует смазка.
Третья причина — поврежденный пыльник. Через него попадает грязь и вода, смывающая смазку.
Как диагностировать неисправность шаровой опоры
Здесь все просто: на ходу, а также при повороте колес будет слышен глухой стук. Вручную проверить шаровую, можно при наличии монтировки: ею нужно упереться между рычагом и цапфой и надавить. Люфт будет сразу выявлен. В запущенных случаях достаточно дернуть рычаг рукой, чтобы ощутить люфт.
Насколько сложно менять шаровые
Все зависит от конструкции. На двухрычажных подвесках, а также классических МакФерсонах, где шаровые зажимаются гайкой к цапфе, заменить шаровую опору не составляет труда. Главное помнить, что прежде чем приступать к демонтажу шаровой, нужно сорвать гайку с шарового пальца, пока опора находится под нагрузкой. В противном случае гайка будет проворачиваться вместе с пальцем. Если шаровая зажимается болтом на цапфе, то посадочное место нужно разжать, предварительно сорвав гайку пальца. Если шаровая опора крепится стопорным кольцом, то здесь возникают сложности. Для замены придется снимать рычаг, а после изрядно попотеть, чтобы снять стопор, после, сильным ударом молотка выбивается шаровая. Для установки новой шаровой нужен пресс, чтобы через обойму запрессовать деталь.