Наверняка, каждому владельцу автомобиля с бензиновым двигателем в силу различных обстоятельств приходилось хоть раз смешивать 92 и 95 бензин. Кто-то делает это из экономии, кто-то полагает, что таким способом удастся добиться идеального качества топлива, другие же просто проводят эксперименты, заливая в бак то одно, то другое горючее. Но для того, чтобы понять, можно ли смешивать АИ-92 и АИ-95, стоит углубиться в процесс создания различного бензина, и только потом делать выводы о возможных последствиях.
Процесс получения бензина из нефти
Различные виды бензина получают путем перегонки нефти. Существует несколько видов переработки нефтяного сырья. Перегонка нефти в бензин представляет собой серию химических температурных процессов.
При прямой перегонке сырья получают прямогонный бензин. Для улучшения качества получаемого бензина его подвергают вторичной переработке.
В качестве методов вторичной переработки применяют:
- каталитический риформинг;
- гидрокрекинг;
- каталитический крекинг;
- термический крекинг и некоторые другие.
При помощи прямой перегонки — ректификации — бензин производился на заре автомобилестроения. При использовании этого метода сырая нефть нагревается, и при повышении ее температуры происходит разделение сырья на разные фракции, отличающиеся температурой кипения.
Ректификацию можно проводить как при атмосферном давлении, так и в вакууме разной глубины. Получаемый бензин имеет низкооктановые показатели, не выше 60 единиц.
Для получения более качественного топлива, пригодного для использования в современных карбюраторных и инжекторных двигателях внутреннего сгорания, используются другие методики. Наиболее распространенными среди них являются каталитический и термический крекинг.
Основу крекингового процесса составляет разложение компонентов нефти на фракции путем нагрева до высоких температур с применением катализаторов. В процессе проведения крекинга происходит разложение сложных углеводородных соединений на простые, которые имеют меньшую молекулярную массу.
Преимуществами крекинга являются:
- увеличение продуктивности процесса, выход бензина повышается на 40-50%;
- улучшение качества получаемого топлива — детонационная устойчивость может составлять от 70 до 90 единиц;
- для получения товарного нефтепродукта из бензинов, полученных путем крекинга, требуется меньшее количество присадок.
При производстве топлива могут в технологических линиях применяться дополнительные технологии, обеспечивающие улучшение качества конечного продукта и увеличение глубины переработки нефтяного сырья.
Что такое октановое число?
Основной характеристикой топлива для бензиновых ДВС является октановое число. Это значение указывает на степень устойчивости горючего, предназначенного для карбюраторного двигателя к самопроизвольной детонации.
Наиболее распространенными бензинами являются составы с детонационной устойчивостью равной 92, 95 и 98 единиц.
Для улучшения качества топлива и повышения его устойчивости к самопроизвольной детонации применяются разные присадки.
Такие комплексы включают в своем составе:
- алкилы;
- эфиры;
- спирты;
- присадки, повышающие устойчивость горючего к замерзанию.
При определении детонационной стойкости топлива используются в качестве эталонов изооктан и н-гептан. Детонационная стойкость первого соединения принята за 100 единиц, а для второго вещества она составляет 0 единиц. Н-гептан способен самодетонировать в естественных условиях.
Смесь этих соединений в разных процентных соотношениях представляет собой значение устойчивости к детонированию, выраженное в единицах.
Для определения значения детонационной устойчивости применяется исследовательский и моторный метод.
Классность бензина
Действующий ГОСТ устанавливает следующие марки горючего для бензиновых ДВС:
- АИ-80.
- АИ-92.
- АИ-95.
- АИ-98.
Для каждой марки горючего предусмотрено 4 класса экологичности:
- К2 (до 500 мг серы на 1 кг, а доля монометиламина не более 1,3%);
- К3 (до 150 мг/кг и 1% ММА);
- К4 (до 50 мг/кг и 1% ММА);
- К5 (до 10 мг/кг и полное отсутствие ММА).
Значение детонационной устойчивости не имеет отношения к классу экологической чистоты.
Помимо указанной классности по экологической безопасности, горючее для бензинового ДВС делится на классы в зависимости от испаряемости.
В соответствии с ГОСТом бензин разделяется на следующие классы:
- А, B — летний;
- C, D, E, F — зимний;
- C1, D1, E1, F1 — межсезонный.
Всего существует 10 классов горючего в зависимости от испаряемости.
Типы присадок
Присадка к топливу представляет собой препарат, добавляемый к горючему для улучшения его эксплуатационных качеств.
Существует 4 типа присадок к бензину:
- осушители;
- очистители;
- октан-корректоры;
- разработана отдельная разновидность присадок, обладающих комбинированными свойствами.
Нейтрализаторы воды, или осушители, предназначены для удаления из топлива небольшого количества влаги, которая способна в зимний период замерзать.
Очистители инжектора обеспечивают очистку инжекторов и клапанов силового агрегата от образующихся отложений и нагара без проведения разборки двигателя. Такая присадка хорошо действует при наличии небольшого пробега.
Октан-корректоры обеспечивают повышение октанового числа в горючем, что помогает снизить расход топлива и увеличить мощность автомобиля.
Такие присадки могут состоять из:
- одноатомных спиртов;
- эфиров;
- аллотропов углерода.
Одной из наиболее распространенных присадок является FuelEXx Бензин. Такая смесь позволяет при ее добавлении к горючему провести очистку камеры сгорания от накопившегося нагара и лаковых отложений, что улучшает функционирование силового агрегата.
Еще одной присадкой, используемой автовладельцами, является CeraTec, изготавливаемая компанией Liqui Moly. Основу средства составляет жидкая керамика. Применение состава увеличивает мощность двигателя, снижает расход топлива и улучшает режим работы силового агрегата.
Отличия
Но вначале расскажем в двух словах об отличиях этих двух наиболее популярных марок, предлагаемых на заправочных станциях. Ведь многие из водителей, особенно новичков, думают, что 95-й имеет более высшее качество по сравнению с 92-м, и не может принести вреда мотору. Но все обстоит как раз наоборот.
Высшие бензины изготавливаются на базе 92-ого
, при помощи добавления к нему всяческих присадок, способных повышать число октана. Поэтому 92 и чище своих собратьев, так получается (хотя, как считают спецы, на российских просторах, особенно в глубинке, трудновато отыскать топливо, не создаваемое при помощи присадок, даже 92-й). Но все те же спецы утверждают, что из-за низкого октана 92 и присадок мало, и сам он чище.
Кстати, добавка этих химикатов и доведения сырья до ранга 95-ого обходится заправкам дешевле, чем закупка того же материала на нефтезаводах. Поэтому и бодяжат многие. Такой самодельный 95-й может быть крайне опасен для мотора, так как вообще доподлинно не известно покупателю, что в него добавлено!
Риски и последствия при смешивании бензина
При заправке автомобиля 95 горючим, если там уже присутствует 92 бензин, следует помнить о том, что топливо в баке практически не будет смешиваться. Это происходит за счет того, что разное горючее имеет разную плотность.
Если заливать в бак топливо с октановым числом 95 и 92, они будут расслаиваться и 95 горючее, как более легкое, будет собираться на поверхности 92. При работе двигателя будет вырабатываться сначала один вид горючего, а потом второй, выигрыш в улучшении качества топливной смеси в данном случае является сомнительным. Но в том случае, если двигатель автомобиля рассчитан на эксплуатацию с применением АИ-92, заправка в бак АИ-95 не спровоцирует выход силового агрегата из строя.
Советы производителей
Согласно инструкциям производителей, каждая отдельная машина «заточена» под определенный вид топлива. То есть, если на крышке бензобака указано, что заливать следует от 92 бензина и выше, то необходимо следовать данной рекомендации. В этом случае ничего особенного не случится, и высокооктановое топливо не повредит мотору. Однако большинство сегодняшних автомобилей «предпочитает» 95 бензин, и здесь желание владельца сэкономить, залив АИ-92, может сыграть с ним злую шутку. Высокооктановое топливо предполагает более низкий температурный режим сгорания горючего. То есть, желание сэкономить может привести к преждевременному износу двигателя и поломке автомобиля. Выходит весьма сомнительная экономия, которая вряд ли оправдает все риски. Автовладелец всегда должен помнить о последствиях и эксплуатировать автомобиль с умом, тщательно взвешивая все плюсы и минусы.
Что будет, если заливать 92 бензин в двигатель, рассчитанный на использование 95?
Если силовой агрегат рассчитан на эксплуатацию только на АИ-95, то заправка его низкооктановым топливом может оказать существенное воздействие на работу ДВС.
Более высокое октановое число предполагает более низкую температуру горения топливной смеси. Изменение этого параметра при использовании низкооктанового горючего оказывает влияние на технические характеристики мотора.
При работе двигателя на таком бензине температура горения смеси может повышаться до уровня, не предусмотренного конструкцией, что провоцирует ускоренный износ, выгорание или выплавление конструктивных элементов цилиндропоршневой группы.
Использование низкооктанового топлива в двигателе, рассчитанном на применение горючего с октановым числом 95, приводит не только к ускоренному износу, но и к росту расхода топлива.
Разные заправки и производители
Я сейчас не буду писать — что все основные бренды покупают топливо с нескольких НПЗ, все же это не совсем так.
Самое главное нужно понять, что весь бензин сейчас стандартизирован – не только по ГОСТУ, но и по характеристикам и стандартам «ЕВРО» (в России сейчас применяется ЕВРО5).
Я допускаю, что различные производители могут немного изменять формулу, но общий состав должен быть в определенных рамках. Это как молоко в магазинах 2,5% жирности, производителей куча, но конечный состав один.
ПОЭТОМУ если вы заправитесь на различных заправках одним видом топлива или же на одной 92, а на другой 95 бензин. Ничего страшного не случится.
НУ что друзья, как вы поняли — смешивание ни к чему страшному не приведет! Однако нужно понимать если ваш мотор рассчитан на 95 или 98, не стоит лить 92 тем самым немного экономя, в конечном итоге выйдет боком.
Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем форуме.
Полная замена АИ-95 на АИ-92.
Как правило, на выбор топлива влияет его стоимость, именно по этой характеристике большинство автомобилистов выбирают вместо необходимого 95-го, более дешевый 92-ой. Конечно, автомобиль поедет и на нем, но вот какие последствия можно ожидать после такой езды?!..
- Двигатель увеличит расход топлива из-за меньшего октанового числа.
- В движении может появиться металлический звук, который будет спровоцирован нарушением температурного режима сгорания топлива: скорость сгорания бензина возрастет, и скорость распространения самого пламени увеличится до 1500-2000 м/с, волны пламени будут биться о стенки камеры сгорания, что и приведет к металлическому звуку и вибрации деталей самого двигателя. Последняя вызовет более быстрый износ этих деталей.
- Выхлопные газы окрасятся в черный цвет (данный процесс называется детонацией). И хотя большинство современных автомобилей имеют систему предотвращения детонации, при ее работе мощность движка авто еще больше снижается.
Можно ли смешивать бензин разного октанового числа?
Сколько людей, столько мнений. Кто-то говорит, что заправлять машину нужно, только ориентируясь на рекомендации производителя автомобиля, кто-то рекомендует обязательно смешивать разные марки бензина. Эксперты попытались разобраться в этом вопросе.
Как получают разные фракции бензина?
Не будем углубляться в дебри технологии производства. Достаточно знать, что в окончательном цикле на выходе получается горючее с максимальным октановым числом до 80. Есть способы получения высокооктанового горючего прямо в процессе промышленной перегонки нефти на НПЗ, но такой бензин будет очень дорог из-за сложности технологии, поэтому его производство нерентабельно.
Нужно также помнить, что не все НПЗ в стране работают по новой системе гидрокрекинга. Есть ряд нефтеперегонных заводов со старыми технологиями, у которых на выходе получается бензин с максимальным октановым числом 70. Само собой понятно, что присадок в такое топливо требуется больше и качество бензина при этом никак не улучшается.
После получения низкооктанового топлива в дело вступают присадки. В настоящее время в основном это спиртовые или эфирные добавки. Получается, что самый чистый бензин на колонках – это 92-й. Потому что для его получения присадок нужно меньше всего. Соответственно, и цена на него ниже. Правда, и насчет качества этого бензина ходит много противоречивых мнений. Но ясно одно: 92-й бензин – самое ходовое и дешевое топливо. Что касается 98-го бензина, то используемые в нем присадки отличаются от тех, которые добавляются в бензин марки 95. В них меньше железистых составляющих, и они менее вредны для системы зажигания двигателя.
Особенности использования бензина разного октанового числа
Возникает вопрос, почему большинство производителей современных автомобилей в техническом регламенте рекомендуют использовать или 95-й или 98-й типы бензинов? Все дело в особенностях конструкции двигателя автомобиля. Бензин с более высоким октановым числом быстрее сгорает при меньшей температуре. Сейчас объемы двигателей растут, как и их мощность. Поэтому для них необходимо топливо, которое быстро сгорает и дает высокую динамику работе двигателя.
Если использовать 92-й там, где рекомендуется 95-й или 98-й бензин, то в худшем случае может прогореть клапан, а в лучшем – повысится расход топлива и снизится мощность работы двигателя. Приемистость машины падает довольно ощутимо, а если включены дополнительные опции вроде кондиционера, то и вообще еле тянет. Такая ситуация крайне неприятна, особенно при обгонах.
Поэтому большинство специалистов утверждает: заправка авто с двигателями, где рекомендовано использование 92-го, тем же 95-м вреда не принесет. Неприятности могут быть только при снижении октанового числа горючего, заправленного владельцами авто, несмотря на рекомендации применения топлива с большим октановым числом. Но сэкономить хотят все, поэтому внушительная часть водителей заправляет баки, смешивая горючее разных фракций.
Есть еще несколько нюансов при использовании бензина не той марки. Владельцами машин с автоматической коробкой, особенно четырехступенчатой, старого образца, отмечено, что если использовать вместо 92-го 95-й или 98-й бензин, то коробка умрет быстрей. Как объясняют автомеханики, происходит десинхронизация работы приводных систем коробки и двигателя. То есть коробка не успевает за скоростью работы движка, и при переключении скоростей с фрикциона на фрикцион появляется эффект «удара».
Поэтому нужно серьезней отнестись к тем рекомендациям, которые ставит производитель в техническом описании автомобиля, в разделе, какой бензин желательно использовать.
Если смешать 92-й с 95-м
Ходит много легенд по поводу того, что при смешивании бензинов с разным октановым числом, якобы из-за разной плотности жидкостей, 95-й бензин остается вверху. А более плотная фракция 92-го опускается вниз.
Но надо понимать, что в данном случае действует не физика, а химия. За счет взаимного проникновения молекул жидкостей единородного химического состава фракции бензина перемешиваются абсолютно свободно. Ведь в основе этих марок исходный компонент один – бензин марки 80. Так что при смешивании на выходе получается бензин со средним октановым числом, близким к марке примерно 93.
Существенной выгоды тем, кому производитель рекомендует заправлять в бак 95-й, это не принесет, потому что расход топлива все равно будет повышенным из-за более медленного сгорания топлива. Но польза все-таки есть. Заключается она в том, что концентрация всевозможных присадок, которых больше в 95-м бензине, при смешивании снижается.
Если смешать 92-й с 98-м
Такую формулу смешивания часто применяют владельцы машин, которые заточены под 92-й и 95-й бензин, в зимнее время, когда морозы. Как они утверждают, машина легче заводится. Это вполне логично, потому что испаряемость у 98-го бензина самая высокая. То есть воспламенение происходит быстрее. В остальном же целесообразность смешивания этих двух марок весьма призрачна. Если смотреть с точки зрения экономии на деньгах, то в итоге проще просто залить 95-й бензин, дешевле выйдет. В остальном особых преимуществ не наблюдается.
Если смешать 95-й с 98-м
Много мнений о том, что присадки у 95-го бензина «хуже», чем у бензинов других марок. В целом они правы, потому что в 95-м топливе производителями используются марганцево-железистые антидетонационные присадки. Здесь ключевое слово железистые, потому что в итоге микрочастицы этого самого железа оседают на свечах в виде красного нагара, приводя их в негодность. Если машина начинает заводиться не с первого раза, появляются рывки и «хлопки» при езде, проверьте свечи, чтобы потом не менять еще и катушки зажигания. Как выход, многие автомобилисты разбавляют 95-й бензин 98-м, чтобы нейтрализовать вредное действие таких присадок.
Подводя итог, можно сказать, что смешивать топливо можно, но лучше все-таки придерживаться рекомендаций производителя авто, которым вы пользуетесь.
Ранее мы писали о мифах по экономичному вождению авто, которое позволяет снизить расход топлива.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться
Классность важнее всего
Перед заправкой лучше взглянуть на классность топлива. Она указывается на сертификатах, которые вывешены на досках объявлений на АЗС. Если класс ниже четвёртого, то стоит призадуматься перед смешиванием его с современными сортами класса 5. Дело в том, что бензины К5 содержат моющие добавки и иные компоненты, которые нейтрализуются при смешивании со старыми К4 и К3. Их врагом является N-метиланилин, искажающий свойства более дорогого горючего, в том числе и с одинаковым октановым числом, который есть в старых сортах. В общем, бензины К5 не терпят архаики и требуют почтительного отношения со стороны водителя. Другими словами, если залить старый АИ-95 к новому, то остатки нового потеряют часть своих волшебных моющих качеств. Хотя до нагаров и прожигов дело всё же не дойдет, если автомобиль собран не так давно.
Вопрос-ответ
Как распознать некачественное топливо?
А вот некачественное топливо, залитое в старый мотор, может запросто его повредить. Неправильный температурный режим приводит к образованию нагара и отложениям на клапанах и в камерах сгорания. Кроме того, металл клапанов иногда не выдерживает «левых» присадок и начинает медленно разрушаться. В этом отношении самый распространённый 92-й более надёжен, так как его подделывают меньше. Существует даже расхожее мнение, что от 95-го бензина краснеют свечи. Такой налёт возникает из-за устаревших присадок и не имеет никакого отношения к типу горючего.