Лишь в 2016 году АвтоВАЗ впервые в истории предпочел энергоэффективность экономии бензина, поэтому перед разработчиками двигателя ВАЗ 21179 стояли задачи по степени значимости:
- достигнуть высоких крутящих моментов, даже на низких оборотах;
- увеличить мощность и объем;
- повысить ресурс и использовать качественное навесное оборудование.
ДВС 21179
Уже на 1000 оборотах мотор показывает момент, развиваемый на пике возможностей предыдущих версий ДВС, а максимальным для него является 170 Нм на 3750 мин-1. Под капотами Икс-Реев и Вест теперь находится 122 л. с. в ДВС объемом 1,8 л. С ресурсом же все непросто из-за откровенной недоработки конструкторов – недостаточный размер канавки внутри коренных вкладышей.
Характеристики двигателя 21179
Изначально руководство завода поставило задачу увеличения объема, поэтому использована типовая форсировка – сохранение диаметра цилиндров, увеличение хода поршня. Использовавшийся в качестве основы силовой привод 21127 гнет клапана, поэтому данный дефект версия 21179 унаследовала вместе с высокоресурсным ремнем Gates для обеспечения, хоть каких-то гарантий от обрыва ремня ГРМ.
Прежней осталась схема двигателя:
- поперечный, переднеприводной;
- расположение распредвалов сверху, 4 клапана на цилиндр.
Детали мотора 21179
Разработчиками в двигателе уже произведен тюнинг:
- добавление хода поршня;
- увеличение диаметра клапана при снижении толщины его стержня до 5 мм;
- вихревая подача воздушной смеси внутрь камеры сгорания.
Даже при увеличившемся потреблении масла ДВС потребляет его в пределах 200 мл/1000 км. Заводской мануал содержит описание всех изменений в конструкции и параметров силового привода.
Особенности конструкции
Несмотря на то, что мотор легче предыдущих версий, на нем используется навесное оборудование в больших количествах, поэтому капремонт и даже нормальное обслуживание своими руками является сложной задачей.
Например, изготовителем предусмотрена фиксация распределительных и коленчатого вала специальными приспособлениями. Чтобы их установить, он рекомендует демонтировать большую часть навесного и впускного тракта. Аналогично модернизация для увеличения мощности тоже затруднена, так как под капотом нет свободного места.
Впускной коллектор Мотор Супер
В результате технические характеристики модификации 21179 выглядят следующим образом:
Изготовитель | АвтоВАЗ |
Марка ДВС | 21179 |
Годы производства | 2016 – … |
Объем | 1774 см3 (1,8 л) |
Мощность | 89,7 кВт (122 л. с.) |
Момент крутящий | 170 Нм (на 3750 об/мин) |
Вес | 99,3 кг |
Степень сжатия | 10,3 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный |
Впрыск | распределенный с электронным управлением |
Зажигание | электронное бесконтактное микропроцессорное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | пластиковый производителя Мотор Супер |
Выпускной коллектор | катализатор |
Распредвал | 2 шт., метки на шкивах смещены на 2 градуса |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Поршни | облегченные, производитель Federal Mogul |
Коленвал | от 11183 |
Ход поршня | 84 мм |
Горючее | АИ-92 |
Нормативы экологии | Евро-5/6 |
Расход топлива | трасса – 5,8 л/100 км смешанный цикл 6,8 л/100 км город – 8,6 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,2 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 0W30, 0W40, 5W30, 5W40, 10W30, 10W40, 15W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть, Mannol, Mobil, Castrol |
Масло для 21129 по составу | синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 4,4 л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс ДВС | заявленный 200000 км реальный неизвестен |
Регулировка клапанов | гидрокомпенсаторы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 7,8 л |
Помпа | с металлической крыльчаткой GBM |
Свечи на 21129 | BCPR6ES от NGK или отечественные АУ17ДВРМ |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | Gates, ширина 22 мм, ресурс 200000 км пробега |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | номер по каталогу 90915-10001 замена 90915-10003, с обратным клапаном |
Маховик | увеличенный размер демпфера |
Болты крепления маховика | коробка МТ – М10х1,25 мм, длина 26 мм, проточка 11 мм коробка АТ – М10х1,25 мм, длина 26 мм без проточки |
Маслосъемные колпачки | код 90913-02090 впускные светлые код 90913-02088 выпускные темные |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 800 – 850 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 39 Нм маховик – 62 – 87 Нм болт сцепления – 19 – 30 Нм крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный) головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90° |
Это второй мотор производителя с подобным объемом, но в первый раз были расточены цилиндры, а здесь использован комплексный подход для улучшения характеристик движков.
Проблемы
Не только отзывы о двигателе ВАЗ 21179, но еще и его цикл производства (его изготавливали очень мало времени), говорят о том, что это был не самый удачный вариант для производителей. Основными проблемами, с которыми сталкиваются владельцы являются следующие:
- К сожалению, силовой агрегат отличается повышенным потреблением смазывающей жидкости. Существует достаточно большое количество мнений о причинах масложора. Но скорее всего это происходит из-за особенностей конструкции, поскольку побороть повышенной потребление масла можно с помощью расточки цилиндров и достижению нормальных зазоров поршневой группы.
- Масляный насос в этом ДВС нередко заклинивает, и основной причиной того, что редукционный клапан остается в открытом положении является налипание продуктов сгорания на нем. Стоит внимательно следить за давлением смазки, поскольку его падение может повлиять на очень быстрый износ шеек распределительного и коленчатого вала.
- Также есть и другие поломки в виде регулярных течей масла из заглушек распределительного вала. Также иногда о кронштейн перегородки может перетереться трубка подачи топлива, что может привести к возгоранию. Ремень ГРМ тоже нередко рвется.
Нюансы конструкции
Базовую версию 21127 двигатель 21179 напоминает мало, так как изменилась и конструкция, и облик:
- фазировка впускных клапанов в пределах ±30 градусов;
- полые распредвалы с кулачками по методу порошковой металлургии;
- вихревая подача воздуха в камеру сгорания;
- система охлаждения цилиндров (рубашка);
- улучшенная конфигурация и объемы прокладки ГБЦ;
- ШПГ Federal Mogul;
- корейская помпа;
- наклонное сверление масляных каналов в шейках коленвала;
- полимерная крышка ГБЦ и цельнолитой алюминиевый поддон;
- маховик под сцепление 215 мм, которое рекомендовано производителем.
Прокладки мотора
ШПГ от Federal Mogul
Отличительной особенностью ДВС 21179 стал очень сложный и дорогой капитальный ремонт, даже при выполнении его собственными силами в гараже.
Головка блока цилиндров
Для изготовления головки блока цилиндров используется алюминий, как и у базового варианта двигателя. Но существует значительное отличие — в головке блока цилиндров ВАЗ-21179 устроена система добавочных маслоканалов к управляющему клапану фазовращателя, берущая начало от дополнительной точки подвода масла из блока между первыми двумя цилиндрами. В данном случае клапан выполняет роль соленоида, регулирующего поступление смазки в камеры системы VVT. Система смазки улучшена — в опоре впускного распредвала, которую пришлось для этого расширить, устроены два приёмных канала масла и один выпускной. Эти каналы через электроклапан определённым образом соединены с камерами фазовращателя, который поворачивается под их воздействием. Возможная утечка масла через сальники распределительных валов решена устройством сливных отверстий в передних опорах.
фотография головка блока ВАЗ-21179
Достоинства и минусы
Новый силовой привод изначально обладает рядом достоинств:
- крутящий момент увеличен, не только в диапазоне высоких оборотов, но и на низах;
- производительность маслонасоса увеличена вдвое;
- облегчены распредвалы, повышено сечение клапанов;
- в большую сторону изменился литраж и мощность мотора – 1,8 л и 122 л. с., соответственно;
- на впускном распредвале появился фазораспределитель;
- улучшены впускной и выпускной тракт, соблюдены нормы Евро-5;
- возможна доработка до протокола Евро-6, планируемого в 2020 году.
Фазораспределитель
Выпускной тракт
Для замены ремня ГРМ необходимо демонтировать половину оборудования под капотом. Попадаются бракованные клапаны немецкого производителя Mahle, производственные мощности которого по факту находятся в Китае. Отсюда повышенный расход масла до 3 л/1000 км, затем заменяется головка блока цилиндров, что очень дорого (капремонт вместо ТО).
Вкладыши коренного подшипника имеют канавку менее 180 градусов, в бугелях ответных проточек не имеется. Этот единственный недостаток сводит на нет использование новейшего маслонасоса повышенной производительности, каналов охлаждения между цилиндрами и увеличения диаметра клапанов.
Маслонасос GMB
Применение высококачественных деталей иностранных производителей не так однозначно, как задумывалось конструкторами:
- в любой момент после введения Евросоюзом санкций против РФ поставки могут прекратиться в одностороннем порядке;
- отечественная промышленность пока не в состоянии обеспечить подобную точность изготовления;
- моторы будут комплектоваться ШПГ, ремнями и роликами ГРМ низкого качества, ресурс снизится сразу наполовину, то есть до 70 – 80 тысяч км пробега.
Автоматический натяжитель
АвтоВАЗ остается практически единственным производителем в мире, который в принципе не может обеспечить необходимую точность изготовления деталей, поэтому на конвейере и используется селективная сборка, которая свидетельствует, не о продвинутых, а крайне убогих технологиях. Конструкторам легче «заставить машину» различать маркировку класса точности шатунных и коренных шеек коленвала и вкладышей, чем строго соблюдать один класс точности, как во всем цивилизованном мире.
Коленвал 21179
В результате заявленный ресурс остается под вопросом, так как используемой в конструкции смазки коренных вкладышей будет явно недостаточно, возможны задиры коленвала и капремонт уже через 50000 км пробега.
Блок цилиндров
Материал исполнения блока цилиндров двигателя 21179 традиционный — чугун. Но не традиционна начинка, новшесва: — в системе охлаждения — дополнительных каналов оригинального сечения между вторым и третьим цилиндрами, для повышение эффективности системы с целью увеличения ресурса поршневых колец, имевших высокий износ из-за перегрева межцилиндровых стенок; — в системе смазки — дополнительного, сообщающегося с основным, маслоканала между первыми двумя цилиндрами, для подвод масла в головке блока цилиндров к регулятору автоматического фазораспределения, фазовращателю;
фотография блок цилиндров ВАЗ-21179
В каких авто присутствует?
Первый в линейке производителя 1,8 л мотор 21179 устанавливается лишь на две марки авто производителя АвтоВАЗ:
- Лада Веста – с 2016 года, пятидверный пятиместный универсал или седан;
- Лада Икс Рей – с 2016 года, пятиместный пятидверный хетчбэк.
Это обусловлено тем, что характеристики двигателя больше заточены под французские коробки передач, которые на других машинах производителя пока не используются. В перспективе комплектация машин Гранта, Калина-2, Ларгус и Лада 4х4 NG.
Коробка АМТ робот для Икс Рей
Установить датчики
Установить датчик фаз 2, рисунок 13, и зафиксировать его болтом 1. Момент затяжки болта крепления 4…8 Н∙м (0,4…0,8 кгс∙м) (головка сменная Torx Е8, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Установить клапан 2, рисунок 12, регулирования положения распределительного вала и зафиксировать болтом 1. Момент затяжки болта крепления 5…8 Н∙м (0,5…0,8 кгс∙м) (головка сменная 8, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Установить датчик 1, рисунок 11, контрольной лампы давления масла. Момент затяжки датчика 25…30 Н∙м (2,5…3,0 кгс∙м) (головка сменная высокая 21, вороток, ключ моментный).
Установить датчик 5, рисунок 10, детонации и зафиксировать болтом 4. Момент затяжки болта крепления 15…24 Н∙м (1,5…2,4 кгс∙м) (головка сменная 13, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Техобслуживание
Реальный ресурс ДВС пока неизвестен из-за малого срока эксплуатации первых машин, сошедших с конвейера в 2016 году. Однако для его увеличения следует обслуживать двигатель 21179 по нижеприведенному регламенту:
- 10000 км пробега означают замену фильтра/масла;
- вдвое дольше, 30000 км ходит ремень генератора;
- через 45000 км меняют шланги/фитинги и антифриз;
- на 60000 км хватает свечей и аккумуляторов;
- около 180000 проходит оригинальный ремень ГРМ.
На 2022 год устройство ДВС считается самым совершенным в линейке производителя АвтоВАЗ. На практике его проект рассматривался еще с 2006 года, но постоянно откладывался до тех пор, пока наконец то не сложились благоприятно техническая, экономическая и рыночная ситуация в РФ. То есть АвтоВАЗ в этом проекте поставил на первое место энерговооруженность мотора, а не экономичный расход топлива, как обычно происходило до этого.
Установить коленчатый вал
Установить и закрепить блок цилиндров на стенд (таль электрическая или ручная, стенд для разборки и сборки агрегатов).
Подобрать комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников согласно таблицами 9 и 10 соответственно.
Комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников для ремонтного коленчатого вала подобрать согласно величине уменьшения диаметра коренных и шатунных шеек.
Маркировка величины уменьшения наносится на первой щеке коленвала (например, К 0,25; Ш 0,50). Маркировка размерности комплекта вкладышей наносится на упаковке. Кроме того, на вкладышах ремонтных размеров на наружной поверхности нанесена маркировка величиныремонтного уменьшения (-0,25; -0,50; -0,75; -1,00).
Смазать моторным маслом вкладыши коренных и шатунных подшипников, упорные полукольца, а также коренные и шатунные шейки коленчатого вала (масло моторное).
Уложить вкладыши в гнезда коренных подшипников блока. Вкладыши с проточкой установить на блок цилиндров в постели коренных подшипников, вкладыши без проточки – в крышки коренных подшипников.
Уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить в гнезда средней опоры два упорных полукольца.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
. Упорные полукольца установить выемками к упорным поверхностям коленчатого вала. Со стороны привода ГРМ установить сталеалюминевое полукольцо (дет. 2101-1005183), со стороны маховика – металлокерамическое (желтого цвета, дет. 2106-1005183).
Установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками. Метки на крышках должны располагаться со стороны установки водяного насоса.
Завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников. Момент затяжки болтов крепления 70…86 Н∙м (7,0…8,6 кгс∙м) (головка сменная 17, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Проверить вращение коленчатого вала. Вал должен вращаться от усилия руки свободно и без заеданий. При тугом вращении или наличии заеданий необходимо снять коленчатый вал и повторить операцию по подбору комплекта вкладышей.
Проверить осевой зазор коленчатого вала. Установить на блок цилиндров 1, рисунок 51, стойку 2 с индикатором 3. Опереть измерительный стержень индикатора на фланец коленчатого вала 4, как показано на рисунке 48, и выставить шкалу индикатора на ноль. Перемещая коленчатый вал с помощью отверток 5, замерить осевой зазор вала 4.
Осевой зазор коленчатого вала должен быть в пределах 0,06…0,26 мм. При осевом зазоре более 0,26 мм произвести регулировку зазора путем замены нормальных упорных полуколец увеличенными на 0,127 мм полукольцами. Увеличенные сталеалюминевые полукольца имеют на стальной основе маркировку «Р». Увеличенные металлокерамические полукольца не маркируются и имеют толщину 2,44…2,49 мм (штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ-10, отвертка плоская — 2 шт., микрометр типа МК 25-1).
Причины неполадок и устранение
В самых первых сошедших с конвейера в 2016 году моделях Весты и Икс-Рей, мотор 21179 эксплуатируется меньше двух лет. На данном этапе выявлено всего две неполадки, присущие исключительно этой модификации:
- повышенный расход масла – недостаточное качество клапанов производства КНР, необходима замена оригинальными деталями фирмы Mahle;
- износ коленвала и вкладышей – плохая смазка из-за недоработок производителя, требуется замена оригинальных бугелей вариантами предыдущих моторов с небольшой проточкой и вкладышей коренных подшипников с канавкой 180 градусов.
Топливная рампа
Остальные неисправности аналогичных 16 клапанным ДВС предыдущих поколений.
Неисправности и ремонт двигателя Лада Веста 1.8
Появление более тяжелых моделей в гамме АвтоВАЗ, вроде Vesta и X-Ray, вызвало необходимость разработки более мощного и тяговитого двигателя, нежели всем привычный 1.6 л. Этот вопрос был решен путем прибавки дополнительных 200 кубиков к приоровскому 21126. Подобный эксперимент уже производился и все помнят Ладу Приору 1.8 с мотором от Супер-Авто. Но новый двигатель 21179 отличается от прошлых версий. Этот мотор использует старый блок цилиндров от Приоры , высотой 197.1 мм, с чуть улучшенной системой охлаждения и с маслоканалом на фазовращатель. Установлены новые поршни диаметром 82 мм и высотой 26.7 мм, новый коленвал с ходом поршня 84 мм, шатуны 128 мм. Вес шатунов и поршней примерно аналогичен 126-му мотору. Все вместе это позволило получить рабочий объем 1.8 литра. Накрыли это все модифицированной ГБЦ 21126, установленной на адаптированной металлической прокладке. Впервые в Тольятти применили систему изменения фаз газораспределения на впускном распредвалу от INA. Диапазон регулировки 30 градусов, сами распредвалы полые, значительно облегченные. Установлены облегченные увеличенные впускные и выпускные клапаны, диаметр впускных 31 мм, выпускных 28 мм, диаметр ножки уменьшен до 5 мм. Эта голова получила улучшенную систему охлаждения, доработанные каналы, новые клапанные пружины. Двигатель 21179 гнет клапана, как и другие последние моторы АвтоВАЗ: , и т.д. Также был изменен блок управления двигателем на М86 (как на Весте), применена электронная дроссельная заслонка, более производительные форсунки, новый маслонасос, измененный масляный поддон, новая помпа, улучшенный выпускной коллектор. В отличие от 21129, мотор 21179 использует обычный пластиковый впускной коллектор без изменения длины. Все это позволило получить прибавку мощности и крутящего момента во всем диапазоне, в цифрах это выглядит как 122 л.с. при 6050 об/мин, крутящий момент 170 при 3750 об/мин. В приводе ГРМ используется зубчатый ремень, замена ремня желательна примерно через каждые 90 тыс. км.
Для моделей Лада старых семейств, данный мотор будет именоваться как 21176, на Нивах он же будет называться 21174. На базе 179-го разрабатывается двигатель 21238, с системой изменения фаз газораспределения на обоих распредвалах.
Проблемы и недостатки двигателей Лада 21179
Этот мотор эксплуатируется совсем недавно и пока нет информации по его надежности. Известно, что первые модели отличались повышенным расходом масла. Мы будем следить за этим мотором и в будущем опишем все неприятности, с которыми могут столкнуться владельцы.
Тюнинг движка
Стандартно для производителя АвтоВАЗ двигатель 21179 имеет потенциал минимум 150 л. с. Однако тюнинг затруднен следующими факторами:
- блок управления М86 – очень сложно изменить настройки ДВС онлайн;
- выпускной тракт – диаметр коллектора заужен для норм Евро-5, «паук» поставить практически невозможно.
Электронная дроссельная заслонка
Мотор 21179 изначально – уже заводской тюнинг версии 21127 и 21129, поэтому без возможности настройки контроллеров модернизировать его собственными силами редко кому удается.
Таким образом, мотор 21179 на 2022 год является лучшей версией 16 клапанного силового привода с двухвальной схемой DOHC. Изменениям подверглись все узлы, за исключением контроллеров управления и свечей, широко используются запчасти иностранных компаний, что не совсем правильно в момент санкций Евросоюза в отношении России.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Поршневая группа
Для ВАЗ 21179 разработаны облечённые поршни диаметром — 82 мм и высотой 26.7 мм, шатуны 128 мм, коленчатый вал, обеспечивающий ход поршня 84 мм. Вес кинематической пары поршень-шатун, если сравнивать с предыдущей модификацией 21126, практически не изменился, и приблизительно аналогичен 126-му мотору.
Высота днища поршня выросла на 1,3 мм, по сравнению с аналогичным агрегатом 1,6 л. Для увеличения хода поршня в цилиндре инженерам пришлось уменьшить длину шатуна до 128 мм., нижняя головка которого сделана по разрывному принципу.
Коленчатый вал, равно как и блок цилиндров, производятся на собственных производственных мощностях автогиганта. Шатунно-поршневая группа производится компанией-партнёром Federal Mogul — Восток, которая расположена в Тольятти, что минимизирует затраты на логистику. Все элементы производятся из облегчённых материалов, что положительно влияет на характеристики деталей и узлов. На юбку поршня наносится специальное графитовое покрытие, повышающее моторесурс, форма юбки изменена с целью увеличить пятно контакта. Поршневые кольца аналогичны, как и на других моделях мотора серии, за исключением маслосъемных, которые имеют напыление из хрома.
За ценой не постоим?
Блок цилиндров (БЦ) является самой трудоемкой деталью, требующей значительного количества металлорежущего, в основном автоматического оборудования. Его замена или модернизация требует огромных финансовых вложений. Поэтому при проектировании двигателя была сделана ставка на максимальное использование в конструкции серийных деталей, в первую очередь таких трудоемких, как БЦ.
Что значило бы, к примеру, заменить чугунный блок алюминиевым? Это повлекло бы пересмотр всей технологической цепочки: вместо существующих литейных линий нужно было бы закупать дорогостоящие машины для литья под давлением. А как это отразится на себестоимости, следовательно, и на продажной цене? Ведь алюминий дороже чугуна.
Его обработка производится на других режимах резания, поэтому все металлорежущее оборудование необходимо заменить или кардинально модернизировать. Из этих соображений и было решено обойтись малой кровью.
За основу нового двигателя была взята конструкция мотора ВАЗ-21127 или 21129, отличающихся между собой только прошивками. Это 16-клапанные агрегаты с рабочим объемом 1,6 л, которые устанавливаются на модели Priora, Kalina, Granta.
А блок цилиндров у них применяется от агрегата 21126, устанавливающегося на ВАЗ-2170 LADA Priora. В таблице приведены в качестве сравнения основные характеристики нового двигателя, его предшественника и ближайших конкурентов.
Наименование параметра | Марка двигателя | |||
ВАЗ-21127 | ВАЗ-21129 | HR16DE | ВАЗ-21179 | |
Модель автомобиля | LADA Kalina, LADA Granta | LADA XRAY, LADA Vesta | LADA XRAY, LADA Vesta | LADA XRAY, LADA Vesta |
Рабочий объем, см³ | 1596 | 1596 | 1598 | 1774 |
Степень сжатия | 11,0 | 10,5 | 10,7 | 10,3 |
Мощность, л. с. | 106 | 106 | 114 | 122 |
Крутящий момент, Нм | 148 | 148 | 156 | 170 |
Основа основ
Как было сказано выше, БЦ разработчики взяли от 126-го движка. При этом прирост рабочего объема обеспечили за счет увеличения не диаметра цилиндров, а хода поршней, что опять же объясняется стремлением сократить переделки основной корпусной детали. На первый взгляд отличия незаметны (да и на второй тоже). Тем не менее, разработчики приложили немало усилий, чтобы адаптировать блок к новым условиям:
- Между 1-м и 2-м цилиндрами появился дополнительный вертикальный маслоканал для подачи масла к фазорегулирующему устройству («фазеру»), которого на прежних движках не было.
- В процессе испытаний агрегата обнаружился повышенный износ поршневых колец. Выяснилось, что это вызвано недостаточным охлаждением межцилиндровых перемычек. Проблему решили путем сверления дополнительных наклонных отверстий, пересекающихся в теле перемычек (в виде буквы V).
- Ввели автоматический селективный контроль постелей коренных подшипников с нанесением соответствующей маркировки на торце блока (3 размерные группы).
- Перенесли место нанесения порядкового номера двигателя с заднего торца блока на левую сторону. Это сделано для того, чтобы номер мог читаться при продольной установке агрегата (на полноприводных машинах).
- Наконец, чтобы двигатель 1.8 вставал как на «Весту» (вазовская платформа), так и на XRAY, Largus (платформа B0), на переднем торце блока добавили резьбовые отверстия для крепления кронштейна правой установочной опоры двигателя.
Условия эксплуатации и факторы, влияющие на расход масла
Превышение нормы расхода моторной жидкости должно насторожить владельца автомобиля. Увеличиться потребление смазочного материала может в двигателях со значительным износом. В любом случае расход моторного масла необходимо периодически отслеживать. Недостаточное количество смеси в смазочной системе приводит к неисправностям, за которыми обычно следует необходимость проведения дорогостоящего ремонта.
Расход смазочной жидкости зависит от нескольких совокупных показателей:
- характеристики состояния двигателя внутреннего сгорания (сюда относятся не только возраст, мощность, рабочий объем цилиндров и степень износа, но и климатические условия, в которых он эксплуатируется, своевременное проведение техосмотра и ряд других факторов);
- состояние фильтра (забитый или поврежденный увеличит расход);
- тип конструкции ДВС (от вида топливного ресурса и способа его подачи зависит расход масла);
- технические характеристики и качественные показатели моторной жидкости.
Причина возникновения большого расхода моторного масла в двигателе может быть обусловлена условиями эксплуатации, повышенной нагрузкой, внешними неблагоприятными факторами и избыточным уровнем смазочного материала в системе.
Установить модуль впуска
Установить шланг вентиляции картера нижний на патрубок крышки головки цилиндров и зафиксировать хомутом (плоскогубцы).
Установить на модуль 4, рисунок 8, впуска новые уплотнители 5 газовых каналов.
Завести в отверстие модуля впуска шланг нижний вентиляции картера.
Установить модуль впуска на головку цилиндров. Завернуть и затянуть два болта 7 и три гайки 8 крепления модуля впуска с шайбами.
Момент затяжки болтов и гаек 21…26 Н∙м (2,1…2,6 кгс∙м) (головка сменная 13, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Установить две шайбы 2, навернуть и затянуть две верхние гайки 1 крепления модуля впуска к головке цилиндров. Момент затяжки гаек 3…5 Н∙м (0,3…0,5 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Присоединить элементы крепления жгута проводов форсунок к модулю впуска.
Установить новый уплотнитель 3 дроссельного патрубка.
Установить дроссельный патрубок 3, рисунок 7, на модуль впуска и закрепить тремя гайками 1 с шайбами 2. Момент затяжки гаек крепления модуля впуска 5…8 Н∙м (0,5…0,8 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Установить трубку 2, рисунок 6, с указателем 1 уровня масла в сборе и закрепить винтом 3 с шайбой 4 (отвертка крестообразная).
Нормы расхода масла после 2022 года
В феврале 2022 года АвтоВАЗ отправил руководителям дилерской сети информационное письмо №23-20 «По обращению потребителей с дефектом «повышенный расход масла» двигателей автомобилей LADA». В нем указывается, что в эксплуатации автомобилей возможны обращения потребителей с претензиями «сизый дым на выходе из системы выпуска, повышенный расход масла». В гарантийный период, для оценки необходимости диагностики двигателей, по аналогии применяемой ф. Renault, установлена и внесена в новые Руководства по эксплуатации автомобилей LADA контрольная величина расхода масла, которая составляет не более 0,5 л на 1000 км
пробега автомобиля. Также имеется дополнение по фактическому расходу масла, в зависимости от влияющих факторов, рекомендации потребителям по снижению расхода масла при эксплуатации автомобилей.
При этом указывается, что ИП № 62-12, № 48-17 (о которых шла речь выше) следует считать не действительными.
Вот, что добавили в руководство по эксплуатации автомобилем:
Фактический расход масла
. Расход масла предусмотрен конструкцией двигателя и не может быть равен нулю, иначе двигатель разрушится. Масло расходуется в основном через поршневые кольца и сальники клапанов, цель которых не абсолютное уплотнение, а дозирование проникновения масла для обеспечения смазки.Также в небольшом количестве масло расходуется через систему вентиляции картера. Эксплуатационный расход масла зависит от многих факторов:
- соблюдение потребителем условий эксплуатации в период обкатки автомобиля и соответственно качество приработки поверхностей трения двигателя;
- вязкостно-температурные свойства применяемого масла;
- качество применяемого масла;
- периодичность замены масла;
- температура окружающей среды;
- количество (уровень) масла в двигателе, поддерживаемое владельцем;
- стиль вождения владельцем автомобиля (режимы работы двигателя);
- маршруты движения, используемые владельцем.
Рекомендации для снижения расхода масла
:
- Строго соблюдайте рекомендации по обкатке автомобиля и двигателя (см. подраздел «Эксплуатация нового автомобиля» в разделе «Вождение автомобиля») для обеспечения оптимальной приработки деталей цилиндро-поршневой группы, качество поверхности которых значимо влияет на расход масла.
- Применяйте качественное топливо, обеспечивающее сохранность деталей цилиндро-поршневой группы.
- Применяйте качественные моторные масла для надежной смазки, охлаждения и удаления продуктов естественного износа с поверхностей трения без образования ненужных отложений шлама, лака и нагара.
- Соблюдайте рекомендации по соответствию вязкостнотемпературных свойств масла условиям окружающей среды для поддержания оптимальных условий смазки.
- Поддерживайте уровень масла между метками MIN и MAX.
- Соблюдайте периодичность замены масла.
- Регулярно проводите техническое обслуживание двигателя.
- Водите автомобиль с использованием умеренных частот вращения двигателя, с плавными разгонами, с разрешенными скоростями. Поскольку расход масла тем выше, чем выше нагрузка и частота вращения двигателя.
- По возможности минимизируйте частоту использования режима торможения двигателем (движение с отпущенной педалью акселератора и с включенной пониженной передачей в коробке передач, когда колеса через трансмиссию вращают двигатель).
- Выбирайте рациональные маршруты движения, минимизирующие количество остановок, троганий, разгонов.
Нормы расхода масла после 2022 года
В феврале 2022 года АвтоВАЗ отправил руководителям дилерской сети информационное письмо №23-20 «По обращению потребителей с дефектом «повышенный расход масла» двигателей автомобилей LADA». В нем указывается, что в эксплуатации автомобилей возможны обращения потребителей с претензиями «сизый дым на выходе из системы выпуска, повышенный расход масла». В гарантийный период, для оценки необходимости диагностики двигателей, по аналогии применяемой ф. Renault, установлена и внесена в новые Руководства по эксплуатации автомобилей LADA контрольная величина расхода масла, которая составляет не более 0,5 л на 1000 км
пробега автомобиля. Также имеется дополнение по фактическому расходу масла, в зависимости от влияющих факторов, рекомендации потребителям по снижению расхода масла при эксплуатации автомобилей.
При этом указывается, что ИП № 62-12, № 48-17 (о которых шла речь выше) следует считать не действительными.
Вот, что добавили в руководство по эксплуатации автомобилем:
Фактический расход масла
. Расход масла предусмотрен конструкцией двигателя и не может быть равен нулю, иначе двигатель разрушится. Масло расходуется в основном через поршневые кольца и сальники клапанов, цель которых не абсолютное уплотнение, а дозирование проникновения масла для обеспечения смазки.Также в небольшом количестве масло расходуется через систему вентиляции картера. Эксплуатационный расход масла зависит от многих факторов:
- соблюдение потребителем условий эксплуатации в период обкатки автомобиля и соответственно качество приработки поверхностей трения двигателя;
- вязкостно-температурные свойства применяемого масла;
- качество применяемого масла;
- периодичность замены масла;
- температура окружающей среды;
- количество (уровень) масла в двигателе, поддерживаемое владельцем;
- стиль вождения владельцем автомобиля (режимы работы двигателя);
- маршруты движения, используемые владельцем.
Рекомендации для снижения расхода масла
:
- Строго соблюдайте рекомендации по обкатке автомобиля и двигателя (см. подраздел «Эксплуатация нового автомобиля» в разделе «Вождение автомобиля») для обеспечения оптимальной приработки деталей цилиндро-поршневой группы, качество поверхности которых значимо влияет на расход масла.
- Применяйте качественное топливо, обеспечивающее сохранность деталей цилиндро-поршневой группы.
- Применяйте качественные моторные масла для надежной смазки, охлаждения и удаления продуктов естественного износа с поверхностей трения без образования ненужных отложений шлама, лака и нагара.
- Соблюдайте рекомендации по соответствию вязкостнотемпературных свойств масла условиям окружающей среды для поддержания оптимальных условий смазки.
- Поддерживайте уровень масла между метками MIN и MAX.
- Соблюдайте периодичность замены масла.
- Регулярно проводите техническое обслуживание двигателя.
- Водите автомобиль с использованием умеренных частот вращения двигателя, с плавными разгонами, с разрешенными скоростями. Поскольку расход масла тем выше, чем выше нагрузка и частота вращения двигателя.
- По возможности минимизируйте частоту использования режима торможения двигателем (движение с отпущенной педалью акселератора и с включенной пониженной передачей в коробке передач, когда колеса через трансмиссию вращают двигатель).
- Выбирайте рациональные маршруты движения, минимизирующие количество остановок, троганий, разгонов.
Нормы расхода масла после 2022 года
В феврале 2022 года АвтоВАЗ отправил руководителям дилерской сети информационное письмо №23-20 «По обращению потребителей с дефектом «повышенный расход масла» двигателей автомобилей LADA». В нем указывается, что в эксплуатации автомобилей возможны обращения потребителей с претензиями «сизый дым на выходе из системы выпуска, повышенный расход масла». В гарантийный период, для оценки необходимости диагностики двигателей, по аналогии применяемой ф. Renault, установлена и внесена в новые Руководства по эксплуатации автомобилей LADA контрольная величина расхода масла, которая составляет не более 0,5 л на 1000 км
пробега автомобиля. Также имеется дополнение по фактическому расходу масла, в зависимости от влияющих факторов, рекомендации потребителям по снижению расхода масла при эксплуатации автомобилей.
При этом указывается, что ИП № 62-12, № 48-17 (о которых шла речь выше) следует считать не действительными.
Вот, что добавили в руководство по эксплуатации автомобилем:
Фактический расход масла
. Расход масла предусмотрен конструкцией двигателя и не может быть равен нулю, иначе двигатель разрушится. Масло расходуется в основном через поршневые кольца и сальники клапанов, цель которых не абсолютное уплотнение, а дозирование проникновения масла для обеспечения смазки.Также в небольшом количестве масло расходуется через систему вентиляции картера. Эксплуатационный расход масла зависит от многих факторов:
- соблюдение потребителем условий эксплуатации в период обкатки автомобиля и соответственно качество приработки поверхностей трения двигателя;
- вязкостно-температурные свойства применяемого масла;
- качество применяемого масла;
- периодичность замены масла;
- температура окружающей среды;
- количество (уровень) масла в двигателе, поддерживаемое владельцем;
- стиль вождения владельцем автомобиля (режимы работы двигателя);
- маршруты движения, используемые владельцем.
Рекомендации для снижения расхода масла
:
- Строго соблюдайте рекомендации по обкатке автомобиля и двигателя (см. подраздел «Эксплуатация нового автомобиля» в разделе «Вождение автомобиля») для обеспечения оптимальной приработки деталей цилиндро-поршневой группы, качество поверхности которых значимо влияет на расход масла.
- Применяйте качественное топливо, обеспечивающее сохранность деталей цилиндро-поршневой группы.
- Применяйте качественные моторные масла для надежной смазки, охлаждения и удаления продуктов естественного износа с поверхностей трения без образования ненужных отложений шлама, лака и нагара.
- Соблюдайте рекомендации по соответствию вязкостнотемпературных свойств масла условиям окружающей среды для поддержания оптимальных условий смазки.
- Поддерживайте уровень масла между метками MIN и MAX.
- Соблюдайте периодичность замены масла.
- Регулярно проводите техническое обслуживание двигателя.
- Водите автомобиль с использованием умеренных частот вращения двигателя, с плавными разгонами, с разрешенными скоростями. Поскольку расход масла тем выше, чем выше нагрузка и частота вращения двигателя.
- По возможности минимизируйте частоту использования режима торможения двигателем (движение с отпущенной педалью акселератора и с включенной пониженной передачей в коробке передач, когда колеса через трансмиссию вращают двигатель).
- Выбирайте рациональные маршруты движения, минимизирующие количество остановок, троганий, разгонов.
История возникновения
Мотор же 21179 в головах инженера уже вынашивался намного раньше, нежели вы можете себе представить. Еще на закате СССР разработчики стали задумываться о проекте Lada C и о его силовых агрегатах. Уже тогда инженеры «знали» этот мотор по его особенностям и силовым характеристикам. Но сложная экономическая ситуация того времени и распад СССР заставил инженеров и вовсе забыть проект Лада-Ц.
И вот спустя долгое время, когда на пост главного менеджера АвтоВАЗа приходит Бу Андерсон, проект заново поднимается и разрабатывается.
Главной задачей было создание мотора с хорошим низовым крутящим моментом, чего так не хватало АвтоВАЗу для ощущения уверенной комфортной езды. «Тракторные» 8-кл моторы давно изжили себя, но новые 16-кл моторы имели более «спортивный» характер. Ситуацию подправил еще тогдашний 21127 мотор, ныне уже 21129, который устанавливается На Весту, иксрэй, и на другие модели АвтоВАЗа. За счет установленного на нем впускного ресивера с изменяемой геометрией, крутящий момент с низов начинался куда ранее в отличии от «Приоромотора» (21126) и его полка была куда дальше, вплоть до отсечки. Но с началом производства седана с большей массой — Весты, и хэтчбэком Иксрэй — потребность в низовых моторах вновь появилась.
Мотор долго обкатывался и тестировался. В итоге, в процессе тестирования выяснилось, что кольца залегли уже на 4т.км., в итоге жаровой пояс повысили и проблема исчезла.
Ниссановский мотор HR16DE мощностью 110 л.с. вполне справляется со своей задачей на переднем приводе. Но при наличии полного привода — он будет напрягаться, греться, много жрать и не ехать.
Еще одним фактором создания мотора 21179 служит экономика и политика. По скольку нисановский мотор хоть и собирается у нас, но все же принадлежит ниссану. И в случае неблагоприятной экономической ситуации, повышения курса валют, стоимость его производства и реализации может оказаться попросту нерентабельна.
Начало производства мотора 21179
Еще в 2014 году пошли слухи о возможном производстве двигателя с объемом 1,8л с фазовращателями. И все же это стало реальностью. Ранее ОПП и дочернее предприятие «Супер-Авто» уже занимались постройкой и установкой двигателя 1,8л с индексом 21128, который устанавливали на Приору Спорт. Но тот двигатель не отличался особым ресурсом.
Объем масляного картера
Этот момент будет полезен тем, кто собирается менять масло в двигателе. С разной трансмиссией, объем заливаемого масла в двигатель так же разный.
ВАЗ 21129 мкпп рено (литой картер) = 4,4л
ваз 21129 робот (штампованный кратер)= 3,2л
Ресурс двигателя составляет 200км. Но на практике, нужно следить за состоянием роликом, помпы и ремня ГРМ, поскольку при заклинивании отдельных элементов клапана встретятся с поршневой группой, и тогда тем и другим придет конец. Помимо того, во время удара этих элементов, не редко встречается, что чуть гнется коленвал. Ездить с таким коленвалом можно, но будет огромный расход масла.
Подшипники скольжения, их виды и роль в работе ДВС.
Коренные и шатунные вкладыши – это две разновидности подшипников скольжения. Производятся они по одной технологии и отличаются друг от друга лишь внутренним диаметром (у вкладышей шатунов этот диаметр меньше).
Главная задача вкладышей – преобразование поступательных движений (вверх-вниз) во вращательные и обеспечение бесперебойной работы коленчатого вала, чтобы тот не износился раньше срока. Именно для этих целей вкладыши устанавливаются под строго определенным зазором, в котором поддерживается строго заданное давление масла.
Если зазор этот увеличивается, давление моторного масла в нем становится меньше, а значит, шейки газораспределительного механизма, коленчатого вала и пр. важных узлов изнашиваются намного быстрее. Стоит ли говорить, что слишком сильное давление (уменьшенный зазор) также не несет в себе ничего положительного, так как создает дополнительные препятствия в работе коленчатого вала, он может начать подклинивать
Вот почему так важно контролировать данный зазор, что невозможно без использования в ремонтных работах динамометрического ключа, знания необходимых параметров, которые прописываются производителем в технической литературе по ремонту двигателя, а также соблюдения момента затяжки коренных и шатунных вкладышей. К слову, усилие (момент) затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей различен
Обращаем ваше внимание, что приводимые нормативы актуальны только при применении новых комплектов деталей, так как сборка/разборка бывшего в работе узла за счет его выработки не может гарантировать соблюдении необходимых зазоров. Как вариант, в данной ситуации при затяжке болтов можно ориентироваться на верхнюю границу рекомендуемого момента, либо можно использовать специальные ремонтные вкладышами с четырьмя разными размерами, отличающимися друг от друга на 0,25 мм, при условии шлифовки коленвала до тех пор, пока минимальный зазор между трущимися элементами не станет составлять 0,025/0,05/0,075/0,1/0,125 (в зависимости от имеющегося зазора и используемого ремонтного изделия)
Примеры конкретных моментов затяжки болтов крышек шатунных и коренных вкладышей для некоторых автомобилей семейства ВАЗ.
Модель автомобиля | Момент затяжки крышки постелей, Н*м (кгс.м.) | Момент затяжки вкладышей шатунов, Н*м (кгс.м.) |
ВАЗ 2108 | 69,0–84,0 (6,9–8,4) | 44,0–54,0 (4,4–5,4) |
ВАЗ 2106 | 68,31–84,38 (6,97–8,61) | 43,32–53,51 (4,42–5,4) |
Lada Priora | 68,31-84,38 (6,97-8,61) | 43,3-53,5 (4,42-5,46) |
Тюнинг автомобиля ВАЗ 2110, 2111, 2112 Десятка — Распределительный вал
Снимаем зубчатый шкив распределительного вала (см. Составной шкив привода распределительного вала восьмиклапанного двигателя).
Чтобы не потерять шпонку шкива, извлекаем ее из паза распределительного вала.
Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления кронштейна троса привода дроссельной заслонки к ресиверу…
…и снимаем кронштейн.
Крестообразной отверткой ослабляем хомуты крепления двух отводящих шлангов вентиляции картерных газов и снимаем шланги со штуцеров клапанной крышки.
Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления подводящего шланга вентиляции картерных газов и снимаем шланг.
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления клапанной крышки.
Снимаем клапанную крышку.
В отверстиях клапанной крышки установлены резиновые уплотнительные втулки.
Снимаем прокладку клапанной крышки.
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления наконечников «массовых» проводов к шпилькам заглушки головки блока цилиндров и снимаем провода со шпилек.
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки…
…и один болт крепления заглушки.
…и ее уплотнительное кольцо.
Ключом «на 13» равномерно в несколько приемов (до снятия давления пружин клапанов) отворачиваем десять гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала.
Снимаем со шпилек передний…
…и задний корпусы подшипников распределительного вала.
Немного отведя от головки блока цилиндров заднюю крышку ремня привода ГРМ, снимаем распределительный вал.
Снимаем сальник распределительного вала.
Устанавливаем тюнинговый распределительный вал в следующей последовательности.
Очищаем сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и корпусов подшипников от герметика и масла.
Смазываем моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала. Укладываем вал в опоры головки блока цилиндров таким образом, чтобы кулачки первого цилиндра были направлены вверх (на рисунке показано положение кулачков первого цилиндра при укладке распределительного вала в опоры головки блока цилиндров).
На поверхности головки блока цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников в зоне крайних опор, наносим тонкий слой герметика (стрелки).
Устанавливаем корпуса подшипников и затягиваем гайки их крепления в два приема.
Предварительно затягиваем гайки в последовательности, указанной на рис., до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке блока цилиндров.
При этом необходимо следить за тем, чтобы установочные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда. Окончательно затягиваем гайки моментом 21,6 Н.м (2,2 кгс.м) в той же последовательности.
После затяжки гаек тщательно удаляем остатки герметика.
Смазав моторным маслом рабочую кромку нового сальника, подходящим отрезком трубы запрессовываем его.
Устанавливаем зубчатый шкив распределительного вала и ремень привода ГРМ. (см. Составной шкив привода распределительного вала восьмиклапанного двигателя).
Поворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ.
Затем поворачиваем коленчатый вал еще на 40-50° (2,5–3 зуба на шкиве распределительного вала).
В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого…
… и третьего кулачков распределительного вала.
Зазор между кулачками распределительного вала и шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм для выпускных. Допуск на зазоры для всех кулачков составляет ±0,05 мм.
Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.
Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.
Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).
Нажимая на рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель…
…и устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении.
Переводим рычаг приспособления в верхнее положение.
Пинцетом через прорезь толкателя поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу.
При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками.
Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз. Вставив ребро другой отвертки (с жалом шириной не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель.
Вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.