Двигатель ВАЗ 1111 — разработка отечественного автопроизводителя, которая устанавливалась в автомобиль Ока. Точный рабочий объем этого силового агрегата составляет 649 кубических сантиметров. При этом, мотор способен выдавать максимальную мощность до 30 лошадиных силы.
Такие показатели производителям удалось получить благодаря двум цилиндрам, на каждом из которых установлено по 4 клапана. Питание двигателя осуществлялось с помощью карбюратора. А если рассуждать не совсем серьезно, то производители просто отпилили половину от всеми любимого мотора, устанавливаемого под капот ВАЗ-2108.
Технические характеристики
Объем двигателя, куб.см | 649 |
Максимальная мощность, л.с. | 30 |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. | 44 (4) / 3400 |
Используемое топливо | Бензин АИ-92 |
Расход топлива, л/100 км | 4.7 |
Тип двигателя | Рядный, 2-цилиндровый |
Доп. информация о двигателе | Карбюратор, верхнеклапанная система газораспределения с верхним расположением распределительного вала |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 30 (22) / 5600 |
Диаметр цилиндра, мм | 76 |
Ход поршня, мм | 71 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
«Ока» СеАЗ
В 2006 году подразделение малолитражных автомобилей в Набережных Челнах была продано , и поэтому производство «маленького Камаза» была свергнуто, и «Ока» выпускалась теперь только на Серпуховском заводе. Но спрос на морально устаревший автомобиль был уже не тот, и чтобы как-то вызвать интерес у покупателей, на СеАЗ приняли решение модернизировать марку.
В 2006 году «Ока» стала комплектоваться двигателем китайского производства объемом 1,0 л, модификация получила название СеАЗ-11116. Но спрос на машину падал, к тому же выпускать малолитражку было нерентабельно, и в 2008 году серийное производство модели было прекращено.
Особенности
Двигатель ВАЗ 1111 Ока работает по такому принципу, что весь его процесс происходит всего за два оборота коленчатого вала. Это дает возможность силовому агрегату не испытывать больших нагрузок в виде вибраций. Но если такие и будут возникать, то для того, чтобы их компенсировать производители установили два уравновешивающих вала, направленных на снижение вибраций.
Управление подачей топливной смеси осуществляется с помощью карбюратора. Система смазки создается с помощью установки шестеренчатого насоса, что дает возможность забирать моторное масло из картера и доставлять его к парам трения распредвала и коленвала. При этом орошение цилиндров происходит путем образования масляного тумана в ходе работы, а механизм газораспределения и шторки клапанов смазываются самотеком.
Вес двигателя ВАЗ 1111 составляет всего 66.5 килограмм без сцепления и коробки переключения передач. Поэтому его мощности вполне достаточно для достижения нормальных показателей разгона для автомобиля, под капотом которого он установлен.
Головка блока цилиндров изготавливается из алюминия, что позволяет получить сравнительно небольшую массу силового агрегата, при этом сам блок изготовлен из чугуна. Газораспределительный механизм приводится в движение ремнем.
Диаметр цилиндра составляет 76 миллиметров, а ход поршней в них равен 71 миллиметр. Благодаря такому сочетанию удается получить степень сжатия в 9.9 к одному.
Устройство двигателя ВАЗ 1113
1 — поддон картера; 2 — уравновешивающий вал; 3 — блок цилиндров; 4 — маслоприемник; 5 — крышка первого коренного подшипника; 6 — масляный насос; 7 — шкив привода генератора; 8 — коленчатый вал; 9 — зубчатый ремень привода распределительного вала; 10 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 11 — масляный фильтр; 12 — натяжной ролик; 13 — распределительный вал; 14 — зубчатый шкив распределительного вала: 15 — крышка головки цилиндров; 16 — крышка иаспозаливной горловины; 17-корпус подшипников распределительного вала; 18 — топливный насос; 19 — корпус вспомогательных агрегатов; 20 — эксцентрик для привода топливного насоса; 21 — датчик момента искрообразования; 22 — регулировочная шайба; 23 — толкатель клапана; 24 — направляющая втулка клапана; 25 — клапан; 26 — седло клапана; 27 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 28 — поршень; 29 — шатун; 30 — указатель уровня масла; 31 — маховик; 32 — шестерня привода уравновешивающих валов; 33 — шестерня уравновешивающего вала; 34 — держатель заднего сальника коленчатого вала.
Преимущества
Поскольку объем двигателя ВАЗ 1111 составляет всего 649 кубических сантиметров, который достигается всего с двух цилиндров, о положительных качествах говорить практически не приходится. Если тянуть за уши, то можно привести несколько примеров:
- Простота обслуживание и доступность запасных частей. Поскольку этот мотор по факту является половинкой двигателя на 1.3 литра автомобиля ВАЗ 2108, то все запчасти взаимозаменяемы.
- Небольшой расход. Но это лишь субъективное понятие, поскольку мотом с таким объемом не может сжигать большое количество топлива в принципе.
Размеры поршневой
Дефектовка деталей двигателя
При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по диаметру и массе, а также поршневые пальцы к поршням по диаметру и шатуны по массе.
На днище поршня выбиты следующие данные:
1
— класс поршня по отверстию под палец (1, 2, 3)
2
— класс поршня по диаметру (А, B, C, D, E)
3
— стрелка, показывающая направление установки поршня
4
— группа по массе (нормальная — «Г», увеличенная на 5 г — «+», уменьшенная на 5 г — «-«)
5
— ремонтный размер (диаметр увеличен на 0,4 мм — D, на 0,8 — Е)
Класс цилиндров (А, B, C, D, E) выбит на нижней плоскости блока (привалочной плоскости под масляный картер).
Для удобства подбора поршней к цилиндрам по диаметру те и другие делятся на пять классов: A, B, C, D, E (через 0,1 мм). В запасные части поставляются поршни номинального размера трех классов A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер – увеличенный на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм.
По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы.
Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляются кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,4 и 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.
Номинальные размеры диаметров цилиндров и поршней, мм
При подборе поршней к цилиндрам определите зазор между ними как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра.
Номинальный зазор установлен 0,025- 0,045 мм, предельно допустимый — 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Под ремонтный размер растачивают оба цилиндра, даже если зазор между поршнем и цилиндром превышает предельно допустимый только в одном цилиндре.
Поршневые пальцы делятся по диаметру на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской. Класс поршня по пальцу выбит на днище поршня, а класс шатуна по пальцу – на крышке шатуна.
Размерные классы поршневых пальцев и поршней
Подбор вкладышей коленчатого вала
Номинальный диаметр шеек коленчатого вала, мм:
коренных 50,799-50,819 шатунных 47,830-47,850
Шейки коленчатого вала можно прошлифовать до одного из четырех ремонтных размеров с уменьшением номинального диаметра шеек, мм:
Проблемы
Несмотря на небольшое количество преимуществ, проблемы с этим двигателем возникают довольно часто. Но это и неудивительно, поскольку характеристики двигателя ВАЗ 1111 явно способствуют такому. Среди основных негативных качеств можно отметить следующие:
- При обрыве ремня газораспределительного механизма гнет клапана. В отличие от своего собрата ВАЗ 11113, клапанный механизм выходит из строя, и нередко соприкасается с поршнями, поэтому следить за ремнем нужно очень внимательно.
- Шестерни балансировочных валов изготовлены из текстолита, который является довольно мягким материалом. Это влечет за собой то, что после прохождения небольшого пробега они просто ломаются.
- Система охлаждения силового агрегата приносит владельцам автомобилей с таким двигателем большое количество проблем. Но все вызвано не тем, что она недостаточно проработана, а тем, что детали в ней недостаточно качественные.
- Под капотом автомобиля постоянно слышны непонятные звуки, причиной которых являются неотрегулированные клапана. Несмотря на всю кажущуюся серьезность, это исправляется очень легко, даже самостоятельно в гараже.
- Прокладка головки блока цилиндров очень некачественная, поэтому она может пробиться буквально через несколько километров пробега.
- Система зажигания слабо защищена от попадания влаги, поэтому передвигаться на автомобиле с таким мотором под капотом в дождливую погоду крайне не рекомендуется.
- Карбюратор может выкидывать свои капризы, поэтому двигатель нередко начинает работать нестабильно, а порой и вовсе “троит”.
Надежность, слабые места, ремонтопригодность
Надежность
Несмотря на маленькие размеры и наличие слабых мест автовладельцы считают ВАЗ-1111 надежным, экономичным и неприхотливым двигателем. Многочисленные отзывы являются ярким подтверждением сказанного.
Например, Владимир пишет: «… пробег 83400 км… доволен, проблем не знаю. В -25 заводится легко. Масло меняю через 5-6 тыс. км…».
Дмитрий: «… двигатель надежный и неприхотливый. За время использования ни разу в него не лазил. Крутится он довольно бодро. Динамика неплохая, особенно для меня – любителя спокойной и аккуратной езды. В случае необходимости автомобиль разгоняется до 120 км/ч. Расход топлива небольшой. На 10 литрах по городу можно проехать в среднем 160-170 км…».
Большинство автолюбителей отмечают, что поломки в двигателе возникают не часто, в основном из-за недосмотра самого водителя. Постоянное внимание двигателю – и проблем не возникнет. Об этом можно прочитать почти в каждом отзыве.
Конечно, есть и отрицательные высказывания. Пример такого отзыва от НЕМО: «… вечно дохнущие коммутатор и спаренная катушка, переливающий карбюратор, у которого иголки — расходный материал, но запуск в -42 на стоянке уверенный…». Но таких (отрицательных) отзывов единицы.
При модернизации двигателя конструкторы фактор надежности ставят во главу угла. Так, после очередной доработки более надежными стали коленчатый и распределительный валы.
Заявленный производителем пробег так же говорит о надежности мотора.
Слабые места
Несмотря на уменьшение габаритов мотора, избежать слабых мест не удалось.
Вибрация. Несмотря на конструктивные попытки (установка уравновешивающих валов, специальный коленвал) устранить это явление на двигателе полностью не удалось. Основная причина усиленной вибрации заключается в двухцилиндровом исполнении агрегата.
Нередко автолюбителей беспокоит невозможность запуска двигателя «на горячую». Здесь в большинстве случаев вина возлагается на топливный насос, точнее на его проблемную диафрагму.
Для успешного пуска нужно выждать некоторое время (пока не охладится насос или, в крайнем случае, положить на него мокрую ветошь). Диафрагму насоса желательно заменить.
Возможность перегрева. Происходит из-за водяного насоса или термостата. Низкое качество комплектующих, а порой небрежная сборка лежат в основе выхода из строя этих узлов.
Автовладельцу остается лишь более внимательней контролировать температуру ОЖ и при первой возможности заменить неисправные узлы.
Стуки в моторном отсеке при работе двигателя. Причину нужно искать в неотрегулированных клапанах.
Кроме этого, при прогреве двигателя после его запуска обычно стучат уравновешивающие валы. Это конструктивная особенность мотора к которой придется привыкнуть.
Прогорание прокладки ГБЦ. Может происходить по причине заводского брака, связанного с установкой или при неправильной (не полной) затяжке крепления головки.
Для двигателя ВАЗ-11113 дополнительно слабым местом являются отказы в работе электроники, особенно датчиков. Проблему можно решить только силами автосервиса.
Техническое обслуживание
Производители заявляют, что в условиях современного использования и правильного обслуживания, двигатель ВАЗ 1111 имеет ресурс 120 тысяч километров. Поэтому, несмотря на большое количество неисправностей, эти агрегаты можно считать вполне надежными, особенно учитывая их категорию.
Главное вовремя проходить техническое обслуживание, регламентный срок которого составляет 15 тысяч километров. ТО предусматривает замену масла, при этом нужно использовать синтетические масла, а если вы будете заливать полусинтетику, то её нужно менять раз в 10 тысяч километров. Также не стоит забывать о том, что необходимо промыть масляную систему и заменить соответствующий фильтр. Выбирая какое масло лить в мотор ВАЗ 1111 Ока нужно знать, что туда входит 2.5 литра смазки с маркировкой 5W-30.
Каждые 30 тысяч пробега необходимо делать регулировку клапанных зазоров двигателя. Но к сожалению, все обращаются в сервис или осуществляют эту операцию самостоятельно только при необходимости. На этом же пробеге рекомендуется очистить карбюратор и отрегулировать холостой ход.
Спустя 60 тысяч пробега нужно заменить охлаждающую жидкость, поскольку если не сделать это вовремя, то субстанция начнет терять свои смазочные свойства, что приведет к снижению ресурса системы. При таком же пробеге обязательно нужно заменить ремень привода газораспределительного механизма.
Маленький КАМАЗ
Хотя разработка малолитражки велась в Серпухове, в серийное производство ее предполагалось запустить в Елабуге, а так как город находится на реке Кама, то и модели было присвоено название «Кама» ВАЗ 1111. Но в связи с нестабильной экономикой тогда еще в Советском Союзе планам было не суждено сбыться – выпуск марки в намеченном объеме (900 тысяч авто в год) не получился, а Елабужский завод был перепрофилирован. ВАЗ-1111 стали производить в меньших объемах, и на других предприятиях:
- на Волжском автозаводе в Тольятти;
- в Серпухове (СеАЗ);
- в Набережных Челнах (ЗМА).
В Тольятти выпуск малолитражной автомашины продолжался недолго – ее производство на основном конвейере АвтоВАЗа было нерентабельным, и в 1995 году «Оку» сняли с конвейерной линии. Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах выпускал «Оку» до 2005 года, и на шильдиках малолитражек гордо красовались буквы «КАМАЗ».
Тюнинг
Как бы это смешно не звучало, но владельцы автомобилей с такими моторами иногда их немного кастомизируют. Чаще всего делают инжектор ВАЗ 11113, устанавливая туда систему питания от силового агрегата ВАЗ-21083i. Но это стоит очень дорого, а также отнимает достаточное количество сил. Если учитывать все затраты, то легче установить под капот автомобиля китайский силовой агрегат TJ376QE, выдающий мощности. А туда уже можно даже прикрутить небольшую турбину, на свой страх и риск.
Основные неисправности
Дополнительный шум могут вызывать повышенные клапанные зазоры. Устраняется регулировкой. Вибрация же имеет причину конструктивную и обусловлена работой всего 2-х поршней, которые имеют рабочий ход только за 2 оборота КВ, то есть в процессе работы 1 поршень проворачивает КВ на 360 о .
Похожие статьи
- Меняем сальник распредвала на 16 клапанной ваз-2112 своими руками
Прогар прокладки головки цилиндров. Он вызван неточностью изготовления прокладок на заводах и неправильной затяжкой головки блока, допускающий неполное обжатие прокладки. При ремонте не допускается повторное использование этого уплотняющего элемента
Требуется обязательная замена, при этом стоит обращать внимание на поверхность прокладки и в случае обнаружения задиров не стоит ее использовать
Сложности при запуске горячего 750 см 3 двигателя обусловлены диафрагмой топливного насоса и компоновкой моторного отсека. Повышенные рабочие температуры блока двигателя приводят к образованию топливных паров в полостях насоса, а агрегат не предназначен для перекачивания газообразной среды.
При возникновении неисправности на трассе достаточно положить смоченную тряпку на корпус насоса. Этого будет достаточно для того, чтобы доехать до места базирования и выполнить замену диафрагмы.
Потеря искры. Система искрообразования в цилиндрах выполнена по бесконтактной схеме с применением катушки зажигания. Расположение катушки допускает попадание воды при прохождении луж. Это вызывает отказ элемента, повышающего напряжение, и выражается в невозможности запустить двигатель.
Система охлаждения. Имеет те же проблемы, что и все двигатели ВАЗ. Низкое качество исполнение помпы приводит к ее отказу, что в свое время влечет перегрев двигателя. Тоже относится и к надежности термостата. При возникновении проблем требуется замена элементов.
Отказы электронных датчиков. Обусловлены некачественным исполнением электроники российскими производителями, а также низкой культурой сборки силовых агрегатов, допускающих неполную фиксацию датчиков на корпусе мотора.
Похожие статьи
Как самостоятельно поменять ремень грм на автомобиле ваз 2110 (8 клапанов)?