В чем разница между контактной и бесконтактной системами зажигания?


В техническом и конструктивном плане автомобиль представляет собой достаточно сложное средство передвижения. Входящие в него узлы и механические детали и системы в нем должны работать слажено и исправно. При повреждении одного узла и неисправной работе любой детали может произойти существенное отклонение в функциональности автомобиля или его поломка. Среди большинства важных конструкций авто одной из наиболее значимых считается система зажигания. Она существенно влияет на возможность бесперебойной эксплуатации авто. Сегодня известно о трех разновидностях систем зажигания, которые могут быть установлены на автомобиле: контактное, бесконтактное и микропроцессорное. Последнее считается самым новым достижением в автомобилестроении. В этом полезном материале подробнее будут рассмотрены бесконтактные и контактные системы, а также описаны их различия.

Катушка контактной системы зажигания

В контактной системе зажигания катушка состоит из нескольких важнейших элементов: сердечника, первичной и вторичной обмотки, картонной трубки, прерывателя и добавочного резистора. Особенность первичной обмотки по сравнению со вторичной – меньшее число витков медного провода (до 400). Во вторичной обмотке катушки их число может достигать 25 тысяч, но при этом их диаметр в разы меньше. Все медные провода в катушке зажигания хорошо изолированы. Сердечник катушки уменьшает образование вихревых токов, он состоит из полосок трансформаторной стали, которые также друг от друга хорошо изолированы. Нижняя часть сердечника устанавливается в специальный фарфоровый изолятор. Сейчас нет надобности перечислять принцип работы катушки подробно, достаточно лишь упомянуть, что в контактной системе такой элемент (преобразователь напряжения) имеет ключевое значение.

Замена старого на новое

Многие люди, столкнувшись с проблемами, которые вызывает контактная система зажигания, предпочитают ее усовершенствовать или заменить вовсе, однако любители автомобильной классики и реставраторы авто предпочитают сохранять оригинал. Да и стоит эта процедура весьма недешево – хоть работы по замене достаточно просты и состоят в основном из замены частей и сборки, сам комплект стоит дорого.

Бесконтактный тип лучше контактного в плане того, что оно лишено контактов, которые при длительной эксплуатации часто обгорают.

В отличие от контактного, бесконтактное обладает коммутатором – это устройство заменяет контакты, но выполняет те же функции. Это, собственно, единственная разница этих систем зажигания.

Катушка бесконтактной системы зажигания

В бесконтактной системе зажигания катушка выполняет точно такие же функции. И отличие проявляется лишь в непосредственном строении элемента, преобразующего напряжение. Также стоит отметить, что электронный коммутатор осуществляет прерывание цепи питания первичной катушки. Что касается самой системы зажигания, то бесконтактная значительно лучше по многим параметрам: возможность пуска и работы двигателя при низкой температуре, в цилиндрах не замечается нарушения равномерности распределения искры, нет вибрации. Все эти преимущества дает сама катушка в бесконтактной системе зажигания.

Сравнение катушек

Когда речь заходит о признаках отличия катушки контактной системы зажигания от бесконтактной, все сразу обращают внимание на маркировку. Действительно, по ней можно сразу узнать, для какой системы используется катушка. Однако нас интересует именно внешние и технические различия катушек, поэтому мы приведем отличия именно по этим параметрам:

  • Катушка в контактной системе зажигания имеет большее количество витков в первичной обмотке. Это изменение напрямую влияет на сопротивление и количество проходящего тока. Кроме того, ограничение тока на контактах связано с безопасностью (чтобы контакты не обгорали).
  • Контакты прерывателя катушки в бесконтактной системе зажигания не загрязняются и не обгорают. Такая надежность позволяет получить одно важное преимущество: установка момента зажигания не занимает много времени.
  • Катушка в бесконтактной системе зажигания мощнее и надежнее. Это преимущество связано непосредственно с тем, что самая бесконтактная система зажигания – более надежный вариант. Поэтому в такой системе катушка и дает большую мощность двигателя.

Крышка не отличается. Геометрия одинаковая. Крышки по свойствам разные. В ЗР давно тест был. Лучшими были крышки из серого пластика. Максимальное пробивное напряжение. Черный и коричневый реактопласт никто уже не делает.

Бегунки отличаются по номиналу сопротивления. Для КСЗ 2кОм, для БСЗ 5кОм.

А ты знаешь что такое дельта импульс? Открой теорию фильтрации там хорошо написано о его свойствах.

Так вот если убрать все сопротивления из тракта прохождения искры, то получим практически дельта импульс (большая амплитуда и малая длительность). Спектр излучения от 0 до бесконечности с линейным распределением мощьности. Даже в ФМ диапазоне будешь ловить. А усилок помех наловит — к гадалке не ходить. Нелинейности сдетектируют помеху и слушай её наздоровье в звуковом диапазоне.

Устройство электронного зажигания ВАЗ 2106

Бесконтактная система (сокращённо — БСЗ) «Жигулей» включает шесть устройств и деталей:

  • основной распределитель импульсов зажигания — трамблёр;
  • катушка, вырабатывающая высокое напряжение для искры;
  • коммутатор;
  • соединительный шлейф проводов с разъёмами;
  • кабели высокого напряжения с усиленной изоляцией;
  • свечи зажигания.

От контактной схемы БСЗ унаследовала лишь высоковольтные кабели и свечи. Невзирая на внешнее сходство со старыми деталями, катушка и трамблёр конструктивно отличаются. Новые элементы системы — управляющий коммутатор и жгут проводов.

Катушка, работающая в составе бесконтактной схемы, отличается по числу витков первичной и вторичной обмотки. Проще говоря, она мощнее старой версии, поскольку рассчитана на создание импульсов 22—24 тыс. вольт. Предшественница выдавала на электроды свечей максимум 18 кВ.

Пытаясь сэкономить на установке электронного зажигания, один мой товарищ заменил трамблёр, но подключил коммутатор к старой катушке «шестёрки». Эксперимент завершился неудачей — перегорели обмотки. В результате все равно пришлось купить катушку нового типа.

Шлейф с разъёмами служит для надёжного соединения клемм распределителя зажигания и коммутатора. Устройство этих двух элементов стоит рассмотреть отдельно.

Бесконтактный трамблёр

Внутри корпуса распределителя располагаются следующие детали:

  • вал с площадкой и бегунком на конце;
  • опорная пластина, поворачивающаяся на подшипнике;
  • магнитный датчик Холла;
  • на валу закреплён металлический экран с просветами, вращающийся внутри зазора датчика.

Снаружи на боковой стенке установлен вакуумный блок опережения зажигания, связанный с опорной площадкой посредством тяги. Сверху на защёлках закреплена крышка, куда подсоединяются кабели от свечей.

Основное отличие данного трамблёра — отсутствие механической контактной группы. Роль прерывателя здесь играет электромагнитный датчик Холла, реагирующий на прохождение сквозь зазор металлического экрана.

Когда пластина перекрывает магнитное поле между двумя элементами, прибор бездействует, но как только в щели открывается просвет, датчик генерирует постоянный ток. Как распределитель работает в составе электронного зажигания, читайте ниже.

Управляющий коммутатор

Элемент представляет собой плату управления, защищённую пластиковой крышкой и прикреплённую к алюминиевому радиатору охлаждения. В последнем сделаны 2 отверстия для монтажа детали к кузову автомобиля. На ВАЗ 2106 коммутатор располагается внутри подкапотного пространства на правом лонжероне (по ходу движения машины), рядом с расширительным бачком охлаждающей жидкости.

Главные функциональные детали электронной схемы — мощный транзистор и контроллер. Первый решает 2 задачи: усиливает сигнал, поступающий от трамблёра, и управляет работой первичной обмотки катушки. Микросхема выполняет следующие функции:

  • отдаёт команды транзистору разрывать цепь катушки;
  • создаёт в цепи электромагнитного датчика опорное напряжение;
  • считает обороты двигателя;
  • защищает цепь от высоковольтных импульсов (свыше 24 В);
  • корректирует угол опережения зажигания.

Коммутатор не боится изменения полярности, если автолюбитель ошибочно перепутает плюсовой провод с «массой». В схеме присутствует диод, закрывающий линию в подобных случаях. Контроллер не перегорит, а попросту перестанет функционировать — искра на свечах не появится.

Формирование сигнала датчиком Холла

Вторую возможность бесконтактного управления искрообразованием, возможно осуществить с помощью датчик Холла.

Датчик Холла часто используется при переоборудование системы зажигания с контактной на бесконтактную, поскольку его удается установить вместо прерывателя на подвижную пластину.

В бесконтактном датчике используется эффект Холла (названный в честь его открывателя), заключающийся в возникновение поперечной разности потенциалов в проводнике с постоянным током под действием магнитного поля. Эффект Холла особенно эффективен в специальных полупроводника. Микросхема, интегрированная в датчик Холла еще больше усиливает сигнал.

  • Av А2 — соединения, полупроводниковый слой
  • UH — напряжение Холла
  • В — магнитное поле (плотное)
  • Iv — постоянный ток питания

При вращении экрана с прорезями (обтюратора) магнитное поле периодически воздействуют на датчик Холла. Если между магнитными направляющими обтюратор открыт (так называемые прорези), индуктируется напряжение Холла. Если в воздушном зазоре между магнитными направляющими обтюратор закрыт, то линии магнитного поля не могут воздействовать на датчик Холла и напряжение близко к нулю (Небольшие поля рассеяния полностью подавить нельзя). Благодаря характеристике напряжения Холла снова присутствует сигнал для искрообразования.

Схема и принцип работы БСЗ

Все элементы системы связаны между собой и с двигателем следующим образом:

  • вал трамблёра вращается от приводной шестерни мотора;
  • установленный внутри распределителя датчик Холла подключён к коммутатору;
  • катушка соединяется линией низкого напряжения с контроллером, высокого — с центральным электродом крышки трамблёра;
  • высоковольтные провода от свечей зажигания подключаются к боковым контактам крышки главного распределителя.

Резьбовой зажим «К» на катушке соединён с плюсовым контактом реле замка зажигания и клеммой «4» коммутатора. Второй зажим с маркировкой «К» связан с контактом «1» контроллера, сюда же приходит провод тахометра. Клеммы «3», «5» и «6» коммутатора служат для подключения датчика Холла.

Неисправности бесконтактной системы

По надёжности работы БСЗ существенно превосходит устаревшее контактное зажигание «шестёрки», проблемы возникают гораздо реже и проще диагностируются. Признаки неисправности системы:

  • полный отказ — мотор глохнет и больше не заводится;
  • неравномерный холостой ход, выстрелы в карбюратор при резком нажатии педали газа;
  • перебои и пропуски циклов во время езды.

Чаще всего встречается первый признак — отказ двигателя, сопровождающийся отсутствием искры. Распространённые причины неполадки:

    Перегорел резистор, встроенный в бегунок трамблёра.

Высоковольтная катушка приходит в негодность крайне редко. Симптомы аналогичные — полное отсутствие искры и «мёртвый» мотор.

Поиск «виновника» ведётся способом последовательных замеров в разных точках. Включите зажигание и с помощью вольтметра проверьте напряжение на датчике Холла, контактах трансорфматора и клеммах коммутатора. Ток должен подаваться на первичную обмотку и 2 крайних контакта электромагнитного датчика.

Для проверки контроллера знакомый автоэлектрик предлагает использовать одну из его функций. После включения зажигания коммутатор подаёт ток на катушку, но если вращение стартера не последует, напряжение исчезает. В этот момент и нужно делать замер с помощью прибора либо контрольной лампочки.

Неисправность датчика Холла диагностируется так:

  1. Отсоедините высоковольтный кабель от центрального гнезда на крышке распределителя и закрепите контакт в непосредственной близости от кузова, на расстоянии 5—10 мм.
  2. Отключите от трамблёра разъем, вставьте в его средний контакт оголённый конец провода.

Когда двигатель работает с перебоями, нужно проверять целостность проводки, загрязнённость клемм коммутатора либо высоковольтные провода на предмет пробоя изоляции. Иногда случается запаздывание сигнала коммутатора, вызывающее провалы и ухудшение разгонной динамики. Рядовому владельцу ВАЗ 2106 обнаружить такую неполадку довольно сложно, лучше обратиться к мастеру — электрику.

Современные контроллеры, используемые на бесконтактном зажигании «шестёрки», перегорают довольно редко. Но если проверка датчика Холла дала отрицательный результат, то методом исключения попытайтесь заменить коммутатор. Благо, цена новой запчасти не превышает 400 руб.

Видео: как проверить исправность коммутатора

FakeHeader

Comments 21

У меня много лет стоит уже БСЗ коммутатор как на видео украинский 0529.3734, катушка бош, трамблёр оскольский. Всё покупал по отдельности. Очень доволен, как работает. Нареканий нет. Реально только нужно иногда проверять контакты проводов на коммутаторе и датчике Холла. Я их обрабатываю средством hi-gear для защиты высоковольтной части зажигания.

чего за сонар такой?

Из контактного зажигания делает без контактное. Прерыватель вытаскиваешь и на его место в контактный старый трамблер ставиш Сонар ик) и вуаля у тебя за 800руб без контактное зажигания.

На пятерке была такая же делемма, вопрос был или 3,5 килорубля отдать за бесконтактный трамблер или 500р за сонарик. Купил сонарик- поставил в родной трамблер за пять минут, и забыл что такое проблемы с зажиганием! Единственное что, так это старые контакты я положил в багажник и с собой возил на всякий пожарный случай. Конденсатор не снимал, — просто откинул провод… Проездил на Сонарике 3,5 года ни разу не подвел! Мое мнение однозначно брать и ставить! А решать конечно Вам…

Сонарцы однозначно — нет. Работают на ИК лучах (световой поток). Забьётся грязью и ты встал, искра пропала. Про увеличение напряжения на шататной катушке от такой приблуды до 400 В (прочитал из инструкции к Сонар) — ересь полная, там на контактном зажигании около 16 000 В. В общем одни минусы, кроме одного плюса — цена.

Бесконтактный комплект 1.Датчик Холла который установленный в трамблёре — по сути вечен и не боится грязи. 2.Напряжение на катушке (напряжение разряда на свечах) уже около 40 000 В. 3.Зажигание вытягивает нормальное искрообразоавние ещё при 8 вольтах на коммутаторе. 4.Запчасти есть во всех магазинах. 5. Лет пять ставлю всем и все только радовались, забыв про геморрой с контактами и кондёрами.

И совет — покупай готовый комплект, а не поштучно. Вдруг не заработает (у меня такого не было, но вдруг. Всё таки в России живём :)) всегда сдал комплектом и другой взял, а поштучно сначала надо найти что не работает ну и т.д.

Воот! Теперь полностью понял что к чему . Спасибо большое за разъяснения. Ну у нас в городе я искал и не нашел комплект. А так есть магазин один где мне без проблем меняют если что не так. Тк что это го не боюсь россыпью брать если) Буду брать зажигание целиком решено !)

Ну удачи. Не пожалеешь. Даже экономия должна появиться. Не забудь — нужны ещё свечи для ВВ зажигания и ВВ провода рассчитанные на 40 кВ.

Провода хочу сделать нулевые. Центральный уже есть. А разница у них в резинках на наконечниках. Свечи если не углубляться в колийность то зазор увеличить можно и норм должно быть ) спасибо.

Сонарцы однозначно — нет. Работают на ИК лучах (световой поток). Забьётся грязью и ты встал, искра пропала. Про увеличение напряжения на шататной катушке от такой приблуды до 400 В (прочитал из инструкции к Сонар) — ересь полная, там на контактном зажигании около 16 000 В. В общем одни минусы, кроме одного плюса — цена.

Бесконтактный комплект 1.Датчик Холла который установленный в трамблёре — по сути вечен и не боится грязи. 2.Напряжение на катушке (напряжение разряда на свечах) уже около 40 000 В. 3.Зажигание вытягивает нормальное искрообразоавние ещё при 8 вольтах на коммутаторе. 4.Запчасти есть во всех магазинах. 5. Лет пять ставлю всем и все только радовались, забыв про геморрой с контактами и кондёрами.

И совет — покупай готовый комплект, а не поштучно. Вдруг не заработает (у меня такого не было, но вдруг. Всё таки в России живём :)) всегда сдал комплектом и другой взял, а поштучно сначала надо найти что не работает ну и т.д.

Забьется грязью? Это откуда под крышкой трамблера возьмется грязь? Я эксплуатировал больше 3-х лет и ничего не забилось ни разу. А по поводу плюсов, самый главный плюс это надежность и цена. И даже в случае выхода из строя можно старые контакты за 15 минут поставить и ехать дальше. А вот если выйдет из строя датчик холла то ты станешь на дороге… Да и кстати с сонариком кондер тоже откидывается, а это самый частый геморрой…

Тот же уголёк, конденсат в крышке, пыль — в крышке есть 2 отверстия вентиляционных через которые есть доступ из вне со всеми факторами. . Перекрыть излучение света и фотоприёмник проще, чем магнитное поле. Вы возите с собой контакты и конденсатор, а ещё щуп или прибор УЗСК? А почему в этом случае просто не возить датчик Холла? Там ещё проще — болтик открутил и закрутил и то самое вкусное никакой регулировки контактов. И кстати за 15 минут установить кондёр + контакты+ отрегулировать контакты можно ехать, но кое-как, поскольку качественно выполнить все процедуры за 15 минут нельзя. Извините, но как говорится «я не первый год замужем и знаю не понаслышке, как делать надо, а как нет»

Я не заставляю никого делать так как я, если у вас много денег естественно можно купить набор бесконтактного зажигания и не изобретать велосипед! Но суть вопроса как я понял заключалась в том как с меньшими затратами уйти от контактной системы зажигания, я на вопрос ответил. Причем ответил не из теории, а из практики более чем трехлетнего использования этого девайса, на своей машине и более чем два года ставил отцу на ВАЗ2106, тоже ни одной проблемы не возникло. А вы как я понял, ставите всем безконтактные наборы (оно и понятно, деньги то клиента, и за установку можно содрать больше) а сами то использовали сонарик? Если использовали и есть случаи когда он РЕАЛЬНО забился грязью и не работал, поделитесь опытом пожалуйста. А теоретически рассуждать сидя на диване много мастаков… Кстати на моей памяти у знакомых пару раз умирали датчики холла без видимых причин, и у 99,9% процентов людей в машине нет запасного датчика, все приехали как говорится… Так же читал (лично ни одного случая не видел, пишу только факты) что могут умереть и сонарики внезапно, вечного ничего не бывает, там стоит тиристор на сколько я помню, НО в случае такой поломки, повторюсь, можно поставить контакты и доехать до места без проблем (и ставятся контакты при наличии прямых рук без щупов и приборов, а кондер стоит на штатном месте просто провод отсоединен). В пользу такой переделки говорит ЦЕНА вопроса, и доп контакты покупать не нужно, возишь старые. А датчик холла в запас нужно купить, и высоковольтные провода нужно менять если я не ошибаюсь, что тоже деньги… Так что если факты есть пишите, а обосрать теоретически можно все что угодно…

Установка момента зажигания

Если вы перед разборкой забыли поставить риску на клапанной крышке либо не совместили метки, момент искрообразования придётся настроить заново:

    Выверните свечу первого цилиндра и сбросьте крышку главного распределителя.

Внимание! Когда поршень 1 цилиндра становится в верхнее положение, насечка шкива коленвала должна совпасть с первой длинной риской на крышке узла ГРМ. Изначально нужно обеспечить угол опережения 5°, поэтому выставляйте метку шкива напротив второй риски.

Аналогичным образом выполняется настройка по лампочке, подключаемой к массе авто и низковольтной обмотке катушки. Момент зажигания определяется по вспышке лампы, когда срабатывает датчик Холла, а транзистор коммутатора размыкает цепь.

Случайно оказавшись на оптовом рынке автомобильных запчастей, я приобрёл недорогой стробоскоп. Этот прибор сильно упрощает настройку зажигания, показывая положение насечки шкива при работающем двигателе. Стробоскоп подключается к трамблёру и даёт вспышки одновременно с образованием искры в цилиндрах. Направляя лампу на шкив, вы видите позицию метки и её изменение при увеличении оборотов.

Видео: регулировка зажигания «на слух»

Свечи для электронного зажигания

При установке БСЗ на автомобиль модели ВАЗ 2106 желательно подобрать и поставить свечи, оптимально подходящие для электронного зажигания. Наряду с российскими запчастями допускается применение импортных аналогов от известных брендов:

  • рекомендуемые производителем оригинальные свечи — А17ДВР (М);
  • NGK — BCPR6ES-9, BPR6ES-9;
  • Bosch — FR7DCU, WR7DC;
  • Brisk — DR15YC, LR15YC;
  • Beru — 14FR-7DU, 14R-7DU.

Буква М в маркировке отечественной детали обозначает обмеднение электродов. В продаже имеются комплекты А17ДВР без медного покрытия, вполне подходящие для БСЗ.

Зазор между рабочими электродами свечи выставляется в пределах 0,8—0,9 мм с помощью плоского щупа. Превышение либо уменьшение рекомендуемого просвета ведёт к падению мощности двигателя и увеличению расхода бензина.

Установка системы бесконтактного искрообразования заметно улучшает эксплуатационные характеристики карбюраторных «Жигулей», оборудованных задним приводом. Ненадёжные, вечно подгорающие контакты доставляли массу хлопот владельцам «шестёрок». В самые неподходящие моменты прерыватель приходилось зачищать, пачкая руки. Первое электронное зажигание появилось на переднеприводных моделях «восьмого» семейства, а затем перекочевало на ВАЗ 2101–2107.

И на последок

Следует также отметить, что у бесконтактного типа ток обладает лучшими характеристиками — большей частотой и напряжением, что существенно продлевает срок службы свечей. Однако, такое различие имеет и свои минусы – придется заменить стандартные высоковольтные провода на силиконовые, которые лучше проводят ток, но стоят при этом значительно дороже.

Некоторые владельцы классических автомобилей семейства ВАЗ 2101-07 постоянно стараются улучшить, доработать, добавить электроники и удобства. Одной из таких доработок — это установка бесконтактного электронного зажигания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]