Сегодня мы вновь возвращаемся к теме ШРУСов для автомобилей ВАЗ. Впервые анализ розничного сегмента по этой группе товаров журнал «Трансервис. Автобизнес» проводил ровно два года назад, весной 2011 года. Сегодня мы решили проверить, какие из торговых марок смогли удержать за собой места на витринах сибирских автомагазинов, и насколько выросла средняя цена на данные узлы.
Повышенный интерес к ВАЗовским «гранатам» не случаен. Все автомобили АвтоВАЗа сегодня используют передний привод. Это огромный рынок – несколько миллионов автомобилей. Ежегодно российский завод продает не менее 500 000 новых атвомобилей. И весь этот парк охватывается всего двумя типоразмерами ШРУСов наружным (2110 — 2215012) и внутренним (2108 – 2215056). При этом расчетный ресурс ШРУСов на автомобили ВАЗ заметно отстает от тех показателей, которые демонстрируют шарниры равных угловых скоростей большинства иномарок. Если для автомобилей иностранного производства нормой для наружного ШРУСа считается пробег, в 130 – 150 тысяч километров, то ВАЗовский шарнир, заскрежетавший на повороте уже после 100 тысяч километров пробега, вряд ли кого-то сильно удивит. Естественно, в очень бережных водительских руках и при постоянном контроле за пыльником и ВАЗовские ШРУСы показывают чудеса выносливости – по 180 -200 тысяч километров. Но такие долгожители являются скорее исключением из правил. Не удивительно, что этот сегмент рынка в последние годы сильно заинтересовал многочисленных производителей автокомпонентов и инжиниринговые компании из самых разных регионов. Сегодня в этом сегменте конкурируют около 20 достаточно известных торговых марок и не менее 10 малоизвестных и «серых». Есть бренды, которые появляются на один-два года, но основная масса игроков выходит на этот рынок всерьёз и надолго. Это объясняется тем, что производство шарниров равных угловых скоростей – довольно непростой производственный процесс. Для него требуются самые современные технологии металлообработки, поэтому затевать создание линейки ШРУСов ради того, чтобы по-быстрому заработать деньги на дешевом и некачественном товаре не имеет никакого смысла. ШРУС меняется, как правило, 1 – 2 раза за весь период эксплуатации автомобиля, и большинство потребителей предпочитают на этой покупке не экономить.
Ну а теперь приступим к сравнению данных по розничному рынку Сибирского региона. Напомним, что наше исследование проводится методом телефонного опроса товароведов и продавцов автомагазинов в четырех крупных городах России. В общей сложности опрашивалось 200 торговых точек. В рамках данного исследования экспертам было задано 4 вопроса:
1. Какие марки ШРУС 2110-2215012 (наружный) представлены в вашем магазине?
2. Назовите розничную стоимость каждой позиции?
3. Какие марки ШРУС 2108 – 2215056 (внутренний) представлены в вашем магазине?
4. Назовите розничную стоимость каждой позиции?
Результаты данного исследования мы сравнили с данными, полученными в рамках аналогичного опроса , проведенного в 2011 году. Результаты получились весьма интересными. Некоторым производителям удалось сохранить свои места на витринах, но многим пришлось и потесниться, уступив место на прилавке новым брендам.
ШРУС 2110-2215012
Начнем с наиболее востребованного наружного ШРУСа. В 2013 году неизменной осталась лишь доля присутствия на рынке ШРУСов оригинального бренда. В целом же картина рынка претерпела серьезные изменения. Начнем с того, что представленность ШРУСов марки Finwhalle, которые уже не первый год являются главными конкурентами оригинальных узлов в борьбе за лидерство на товарных полках, заметно сократилось (см. диаграмму 1). В 2011 году ШРУСы данной марки были представлены в 17% торговых точек (см. диаграмму 2). В 2013 году представленность данного бренда снизилась до 13%. Кто же его потеснил? Как выяснилось, сокращение присутствия Finwhalle в данном сегменте связано, скорее всего, с развитием торговой марки Lynx Auto. За два года ШРУСы этой марки смогли почти в 4 раза увеличить долю своего присутствия в автомагазинах сибирских городов – с 3 до 11%. Это очень хороший результат. Заслужили похвалы и маркетологи компании Лига-групп (бренд LGR). В 2011 году ШРУСЫ LGR были едва заметны на диаграмме (1%). В новом исследовании LGR представлены уже в каждом 10-м из опрошенных автомагазинов, потеснив традиционных середняков в своем ценовом сегменте – такие марки, как БелМаг, Kraft и некоторые другие. К числу торговых марок, которым следует записать последние два года в пассив, можно отнести ЗМЗ, Keno и Kroner. Их продукция в диаграмму 2013 года не попала, поскольку ШРУСы данных брендов нам в торговой сети не встретились.
Что это?
Под гранатой мастера СТО и автомобилисты понимают устройство, благодаря которому крутящий момент передается на управляемые колеса авто без потерь мощностных характеристик силового агрегата.
Если эксплуатировать транспортное средство аккуратно, вовремя проводить техническое обслуживание, то граната прослужит максимально долго. Но низкое качество дорожного полотна, экономия на ТО, агрессивный тип езды – все это приводит к скорому выходу из строя шарнира равных угловых скоростей.
О том, что ШРУС вышел из строя, водитель машины ВАЗ 2112 понимает по таким признакам:
- Во время разгона авто делает рывки.
- Когда транспорт трогается, совершает поворот, возникает хруст.
- В соединениях шарнира имеется люфт.
Иногда гранату можно отремонтировать. Но чаще всего ее неисправность выявляется уже на той стадии, когда деталь сильно изношена. Автомастера советуют заменять такие автозапчасти новыми устройствами.
ШРУС: Ответственный за привод
Сегодня на рынне ШРУС царит изобилие. Что, впрочем, отнюдь не облегчает жизнь тем потребителям, ноторые нацеливаются на использование неоригинальных шарниров.
На отечественном рынке запчастей (по крайней мере, запчастей к легковым автомобилям) господствуют два основных типа ШРУС — шариковые и трипоидные.
Владимир Шрусов, начальник экспертного отдела :
— Самыми распространенными являются шариковые шарниры. Трипоидные используются на более современных автомобилях, как правило, в качестве внутренних ШРУС. Причем бывает так, что на одну и ту же модель автомобиля разными производителями поставляются в качестве внутреннего ШРУС как трипоидные, так и шариковые шарниры. В этом случае можно устанавливать любой из них. Они взаимозаменяемые. Тип определяется по оригинальному номеру производителя детали
На конвейер ШРУС обычно приводные ремни поставляются в сборе. Так же в собранном виде — целиком весь узел — со ШРУС, продаются оригинальные шарниры. Да и сами производители рекомендуют менять в случае выхода из строя любого из компонентов ШРУС целиком весь узел, а не один только изношенный компонент. Однако на вторичном рынке присутствует множество запчастей для переборки приводных валов.
Все-таки ШРУС — это достаточно надежный узел. При правильной эксплуатации его ресурс нередко сопоставим с ресурсом самого автомобиля.
Владимир Шрусов: — Приведшие валы, пыльники, хомуты, стопорные кольца и другие компоненты для ремонта ШРУС на многие модели автомобилей продаются по отдельности.
На многие, но не на все. На новые, только что выпущенные машины первое время поставляется только оригинал. В сборе. А чего-то может не быть на рынке даже и на те модели, которые уже производятся долгое время. Например, на KIA Sorento не то что комплектующие к ШРУС, но даже и сам оригинальный шарнир, скорее всего, придется заказывать в Корее. Здесь действует такой принцип: в основном продаются только запчасти, которые пользуются спросом.
Все-таки приводной вал — это достаточно надежный узел. При правильной эксплуатации его ресурс нередко сопоставим с ресурсом самого автомобиля. Независимым поставщикам из-за этого не всегда бывает выгодно вкладываться в производство компонентов ШРУС, не пользующихся спросом. Поставщиками же конвейера, как уже говорилось, производятся только узлы в сборе.
Владимир Шрусов: — В целом проблем с запчастями для ремонта ШРУС нет. Есть и оригинальные, и неоригинальные ШРУС, есть приводные валы в сборе, есть по отдельности комплектующие для переборки ШРУС различных производителей. Тем не менее ситуации, когда деталь приходится заказывать у производителя, поскольку найти ее в свободной продаже не удается, возникают довольно часто. На многих-автомобилях приводной вал ломается довольно редко, и, соответственно, производителям оказывается не очень выгодно изготавливать их комплектующие.
Что касается производителей, то в случае с ШРУС действует, по сути, гот же принцип, что и для большинства других автокомплектующих. Все производители ШРУС и их компонентов условно делятся на четыре группы. Наверху стоят поставщики сборочного конвейера автозавода.
Дмитрий Молчанов, директор направления «Автозапчасти» SKF:
— Конвейерными поставщиками традиционно являются европейские, японские и североамериканские компании.
Многие из них одновременно поставляют детали и на свободный рынок, таким образом, составляя класс производителей неоригинальных запчастей, но качеству практически неотличимых от оригинальных. Сюда же можно отнести компании-производители, которые не являются поставщиками производства, но при этом выпускают вполне качественный неоригинал. Лидерами сегодня на рынке являются такие бренды, как GKN-Spidan, Loebro, Metelli, SKF, Febest и др.
Ну и, наконец, есть многочисленные производители, не сделавшие себе имя. Среди таких особенно много китайских компаний.
Дмитрий Молчанов: — На рынке автозапчастей царят китайские производители. Причем зачастую скрываются они за коробками, на которых написана европейская страна происхождения.
Китайское производство совершенно не обязательно автоматически означает низкое качество товара. Однако, если покупатель не ориентируется в ситуации, при покупке товаров китайского происхождения он зачастую рискует. Избежать риска позволяет обращение к проверенным поставщикам.
В случае с ШРУС детали в подавляющем большинстве случаев не взаимозаменяемы. На каждую модель автомобиля требуется свой собственный шарнир.
Дмитрий Молчанов:
— Деталь для каждой модели уникальна, т.к. рассчитывается на определенные нагрузки и ресурс. Взаимозаменяемость существует лишь внутри некоторых автоконцернов, таких, например, как автомобили группы VAG. Но даже здесь нельзя без проверки просто переставлять детали с одного автомобиля на другой.
Поэтому подбор ШРУС производится строго по VIN автомобиля. Кроме того, при выборе неоригинальной детали нужно обращать внимание также и на ряд других параметров. Так, желательно выбирать ШРУС, покрытые слоем цинка для защиты от коррозии.
Дмитрий Молчанов:
— При выборе стоит обращать внимание на фосфатирова-ние — покрытие слоем цинка для защиты от коррозии. Это покрытие придает ШРУС темно-серый цвет. Благодаря ему уплотнения и кольца ABS имеют увеличенный ресурс.
Также имеет значение качество материала. Важными
параметрами являются качество и уровень закалки. Недостаточный уровень закалки приводит к потере жесткости, а избыточный
— к хрупкости материала.
Комплект ШРУС всегда поставляется вместе со смазкой. При покупке необходимо проверять ее количество. Некоторые производители экономят на этом, что недопустимо.
Также комплект должен включать в себя инструкцию для установки и все необходимые метизы.
Дмитрий Молчанов:
— В комплектах SKF всегда присутствуют подробная инструкция для правильной установки ШРУС и все одноразовые детали для профессионального ремонта — болты, гайки, хомуты и пр.
Наконец, все детали в комплекте ШРУС должны иметь свою отдельную качественную упаковку. Ее задача — предотвратить их повреждение во время транспортировки. Поэтому при выборе нужно обращать внимание на качество упаковки. Детали должны быть изолированы друг от друга. Обычно их упаковывают в пакеты или пластиковую упаковку для пыльников, ШРУС, хомутов.
Ну и, наконец, нужно иметь в виду, что на рынке присутствует немало контрафактной продукции. Подделки в первую очередь касаются некоторых брендов, в основном тех, под которыми поставляются ШРУС для отечественных автомобилей.
Дмитрий Молчанов: — Понятие «контрафакт» условно можно разделить на две составляющие: «серый» импорт и подделка. Непосредственно по ШРУС и приводам SKF мы, к счастью, пока не сталкивались с такой проблемой. Зато она нам знакома по продуктам марки GLO, которая также принадлежит группе SKF. Здесь размеры продаж поддельных ШРУС приобрели угрожающий характер. Мы сталкиваемся с огромным количеством имитации собственной продукции.
Поддельные детали очень часто неотличимы от оригинала внешне, но произведены из материалов низкого качества. Некоторые экземпляры подделок имеют абсолютно идентичную упаковку изделия. К сожалению, внутренние дефекты и нарушение технологий производства поддельной детали могут привести к серьезным поломкам при движении автомобиля, стать причиной дорожно-транспорг-ного происшествия, поставить под угрозу жизнь и здоровье водителя и пассажиров. В последнее время производители подделок дошли до максимального внешнего сходства с оригинальным продуктом, качество же в погоне за большей выгодой становится все ниже, подделка имеет очень малый ресурс.
Представитель компании рассказал о той методике, которая используется SKF для борьбы с контрафактом. В целях защиты оригинального продукта было принято решение использовать специальную запатентованную систему борьбы с контрафактом, которая поможет представителям поставщика со стопроцентной точностью отличить оригинал от подделки, благодаря чему можно будет защитить покупателя и привлечь к ответственности торговые предприятия и точки, распространяющие поддельную продукцию. Для этой цели в 2014 г. компания планирует провести проверки торговых предприятий на территории СНГ с целью выявления случаев продажи поддельной продукции, к этим проверкам будут привлечены органы внутренних дел и полиция.
Вот некоторые из отличий кон-трафакта от оригинальной детали, на выявлении которых в том числе строится система борьбы с контрафактом, разработанная компанией SKF. Шарниры равных угловых скоростей GLO подвергаются специальной термической закалке. Она увеличивает ресурс изделия при самых неблагоприятных условиях эксплуатации, повышает прочность и эластичность, что позволяет выдерживать большие нагрузки. Подделка также может быть с термическим покрытием, но оно наносится с нарушениями технологии, из-за чего такое покрытие оказывается некачественным. Так, на этих деталях не выдерживается необходимая толщина закаленного слоя, которая очень важна для нормальной работы шарнира. При недостаточной глубине термообработки материал становится чрезмерно гибким и есть риск деформации. При избыточной же — металл становится хрупким, что ведет к внутренним изломам.
К сожалению, внутренние дефекты и нарушение технологий производства поддельной детали могут привести к серьезным поломкам при движении автомобиля, стать причиной дорожно-транспортного происшествия, поставить под угрозу жизнь и здоровье водителя и пассажиров.
Следующий момент — оригинальные ШРУС GLO всегда фосфатированы (имеют темно-се-рое покрытие). Фосфатированные изделия выдерживают или даже превосходят жесткие требования тестов на коррозию. Контрафактные изделия такого покрытия, как правило, не имеют. Поэтому темно-серое покрытие ШРУС позволяет быстро отличить оригинальные изделия GLO от подделок. Кроме того, все фосфатированные ШРУС также обязательно маркируются фирменным знаком GLO. Еще деталь — оригинальные ШРУС GLO предварительно смазаны. Высокотехнологичный процесс смазки ШРУС на заводе гарантирует проникновение смазочного материала в труднодоступные места, обеспечивая безотказную работу на протяжении всего срока службы. Также сокращается время работы мастера, которому не требуется тратить время на закладывание смазки в ШРУС. Это дополнительная выгода для автосервисов. Отсутствие или недостаточность смазки будут указывать на подделку.
Провести все подобные тесты при покупке товара сам покупатель, естественно, не может. Поэтому единственное, что может гарантировать от подделки, — сотрудничество с проверенными поставщиками.
Денис Ютапов
Ценообразующие факторы
Сегодня большинство автовладельцев пытаются совершать выгодные в финансовом плане покупки. Но не всегда дешевая деталь оказывается качественной. Об этом надо помнить, выбирая ШРУС для машины ВАЗ 2112.
Чтобы покупка была выгодной, нужно посетить разные места продажи данной детали и сравнить эксплуатационные параметры и стоимость. Цена в разных точках реализации будет сильно отличаться. Важно понимать, что на стоимость влияют следующие факторы:
- Качество.
- Состояние.
- Вид.
- Оригинальность.
- Фирма-производитель.
- Место покупки.
- Потребность в доставке изделия.
- Популярность продавца.
Какие ШРУСы купить?
Стоит иметь ввиду, что наиболее качественными компонентами принято считать именно заводские детали маркировки ВИС или Lada IMAGE. Именно под этими марками подразумевается заводские оригинальные детали производства Автоваз.
Цена их конечно не самая малая и составляет от 900 рублей за одну «гранату», но на этом не стоит экономить, ведь цена работы может быть тоже приличной и повторно все это менять каждый месяц вы вряд ли захотите.
Но есть владельцы, которые привыкли ремонтировать свои автомобили своими руками, и среди любителей ВАЗ 2110 таких немало.
Разновидности
ШРУСы делятся на разные виды в зависимости от типа конструкции, места установки. По месту расположения гранаты бывают:
- Внешними (соединяют полуось со ступицей колеса).
- Внутренними (соединяют коробку переключения передач с полуосью).
По конструкционным особенностям выделяют изделия:
- Шариковые (передача крутящего момента производится при помощи шариков, перемещающихся по канавкам).
- Кулачковые (состоят из фасонных дисков и вилок, выдерживают большую нагрузку).
- Триподные (отличаются наличием сферических роликов).
- Спаренные карданные (представляют собой два соединенных карданных шарнира).
По состоянию есть гранаты на ВАЗ 2112:
- Новые.
- Б/у в хорошем состоянии.
- Старые, требующие мелкого ремонта.
Также подобные изделия классифицируются по производителю на два вида:
- Оригинальные.
- Неоригинальные.
По месту покупки автозапчасти бывают:
- С интернет-магазина.
- С авторынка.
- С магазина, торгующего запчастями для авто марки ВАЗ.
- С пункта авторазбора.
- Купленные по объявлению.
По фирме-изготовителю ШРУС на ВАЗ 2112 может продаваться таких марок:
- АвтоВАЗ.
- Pilenga.
- ПРАМО.
- Lucas.
- Hofer.
- LGR.
Надежность ШРУСов
Для долговечной работы трипоидный и шариковый ШРУС изготавливают из высокопрочных металлов. Так соблюдается геометрическая точность этих механизмов и способность без потерь передавать крутящий момент.
К обоим типам шарниров предъявляются повышенные требования относительно герметизации. Для этого они защищаются резиновым или силиконовым герметичным чехлом, который предохраняет механизмы от попадания грязи, воды и пыли. Такой чехол обеспечивает долгие годы эксплуатации шарнира. Его повреждение и несвоевременная замена приводит к быстрому выходу ШРУСа из строя.
Постоянного внимания требуют трипоиды, способные поломаться даже в результате попадания в них малого количества пыли и грязи.
Примерная стоимость
На территории России купить новую гранату можно по цене от 700 до 1300 рублей.
Примерные цены в зависимости от типа ШРУСа:
- Наружный – от 700 рублей.
- Внутренний – около 1200 рублей.
Ориентировочные цены в зависимости от фирмы-изготовителя:
- АвтоВАЗ – около 1100 рублей.
- ПРАМО – от 700 рублей.
- LGR – от 980 рублей.
- Lucas – около 1300 рублей.
- Hofer – около 1200 рублей.
- Pilenga – от 850 рублей.
Старую запчасть в России продают примерно за 400-500 рублей.