Зачем нужен топливный фильтр
Топливный фильтр предназначен для очистки топлива от посторонних примесей. Примеси оказываются в бензине и дизельном топливе из-за нарушения герметичности при транспортировке, перекачке и хранении, а также из-за накопления нерастворимых соединений на дне цистерн, канистр и автомобильных баков. Твердые и тяжелые примеси оседают на дне автомобильного бака, но при езде по неровностям всплывают и захватываются системой подачи топлива.
В бензиновых карбюраторных двигателях посторонние примеси в бензине могут забить жиклеры, нарушив тем самым соотношение в составе топливно-воздушной смеси, что приведет к нестабильной работе двигателя.
В бензиновых инжекторных двигателях посторонние примеси могут забить форсунки инжектора, что приведет к нарушению полноценного впрыска топлива в цилиндры.
Дизельные двигатели предъявляют более высокие требования к качеству фильтрации топлива, из-за повышенной чувствительности дизельной топливной аппаратуры к засорению.
Большинство современных автомобилей имеют двухступенчатую фильтрацию топлива. Вначале топливо очищается от крупных загрязняющих частиц фильтром грубой очистки, затем происходит окончательная фильтрация фильтром тонкой очистки.
Засорение топливного фильтра сказывается на поведении автомобиля, причем проблемы проявляются постепенно сначала на на режимах работы двигателя с максимальным мгновенным расходом во время движения с большой скоростью и при интенсивных разгонах, затем при все большем засорении фильтра уже на обычных режимах работы двигателя и даже на холостом ходу.
При засорении топливного фильтра двигателю начинает не хватать топлива: он теряет тягу, ухудшается динамика при наборе скорости, двигатель работает с перебоями, хуже запускается.
Если не поменять вовремя..
Всё топливо проходит через фильтр, принося с собой всякий мусор- грязь, попавшую извне, продукты коррозии и т.д. Со временем фильтрующий элемент забивается и перестаёт пропускать через себя необходимое количество топливо. Так как пропускная способность падает, через него проходит меньше топлива, а насос всё равно работает с той же производительностью, то куда будет деваться лишний бензин? Правильно, он будет повышать давление перед фильтром и тем самым увеличивать нагрузку на насос, что приведёт к его скорейшему износу.
На инжекторе забившийся фильтр скажется падением давления в рампе, что при езде покажет слабый разгон при резком ускорении и педаль газа не будет такой отзывчивой, как первый заметный признак засорения топливного фильтра. А всё из-за того, что смесь получится обеднённой, топлива будет недостаточно. Скорее всего, датчик кислорода покажет это и на приборке загорится «check engine», придётся ездить узнавать, что это за ошибка, рукожопые мастера разберут полмашины, потому что не знают, что компьютерную диагностику делают с новыми свечами, новым топливным фильтром и нормальным давлением в рампе и заряженным аккумулятором. Поэтому меняйте топливный фильтр вовремя.
Где находится топливный фильтр
Расположение топливного фильтра в автомобиле зависит от типа топливной системы и модели автомобиля. Получить точную информацию о расположении топливного фильтра в вашем автомобиле вы можете в инструкции по его эксплуатации.
- У автомобилей с карбюраторным бензиновым двигателем топливный фильтр обычно расположен под капотом рядом с карбюратором. Чаще всего он имеет прозрачный пластиковый корпус с фильтровальным элементом внутри. Прозрачный корпус позволяет визуально контролировать состояние фильтра и необходимость его замены.
- У автомобилей с инжекторными бензиновыми двигателями топливный фильтр может быть установлен под капотом, под днищем автомобиля или находится в топливном баке вместе с топливным насосом и стоящим перед ним фильтром грубой очистки.
- Топливные фильтры дизельных двигателей расположены под капотом между топливным насосом высокого давления и двигателем. Топливные фильтры дизельных двигателей имеют более сложную конструкцию, потому что должны отфильтровывать, содержащиеся в дизельном топливе, воду и парафины. Для конденсирования и вывода из дизельного топлива воды фильтры включают в свой состав датчики воды и пробки для слива. Из-за содержащихся в составе дизельного топлива парафинов, которые кристаллизируются на морозе и быстро забивают фильтрующий элемент, топливные фильтры для дизельных двигателей часто оснащают системой подогрева.
Виды и принцип работы системы очистки топлива
Схема топливного фильтра современного автомобиля предполагает наличие не менее двух степеней очистки. На первом этапе осуществляется грубая очистка, в ходе которой отсеивается крупный мусор. Второй этап – тонкая очистка другим фильтром, считающимся основным. На вопрос, где находится топливный фильтр тонкой очистки нельзя дать однозначный ответ, так как его точное расположение зависит от модели автомобиля и типа реализованной в нем топливной системы. Но в любом случае он устанавливается между мотором и топливным баком, тогда как в самом баке, еще до бензонасоса размещается фильтр грубой очистки.
Устройство топливного фильтра
Тип устанавливаемого в автомобиле фильтра зависит от вида системы подачи топлива, которая может быть:
- карбюраторной;
- инжекторной;
- дизельной.
Топливные фильтра в зависимости от вида топливной системы.
Как часто нужно менять топливный фильтр
Топливный фильтр нуждается в регулярной замене. За время эксплуатации автомобиля, через топливный фильтр проходят тысячи литров топлива, которые приносят в систему питания автомобиля большое количество мусора и грязи. Со временем поры фильтрующего элемента топливного фильтра забиваются и он перестает должным образом выполнять свою функцию, поэтому его нужно менять.
Точные сроки замены топливного фильтра устанавливаются производителем автомобиля и указываются в руководстве по эксплуатации.
Некоторые автопроизводители устанавливают срок замены топливного фильтра для своих автомобилей в 30000 километров пробега, другие в 120000 километров. В среднем большинство автопроизводителей устанавливает ресурс топливного фильтра в 40-60 тысяч километров пробега.
Периодичность замены топливного фильтра зависит не только от пробега автомобиля, но и от качества топлива, условий эксплуатации, возраста машины и стиля вождения. Замену топливного фильтра чаще всего проводят в рамках планового ТО автомобиля, но бывают случаи когда топливный фильтр приходится менять намного раньше установленных сроков из-за возникновения симптомов его засорения.
Типы топливной системы
Схема топливной системы авто
Чтобы понять, когда надо менять фильтрующее устройство на бензиновом или дизельном двигателе, нужно разобрать разновидности топливных систем:
- Карбюраторные. Такие моторы работают на бензине. Карбюраторные системы считаются устаревшими и являются одними из наиболее сложных по конструкции. Предназначение карбюратора заключается в приготовлении топливовоздушной смеси для силового агрегата. Карбюраторные системы имеют множество подсистем, обеспечивающих выполнение этой функции в разных режимах работы ДВС. Несмотря на все недостатки, такие двигатели имеют и достоинства. Например, низкая цена ремонта за счет недорогих элементов топливной аппаратуры. Карбюраторные моторы не нуждаются в установке насосов высокого давления. Минусы обычно связаны с обслуживанием ДВС. Карбюраторные двигатели нуждаются в постоянном уходе. В холодное время года мотор надо правильно настроить, чтобы он мог без проблем запускаться при низких отрицательных температурах.
- Моноинжекторные. Считаются более современными системами, характеризующимися наличием монофонического впрыска. Вместо карбюратора в основе используется распылительное устройство, оборудованное одной форсункой. Распыление топлива происходит в момент, когда силовой агрегат засасывает воздушные потоки. Моноинжекторные системы питания устанавливаются на моторы, работающие на бензине. Для оптимальной работы агрегата требуется наличие топливного насоса высокого давления и обратная магистраль. Система оборудуется также блоком управления двигателя, использующегося для правильной дозировки бензина. Управляющий модуль получает данные от датчиков массового расхода воздуха, давления топлива и прочих, в результате чего настраивает ДВС для корректной работы. Благодаря использованию монофонического впрыска сама конструкция более дорогая по сравнению с карбюраторными системами, но агрегат проще заводится при холодной температуре и функционирует в целом стабильнее. Это позволяет снизить финансовые расходы на техническое обслуживание.
- Инжекторные системы питания с распределенным впрыском. Более совершенный вариант двигателя. Может использоваться многоточечный либо распределительный впрыск. В таких версиях были исправлены основные недостатки, характерные для более старых инжекторных систем. Каждый цилиндр силового агрегата оснащается форсунками. В целом инжекторы имеют схожий принцип действия с описанными выше системами, но такие моторы считаются более экологичными. Благодаря модернизации конструкторам удалось добиться стабильного функционирования агрегата и снизить расход топлива, также была увеличена и себестоимость систем.
- Инжекторные ДВС с непосредственным впрыском. Этот тип считается одним из самых совершенных. В таких двигателях процесс распыления топливовоздушной смеси осуществляется при помощи форсунок, монтирующихся на каждый цилиндр мотора. Благодаря этому расход горючего по сравнению с системами с распределительным впрыском был снижен на 20%. Конструкторы смогли увеличить технические параметры работы агрегата, в том числе его мощность. Основным недостатком такой системы считается ее дороговизна, высокая требовательность к эксплуатации и качеству заливаемого топлива, а также зависимость от использования разных насосных устройств. Речь идет не только о топливном насосе высокого давления.
- Дизельные системы с плунжерным многосекционным насосом. В ней впрыск горючего осуществляется в момент, когда насосная секция выдает порцию топлива. Сам насос приводится в действие от воздействия кривошипного вала. Такие системы не так требовательны к качеству использующейся солярки, ее стоимость в целом более низкая, но она не так экологична. Эти системы не оборудуются турбонагнетателем, что можно отнести к недостаткам.
- Дизельные системы с насос-форсунками. Из достоинств усовершенствованных моторов можно выделить практичность и более надежную работу двигателя. При поломке одного из цилиндров другие устройства продолжают работать в привычном режиме. Каждая форсунка оснащается собственным насосом, что дает возможность не использовать слишком длинные топливные приводы повышенного давления. Но стоимость форсунок довольно высока, причем эти элементы относятся к категории расходных материалов, поэтому их тоже меняют с определенной периодичностью, когда они отрабатывают свой срок службы. Такие системы требовательны к качеству использующегося горючего.
- Common Rail. Такие системы питания считаются наиболее усовершенствованными, их применение подразумевает использование общей рампы. Принцип действия похож с ТС непосредственного впрыска на бензине. Системы питания Common Rail подразумевают наличие электрического насосного устройства повышенного давления, с помощью которого в магистралях создается давление выше 200 атмосфер. Посредством электрических импульсов, подающихся с блока управления двигателя, осуществляется открытие форсунок. К основным достоинствам системы относятся высокий коэффициент полезного действия агрегата, сниженный расход горючего и минимальный объем вредных веществ в отработанных газах, что делает моторы экологичными. К минусам можно отнести требовательность двигателей к качеству солярки.
Канал ural biker показал, как выполняется смена фильтрующего устройства топлива в Ниссан Кашкай.
Как продлить срок службы топливного фильтра
- Заправляйтесь только на крупных проверенных автозаправочных станциях.
- Старайтесь не заливать топливо в бак сразу после того, как на заправочной станции произвели слив топлива из автоцистерны, топливо при этом сильно взбаламучено и более высока вероятность попадания мути и грязи в ваш топливный бак.
- Не наливайте в топливный бак своего автомобиля топливо из старых, ржавых канистр.
- Меняйте топливный фильтр в сроки, установленные в руководстве по техническому обслуживанию вашего автомобиля.
Признаки забитого фильтра
Вкратце о симптомах, которые указывают на неработоспособность фильтрующего устройства:
- Силовой агрегат автомобиля стал работать неравномерно. ДВС «троит», его обороты то падают, то увеличиваются.
- Периодически, особенно при езде в гору, мотор машины теряет мощность, снижается его тяга. Для восполнения мощности водителю приходится сильнее жать на газ.
- Если авто едет в гору на пониженных оборотах, то двигатель может заглохнуть. При этом нажатие на педаль газа не даст результатов.
- Если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, то в переключении скоростей могут возникнуть проблемы. Это связано с тем, что ДВС неверно передает команды от мотора и выполняет переключение передач не вовремя.
- Увеличивается расход горючего.
Порядок замены топливного фильтра у автомобиля с дизельным двигателем
Топливный фильтр у автомобилей с дизельным двигателем располагается под капотом. Для того чтобы узнать точное местоположение фильтра воспользуйтесь руководством по эксплуатации вашего автомобиля, либо посмотрите информацию в интернете.
После определения местоположения фильтра, отсоединяем от него топливные шланги и электрические разъемы датчика воды и подогрева.
Откручиваем крепление фильтра и снимаем фильтр, аккуратно сливаем остатки дизельного топлива из фильтра и топливных шлангов в подготовленную пластиковую емкость, которую можно сделать из старой пластиковой канистры, срезав ее боковую часть.
При замене только фильтрующего элемента (картриджа), топливный фильтр разбирается и новый фильтрующий элемент устанавливается вместо старого.
Перед установкой нового фильтра на место, нельзя оставлять фильтр пустым, это может вывести из строя топливный насос высокого давления (ТНВД) и форсунки. Перед установкой фильтра следует залить в него 200 — 300 мл дизельного топлива, сделать это можно с помощью медицинского шприца или специальной груши.
Заполнив фильтр дизельным топливом, устанавливаем его на место, подсоединяем топливные шланги и электрические разъемы.
Запускаем двигатель, даем ему поработать некоторое время, проверяем соединения на отсутствие протечек топлива.
Процесс замены
Не имея опыта или знаний по замене детали, вы навредите системе авто. Установка топливного фильтра относительно несложный процесс, придерживаясь действий в инструкции, с ним справится и начинающий автолюбитель.
Что приготовить?
Если компонент расположен под дном авто, понадобится заехать на яму. Перед тем как его снять, подготовьте:
- новый элемент очистки (покупайте те фильтры, которые изготовлены производителем авто, или которые советует устанавливать);
- набор гаечных ключей;
- шлицевая и крестообразная отвертка;
- ветошь.
Приступаем к замене
В инструкции описан процесс смены неразборного фильтра топлива для любого авто. В зависимости от конструктивных особенностей транспорта, могут быть некоторые различия в процессе. Если в автомобиле установлен элемент в сборе с бензонасосом, советуем ознакомиться с рекомендациями от производителя. Компании советуют менять фильтр вместе с насосом топлива.
- Определитесь с расположением ТФ. В дизельных и карбюраторных авто деталь находится в подкапотном пространстве, либо под низом или в баке с бензонасосом (в бензиновых машинах).
- Вне зависимости от места расположения, снимите предохранитель насоса топливного и подождите, пока автомобиль не заглохнет. Это делается с целью убрать давление в системе.
- Теперь для предотвращения возгорания во время процесса замены, снимите минусовую клемму аккумуляторной батареи.
Процесс демонтажа ТФ - Затем смотрим на фильтр, и определяем метод крепления к бензопроводу (крепление может быть впускным или выпускным). Здесь используются болты или защелки, в зависимости от авто. Запомните, в какой последовательности все находится, чтобы не перепутать при установке нового ТФ. Если возможно, сфотографируйте на телефон место установки фильтра. Не забудьте о расположении уплотнительных резинок и прокладок.
- Взять подготовленную тряпку и обернуть ею элемент очистки топлива, поскольку из него вытечет немного бензина. При помощи крестообразной отвертки или гаечного ключа отсоедините топливный фильтр с места крепления. Теперь его можно снять.
Установка фильтрующего компонента - Новый компонент устанавливайте в таком же положении, в котором был установлен старый (поможет стрелка на фильтре, показывающая направления бензина).
- Подключаете бензопровод, заранее проверив целостность патрубка. Если патрубок поврежден, замените.
- Теперь осталось установить на место предохранитель насоса горючего и подключить клеммы АКБ.
- Попробуйте завести автомобиль. С первого раза это может не получиться, поскольку давление в системе было спущено. Включите зажигание на 30-60 секунд, затем попробуйте завестись.
Внимание! Уделите внимание технике безопасности! Когда производится замена топливного фильтра, курение в помещении запрещается. Также гараж желательно проветрить.
Если фильтр в бензонасосе
На некоторых моделях автомобилей фильтр может быть расположен в корпусе бензонасоса.
В этом случае замену выполнить не получится, так как таких элементов попросту нет в продаже. Чтобы выйти из этой ситуации, можно врезать обыкновенный фильтр в корпусе из пластмассы до топливного насоса. Это делается при помощи трубок и кусков резины.