Самостоятельно меняем датчик температуры антифриза на ВАЗ 2107

Любой двигатель внутреннего сгорания должен своевременно охлаждаться. Без этого его нормальная работа просто невозможна. Это правило справедливо и для моторов ВАЗ 2107. Наиболее проблемным устройством в системе охлаждения этого автомобиля является датчик, фиксирующий температуру антифриза в главном радиаторе. Он часто выходит из строя. К счастью, его можно заменить своими силами. Разберёмся, как лучше всего это сделать.

  • Устройство датчика температуры антифриза
    Электромеханический температурный датчик
  • Электронный температурный датчик
  • Расположение датчика температуры антифриза на ВАЗ 2107
  • Неисправности температурного датчика
  • Проверка температурного датчика ВАЗ 2107
      Последовательность проверки
  • Видео: проверка датчика антифриза
  • Замена датчика антифриза на ВАЗ 2107
      Последовательность операций
  • Видео: замена датчика охлаждающей жидкости на ВАЗ 2107
  • Важные нюансы
  • Назначение температурного датчика ВАЗ 2107

    Датчик контролирует температуру антифриза в главном охлаждающем радиаторе ВАЗ 2107 и транслирует сигнал на приборную панель. В её левом нижнем углу находится стрелочный указатель температуры антифриза.


    Датчик, показывающий температуру охлаждающей жидкости ВАЗ 2107

    Если температура стала выше 95 градусов, это означает только одно: система охлаждения не справляется со своей задачей и двигатель близок к перегреву.


    Температурный датчик ВАЗ 2107 транслирует сигнал на приборную панель

    Расположение прибора

    Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) врезан в радиатор охлаждения. Именно такое положение, при котором происходит прямой контакт с нагревающимся антифризом, обеспечивает высокую чувствительность детали.

    В устаревших моделях измеритель выступал в роли заглушки для закрытия бака. В новых проход для слива герметизируется отдельной пробкой, а для датчика температуры предусмотрено свое отверстие.

    Прибор располагается прямо на головке блока двигателя. Чтобы отыскать его, следует посмотреть на силовой агрегат слева, или же проследить по отходящему проводу от панели приборов, к которой и подключен измеритель. После того, как хозяин авто нашел прибор, можно приступать к дальнейшим операциям.

    Устройство датчика температуры антифриза

    В разные годы на автомобили ВАЗ 2107 устанавливались разные типы температурных датчиков. На самых ранних моделях ВАЗ 2107 стояли электромеханические датчики. Позднее им на смену пришли датчики электронные. Рассмотрим конструкцию этих устройств подробнее.

    Электромеханический температурный датчик

    Электромеханические датчики имеют массивный стальной корпус с толстыми стенками, обеспечивающими более равномерный прогрев устройства. В корпусе находится камера с церезитом. Это вещество смешано с медной пудрой, и оно отлично реагирует на изменения температуры. Церезитная камера датчика закрыта очень чувствительной мембраной, соединённой с толкателем. Когда горячий антифриз нагревает корпус датчика, церезит в камере расширяется и начинает давить на мембрану. Мембрана перемещает вверх толкатель, который замыкает систему подвижных контактов. Полученный таким образом сигнал транслируется на приборную панель, сообщая водителю о перегреве мотора.


    Устройство электромеханического температурного датчика ВАЗ 2107

    Электронный температурный датчик

    Электронные температурные датчики устанавливаются только на новые ВАЗ 2107. Вместо мембраны и камеры с церезитом в электронном датчике имеется чувствительный терморезистор. С повышением температуры сопротивление этого устройства меняется. Эти изменения фиксируются специальной схемой, которая и передаёт сигнал на приборную панель.


    Устройство электронного датчика ВАЗ 2107

    Расположение датчика температуры антифриза на ВАЗ 2107

    Температурный датчик вкручен в главный охлаждающий радиатор ВАЗ 2107. Такое расположение вполне закономерно: только так датчик сможет непосредственно контактировать с кипящим антифризом. Здесь же следует отметить один нюанс: на ранних моделях ВАЗ 2107 температурный датчик выполнял ещё и функцию пробки, закрывающей отверстие для слива антифриза. В новых автомобилях ВАЗ 2107 сливное отверстие закрывается специальной пробкой, а температурный датчик вкручивается в собственное, отдельное гнездо.


    В старых моделях ВАЗ 2107 температурный датчик служил ещё и пробкой

    Неисправности температурного датчика

    Причин, по которым датчик может не передавать сигнал на приборную панель, две. Вот они:

    • перегорел предохранитель, отвечающий за температурный датчик (сам датчик при этом может быть исправен). Чтобы понять, что проблема именно в предохранителе, водителю придётся заглянуть под рулевую колонку, в предохранительный блок машины. Сгоревший предохранитель будет виден сразу: обычно он слегка оплавляется и чернеет;


      Иногда датчик не работает из-за сгоревшего предохранителя ВАЗ 2107

    • перегорел сам температурный датчик. Как правило, это происходит из-за резкого перепада напряжения в бортовой электросети автомобиля. Причиной такого скачка может стать короткое замыкание электропроводки. Дело в том, что изоляция проводов на ВАЗ 2107 никогда не отличалась высоким качеством. Со временем она приходит в негодность, начинает трескаться, что в конце концов и приводит к замыканию.

    Почему датчик выходит из строя

    Может быть несколько причин поломки:

    1. Нарушение изоляции датчика. В случае плохой изоляции проводки возникает замыкание, которое провоцирует сгорание прибора.
    2. Возле датчика обрываются провода, из-за чего не может включаться вентилятор и автомобиль перегревается.
    3. Электрический контакт находящийся внутри, рвется или покрывается трещинами. В этом случае невозможна точная передача данных на панель управления.

    Выход из строя чаще происходит в зимний период.

    Проверка температурного датчика ВАЗ 2107

    Для проведения проверки нам потребуются следующие инструменты:

    • бытовой мультиметр;
    • ёмкость с водой;
    • бытовой кипятильник;
    • термометр;
    • снятый с машины температурный датчик.

    Последовательность проверки

    1. Датчик опускается в подготовленную ёмкость так, чтобы его резьбовая часть полностью оказалась под водой.
    2. В эту же ёмкость опускается термометр и кипятильник (при этом нужно следить за тем, чтобы эти инструменты не соприкасались друг с другом).
    3. Контакты мультиметра подключаются к контактам датчика, сам мультиметр настраивается на измерение сопротивления.
    4. Кипятильник включается в розетку, начинается нагрев воды.
    5. Когда вода нагреется до температуры в 95 градусов, сопротивление датчика, показываемое мультиметром, должно исчезнуть. Если это произошло, датчик исправен. Если при вышеуказанной температуре сопротивление на мультиметре не исчезает — датчик неисправен, и нуждается в замене.

    Видео: проверка датчика антифриза

    Проверка электровентилятора и его цепей

    Для того чтобы проверить работу вентилятора и цепей питания на инжекторной «семерке» нужно отключить разъем с датчика, ЭБУ даст команду на включение вентилятора. Если этого не произошло, то нужно проверять не сам датчик, а исправность предохранителя F7, электродвигателя, реле вентилятора и цепей питания. Ниже приведена схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 инжектор.

    Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 (инжектор)

    Принцип действия такого устройства отличается от ТМ 108 и основан на изменении сопротивления.

    Датчик нагреваясь уменьшает сопротивление, ЭБУ контролирует это изменение и при достижении заданного параметра (около 195 Ом) включает реле вентилятора.

    На карбюраторной модели все сделано несколько проще, если предохранитель и реле исправны, то для того, чтобы электродвигатель заработал, достаточно снять фишки с датчика и замкнуть их между собой.

    Принцип работы датчика включения вентилятора устанавливаемого на радиаторе такой, в холодном состоянии биметаллическая пластина размыкает контакты, а при достижении температуры в 92 градуса (в идеале) замыкает и реле срабатывает. На практике достаточно часто можно купить датчики с некоторым разбросом значений. Проверить новый можно нагревая в воде, контролируя температуру и включение.

    Замена датчика антифриза на ВАЗ 2107

    Прежде всего следует сказать, что температурные датчики на ВАЗ 2107 не подлежат ремонту. Причина проста: в этом устройстве отсутствуют детали и материалы, которые водитель мог бы приобрести и заменить самостоятельно. Кроме того, корпус температурного датчика неразборный, так что добраться до внутренностей этого устройства без его поломки просто не получится. Вот что потребуется для замены:

    • новый температурный датчик ВАЗ 2107;
    • торцовая головка на 30 с длинным воротком (либо обычный свечной ключ);
    • ёмкость для слива охлаждающей жидкости.

    Последовательность операций

    1. Автомобиль ставится на смотровую яму или на эстакаду. Под сливное отверстие подставляется ёмкость, пробка откручивается, антифриз сливается.


      Для слива антифриза с ВАЗ 2107 идеально подойдёт небольшой таз

    2. С датчика снимаются контактные провода. Их необходимо аккуратно потянуть на себя.


      Красной стрелкой показан контактный колпачок датчика ВАЗ 2107

    3. Датчик выкручивается торцовой головкой на 30 (следует помнить, что под датчиком есть очень тонкое уплотнительное кольцо, которое можно легко потерять).
    4. На место выкрученного датчика вкручивается новый (причём при вкручивании нового датчика не следует прилагать слишком больших усилий, особенно если вороток у торцовой головки очень длинный: резьба в гнезде датчика легко срывается).
    5. Колпачок с контактными проводами надевается обратно на датчик, в расширительный бачок заливается новый антифриз.

    Видео: замена датчика охлаждающей жидкости на ВАЗ 2107

    Замена своими руками датчика включения вентилятора

    Для замены датчика температуры, отвечающего за включение вентилятора радиатора на ВАЗ 2107, рекомендуется придерживаться инструкции, которая приведена ниже.

    • Снять клемму с АКБ.
    • Слить ОЖ с радиатора.

    • Снять клеммы.
    • Ключом «на 30» выкрутить измеритель.
    • Проверить состояние медного уплотнительного кольца и закрутить новый датчик.
    • Собрать все в обратной последовательности.

    Важные нюансы

    Есть несколько важных моментов, не упомянуть о которых нельзя. Вот они:

    • вышеуказанная последовательность замены датчика с полным сливом антифриза применяется далеко не всегда. Опытные автолюбители поступают проще: выкручивают неисправный датчик, после зажимают сливное отверстие пальцем. Это действие требует изрядной сноровки. Но даже если сделать всё очень быстро, часть антифриза неизбежно выльется и его всё равно придётся доливать;


      Иногда автолюбители при замене датчика не сливают антифриз с ВАЗ 2107

    • отправляясь в магазин за новым температурным датчиком, следует помнить: в продаже сейчас можно найти как электромеханические, так и электронные температурные датчики. Выбирать лучше электронные, несмотря на то, что они дороже электромеханических (хороший электронный датчик стоит 500 рублей, а электромеханический — 300). Логика выбора проста: чем меньше в датчике движущихся частей, тем дольше он прослужит.

    Итак, замена температурного датчика не является сверхсложной задачей. С ней справится даже начинающий автолюбитель, если он хотя бы раз в жизни держал в руках гаечный ключ. В точности выполнив действия, изложенные в этой инструкции, автовладелец сможет сэкономить около 700 рублей. Именно столько стоит замена температурного датчика в автосервисе.

    Где располагается и температура включения

    Расположен датчик включения вентилятора у инжекторных моделей, на выходном алюминиевом патрубке головки блока цилиндров (артикул — 23.3828, применяется в ВАЗ-2107i-2112, 21213, 2123, ALFA ROMEO, DAEWOO, FIAT, LANCIA, OPEL), на карбюраторных моделях (ТМ 108-02 92/87 С) он установлен на радиаторе охлаждения двигателя.

    Для «классики» температура срабатывания вентилятора равна 92 градусам и отключения — 87 С 0 , поэтому установка подходящего по размерам, но с другим номером не рекомендуется.

    На карбюраторных моделях датчик расположен на радиаторе

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]