Воет коробка передач на ваз 2107: причины и способы устранения


КПП ВАЗ 2107: что это такое

Что такое КПП в конструкции автомобиля? Аббревиатура «КПП» расшифровывается как «коробка переключения передач». Так называется агрегат, который призван изменять частоту крутящего момента.

Назначение КПП — выполнять функцию преобразования величины крутящего момента, которая идёт от мотора, с передачей этой энергии трансмиссии. Только так возможно переключение скоростей по нарастающей.

КПП на ВАЗ 2107 появилась в 1982 году вместе с новой моделью в линейке АвтоВАЗа — «семёркой». Конструктивно и практически эта коробка и по сей день считается самым продвинутым агрегатом среди классических механических КПП.


Впервые пятиступки стали устанавливать именно на ВАЗ 2107

Устройство коробки передач

На ВАЗ 2107 устанавливается пятиступенчатая коробка передач, то есть изменения частоты крутящего момента возможны в пяти позициях. При этом пять передач позволяют с разной скоростью ехать вперёд, а шестая считается задней и включается в тот момент, когда водителю необходимо сдать назад.

Схема переключения этих передач ничем не отличается от классической четырёхступенчатой, которая устанавливалась на более ранние модели ВАЗ. Водителю достаточно выжать педаль сцепления и передвинуть рычаг переключения скоростей в нужную позицию.


Внешне устройство коробки не позволяет понять внутренней конструкции элементов

Надо заметить, что конструктивно коробка на «семёрке» является довольно-таки сложным прибором, поэтому диагностику и ремонт этого устройства обычно доверяют только профессионалам. Однако основные параметры «семёрочная» коробка переняла у «пятёрочной», так как конструкторы АвтоВАЗа брали за основу новой коробки КПП с ВАЗ 2105.

Таблица: соотношения передаточного числа на ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107

МодельВАЗ 2105ВАЗ 2107
Главная пара4.34.1 / 3.9
1-я передача3.6673.667
2-я2.1002.100
3-я1.3611.361
4-я1.0001.000
5-я0.8010.820
Задняя3.5303.530

Говоря об общей конструкции КПП на ВАЗ 2107, следует иметь ввиду, что внешне она имеет форму закрытого корпуса. При этом полностью закрыты только три её стороны (для этого используются специальные прочные крышки), а четвёртая сторона короба «перерастает» в ручку переключения передач. Все крышки плотно прилегают к коробке, места их соединений загерметизированы.


В составе КПП насчитывается до 40 элементов

Основные же элементы переключения скоростей «прячутся» в корпусе КПП:

  • первичный вал (на нём установлены четыре приводные шестерни и синхронизаторы);
  • вторичный вал (на его поверхности крепятся сразу десять шестерёнок);
  • промежуточный вал.

Рассмотрим каждый элемент в отдельности, чтобы понимать хотя бы общий принцип конструкции и работы коробки передач.

Первичный вал

Уже по названию можно понять, что первичный вал — это основополагающий элемент коробки. Конструктивно вал является одним целым с четырьмя зубчатыми шестерёнками и вместе с ними вращается на подшипнике. Сам же вращающийся подшипник зафиксирован в нижней части коробки и для надёжности соединения уплотнён сальником.


Все шестерни, размещённые на валу, имеют разные габариты для удобства соединения

Вторичный вал

Можно сказать, что вторичный вал является как бы логическим продолжением первичного в пространстве корпуса. На нём стоят шестерни 1-ой, 2-ой и 3-ей передач (то есть все нечётные). Все десять шестерёнок на этом валу имеют различные габариты, поэтому и обеспечивают преобразование величины крутящего момента.

Вторичный вал так же, как и первичный, вращается на подшипниках.


Вторичный вал можно назвать основным элементом КПП из-за повышенных нагрузок, которые приходятся на его шестерни

Промежуточный вал

Основная задача этого элемента — служить своеобразной «прослойкой» между первичным и вторичным валами. На нём также имеются шестерни, являющиеся с валом единым целым, через которые и передаётся передача крутящего момента от одного вала к другому.


Главная задача этого элемента — стыковать между собой работу первичного и вторичного валов

Набор вилок

Простота переключения передач во время движения предоставляется набором вилок. Их приводит в движение рычаг переключения. Вилки нажимают на ту или иную шестерню определённого вала, заставляя механизм работать.


Через вилку происходит переключение скоростей автомобиля

Масло в КПП ВАЗ 2101

Масло в коробке передач «копейки», как и в любом другом агрегате автомобиля, нуждается в периодической замене. Но прежде чем выполнить эту процедуру, нужно знать, когда и как его заменить и какую смазку использовать.

Какое масло заливать в коробку ВАЗ 2101

Сегодня существует широкий выбор трансмиссионных масел для автомобилей. Разница между ними заключается в применяемых присадках, а, точнее, в их классах. Существуют следующие классы маркировок: от GL 1 до GL 5. Для КПП ВАЗ 2101 оптимальным вариантом считается масло класса GL 5 со степенью вязкости 85W90 или 80W90. Такая смазка предназначена для гипоидных передач, обеспечивает хорошее смазывание трущихся элементов даже при высоких нагрузках. К тому же масло GL 5 можно использовать не только для коробки передач, но и для заднего моста. Из производителей предпочтение следует отдавать тем, кто подходит по ценовому показателю.


В коробку передач ВАЗ 2101 необходимо заливать трансмиссионное масло класса GL5 вязкостью 85W90 или 80W90

Проверка уровня масла

Чтобы коробка исправно функционировала, уровень масла в картере всегда должен быть оптимальным. Его необходимо периодически проверять. При нормальном уровне смазки в коробке он должен быть наравне с нижним краем отверстия для заливки. Объем масла в картере КПП ВАЗ 2101 составляет 1,35 л.

Как часто менять масло в коробке ВАЗ 2101

Трансмиссионное масло хоть и редко меняется, но все же нужно знать, когда эта процедура необходима. Как правило, на «классике» её производят через 40–60 тыс. км. пробега либо через 3 года с момента заливки.

Как слить масло

Чтобы слить масло с КПП ВАЗ 2101, потребуется шестигранный ключ и подходящая по объёму ёмкость, например, обрезанная пластиковая бутылка. При помощи шестигранника отворачивают пробку сливного отверстия, которое расположено в нижней крышке картера коробки и сливают масло.


Для слива масла на КПП ВАЗ 2101 откручивают сливную пробку в нижней крышке коробки с помощью шестигранника

Сливную пробку протирают от грязи и заворачивают на место

Кроме этого, нужно обратить внимание на слитое масло и, если в нём присутствует металлическая пыль, нужно будет в кратчайшие сроки заняться ремонтом коробки

Как залить масло

Чтобы залить смазку в коробку передач, необходимо отвернуть пробку заливного отверстия ключом на 17 и очистить её от загрязнений. Масло заливают в нужном объёме при помощи специального шприца. Многие не отмеряют необходимый литраж смазки, а просто заливают её до тех пор, пока она не начнёт вытекать обратно. После заливки сразу же заворачивают пробку на место. Вместо шприца можно использовать самодельные приспособления, если есть желание и время на их изготовление.

Масло в коробку передач заливают с помощью специального шприца через маслозаливное отверстие

Промежуточный вал

Предназначен для передачи крутящего момента определенной величины от первичного к вторичному. Вращается на подшипниках 2, 22 и 19. Шестерни составляют с валом единое целое. В этом же блоке установлены шестерни пятой скорости 18 и задней 20. Последняя устанавливается на отдельном валу 21, соединенном с вторичным на шлицах.

Для залива масла в коробку передач ВАЗ 2107, слева в корпусе предусмотрено специальное отверстие 11, закрываемое пробкой. Низ корпуса закрывается стальной крышкой, которая крепится десятью гайками. Все соединения крышек с корпусом коробки загерметизированы специальными прокладками, предотвращающими протекание масла. Подшипники первичного, вторичного и промежуточного валов закрыты сальниками, которые не дают вытекать маслу из поддона коробки передач.

Заправочный объем масла для коробки передач ВАЗ 2107 равен примерно 1,6 литров. Некоторые автолюбителя предпочитают заливать масло через верх, в месте, где ручка вставляется в КПП. Такой метод значительно проще стандартного, так как ручка находится в салоне и получить к ней доступ не составляет особых проблем, чего нельзя сказать о заливном отверстии.

Управление переключением передач осуществляется набором вилок, которые приводит в движение ручка. Устройство и основные детали механизма переключения скоростей наглядно иллюстрирует следующая схема.

Здесь номерами 1, 2 и 16 обозначены вилки переключения скоростей: третьей и четвертой, первой и второй, задней и пятой соответственно. Номерами 5, 7 и 9 обозначены штоки соответствующих вилок, которые приводит в движение ручка 8, выведенной в салон автомобиля ВАЗ 2107.

Схема работы механизма переключения следующая: когда ручка 8 изменяет свое положение, ее шарнир входит в зацепление с выемкой на одном из штоков, другой конец которого жестко сцеплен с вилкой болтом 3. Вилка, в свою очередь, входит в паз на соответствующей шестерне переднего (16, 23, 24, 25) или промежуточной (20) заднего хода. Таким образом, ручка 8 обеспечивает перемещения вилки и происходит зацепление определенной шестерни вторичного вала с соответствующей ей шестерней промежуточного. При этом цепочка передачи крутящего момента замыкается, вторичный вал начинает вращаться со скоростью, соответствующей передаточному числу зацепленных в данный момент шестеренок. При включении задней скорости, в отличие от остальных, ручка при движении «утапливается» вниз.

Как видим, схема устройства коробки ВАЗ 2107 достаточно сложная, поэтому не рекомендуется заниматься ее ремонтом, не имея соответствующих навыков. Лучше доверить это дело специалистам.

Автомобиль ВАЗ 2107 оснащается двумя видами коробок передач, одна из которых четырехступенчатая, а вторая пятиступенчатая. Рано или поздно данные устройства начинают давать сбои, в результате чего управлять автомобилем становится практически невозможно. В данном материале выясним, что представляет собой ремонт обоих видов КПП на ВАЗ 2107, в чем отличия этих двух механизмов, и когда требуется проведение ремонтных работ.

Гул первичного вала ваз 2107

  • В начало форума
  • Правила форума
  • Старый дизайн
  • FAQ
  • Поиск
  • Пользователи

Первая передача шумит сильно, такое ощущение, что едешь на огромном автобусе (как-то шумит и даже, по-моему, вибрирует)остальные — несильно, чуть-чуть, но третья и пятая громче, чем 2 и 4.

Передачи переключаются легко, не выпадают.

Вопрос: 1. Серьезна ли неполадка? 2. Можно ли с ней ездить, если не обращать внимание на шум? 3. Если необходим срочный ремонт, то может ли он вылететь в стоимость новой КПП?

Нее, не придется, просто перекидываешь и все ок. Я бы на твоем месте 5-и ступку оставил. Смотри сам.

Не знаю как у вас, у нас коробку стоит перебрать 4500р, без запчастей. Если что-то менять- можно приобрести «сырые запчасти». Так можно каждый день эту коробку перебирать. Перебирал с другом коробку у себя. Все отлично было. Сейчас весной опять придется вскрывать менять синхрон второй передачи, оказался плохой.

Собственно проблема та же: шум в КПП. Симптомы: стоишь на месте четко слышен шум в салоне, выжимаешь сцепление — шум пропадает.коробка греется, тунель над коробкой ощутимо теплый. Масло в норме. Понимаю что требуется ремонт, собираюсь делать своими силами. Подскажите примерный список деталей которые менять надо. Так как в случае чево до магазина бежать далеко а хочется побыстрее.

Проблемы с задней передачей на АКПП

На практике неисправности КПП, связанные с включением задней скорости, встречаются как на механической, так и на автоматической трансмиссии. «Автоматы» имеют разные конструкции. Роботизированные коробки по устройству похожи на «механику». Но у АКПП есть свой перечень поломок, когда туго работает или пропала задняя передача.

  1. Уровень жидкости ниже нормы, либо она загрязнена и утратила свои рабочие качества. Устройство АКПП чувствительно к качеству смазки и ее уровню. Поэтому выяснение причины лучше начинать с проверки трансмиссионной жидкости. Завышенный уровень масла также способствует неправильной работе узла. Срок службы жидкости ограничен пробегом в 60 тысяч км, но иногда приходится менять чаще, так как смазка мутнеет и загрязняется.
  2. Износ фрикционных дисков. От этого зависит правильная работа заднего хода, а также режима «D» (драйв). Изношенные фрикционы могут не давать включаться 3, 4 и задней передачам. При этом устранение поломки заключается только в замене фрикционов.
  3. На ведущем барабане срезаны шлицы. Автомобиль может двигаться вперед, но поехать назад будет невозможно.
  4. Износ фрикционной тормозной ленты. Реверсивное движение отсутствует, но передних ход работает.
  5. Оборваны или изношены манжеты поршня тормозной ленты. Это будет заметно только при включении заднего хода.
  6. Заклинили управляющие соленоиды или гидроблоки.

Иногда отсутствие связи гидротрансформатора и шестерни масляного насоса также влияет на работу заднего хода.

Процесс демонтажа и разборки трансмиссии


Разборка и сборка КПП при обнаружении какой-либо неисправности должна выполняться в такой последовательности:

  • обесточиваем систему, снимая с АКБ минусовой контакт;
  • демонтируем панель радиоприемника;
  • немного сдвигаем вниз запорную втулку и извлекаем ее из стержневой полости;
  • резким движением вытягиваем стержень из рычага переключения скоростей;
  • снимаем с рычага верхнюю и нижнюю втулки;
  • демонтируем крышку коробки передач, которая фиксируется четырьмя шурупами;
  • извлекаем чехол, защищающий от загрязнений ручник, после чего откручиваем все крепления, расположенные на полу авто;
  • демонтируем шланги, по которым в воздушный фильтр подается теплый воздух;
  • немного сдвигаем вперед стартер, после чего выкручиваем пробку картера КПП и сливаем трансмиссионное масло;
  • демонтируем глушитель и отключаем карданную муфту, включатель заднего хода и тросик спидометра, которым деталь присоединяется к редуктору;
  • разбираем крышку картера сцепления и карданную передачу;
  • отсоединяем последние крепления КПП, отодвигаем ее немного назад и извлекаем наружу.

Правила разборки и сборки КПП


Если пользователь никогда не сталкивался с ремонтом такого сложного узла, к процедуре следует тщательно подготовиться.

  1. Разборка механизма выполняется только после его полной очистки от грязи.
  2. Предварительно подготавливаются все инструменты, требуемые для разборки – ключи, выжимки, пассатижи, съемники стопорных колец. Также желательно иметь отдельную тару для складывания мелких болтов, гаек, шайб.
  3. Демонтировать детали механизма требуется, предварительно обработав болты средством от закипания.
  4. При разборке агрегаты складываются в последовательности демонтажа.
  5. Человеческая память крайне не надежна – фотография разобранного механизма перед его переборкой лучшая памятка.
  6. Замене подлежат все прокладки без исключений. Категорически запрещается вторичное использование уплотнителей.
  7. Обилие очистителя никто не отменял. При промывке конструкции не стоит жалеть промывочный материал, чем лучше отмыть, тем веселее поедет.
  8. Сборка агрегата осуществляется исключительно в обратной последовательности.
  9. Если после монтажа остались лишние запчасти (что не редкость) весь редуктор полностью перебирается заново.

Также необходимо соблюдать максимальную чистоту во время работ. Попадание пыли, металлической стружки или посторонних предметов может нанести серьезный вред шестерням.

Устранение поломок в механизмах

По результатам диагностики КПП автомобиля ВАЗ 2107 принимается решение о проведении текущего ремонта или замене агрегата. Выполнение операции по восстановлению работоспособности коробки довольно затратная операция, как по времени, так и по финансам. Для выявления причины потребуется демонтаж механизма, его разборка и дефектация деталей. Выполнение такого рода работ требует опыта и профессионализма.

Ответ на вопрос, почему на автомобиле ВАЗ 2107 постоянно шумит пятиступенчатая коробка, позволит устранить поломку с минимальными затратами. Не следует сразу же соглашаться на замену механизма, пока не будут исчерпаны все возможности для ремонта. Коробка имеет значительный ресурс и при своевременном ТО и ремонте может эксплуатироваться практически весь срок службы автомобиля.

Источник

Замена сальников

Конструктивно, сальник представляет собой герметизирующее устройство, закрывающее пути маслу. При износе детали, корпус перестает удерживать жидкость и образуется течь масла.

Для демонтажа детали потребуется выполнить определенную последовательность действий.

Сальник первичного вала

Процедура выполняется так:

  • полностью разобрать КПП для открытия доступа к сальнику;
  • поддеть шилом колечко уплотнителя;
  • снять сам сальник с вала;
  • монтаж новой детали выполняется в обратной последовательности.

Сальник вторичного вала

Разборка сальника вторичного вала выполняется сложнее.

  1. Вынуть центрирующее устройство из фланца вала.
  2. Специальным съемником стянуть фланец с вторичного вала вместе с шайбой;
  3. Отверткой отковырять сальник из гнезда.
  4. Аккуратно установить новый уплотнитель.

Как устранить шумы в механике «Лады Гранты»

Прежде чем приступать к лечению КПП «Гранты» и устранению воя, необходимо выявить причину проблемы. Если тарахтение появилось после обкатки новой машины с механической КПП ВАЗ-2181, задумайтесь о шумоизоляции салона. В остальных случаях проблема требует ремонта.

Диагностика

Не снимая узел, можно определить неисправность механической коробки по звуку:

  • слышится писк при включении 1-3 передачи – посмотреть подшипники;
  • коробка воет на 5 передаче – проверить объем масла;
  • гул на любой передаче, в том числе, на нейтралке – возможен износ подшипников (выжимного или первичного вала).


Диагностика коробки передач «Лада Гранта»

Небольшой металлический скрежет и хруст может появляться после ремонта коробки, что говорит о низкой квалификации сборщика.

Иногда сложно определить на слух, что именно издает неприятный шум. Выть может не только коробка. Если странный треск появляется при выжимании педали сцепления и передачи включаются не точно, с хрустом, проблема может быть с выжимным подшипником. Другие причины шума – износ элементов синхронизатора, блокирующих колец, увеличение зазора между блокирующим кольцом и шестерней. По возможности обращайтесь за диагностикой в автосервис.

Обнаружить источник воя в автомате или роботе «Гранте» сложнее. Потребуется частичный или полный разбор коробки. Бортовой компьютер (мультитроникс) может выдавать ошибку «Неисправна коробка передач» (при его отсутствии ориентируйтесь на приборную панель и пиктограмму в виде шестеренки с восклицательным знаком). Иногда сообщение не соответствует действительности и пропадает после снятия клеммы аккумулятора и разрядки конденсаторов. Если перезагрузка системы не помогла, придется вызывать эвакуатор и везти «Гранту» в сервис.

Устранение возможных неисправностей

Избавляться от шума коробки можно несколькими путями. Выбор метода зависит от причины воя:

  • Возникновение вибраций между тросом сцепления и вилкой. Снизить вибрационные колебания может новая резиновая прокладка. Вырежьте шайбу из мягкого материала, снимите трос сцепления с вилки и приклейте новую прокладку вместо заводской.
  • Устранить вой коробки передач на «Гранте», возникающий при разгоне, поможет переборка раздаточной коробки и замена вышедших из строя подшипников.
  • Буксующее сцепление исправляют, подтягивая педаль сцепления. Если устранение ослабления не помогло, придется купить ремкомплект, состоящий из нажимного и ведомого диска, подшипника выключения сцепления. Затянувшийся ремонт может привести к необходимости полной замены сцепления.
  • Если скрежет появился после ремонта, в качестве лечения воя КПП «Гранты» назначается переборка коробки в проверенном автосервисе.


Устранение возможных неисправностей

Если неприятные шумы КПП ВАЗ-2181 не исчезают (так как вызваны неудачной конструкцией), можно улучшить шумоизоляцию салона.

Некоторые водители решают проблему гудения, добавляя специальные присадки в масло. По заверениям производителей составов, вещества способны восстановить износившиеся элементы КПП. Подобные обещания представляют собой маркетинговый ход. Металл не способен восстановиться под влиянием посторонних включений.

Присадки могут снижать скрежет и гул и отодвигать время ремонта при небольших повреждениях, но перебирать коробку все же придется. При сильных степенях износа долив специальной жидкости в масло не убирает шум коробки. Использование составов, не подходящих к установленному на «Гранте» типу КПП, может вывести из строя трансмиссию.

Замена подшипников

Чаще всего проблемы с коробкой начинаются с того, что разбиваются подшипники. Поэтому основная масса всех поломок приводит к тому, что водителю необходимо разобрать КПП и поменять подшипники.

Подшипник первичного вала

Чтобы поменять подшипник первичного вала, необходимо иметь те же инструменты, что и при разборке КПП. Работа не сложная, однако может занять много времени (в зависимости от физической подготовленности исполнителя и его мастерства).

Порядок работы следующий:

Зажать первичный вал тисками

Губцы тисков лучше проложить мягкой тканью, чтобы они не деформировали поверхность вала. Съёмником зажать подшипник и начать медленно стягивать его с вала. Периодически нужно постукивать по подшипнику молотком, а между ударами прокручивать вал, иначе может возникнуть перекос в роликах, и снять подшипник будет очень трудно. Постепенное выбивание приведёт к тому, что подшипник соскочет с вала. На вал запрессовать новый подшипник по тому же методу. Важно бить молотком только по внутреннему кольцу подшипника и делать это аккуратно.. Работа может занять до 30 минут

Работа может занять до 30 минут

Видео: инструкция по замене

Подшипник вторичного вала

Замена подшипника вторичного вала производится по тому же принципу, что и первичного. Единственная разница заключается в том, что для разных валов используются разные виды подшипников.


Каждый вид строго регламентирован для механизмов КПП

Гул первичного вала ваз 2107

Непрочитанное сообщение VladiZlav » Вт ноя 04, 2008 19:46:47

Непрочитанное сообщение DonPedro » Вт ноя 04, 2008 20:19:52

Непрочитанное сообщение Wolf » Ср ноя 05, 2008 19:04:42

Непрочитанное сообщение VladiZlav » Ср ноя 05, 2008 19:13:50

Непрочитанное сообщение Wolf » Чт ноя 06, 2008 20:01:16

Непрочитанное сообщение Владимир С » Чт ноя 06, 2008 20:48:30

Непрочитанное сообщение VladiZlav » Чт ноя 06, 2008 21:18:35

Непрочитанное сообщение Владимир С » Пт ноя 07, 2008 10:38:14

Непрочитанное сообщение VladiZlav » Пт ноя 07, 2008 11:53:41

Непрочитанное сообщение Владимир С » Пт ноя 07, 2008 20:10:31

скоро прокачусь и скажу ,а сейчас лазил долил масло в кп гдето 300 грамм долилось

Добавлено спустя 2 часа 8 минут 45 секунд:

Начинае схватывать почти у полика , ещё заметил что задняя включается нормально после любой другой, а если сразу сцепу и заднюю то с треском(

Непрочитанное сообщение NikVE » Сб ноя 08, 2008 9:19:44

Непрочитанное сообщение VladiZlav » Сб ноя 08, 2008 18:38:28

Непрочитанное сообщение Владимир С » Вс ноя 09, 2008 17:09:05

Непрочитанное сообщение Wolf » Пн ноя 10, 2008 19:09:35

писал(а): Wolf писал(а): дык а шо делать-то? первичный вал поменять и подшипники на нем?

Тыгогда коробку собрал, пробовал люфт первичного вала? Кстате, все подшипники набивай смазкой, особенно выжимной, он вообще сухой продается(набивается хреново, но надо!)

там 2 гайки, большая и маленькая, большая — регулировочная, малая — контрогайка. отпускаеш контрогайку и выкручиваеш регулировочную в сторону багажника, тогда у тебя будет хватать в середине или в конце хода педали. если выкручивать (или вкручивать) в сторону двигателя, то хватать будет у самого пола. в любом случае, у тебя должен быть свободный ход лапки 3-5мм, иначе будет гонять выжимной. у меня хватает где-то 2-3см от пола. беда в том, что если зазор полностью убрать, то лучше будут включаться скрости, но скоро навернется сцепление.

Добавлено спустя 19 часов 34 минуты 26 секунд:

в общем, сеня поменяли первичный вал — гул пропал. вот такие дела, даже и мысли не было на него грешить

Источник

Что такое передаточное число КПП?

Передаточные числа КПП — частные от деления количества зубцов ведомых к количеству зубьев ведущих шестерней. Ещё такие передачи, у которых высокие передаточные числа — называют «короткими», а низкие числа – «длинными».

Физический смысл заключается в следующем: так как наибольшей частотой вращения обладает всегда двигатель (коленвал и первичный вал),

а частота вращения кардана всегда ниже (поэтому коробка и называется КПП – коробка понижающих передач), за исключением 5 передачи, где передаточное число меньше 1, то передаточное число – это количество оборотов карданного вала за один оборот коленвала.

Есть общее правило: чем оно больше, тем более короткое время понадобится при нажатии педали газа, чтобы набрать максимальное количество оборотов. Соответственно, передача будет более мощной, автомобиль будет «выпрыгивать» вперёд, но при этом водитель должен быть готов к быстрому переключению. И, как только машина значительно ускорилась, нужно готовиться к переключению. Поэтому характерно на высоких оборотах падение скорости.

Для того чтобы улучшить динамику автомобиля при разгоне, можно, конечно, сделать тюнинг карбюратора. Но если вы решились на настоящий поступок – нужно изменить главное передаточное число, главной пары КПП.

В КПП есть такое понятие, как ряд – набор валов и шестерёнок.

Немного истории:

  • изначально на ВАЗ ставилась четырёхступенчатая КПП 2101;
  • затем с 1976 года появилась «нивовская» КПП, или 2121. Она отличалась повышенным рядом, где передаточное число было низкое (всё – таки внедорожник)! Кроме этого, ею комплектовались «шестёрки» с объёмом 1,6 л;
  • за год до Олимпиады – 80 появилась КПП 2105;
  • в настоящее время в продаже есть только 2107, 21074 и кое – где можно встретить 2106. Все другие коробки сняты с производства;
  • КПП 2107 существует для пятиступенчатой коробки, она именуется 21074, разница в том, что есть место для крепления блока шестерней заднего хода и пятой передачи;

Чтобы не утомлять читателя, приведём данные передаточные числа в таблице для КПП 2101, родоначальницы коробок (на самом деле, естественно, фиатовской конструкции) и ВАЗ 2107.

Ваз 2101Ваз 2107
11718
22928
31514
43333
53.7533.667
62020
72727
82.3032.1
92424
102121
111.4931.361
1211
1338
1420
150.819
  1. – количество зубцов первичного вала (главная пара);
  2. – количество зубцов промежуточного вала (главная пара);
  3. – промежуточный вал 1 ;
  4. – вторичный вал 1 ;
  5. – передаточное число 1 передачи;
  6. — промежуточный вал 2 ;
  7. — вторичный вал 2 ;
  8. — передаточное число 2 передачи;
  9. — промежуточный вал 3 ;
  10. — вторичный вал 3;
  11. — передаточное число 3 передачи;
  12. — передаточное число 4 передачи;
  13. — промежуточный вал 5;
  14. — вторичный вал 5;
  15. – передаточное число 5 передачи. У ВАЗ 2107 нет.

Даже при поверхностном анализе эти передаточные числа говорят следующее:

  1. все передаточные числа ВАЗ 2107 чуть ниже, чем ВАЗ 2101, это делает коробку «мягче»;
  2. на 4 передаче имеем 1, это значит, что карданный вал и коленвал соединены напрямую;
  3. существует 5 передача, которая заставляет колёса вращаться быстрее первичного вала, так как отношение меньше единицы.

Что именно шумит и почему?

Давайте попробуем разобраться в данном вопросе. Основными причинами возникновения шума, доносящегося из КПП, являются:

  • неправильная эксплуатация коробки, в частности использование контрафактной трансмиссионной жидкости, купленной на «черном» рынке и эксплуатация транспортного средства с нерабочим сцеплением;
  • плохое качество комплектующих деталей коробки передач;
  • предельный срок эксплуатации МКПП;
  • неквалифицированное проведение технических работ по диагностике и ремонту КПП.


Новая механическая коробка переключения скоростей от Ваз 2109
Кроме того, основными неисправностями, в последствии которых может возникнуть шум в КПП, являются:

  • внезапно появившееся затруднительное включение скорости: чтобы включить ту или иную передачу, водителю иногда потребуется несколько раз перевести рычаг коробки в нейтральное положение при выжатом сцеплении;
  • коробка сама выключает передачу авто во время движения;
  • из КПП может вытекать трансмиссионная жидкость.

Также следует отметить, что коробка «Ваз 2109» может шуметь в различных условиях: на нейтральной скорости, во время включения передач либо же просто во время езды на определенной скорости. И каждый из этих шумов может говорить о разных неисправностях коробки.

Кроме того, во время диагностики нужно не забывать, что только один внешний признак может свидетельствовать о нескольких неисправностях в КПП. Поэтому визуально (т.е. по типу гула) вычислить, какой именно компонент коробки вышел из строя фактически невозможно. Определить поломку получится только сняв и разобрав коробку.

Также необходимо добавить, что ремонт КПП и устранение дефектов требуют больших знаний, поэтому в домашних условиях таким лучше не заниматься. КПП является важным агрегатом в структуре любого транспортного средства, поэтому ее ремонт и диагностику лучше доверить квалифицированному специалисту.


Тюнингованный ВАЗ 2109

Зачастую гул агрегата проявляется:

  • когда выжимаешь сцепление;
  • при включении третьей и четвертой скоростей;
  • на нейтральной скорости;
  • при езде авто на повышенных оборотах.

С такими проблемами сталкиваются большинство отечественных автовладельцев «ВАЗ 2109». Но если при нажатии сцепления посторонние звуки пропадают, то это может свидетельствовать о нескольких поломках. В частности, из строя может выйти пятая скорость либо передача заднего хода. Кроме того, может быть неисправен подшипник первичного вала или выжимной подшипник.

Как показывает практика, в случае с подшипниками проблема не является критической. Если в вашем авто шум появился, а потом пропал после нескольких сотен или тысяч километров пробега, то, скорее всего, остатки подшипников просто перемололо системой агрегата.

Если ваша «ВАЗ 2109» начала шуметь, то это вовсе не означает, что вышли из строя подшипники или задняя передача. Эти проблемы являются наиболее распространенными, но конкретно определить, что вышло из строя, сможет только качественная диагностика.

РЕМОНТ

На ВАЗ 2107 5-ступенчатая коробка, которая, несмотря на сравнительную простоту своего устройства, может прийти в негодность по классическим для МКПП причинам:

  • износ по естественным причинам: большой пробег, ненормированная эксплуатация и выработка ресурса составными частями, несоответствие погодных условий желаемым, и как следствие — уменьшение ресурса, и т.д.;
  • несоответствие рабочей жидкости стандартам, пригодным для нормальной работы трансмиссии;
  • неоригинальные запасные части, имеющиеся в составе коробки;
  • повреждение корпуса КПП механическим воздействием;

Когда дело касается коробки передач, даже если это «Жигули», оптимальным вариантом будет поручить диагностику и обслуживание специалистам на СТО. Благо, отремонтировать её обойдётся не слишком дорого, за исключением редких случаев, требующих полной замены всего механизма, когда более целесообразно будет уже приобрести такой же новый автомобиль.

Воет коробка передач на ВАЗ 2107: причины и способы устранения

Трансмиссия «семерки» отличается исключительной надежностью и неприхотливостью в процессе эксплуатации. Естественный износ деталей агрегатов может вызвать появление посторонних звуков при работе, воет коробка передач обычно по причине увеличения зазоров в сопряжениях между деталями. Диагностировать причину поломки сложного механизма достаточно сложно, для этого необходимы знания об устройстве и принципе его действия.
Автомобиль ВАЗ 2107 оснащен механической пятиступенчатой коробкой перемены передач, которая состоит из следующих частей:

Возникновение неисправности преимущественно происходит по причине износа деталей, при этом коробка шумит по-разному в зависимости от характера поломки.

Неисправности коробки

Конструкция КПП «семёрки» рассчитана на долгие годы службы. Обычно водитель проводит первый и даже второй капитальный ремонт двигателя, и только после этого возникает необходимость ремонта коробки.

К тому же сама по себе «семёрка» за всю свою многолетнюю историю получила репутацию «рабочей лошадки». Машина действительно служит верой и правдой долгие годы, но это не означает, что каждый её механизм не будет изнашиваться с течением времени.

Если говорить о неисправностях коробки ВАЗ 2107, то чаще всего водители жалуются на три дефекта: невозможность включить нужную передачу во время езды, выбивание передачи и сильный хруст в коробке.

Не включается передача

Очень сложно управлять транспортным средством, если водитель не может переключить передачу. С одной стороны, рычаг переключения встаёт на нужную позицию, но, с другой стороны, переключения как такового не происходит. Или же рычаг вообще невозможно установить в позицию переключения нужной скорости.

В любом случае, проблема кроется именно в коробке:

  • очень сильно износились некоторые подвижные (шарнирные) элементы валов — рекомендуется провести капитальный ремонт КПП;
  • износ блокирующих колец на синхронизаторе — произвести замену колец на новые;
  • вытянулась или переломилась пружинка синхронизатора — произвести замену пружины;
  • сильный износ шлицов шестерни — поможет только полная замена шестерёнки.

Выбивает передачу при езде

Ещё одна распространённая проблема с коробкой заключается в выбивании передачи сразу же после её включения. Рычаг просто отбрасывает назад, а мотор начинает испытывать перегрузки, так как при высоких оборотах он не получает необходимого раздаточного числа.

Неисправность может быть связана с разными элементами коробки:

  • заклинивание шарнира на рычаге переключения передачи — необходимо снять юбку рычага, очистить все соединения и смазать их;
  • поломка рычага — ремонт проводить нецелесообразно, проще сразу же заменить рычаг на новый;
  • некорректно работает сцепление — в этом случае всю вину на коробку возлагать нельзя, вполне возможно, что после регулировки основных элементов сцепления передачу выбивать не будет;
  • погнулись вилки в коробке — рекомендуется замена всего набора вилок.

Хруст и скрежет в коробке во время движения

Водитель может не испытывать проблем с переключением передач, но во время езды слышать громкий стук, хруст и скрежет в полости КПП:

  • разбились подшипники на валах — рекомендуется замена;
  • сильно износились шлицы шестерёнок — нужно заменить всю шестерню;
  • минимальный уровень масла в полости коробки — нужно долить смазочную жидкость и убедиться в том, что нет места утечки;
  • сбой в работе валов (они начали перемещаться по другой оси) — замена подшипников на обоих валах.

Замена и регулировка кардана кулисы КПП

Итак, если не работает только задний ход, а все остальные режимы не дают сбоев, то вам потребуется заменить кардан кулисы и отрегулировать его. Для этого подготовьте новую запасную часть, сальник вала выбора скоростей, набор ключей, молоток и несколько отверток разного размера.

Работу проводите по инструкции:

Установите машину на эстакаде или над ямой. Снизу найдите КПП и ослабьте болты хомута на тяге ее привода. Полностью снимите привод со штока. При помощи отвертки оттяните пыльник в сторону агрегата. Часто во время выполнения этого шага пыльник полностью повреждается, в таком случае его можно снять, а потом установить новый

Открутите на кардане кулисы фиксирующий винт. Осторожно сбейте кардан с вала помощи молотка. Снимите пыльник, если вы его не повредили ранее

Поставьте новый сальник на вал скоростей. Установите новый пыльник, насадите кардан на вал так, чтобы положение фиксирующего винта совпало с углублением на валу. Затяните фиксирующий винт, наденьте тягу на шток, но не затягивайте хомут. Чтобы провести регулировку попросите помощника перевести рычаг КПП в положение нейтраль и на небольшое расстояние вправо. В таком положении он должен держать его, пока вы будете затягивать хомут.

https://www.youtube.com/watch?v=sAUaUF67F0o

Если причина отказа в работе задней передачи скрывалась в кардане каретки, то проблем после этого ремонта у вас больше не будет.

Устройство КПП

В целом, понятие «переделали» коробку не совсем верно, поскольку устройство КПП ВАЗ-2105 с 4 скоростями практически ничем не отличалось от той же коробки 2101. КПП 2105 – трехвальной компоновки, с постоянным зацеплением шестерен и ручным управлением. Внешне КПП «Копейки» и «Пятерки» можно отличить практически только по маркировке, нанесенной на корпусе коробки.

Схема КПП Ваз-2105 с 4 ступенями представлена ниже, и конструктивно она не отличается от модификаций 2101 и 2106:

1Нижняя крышка;40Игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала;
2Пробка заливного и контрольного отверстия;41Упорная шайба пружины синхронизатора;
3Зубчатое колесо второй передачи промежуточного вала;42Зубчатый венец синхронизатора четвертой передачи;
4Зубчатое колесо третей передачи промежуточного вала;43Скользящая муфта синхронизатора третьей и четвертой передач;
5Промежуточный вал;44Ступица скользящей муфты синхронизатора третьей и четвертой передач;
6Передний подшипник промежуточного вала;45Стопорное кольцо синхронизатора;
7Болт зажимной шайбы;46Блокирующее кольцо синхронизатора;
8Зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала;47Пружина синхронизатора;
9Зубчатое колесо постоянного зацепления промежуточного вала;48Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора третьей передачи;
10Шестерня постоянного зацепления первичного вала;49Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора второй передачи;
11Пружинная шайба;50Вторичный вал;
12Стопорное кольцо;51Зубчатое колесо и зубчатый венец синхронизатора первой передачи;
13Задний подшипник первичного вала;52Втулка зубчатого колеса первой передачи;
14Сальник первичного вала;53Промежуточный подшипник вторичного вала;
15Передняя крышка коробки передач;54Стопорная пластина промежуточного подшипника;
16Установочное кольцо подшипника;55Зубчатое колесо заднего хода вторичного вала;
17Картер сцепления;56Упругая подушка демпфера рычага переключения передач;
18Первичный вал коробки передач;57Резиновая втулка демпфера;
19Выключатель фонаря заднего хода;58Распорная втулка демпфера;
20Зубчатое колесо заднего хода промежуточного вала;59Запорная втулка демпфера;
21Промежуточное зубчатое колесо заднего хода;60Внутренний чехол рычага переключения передач;
22Вилка включения заднего хода;61Сальник заднего подшипника вторичного вала;
23Оттяжная пружина рычага переключателя передач;62Фланец эластичной муфты карданного вала;
24Болт оттяжной пружины;63Гайка;
25Направляющая чашка рычага переключения передач;64Уплотнитель центрирующего кольца;
26Шаровая опора рычага;65Стопорное кольцо центрирующего кольца;
27Сферическая шайба;66Центрирующее кольцо;
28Пружина;67Задний подшипник вторичного вала;
29Рычаг переключения передач;68Пробка сливного отверстия;
30Вилка включения первой и второй передач;69Грязеотражатель;
31Вилка включения третьей и четвертой передач;70Шестерня привода спидометра;
32Шток вилки включения первой и второй передач;71Привод спидометра;
33Шток вилки включения третьей и четвертой передач;72Задняя крышка коробки передач;
34Блокировочные сухари;73Ось промежуточного зубчатого колеса заднего хода;
35Шток вилки включения заднего хода;74Задний подшипник промежуточного вала;
36Шарик фиксатора штока;75Шестерня первой передачи промежуточного вала;
37Пружина фиксатора;76Картер коробки передач;
38Крышка фиксаторов;77Скользящая муфта синхронизатора первой и второй передач.
39Сапун;

Поскольку коробка от ВАЗ-2105 конструктивно схожа с 2101, то и кинематическая схема КПП – одинаковая. А вот передаточные числа отличаются, на коробках 2105 они составляют:

  • 1-я – 3,67;
  • 2-я – 2,10;
  • 3-я – 1,36;
  • 4-я – 1,00;
  • Задняя – 3,53;

Что касается отличий в устройстве между коробками 2105 и 2101, то сводятся они, в основном, к разным количествам зубьев на различных шестернях. Так, на промежуточном валу КПП используется шестерня 1-й скорости на 14 зубьев (15 – у 2101), при этом угол наклона их – больше. Шестеренка постоянного зацепления этого вала имеет 28 зубьев (29 – у 2101). На первичном валу используется шестеренка на 18 зубьев (19 – у 2101). Из-за таких особенностей, валы с блоками шестерен у тих двух КПП – не взаимозаменяемы, если пытаться устанавливать их по отдельности. Но в случае комплексной замены – первичный вал вместе с промежуточным, и всеми блоками шестерен, то установка вполне возможна. Что касается вторичного вала, то у модификации 2105 он отличается от вала 2101 шестеренкой первой передачи (у нее зубья имеют другой наклон, хотя количество их одинаково, также ее диаметр немного больше).

Ремонт коробки ВАЗ 2107

Перед началом работ следует тщательно очистить наружную поверхность КПП и отмыть при помощи керосина.

Важно: перед тем, как осуществить ремонт коробки передач ВАЗ 2107, необходимо слить из нее трансмиссионное масло. Проще это сделать перед снятием с машины

Дальнейшие действия производятся в такой последовательности:

  • Снять вилку сцепления с коробки передач.
  • Демонтировать фланец резиновой муфты со вторичного вала коробки передач.
  • Открутить и снять поперечину крепления КПП.
  • Демонтировать привод спидометра.
  • Снять датчик включения ламп заднего хода.
  • Снять манжету с шаровой опоры рычага КПП.
  • Открутить гайки, крепящие крышку корпуса рычага КПП к задней стенке картера.
  • Снять корпус и прокладку со шпилек.
  • Открутить гайки крепления трубы для выпуска газов.
  • Снять кронштейн крепления, вынуть закладной болт.
  • Отвернуть 5 гаек задней крышки коробки передач ключом на 13.
  • Открутить 10 гаек нижней крышки ключом на 10.
  • Снять крышку вместе с прокладкой.
  • Открутить еще одну гайку задней крышки.
  • Утопить шток 1 и 2 передачи при помощи отвертки.
  • Обстукивая заднюю крышку, демонтировать ее с КПП вместе с прокладкой.
  • Извлечь заглушку блока шестерен заднего хода и 5-й передачи (ремонт 5 передачи ВАЗ 2107 зачастую заключается в замене изношенных шестерен или подшипника).
  • Вынуть 5-ю передачу и передачу заднего хода.
  • Установить заднюю крышку на деревянные бруски и выпрессовать подшипник блока 5-й передачи.
  • Демонтировать уплотнительную прокладку.
  • Выпрессовать сальник из передней крышки КПП и вынуть пассатижами (если необходима его замена).
  • Снять пружинное кольцо с вала КПП.
  • Отвернуть болт, фиксирующий передний подшипник, и демонтировать его вместе с шайбами.
  • Открутить болт шестерен
  • Сдвинуть вилку 5 передачи и снять блок шестерен.
  • Зажать блок шестерен в тисках.
  • Демонтировать шайбу вторичного вала.
  • Отвернуть болты крепления крышки и снять последнюю вместе с прокладкой.

Важно: ремонт КПП ВАЗ 2107 подразумевает обязательную замену всех прокладок на новые. Поэтому перед работой следует запастись комплектом прокладок.

  • Извлечь из отверстий картера пружины, фиксирующие штоки.
  • Извлечь шарики-фиксаторы при помощи резиновой груши (за счет создания в ней низкого давления).
  • Шестерню 5-й передачи и синхронизатор снять со вторичного вала.
  • Снять кольцо.
  • Снять муфту 5-й передачи, сдвинув вилку включения передач.
  • Снять промежуточную шестерню заднего хода с оси.
  • Демонтировать шток включения задней и 5-й передачи, вилку включения и втулку штока.
  • Открутить болт крепления штока.
  • Вытащить блокировочный сухарь.
  • Разжать стопорное кольцо, относящееся к 5-й передаче.
  • Снять с ступицу, пружинную шайбу, шестерню и подшипник заднего хода с вала.
  • Извлечь передний подшипник промежуточного вала.
  • демонтировать промежуточный вал.
  • Снять часть кольца заднего подшипника.
  • Открутить болт, крепящий к штоку вилку 3-4 передачи.
  • Снять шток 3-4 передач и вилку.
  • Вытащить блокировочный сухарь.
  • Открутить крепления вилки 1-2 передач.
  • Демонтировать шток и вилку 1-2 передач.
  • Открутить винты крепления пластины подшипника вторичного вала, используя ударную отвертку.
  • Выдвинуть из картера подшипник.
  • Демонтировать первичный вал.
  • Вынуть роликовый подшипник из вала.
  • Поддеть фиксирующее кольцо промежуточного подшипника вторичного вала и снять подшипник.
  • Демонтировать вторичный вал.
  • Открутить гайку и снять ось заднего хода.
  • Снять с вала синхронизатор 3-4 передач и пружинную шайбу вала ступицы.
  • Извлечь ступицу муфты стабилизатора и шестерню 3 передачи.
  • Выпрессовать из шестерни вторичный вал.
  • Снять втулку шестерни вала и снять шестерню и синхронизатор 1 передачи.
  • Демонтировать ступицу муфты 1-2 передач и муфту синхронизатора.
  • Снять шестерню 2 передачи и кольцо подшипника.
  • Демонтировать тарельчатую шайбу.
  • Выпрессовать из кольца подшипника вторичный вал.
  • Вытащить стопорное кольцо, пружину 4 передачи.
  • Продолжить ремонт КПП ВАЗ 2107 (5 ступка), разбирая другие передачи.
  • Все изношенные детали заменить новыми.
  • Собрать КПП, выполняя действия в обратной последовательности.

Небольшой итог

Общее устройство механических коробок переключения передач на ВАЗ

Устройство 5-ти ступенчатой МКПП Лада Приора, Калина. Общая схема коробки передач.

Новые, троссовые коробки передач, устанавливаемые на модели автомобилей с 16-ти клапанными двигателями стали гораздо тише даже при торможении двигателем. Они имеют усиленные синхронизаторы (которые, все же, не назвать беспроблемными). Они способны, согласно паспортным данным, выдерживать крутящий момент в 160 Н·м. На практике они работают исправно и при гораздо больших нагрузках, когда двигатель автомобиля форсируют.

Не стоит думать, что мы намеренно хвалим механические коробки передач ВАЗ, мы лишь отметили их заслуженные положительные качества. Но, конечно, проблемы в ходе эксплуатации с ними встречаются. Отметим наиболее частые неисправности, их причины и способы решения.

Таблица наиболее частых неисправностей механических коробок переключения передач ВАЗ, а так же их устранение и ремонт

Самым удачным МКПП на Ладах считается коробка, устанавливаемая на Ладу Весту

Новым уровнем в строении механических коробок переключения передач ВАЗа для переднеприводных автомобилей стала коробка ВАЗ 21807, это пятиступечатая МКПП устанавливаемая на Ладу Весту. Считается одной из самых удачных МКПП, так как является усиленной, способна держать высокий крутящий момент. Такие проблемы как гул коробки, быстрый износ подшипников и шестерен, течи масла из сальников для этой коробки не характерны, но стуки на холостых иногда встречаются, хоть и далеко не на всех экземплярах, что является удивительным явлением.

Так же следует отметить и механическую коробку передач ВАЗ 21809, устанавливаемую на Ладу X-ray. Она так же прочна как и ВАЗ 21807, но в эксплуатационной практике владельцев часто встречаются течи сальников и затруднение при включении задней скорости.

Лада X-ray на МКПП, которая так же является довольно удачной

Схема переключения передач на 4-х ступенчатой МКПП, применяемой на ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, Нива 2121

Небольшой Итог

Итак, что можно в итоге сказать о механических коробках на ВАЗ и Ладах? Наверное то, что начинались они в 70-х годах феноменально качественными, затем, 5-ти ступенчатые МКПП немного сдали в качестве, чем, конечно, слегка огорчили владельцев. Но и невозможно не отметить то, как ВАЗ разобрался (ну, почти разобрался) с многими проблемами своих МКПП. Достаточно лишь взглянуть на коробку Лада Веста и ее версии Спорт, с форсированным 140 сильным двигателем, как замечательно коробка работает с моментом в целых 180 Н·м!

Все коробки ВАЗ невероятно ремонтопригодны, их можно восстановить из любого состояния, причем сделать это можно за сравнительно небольшие деньги. Другой большой вопрос вызывает качесво запасных частей для коробок передач на нашем рынке. Речь сейчас не только о дешевых аналогах, но, к сожалению и о заводских запасных частях.

Благодарим вас за внимание к данной статье, мы постарались собрать много полезного о эксплуатации и ремонте МКПП ВАЗ, проблемах и способах их решения, а так же другой информации о коробках ВАЗа. Надеемся, вам было интересно и вы нашли что-то полезное и нужное для себя!. Источник

Источник

Основные причины выхода из строя агрегата

В картере механизма трансмиссии автомобиля ВАЗ 2107находится специальное масло марки ТАД-17, которое смазывает детали и снижает трение. Появившийся в процессе эксплуатации и шум может сигнализировать о падении уровня технической жидкости или снижении ее антифрикционных свойств. Если коробка гудит во всех режимах движения и на холостом ходу следует проверить уровень масла.

Для ответа на вопрос, почему КПП издает посторонние звуки необходимо произвести несложную процедуру диагностики:

Полученные в результате такого теста наблюдения требуется проанализировать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]