Чем «думают» ВАЗы: все об ЭБУ на ВАЗ 2110-2112 и их замене


Как самостоятельно заменить электронный блок управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролёр)

Электронная система управления двигателем фиксирует отказы связанные с обрывом проводов, замыканием их между собой или на массу. С плохим качеством контакта в соединительных разъёмах. А также с неисправностью самих датчиков. Однако в системах питания и зажигания есть неисправности, которые имеют внешние признаки (которые замечаются водителем), но в памяти электронного блока ни какие коды неисправностей не фиксируются.
Основные признаки неисправностей :

Если при пуске двигателя напряжение батареи падает до восьми вольт ( определяется по вольтметру на щитке приборов ), то это плохие условия пуска ( низкая температура окружающего воздуха ) или ёмкость батареи меньше номинальной. Довольно часто падение напряжения связано с окислением выводов батареи. Также пуск двигателя будет затруднён при низкой температуре и высокой вязкости масла.

— рывки или провалы в работе двигателя.

При нажатии на педаль «газа», отсутствует ожидаемое ускорение. Хорошо прогретый двигатель должен, при резком нажатии педали «газа», увеличивать обороты коленвала с малых (800-900 об.мин.) до больших (5000 об.мин.) не более чем за 0,75 сек.

— недостаточная приёмистость (мощность).

При движении автомобиля часто используются понижающие передачи. Скорость набирается медленно. Возникает ощущение, что двигатель «не тянет, тупит».

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик массового расхода воздуха, датчик кислорода, засорение форсунок, разбалансировка форсунок, отсутствие необходимого давления топлива, в следствии неисправности топливного насоса или регулятора давления. Следует проверить, полностью ли открывается дроссельная заслонка, и не забита ли система выпуска газов.

— частая детонация.

Слышен резкий металлический стук, изменяющийся при открытии дроссельной заслонки. Основные факторы способствующие возникновению детонации это температура и давление в камере сгорания. А также угол опережения зажигания.

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик массового расхода воздуха, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик кислорода, датчик детонации, отсутствие необходимого давления топлива, вследствие неисправности топливного насоса или регулятора давления.

Следует заменить воздушный фильтр. При сильно загрязнённом фильтре нарушается соответствие между воздействием на педаль «газа» и сигналом от датчика массового расхода воздуха посылаемого в блок управления.

задержки, подёргивания, провалы.

Наиболее заметно это проявляется при трогании с места.

При нажатии на педаль «газа», двигатель не сразу отвечает увеличением оборотов коленчатого вала. Такие задержки могут происходить на всех скоростях движения автомобиля.

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик массового расхода воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, дисбаланс форсунок, отсутствие необходимого давления топлива, вследствие неисправности топливного насоса или регулятора давления, неисправностях в модуле зажигания (пробивают высоковольтные провода, наконечники свечей, неисправны сами свечи, сильно окислены высоковольтные выводы катушек зажигания).

перебои в работе двигателя.

Неравномерная работа двигателя. При изменении частоты вращения коленвала начинаются рывки особенно при увеличении нагрузки. В глушителе происходят постоянные хлопки на холостом ходу.

Нарушить правильную работу этого же датчика может намагничивание зубчатого диска синхронизации (проверяется тонкой стальной пластинкой).

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : расбалансировка форсунок, отсутствие необходимого давления топлива, в следствии неисправности топливного насоса или регулятора давления.

— повышенный расход топлива.

Давление в шинах ниже нормы, неисправность тормозной системы (подтормаживание одного или нескольких колёс), агрессивный стиль вождения, все неисправности в двигателе, системах питания и зажигания, неисправности в системе охлаждения.

неустойчивая работа двигателя, остановка на холостом ходу.

Подсос воздуха за датчиком массового расхода воздуха, неправильная работа регулятора холостого хода.

резкий запах бензина в системе выпуска газов.

Такое явление обычно происходит при сильном обогащении рабочей смеси, а обогащение связано с пропуском зажигания. Также не рекомендуется длительная работа двигателя на холостом ходу.

Принцип работы контролёра (ЭБУ)

Электронный блок управления двигателем в течении всей работы двигателя получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими как на работу двигателя, так и на второстепенные элементы двигателя (система выхлопа). Контролёр пользуется данными следующих датчиков:

  • ДПКВ (Датчик положения коленчатого вала).
  • ДФ (Датчик фаз).
  • ДМРВ (Датчик моментального расхода воздуха).
  • ДТОЖ (Датчик температуры охлаждающей жидкости).
  • ДПДЗ (Датчик положения дроссельной заслонки).
  • ДК (Датчик кислорода).
  • ДД (Датчик детонации).
  • ДС (Датчик скорости).
  • И другие датчики.

Получая данный от источников, перечисленных выше, ЭБУ контролирует работу следующих датчиков и систем:

  • Топливная система (Топливный насос, регулятор давления, форсунки).
  • Система зажигания.
  • Регулятор холостого хода (ДХХ,РХХ).
  • Адсорбер.
  • Вентилятор радиатора.
  • Система само диагностирования.

Так же, ЭСУД (эбу) имеет три вида памяти:

  1. Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ); Содержит в себе так называемую прошивку, т.е. программу, в которую забиты основные показания калибровок, алгоритм управления двигателем. Данная память не стирается при отключении питании и является постоянной. Поддаются перепрограммированию, чип-тюнингу.
  2. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); Представляет собой временную память, в которой хранятся ошибки системы, измеряемые параметры. Данная память стирается при отключении питания.
  3. Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Данный тип памяти, можно сказать, является охраной автомобиля. В ней временно хранятся коды и пароли противоугонной системы автомобиля. Иммобилайзер и ЭРПЗУ сравниваются данными, после чего возможен пуск двигателя.

Описание «мозгов»

Автомобиль ВАЗ 2110 считается первым транспортным средством отечественного автопрома, оснащенным инжекторным мотором. Силовой агрегат управляется при помощи ЭБУ — электронного устройства, который определяет основные параметры работы двигателя в соответствии с сигналами датчиков. По сути, ЭБУ ВАЗ 2110, ВАЗ 2112 или любой другой модели представляет собой «мозги» машины, работа которых влияет на функциональность транспортного средства в целом.

Управляющий контроллер в ВАЗ 2110

В «Десятках», а также ВАЗ 2112 16 клапанов и других моделях, оснащенными системами БОШ 7.9.7 либо Январь 7.2 в головке установлен один винт М6. С этого винта берется масса на катушки зажигания, а масса непосредственно на управляющий модель берется в салоне. Обычно массой служит приваренная шпилька, установленная на кронштейне блока ЭСУД, в частности, за центральной консолью, за левым экраном. В данном случае на кронштейн масса передается через шпильку, которая заварена на моторном щите, посредине. Также следует отметить, что гайка на этой шпильке обычно не затягивается.

Местоположение блока управления

Теперь рассмотрим вопрос места расположения ЭБУ ВАЗ 2110. Это устройство в Десятке расположено под центральной консолью, в ее нижней части, в частности, под контрольным щитком. Для того, чтобы получить доступ к управляющему модулю, следует с пассажирской стороны демонтировать пластмассовую панель, для этого придется воспользоваться отверткой с крестовым наконечником. Сняв накладку, вы увидите множество различных проводов, штекеров, а также предохранительных устройств. Сам контроллер расположен за ними, он прикручен к планке в горизонтальном положении.

Стрелкой указано расположение модуля ЭСУД за центральной консолью

Характерные неисправности: их признаки и причины

Если электронная система управления двигателем дает сбои, это может привести к проблемам в работе силового агрегата. К сожалению, неисправности ЭБУ в отечественных десятках — не редкость, поэтому автовладелец должен знать об основных неполадках, а также причинах их появления.

Для начала рассмотрим симптомы неисправностей:

Что касается причин, о неполадки в работе электронного блока управления могут произойти в результате:

Распиновка контактов на контроллере

Где находится ЭБУ ВАЗ и взаимозаменяемость блоков управления

Прежде всего, для определения типа блока управления нужно найти его место установки в автомобиле. Для этого следует изучить мануал. В качестве примера остановимся на ВАЗ 2108 — 2115. На этих авто ЭБУ стоит в салоне, спереди справа, немного ниже бардачка.

Кстати, для проведения компьютерной диагностики данная информация также полезна, так как нужно знать, в каком месте можно подключиться к диагностическому разъему, установленному в различных местах на той или иной модели.

Диагностические разъемы ВАЗ 2108 – 21099 с низкой панелью находятся возле ЭБУ, под бардачком. Модели ВАЗ 2108 – 21099 с высокой панелью, а также 2113 – 2115 имеют разъем внутри центральной консоли. Версия ВАЗ 2108 – 2115 с так называемой европанелью имеет разъем на панели, причем расположен он ближе к пассажирской двери.

  • Что касается самих блоков, ВАЗ 2108 – 2115 разных лет выпуска имеют различные модели ЭБУ. Например, самый популярный ЭБУ Январь 4 ставился на ранние модели инжекторных двигателей с центральным впрыском во впускной коллектор.

Версия Январь 5 – 6 представляют собой ЭБУ с распределенным впрыском, но без поддержки кислородного датчика. Блок управления Январь 7 появился на машинах с 2007 г., поддерживает все датчики, эффективно управляет двигателем.

Еще добавим, что кроме Января, на ВАЗ активно использовались разные поколения блоков GM, являясь аналогией Январь 4 – 7. То же самое можно сказать об ЭБУ Bosch или Ителма. Учитывая все особенности, взаимозаменяемость возможна, однако нужно подбирать аналоги, подходящие по классу, версии, количеству поддерживаемых датчиков и т.д.

Дело в том, что каждая модель подходит только для определенной комбинации двигателя и датчиков, а также проводки и прошивки. Это значит, что различные модели даже в рамках одного семейства можно ставить только с учетом полной совместимости.

Еще раз отметим, виды ЭБУ на ВАЗ отличаются. Получается, нельзя поставить вместо Январь — 4 или GM-09 SAMARA Январь 5.1, однако для Январь 5.1 есть взаимозаменяемость с VS (Ителма) 5.1 или Bosch M1.5.4. В свою очередь, ЭБУ Bosch M7.9.7 не совместим с предыдущими блоками, но может быть заменен на Январь 7.2 Ителма или Автэл.

Чтобы точно определить ЭБУ, достаточно снять каркас панели приборов сбоку, выписать номер ЭБУ. Также при наличии БК можно опционально посмотреть версию и тип ЭБУ, а также номер прошивки блока

Инструкция по снятию и замене ЭБУ

Необходимость демонтажа блока ЭСУД 16 клапанного двигателя десятки возникает в случае необходимости проведения ремонта при выявлении неисправностей. Сам процесс ремонта будет зависеть от того, что конкретно произошло в работе ЭБУ. К примеру, если окислились контакты на разъеме модуля, то блок необходимо демонтировать для их зачистки или замены. Если причина кроется в повреждении корпуса, то устройство нужно снимать для замены, если же внутрь попала вода, то модуль следует снять для того, чтобы высушить. Только после того, как вы просушите блок, его можно будет протестировать.

Как проверить зажигание ВАЗ 2110 самому

Как уже было сказано выше, в рамках диагностики зажигания следует проверять на ВАЗ 2110 модуль зажигания, выполнять диагностику свечей, колпачков, высоковольтных проводов. Основные признаки неисправностей не всегда связаны с модулем зажигания, то есть нужно использовать метод исключения.

Для правильного определения неисправности необходимо проверить не только сам модуль, но и другие элементы системы зажигания: свечи, колпачки, высоковольтные провода.

Проверка свечей, заключается в следующем:

  • выкрутить свечи, надев колпачки, уложить их на головку блока и прокрутить двигатель стартером;
  • если искра на свечах не стабильна, меняем неисправные детали на новые или рабочие;
  • повторить проверку уже установленных новых свечей.

Обратите внимание, прокручивать двигатель стартером со снятыми высоковольтными проводами нельзя, поскольку это может привести к пробою в крышке модуля зажигания. Проверка высоковольтных проводов и колпачков:

Проверка высоковольтных проводов и колпачков:

  • снять колпачки, через изолятор на расстоянии 10-15 мм от головки удерживать контакт провода;
  • если иска не пробивает это расстояние, то провода повреждены;
  • проверить провода на сопротивление (номинальное сопротивление должно быть в пределах от 7 до 10к ОМ)
  • при имеющихся отклонениях меняют весь комплект высоковольтных проводов;

Также следует проверить колпачки на пробой. В любом случае, исключив из списка неисправностей остальные элементы системы, приступаем к проверке модуля зажигания. Для его проверки нужен мультиметр и 15-20 минут свободного времени.

Выполнить проверку можно самостоятельно, зная последовательность выполняемых работ и номинальное значение модуля. Итак, если есть подозрения на модуль ВАЗ 2110, проверка предполагает следующий порядок действий:

  • осмотреть модуль зажигания на предмет сколов и трещин (если таковые имеются, модуль зажигания сразу меняют без каких-либо проверок);
  • проверить питание и наличие импульсов, поступающих с ЭБУ (питание проверяют между массой ДВС и центральным выводом (15) колодки проводов, подключенным к модулю). Напряжение при включенном зажигании должно быть не меньше 12В;
  • проверить импульсы, поступающие с электронного блока управления на колодке проводов путем установки одного щупа мультиметра на разъем (15), другой сначала на правый крайний, потом на крайний левый;
  • прокрутив двигатель стартером, фиксируют мультиметром кратковременные скачи напряжения (отсутствие импульсов – проблема в ЭБУ);
  • проверить сопротивление на вторичных обмотках катушек, поставив мультиметр в режим измерения сопротивления. На высоковольтных выводах крышки модуля между 2-3 и 1-4 выводами сопротивление должно быть в пределах 0.5 ОМ (при несоответствии модуль меняют);
  • проверить сопротивление на вторичных обмотках катушки между контактами (15) и сначала крайним правым, потом крайним левым выводом. Сопротивление должно соответствовать 0,5 Ом;
  • проверить модуль на короткое замыкание, установив мультиметр в режим омметра (один щуп прибора на центральный вывод, второй на металлический корпус, норма — сопротивление отсутствует);
  • при фиксировании прибором какого-либо сопротивления, модуль меняют.

Почему ELM 327 не подключается к ЭБУ ВАЗ 2110

Итак, почему ELM327 не видит ЭБУ? Что делать, чтобы устройство могло подключиться и видеть блок? На сегодняшний день в продаже можно встретить множество различных адаптеров для тестирования транспортного средства. Если вы покупаете ELM327 Bluetooth, вероятнее всего, вы пытаетесь подключить некачественное устройств. Вернее, вы могли приобрести адаптер с устаревшей версией программного обеспечения.

В устройствах ELM327 Bluetooth с устаревшей прошивкой применяется другой модуль Bluetooth, позволяющий взаимодействовать с двумя протоколами из имеющихся шести. Соответственно, со синхронизировать прибор со смартфоном можно, но когда вы попытаетесь соединить девайс с блоком управления, он вам сообщит о том, что нет связи с ЭБУ.

Итак, по каким причинам устройство отказывается подключаться к блоку:

В том случае, если вы являетесь владельцем девайса с правильной версией прошивки 1.5, где присутствуют все шесть протоколов из шести, но при этом адаптер не подключается к ЭБУ, выход есть. Подключаться к блоку можно, используя строки инициализации, позволяющие устройству подстроиться под команды блока управления мотором машины. В частности, речь идет о строках инициализации к утилитам для диагностики ХобДрайв и Torque к транспортным средствам, которые используют нестандартные протоколы подключения.

Видео: ELM 327 не подключается к ЭБУ Ваз

На что менять?

Обратите внимание, что если ваш старый контроллер выйдет из строя, менять его следует на точно такой же который был установлен ранее – т.е прямо с завода. Цена подобных устройств в зависимости от вида и года выпуска вашего автомобиля может быть в широком диапазоне и составлять от 4500 до 10000 рублей .

Всем здравствуйте, я являюсь счастливым обладателем ваз-2112 и много чего интересного, могу про нее рассказать. В частности, ЭБУ он же блок электронного управления, на данной модели автомобиля, да впринципе как и в основном на всех моделях ваз, находится в очень неудобном месте, а именно под накладкой торпеды со стороны пассажирского места, что бы до него добраться, надо взять крестовую отвертку и вперед дерзайте.

Здравствуйте. Где находится ЭБУ я вроде бы разобрался, у меня такой вопрос, можно ли его переустановить в более удобное место?

Блок электронного управления на ВАЗ-2112 находится под накладкой торпеды со стороны пассажирского места. Затем остается лишь взять крестовую отвертку и добраться до него.

Сайт изобилует рекламой. Находиться на странице не приятно.

Видео «Отсутствие искры и перегорание предохранителя — ремонтируем ЭБУ»

Как быть, если отсутствует искра, при этом постоянно перегорают предохранители — на видео ниже показан процесс ремонта управляющего контроллера в гаражных условиях (автор видео — канал Авто Практика).

Наткнулся на статью McSystem Собственно вот она ниже

В январе — о Январях. Снова и подробно о массах ЭСУД-ЭБУ

Итак, к теме! Классическая ЭСУД 21124 с ЭБУ Январь 7.2(+) или М7.9.7 Схема электрических соединений ЭСУД ЕВРО-2 М7.9.7, Январь 7.2 LADA 2110 с двигателем 21124. 21124-1411020-30, 21124-1411020-31,32

Рис.1 ЭСУД 21124 Январь 7.2, М7.9.7 Замеченные, часто описываемые и характерные проблемы – нестабильный ХХ, подвисания оборотов, «передергивание» двигателя при старте и работе вентилятора охлаждения, необоснованные скачки электрических параметров ЭСУД при диагностике. И это далеко не весь перечень. А вся проблема в довольно некорректной разводке масс жгута, причем не по отношению к кузову, а к ЭБУ. Потому в этой статье Вы не увидите рекомендаций по затяжке «шлангов» дополнительной массы к ЭБУ, ввиду ее полной бесполезности. Это не новомодная «размассовка», или «разминусовка»… Не надейтесь!

Основная мысль, озвученная авторами – неверная в корне разводка силовых линий ЭБУ и вентилятора и слаботочных масс датчиков. Рис. 1, 2

Рис.2 Соединения масс ЭСУД. S6, S7, S8

Датчики должны быть соединены с шиной масс платы ЭБУ, и не иметь контакта с кузовом! В цепи масс датчиков не должно быть протекания импульсных и постоянных токов ЭБУ и ИМ. А уже ЭБУ надежно соединяется с кузовом. Обоснование – устранить влияние токов ЭБУ (импульсных и постоянных) и тока вентилятора на достоверность показаний датчиков. Классический подход с системах сбора и обработки данных! Но не у конструкторов АвтоВАЗа, как обычно… Теперь по порядку

Рис.3 Массы по АвтоВАЗовски, или как не нужно делать

Описание

Схема системы впрыска топлива

1 – воздушный фильтр; 2 – датчик массового расхода воздуха; 3 – шланг впускной трубы; 4 – шланг подвода охлаждающей жидкости; 5 – дроссельный патрубок; 6 – регулятор холостого хода; 7 – датчик положения дроссельной заслонки; 8 – канал подогрева системы холостого хода; 9 – ресивер; 10 – шланг регулятора давления; 11 – контроллер; 12 – реле включения электробензонасоса; 13 – топливный фильтр; 14 – топливный бак; 15 – электробензонасос с датчиком уровня топлива; 16 – сливная магистраль; 17 – подающая магистраль; 18 – регулятор давления; 19 – впускная труба; 20 – рампа форсунок; 21 – форсунка; 22 – датчик скорости; 23 – датчик концентрации кислорода; 24 – газоприемник приемной трубы глушителей; 25 – коробка передач; 26 – головка цилиндров; 27 – выпускной патрубок системы охлаждения; 28 – датчик температуры охлаждающей жидкости; А – к подводящей трубе насоса охлаждающей жидкости

Контроллер 2110

1 – программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ)

Контроллер (рис. Схема системы впрыска топлива) (электронный блок управления), расположенный под консолью панели приборов, является управляющим центром системы впрыска топлива. Он непрерывно обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на токсичность отработавших газов и на эксплуатационные показатели автомобиля.

В контроллер поступает следующая информация:

  • о положении и частоте вращения коленчатого вала;
  • о массовом расходе воздуха двигателем;
  • о температуре охлаждающей жидкости;
  • о положении дроссельной заслонки;
  • о содержании кислорода в отработавших газах (в системе с обратной связью);
  • о наличии детонации в двигателе;
  • о напряжении в бортовой сети автомобиля;
  • о скорости автомобиля;
  • о положении распределительного вала (в системе с последовательным распределенным впрыском топлива);
  • о запросе на включение кондиционера (если он установлен на автомобиле).

На основе полученной информации контроллер управляет следующими системами и приборами:

  • топливоподачей (форсунками и электробензонасосом);
  • системой зажигания;
  • регулятором холостого хода;
  • адсорбером системы улавливания паров бензина (если эта система есть на автомобиле);
  • вентилятором системы охлаждения двигателя;
  • муфтой компрессора кондиционера (если он есть на автомобиле);
  • системой диагностики.

Контроллер включает выходные цепи (форсунки, различные реле и т.д.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы контроллера. Единственное исключение – цепь реле топливного насоса. Только на обмотку этого реле контроллер подает напряжение +12 В.

Чем «думают» ВАЗы: все об ЭБУ на ВАЗ 2110-2112 и их замене

ЭБУ является основным управляющем модулем в любом автомобиле. Благодаря блоку управления определяются оптимальные параметры для работы силового агрегата, поэтому данный модуль всегда должен работать точно, как часы. Где находится ЭБУ ВАЗ 2110, какие неисправности для него характерны и как поменять устройство при необходимости — об этом мы расскажем ниже.

Подведем итоги

Как видно, по аналогии с различными иномарками, инжекторные двигатели ВАЗ разных поколений также оснащаются контроллерами различных типов. Ранние версии имеют простые решения, которые отвечают за простое смесеобразование и работают с небольшим количеством датчиков.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как работает ЭБУ АКПП. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, принципах работы, назначении и поломках электронного блока управления коробки автомат.

При этом более современные блоки управления отличаются поддержкой распределенного впрыска, более гибким управлением системой зажигания, а также способностью взаимодействовать с датчиками кислорода и т.д.

По этой причине при необходимости замены ЭБУ ВАЗ необходимо с повышенным вниканием подходить к выбору блока управления для замены. Более того, даже если блоки поясностью совместимы по версии, типу и разъемам, необходимо учитывать и версию прошивки.

Только после того, как все нюансы будут учтены, можно рассчитывать, что двигатель под управлением ЭБУ будет работать корректно и без сбоев, а сам владелец получит стабильную работу силового агрегата и систем, экологичность и максимальную отдачу от мотора на разных режимах работы двигателя автомобиля.

Описание «мозгов»

Автомобиль ВАЗ 2110 считается первым транспортным средством отечественного автопрома, оснащенным инжекторным мотором. Силовой агрегат управляется при помощи ЭБУ — электронного устройства, который определяет основные параметры работы двигателя в соответствии с сигналами датчиков. По сути, ЭБУ ВАЗ 2110, ВАЗ 2112 или любой другой модели представляет собой «мозги» машины, работа которых влияет на функциональность транспортного средства в целом.


Управляющий контроллер в ВАЗ 2110

В «Десятках», а также ВАЗ 2112 16 клапанов и других моделях, оснащенными системами БОШ 7.9.7 либо Январь 7.2 в головке установлен один винт М6. С этого винта берется масса на катушки зажигания, а масса непосредственно на управляющий модель берется в салоне. Обычно массой служит приваренная шпилька, установленная на кронштейне блока ЭСУД, в частности, за центральной консолью, за левым экраном. В данном случае на кронштейн масса передается через шпильку, которая заварена на моторном щите, посредине. Также следует отметить, что гайка на этой шпильке обычно не затягивается.

Местоположение блока управления

Теперь рассмотрим вопрос места расположения ЭБУ ВАЗ 2110. Это устройство в Десятке расположено под центральной консолью, в ее нижней части, в частности, под контрольным щитком. Для того, чтобы получить доступ к управляющему модулю, следует с пассажирской стороны демонтировать пластмассовую панель, для этого придется воспользоваться отверткой с крестовым наконечником. Сняв накладку, вы увидите множество различных проводов, штекеров, а также предохранительных устройств. Сам контроллер расположен за ними, он прикручен к планке в горизонтальном положении.


Стрелкой указано расположение модуля ЭСУД за центральной консолью

Характерные неисправности: их признаки и причины

Если электронная система управления двигателем дает сбои, это может привести к проблемам в работе силового агрегата. К сожалению, неисправности ЭБУ в отечественных десятках — не редкость, поэтому автовладелец должен знать об основных неполадках, а также причинах их появления.

Для начала рассмотрим симптомы неисправностей:

Что касается причин, о неполадки в работе электронного блока управления могут произойти в результате:

Где находятся ВАЗ 2110 эбу (мозги автомобиля)

Если вы задаетесь вопросом где находятся на ВАЗ 2110 эбу (мозги автомобиля) вы можете посмотреть на этих фото где он находится ↓

Снимаемым пластик и мозги непосредственно под панелью приборов, а именно в ее нижней части.

В глубине проводки и пучка проводов и реле с предохранителями можно найти сам контроллер, который прикручен в горизонтальном положении на планке.

Инструкция по снятию и замене ЭБУ

Необходимость демонтажа блока ЭСУД 16 клапанного двигателя десятки возникает в случае необходимости проведения ремонта при выявлении неисправностей. Сам процесс ремонта будет зависеть от того, что конкретно произошло в работе ЭБУ. К примеру, если окислились контакты на разъеме модуля, то блок необходимо демонтировать для их зачистки или замены. Если причина кроется в повреждении корпуса, то устройство нужно снимать для замены, если же внутрь попала вода, то модуль следует снять для того, чтобы высушить. Только после того, как вы просушите блок, его можно будет протестировать.

В том случае, если проблема кроется в работоспособности платы и некоторых выгоревших элементах, то ее можно попытаться отремонтировать самостоятельно, перепаяв некоторые компоненты. Но мы бы все же порекомендовали обратиться за помощью к специалистам, особенно, если никогда ранее вы не сталкивались с подобной задачей (автор видео о ремонте управляющего контроллера — Вячеслав Чистов).

Инструменты

Чтобы произвести замену модуля, вам потребуется:

Последовательность выполнения работы

Перед демонтажем устройства следует отключить минусовую клемму от аккумулятора авто:

Не занимайтесь ремонтом блока управления, если вам никогда ранее не приходилось сталкиваться с такой задачей!

Фотогалерея «Как правильно демонтировать ЭБУ»

Прошиваем ВАЗ 2110

Решая, как прошить ВАЗ 2110, можно поискать специалиста, который сам решит за вас подобные вопросы, либо выполнить прошивку для машины своими руками. Если вы решили сэкономить средства и при этом приобрести новый опыт, придавая своей машине более современный вид, выполняйте следующие действия. Во-первых, сначала нужно определиться с типом самой прошивки, а затем найти необходимую программу и быстро скачать ее из интернета. При этом, решая прошить инжектор ВАЗ, поймите, действительно ли в его установке есть смысл. Помните, что в случае неисправности заводских опций, в любом случае вы увидели вы ошибку в выдаче данных.

Во-вторых, чтобы прошить ВАЗ 2110, перед установкой новой программы обязательно проверьте, не установлена ли на вашем авто заводская прошивка, в которой предусмотрено отключение определения пропусков воспламенения. Если в вашей машине стоит именно такая опция, дальнейшая перепрошивка не потребуется. При этом определяйте тип заводской прошивке следующим образом: проведите диагностику с использованием сканматика, который программно покажет комплектацию системы вашего автомобиля.

Если вам все-таки необходима прошивка для ВАЗ 2110, отправляйтесь в специализированные магазины и приобретайте там необходимую крышку и ДФ, а далее остается лишь правильно воткнуть небольшой штифт на распредвал. После этого подключайте адаптер, и внимательно смотрите на его параметры, так как данный прибор должен работать в режиме реального времени. При этом операция связи с ЭБУ должна пройти нормально, если подключение к порту выдает ошибку, выполнить прошивку самостоятельно вам вряд ли удастся.

Далее загрузите в ЭБУ выбранную вами и заранее скаченную программу для двухрежимной прошивки, к примеру, предусматривающей использование газа и бензина, либо предназначенной для возможности использования двух режимов – спортивного и экономичного. После этого займитесь непосредственной доработкой ЭБУ, аккуратно добавьте к его разъему провод, предусматривающий его последующее заземление на массу при каждом переключении режима. Чтобы процесс прошивки прошел без эксцессов, гораздо удобнее сначала снять контроллер, а затем выполнить его прошивку уже дома, правильно подключая все контакты, выставляя режим включения зажигания, неотложного питания, разрешение программирования и питание главного реле.

Наверное, все уже знают, что мощность даже новенького ВАЗ 2110 можно увеличить, поменяв прошивку ЭБУ. Это стоит делать хотя бы потому, что мощность двигателя изначально занижена заводскими настройками. Обновление позволит высвободить весь скрытый потенциал без замены деталей или других составляющих.

Распиновка разъемов ЭБУ ВАЗ 2110 Январь 5.1 и Bosch M1.5.4


Разъем ЭБУ Ваз 2110
На автомобили ВАЗ серийно устанавливались много разных ЭБУ. Вот некоторые из них:

  • “Январь 5.1.х”, “Bosch M1.5.4”, “Bosch MP7.0”, и “VS 5.1”. Они имели так называемый 55-пиновый разъём.
  • “Январь 7.2(+)”,”Bosch M7.9.7(+)” и “M73” имеющие разъём на 81 пин.

Далее я хочу вам дать схемы распиновки разъемов для ЭБУ ВАЗ 2110 которые имеют 55 – пиновый разъём


Схема подключения ЭБУ Январь 5.1

Пошаговый порядок снятия ЭБУ

  1. Первым делом обеспечиваем автомобилю стоянку на ровной поверхности, ставим его на ручной тормоз.
  2. Затем открываем капот автомобиля и отключаем минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
  3. Далее, перемещаемся в салон и аккуратными движениями отсоединяем колодку со жгутом проводов от ЭБУ, предварительно открепив защёлку.
  4. При помощи ключа и головки на «10» демонтируем две гайки которые фиксируют ЭБУ на месте фиксации.
  5. Гайки хорошо видны после демонтажа жгутов с проводами.
  6. Когда они выкручены, сдвигаем планку немного вправо для того, чтобы она вышла из места зацепления.
  7. После выполнения этих работ можно аккуратно вынимать ЭБУ с места.
  8. Порядок установки проводим строго в аналогичном порядке снятию.

Плохой запуск двигателя ВАЗ 2110, 2111, 2112 и перегорание в ЭБУ силового ключа gb10nb37lz

Одной из причин плохого запуска двигателя является перегорание в ЭБУ силового ключа gb10nb37lz. Но почему-то в основном многие владельцы авто думают сразу что у них полетел Датчик Положения Коленчатого Вала, у меня когда-то была данная проблема. Но и то из-за того, что провод от датчика лежал на массе и при нагреве двигателя оплетка плавилась и происходил КЗ.

И так, схема нашего зажигания:

На схеме зажигания инжекторного двигателя ВАЗ-2110 изображены следующие элементы –

1 – аккумуляторная батарея 2 – выключатель зажигания 3 – реле зажигания 4 – свечи зажигания 5 – модуль зажигания 6 – контроллер 7 – датчик положения коленчатого вала 8 – задающий диск А – устройство согласования

Когда не заводиться автомобиль большинство сразу грешат на датчик положения коленчатого вала. Меняя его понимают, что это не помогло. Проверяя колодку, провод это не дает не какого результата. Следующим действиям начинают побывать ставить новый модуль, или ЭБУ это тоже не чего не дает. Машина так и не заводиться.

Все просто: просто датчик коленчатого вала имеет свое сопротивление, как и модуль зажигания прозвонив ее можно понять в исправном ли они состояние. Так же не забываем проверить предохранитель и главное реле. Далее проверяем свечи и брони провода, работает ли втягивающий на стартере (просто положите на него руку, и если при заводке не бьет значит он). В ходе этой проверки можно понять, что же не исправно.

Проверка Датчика Положения Коленчатого Вала:

1. Подсоединяем к выводам датчика мультиметр (в режиме вольтметр с пределом измерения до 200 мВ).

2. Быстро проносим лезвие отвертки вблизи торца датчика, при этом на вольтметре наблюдаем скачки напряжения.

Вывод: Датчик исправен.

Проверка цепи ДПКВ: При выключенном зажигании отсоединяем колодку жгута проводов системы управления двигателем от датчика положения коленчатого вала. Подсоединяем щупы тестера к выводу «В» колодки жгута проводов и «массе» двигателя.

При включенном зажигании и неподвижном коленчатом вале тестер должен зафиксировать напряжение около 2,5 В.

Аналогичное напряжение должно быть между выводом «А» колодки жгута проводов и «массой» двигателя. Если значения напряжений не соответствуют норме, проверяем исправность цепей (обрыв и замыкание на «массу») между выводом «В» колодки жгута проводов и выводом «34» контроллера, а также между выводом «А» колодки и выводом «15» контроллера. При несоответствии значений напряжения и исправных цепях— неисправен контроллер.

Проверка модуля зажигания:

1. 1а-сигнал приходящий с VT3 транзистора в ЭБУ (силовой ключ gb10nb37lz) 2. 12 вольт после зажигания 3. 1b- сигнал приходящий с VT1 транзистора в ЭБУ (силовой ключ gb10nb37lz)

Для проверки сопротивления обмоток нужно прозванивать поочередно правый и средний контакт на модуле зажигания. И левый и средний. При исправном модуле: сопротивление каждой обмотки должно быть в районе 0.8 Ом.

Замеряем сопротивление обмотки 1-4, обмотка исправна — сопротивление 0.8 Ом.

Замеряем сопротивление обмотки 2-3, обмотка ПРОБИТА (КЗ) — сопротивление 0.1 Ом.

Вывод: Модуль не исправен, нужна замена. Возможно мог сжечь силовой ключ в ЭБУ.

Проверку Брони проводов я думаю каждый может произвести, и так же свечей, я думаю не стоит это описывать.

И так, у нас на руках вышедший из строя Модуль зажигания (Модуль зажигания не всегда явно визуально выходит из строя у него могут быть скрытые повреждения. Так как модуль — это своего рода трансформатор – у него может быть или обрыв обмотки, или КЗ. Что нарушит работу Системы зажигания. И вызовет более большой ток, который приведет к сгоранию силового ключа.)

Схема взаимосвязи Модуля и ЭБУ:

В начале проверим, есть ли управляющий сигнал на разъёме модуля зажигания от ЭБУ. Как это можно проверить?

Для проверки, идёт ли импульс с ЭБУ на модуль зажигания можно использовать обычный светодиод с резистором (500…700 Ом). Подключаем в следующем порядке:

В начале подключаем катод светодиода к выводу 1b разъёма модуля зажигания, а анод (+) светодиода подключаем к выводу 15 (+12 после зажигания). После того, как подключили светодиод, просто крутим стартером. Светодиод должен начать мигать. Мигание светодиода информирует нас о том, что ЭБУ подаёт импульс на вывод 1b разъёма. Точно так же подключаемся к выводу 1a и повторяем процедуру проверки. Если при подключении светодиода вспышки отсутствуют значит где-то идёт обрыв цепи в проводке. Если светодиод горит постоянно, это означает что идёт замыкание, либо силовой ключ (транзистор VT1, VT3) сгорел и постоянно коротит на массу.

Ремонт ЭБУ

Как указали выше, по одним только симптомам точно установить поломку блока нельзя. Поэтому перед ремонтом обязательно проводится диагностика ЭБУ, других блоков, систем и датчиков, проверка проводки. Когда точно установлено, что причина в ЭБУ и она носит не программный характер, производится ремонт:

  1. Снятие блока, прозвонка контактов.
  2. Вскрытие и внешний осмотр платы для обнаружения физических неисправностей: обрывы, поврежденные детали и т. д.
  3. Замена поврежденных элементов, восстановление пайки, дорожек и др. подобные работы.
  4. Замеры напряжения, диагностика.
  5. Сборка и герметизация.

Если проблема по программной части, разборка блока может и не потребоваться. В некоторых случаях помогает перепрошивка ЭБУ или наоборот откат к заводским настройкам. Но в любом случае точную причину можно обнаружить только после качественной диагностики и проверки осциллографом.

Если у вас возникли подозрения, что ЭБУ сбоит, обращайтесь на диагностику к нашим партнерам. Специалисты установят причину проблем и при необходимости сделают ремонт ЭБУ (как программной, так и аппаратной части). Найти ближайших партнеров АДАКТ можно на карте ниже.

Рекомендуем посмотреть

Характерные неисправности: их признаки и причины

Если электронная система управления двигателем дает сбои, это может привести к проблемам в работе силового агрегата. К сожалению, неисправности ЭБУ в отечественных десятках — не редкость, поэтому автовладелец должен знать об основных неполадках, а также причинах их появления.

Для начала рассмотрим симптомы неисправностей:

  1. Нет связи с диагностическим тестером. Если в работе мотора стали появляться проблемы, автовладелец может произвести диагностику работоспособности силового агрегата с помощью тестера или ноутбука. Но если ЭБУ не работает, то при попытке связаться с бортовым компьютером автолюбитель увидит, что связь отсутствует.
  2. На ЭСУД не поступают сигналы о работе форсунок, системы зажигания, топливного насоса, клапана либо датчика холостого хода. Также могут отсутствовать сигналы и с других исполнительных устройств.
  3. Еще один признак — отсутствие реакции на кислородный датчик, контроллер температуры двигателя, датчик положения дроссельной заслонки и другие контроллеры.
  4. Признаком поломки могут служить и механические повреждения устройства. Возможно появление трещин на корпусе в результате сильного механического воздействия, могли перегореть радиоэлементы либо проводники (автор видео о ремонте — Павел Ксенон).

Что касается причин, о неполадки в работе электронного блока управления могут произойти в результате:

  1. Неквалифицированного вмешательства. Такая причина является одной из самых распространенных. Если автовладелец самостоятельно проводит ремонт электрики либо монтирует противоугонную систему или же доверяет это дело неквалифицированным мастерам, в процессе могут быть допущены ошибки.
  2. Часто встречаемая проблема — прикуривание аккумулятора авто от транспортного средства с заведенным мотором. При прикуривании двигатели обоих машин должны быть отключены, в противном случае есть вероятность повреждения «мозгов», это важно помнить.
  3. Еще одна проблема, которая встречается не так часто — это спутывание полярности при подключении автомобильной АКБ. Если вы спутаете плюс с минусом, это может не только повредить блок управления, но и вывести из строя сам аккумулятор, что чревато дорогим ремонтом.
  4. Причина может заключаться в отключении клемм АКБ при запущенном моторе.
  5. Также блок управления может выйти из строя в результате включения стартерного узла с отключенной силовой шиной.
  6. Вывести систему управления двигателем может случайно попавший на датчик либо проводку транспортного средства электрод в ходе выполнения сварочных работ.
  7. Одна из самых серьезных проблем — попадание воды на ЭБУ. При попадании жидкости в устройство может «накрыться» сама плата.
  8. Обрыв на участке электроцепи либо замыкание проводки.
  9. Также причиной могут служить неисправности в работе высоковольтной составляющей системы зажигания. К примеру, поломка ЭБУ может быть спровоцирована отказом работоспособности катушки, высоковольтных кабелей, распределительного механизма и т.д.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]