Замена заднего ступичного подшипника — подробное руководство

  • ➡️ Виды конструкций ступичных узлов
  • ➡️ Полезные советы по эксплуатации подшипников
  • ➡️ Основные выводы руководства по замене задних ступичных подшипников
  • Задние ступичные подшипники автомобиля — это вид подшипниковой опоры, которая обеспечивает вращение заднего колеса авто и его жесткую фиксацию на оси. Сам подшипник расположен в ступице, к которой в свою очередь крепится колесо. Подшипники отличаются: конструкцией, размерами, техническими характеристиками.

    В данной статье рассмотрим такие вопросы:

    • Способы замены задних ступичных подшипников;
    • Причины и признаки неисправности;
    • Виды ступичных подшипниковых узлов, номера и размеры;
    • Советы по эксплуатации и замене.

    Для начала приведем 2 типовые схемы расположения деталей. На схеме слева неразборный ступичный узел с HUB-3 (подшипник 3-поколения) – справа HUB-1 (1-поколение).

    Какие бывают неисправности ступичного подшипника

    • Разгерметизация уплотнений со стороны колеса и датчика ABS является основной неисправностью.
    • Усталостное разрушение металла, отслоение по причине длительной эксплуатации.
    • Ржавчина, которая может появиться в результате попадания воды на поверхность внутренней или внешней обоймы, а так же ступицы или оси.
    • Выбор низкокачественных деталей с отклонениями по геометрическим размерам, приводит к разрушению или проворачиванию корпуса в отверстии кулака или проскальзыванию оси ступицы, колесо виляет, увеличивается люфт.
    • Несоответствие количества смазки приводит к заклиниванию.

    Замена подшипника ступицы на передней оси

    Общий алгоритм одинаковый, за исключением особенностей в конструкции автомобиля:

    • Аккумуляторное устройство отключается;
    • Болты на колесе ослабляются;
    • При помощи подъемника или башмаков с домкратом поднимается колесо спереди;
    • Проводится сжимание защитного колпачка у ступичной гайки. Затем с приводного вала, конкретнее с резьбового колпака удаляется шланг;
    • После того, как помощник нажал на тормоз, отворачивается гайка на ступице;
    • Колесо снимается;
    • Отворачивается суппорт тормоза от крепежного места так, чтобы не повредить шланги. На кузове аккуратно закрепляется деталь проволокой. Шланги, при этом, должны остаться свободными;
    • Отключается разъем ABS-датчика;
    • Диск снимается после отвинчивания винтов;
    • Рулевой наконечник отсоединяется от стойки, затем то же самое проделывается с конусным наконечником;
    • Стойку надо немного потянуть на себя, чтобы извлечь из ступицы шлицевую часть;
    • Используя съемник, предстоит снять ступицу и подшипник с ней;
    • Новый комплект запрессовывается. Отдельно сделанный подшипник устанавливается не в старую ступицу, а в новую;

    Проведение сборки осуществляется в обратном порядке.

    Признаки неисправности и диагностика

    Главный признак – избыточный шум, который усиливается во время езды. Второй важный признак – наличие люфта у колеса.

    Чтобы точнее определить неисправность, и понять с какой стороны потребуется ставить новую деталь, необходимо:

    1. На скорости в 10-15 км/ч резко повернуть руль влево, после чего этот посторонний шум исчезнет, то значит, что шум исходит от левого колеса, а точнее, от подшипника его ступицы.
    2. Если же шум пропадает при повороте вправо, то придется менять подшипник на правом колесе.

    Для проведения 100% диагностики следуйте инструкции:

    1. Поднять авто подъемником или домкратом.
    2. Если авто с передним приводом, то запустите двигатель, и на месте наберите скорость в 70-80 км/ч.
    3. Далее следует на слух определить, от какого колеса исходит больший шум.
    4. Если колесо не ведущее, то раскрутить его можно руками.
    5. После остановки колеса нужно взяться одной рукой за верхнюю часть, в второй – за нижнюю.
    6. Попытайтесь раскачать колесо в вертикальной плоскости.
    7. Даже при наличии небольшого люфта, подшипник придется менять.
    8. Аналогично пошатайте колесо в горизонтальной плоскости.

    Примечание:

    Бывает так, что люфт появляется из-за неисправностей элементов подвески, или же по причине неправильной затяжки ступичной гайки. Чтобы убедится, что дело не в подвеске, необходимо нажать на педаль тормоза, в проверки люфта по вертикали. Если люфт не пропал, то искать причину нужно в подвеске. Так же следует проверить момент затяжки контргайки, инструкция имеется в статье «Как затянуть ступичную гайку и каким моментом».

    Как определить необходимость замены?

    Сильный шум, гул подшипника задней ступицы ВАЗ 2109, 2110, «вой» сзади, усиливающийся на поворотах однозначно говорит о необходимости проверки состояния задних ступиц. Методы проверки довольно просты:

    • обязательно застопорив колесо, диагонально — противоположное от стороны поддомкрачивания, необходимо поочередно вывесить каждое заднее колесо. (Почему каждое? Дело в том, что очень часто бывают ошибки с определением стороны гула, и еще чаще бывает необходимость с заменой обоих подшипников).
    • при поднятом колесе, нужно постараться как можно сильнее раскрутить его. Если при этом вы услышите посторонние звуки, похожие на гул, дальше можно не проверять — необходима замена.
    • если есть сомнения, можно еще проверить поперечный люфт подшипника, взяв за края колеса и покачав его к себе — от себя. Если вы при этом, почувствуете движение колеса на оси — необходима замена подшипника.

    В автомагазинах Вам могут предложить как отдельно подшипник, так и ступицу в сборе. Мы не видим смысла приобретать узел в сборе (кроме случаев описанных далее), где замена подшипника совсем не сложное дело.

    Причины неисправности ступичного подшипника

    Силы трения – основной враг для шариков или роликов. Со временем смазка теряет свои качества и начинается истирание сферической поверхности элементов, заключенных внутри обойм. Признак – чрезмерный нагрев, нарастающий гул во время движения, металлический скрежет.

    Выход из строя одного из элементов сборки: оси или ступицы непременно скажется на работе подшипника: увеличится сила ударов на обоймы, появится чрезмерная осевая и радиальные нагрузки.

    Другие причины:

    • экстремальная езда;
    • плохие дорожные и климатические условия: грязь, пыль, выбоины;
    • неправильная установка, регулировка, применение ударных способов при сборке узла.

    Рекомендации по дальнейшей эксплуатации

    Продлить срок эксплуатации подшипника ступицы позволяет аккуратная езда. Не следует на высокой скорости преодолевать ямы и другие препятствия. Также не рекомендуется резкий набор скорости без необходимости и установка колесных дисков с диаметром, отличающимся от заводского исполнения. Оптимальные размеры шин пишутся на двери водителя внизу.

    Когда автомобиль эксплуатируется на плохих дорогах, необходимо чаще диагностировать ходовую часть на станциях технического обслуживания. Специалисты выявят и устранят проблему, что предотвратит возможную аварию.

    Замена подшипника заднего колеса

    Так же имеются несколько методик ремонта:

    • Со снятием стойки;
    • Без снятия стойки;
    • С помощью съемника/пресса;
    • Без съемника/пресса.

    Первые шаги в инструкции аналогичны практически для всех легковых автомобилей:

    1. Выбираем ровную площадку.
    2. Ослабляем гайки колеса.
    3. Вывешиваем домкратом заднее колесо.
    4. Подкладываем опору под заднюю часть машины, под переднее колесо ставим противооткатный упор.
    5. Опускаем автомобиль с помощью домкрата на опору.

    ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАМЕНЕ ПО МАРКАМ АВТОМОБИЛЕЙ:

    На нашем сайте можно посмотреть подробные инструкции с фото и видео для всех видов конструкций и методик следующие модели авто:

    • Chevrolet:
        Lanos
    • Aveo
    • Lacetti
  • ВАЗ: 2110
  • 2114
  • Granta
  • 2108
  • Ford:
      Fusion
  • Focus 1
  • Transit
  • Daewoo:
      Nexia
  • Matiz
  • Renault:
      Logan
  • Duster
  • Peugeot:
      206
  • ГАЗ:
      Газель
  • Hyundai:
      Accent
  • KIA:
      Sportage
  • Примечание:

    Если в списке нет вашего авто, выбирайте по марке, в 90% случаях инструкция подойдёт для Вас!

    Пошаговая инструкция: замена подшипника задней полуоси

    В начале статьи показаны схемы устройства основных узлов задней полуоси автомобиля КИА Спортейдж. У данного автомобиля в исполнении 2WD и 4WD различная конструкция заднего ступичного узла, поэтому для примера ремонта мы взяли этот автомобиль.

    Различия в ступичном узле: Слева HUB-3 – неразборный узел. Справа HUB-1 – разборный узел: в отверстие кулака 1 последовательно запрессовывают HUB-1, затем ось ступицы 2.

    1. Демонтаж колеса.
    2. Выкручиваем 2 диаметрально расположенных винта крепления тормозного диска.
    3. Отвинчиваем 2 болта крепления суппорта.
    4. Демонтируем суппорт, проверяем нужно ли менять колодки.
    5. Снятие тормозного барабана (диска).
    6. Откручиваем центральную гайку, снимаем прижимную шайбу.
    7. Попытка выбить полуось при помощи молотка иногда безрезультатна.
    8. Выдавливаем полуось съемником, откручиваем крепления рычагов и опор, освобождаем кулак.

    Фотоотчёт:

    Замена подшипника задней ступицы с помощью специального съемника без снятия узла

    1. Устанавливаем на шпильки ступицы приспособление, именуемое ударный молоток.
    2. Потребуется несколько сильных ударов, ступица снимется, но часто на ней и внутри кулака остаются обоймы.
    3. Выводим полуось из отверстия кулака.
    4. Достаем стопорное кольцо из гнезда кулака.
    5. Заряжаем винтовой съемник – набор из длинного штока (болта) и набора шайб и круглых пластин (блинов) под диаметры внешних и внутренних обойм, широких колец.
    6. Круглую пластину упираем в отверстие кулака, пропускаем шток (длинный болт) в отверстие пластины. На другой конец штока надеваем пластину по диаметру наружной обоймы, прижимаем гайкой. Начинаем закручивать болт, на задержку с обратной стороны ставим ключ.
    7. Используйте в качестве ключа мощный гайковерт или ручной инструмент с удлинителем. Корпус подшипника подастся вперед, чтобы он вышел дальше, добавим широкое кольцо.

    Важно знать:

    Обратите внимание на подбор пластин съемника: они должны соответствовать диаметрам обойм.

    Фотоотчёт:

    Инструкция по замене ступичного подшипника со снятием узла

    Пункты до 7-го такие же, что и в пошаговой инструкции.

    1. Выкручиваем болт крепления датчика ABS, вытаскиваем из гнезда, убираем в сторону.
    2. Откручиваем болты тяг и рычагов, прикрепленных к цапфам кулака.
    3. Разбираем механизмы ручника: обратите внимание на направляющие штифты пружинок, если делаете впервые, сфотографируйте положение деталей.
    4. Освобождаем тросик ручника, с обратной стороны достаем фиксирующую скобу, вытаскиваем тросик.
    5. Откручиваем 2 болта крепления стойки амортизатора от цапфы кулака.
    6. Снимаем узел полностью.

    Фотоотчёт

    Замена подшипника задней ступицы на прессовочном станке

    1. Достаем стопорное кольцо.
    2. После демонтажа ступицы, устанавливаем струбцину или съемник.
    3. Выпрессовываем вначале ступицу, затем подшипник.

    Сборка узла

    1. После покупки новой детали, запрессовываем её в ступицу
    2. Посмотрите следует ли менять стопорное кольцо на новое.
    3. Запрессовываем ступицу в узел.
    4. Далее производим монтаж в обратном порядке.

    Фотоотчёт

    Замена ступичного фланцевого узла заднего колеса

    Неразборный узел, когда подшипник совмещен со ступицей, заменить проще: отсоединяют фланец заднего моста, достаточно открутить несколько болтов, но это зависит от конструкции фланца.

    1. Снимаем суппорт, тормозной диск – операции, как и в предыдущих инструкциях.
    2. Если диск зажат— прокрутите регулировочное колесико отверткой через специальное отверстие. В зависимости с какой стороны снимаете диск, вращение зубцов колесика вниз или вверх.
    3. Получить доступ к болтам крепления фланца HUB-3 можно после снятия амортизатора. Предварительно положите под рычаг стойки подставку.
    4. Открутите 4 болта крепления фланца, отсоедините разъем ABS, снимите ступичный подшипник.
    5. Сверьте номера старого и нового подшипников задней ступицы.
    6. Зачистите посадочное место фланца. Монтаж в обратной последовательности.

    Фотоотчёт

    Видео-инструкции

    Замена заднего ступичного подшипника на Kia Sportage

    Kia Sportage — замена заднего ступичного подшипника

    Диагностика заднего подшипника, признаки поломки

    Прежде чем приступать к ремонту, будьте уверены, что именно ступичный подшипниковый узел вышел из строя, признаки этого следующие:

    1. Люфт шасси, ощущающийся руками;
    2. Шум и гул заднего колеса, возрастает при наборе скорости;
    3. Вытекание смазки из сальников;
    4. Скрежет и скрип появляется при разрушении дорожек качения, деформации сепаратора и выпадении роликов.

    Аналогичные признаки неисправности и у переднего подшипника ступицы.

    Порядок действий для проверки ступичного подшипника Daewoo Nexia:

    1. Поднимите домкратом «задок» автомобиля;
    2. Покрутите шасси, и послушайте звук вращения;
    3. Проверьте люфт, перемещая колесо в осевом направлении.
    4. На видео показан процесс диагностики и проверки задних ступичных подшипников.

    Диагностика заднего подшипника

    Виды конструкций ступичных узлов заднего колеса

    1. HUB-1 имеет два ряда радиально упорных шариковых или роликовых узлов, заключенных в ячейки сепаратора.

    Заводское уплотнение надежно герметизирует внутренние детали от попадания воды, абразивных частиц, Смазка препятствует силам трения. Эксплуатация при нормальных условиях достигает пробега 100 000 км.

    1. HUB-3 – сборная конструкция с фланцем.

    Фланцы крепятся: один к кулаку — второй соединен с тормозным и колесным диском. При выходе из строя, примерно 150 000 км пробега в нормальных условиях эксплуатации, меняют целиком. HUB-3 со шлицами предназначен для ведущих колес.

    Так же в конструкции данных подшипников добавляют встроенные датчики ABS/скорости.

    1. Два однорядных подшипника запрессованы внутри ступицы.

    Их запрессовывают в ступицу с двух сторон, сборка насаживается на цапфу кулака, крепится ступичной гайкой. Конструкция характерна для не ведущих задних и передних колес некоторых моделях авто. Комплектуются сальниками, а в некоторых случаях регулировочным проставочными кольцом.?

    Как затянуть ступичную гайку без динамометрического ключа

    Многие автолюбители при ремонте своего автомобиля считают не целесообразным приобретать динамометрические ключи или другие специализированные приспособления (съемники и прочее). Имеется хороший способ, чтобы затянуть крепление с нужной силой, без применения динамометра. Потребуются следующие приспособления: 1. Трещотка с головкой под контргайку; 2. Труба для удлинения трещотки для создания требуемого «плеча» ; 3. Рулетка; 4. Маркер; 5. Груз, с возможностью подвесить на «плечо» (например, гиря 32 кг).

    Советы по обслуживанию и эксплуатации подшипников

    1. Как смазать подшипник ступицы.
    • Не допускайте попадания пыли в смазку и подшипники. Смазка наружных поверхностей предотвращает образование коррозии. Для наружной смазки проделайте такие операции:
    • Сначала требуется чисто промыть керосином посадочное место обоймы, вытереть насухо, затем смазать тонким слоем смазки посадочную поверхность. Наденьте чистую резиновую перчатку, нанесите на ладонь смазку и втирайте в подшипник, затем вставьте деталь внутрь и дополнительно протрите поверхность ветошью, которая смочена смазкой.
    • Использовать можно любую антикоррозионную смазку, на рынке продаются специализированные смазки для подшипниковых узлов. При нанесении соблюдайте количество смазки – не должно быть подтёков с узла.
    • Смазка подшипника внутри возможна, если он открытого типа или имеет резиновые уплотнения. Добавите смазку внутрь, но тут так же необходимо соблюдать важное правило – не должно быть излишков смазки (неоднократно прокрутите обоймы, лишняя смазка выйдет, её следует убрать).

    Рекомендуемая смазка представлена в таблице:

    Марки смазкиПроизводителиЗагустительБазовое масло
    RareMax AF-1Kyodo Yushi Co., Ltd.КарбамидМинеральное масло
    6459 Grease NShowa Shell Sekiyu, K.K.КарбамидМинеральное масло
    Pyronoc Universal N-6CNisseki Mitsubishi Oil CorporationКарбамидМинеральное масло
    HB-1Kyodo Yushi Co., Ltd.КарбамидМинеральное масло
    Ronex MPExxon/MobilЛитийМинеральное масло
    1. Как продлить срок службы.

    Затягивайте гайку оси с рекомендуемым моментом. Чрезмерный натяг вызовет избыточное трение, смазка нагреется, высохнет, трущиеся детали деформируются. Недостаточный момент крепления вызовет люфт больше допустимого, что приведет к преждевременному износу. Используйте для ремонта подшипников оригинальные запасные части (гайку, шплинт, стопорыне кольца и т.д).

    Рассчитать срок службы «Калькулятор срока службы ступичных подшипников»

    Читайте статью «Момент затяжки ступичных подшипников»

    1. Какой подшипник ступицы выбрать по производителю, и на что обращать внимание при покупке.

    Оригинальный номер указан на корпусе, его рекомендует устанавливать производитель. Если нет возможности достать оригинал, есть бренды на замену. Главное, чтобы совпали размеры и технические характеристики. На упаковке смотрите надписи, штрих код, выбитый номер на корпусе, комплектацию.

    Читайте в статье «Рейтинг лучших производителей ступичных подшипников»

    1. Комплект ступичного подшипника — что в него входит.

    Рем комплект включает расходные детали: ступичные гайки 1 или 2 шт., колесные болты – комплект, стопорное кольцо 2 шт. шплинт. Возможны сальники, наружные обоймы и даже смазка.

    1. Что использовать пресс или съемник.

    Для качественной работы используйте пресс, снимите узел в сборе, отвезите на СТО, за небольшую плату произведут замену деталей узла за 1-1,5 часа. Съемник применяют при замене самостоятельно, покупают или берут в аренду. Рука помощника пригодится для задержки ключа.

    Важный момент:

    Не давите на внутреннюю обойму подшипника, так как это может привести к повреждению элементов подшипникового узла.

    1. Подшипники с АБС.

    Наличие импульсного кольца легко проверить металлическим предметом, приложенным к одной из сторон уплотнений. Намагниченную сторону ставят внутрь отверстия кулака к разъему считывающего датчика.

    Как затянуть ступичную гайку нужным моментом

    Для затягивания резьбовых соединений, где рекомендуется соблюдать определённый момент, используют специальные динамометрические ключи. Внутри инструмента расположен динамометр со шкалой или специальное устройство с ограничителем, которое срабатывает при достижении требуемой силы затягивания. Ключи так же бывают с интервалами значений, например 5-25 (минимум 5 Н•м, максимум 25 Н•м). Резьбовое соединение затягивают до тех пор, пока стрелка не покажет необходимую величину или не сработает ограничитель. Имеются так же дорогие и точные аналоги – с электронным дисплеем, но для эксплуатации и ремонта легковых авто подойдёт механический вариант.

    На фото представлены основные виды таких ключей.

    1. С предустановленным моментом, не регулируемые.
    1. С предварительно настроенной величиной момента, регулируемые.
    1. С индикатором усилия при затяжке.
    1. С цифровым дисплеем прилагаемой силы закручивания.

    Посмотрите видео как пользоваться динамометрическим инструментом:

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]