Стабилизаторы отвечают за устойчивость автомобиля на дороге. Для исключения шума и вибрации от работы компонентов стабилизаторов используются специальные втулки — упругие элементы, придающие плавность работы.
Что такое рукав? Гибкая часть изготовлена из резины или полиуретана. Его форма практически одинакова для разных моделей машин, но иногда имеет некоторые особенности в зависимости от конструкции стабилизатора. Для повышения производительности втулок иногда имеют клинья и пазы. Они укрепляют структуру и позволяют деталям служить дольше, а также защищают их от механических воздействий, которые могут их повредить.
Когда производится замена втулок поперечного стабилизатора?
Степень износа втулки можно определить путем профилактического осмотра. Трещины, изменение свойств резины, потертости — все это говорит о необходимости замены деталей. Втулку обычно меняют каждые 30 000 км пробега. Опытные владельцы советуют заменять сразу все сайлентблоки вне зависимости от их состояния.
Незапланированная замена втулки необходима при появлении следующих симптомов
- люфт руля при прохождении поворотов;
- заметное раскачивание руля;
- наклон корпуса, сопровождающийся характерными звуками (щелканье, скрип)
- вибрации в подвеске автомобиля наряду с другими шумами;
- При движении прямо вперед автомобиль наклоняется в сторону;
- общая нестабильность.
Обнаружение таких проблем требует срочной диагностики. Приоритетного внимания требуют именно втулки. После их замены можно проверить работу автомобиля, а при сохранении признаков неисправности провести дополнительный осмотр.
Диагностика
Стук стабилизаторов – это гарантированный признак необходимости немедленной замены втулок. Кроме него могут появиться скрипы, особенно при похолодании, когда резина утрачивает эластичность.
Чтобы определить необходимость замены может потребоваться снять защиту картера. Для проверки источника вибраций, положите руки на стойку стабилизатора и непосредственно на кронштейн крепления. Напарник должен несколько раз сильно нажать на капот автомобиля. Если на кронштейнах ощущаются вибрации, которые передаются на стойку, необходимо поставить новый комплект, даже если при осмотре посадочных мест на стабилизаторе не было замечено люфта.
Если же отверстие внутри втулки приняло форму эллипса, на поверхности видны трещины, а материал отвердел, необходима немедленная замена. Дальнейшая эксплуатация автомобиля значительно сократит срок службы стоек стабилизатора.
Замена втулок переднего стабилизатора
Независимо от модели автомобиля, общий порядок замены втулок остается прежним. Меняются только инструменты и некоторые части процедуры. Даже начинающие водители смогут догадаться, что именно нужно сделать на дополнительных этапах.
Чтобы заменить втулки, действуйте следующим образом:
- Поставьте машину на яму или подъемник.
- Используйте инструменты, чтобы ослабить болты передних колес.
- Полностью снимите колеса с автомобиля.
- Снимите гайки крепления стойки к стабилизатору.
- Отсоедините стойки и стабилизатор.
- Ослабьте задние болты крепления кронштейна ступицы и открутите передние.
- Подручными средствами избавьтесь от грязи там, где будут установлены новые втулки.
- Нанесите смазку на внутреннюю часть рукава с помощью силиконового спрея или мыльной воды.
- Установите втулки и выполните ряд процедур, обратных перечисленным выше, чтобы вернуть автомобиль в эксплуатацию.
Аналогичным образом производится замена втулки заднего стабилизатора. Единственное, что снять передние сайлентблоки порой бывает сложнее из-за сложности конструкции передней части автомобиля. Если водитель смог заменить передние втулки, он, вероятно, сможет заменить и задние втулки.
Часто причиной замены втулок становится появление скрипа. Хотяэтот фактор не критичен, но доставляет неудобства многим водителям и пассажирам.
Диагностика
Диагностика втулок стабилизатора заключается в выполнении двух шагов:
- визуальная оценка;
- оказание механического воздействия.
Необходимо поставить машину на эстакаду или яму для проверки резинок. Некоторые используют для этой цели подъемник, но это может быть опасно. Дело в том, что диагностика втулок подразумевает сильное дерганье стабилизатора, в результате чего автомобиль раскачивается и может упасть. То же самое касается и домкратов, с которых машина соскочит гораздо быстрее, чем с подъемника. Это может привести к самым печальным последствиям, поскольку вес автомобиля очень большой, и вся эта металлическая конструкция может придавить механика.
Диагностика втулок стабилизатора
Задача визуальной оценки заключается в осмотре резинок на наличие разрывов и трещин. Если хоть на одной детали была обнаружена хоть одна трещинка, тогда нужно менять весь комплект полностью. Механическое воздействие требует грубой мужской силы – возьмитесь за стабилизатор рядом с втулкой, которая соединяет деталь с кузовом, и сильно дергайте его во всех направлениях. В процессе могут возникнуть стуки или скрипы. Это значит, что втулки нужно заменить. В процессе механического воздействия не бойтесь повредить стабилизатор или сами втулки – они предназначены для сильной нагрузки, так что ваши попытки проверить исправность деталей не смогут нанести им никакого вреда.
Скрип втулок стабилизатора
Причины возникновения скрипов
Часто автовладельцы жалуются на скрип втулки стабилизатора. Часто появляется с наступлением морозов или сухой погоды. Однако условия возникновения проявляются индивидуально. Основные причины этой проблемы:
- Плохое качество материала, из которого изготовлены втулки стабилизатора;
- Резина затвердевает на морозе, что делает ее неэластичной и скрипит;
- значительный износ втулки или повреждение втулки;
- конструкция автомобиля (например, Lada Vesta).
Методы решения проблемы
Некоторые автовладельцы пытаются смазывать сайлентблоки различными смазками (в том числе силиконовой смазкой). Однако на практике это имеет лишь временный эффект (а в некоторых случаях совсем не помогает). Каждая смазка притягивает грязь и мусор, создавая абразивный материал. Это приводит к сокращению срока службы втулки и самого стабилизатора. Поэтому мы не рекомендуем использовать какие-либо смазочные материалы.
Кроме того, не рекомендуется смазывать втулки, так как это нарушит их принцип работы. В конце концов, они предназначены для того, чтобы надежно удерживать стабилизатор. По сути, это поворот, он действует на повороте, создавая сопротивление качению автомобиля при повороте. Следовательно, он должен быть прочно прикреплен к ступице. Это невозможно в присутствии смазки, так как теперь она также может скручиваться, снова вызывая скрип.
Большинство производителей автомобилей рекомендуют втулки для этой неисправности. Итак, общий совет автовладельцам, имеющим дело со скрипом стабилизатора, — ездить с таким визгом в течение определенного периода времени (недели или двух достаточно). Если втулки не «трутся» (особенно с новыми втулками), их нужно будет заменить.
В некоторых случаях помогает замена резиновых втулок полиуретановыми. Однако это зависит от машины и производителя втулки. Поэтому решение об установке полиуретановых втулок остается исключительно за автовладельцем.
Некоторые автовладельцы для решения проблемы оборачивают часть стабилизатора, которая входит в рукав, изолентой, тонкой резиной (например, кусок велосипедной камеры) или тканью. Оригинальные ступицы (например, Mitsubishi) имеют внутри тканевую вставку. Такое решение позволит стабилизатору плотнее войти в ступицу и избавит автовладельца от неприятных звуков.
Описание проблемы для конкретных автомобилей
По статистике, наиболее частую проблему со скрипом втулок стабилизатора испытывали владельцы следующих автомобилей: Lada Vesta, Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Renault Megan. Опишем их особенности и процесс замены:
- Лада Веста. Причина скрипа втулки стабилизатора в этом автомобиле — специфика конструкции подвески. Дело в том, что в Весте ход тяг стабилизатора стал больше, чем у предыдущих моделей ВАЗ. В них стойки крепились к рычагам, а в Весте — к амортизаторам. Поэтому раньше стабилизатор меньше крутился и не издавал неприятных звуков. К тому же ход подвески у Vest больше, благодаря чему стабилизатор больше поворачивается. Из этой ситуации есть два выхода — сократить ход подвески (опустить спускаемый аппарат) или использовать специальную смазку (рекомендация производителя). Для этого лучше использовать стойкую к вымыванию смазку на силиконовой основе. Не используйте смазки, агрессивные к резине (также не используйте WD-40).
Замена втулки стабилизатора на VW Polo
- VW Polo. Замена втулки стабилизатора не составляет труда. Для этого снимите колесо и поставьте автомобиль на опору (например, деревянную конструкцию или домкрат), чтобы снять напряжение со стабилизатора. Чтобы снять втулку, отверните два винта 13, удерживающих втулку монтажного кронштейна, затем снимите ее и снимите втулку. Сборка производится в обратном порядке.
Еще один популярный способ избавиться от скрипов во втулках Volkswagen Polo — положить кусок старого ремня ГРМ между корпусом и втулкой. При этом зубцы ремня должны быть обращенырукав. Для этого необходимо со всех сторон сделать небольшой припуск на поверхность. Эта процедура выполняется для всех рукавов. Оригинальное решение проблемы — установка сайлентблоков Toyota Camry.
Шкода Рапид. По многочисленным отзывам владельцев этого автомобиля, лучше всего подходят оригинальные сайлентблоки VAG. По статистике, у большинства владельцев этой машины с ними проблем не возникает. Многие владельцы Skoda Rapid, а также Volkswagen Polo просто терпят легкий скрип втулки, считая это «детской болезнью» концерна VAG. Хорошим решением этой проблемы станет использование так называемого ремонтные рукава, диаметр которых меньше на 1 мм. Компоненты гильзы: 6Q0 411 314 R — внутренний диаметр 18 мм (PR-0AS), 6Q0 411 314 Q — внутренний диаметр 17 мм (PR-0AR). Иногда автовладельцы используют сайлентблоки от аналогичных моделей Skoda, например от Fabia.
Рено Меган. В этом случае процедура замены втулки аналогична описанной выше.
Некоторые производители автомобилей, например Mercedes, выпускают втулки стабилизаторов, оснащенные пылесборниками. Они защищают внутреннюю поверхность рукава от попадания воды и пыли. Поэтому, если у вас есть возможность приобрести такие рукава, мы рекомендуем вам это сделать.
Рекомендуется смазать внутреннюю поверхность втулки смазками, не повреждающими резину. Особенно на основе силикона. Например, Литол-24, Molykote PTFE-N UV, MOLYKOTE CU-7439, MOLYKOTE PG-54 и другие. Эти смазки универсальны и также могут использоваться для смазки суппортов и направляющих тормозов.
Задача стабилизаторов передней и задней подвески — повысить устойчивость автомобиля на поворотах.
Что понадобится для замены
Чтобы выполнить эту работу, вам не потребуется много инструментов, но все-таки их нужно подготовить наперед.
Для замены втулок стабилизатора вам нужен:
- домкрат;
- линейка или штангенциркуль;
- специальный удлинитель для ключа;
- ключ-трещотка;
- накидные ключи, один на 13, а другой на 10;
- удлиненные торцовые головки или обычные (14,13).
Стоит отметить, что это лишь основной набор инструментов, на самом деле могут понадобится и другие. Связано это с необходимостью откручивания гаек крепления при снятии стабилизатора. В этом и вся загвоздка, ведь обычным ключом вам не удастся открутить крепежные гайки (при эксплуатации они прикипели к детали). В таком случае многие прибегают к экстренным мерам – использование ножовки по металлу или болгарки. В процессе освобождения гаек стойки стабилизатора могут повредиться, так что одной заменой резинок вы уже не обойдетесь.
Задний и передний стабилизатор поперечной устойчивости – конструкция
Центробежная сила, вызванная вращением транспортного средства, заставляет тело катиться и чувствовать себя наклоненным, что может привести к опрокидыванию транспортного средства. Чтобы избежать подобных ситуаций на дороге, был изобретен поперечный стабилизатор (STR), который теперь устанавливается на различные типы независимой подвески автомобиля (как переднюю, так и заднюю). Это важный элемент подвески, он работает по торсионному принципу, соединяет противоположные колеса торсионными гибкими деталями.
Не устанавливайте этот элемент на задние колеса автомобилей, в которых в качестве подвески используется собственная торсионная балка.
Задний и передний стабилизаторы поперечной устойчивости выполнены из пружинной стали круглого сечения. Стержень выполнен в форме буквы «П». Крепится с помощью хомутов и резиновых втулок к кузову автомобиля (поперек). Конфигурация стабилизатора может быть очень сложной, так как он расположен под кузовом, где расположено множество различных узлов и механизмов транспортного средства. Сразу добавим, что резиновые втулки позволяют СПУ вращаться.
Стабилизатор соединен с элементами подвески с помощью амортизаторов (так называемых костяков) и двойных поперечных рычагов. Причем такое соединение чаще всего выполняется с помощью стоек (по сути, поперечный стабилизатор поперечной устойчивости — это обычная тесьма), хотя возможна сборка и без использования дополнительных штанг.
Подведем итоги
Как видно, втулка стабилизатора заднего или втулка стабилизатора переднего является простым элементом как в плане конструкции, так и в плане замены. При этом втулка стойки стабилизатора и втулка самого стабилизатора отличаются, так что важно не перепутать данные элементы при подборе нужных запчастей.
Подвеска транспортного средства – одна из важнейших частей, подвергающаяся большой нагрузке и принимающая на себя все удары неровной дороги. Благодаря ее работе водитель может чувствовать себя комфортно и не бояться, что во время движения ситуация может выйти из-под контроля. Однако из-за больших нагрузок, особенно при езде по плохим дорогам, что в РФ не редкость, ее детали часто выходят из строя. Наиболее распространенной проблемой является поломка втулок стабилизатора. Давайте подробно разберемся, из-за чего это происходит и как осуществляется замена втулок стабилизатора.
Как работает передний и задний стабилизатор поперечной устойчивости?
Конструкция системы БАС такова, что она не выдерживает угловых, продольных и вертикальных колебаний подвески автомобиля. Когда дело доходит до выравнивания легкового автомобиля с дорожным покрытием, передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости отлично справляются с этой задачей. Их принцип действия основан на точном перераспределении приходящей осевой нагрузки между элементами подвески.
При поперечных угловых колебаниях (поперечном крене) автомобиля стабилизаторы поперечной устойчивости перемещаются в противоположные стороны. При этом одна планка опускается, а другая поднимается. В то же время рукава позволяют закручивать центральную часть СПУ. Сопротивление описываемого элемента увеличивается с увеличением крена кузова, делая автомобильвыстроился на дороге. Рулевые тяги (кости) также обеспечивают лучшее сцепление с дорогой на поворотах.
Задний (или передний) стабилизатор поперечной устойчивости лучше выполняет свою функцию, чем жестче его конструкция. Эта жесткость зависит от:
- геометрия домкрата;
- форма механизма и его соответствие нижним «загибам»
- свойства металла, использованного при производстве ВОП.
Автомобиль с жестким передним и задним стабилизатором легко преодолевает самые крутые повороты (при этом водитель даже не чувствует крены на поворотах). Новые возможности открываются перед конструкторами автомобилей, так как они могут устанавливать различные степени жесткости системы IS на заднюю и переднюю оси. Установка стабилизатора той или иной жесткости позволяет добиться определенного баланса в управлении транспортным средством.
Что такое втулки и зачем они нужны
Основная задача втулок – это понижение шумности подвески при движении и крепление стабилизатора к кузову автомобиля. Как правило, они производятся из двух материалов: полиуретан и резина. Детали обладают высокой упругостью и прочностью, из-за чего скрипы и стуки при изменении высоты какого-либо из колес отсутствуют. К тому же прикрепить стабилизатор к кузову жестко невозможно, поскольку расстояние от места крепления к краю стабилизатора при изгибе меняется.
Втулки могут быть изготовлены из разных материалов
Зачастую о неисправности втулок могут говорить различные звуки, возникающие при движении и крутых поворотах – скрипы, стуки и так далее. Связано это явление с потерей упругости втулки, в результате чего она становится очень жесткой. Также под эту деталь может набиться пыль или песок.
Достоинства и недостатки СПУ
При кажущейся простоте конструкции интересующего нас механизма (для его крепления нужна только прочная опора, качественная резиновая втулка, стержни, кости) он легко справляется с возложенными на него задачами. Здесь, однако, стоит упомянуть, что LSS уменьшает ход независимой подвески и «забирает» у нее несколько других важных свойств. По этой причине установка стабилизатора поперечной устойчивости на внедорожниках не производится.
При движении таких вездеходов, оборудованных шинами повышенной проходимости, по плохим дорогам заметна потеря контакта колеса с дорогой и его подвески. Такое негативное явление вызвано именно применением СПУ. Очевидно, что конструкторы автомобилей не намерены отказываться от использования стабилизатора и в этих случаях. В настоящее время разработано несколько вариантов модернизации СПУ, предназначенных для внедорожников.
Например, TRW разработала современную систему, состоящую из гидроцилиндров, которые действуют как стойки, датчика поперечного ускорения, гидравлического насоса и специального блока управления. Эта система, не требующая резиновых втулок, оказалась эффективной заменой традиционной LSS.
Западные автопроизводители начали устанавливать на свои автомобили адаптивные подвески. Эти механизмы позволяют отказаться от SPU, гарантируя идеальное поведение автомобиля (отсутствие крена) во всех условиях движения (ускорение, повороты, резкое торможение и т.д.).
Mitsubishi ASX Клуб
Так как внутренний размер втулки был уменьшен снаружи втулка будучи надета на усилитель стала больше но крышки натягиваются без особых проблем. Наживляем руками болты крышек и чуть-чуть притягиваем их. Чуть-чуть. Потом прикручиваем обратно яйца, ставим колеса и снимаем машину с кОзелков (подставок). После чего протягиваем болты крышек и колесные гайки. Новые втулки на машине, с левой и с правой стороны. Вид сверху.
Как видно — новые втулки при затяжке крышек расперло больше чем оригинальные — видимо из-за изменения размеров. Ограничители на стабилизаторе — похоже резиновые, так что стучать они не должны даже при разбитых втулках. Что-то лоханулся и забыл сделать фотки новых втулок на машине, вид сбоку. Пробная поездка показала что стуков вроде бы стало меньше, сильных стуков добиться не смогли. Однако у меня ничего не сделано с передними стойками. Откручивал стойку, посмотрел привалочную плоскость — никаких «набитых» мест на металле не нашел. И вообще не нашел мест где бы могло стучать. Правда стойку от поворотного кулака не откручивал побоявшись что в этом месте могла быть регулировка развала. Отложил пока этот вопрос на попозже. Поезжу пока с новыми втулками, послушаю