Необходимость замены ШРУСа (гранаты) возникает после появления в передней части автомобиля в области колес стуков и хруста, особенно на поворотах и при езде по неровностям. Поломка неприятная и большинство автомобилистов сразу же отправляются на станцию техобслуживания для того, чтобы произвести замену неисправного ШРУСа.
Однако как показывает практика, замена ШРУСа ВАЗ 2108 не так сложна как кажется на первый взгляд, работа довольно грязная, однако по сложности не сравнима с заменой тормозных колодок, которые большинство автовладельцев меняют своими руками. На все про все у вас уйдет не более 2-часов. Чтобы убедиться в том, что причина хруста именно в «гранате» произведите несколько несложных тестов. Возьмитесь рукой за ШРУС и попытайтесь расшатать, если вы почувствуете существенный люфт — необходима срочная замена ШРУСа.
Рекомендую посмотреть актуальное видео!
Что такое граната?
Граната – это просторечное название шарнира равных угловых скоростей, который позволяет передать движение от коробки передач автомобиля к колесам. Обратите внимание на конструкцию привода автомобиля. От коробки передач, состоящей из валов и дифференциала, идут два штока, на концах которых находятся подвижные элементы (ШРУСы). Они позволяют передавать движение на колеса, которые находятся ниже, чем ось дифференциала.
Именно с помощью подвижных шарниров удается реализовать вращение передних колес. По сути, это некое подобие крестовины, которая устанавливается на карданных валах. Вот только граната намного прочнее и долговечнее. Почему граната? Да просто этот элемент очень похож на этот снаряд и ничего более. Состоит из трех частей – внешняя и внутренняя обоймы, шарики между ними. Внутрь запрессовывается специальная смазка.
Как определить неисправность шарнира? Диагностика
Диагностика ШРУСа
На любой СТО перед ремонтом выполняют диагностику того узла, который собираются ремонтировать. Давайте, мы выполним ее своими руками:
- Во время вождения своим любимым автомобилем появились какие-то посторонние звуки? Одним из вариантов может быть неисправный ШРУС.
- Чаще всего требующий ремонта ШРУС проявляет себя на поворотах (не обязательно резких). При повороте автомобиля со стороны капота исходит звук, похожий на заедание металла, звук ломания металла, скрежет металла по металлу.
- Если такие звуки появляются уже при движении прямо, то ШРУС однозначно должен меняться!
Совет! Не оставляйте без внимания возникающие звуки при эксплуатации автомобиля. В некоторых случаях это может стоит жизни водителю и пассажирам.
- После появления звуков, похожих на неисправность гранаты необходимо провести диагностику передней ходовой части автомобиля на яме или эстакаде, в крайнем случае, просто в гараже.
- Для этого необходимо поднять автомобиль при помощи домкрата. Поднимайте ту сторону, с которой был слышен звук. Не забудьте поставить противооткатные башмаки под задние колеса автомобиля.
- Когда колесо свободно может вращаться, следует его вращать вокруг своей оси и послушать наличие звука. Если звук не появляется, то следует повернуть колесо в сторону поворота, при котором он возникал.
- При появлении звука станет ясно, что ШРУС ВАЗ 2112 неисправен и требует замены как можно скорее.
- Если звук все-таки не появился, то проверьте таким же образом и вторую сторону (другое колесо). Кстати, если звук появился, то все равно проверьте – возможно, придется менять обе гранаты.
После проведения диагностики шарниров равных угловых скоростей можно приступать к их замене.
Что понадобится?
Вот, краткий список того, что понадобится, чтобы на ВАЗ 2112 граната была заменена:
- Напарник
- Набор головок или накидных ключей (головку на 30 все равно придется найти)
- Средство для очистки ржавчины (WD-40 или аналог)
WD-40 – без этого не обходится ни один ремонт
- Длинный вороток
- Заранее приобретенный ШРУС (цена средняя) и смазка к нему (обычно в комплекте)
- Молоток
- Пассатижи
- Отвертка плоская
- Тиски
- Бензин
- Щетка (обычная кисточка для краски подойдет)
- Ветошь
- Медная или бронзовая наставка
- Щетка по металлу
В некоторых случаях может дополнительно понадобится следующее:
- Тара для масла
- Заглушка в КПП
- Лейка
Периодичность замены
Вряд ли можно назвать точный пробег, по истечении которого нужно проводить замену гранат 2114. Во многом ресурс элементов зависит от таких факторов:
- Производителя. Отечественные и европейские гранаты служат намного дольше, нежели заполонившие в последние годы рынок китайские.
- Качество металла. Главное, чтобы металл был закален, в противном случае, очень быстро произойдет выработка.
- Стиль вождения водителя. Если вы привыкли к агрессивному стилю, то нельзя позавидовать гранатам, как, впрочем, и всему автомобилю. Ресурс элементов уменьшается.
Как увеличить срок службы?
Достаточно качественные гранаты могут прослужить 30-60 тыс. км. В некоторых случаях ресурс увеличивается в 2-3 раза. Чтобы это сделать, нужно соблюдать такие правила:
- Не нагружать элементы – резкий разгон и торможение увеличивают износ.
- Следите за состоянием пыльников – если они порвутся, то на шарнир попадет пыль, вода. Это приведет к разрушению металла.
Если своевременно менять пыльники и наносить новую смазку, то гранаты могут прослужить намного дольше. И стоит обратить внимание на то, что элементы, устанавливаемые на заводе-изготовителе, намного качественнее, нежели те, которые продаются в магазинах.
Поэтому, если вам посчастливилось стать первым и единственным владельцем девятки, следите только за состоянием пыльников и производите их замену своевременно.
Инструменты для проведения ремонта
Процедура замены гранат ВАЗ достаточно проста, но придется немного помучиться, так как сбить старый элемент с привода проблематично. Вам нужны такие инструменты:
- Набор головок и ключей. В частности, потребуется накидной ключ или головка на «30».
- Домкрат (лучше всего использовать гидравлический в паре с опорой).
- Молоток.
- Зубило. Перед тем как поменять гранату на ВАЗ-2109, ее необходимо снять, для этого потребуется расконтрить гайку.
- Емкость 4-5 литров.
- Съемник для стопорных колец.
- Тиски.
А также вам потребуется наличие нового комплекта для ремонта. Он состоит из гранаты, стопорного кольца, смазки, гайки, пыльника и двух хомутов.
Как самостоятельно заменить внутреннюю гранату на автомобилях ВАЗ
ШРУС (шарнир равных угловых скоростей) — механизм, позволяющий передавать крутящий момент между несоосными валами. Устройство активно используется на автомобилях переднеприводной компоновки. На каждом валу, выходящем из коробки передач их два — внутренний и внешний. Ремонт невозможен, при поломке узла его меняют в сборе.
В каких случаях требуется замена внутреннего шруса
Замена внутреннего ШРУСа на переднеприводных автомобилях ВАЗ требуется при наличии следующих признаков:
- Хруст и стуки при движении и разгоне по прямой;
- Вибрация и толчки при переключении передач;
- Значительный люфт при пробе рукой;
- При полном выходе «гранаты» из строя — невозможность дальнейшего движения автомобиля.
Основной причиной неисправности «гранаты» ВАЗ является попадание воды и грязи через отверстие в порванном пыльнике. Вторая возможная причина поломки — резкое нажатие на «газ» при полностью выкрученных колесах, правда в этом случае рискуете убить внешнюю а не внутреннюю гранату.
Обязательно почитайте
Помимо вышесказанного, замена внутреннего ШРУСА на моделях ВАЗ—2110 и прочих, может понадобиться при низком качестве установленного ранее шарнира.
Замена внутреннего ШРУСа своими руками
Процедура замены «гранаты» одинакова для всей переднеприводной линейки ВАЗ, начиная с 2108, и заканчивая ВАЗ-2115, «калина», «приора», «гранта». Перед тем, как снять внутренний ШРУС, с КПП сливают масло. Далее действуют по следующему алгоритму:
- Расконтривают и выкручивают ступичную гайку. Чтобы облегчить работу, на ключ следует надеть отрезок трубы длиной около 1 метра.
- Нужную сторону автомобиля вывешивают на домкрате или подъемнике.
- Снимают колесо.
- Вынимают шайбу, расположенную под местом установки ступичной гайки.
- Отсоединяют рулевой наконечник.
- Производят извлечение ШРУСа из ступицы.
- Поддев монтировкой, извлекают привод и внутренний шарнир из КПП.
На заметку: при одновременном удалении обоих приводов на их место следует установить подходящую по размеру оправку.
Как поменять «гранату» при снятом приводе? Для этого вал зажимают в тисках, ослабляют хомуты и снимают пыльник. После этого ударами молотка сбивают шарнир со шлицов.
Новый ШРУС следует набивать, нанося легкие удары молотком по его торцу. Для этого лучше использовать деревянную киянку. Предварительно «гранату» набивают специальной смазкой.
Перед установкой нового шарнира равных угловых скоростей необходимо очистить его посадочное место от старой смазки и установить новый пыльник. Сборка проводится в обратной последовательности.
Ремонт считается оконченным после успешных ходовых испытаний. При этом со стороны привода не должно быть никаких посторонних звуков во всех режимах движения автомобиля.
Замена и ремонт пыльника
Пыльник без снятия гранаты поменять можно при наличии специального оборудования. Его работа продемонстрирована на видео.
Если такого приспособления у вас нет, для снятия и замены необходимо произвести вышеописанную процедуру по извлечению привода и демонтажу шарнира. Процедура необходима при наличии на пыльнике даже мелких сквозных повреждений.
Временный ремонт пыльника ШРУСа можно произвести, не снимая его с автомобиля. Для этого необходимо тщательно зачистить и обезжирить повреждение, после чего заклеить его кусочком резины и клеем на основе цианокрилата (суперклей).
На заметку: экспресс-ремонт является временной мерой. Замена пыльника внутреннего шарнира может быть ненадолго отложена, но не отменена полностью. Обычно подобные методы ремонта используют, чтобы добраться до ремонта.
Ремонт ШРУС
Как было сказано выше, шарнир не подлежит ремонту. Условно к числу ремонтных мероприятий можно отнести промывку «гранаты» после езды с поврежденным пыльником.
Промывку производят тогда же, когда осуществляется замена поврежденного пыльника на гранате. Шарнир аккуратно сбивают с вала, осматривают на предмет повреждений и тщательно отмывают от попавшей грязи и смазки в бензине или керосине.
После промывки узел набивают смазкой и монтируют на место, предварительно установив пыльник. Процедура имеет смысл только в том случае, если явных признаков неисправности шарнира не возникало.
Хрустящая или стучащая деталь однозначно нуждается в замене, поскольку на рабочих поверхностях внутренней обоймы образуется выработка, и остановить разрушение уже не представляется возможным. Дальнейшая эксплуатация автомобиля может оказаться опасной для водителя и других участников дорожного движения.
Начинаем ремонт
Итак, первым делом нужно демонтировать старую гранату. Кстати, перед тем как поменять пыльник на гранате ВАЗ-2109, выполняются такие же манипуляции. Все дело в том, что его можно заменить только после того, как будет осуществлено снятие.
Без этого поставить новый пыльник попросту не получится. Вам потребуется выполнить такие манипуляции:
- На ремонтируемой стороне ослабить крепление колеса.
- При помощи выколотки нужно выпрямить грани гайки.
- Под задними колесами установите упоры, которые не позволят машине скатиться.
- Ключом на «30» сорвите гайку.
- Приподнимите на домкрате сторону автомобиля, на которой производится ремонт, снимите колесо, и установите машину на опору.
- Выкрутите полностью гайку с гранаты. Обратите внимание на то, что шайба используется при установке новой гранаты – не потеряйте ее!
- Слейте из КПП масло.
- Выкрутите два болта, которыми крепится шаровая к рычагу подвески. Проверьте состояние шарнира – если оно плачевное, то придется менять.
- Скорее всего, вам придется вытягивать палец из поворотного кулака. Наконечник может помешать снятию гранаты.
- Теперь, когда все готово, можно потянуть ступицу вместе со стойкой, чтобы освободить ШРУС.
Для чего нужен шрус
Комплект для замены внешней гранаты ваз 2110
ШРУС – это укороченное название шарнира угловых скоростей, предназначенный для передачи КМ или крутящего момента непосредственно на колесо. Но, как ни крути, рано или поздно наступает момент, когда требуется замена гранаты, ведь это механизм. Как правило, цена на качественные шрусы ваз, особенно наружные не низкая, но лучше сразу же приобретать дорогие, чтобы о повторной замене вспомнилось уже через длительное время. Привод колеса, если быть точным, это не только наружная граната. Он состоит из внутренней и наружной гранаты, соединенных друг с другом приводным валом.
Ваз 2110 наружная граната разорвана
Если внутренний шрус очень восприимчив к песку и пыли и следует постоянно следить за его пыльником(см.Как выполняется замена пыльника), который не должен долго находиться в порванном состоянии, то с наружной гранатой дело не так плохо.
Примечание. Это вовсе не означает, что наружная граната требует к себе меньше внимания. Просто оба шруса отличаются друг от друга в конструктивном плане.
Итак:
- Замена обоих шрусов, как правило, проводится после появления определенных симптомов. Самый распространенный – это шум или стук, который идет со стороны моста, когда автомобиль движется. Особенно явно слышен стук при прохождении поворотов. И в такой момент даже в народе принято говорить – «у машины захрустела граната».
- Окончательно проверить версию вышедшей из строя гранаты можно следующим образом: заехать в песок и вывернуть рулевое колесо в сторону. После этого нужно будет начать движение с пробуксовкой. И если в этот момент явно слышен хруст, значит, граната уже не работает.
- Менять наружную гранату, впрочем, как и внутреннюю, следует незамедлительно. Дело в том, что если не менять долго шрус, механизм привода может заклинить и автомобиль не сможет начать движение. А это может произойти где угодно. Например, на трассе, где автомобилист остановится заправиться или отдохнуть. Придется вызывать эвакуатор или менять гранату на месте, что очень неудобно.
- Шрус может быть обычным или трипоидным. Конструкция второй гранаты принципиально отличается от первой, но все равно, и ее многие устанавливают на привод своего автомобиля.
Как снять гранату с привода?
Внутренняя граната легкими постукиваниями извлекается из коробки передач. Но нужно соблюдать одно условие – если извлекаете сразу две внутренние гранаты из коробки, делайте это поочередно. Сначала вынимаете одну, вместо нее ставите заглушку, затем вторую. В противном случае дифференциал может попросту рассыпаться. И для ремонта потребуется полностью разбирать коробку передач.
А теперь давайте поговорим более подробно о том, как поменять наружную гранату на ВАЗ-2109. Дело это не очень сложное, но потребуется сноровка. Первым делом нужно срезать старый пыльник – он вам больше не понадобится, поэтому его можно снять таким «варварским» способом. Хомуты, конечно же, тоже нужно снять.
После этого вал крепко зажимаете в тисках, чтобы граната оказалась снизу. Расположите ее так, чтобы она ровно стояла на валу – вы сможете ее быстрее сбить. Через деревянную проставку нанесите несколько резких ударов. Граната должна без проблем сойти с вала. Наносить удары металлическими предметами нельзя, так как можно разрушить целостность элемента. При замене гранат на ВАЗ-2114 необходимо приводы снимать полностью, это позволит существенно упростить ремонт.
Замена
После всех приготовлений можно начинать процесс замены на ВАЗ 2112 гранаты.
Снятие полуоси
Итак:
- Пожалуй, это самое интересное в процессе замены гранаты.
- Установите автомобиль на ровную площадку, смотровую яму. Установите противооткатные башмаки.
- Для начала снимаем колпак с колеса, если он у вас установлен.
- Теперь необходима помощь напарника. Он должен занять положение за рулем и сильно надавить на педаль тормоза.
- При этом вам следует взять головку на 30 (в некоторых случаях 27 или 32) и большой вороток. Головка надевается на ступичную гайку, которая крепит гранату к ступице (находится посередине колеса) и большим воротком открутить ее.
Откручиваем гайку большим рычагом!
Совет! Чтобы выполнить последний описанный этап, потребуется достаточно много усилий. Поэтому, чем длиннее вороток вы возьмете, тем легче будет открутить гайку.
- Затем можно откручивать колесные болты и снимать колесо.
- Забрызгайте средством для очистки ржавчины шлицевую поверхность шарнира. Чаще всего необходимо дополнительное средство – просто так не выбьешь.
- Когда колесо снято, необходимо освободить ступицу от шаровой опоры. Для этого берем подходящую головку и откручиваем два болта крепления шаровой опоры к ступице колеса.
- Когда ступица освободилась от шаровой опоры, можно пробовать вынимать шлицевую поверхность гранаты из ступицы. Снимите полностью ступичную гайку и металлическую шайбу.
- Теперь необходимо взять медную (бронзовую) наставку и молоток, и с их помощью выбиваем шлицы из зацепления. При необходимости добавляем еще WD.
- Когда шлицы вышли из зацепления, отводим стойку в сторону и вынимаем полуось из ступицы.
Инструкция по замене наружного ШРУСа ВАЗ 2112
Совет! Во время работы следите за тем, чтобы внутренняя граната не выскочила из картера КПП – это лишняя потеря масла.
Далее рассмотрим наиболее выгодный вариант замены граната на ВАЗ 2112 – замена не снимая полуось с автомобиля.
Замена гранаты
Будут рассмотрены два способа:
- Снимаем пыльник с гранаты. Для этого при помощи пассатижей перекусываем хомут крепления и, поддевая отверткой, снимаем пыльник с одной стороны. Выверните его так, чтобы при дальнейшей работе он не мешал.
Полное снятие пыльника ШРУСа ВАЗ 2112
- Теперь опять потребуется помощь напарника. Ему необходимо крепко держать полуось, чтобы она не выскочила из КПП. Полуось рекомендуется упереть во что-нибудь (обычно или рычаг или стабилизатор поперечной устойчивости).
- Наружную гранату необходимо повернуть шлицами вверх. Таким образом, появляется доступ к внутреннему подшипнику гранаты.
- На внутренний подшипник необходимо наставить медную наставку и ударами молотком сбить гранату. При сбивании полуось необходимо проворачивать, чтобы подшипник сходил равномерно и не заклинил.
- После того, как снят наружный ШРУС, можно приступать к установке нового.
Обратите внимание! Выше приведен ИДЕАЛЬНЫЙ вариант снятия ШРУСа. А далее будет рассказано о том, как бывает ЧАЩЕ ВСЕГО.
- После извлечения гранаты из ступицы снимается полуось – выдергивается из картера КПП. Под струю масла из коробки подставляется тара, чтобы не пришлось сливать масло. В идеале – в отверстие КПП вставляется специальная пластмассовая заглушка.
- Полуось зажимается в тиски для удобства дальнейшей работы.
- Пыльник снимается с гранаты, но остается закреплен на полуоси. Он выворачивается наизнанку, чтобы не мешал. Если планируется замена пыльника, то он либо срезается сразу, либо снимается после снятия гранаты.
- Снимаем гранату таким же образом, как приведено выше. Наставкой и молотком бьем по подшипнику, и он сходит с полуоси.
Граната снимается так, как показано на фото
- Если меняем гранату, то меняем. Если, к примеру, меняем только порванный пыльник, то делаем следующее.
- Пыльник снимается и надевается новый на полуось.
- Граната тщательно моется кисточкой в бензине, а затем вытирается. После чего необходимо набить туда специальной смазки для ШРУСов.
- Если ставится новая граната, то не забудьте в нее тоже набить достаточно смазки и равномерно ее там распределить проворачиванием подшипника.
Совет! Перед установкой гранаты на полуось обратите внимание на состояние стопорных колец. При необходимости замените их.
- Новая или отремонтированная граната устанавливается на полуось гораздо проще, чем снимается. Один резкий удар молотком через наставку и граната на месте. Опытные слесари даже могут рукой надеть гранату.
- Далее необходимо надеть пыльник на посадочное место в гранате и закрепить его при помощи хомутов. Хомуты для гранат есть специальные (не используйте пластиковые). Металлические хомуты устанавливаются при помощи пассатижей и отвертки.
Совет! Почистите шлицевое соединение, как на гранате, так и в ступице щеткой по металлу и смажьте.
Теперь полуось ВАЗ 2112 с поменянным наружным шарниром равных угловых скоростей готова к установке на автомобиль!
Установка полуоси на автомобиль
Итак:
- Полуось вставляется в картер коробки передач. Другой ее конец вставляется в ступицу до упора.
Выгните стойку и наденьте ступицу на шлицы гранаты
- Далее необходимо прикрепить обратно шаровую опору.
- Не забудьте надеть обратно металлическую шайбу и закрутите гайку, крепящую гранату к ступице.
- Установите обратно колесо автомобиля и опустите автомобиль с домкрата на колеса.
- Опять напарник должен нажать на тормоза как можно сильнее. Вы берете вороток и головку, и закручиваете гайку с хорошим усилием!
- Далее необходимо закернить гайку. Это делается молотком и наставкой типа тупого зубила. Делается это для того, чтобы гайка не раскрутилась.
Вот, в принципе и вся замена. Если что-то не понятно в тексте, помните, что вы всегда можете посмотреть наглядное видео, которое покажет все это вживую.
Установка новых шарниров
И остался заключительный этап – установка новых шарниров на привод. О том, как поменять гранату на ВАЗ-2109, вы уже почти знаете все. Осталось поставить новый элемент.
Сначала промываете вал, избавляетесь от пыли, остатков смазки, затем надеваете новый пыльник. Далее выполняете такие манипуляции:
- Ставите новое стопорное кольцо.
- Аккуратно, стараясь не повредить, надеваете гранату на вал. Чтобы она села, нужно нанести несколько резких ударов через проставку из дерева.
- Под пыльник и на внутреннюю часть шарнира нанесите смазку. Кстати, в комплекте идет небольшое количество, рекомендуется добавить еще немного.
- Фиксируете пыльник при помощи двух хомутов.
После того, как соберете весь привод, можно приступить к его установке на автомобиль. Работа выполняется в обратном порядке. Сначала ставите на место внутренний ШРУС, затем внешний.
Затяните гайку и зафиксируйте ее при помощи зубила. Чтобы не появилась коррозия, на гайку можно нанести небольшое количество «Литола» и закрыть ее колпачком. Теперь вы знаете, как поменять гранату на ВАЗ-2109 самостоятельно. Процедура не займет много времени, зато вы сможете сэкономить круглую сумму. В мастерских запросят за ремонт примерно столько же, сколько стоит комплект шарниров (около 1000 рублей).
Особенности замены внутреннего узла
Если проделывается замена внутреннего ШРУСа 2108, то требуется полное снятие привода. Для этого сначала выполняется отсоединение внешнего шарнира (описано выше), но демонтировать его с вала не нужно.
Затем берем монтировку и плоский ее конец загоняем между внешней обоймой шарнира и корпусом коробки. Действуя монтировкой как рычагом, преодолевая усилие стопорного кольца, выводим концевик шарнира с КПП.
Здесь стоит отметить, что не рекомендуется снимать оба приводных вала сразу, чтобы не произошло смещений шестерен в коробке, проводить замену шарниров следует по очереди.
Ссылка по теме:
Самодельный предпусковой подогреватель двигателя автомобиля Ваз
Далее производятся работы по замене, идентичные операциям с внешним ШРУСом. После этого привод ставиться на место.
При этом нужно еще правильно вставить ШРУС в коробку ВАЗ-2108. Шарнир нужно посадить в КПП до упора, при этом наносить удары в торец собранного узла нельзя, чтобы не повредить новый пыльник.
Чтобы вставить ШРУС, можно сначала его вставить в ступицу, а потом уже вводить в коробку. А для преодоления усилия стопорного кольца делаем толкающие движения ступицей, то есть, по сути, забиваем концевик внутреннего ШРУСа стойкой. Такие ударные движения никакого вреда шарнирам не принесут, а пыльники останутся целыми. Но можно и просто забить вал в сборе, используя проставку и молоток.
Перед сборкой авто следует удостовериться, то внутренний шарнир вошел в КПП до упора и зафиксировался стопорящим кольцом (оно должно стать в проточку внутри коробки), иначе при эксплуатации авто ШРУС может просто выпасть.
А далее ставим все снятые элементы на автомобиль. Операция по замене ШРУСов на ВАЗ-2108 можно считать завершенной.