Неисправности и замена ступицы и полуоси на ВАЗ 2106

Для безопасной эксплуатации автомобиля его колёса должны вращаться без каких-либо проблем. Если таковые появляются, то с управлением транспортного средства возникают нюансы, которые могут привести к ДТП. Поэтому за состоянием ступиц, полуосей и их подшипников нужно периодически следить, а при возникновении неполадок своевременно их устранять.

  • Поворотный кулак
    Неисправности
  • Как увеличить выворот колёс
  • Подшипник передней ступицы «шестёрки»
      Таблица: параметры ступичных подшипников ВАЗ 2106
  • Неисправности
  • Как проверить подшипник

    Видео: проверка ступичного подшипника на «шестёрке»

  • Как отрегулировать
  • Замена подшипника
      Видео: замена подшипника ступицы
  • Какой выбрать
  • Суппорт
  • Полуось заднего колеса ВАЗ 2106
      Замена подшипника

      Снятие полуоси

  • Демонтаж подшипника
  • Установка подшипника
  • Видео: замена полуосевого подшипника на «классике»
  • Передняя ступица ВАЗ 2106

    Одним из важных элементов ходовой части ВАЗ 2106 является ступица. Посредством этой детали обеспечивается возможность вращения колеса. Для этого на ступицу прикручивается колёсный диск, а непосредственно вращение осуществляется благодаря паре ступичных подшипников. Основными функциями, которые возлагаются на ступицу, являются:

    • соединение диска колеса с поворотным кулаком;
    • обеспечение качественной остановки автомобиля, поскольку на ступице закреплён тормозной диск.

    Чтобы знать, как проявляются неисправности ступицы, а также как производить ремонт, необходимо ознакомиться с устройством этого элемента. Несмотря на то что деталь рассчитана на выполнение сложных функций, конструктивно она выполнена довольно просто. Основными деталями ступицы являются корпус и подшипники. Корпус детали литой, изготовлен из прочного сплава и прошедший обработку на токарном оборудовании. Из строя ступица выходит довольно редко. Основной неисправностью изделия является выработка в местах установки внешних обойм подшипников.


    Ступица обеспечивает крепление и вращение переднего колеса

    ↑ Установка подшипников

    • Наружные кольца подшипников запрессовываем в тисках, используя соответствующие кольца от старых подшипников.
    • Старые кольца следует ориентировать меньшим диаметром конуса внутрь ступицы, чтобы облегчить их удаление после запрессовки новых колец.
    • Соблюдая осторожность, можно запрессовать внутренние кольца подшипников легкими ударами молотка через прокладку.
    • Закладываем в сепаратор внутреннего подшипника и внутреннюю полость ступицы смазку Литол-24 в количестве около 40 г. Новую манжету покрываем той же смазкой.
    • Устанавливаем внутренний подшипник в ступицу.
    • Укладываем дистанционную втулку.

    Суппорт

    Рассматривая ходовую часть ВАЗовской «шестёрки», без внимания нельзя оставить тормозной суппорт. Этот узел крепится на поворотном кулаке, удерживает тормозные колодки и рабочие тормозные цилиндры посредством соответствующих отверстий, прорезей и пазов. Для тормозного диска в суппорте есть специальное отверстие. Конструктивно изделие выполнено в виде монолитной стальной детали. При воздействии поршня рабочего тормозного цилиндра на тормозную колодку, усилие передаётся на тормозной диск, что приводит к замедлению и остановке автомобиля. В случае деформации суппорта, которая возможна при сильном ударе, тормозные колодки изнашиваются неравномерно, что значительно сокращает их срок службы.


    Суппорт «шестёрки» является деталью, без которой невозможно полноценное торможение

    Суппорт может получить повреждения следующего характера:

    • появление трещин. Поскольку деталь постоянно подвергается воздействию нагрузок, со временем на ней из-за усталости металла появляются трещины. Это говорит о необходимости замены суппорта, поскольку к восстановлению он непригоден;
    • образование окислов на подвижных элементах. Рабочие цилиндры постепенно покрываются грязью и оксидной плёнкой, а поршни со временем начинают подклинивать, что снижает эффективность торможения. В этом случае требуется ремонт либо замена цилиндров.

    Поворотный кулак

    Не менее важным элементом ходовой части «шестёрки» является поворотный кулак. На него от рулевой трапеции через рычаг передаётся усилие, в результате чего обеспечивается поворот колёс передней оси. Кроме этого, к узлу крепятся шаровые опоры (верхняя и нижняя) через соответствующие проушины. С обратной стороны поворотного кулака находится ось, на которую надевается ступица с подшипниками. Ступичный элемент фиксируется на оси при помощи гайки. На левой цапфе используется гайка с правой резьбой, на правой — с левой. Сделано это с целью исключить затяжку подшипников на ходу и избежать их перегрева и заклинивания.

    Дополнительной функцией поворотного кулака является ограничение поворота колёс, при этом деталь упирается в рычаги специальными выступами.

    Неисправности

    Ресурс поворотного кулака практически неограничен, если не учитывать качество автомобильных дорог и пренебрежение регулировкой ступичных подшипников. Иногда изделие может пройти и 200 тыс. км. Деталь выполнена из чугуна и способна выдерживать большие нагрузки. Однако если она выходит из строя, то владельцы «Жигулей» часто меняют её вместе с подшипниками и ступицей. Обратить внимание на поворотный кулак необходимо при появлении следующих симптомов:

    • машину начало уводить в стороны, причём проблема не устраняется путём регулировки развал-схождения;
    • было замечено, что выворот колёс стал с меньшим углом. Причиной могут быть проблемы как с поворотным кулаком, так и с шаровой опорой;
    • облом колеса. Такое происходит по причине слома резьбовой части поворотного кулака либо пальца шаровой опоры, что на «Жигулях» происходит относительно часто;
    • нерегулируемый люфт. Если ступичные подшипники регулировались несвоевременно или неправильно, то в местах их установки ось поворотного кулака будет постепенно стираться, что приведёт к появлению люфта, который регулировкой устранить не удастся.

    Иногда бывает и такое, что во время ремонта автомобиля на поворотном кулаке обнаруживается маленькая трещина. Некоторые автолюбители советуют устранить проблему при помощи сварки. Однако нужно учесть, что от состояния поворотного кулака напрямую зависит безопасность. Поэтому такие элементы должны не ремонтироваться, а меняться на заведомо исправные либо новые.

    Как увеличить выворот колёс

    Многие владельцы ВАЗ 2106 и другой «классики» интересуются вопросом увеличения выворота колёс, поскольку на рассматриваемой модели довольно большой радиус разворота, что далеко не всегда удобно. Те, кто всерьёз занимается тюнингом своей машины, попросту устанавливают комплект элементов подвески (рычаги, сошка) с изменёнными параметрами. Однако подобные наборы для рядового владельца ВАЗовской «шестёрки» могут оказаться не по карману, ведь за такое удовольствие придётся выложить порядка 6–8 тыс. руб. Поэтому рассматриваются другие более доступные варианты, и они есть. Увеличить выворот колёс можно следующим образом:

    1. Автомобиль устанавливаем на яму и демонтируем сошки, установленные с внутренней стороны ступицы.
    2. Поскольку сошки имеют разную длину, более длинную деталь распиливаем пополам, удаляем часть, а затем свариваем обратно.

    Описанная процедура позволяет увеличить выворот колёс примерно на треть, если сравнивать со стандартным положением.

    Проверка состояния

    Произвести проверку состояния подшипника передней ступицы не так уж и затруднительно. Всего лишь нужно поддомкратить переднее колесо, где предположительно изношен подшипник. Если авто переднеприводное, КПП нужно установить в нейтральное положение, а под задние колеса кинуть упоры и поставить авто на ручник. У заднеприводных авто используется и коробка (устанавливается 1 передача) и ручник.

    Поддомкраченное колесо руками нужно взять в верхней части и в нижней, и качающими движениями на себя проверить наличие люфта. В подшипнике с нормальным состоянием никакого люфта присутствовать не должно, даже малейшего.

    Дополнительно нужно колесо раскрутить вокруг оси. Колесо должно вращаться легко, наличие каких-либо заеданий, а также небольшого хруста или шума будет сигнализировать о том, что нужна замена подшипника передней ступицы.

    Видео: Диагностика подшипника передней ступицы Ваз.

    При наличии соответствующего оборудования произвести замену можно и в гаражных условиях, но предварительно нужно приобрести новый подшипник, а также сопутствующие запчасти (ступичная гайка, сальник, стопорные кольца).

    Что касается самих подшипников, то на разных авто они отличаются. К примеру, на ВАЗ-2106 спереди установлено два конусных роликовых подшипника, а вот на Chevrolet Aveo – двухрядный шариковый радиально-упорный подшипник.

    Из-за различий используемых данных элементов работы по их замене производятся несколько по-разному. Поэтому рассмотрим, как производится замена подшипника передней ступицы на указанных выше моделях.

    Проверка и регулировка момента затяжки

    Подтяжка ступичных подшипников выполняется строго по заводским требованиям конкретной марки машины. Момент зависит от:

    1. размера подшипника;
    2. номинального осевого люфта колеса;
    3. диаметра, шага резьбы цапфы, полуоси.

    Для выполнения процедуры понадобятся следующие инструменты:

    1. плоская отвертка;
    2. зубило;
    3. молоток;
    4. плоскогубцы;
    5. динамометрический ключ.

    Методика регулировки ступицы практически не отличается на разных автомобилях. Порядок выполнения:

    1. Ослабить болты.
    2. Поднять кузов, снять колесо.
    3. Плоской отверткой отвернуть защитный колпачок ступицы.
    4. Раскрутить грань зубилом. При наличии стопорного шплинта — снять плоскогубцами.
    5. Проверить момент настроенным динамометрическим ключом. Добиться требуемого значения.
    6. Собрать узел в обратном порядке, установить колесо.

    Важно:

    На некоторых моделях автомобилей гайка фиксируется путем вдавливания грани в паз. Гайка одноразовая, меняется при каждой регулировки. Поврежденные, негерметичные защитные колпачки гайки рекомендуется заменить новыми.

    Пример – регулировка на Ниве Шевроле

    Рекомендуется выполнять процедуру на двух колесах одной оси Нива Шевроле.

    Конструктивно, узел колеса состоит из нескольких частей:

    1. поворотный кулак, удерживаемый парой шаровых шарниров;
    2. тормозной диск;
    3. ступица в сборе;
    4. суппорт крепления цилиндров, тормозных колодок.

    Необходимый набор инструментов:

    Молоток, зубило, плоская отвертка, головка на «27», индикатор часового типа со штативом.

    Пошаговая инструкция на примере Нива Шеви:

    1. Фиксируется машину стояночным тормозом.
    2. Ослабляются крепления колеса.
    3. Поднимается кузов домкратом, подъемником.
    4. Демонтируется защитный колпачок.
    5. Устанавливается штатив индикатора на ступичные болты. Ножку микрометра упереть в ось привода.
    6. Производятся измерения.

    Наличие момента, отличающегося от допуска, свидетельствует о необходимости регулировки. Для этого:

    • раскрутить крепеж, вывернуть из резьбы полуоси;
    • наживить новую;
    • затянуть до момента 19,6-19,7 Н*м;
    • одновременно поворачивать колесо в обе стороны для самоустановки шариков;
    • проверьте состояние смещение индикатором, момент затяжки динамометрическим ключом.

    2 способа регулировки без индикатора смотрите на видео:

    Способ 1:

    Способ 2:

    Пример — регулировка на ВАЗ 2107

    «Классические» модели ВАЗа имеют схожую процедуру регулировки. Особенности конструкции деталей ходовой:

    1. ступица находится под тормозным диском;
    2. подшипники конусные, парные, усаженные на цапфу;
    3. другой момент затяжки.

    Как отрегулировать подшипники ступицы:

    Регулировка зазора подшипника:

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]