Бензонасос в автомобиле предназначен для подачи бензина из топливного бака к двигателю. Для карбюраторных машин используются механические насосы.
Благодаря небольшому расстоянию между карбюратором и бензонасосом топливо подаётся под низким давлением. Автомобили с топливной системой инжекторного типа оснащаются электрическими бензонасосами, подающими бензин под высоким давлением.
Работу такого насоса контролирует электронная система, учитывающая положение дросселя, а также соотношение воздуха и топлива.
Основные неисправности бензонасоса
Топливный насос в приоре может работать с перебоями из-за некачественного топлива. Это связано с тем, что фильтр тонкой очистки горючего здесь установлен после бензонасоса.
На входе же имеется лишь фильтрующая сетка, которая выполняет грубую очистку. Бензин же на некоторых наших заправках бывает настолько грязный, что сеточка довольно быстро забивается. Двигатель при этом плохо запускается или глохнет во время работы.
Машина в пути дёргается и медленно набирает скорость. Если фильтрующая сетка частично забита мусором, нарушается оптимальная подача бензина в двигатель в разных режимах его работы. Когда насос не в состоянии поддерживать требуемое давление в топливной системе 3.7-4.0 атмосферы, происходит неправильное смешивание воздуха и горючего. В результате автомобиль теряет скорость.
Кроме того, даже хорошо прогретый мотор после его непродолжительной остановки может потом завестись лишь после длительной работы стартера.
Нестабильная работа силового агрегата чаще всего является следствием неисправности бензонасоса. В первую очередь в нём нужно проверить уровень давления.
Если после остановки двигателя давление в насосе слишком быстро падает, то здесь, очевидно, повреждение диафрагмы, а также уплотняющей прокладки. В этом случае прокладку следует заменить, а диафрагму усилить специальной плёнкой.
Особенности топливных фильтров автомобиля «Лада Приора»
Топливные фильтры ВАЗ 2170 имеют свои особенности.
- Фильтр грубой очистки (ФГО) — это мелкая сеточка, изготовленная из бензостойкого пластика и способная задерживать твёрдые примеси и грязь размером более 80 микрон. Он выполнен в форме сплюснутого мешочка с патрубком посередине, прикреплённого к бензонасосу с помощью фиксатора на штуцере.
Мелкая сеточка очищает бензин до попадания в насос - Фильтр тонкой очистки (ФТО) состоит из пористой бумаги, собранной в «гармошку» в цилиндрическом корпусе из металла или полиамида. Он задерживает частицы примесей размером 50 микрон и меньше. Для подключения к топливной системе корпус фильтра имеет входной и выходной штуцер с выступами под фиксаторы.
Фильтр тонкой очистки задерживает мелкие частицы примесей
Примечательно, что эти расходные материалы подходят практически на все инжекторные модели ВАЗ, начиная от «десятки» и заканчивая «Калиной». Только в последних для крепления шлангов используются пластиковые фиксаторы (должны идти в комплекте), а для «Приоры» они не нужны.
При покупке фильтра грубой очистки ошибиться довольно сложно — он унифицирован для всего семейства переднеприводных моделей ВАЗ. Оригинальное изделие стоит около 50 руб.
Не следует приобретать сетку в сомнительных торговых точках. Подделка может быстро выйти из строя, засорив при этом фильтр тонкой очистки.
При покупке ФТО следует принимать во внимание ряд моментов.
- необходимо убедиться, что размер фильтра соответствует размерам корпуса и патрубков — в некоторых иномарках используются очень похожие фильтры;
- на штуцерах должны быть выступы для фиксации топливных шлангов;
- предпочтение следует отдавать знакомым брендам, избегая китайских производителей.
Размер корпуса фильтра тонкой очистки унифицирован для всех инжекторных автомобилей ВАЗ
Цилиндрический корпус детали удерживается штатным хомутом, рассчитанным на диаметр 56 мм. Размеры патрубков, куда надеваются шланги с проволочными фиксаторами, составляют 8 мм.
Корпус ФТО может быть выполнен из металла или чёрной пластмассы. На автомобили ВАЗ производитель устанавливает оба вида фильтров — большого значения это не имеет.
На постсоветском пространстве хорошо себя зарекомендовали следующие производители топливных фильтров:
- FILTRON (Польша);
- BOSCH (Германия);
- SCT Germany;
- «Салют», г. Самара, Россия;
- UFI (Италия).
Корпус фильтра может быть выполнен из металла или чёрной пластмассы
В ряду недорогих продуктов, изготавливаемых в РФ, можно выделить .
Таблица: цена фильтров тонкой очистки для ВАЗ 2170
Название компании – |
производителя
Цены ФТО актуальны на сентябрь 2022 года.
Видео: обзор топливных фильтров для ВАЗ
Снятие и разборка бензонасоса
Механизм подачи топлива в приоре находится в бензобаке, поэтому чтобы его достать нужно:
- Cнять заднее пассажирское сидение. Защёлки, удерживающие его, находятся по бокам.
- В днище авто находится люк, прикрученный двумя саморезами. Сняв его, получаем доступ к бензонасосу, который зафиксирован в топливном баке при помощи плоского металлического кольца.
- Снять кольцо, которое прижимается с помощью гаек, накручиваемых на восемь резьбовых штырей, равномерно распределенные вокруг отверстия в бензобаке.
- Снимаем два топливопроводных шланга и убираем фиксирующее кольцо.
- Отсоединяем электрический разъём, через который подаётся питание на насос, находящийся в пластмассовом кожухе.
- Вынимаем корпус, это нужно делать аккуратно, чтобы не повредить поплавок, благодаря которому на приборном щитке показывается уровень заполнения бака бензином.
- Следующим шагом будет вытащить сам насос, отгибаются четыре защёлки, расположенные на корпусе, и вынимается бензонасос, внизу которого находится сеточка грубой очистки.
Как правило, вся сетка выглядит достаточно грязной, а её центральная часть буквально забита различным мусором. Чтобы снять старую сетку, её нужно просто обхватить со всех сторон пальцами и дёрнуть на себя, или ковырнуть плоской отверткой.
Самые распространённые причины, когда загорается лампа Чек Энджер на Приоре
Лада Приора Седан Бортжурнал Замена сальников клапанов
Но есть наиболее часто встречающиеся поломки именно у «Приоры». Для начала стоит перечислить основные датчики входящие в ЭСУД «Приоры».
- Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).
- Положения дроссельной заслонки.
- Положения распределительного вала.
- Коленчатого вала.
- Датчик детонации.
- Датчик кислорода (2 шт.).
- Скорости.
- Датчик неровной дороги.
А также заставить загореться «Чек», могут исполнительные механизмы.
- Регулятор холостого хода (РХХ).
- Топливные форсунки (4 шт.).
- Модули зажигания (4 шт.).
- Клапан адсорбера.
- Электробензонасос.
Все эти узлы задействованы через ЭБУ, и поэтому при сбое в их работе лампочка «Чек» немедленно загорается.
ЧАЩЕ ВСЕГО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ОШИБКИ ЭБУ, ОТ КОТОРЫХ ЗАГОРАЕТСЯ «ЧЕК»
На первом месте, безусловно, будут неисправности датчика кислорода. Эти устройства установлены в выхлопном коллекторе (датчик №1) и после дожигателя топлива (катализатора), № 2. Они считывают процент содержания СО в выпускаемых газах. Из-за нагара от сгоревшего топлива портятся чаще всего. Машина начинает терять мощность, загорается «Чек». Ведь компьютер получает сигнал о том, что топливо слишком много.
Увы, точно установить причину, по которой мог загореться сигнал, можно только с помощью программной диагностики.
На втором, заслуженно стоит ДМРВ. Тонкая нить из особого сплава меняет сопротивление в зависимости от количества проходящего через сопло воздуха. Неисправность характеризуется сильным сбоем в работе двигателя. Обороты «плавают», мощность падает, и, конечно, загорается «Чек». И тоже проверка только диагностикой через программу.
И замыкает тройку лидеров, датчик распредвала. Его неисправность характеризуется увеличением времени запуска. Иногда возможны небольшие рывки при наборе скорости. В определении поломки снова никак без программы.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ «ПРИОРЫ»
Здесь на первом месте РХХ, устройство, регулирующее подачу дополнительного воздуха в обход заслонки дросселя. Работает посредством микромотора выдвигающего и задвигающего затвор механизма. При неисправности двигатель на холостых не заводится. Или, наоборот, завышает обороты до 1500—2000. Загорается «Чек»
Потом модули зажигания. При выходе из строя мотор «троит», и «плавают» обороты. Теряется мощность. И как следствие, загорается значок «Чек энджер».
Аналогичные признаки дают и неисправные форсунки. Интересно, что все поломки исполнительных механизмов, при определённых навыках можно диагностировать и без компьютера. Хоть они и заставят загореться сигнал «Чек». Это делается путём либо замены на заведомо исправный узел, как с РХХ, либо заменой местами, как с модулями зажигания или форсунками. И только клапан адсорбера требует подключения аппаратуры.
Итак, что можно сказать. Вывод один. Если на панели приборов загорелась контрольная лампа «Чек», нужно делать компьютерную диагностику в любом случае. Это самый верный выход.
Как измерить давление в топливной системе?
Проще всего измерять давление при помощи специального прибора – манометра. В комплект также входят адаптер и слив. Давление узнать можно при помощи воздушного манометра. Этот прибор присутствует практически у каждого автомобилиста, так как с его помощью измеряется давление в шинах. Нормально функционирующий насос в ВАЗ 2110 должен иметь показатель 2,8-3,2 атм. Манометр необходимо подключить и проверить, какой показатель при неработающем двигателе, но с включенным бензонасосом. Он должен быть не ниже 2,8 атм.
Как снять датчик уровня топлива Приоры/Гранты
Потребуется: снять бензонасос, приготовить плоскую отвертку и маркер.
Снятие ДУТ (датчика уровня топлива):
- Сдвинуть крышку топливного модуля и отсоединить провод от регулятора давления.
- Отсоединить колодку от бензонасоса, отжав фиксатор отверткой.
- Освободить 2 фиксатора ДУТ, перемещаем его по пазам в сторону крышки.
- Снять ДУТ Приоры.
Замена фильтра грубой очистки в баке
Лада Приора Седан Снежка Бортжурнал Замена опорного подшипника
Это более сложная работа, чем замена бочонка, отстойника под баком. В части инструмента, разница не очень большая, а вот работы несколько больше. Здесь понадобятся:
- Торцовый ключ на 10.
- Отвёртки (фигурная и обычная).
- Плоскогубцы.
- Ветошь или чистая тряпка.
Доступ к модулю бензонасоса, находится прямо в салоне «Приоры». Это лючок под задним
сиденьем. Оно поднимается легко, достаточно отодвинуть защёлку. Когда доступ к монтажному окну открыт, достаточно вывернуть 2 самореза, и лючок легко снимется. И вот под ним модуль. Вокруг отверстия разложить тряпку. В любом случае будут остаточные потёки бензина. Они плохо влияют на краску. Лучше пусть попадут на ветошь. Отключить, и убрать в сторону разъём проводов. Снять пластиковые топливопроводы. Открутить торцовым ключом 8 гаек на 10, и отложить в сторону. Снять металлический обод, фиксирующий модуль, со шпилек. Извлечь весь узел.
Осторожно! Внутри его находится бензин! Извлекая, нужно немного наклонять, чтобы он слился, и заодно, не погнуть рычаг датчика уровня топлива «Приоры».
Разборка модуля и замена фильтра
После демонтажа узла «Приоры», его лучше перенести на чистый, желательно металлический, стол или верстак. И там, слив остатки топлива, проводить разборку. Практически весь корпус модуля, выполнен из пластмассы, за исключением самого бензонасоса, и некоторых деталей. Скреплен он в основном защёлками, и поэтому не требует особых усилий при разборке.
Сначала отогнуть 2 усика крепления датчика уровня топлива «Приоры», и подать его вверх, до полного выхода из пазов. Поддев плоской отвёрткой, отсоединить патрубок обратки, и отвести немного в сторону. Нижняя часть, в которой находится насос и фильтр, соединена с верхней крышкой 2 прямыми металлическими штырями. На одном, между частями модуля установлена пружина. На другом, разжимное колечко фиксации. Придавив сверху на крышку узла, освободить кольцо и снять его плоскогубцами. Крышка модуля начнёт выходить. Изнутри, бензонасос зафиксирован 3 защёлками. Их язычки выдаются над бортиком. Нажать их внутрь, и вынуть насос вместе с фильтром. Фильтр крепится к нему обычной зубчатой шайбой, на специальный штырь. Его просто поддевают плоской отвёрткой, и снимают. Устанавливаемый при замене новый фильтр, нужно просто одеть, и слегка пристукнуть, чтобы шайба зафиксировалась. Всё, можно собирать в обратном порядке.
Внимание! Все работы по замене топливных фильтров «Приоры», как и других автомобилей, следует проводить как можно дальше от открытого огня
Пары бензина могут вызвать пожар, а при снятом модуле, бензобак практически открыт! Нужна предельная осторожность!
Действия, после замены фильтров топлива
Но на этом, ещё не всё закончилось. Дело в том, что теперь, после замены фильтров, топливная система «Приоры» пуста. Не стоит насиловать стартер, гоняя впустую коленчатый вал. Нужно сделать следующее. Через тот же, перепускной ниппель на форсуночной рамке, спустить уже воздух.
Делать это лучше вдвоём. Один нажимает на клапан, а второй, включает зажигание. Но без запуска! Стартер крутить не стоит. Как только из него брызнет топливо, клапан отпустить, колпачок накрутить. Теперь выключить зажигание. Подождать 5 секунд, и снова включив, произвести запуск, после срабатывания насоса. Если двигатель заработал ровно, один раз газонуть, и заглушить. Вот теперь, замена фильтров «Приоры» закончена. Можно в дорогу.
Интересное видео про замену топливного фильтра-отстойника на «Приоре».
- Как поменять салонный фильтр «Лады-Весты»
- Как поменять свечи на «Приоре»
- Как оживить дворники на авто
- Дворники слабо прижимаются к лобовому стеклу, что делать
Почему нужен чистый бензин
Фокус в том, что в цилиндры «Приоры», топливо попадает через систему электрических форсунок. Диаметр впускного сопла у них чрезвычайно мал. Поэтому и требуется подача топлива, как можно более очищенного. Ведь мусор, попадающий в форсунку, может не только забить сопло, но даже вывести его из строя. А тогда понадобится замена.
Как устроена система фильтрации топлива
На автомобилях вроде «Приоры», оснащённых ЭСУД, установлены три ступени очистки бензина:
- Фильтр грубой очистки топлива.
- Отстойник топлива.
- Сеточка в форсунке.
К грубой очистке топлива, относится пластиковая, бензостойкая сеточка, особой формы. Она закреплена на электрическом бензиновом насосе «Приоры». Он, в свою очередь, закреплён в специальном стакане в бензобаке. Это устройство, так и называется — модуль бензонасоса. Проходя через эту сетку, бензин очищается от большинства фрагментов, загрязняющих топливо. То есть кусочков различных материалов.
Важно! Обычно этот фильтр на «Приоре» меняется через 50 000 километров пробега. Но гораздо надёжнее менять его вместе с отстойником
Разницы между заменой топливных фильтров на 8 и 16-и клапанном моторе «Приоры» нет.
Второй уровень защиты
Это тот самый фильтр-отстойник для топлива «Приоры». Он встроен в систему бензопровода, и находится под днищем «Приоры», за бензобаком. Этот фильтр сделан из металла, хотя имеет внутри наполнитель, для тончайшей очистки топлива. Кроме того, внутри он устроен так, что конденсирует, и не пропускает дальше воду, случайно попавшую в бензин. Его рекомендовано менять через 30 000 километров. Но практика показывает, что лучше, когда его замена производится через 15—20 тысяч. Он крепится к днищу, и на его патрубки одеваются пластмассовые шланги, с защёлками.
Внимание! Нужно следить за стрелкой, нарисованной на корпусе фильтра, чтобы не перепутать направление подачи топлива.
Последний заслон
После всех очисток бензин поступает в топливную рамку «Приоры». Здесь стоят форсунки, впрыскивающие топливо, прямо в воздушный поток, идущий в цилиндры. Так вот, непосредственно в каждой из них, стоит на входе мельчайшая сетка. Это последний рубеж обороны форсуночного сопла. Всё что смогло миновать предыдущие фильтры, оседает здесь. Увы, этот элемент уже нельзя заменить. Эту сеточку можно только почистить, или поменять вместе с форсункой.