Легендарная Нива относится к полноприводным автомобилям. Благодаря этому обеспечивается беспрецедентная устойчивость на дороге и надежность, сравнимая с дорогими автомобилями с большой мощностью. За исключением обновленных версий под маркой Шевроле традиционная Нива всегда имела достаточно скромный дизайн, но это не мешало ей быть безусловным лидером среди автовладельцев, предпочитающих высококлассные автомобильные платформы.
Что отличает ходовую Нивы от других полноприводных автомобилей, так это передача крутящего момента сразу на две оси без отключения мостов, что существенно влияет на проходимость, одновременно снижая влияние критических нагрузок на трансмиссию. Это же качество делает данный легендарный российский внедорожник и весьма неэкономным в плане расхода топлива.
Схема и описание трансмиссии Нивы 2121
Легендарная Нива относится к полноприводным автомобилям. Благодаря этому обеспечивается беспрецедентная устойчивость на дороге и надежность, сравнимая с дорогими автомобилями с большой мощностью. За исключением обновленных версий под маркой Шевроле традиционная Нива всегда имела достаточно скромный дизайн, но это не мешало ей быть безусловным лидером среди автовладельцев, предпочитающих высококлассные автомобильные платформы.
Что отличает ходовую Нивы от других полноприводных автомобилей, так это передача крутящего момента сразу на две оси без отключения мостов, что существенно влияет на проходимость, одновременно снижая влияние критических нагрузок на трансмиссию. Это же качество делает данный легендарный российский внедорожник и весьма неэкономным в плане расхода топлива.
Легендарная Нива относится к полноприводным автомобилям. Благодаря этому обеспечивается беспрецедентная устойчивость на дороге и надежность, сравнимая с дорогими автомобилями с большой мощностью. За исключением обновленных версий под маркой Шевроле традиционная Нива всегда имела достаточно скромный дизайн, но это не мешало ей быть безусловным лидером среди автовладельцев, предпочитающих высококлассные автомобильные платформы.
Что отличает ходовую Нивы от других полноприводных автомобилей, так это передача крутящего момента сразу на две оси без отключения мостов, что существенно влияет на проходимость, одновременно снижая влияние критических нагрузок на трансмиссию. Это же качество делает данный легендарный российский внедорожник и весьма неэкономным в плане расхода топлива.
Советы владельцам
Для того, чтобы вождение вашего автомобиля стало комфортным, ознакомьтесь с некоторыми важными моментами:
- Обычное, стандартное расположение передней и задней ручки – вперед и назад соответственно. Движение при таком режиме можно и нужно осуществлять на участках, характеризующимся ровным и гладким покрытием.
- Блокировать дифференциал путем переключения передней ручки в заднее положение лучше всего на дорогах, характеризующихся повышенной скользкостью. Такая мера придаст «Ниве» устойчивости. Стоит понимать, что после преодоления проблемного участка ручку потребуется вернуть в исходное положение.
- Как было отмечено ранее, передача на понижение должна активироваться перед вероятным препятствием, но не в то время, когда машина уже застряла.
- Стоит понимать, что включение блокировки на неподвижном автомобиле иногда невозможно, даже если выжать сцепление. Это может быть вызвано тем, что зубцы муфты уперлись в зубцы шестеренки. В таком случае можно пробовать активировать блокировку, начав медленное движение и выполняя некрутой поворот. Если же проблемы возникают с выключением блокировки, то рекомендуется выполнить ту же процедуру при выжатом сцеплении и небольшом покачивании руля.
Ряд передач на понижение
Часто можно столкнуться с заблуждением следующего типа: переключение задней ручки может повысить мощностные характеристики мотора. Но это неправда. Она служит для того, чтобы сменить передаточное число между мотором и колесами. При увеличении его увеличатся тяговые усилия на колесах. В раздаточном механизме существует также понижающий редуктор.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ! Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Вот его работу и можно контролировать посредством задней ручки. При переключении рычага назад мы будем иметь передаточное число в виде 2,135 – это и есть пониженная передача. Включение такой передачи на понижение рекомендуется производить только тогда, когда машина стоит, и выжато сцепление. Несмотря на то, что руководство такого ограничения не содержит, новичкам и неопытным водителям «Нив» не рекомендуется производить переключение во время движения, так как раздаточный механизм «Нивы» не снабжен синхронизатором.
Устройство и принцип действия раздатки Нива 2121
Механизм раздаточной коробки включает более 60-ти самостоятельных деталей, что подтверждает представленный чертеж. Поэтому вполне благоразумно назвать основные элементы и их предназначение.
- Корпус
- Корпус дифференциала
- Валы
- Муфты
- Сальники
- Сателлиты
- Шестерни
- Фланцы
- Рычаги
А еще интересно: Как работает раздатка на ниве шевроле
Пара шестерен плотно посажены на ведущем валу, одна из них (большая) предназначена для высшей передачи, вторая (маленькая) – отвечает за пониженную. На них выточены зубцы с прямым и косым профилем. Первые – контактируют с муфтой, вторые – с промежуточным валом. Включение того или иного ряда приводит в движение по ступице в горизонтальном направлении муфты, после чего она соединяется с шестерней на ведущем валу раздатки.
Промежуточное положение отключает коробку (редуктор разомкнут), передвижение авто в этом режиме невозможно. Для управления дифференциалом предназначена передняя косозубая шестерня на промежуточном валу. Включение блокировки, или жесткая сцепка валов приводов обоих осей, осуществляется через муфту. Конструкция характерна для модификаций 21213 и 21214, причем последняя дополнительно комплектуется приводом датчика скорости.
В действующем состоянии (при подключенной понижающей передаче раздатки) передаточное число на первой ступени изменяется с 4,4 до 7,83, второй – с 2,52 до 4,58, третьей – с 1,63 до 2,9, на четвертой – с 1,2 до 2,14, пятой – с 0,98 до 1,75, что выражается в увеличении тягового усилия на колесах.
- Корпус Корпус дифференциала Валы Муфты Сальники Сателлиты Шестерни Фланцы Рычаги
- Корпус Корпус дифференциала Валы Муфты Сальники Сателлиты Шестерни Фланцы Рычаги
Как включить полный привод
Поскольку привод на Ниве является постоянно полным, то под вопросом, как включить полный привод на Ниве Шевроле, подразумевается, как включить блокировку межосевого дифференциала.
Использовать блокировку нужно в следующих случаях:
- при движении на труднопроходимых участках местности, где есть опасность пробуксовки колес;
- когда ощущается недостаток тяги двигателя;
- при движении по дороге, покрытой снегом или льдом.
Основной составляющей механизма блокировки мостов является раздаточная коробка. Управление раздаточной коробкой осуществляется одним шестипозиционным рычагом. Продольный ход обеспечивает повышенный и пониженный ряды передач. Поперечный – отвечает за блокировку межосевого дифференциала. При положении рычага в режиме блокировки на панели приборов загорается пиктограмма желтого цвета.
Основное назначение раздатки Нивы 2121
Раздаточная коробка (другое название – демультипликатор) соединена непосредственно с коробкой передач, участвует в распределении вращения на оси вездехода и способствует увеличению момента при передаче на колеса транспортного средства.
Нива 2121 раздатка схема в разрезе
Следует перечислить основные причины того, почему РК дала сбой на Шевроле. Самая распространенная – это частое совершение за рулем данного транспортного средства передвижений на высоких скоростях, что отрицательно сказывается на рабочем ресурсе составляющих частей коробки. В частности, могут износиться сальники, ослабнуть крепления.
Раздаточная коробка отличается шумностью работы. Чтобы решить данную проблему, можно купить специальные бесшумные рычаги для РК. Благодаря этому достигается необходимая шумоизоляция, не будет отмечаться вибраций.
Модифицированные версии
Стандартная трансмиссия Нивы при всех ее плюсах часто становится причиной некомфортного шума в салоне. Это в целом связано с конструкцией, но используя инженерные наработки, можно ее модернизировать и сделать машину значительно тише.
Данный подход уже применен в машинах модели ВАЗ-21213, в результате даже на скорости 100 км/ч не ощущается неприятного шума, можно спокойно разговаривать и без усилия услышать собеседника. Для этих целей применен целый ряд способов модернизации: от разгрузки пола возле креплений раздаточной коробки и МКПП, уменьшения нагрузки на подшипники валов до сглаживания пиковых моментов в условиях увеличивающихся нагрузок на трансмиссию. Эффект достигается изменением места монтажа редуктора переднего моста, который в модернизированном варианте подвешивается на расстоянии от двигателя на резиновых опорах. Такой подход позволяет снизить до минимума реактивный момент в продольно-вертикальном направлении и уровень шума на скорости.
Шум в модернизированной трансмиссии Нивы сравним с «Жигулями». В машине становится комфортнее находиться при езде по бездорожью. Затраты на апгрейд незначительны, для модификации требуется только понимание мастера самой конструкции и немного времени.
Управление раздаточной коробкой
Раздаточная коробка Нивы 2121 имеет ручное управление с механическим приводом рычажного типа. Качание рычага переключения происходит в продольном направлении и выполняется на оси, которая установлена в проушины кронштейна впереди раздаточной коробки. Снижение трения обеспечивают впрессованные пластиковые втулки в отверстия рычага.
Нижняя часть рычага вставляется в паз на шток, а фиксация происходит при помощи фигурной пружины. Другой конец штока, в свою очередь, соединяется с вилкой, которая перемещает муфту переключения. Жесткость этого соединения обеспечено болтом. Уплотнение штока на выходе из корпуса раздатки выполняется сальником, а грязе-пылезащита с помощью резиновой гофры. Фиксация всего привода переключения в установленном положении выполняется подпружиненным шариком, входящим в специальные пазы штока.
Как разобрать коробку переключения передач Ваз 2121 Нива 2131
После того, как коробка снята с автомобиля, можно приступать к ее разборке, которую выполняют для замены вышедших из строя элементов. Чтобы разобрать коробку переключения передач на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:
- Сняв коробку, сливаем масло из картера, после чего разбираем механизм привода выключения сцепления.
- С носка вторичного вала, отвернув гайку крепления, спрессовываем фланец эластичной муфты.
- Далее ключом на двадцать два выкручиваем из корпуса коробки выключатель фонарей заднего хода.
- Снимите механизм выбора передач, после чего если необходимо выполните его разборку.
- Теперь нам необходимо снять крышку картера коробки передач. Для этого торцовой головкой на десять откручиваем десять гаек крепления крышки. Снимаем гайки и расположенные под ними шайбы.
- Снимаем крышку и расположенную под ней уплотнительную прокладку.
- Откручиваем внутреннюю гайку крепления задней крышки коробки передач. Для этого шток вилки первой и второй передач сдвигаем вниз, уперев в шток отвертку через отверстие механизма выбора передач. При перемещение штока включится вторая передача.
- И ключом на тринадцать откручиваем гайку крепления крышки.
- Снимаем крышку и подшипник блока шестерен пятой передачи и заднего хода.
- Со вторичного вала снимаем упорное кольцо заднего подшипника.
- Теперь можно снять наружное кольцо подшипника вместе с сепаратором и роликами.
- Теперь с вала снимаем внутреннее кольцо, распорную втулку и маслоотражательное кольцо.
- Для снятия валов, их необходимо застопорить, включив соответствующие передачи. Вторая передача была включена перед снятием задней крышки коробки, а для включения пятой или задней скорости ключом на десять откручиваем болт крепления вилки к штоку, после чего нажимаем отверткой на вилку и передвигаем ее вниз, тем самым включаем заднюю скорость.
- Теперь, когда валы застопорены, накидным ключом на семнадцать откручиваем болт крепления блока шестерен пятой передачи и заднего хода, после чего вынимаем болт и блок шестерен.
- Зафиксируйте блок в тисках с накладками из мягкого материала и спрессуйте с него внутреннее кольцо подшипника.
- Далее снимаем с вала втулку пятой передачи, шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора, ступицу.
- Тут же снимаем с вала муфту синхронизатора.
- После чего поворачиваем вилку включения пятой передачи и заднего хода в сторону вторичного вала и снимаем промежуточную шестерню задней передачи.
- Снимите фиксаторы коробки передач.
- Теперь, когда шестерни и втулки сняты, вынимаем со своего посадочного места шток и его вилку. После чего снимаем со штока саму вилку.
- Из отверстия в картере коробки необходимо извлечь блокировочный сухарь. Для этого воспользуйтесь намагниченной отверткой.
- Далее снимаем со вторичного вала ведомую шестерню задней передачи.
- Сняв шестерню, извлекаем из паза на валу стопорную шпонку и убираем ее в сторону, чтобы не потерять.
- Торцовой головкой на десять откручиваем болт крепления вилки к штоку третьей и четвертой передачи.
- Вынимаем шток и извлекаем из него блокировочный сухарь.
- Далее намагниченной отверткой извлекаем еще один блокировочный сухарь, расположенный в пазе между гнездами первой и второй, а так же третьей и четвертой передач.
- Так же торцовой головкой откручиваем болт крепления вилки к штоку первой и второй передач. И вынимаем шток.
- Теперь нам необходимо снять стопорную пластину промежуточного подшипника вторичного вала. Для этого ударной отверткой откручиваем три винта ее крепления. Снимаем винты и расположенные под ними специальные стопорные шайбы.
- Снимите стопорную пластину.
- Накидным ключом на девятнадцать откручиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода. При этом саму ось удерживаем от проворачивания ключом на двадцать четыре.
- Вынимаем ось.
- Снимите картер сцепления.
- Снимите с первичного вала пружинную шайбу.
- Теперь нам необходимо снять зажимную шайбу переднего подшипника промежуточного вала. Для этого первичный вал закрепляем в тиски через прокладки из мягкого металла и ключом на девятнадцать откручиваем болт крепления зажимной шайбы.
- Снимаем болт и шайбу.
- Теперь можно снять подшипник. Для этого двумя плоскими отвертками поддеваем его и вынимаем.
- Сняв подшипник, на валу может остаться его заднее кольцо. В случае если кольцо осталось, так же двумя плоскими отвертками спрессовываем его с вала.
- Снимаем заднее кольцо и упорное.
- Теперь нам необходимо снят задний подшипник вала. Для этого вставляем плоскую отвертку между торцом подшипника и шестерни первой передачи промежуточного вала, сдвигаем подшипник.
- И вынимаем наружное кольцо с сепаратором и роликами и его внутреннее кольцо.
- Сдвигаем промежуточный вал немного назад и вынимаем его из картера коробки передач.
- Снимаем первичный вал. Поддев двумя плоскими отвертками за его задний подшипник и немного потянув на себя, вытаскиваем его из корпуса коробки.
- Если необходимо, выполните разборку первичного вала.
- Теперь с переднего торца вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.
- Далее снимите вилки включения 1 и 2, а так же 3 и 4 передач.
- Снимите промежуточный подшипник вторичного вала. Для этого двумя плоскими отвертками поддеваем его за установочное кольцо.
- Немного наклонив в сторону, вытаскиваем из корпуса коробки вторичный вал. Если необходимо выполните его разборку.
На этом ремонтные работы по разборке коробки переключения передач на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 завершены. Выполните необходимый ремонт, после чего сборку проведите в обратной последовательности.
Возможные проблемы
В процессе работы транспортных средств повышенной проходимости детали и узлы раздатки постепенно приходят в негодность, вследствие износа. Чаще всего случаются следующие перебои в работе механизма:
- Не включается передний мост.
- Перегревается раздатка.
- Утечки и повышенный расход масла раздатки.
- Несанкционированное отключение переднего моста.
Жесткая эксплуатация, недостаточное внимание, как пользоваться раздаткой на ниве 2121, приводят к появлению:
- Вибрации по кузову в движении Вибрации при старте Гула Шума при маневрировании Тугого включение режимов
А еще интересно: Коробка передач нива шевроле схема видео
Опыт показывает, что виной служат: недостаточный уровень масла, неправильная центровка РК, раскручивание крепления опор и повреждение резинок. Дополнительное влияние оказывает состояние кардана и самого двигателя.
- Вибрации по кузову в движении
- Вибрации при старте
- Гула
- Шума при маневрировании
- Тугого включение режимов
Ремонт кпп ваз 2131
Трансмиссия вашей Нивы начинает сдавать? Ситуация не из приятных: и водить становится некомфортно, да и безопасность на дороге остается под большим сомнением. О причинах выхода из строя элементов трансмиссии мы поговорим в другой раз. А сейчас попробуем разобраться, что делать по факту: менять коробку или ремонтировать ее.
- Ремонт КПП ВАЗ Нива и Нива Шевроле — 2000 руб.
- Снять поставить коробку — 2000 руб.
- Обмен МКПП Нива и Нива Шевроле — 4000 руб. (если корпус целый)
- Ремонт с нашими запчастями и установкой — 6000 руб. (если корпус целый)
- Купить коробку передач — 6000 руб.
Замена коробов Нива Шевроле является услугой достаточно востребованной. На это есть объективные причины. Причем необязательно обусловленные поломками узла трансмиссии. Например, нередко выполняется замена КПП с 4-ступки на 5-и ступку, Нива при этом приобретает существенное преимущество в функционале.
Если же речь идет о неисправной коробке, здесь возможно два традиционных варианта. Первый – ремонт (профессиональный, качественный, выполненный в мастерской). Второй – замена узла трансмиссии. Цены на коробку передач Нива Шевроле варьируются в широком диапазоне. Обусловлено это ассортиментом предложений и типом реализуемых узлов. Что же выгоднее: ремонт или замена?
А еще интересно: Цилиндры сцепления рабочие Шевроле Нива в Балашихе