Прокачка гидропривода тормозной системы
Прокачиваем тормоза для удаления воздуха из гидропривода после его разгерметизации при замене главного цилиндра, рабочих цилиндров тормозных механизмов колес, шлангов, трубок, а также в случае замены рабочей жидкости или когда педаль тормоза становится «мягкой». Воздух из системы удаляем при неработающем двигателе сначала из одного контура, а затем из другого в следующей последовательности: – тормозной механизм правого заднего колеса; – тормозной механизм левого переднего колеса; – тормозной механизм левого заднего колеса; – тормозной механизм правого переднего колеса. При попадании воздуха в один из контуров достаточно прокачать только этот контур, а не весь гидропривод. Перед прокачкой проверяем уровень рабочей жидкости в бачке гидропривода тормозной системы и при необходимости доливаем жидкость (см. «Проверка уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов», с. 42). Прокачку тормозов проводим с помощником. Если задние колеса вывешены…
…вставляем отвертку между рычагом и пластинчатой пружиной регулятора давления в гидроприводе тормозных механизмов задних колес, фиксируя поршень регулятора в утопленном положении. Очищаем от грязи штуцер прокачки тормозного механизма правого заднего колеса…
…и снимаем с него защитный колпачок. Накидным ключом или головкой «на 8» ослабляем затяжку штуцера прокачки. Надеваем на штуцер шланг, а свободный его конец погружаем в емкость, частично заполненную рабочей жидкостью. Помощник должен энергично нажать педаль тормоза до упора 4–5 раз и удерживать ее нажатой.
Ключом «на 8 » отворачиваем штуцер прокачки на 1/2–3/4 оборота. При этом из шланга будет вытекать жидкость с пузырьками воздуха, а педаль тормоза следует дожимать до упора. Как только жидкость перестанет вытекать из шланга, заворачиваем штуцер и только после этого помощник может отпустить педаль. Повторяем прокачку до тех пор, пока в выходящей из шланга жидкости не перестанут появляться пузырьки воздуха. Снимаем шланг, насухо вытираем штуцер прокачки и надеваем на него защитный колпачок. Прокачиваем, как описано выше…
…тормозной механизм левого переднего колеса. Аналогично прокачиваем тормозные механизмы другого контура. При прокачке нужно следить за уровнем жидкости в бачке гидропривода тормозов и при необходимости доливать жидкость. Если при нажатии педали тормоза ощущается ее «мягкость» и увеличенный ход, значит, в системе остался воздух. В этом случае повторяем прокачку до тех пор, пока педаль не станет «жесткой», т. е. при нажатии проходить не более половины расстояния до пола. Если воздух не удается удалить, проверяем герметичность соединений, трубопроводов, шлангов, главного и рабочих цилиндров. Подтекающие соединения подтягиваем, неисправные главный и рабочие цилиндры заменяем (см. «Тормозная система»).
Ниже приведена инструкция по проверке тормозной системы российского седана класса «B» Лада Приора. Она включает все важные пункты и связующие системы торможения.
Представить автомобиль без тормозов, это равносильно, что неуправляемый конь. При выезде с гаража это первое, что стоит проверить и никогда не откладывать на потом ремонт тормозной системы. Расскажем о деталях тормозной системы их проверке и цене.
Устройство АБС на Приоре
Как и большинство современных автомобильных систем, АБС управляется компьютером. Но помимо электронного блока управления в него также входят несколько датчиков и исполнительных механизмов. Вся система состоит из нескольких элементов.
- Электронный блок управления (ЭБУ).
- Датчики ступицы колеса 4 шт.
- Клапаны давления тормозной жидкости в системе 4 шт.
- ЭВН (электрический возвратный насос).
- Контрольная лампа на панели приборов.
Несмотря на всю кажущуюся простоту, это довольно сложная и высокотехнологичная система. Каждый датчик передает данные о скорости вращения колеса Приора на электронный блок управления. На основании полученных данных блок управления подает сигнал на клапан тормозной системы, который при нажатии педали тормоза, сбрасывая давление, предотвращает полную блокировку колес и запуск неконтролируемого заноса автомобиля.
ЭБУ системы антиблокировки тормозов в гидроагрегате
Конструктивно на Приоре блоки управления АБС монтируются вместе с ЭВН и клапанами регулирования давления в один блок — гидроагрегат. Он расположен на левом переднем лонжероне автомобиля. Гидравлический блок подключается ко всей системе через общую проводку. В его состав входят патрубки для подачи тормозной жидкости к рабочим цилиндрам. Здесь же монтируется ЭВН, повышающий давление в системе.
Датчик на ступице колеса
Датчики, передающие в блок управления данные о частоте вращения колес, выполнены по принципу датчика Холла. Кстати, этот принцип используется в большинстве датчиков вращения — изменение напряжения на полупроводнике датчика в зависимости от прохождения контрольной точки рядом с ним на вращающемся диске. Блок управления управляет клапанами в зависимости от сигналов, поступающих от датчиков ABS.
Контрольная лампа неисправности АБС на щитке приборов Приоры
То, о чем говорят гонщики Priora — «датчик ABS включился», на самом деле является сигнальной лампой для обслуживания антиблокировочной тормозной системы. При включении зажигания на приборной панели примерно на три секунды загорается оранжевая надпись «ABS». Если система работает нормально, свет гаснет через три-четыре секунды. В целом принцип сигнализации от «датчика АБС» такой же, как и у светофора на главном компьютере автомобиля, всем известной «шашки».
Тормозной путь автомобиля
Прежде всего необходимо рассчитать тормозной путь автомобиля Лада Приора. Согласно правилу он должен составлять около 12 м. Для того, чтобы узнать это расстояние необходимо для начала залить полный бак тормозной жидкости.
Затем на ровной дороге необходимо разогнаться до 40 км/ч и после резко затормозить. Расстояние от начала торможения и места остановки автомобиля и есть тормозной путь. Если он превышает норму, значит система находится в непригодном состоянии. Для болеет точных результатов рекомендуется проделать такую процедуру несколько раз.
Уровень тормозной жидкости
Тормозная жидкость одна из главнейших элементов системы торможения. Её недостаточный уровень может привести к непоправимым последствиям. Поэтому важно проверять уровень жидкости прежде чем использовать автомобиль или при загорании специальной лампочки уровня тормозной жидкости в баке.
Прежде чем приступить к работе с помощью тряпки необходимо вытереть грязь на тормозном цилиндре, чтобы грязь не попала внутрь. Открываем бочок. Уровень жидкости можно увидеть заглянув внутрь бочка, он не должен быть ниже минимальной отметки. Если заметен износ колодок тормозных механизмов и жидкость находится на минимуме необходимо залить новую жидкость перед этим открутив наконечных проводов.
После закройте бачок, присоедините наконечник и проверьте уровень жидкость с помощью датчика аварийного уровня. Если лампочка загорелась значит система в порядке.
Описание конструкции
Рабочая тормозная система — гидравлическая, двухконтурная, с диагональным разделением контуров. В нормальном режиме, когда система исправна, работают оба контура. При отказе (разгерметизации) одного из контуров другой контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.
Элементы тормозной системы: 1 — диск тормозного механизма переднего колеса; 2 — трубка тормозного механизма переднего колеса; 3 — шланг тормозного механизма переднего колеса; 4 — бачок гидропривода; 5 — главный тормозной цилиндр; 6 — вакуумный усилитель; 7 — педаль тормоза; 8 — трубка тормозного механизма заднего колеса; 9 — регулятор давления; 10 — тормозной механизм заднего колеса; 11 — шланг тормозного механизма заднего колеса; 12 — плавающая скоба
К рабочей тормозной системе относятся тормозные механизмы колес, педальный узел, вакуумный усилитель, главный тормозной цилиндр, бачок гидропривода, регулятор давления в тормозных механизмах задних колес, а также соединительные трубки и шланги. Педаль тормоза — подвесного типа. В кронштейне педали установлен выключатель сигналов торможения — его контакты замыкаются при нажатии педали тормоза.
Педальный узел в сборе с вакуумным усилителем и главным тормозным цилиндром: 1 — педаль тормоза; 2 — кронштейн педали тормоза; 3 — вакуумный усилитель; 4 — бачок гидропривода; 5 — главный тормозной цилиндр
Вакуумный усилитель тормозов расположен между педалью тормоза и главным тормозным цилиндром и крепится двумя гайками к кронштейну педали тормоза, который, в свою очередь, крепится к кузову. Вакуумный усилитель неразборный, при выходе из строя его заменяют новым. Главный тормозной цилиндр крепится к корпусу вакуумного усилителя на двух шпильках. Сверху на цилиндре установлен бачок гидропривода тормозной системы, в котором находится запас жидкости. На корпусе бачка нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости, а в крышке бачка установлен датчик уровня жидкости, который при понижении уровня жидкости ниже о включает сигнализатор в комбинации приборов. При нажатии педали тормоза поршни главного цилиндра перемещаются, создавая давление в гидроприводе, которое подводится по трубкам и шлангам к рабочим цилиндрам тормозных механизмов колес.
Тормозной механизм переднего колеса: 1 — направляющая колодок; 2 — суппорт; 3 — тормозные колодки; 4 — диск тормозного механизма; 5 — щит тормозного механизма; 6 — стопорная пластина; 7 — винт крепления корпуса цилиндра к суппорту; 8 — штуцер прокачки гидропривода тормозов; 9 — колесный цилиндр; 10 — болт крепления цилиндра к направляющему пальцу; 11 — направляющий палец; 12 — чехол направляющего пальца
Тормозной механизм переднего колеса — дисковый, с плавающей скобой, включающей в себя суппорт и однопоршневой колесный цилиндр, стянутые между собой двумя винтами. Направляющая тормозных колодок прикреплена к поворотному кулаку, а скоба крепится двумя болтами к направляющим пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок. На пальцах установлены защитные резиновые чехлы. В отверстия для пальцев направляющей колодок закладывается пластичная смазка. Тормозные колодки поджаты к пазам направляющей пружинами. При торможении давление жидкости в гидроприводе тормозного механизма возрастает, и поршень, выдвигаясь из колесного цилиндра, прижимает внутреннюю тормозную колодку к диску. Затем скоба (за счет перемещения направляющих пальцев в отверстиях направляющей колодок) сдвигается относительно диска, прижимая к нему наружную тормозную колодку. В корпусе цилиндра, прикрепленного к суппорту, установлен поршень с уплотнительным резиновым кольцом прямоугольного сечения. За счет упругости этого кольца между диском и колодками тормозного механизма поддерживается постоянный оптимальный зазор.
Элементы тормозного механизма переднего колеса: 1 — болт крепления цилиндра к направляющему пальцу со стопорной пластиной; 2 — винт крепления цилиндра к суппорту; 3 — цилиндр; 4 — колодка; 5 — суппорт; 6 — направляющий палец; 7 — чехол направляющего пальца; 8 — направляющая колодок
Тормозной механизм заднего колеса: 1 — нижняя стяжная пружина; 2 — передняя колодка; 3 — прижимная пружина; 4 — распорная планка; 5 — рабочий цилиндр; 6 — верхняя стяжная пружина; 7 — рычаг привода стояночного тормоза; 8 — задняя колодка; 9 — наконечник троса стояночного тормоза
Тормозной механизм заднего колеса — барабанный, с двухпоршневым колесным цилиндром, двумя тормозными колодками и устройством автоматической регулировки зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре. Основной элемент устройства — стальное разрезное упорное кольцо, установленное на поршне с осевым зазором 1,25–1,65 мм. Упорные кольца (по два на цилиндр) вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра не менее 350 Н, что превышает усилие стяжных пружин тормозных колодок. При износе тормозных накладок упорные кольца под действием поршней сдвигаются на величину износа.
Элементы тормозного механизма заднего колеса: 1 — передняя колодка; 2 — прижимная пружина; 3 — распорная планка; 4 — верхняя стяжная пружина; 5 — палец; 6 — шайба; 7 — шплинт; 8 — задняя колодка; 9 — рычаг привода стояночного тормоза; 10 — нижняя стяжная пружина
В случае повреждения зеркала цилиндра под действием механических примесей, попавших в тормозную жидкость, или под действием коррозии (наличие воды в тормозной жидкости) кольца могут «закиснуть» в цилиндре и один или даже оба поршня потеряют подвижность. Цилиндры в этом случае необходимо заменить.
Регулятор давления в гидроприводе тормозных механизмов задних колес: 1 — серьга; 2 — скоба; 3 — упругий рычаг; 4 — кронштейн; 5 — привод; 6 — регулятор давления
Тормозные колодки
Также в основные элементы тормозной системы входят тормозные колодки передних и задних механизмов.
Для первого случая поставьте автомобиль на домкрат и снимите передние колеса. Затем следует поворачивать руль и следить за тормозным механизмом. Толщина колодок не должна быть меньше 1,5 мм. Если же величина не соответствует указанному следует произвести замену всех колодок. Также следует проверить работоспособность поршня. При наличии дефектов его также следует заменить.
Для второго случая необходимо сначала открутить заглушку тормозного механизма заднего колеса. Далее осмотреть толщину колодок, если хоть одна из них не соответствует вышеуказанному размеру, меняются все колодки.
Что такое АБС
Антиблокировочная тормозная система была разработана, когда стало ясно, что при сильном заклинивании колес автомобиль теряет устойчивость и его трудно контролировать. Кроме того, качество торможения не улучшилось, и автомобиль практически съехал с дороги. Поэтому была разработана система, которая, регулируя давление в трубках тормозной системы, позволяет колесам немного поворачиваться. Это значительно улучшает динамику автомобиля, позволяя водителю управлять автомобилем более безопасно. Но несмотря на кажущуюся простоту, это довольно сложный процесс, требующий слаженной работы многих механизмов, входящих в антиблокировочную систему тормозов. В случае неисправности любого из компонентов панели приборов загорается сигнальная лампа.
Свободный ход педали
Следующим пунктом проверки системы является измерения люфта тормозной педали. Обычно он не должен превышать 5 мм. С помощью линейки измерьте расстояния педали до пола. Затем начинайте нажимать на педаль и в момент, когда почувствуете сопротивление снова измерьте расстояние.
Меньший или больший свободный ход могут создать множество проблем. В первом случае тормозные колодки в следствии давления могут не срабатывать, а во втором случае люфт может привести к позднему срабатыванию тормозов. При неудовлетворительных показателях следует заменить детали.
Конструктивные особенности тормозов автомобиля Лада Приора
Автомобиль оборудован двумя тормозными системами — рабочей и стояночной.
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля, вплоть до его полной остановки и кратковременного удержания автомобиля в неподвижном состоянии.
Рабочая тормозная система двухконтурная, диагональная, с гидравлическим приводом, состоит из главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, четырех колесных тормозных механизмов и регулятора давления жидкости в задних тормозных механизмах.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, вентилируемые, задние — барабанные.
Каждый из контуров автомобиля включает в себя тормозные механизмы двух колес: одного переднего и одного заднего, расположенные на автомобиле по диагонали.
В один контур входят тормозные механизмы переднего правого и заднего левого колее, а во второй — тормозные механизмы переднего левого и заднего правого колее.
При выходе из строя одного ю контуров второй контур, хоть и с меньшей эффективностью, обеспечит остановку автомобиля.