Термостат – элемент системы охлаждения двигателя, предназначенный для регулирования направления потока охлаждающей жидкости (ОЖ). Это механическое устройство реагирует на температуру ОЖ и направляет ее либо в обход радиатора, либо через радиатор. Это необходимо для того, чтобы холодный двигатель после запуска быстрее нагревался.
При неисправности термостата тепловой режим силового агрегата нарушается, приводя к его перегреву или медленному прогреву. И если в последнем случае неисправность не сулит серьезных проблем, то перегрев силового агрегата автомобиля может полностью вывести его из строя.
В этой статье мы поговорим о том, как осуществляется замена термостата ВАЗ-2110, оборудованного инжекторным двигателем. Но перед этим давайте разберемся, что собой представляет это устройство, а также как определить его неисправность.
Для чего необходим термостат
Основа его – это термочувствительный элемент, который погружен в охлаждающую жидкость. Под действием температуры происходит деформация биметаллической пластины. Вследствие этого открывается клапан, и поток жидкости в системе изменяет направление. По сути, необходим термостат ВАЗ-2110 для одной цели – подачи горячей жидкости в радиатор охлаждения.
На старых автомобилях термостат соединялся с блоком двигателя при помощи короткого резинового патрубка. В более новых модификациях устройство крепится при помощи двух шпилек. Между блоком двигателя и термостатом находится только паронитовая прокладка, которая может обрабатываться силиконовым герметиком. Но эта процедура не всегда обязательна. К выходам подключаются патрубки, идущие на печку, расширительный бачок и радиатор.
Замена термостата на ВАЗ 2114 (2110, 2109, Калина) 8 клапанов
Замена термостата на автомобилях ВАЗ 2114, Калина и тд., на мой взгляд, работа средняя по сложно и вполне выполнима дома своими руками. Что бы Вам было легче с ней справиться я решил полностью описать весь процесс на собственном примере с картинками.
Когда и в каких случаях нужно менять термостат
В основном, термостат нужно менять, когда он перестает выполнять свою функцию (это логично) — а именно заклинивает или только начинает подклинивать в одном из положений. Положений у него всего 2 — открытое и закрытое. Изначально, пока двигатель еще холодный, термостат находится в закрытом положении, т.е. охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу (рубашка охлаждения блока двигателя). По достижению определенной температуры (80-90 градусов) термостат открывается и даёт возможность тосолу (антифризу) циркулировать уже по большому кругу (через радиатор охлаждения).
Если термостат заклинит в закрытом положении горячая жидкость не будет попадать в радиатор и двигатель будет перегреваться. Если в открытом — наоборот, жидкость будет постоянно циркулировать по большому кругу и двигатель будет очень! долго прогреваться, что так же не очень хорошо.
Исходя из этого можно сделать вывод — заклинивший термостат нужно менять.
Как менять термостат на ВАЗ 2114
Как Вы уже поняли, замену термостата буду показывать на примере автомобиля ВАЗ 2114, 2110, Калина и тд. с 8-ми клапанными моторами.
Для удобства выполнения работ нужно будет снять воздушный фильтр и его гофру.
Первое, что нужно сделать, слить тосол (антифриз) из блока двигателя. Для этого есть хороший способ, как быстро слить тосол (антифриз). Нужно снять один из патрубков подогрева дроссельной заслонки и направить его конец в какую-то емкость.
Далее нужно снять шланг перелива с расширительного бачка и чем-то закупорить отверстия на самом шланге и штуцере бачка.
Теперь, что бы заставить жидкость течь в подставленную емкость нужно так же чем-то закупорить штуцер крепления снятого шланга с дроссельной заслонки, к примеру, пальцем, и подуть в расширительный бачек ртом (можно компрессором, но для этого нужна еще одна крышка бачка со врезанным штуцером для компрессора).
Если все правильно сделали, жидкость начнёт течь. Сливать нужно до тех пор, пока она не перестанет вытекать (в моем случае вышло где-то 3.5 литра).
После слива жидкости можно приступить к снятию самого термостата. Первым делом с него нужно снять все подходящие и отходящие патрубки и шланги (всего 5 штук). Так же снимите клемму с датчика температуры охлаждающей жидкости.
Термостат на ВАЗ крепится 2мя гайками по диагонали. Настало время их открутить. К верхней шпильке так же прикручена масса от АКБ.
Место установки термостата нужно очистить от грязи и прилипших частей старой прокладки.
Сам термостат ВАЗ 2114 (Калина) состоит из 2-х частей. Менять будем верхнюю часть, так как именно в ней установлен клапан. Крепится она на 3-х болтах под шестигранник.
Обратите внимание, термостаты «ПРАМО» не получится установить вместо термостатов от АвтоВАЗ, так как прамовские имеют бортик в виде полумесяца, который не даст этого сделать. Но бортик можно спилить и тогда все устанавливается как положено
Перед заменой термостата не забудьте поставить новое резиновое уплотнительное кольцо, оно должно идти в комплекте.
Соединяем две половинки термостата вместе и хорошо протягиваем болты. Соединить нужно так же (той же стороной), как и было, так как в противном случае у Вас не получиться подключить патрубки (штуцера будут «смотреть» в другие стороны).
Вместо старой прокладки, естественно, нужно установить новую, лучше выбрать паранитовую, а не бумажную. В моем случае будет лишь герметик, так как прокладку я не купил:( Поэтому я очистил поверхность термостата и поверхность крепления термостата на двигателе, нанес тонким слоем белый герметик -прокладку, подождал 20 минут (следуя инструкции) и установил термостат на место.
Как устроен термостат. ВАЗ-2110
Если рассматривать все разновидности устройств, то можно выделить два основных узла – герметичный корпус и клапан на термочувствительном элементе. Но есть небольшая разница. При карбюраторной системе питания используется неразборный термостат (ВАЗ-2110). Инжектор позволяет разобрать конструкцию и заменить только вышедшие из строя элементы.
Конечно, второй вариант намного лучше, так как стоимость отдельных элементов намного меньше. Но в некоторых случаях клапан термостата ВАЗ-2110 (для инжекторных моторов) может иметь и высокую стоимость – все напрямую зависит от производителя. Предпочтение стоит отдавать фирмам, которые занимаются поставками на конвейер АвтоВАЗа. Помните одно: АвтоВАЗ производит машины, а не запчасти. Поэтому при виде продукции, на которой в качестве производителя указан автоконцерн, задумайтесь о качестве изделия. Вряд ли оно достойное.
Как устроена система охлаждения
Внутри двигателя внутреннего сгорания (ДВС) расположены различные детали и системы, выделяющие тепловую энергию, которую необходимо отводить. Кроме того, эффективное воспламенение топлива возможно лишь в узком диапазоне температур, а недогрев, равно как и перегрев, меняют скорость его горения, а также негативно сказываются на состоянии трущихся поверхностей. Для отвода тепла в блоке цилиндров, являющемся одновременно корпусом двигателя и головке блока цилиндров (ГБЦ) сделаны каналы для движения охлаждающей жидкости (ОЖ), тосола или антифриза.
На всех автомобилях производства АвтоВАЗ движение ОЖ обеспечивает помпа, которую через ремень приводит в действие шкив коленчатого вала (коленвала), из-за чего скорость движения теплоносителя в системе напрямую зависит от оборотов двигателя. Отобравшая у блока цилиндров и ГБЦ излишки тепла жидкость проходит через термостат, который выполняет функцию реагирующего на температуру клапана. Пока температура жидкости ниже температуры, при которой срабатывает термостат в машине ВАЗ 2115 или любой другой модели, на выходе из этого устройства ОЖ идет только по малому кругу, то есть через радиатор печки отопителя.
Когда температура достигает установленного значения, терморегулятор (клапан) открывает канал для движения жидкости по большому кругу, включающему в себя радиатор двигателя. Поэтому проверить термостат ВАЗ 2110 8 клапанов с инжектором, не снимая с машины, несложно, достаточно пощупать патрубки, идущие на основной радиатор (он расположен в передней части автомобиля) при температуре 70–80 и 85–95 градусов. Если при первой температуре патрубки холодные, а при второй быстро нагреваются или горячие, деталь исправна. Если же патрубки начинаются нагреваться уже при температуре 70–80 градусов, деталь требует замены, ведь не обеспечивает работу клапана.
Также термостат требует замены, если даже после достижения верхней температуры патрубки основного радиатора остаются холодными, это говорит о том, что терморегулятор детали вышел из строя и уже не выполняет свою задачу. Если он неисправен, то двигатель находится в серьезной опасности, потому что радиатор отопителя работает не постоянно и предназначен для обогрева салона, а не охлаждения силового агрегата. Перегрев ДВС приводит к потере компрессии и другим неприятным последствиям, вплоть до деформации ГБЦ, поэтому за его температурным режимом необходимо следить постоянно, если стрелка термометра приближается к красной зоне, ехать дальше опасно, можно погубить мотор.
Как снять термостат старого образца?
В том деле все просто, главное – это дать двигателю остыть. Придется сливать жидкость из системы, а она находится под очень высокой температурой, поэтому может стать причиной сильного ожога. Когда температура упадет до 40-50 градусов, можно начинать сливать жидкость. Для этого предусмотрено два отверстия – в нижней части радиатора и в рубашке охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
В первом отверстии имеется заглушка, ее необходимо выкрутить рукой. Если не получается, то можно использовать плоскогубцы. В блоке двигателя вкручена бронзовая заглушка. Ее удобнее всего выкручивать торцовым ключом на 13. После слива жидкости (не забывайте выкрутить пробку на бачке) можно снять на ВАЗ-2110 термостат. Достаточно ослабить все хомуты, которыми к нему крепятся патрубки.
Установка
Помимо термостата необходимо приобрести новую трубу, по которой охлаждающая жидкость сможет возвращаться к помпе. Среди автомобилистов она называется «саксофоном». Найти ее можно по номеру: 2110-1303055-10. Также под рукой должны быть следующие инструменты и материалы:
- Хомуты 15-28 мм (лучше взять около 7 штук).
- Новая прокладка.
- Шланги на замену.
- Набор отверток.
- Специальный съемник для шлангов (нужен для авто старого образца).
- Ветошь.
- Антифриз.
Существует два варианта установки: штатный и альтернативный. В первом случае 6-дырочный термостат открывается для дополнительного охлаждения. Другими словами, он отслеживает температуру с выхода двигателя, а не температуру уже охлажденного антифриза. Альтернативный вариант обеспечивает проверку температуру более низкую, чем показатель мотора. Проходит установка по следующей схеме:
- Часть охлаждающей жидкости необходимо слить, для этого понадобиться вывернуть пробку из отверстия для слива;
Схема замены термостата
- Минусовую клемму необходимо извлечь из аккумуляторной батареи, после чего следует ослабить затяжку хомутов, которыми патрубки крепятся к корпусу термостата;
- Отсоединив их, устройство можно извлечь;
- Следующим шагом будет добавление новой трубки, для этого лучшего взять руководство по эксплуатации и обслуживанию ВАЗ 2110;
- После этого можно ставить 6-дырочный агрегат и закреплять его новыми хомутами;
- Последним шагом будет добавление охлаждающей жидкости в расширительный бачок. Готово, замена завершена.
Снятие элемента нового образца
Если провести аналогию с предыдущим руководством, то вам потребуется выполнить практически такие же действия. Всю жидкость из системы охлаждения сливаете, для этой цели имеются такие же заглушки в блоке и радиаторе. Единственное отличие – не только патрубки придется снимать, но и выкручивать две гайки, которыми крепится термостат (ВАЗ-2110 – рассматриваемая модель) к блоку двигателя. Старайтесь только не повредить прокладку. Но если все-таки ее порвали (а случается это практически в 90% случаев), то при сборке обязательно установите новую.
Стоимость у нее очень низкая. А при желании можно даже самостоятельно вырезать ее из паронита (если таковой имеется). Для улучшения герметизации проведите очистку всех прилегающих поверхностей. После этого обезжирьте металл, на прокладку с обеих сторон нанесите тонкий слой герметика. При установке необходимо не затягивать до конца гайки, дать герметику немного времени устояться, тогда соединение окажется более надежным. Через 20-30 минут можно затянуть гайки. Заливать жидкость в систему рекомендуется через 1-2 часа.
Установка термостата на ваз 2109
Установка термостата, это не сложный процесс который может выполнить даже новичок
Но есть некоторые нюансы которые важно знать
- Перед монтажом исправного устройства, следует выполнить очистку от загрязнения и ржавчины место, где данный прибор будет располагаться.
- На поверхность, которая была обезжирена, надо выполнить наложение тонкого равномерного слоя нейтрального герметика. Главное условие, чтоб не происходила химическая реакция с ОЖ.
- После нанесения герметика надо выдержать промежуток времени равный 10 минутам, чтобы произошло подсыхание герметика.
- После данной процедуры можно выполнять установку нового узла.
- Когда монтаж термостата выполнен выполняют заливание в систему необходимое количество охлаждающей жидкости, следя при этом, чтобы не возникла воздушная пробка.
- Для проверки, функционирования штатного режима, выполняют запуск двигателя и осматривают все места на наличие потёков жидкости.
- При выявлении потёков жидкости, выполняют работы по ликвидации с помощью затяжки крепёжных хомутов.
- В большинстве ситуаций после замены старого термостата на новый, все неприятные симптомы связанные с неисправностью узла термостата уходят на делительный период времени.
Признаки неисправности термостата
Если на ВАЗ-2110 термостат неисправен, то будет наблюдаться повышение температуры двигателя. К сожалению, при поломке чувствительного элемента происходит переключение клапана в положении, которое соответствует малому кругу охлаждения. Следовательно, жидкость из рубашки двигателя не попадает в радиатор. Что делать в таком случае? Открывать кран печки и включать вентилятор на самую большую частоту вращения. Даже если жарко на улице, этот способ не стоит обходить стороной – он поможет спасти мотор от перегрева.
Истории наших читателей
«Гребаный таз. «
Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.
Да, морально то я созрел, а вот финансово никак не мог потянуть. Сразу скажу, что я против кредитов и брать машину, тем более не новую, в кредит это неразумно. Зарплата у меня 24к в месяц, так что насобирать 600-700 тысяч для меня практически нереально. Начал искать различные способы заработка в интернете. Вы не представляете сколько там развода, чего только не пробовал: и ставки на спорт, и сетевой маркетинг, и даже казино вулкан, в котором удачно проиграл около 10 тысяч(( Единственным направлением, в котором мне, казалось, можно заработать — это торговля валютой на бирже, это называют форексом. Но когда начал вникать, понял что это оочень сложно для меня. Продолжил копать дальше и наткнулся на бинарные опционы. Суть та же, что на форексе, но разобраться намного проще. Начал читать форумы, изучать трейдерские стратегии. Попробовал на демо счете, потом завел реальный счет. Если честно начать зарабатывать удалось не сразу, пока понял всю механику опционов, слил около 3000 рублей, но как оказалось это был драгоценный опыт. Сейчас зарабатываю 5-7 тыс. рублей в день. Машину удалось купить спустя пол года, но как по мне это неплохой результат, да и дело не в машине, у меня изменилась жизнь, с работы естественно уволился, появилось больше свободного времени на себя и семью. Будете смеяться, но работаю прямо на телефоне)) Если ты хочешь изменить свою жизнь как я, то вот что советую сделать прямо сейчас: 1. Зарегистрируйтесь на сайте 2. Потренируйтесь на Демо-счете (это бесплатно). 3. Как только что-то будет получаться на Демо-счете, пополняйте РЕАЛЬНЫЙ СЧЕТ и вперед, к НАСТОЯЩИМ ДЕНЬГАМ! Также советую скачать приложение на телефон, с телефона работать намного удобнее. Скачать тут.
Теплее в них не потому, что там появился шестой штуцер, а из за уменьшения байпас канала. А новый штуцер служит для избавления от постоянно протекающего тройника обратки печки.
Сравнение байпас каналов 6ти дырочного термостата — 11мм(слева) и 5ти дырочного — 16мм(справа) |
На что влияет байпас ? Через байпас канал охлаждающая жидкость (ОЖ) циркулирует по малому кругу. И чем меньше диаметр байпас канала, тем больше ОЖ протекает через отопитель. Поскольку создается дополнительное сопротивление при протоке ОЖ по малому кругу минуя печку. То есть уменьшая диаметр байпаса Вы увеличиваете проток через печку, то есть в салоне автомобиля будет теплее.
Уменьшение байпас канала для 5ти дырочного термостата:
Сразу хочу заметить, что при сужении байпас канала в 5ти дырочном термостате(ТС) могут быть проблемы: Проблемы связанные с омыванием термоэлемента. То есть, если в 6ти дырочном термоэлемент омывается ОЖ байпаса и ОЖ выходного (холодного) патрубка печки, то в 5ти дырочном омывается только ОЖ байпаса.
Для того, чтобы уменьшить байпас до нужной величины можно выпилить из алюминиевой пластинки пластинку. Пластинка должна точно ложиться внутри, как показано на рисунке. Далее пластину нужно закрепить, для этого можно использовать холодную сварку или заклепки. Следите за тем, чтобы заклепки не мешали закрытию малого круга. После в пластинке сверлим новое отверстие.
5и или 6и дырочный термостат
#1 SoulBeam
Offline
- Registered
- 28 сообщений
- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург
Надо заменить разборный термос в сборе (треснула крышка). Сабж: в продаже 5и дырочный есть, но в е..(далеко по холоду) или 6и дырочный, но на прилавке перед носом. От консультантов толку нету (би-би).
Почитав разные источники оказалось что многие в 6ую дырку втыкают обратку отопителя избавляясь от крестовины и заглушая дырку на «саксафоне». Что-то я запутался, как при этом отопитель вообще будет работать. У меня примерно так https://www.autoprosp. /ris-09-1-2.jpg , только все в одном корпусе. Нашел такую схемку от ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 https://www.autoprosp. /25-2041-02.jpg тут бачек в термос, а обратка куда? Если в «саксафон» то похоже на правду..
Поможите люди добрые не Webasto же, обычный термос, а че куда втыкать — не втыкаю.
#2 Serg_x
Offline
5 дырочный термос
6 дырочный термос
Схема подключения 5-дырочного
Схема подключения 6-дырочного
* На схеме плохо видно — обратка печки идет в штуцер на трубе помпы
Измененная схема подключения 6-дырочного
патрубки на подогрев дросселя: В схеме 5-дырочного: №27, №28 В схеме 6-дырочного — показаны пунктиром к дросселю. В измененной схеме 6-дырочного — заглушены. Дроссель включен в разрыв пароотвода радиатора!
Как результат: 89 градусов зимой и летом, с печкой и без, днем и ночью. при включении печки темепература открытия большого круга повышается, при выключении — снижается. То есть двигатель автоматом летом холоднее, а зимой — горячее. ну и вечная проблема особенно для десяток, , в особенности для 16 клапанных моторов — намного более горячий воздух из печки при работе на хх.
#3 SoulBeam
Offline
- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург
Т.е. в измененной глушится именно подогрев дросселя? Пароотвод чей берут, радиатора отопителя или радиатора большого круга?
Новая дырка, как я понял, идет после байпаса? Тогда становится яснее, а то я думал, раз на корпусе, а не на крышке, то стоит до байпаса и тянуть не будет ))
P.s. как лучше заглушить? пока в уме отрезать шланг, вкрутить болт и обтянуть хомутом)) Зимой то Ташкент, а вот летом холоднее — это интересно.
Сообщение отредактировал SoulBeam: 10 февраля 2012 — 15:19:04
#4 Serg_x
Offline
SoulBeam (10 февраля 2012 — 15:17:17) писал:SoulBeam (10 февраля 2012 — 15:17:17) писал:
В принципе пофигу. На стоке удобнее брать с отопителя, у меня от радиатора ближе.
SoulBeam (10 февраля 2012 — 15:17:17) писал:
да. купишь термостат — все сразу поймешь.
SoulBeam (10 февраля 2012 — 15:17:17) писал:
#5 SoulBeam
Offline
- Пол: Мужчина
- Город: Санкт-Петербург
Ой спасибки!! Прям как мозг новый вставили, все шестереночки сошлись и уууу!!
Благодарю что разжевал, седня буду собирать водопровод.
Конструкция термостата
Конструктивно термостат «десятки» состоит из алюминиевого корпуса с патрубками для подключения шлангов и рабочего механизма (термоэлемента), находящегося внутри. Последний представляет собой латунный или медный цилиндр, заполненный воском со встроенным толкателем – штырем, на конце которого расположен клапан.
При нагреве охлаждающей жидкости до определенной температуры (80-82 о С) воск плавится и расширяется, толкая этот штырь, который, в свою очередь, двигает клапан, открывая его. При охлаждении воск застывает и уменьшается в размерах, а пружина клапана возвращает его обратно в закрытое положение.
Признаки неисправного термостата
Если двигатель вашего автомобиля прогревается до рабочей температуры более семи минут — это верный признак того, что клапан термостата заклинило в открытом положении. В этом случае ОЖ будет постоянно двигаться по большому кругу. При такой неисправности в зимнее время мотор может не прогреваться даже до 80 градусов.
Если же, наоборот, двигатель греется очень быстро, и имеет место постоянный перегрев, определить который можно по показаниям температурного датчика и частому включению вентилятора радиатора, — это верный признак того, что клапан не открывается и не пускает ОЖ в радиатор для охлаждения.
Как определить неисправность
Определить, нужна ли замена термостата ВАЗ-2110, можно самостоятельно.
Для этого запустите и прогрейте мотор машины до рабочей температуры на холостом ходу. Далее в моторном отсеке найдите патрубки радиатора. Дотроньтесь до них. Если устройство рабочее, они оба должны быть горячими. Это свидетельство того, что ОЖ свободно циркулирует в системе.
Если один из них окажется холодным, значит, клапан не открылся, термостат не сработал. Но это еще не означает, что его нужно сразу менять. Для ВАЗ-2110 замена термостата потребуется лишь в том случае, если вся его конструкция окажется непригодной для дальнейшей работы. В других случаях можно обойтись его ремонтом.
Демонтируем термостат
Чтобы снять устройство, нужно полностью или частично слить ОЖ. После этого необходимо демонтировать корпус воздушного фильтра и отсоединить шланги от патрубков термостата. Далее следует выкрутить три болта, которыми корпус устройства крепится к головке блока цилиндров.
Когда узел будет демонтирован, открутите винты крепления крышки термостата, и извлеките термоэлемент.
Установка термостата на ваз 2109
Установка термостата, это не сложный процесс который может выполнить даже новичок
Но есть некоторые нюансы которые важно знать
- Перед монтажом исправного устройства, следует выполнить очистку от загрязнения и ржавчины место, где данный прибор будет располагаться.
- На поверхность, которая была обезжирена, надо выполнить наложение тонкого равномерного слоя нейтрального герметика. Главное условие, чтоб не происходила химическая реакция с ОЖ.
- После нанесения герметика надо выдержать промежуток времени равный 10 минутам, чтобы произошло подсыхание герметика.
- После данной процедуры можно выполнять установку нового узла.
- Когда монтаж термостата выполнен выполняют заливание в систему необходимое количество охлаждающей жидкости, следя при этом, чтобы не возникла воздушная пробка.
- Для проверки, функционирования штатного режима, выполняют запуск двигателя и осматривают все места на наличие потёков жидкости.
- При выявлении потёков жидкости, выполняют работы по ликвидации с помощью затяжки крепёжных хомутов.
- В большинстве ситуаций после замены старого термостата на новый, все неприятные симптомы связанные с неисправностью узла термостата уходят на делительный период времени.
Проверяем термоэлемент
Для проверки нам потребуется емкость с чистой водой, термометр для жидкости и газовая (электрическая) плита или кипятильник. Чтобы проверить термоэлемент на работоспособность, опустите его в емкость с холодной водой и начните ее нагревать. При нагреве жидкости до 80,5-82 о С у исправного устройства толкатель должен выдвинуться вперед. Если этого не произошло, то для вашего ВАЗ-2110 замена термостата является необходимостью.
Дополнительно осмотрите корпус устройства и его патрубки. Если с ними все в порядке, можно обойтись только покупкой термоэлемента.
ВАЗ-2110: замена термостата
Купив новый элемент, не забудьте проверить его исправность описанным выше методом. Убедившись в работоспособности, установите его в корпус и прикрутите крышку. Теперь термостат в сборе можно устанавливать обратно.
Для этого закрепите его тремя болтами на головке блока цилиндров. Подсоедините патрубки системы охлаждения и залейте в бачок тосол или антифриз до необходимого уровня.
Запустите двигатель и прогрейте его. Проверьте работу термостата, дотронувшись до патрубков радиатора. Если они оба горячие, устройство работает нормально, и мы не зря потрудились.