Почему печка в машине перестает хорошо греть? Пять причин для беспокойства

Автомобиль как средство передвижения – этот актуальный лозунг предполагает использование его на протяжении всего календарного года. Современный ритм жизни действительно заставляется садиться в машину, невзирая на время суток и текущие погодные условия. Но в российских условиях в зимний период они могут быть достаточно суровыми. А если холодно на улице, то и в салоне машины водитель с пассажирами будут чувствовать себя неуютно, если система отопления работает недостаточно хорошо. К сожалению, подобные ситуации встречаются не так уж редко. Но если печка начала дуть холодным воздухом, это не означает, что проблема исчезнет сама по себе столь же внезапно, как и появилась.

Долгий прогрев

Работа печки зависит от многих факторов, в том числе и от исправности системы охлаждения двигателя. Радиатор печки стоит на магистрали циркуляции антифриза и служит, помимо прочего, дополнительным источником охлаждения силового агрегата. Антифриз температурой в 90 градусов поступает в салонный радиатор и, охлаждаясь в нем, способен обогреть салон даже в сильные морозы. Правда, для эффективной работы печки двигатель тоже должен быть горячим.

Вопрос-ответ Почему необходимо включать автомобильную печку в жару? Прогревание мотора у машин занимает разное время. Чем больше объем камер сгорания, тем выше у них теплоотдача. У небольших малолитражных моторов объемом 1,2 л, 1,4 л, оснащенных турбонаддувом, очень высокий КПД, из-за чего большая часть тепла уходит в механическую работу. Прогрев печки идет медленно. Иногда приходится ждать около 10 минут, пока печка не начнет выдавать горячие струи воздуха. Это вполне нормально и не является причиной для беспокойства.

У атмосферных агрегатов объемом 1,6 л теплоотдача заметно выше. Они больше потребляют бензина и, следовательно, быстрее прогревают охлаждающую жидкость, в особенности под нагрузкой.

Однако если печка не выдает тепло после 10 минут после старта уже при нормальном прогреве мотора, то это однозначно свидетельствует о неисправностях.

Как работает отопитель салона

Система отопления автомобиля интегрирована с системой охлаждения конструктивно – многие элементы одной входят одновременно и в состав другой.

Это, прежде всего, радиатор автомобиля и система патрубков, доставляющих охлаждающую жидкость ко всем потребителям. Система вентиляции/отопления включает также вентилятор, воздуховоды, собственно печку, заслонки и комплекс дефлекторов.

Не следует путать радиатор отопителя с аналогом, входящим в систему охлаждения. Первый расположен за панелью приборов в непосредственной близости от печки, второй – в передней части автомобиля перед двигателем и позади радиаторной решётки.

Во время работы двигатель, как известно, сильно разогревается. Предотвращению теплового удара способствует система охлаждения, в качестве основного теплоотводящего агента используется охлаждающая жидкость, доставляемая помпой по все узлы силового агрегата, требующие активного охлаждения. В моторе ОЖ сильно разогревается, а для её охлаждения, в свою очередь, используется основной радиатор, на который набегают потоки прохладного воздуха.

По пути к основному радиатору антифриз заполняет трубки и радиатора отопителя, которые в этом случае становятся аналогом обычной бытовой батареи отопления. При включении вентилятора воздух из моторного отсека проходит через радиатор, попутно нагреваясь, и попадает в салон.

Подобная схема считается очень эффективной, и классическое автомобилестроение не собирается от неё отказываться.

Разумеется, летом потребность в отоплении салона отсутствует, поэтому в автомобиле предусмотрен регулятор, посредством которого можно контролировать температуру воздуха, дующего из дефлекторов. Зимой, как правило, этот регулятор включают на полную мощность, но, если воздух не прогревается до 30 градусов, внутри автомобиля будет не очень комфортно. К тому же будут сильно запотевать стёкла. Кроме регулировки температуры воздушного потока, водитель может контролировать и скорость обдува, и его направления – для каждой из названных опций существует свой регулятор. В холодное время года обдув лобового стекла используется практически постоянно, а его запотеванию препятствует не только температура воздуха, но и сам факт присутствия потока воздуха, создающего внутри салона избыточное явление.

И всё же основным фактором нагрева салона является эффективность работы отопителя. Если она низкая – скорее всего, с системой отопления что-то не так, и неисправность следует искать.

В то же время при непрогретом двигателе включение печки приведёт к прямо противоположному эффекту – из дефлекторов будет дуть воздух, более холодный, чем в салоне (поскольку металлический радиатор расположен в моторном отсеке и остывает больше). В результате силовой агрегат приходится прогревать дольше, а радиатор отопителя при этом запотевает, что приводит к его преждевременному окислению.

Именно поэтому печку рекомендуется задействовать, только когда двигатель прогреется, а температура ОЖ поднимется минимум до 50º.

Старый антифриз

Одна из самых распространенных причин поломки печки — старая охлаждающая жидкость, которая со временем окисляется и вступает в химические взаимодействия с металлами, пластиком и иными материалами, в результате чего появляется осадок, который засоряет тонкие каналы радиатора.

Экспертиза автомобильных «незамерзаек»: где содержится опасный метанол? Подробнее

Иногда водители сами добавляют в антифриз посторонние препараты, в том числе и средства для устранения течи из трещин печки. Тогда внутри образуются сгустки, препятствующие циркуляции жидкости.

Эксплуатация печки в машине

Чаще всего никаких проблем при ремонте печки в машине, когда она не греет, не возникает. Стандартные манипуляции, которые помогут решить проблему, — разборка и очистка элементов отопительной системы от пыли и грязи.

Но в некоторых случаях происходят серьезные поломки.

Почему, даже если машина исправна, печка в ней плохо греет? Причины могут быть следующие: забился радиатор или кран, сломалась помпа.

Когда помпа неисправна, ведет головку блока цилиндров двигателя, в результате чего мотор перегревается. К сожалению, здесь уже поможет только капитальный ремонт двигателя.

Когда входящий шланг радиатора печки горячий, при этом выходной шланг холодный, скорее всего, случилась поломка краника. Данная поломка исключена? Тогда придется заменять радиатор печки. Во время эксплуатации в нем скапливается накипь, которой может быть достаточно большое количество.

Случается и такое, что в печке образуется воздушная пробка. Причина этого заключается в том, что трубки недостаточно широкие, поэтому поток жидкости не может ее устранить. Как убрать пробку? Ждем, пока машина и двигатель хорошо прогреются, ослабляем хомут на шланге, снимаем его с трубки. В этот момент образуется маленькая щель, через которую и уйдет лишний воздух.

Перестала прогреваться машина, а в салоне плохо пахнет? Скорее всего, радиатор загрязнился и перестал греть, и внутри него началось гниение.

Машина имеет узлы, которые необходимо регулярно осматривать и ремонтировать, и печка не исключение. Поэтому чем старше машина, тем хуже будет греть радиатор и тем серьезнее нужно подходить к ее подготовке к холодному времени года.

Как определить, что машина не прогревается? Ориентируйтесь на общепринятые показатели. Так, если снаружи температура опустилась до -25 °С, то внизу салона должно быть как минимум +16 °С и +10 °С у потолка. В противном случае считается, что радиатор в машине не греет.

Не забывайте, что чем старше ваша машина, тем тщательнее нужно следить за исправностью печки.

Рассмотрим причины, почему печка в машине плохо греет либо в салон поступает непрогретый воздух.

Воздушные пробки

К такому же эффекту приводят воздушные пробки. Они образуются при вскипании некачественного антифриза. Газ застаивается в тонких трубках и создает противодавление, препятствующее отведению тепла. Это опасно, так как охлаждение мотора будет неполным, в результате чего возможны локальные перегревы головки цилиндров. Перегретый мотор склонен к повреждению камер сгорания и возникновению задиров на их стенках. Поэтому плохо греющую печку нельзя оставлять без внимания.

Вопрос-ответ

Как включать печку авто, чтобы не лопнуло лобовое стекло?

Неисправности системы отопления

Если нареканий к работе системы охлаждения нет, значит, причина в самой печке. То есть горячий антифриз подводится к ней, но не может пройти через нее и отдать тепло в салон. Препятствий к этому два: радиатор и краник отопителя.

Радиатор отопителя

Забитый радиатор печки в автомобиле

Еще одна причина почему не греет печка в машине – это забит радиатор отопителя. Горячий антифриз не может пройти сквозь него, и, естественно, не нагревает. Это случается если:

  • Применялись разнообразные герметики системы охлаждения;
  • Автомобиль долгое время эксплуатировался на некачественном антифризе или воде;
  • Радиатору, как и машине, очень много лет.

Все этого приводит к накоплению грязи в системе охлаждения. В радиаторе печки одни из самых узких каналов, жидкость там течет медленно, чтобы отдавать больше тепла, поэтому он страдает в первую очередь. В этом случае надо промывать или менять радиатор отопителя.

Краник

Еще одна причина, почему жидкость не течет через радиатор – закрытый краник отопителя. Как правило, он присутствует только на старых моделях авто. Причин две: неисправен сам кран, например, заедает в закрытом положении, или привод управления им. Привод, обычно тросик, скорее всего, соскочил с креплений. Тогда его нужно закрепить. Краник отопителя меняется в сборе.

Краник в системе отопителя в авто

На современных машинах краника нет, а стоит заслонка, которая закрывает радиатор печки, если горячий воздух не нужен. Поломка привода этой заслонки, ее заедание тоже приводит к тому, что плохо греет печка в машине.

Термостат

Одной из причин плохой работы климатической установки является термостат. Термостат служит для переключения контуров системы охлаждения. Если он вышел из строя и остается в открытом состоянии, то тепло будет уходить в главный радиатор, в то время как печка останется холодной. Правда, это справедливо в основном для низких температур окружающего воздуха.

Проблема диагностируется, если печка плохо работает на высоких скоростях автомобиля и хорошо — при движении на первой или второй передачах.

Топ-7 причин почему не греет печка в автомобиле

В наших широтах большая часть года – холодная, поэтому трудно представить себе езду на машине без обогрева салона. Если печка вышла из строя, можно считать, что автомобиль становиться непригодным для езды зимой. Почему не греет печка и подберем лучшие методы устранения неисправности. Об этом рассказывают эксперты.

Топ-7 неисправностей печки:

ПЕРЕСТАЛ РАБОТАТЬ ВЕНТИЛЯТОР ПЕЧКИ

При поломке, теплый воздух перестает поступать в салон автомобиля: печка перестает греть. Наиболее частой причиной такой неисправности является износ графитовых щеток или поломка подшипников. Необходима замена вентилятора печки.

Иногда проблема связана с перегоревшим предохранителем, необходимо просто его заменить на новый.

ЗАБИЛСЯ РАДИАТОР ПЕЧКИ

Печка в автомобиле не греет, потому что внутрь радиатора через защитный кожух попал мусор: насекомые, листья, другой мелкий мусор. Также система может засориться при применении неправильной или некачественной охлаждающей жидкости, а также при использовании в качестве охлаждающей жидкости водопроводной воды. Не используйте воду вместо установленных производителем охлаждающих жидкостей, это приведет к образованию накипи и засорению радиатора.

Проблема устраняется промывкой радиатора или его заменой на новый.

ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ ТЕРМОСТАТ

Термостат отвечает за циркуляцию антифриза по малому или большому кругу. Его может заклинить в открытом или закрытом положении:

  • при закрытом термостате печка будет работать нормально, иногда даже слишком сильно, нагнетая температуру выше указанной. Однако такое положение негативно скажется на работе двигатель: он будет перегреваться. Определить неисправность можно по постоянной работе внешнего вентилятора охлаждения;
  • при открытом термостате печка греет слабо. При этом, чем выше передача, тем слабее обогрев.

Эта неисправность решается заменой термостата на новый.

НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

В новых авто есть специальный датчик, который контролирует количество антифриза, но в подержанных авто его нет и определить утечку сложнее. Сигналами станут постоянная работа внешних охлаждающих вентиляторов или посторонние звуки под капотом при выключенном двигателе, например, шипение.

Важно выявить недостаток антифриза вовремя, иначе это приведет к недостаточному поступлению теплоносителя в радиатор, из-за чего он может выйти из строя. Если в авто печка плохо греет, проверьте все патрубки охлаждения и радиатор на предмет протечек. Если они обнаружены, необходимо заделать пробой или заменить радиатор. После работ с радиатором, долить антифриз до нужного для работы уровня.

ЗАВОЗДУШЕНА СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

Чаще всего воздух попадает в систему охлаждения при замене антифриза. Проблема устраняется прокачкой при снятой крышке радиатора. Также система может завоздушиться при повреждении прокладки блока цилиндров или при пробое патрубков. Необходимо найти место повреждения и заделать его, затем долить антифриз, после этого печка должна греть нормально.

ЗАБИТ САЛОННЫЙ ФИЛЬТР

Эта неполадка встречается часто и устраняется не с таким трудом, как в предыдущих случаях. Салонный фильтр просто перестал пропускать воздух, из-за этого в салоне холодно. Решение – заменить фильтр на новый. Временной мерой может стать очистка старого фильтра. Обычно, он легко снимается, лючок для доступа, как правило, находится в салоне под бардачком или торпедо.

Найдите салонный фильтр, снимите его, очистите от пыли, выбейте. Этого должно хватить для временного обогрева, пока не купите новую деталь.

ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ

Сложная поломка при которой могут наблюдаться разнообразные симптомы. При такой неисправности печка будет работать неправильно, будет подаваться то холодный, то горячий воздух и интенсивность подачи может также меняться.

Временного решения не существует. Поломка достаточно сложная, без консультации специалиста исправить вряд ли удастся. На всякий случай, проверьте состояние предохранителей, возможно печка не греет, потому что поврежден предохранитель.

Что делать, чтобы печка всегда работала исправно

Чтобы обезопасить себя от неожиданной поломки в самый неподходящий момент:

  1. Проверяйте состояние радиатора. Очищайте его снаружи от мусора и пыли, при замене жидкости прочищайте от накипи.
  2. Не заливайте в радиатор воду даже в летний сезон, это ведет к образованию накипи и засорению сот. Используйте качественный антифриз, такой подход обеспечит бесперебойную работу отопителя и продлит жизнь двигателю автомобиля.
  3. Не забывайте о салонном фильтре. В большинстве автомобилей он меняется за 30-50 минут, делайте это по меньшей мере раз в год.

Если печка работает не так как обычно, выполните первичные меры: проверьте состояние радиатора и предохранителей, замените салонный фильтр и антифриз.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Как избежать проблем с автомобильной печкой

Если вы хотите, чтобы в салоне вашей машины всегда было тепло, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Используйте высококачественную охлаждающую жидкость. Ведь антифриз влияет на функционирование как печки, так и мотора. Выбирайте проверенного производителя, своевременно меняйте жидкость. Ваша машина имеет инструкцию по эксплуатации, где указана частота замены тосола.
  • Очищайте радиатор. Возьмите пылесос, чтобы удалить загрязнения с внешней стороны устройства. Внутри радиатор получится очистить, используя специальный моющий раствор для очистки системы охлаждения автомобиля.
  • Регулярно заменяйте салонный фильтр. Если он загрязнен, то не только печка в машине не будет греть, но и система вентиляции и кондиционирования станет функционировать неправильно. Кроме того, в грязном фильтре скапливается пыльца и пыль. Находиться в такой машине человеку с аллергией может быть опасно.

Неисправность вентилятора

Одним лишь радиатором печки, без вентилятора, салон не натопишь: циркуляция воздуха необходима для его эффективного прогрева. Отказ вентилятора — неисправность редкая, зато легко диагностируемая, поэтому исключить её проще сразу. Достаточно выбрать максимальную интенсивность обдува и прислушаться: работающий на полной мощности вентилятор не услышать трудно. Да и из воздуховодов дуть должно ощутимо.

Если в салоне повисла предательская тишина, то виновник отсутствия тепла очевиден. Чаще всего у вентилятора выходят из строя подшипник (анонсируя свою скорую кончину громким свистом) и щётки электромотора, но возможен и обрыв проводки. Реанимировать вентилятор печки сможет автоэлектрик.

Как промыть радиатор печки автомобиля

Промывать радиатор печки можно как на автомобиле, так и со снятием. При этом снять такой радиатор зачастую сложно. По этой причине на начальном этапе можно попробовать промыть всю систему охлаждения специальными готовыми составами. Если это не помогает, тогда радиатор нужно снимать.

После снятия удается промыть радиатор как снаружи, так и внутри. Наружная чистка позволяет теплообменнику продуваться и генерировать тепло. Для внутренней очистки потребуется:

  1. мощный напор горячей воды;
  2. набор чистящих средств, составов или растворов;

Промывают радиатор путем подачи очистителя и воды внутрь под небольшим давлением. Обратите внимание, лучше пользоваться специальными готовыми составами для промывки. При этом важно заранее убедиться, что средство подойдет для того или иного радиатора и материала его изготовления. Причина — радиаторы изготавливают из разных материалов.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как установить дополнительный насос печки автомобиля. Из этой статьи вы узнаете, как заставить радиатор печки работать более эффективно, а также как установить дополнительный насос на печку.

В результате использование, например, кислот, каустической соды, щелочей или едких растворителей может вывести из строя резиновые и пластмассовые детали, а также сами радиаторы из меди, алюминия и т.д. Также приготовление растворов для очистки в домашних условиях связано с высокими рисками получить травмы, химические ожоги или отравления.

Неисправности в механизмах управления печкой

Частая проблема с плохо работающей печкой возникает из-за крана перекрытия подачи антифриза в радиатор. Он просто может заклинить в закрытом или полуоткрытом положении, из-за чего жидкость не будет доходить к радиатору.

В процессе обслуживания системы обогрева салона обязательно следует проверить работоспособность крана. Если же он заклинил, его можно попробовать разработать или же просто заменить.

Немного по механизму управления. При помощи рычагов или ползунков на панели посредством тросов осуществляется открытие и закрытие крана или заслонки, а также перенаправляются потоки воздуха. Так вот, если наконечник троса соскочит с крана или заслонки, то нарушается управление. Устранить все можно, просто установив наконечник обратно.

Видео: Плохо дует печка?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]