Самостоятельная замена расширительного бачка на ВАЗ 2110

В состав водяной системы охлаждения автомобилей ВАЗ «десятого» семейства обязательно входит пластмассовый расширительный бачок. Когда объём антифриза увеличивается в результате нагрева, его излишки поступают именно в эту ёмкость. Вторая функция элемента — отведение пара и избыточного давления через пробку с клапаном. Проблема в том, что на «десятках» бачки нередко выходят из строя и владельцам авто приходится их менять. Процедура замены не отличается сложностью и спокойно выполняется своими руками.

Расположение расширительной ёмкости

Пластиковый бачок для излишков охлаждающей жидкости устанавливается производителем в разных местах в зависимости от модели «десятого» семейства:

К элементам кузова расширительный бачок крепится фиксатором в виде плоского резинового ремня с металлическим крюком, зацепляющимся за выступ на лонжероне. К резервуару подключены 3 шланга:

  1. Снизу присоединяется патрубок большого диаметра, ведущий от термостата.
  2. Верхняя трубка малого диаметра уходит сквозь перегородку к радиатору салонного отопителя.
  3. Средняя малая трубка соединяет бачок с верхним штуцером основного радиатора охлаждения.

    Резервуар компенсирует расширение охлаждающей жидкости и пара от трех элементов системы — салонного отопителя, радиатора и основной магистрали возле термостата

На некоторых модификациях встречается резервуар с двумя штуцерами и присоединительными патрубками — большой идёт от термостата, а малый — от главного радиатора, подключение к печке отсутствует.

Каждый из шлангов выполняет отдельную функцию. Толстый патрубок служит для расширения охлаждающей жидкости и заполнения системы во процессе заливки тосола через горловину бачка. Две тонких трубки предназначены для отвода в резервуар пароводяной смеси из печки и основного радиатора при нагреве до максимально допустимой температуры антифриза 95 °С.

Расширительный бак (поз. 1) находится в наивысшей точке системы охлаждения на одном уровне с дроссельной заслонкой

Причины поломки бачков ВАЗ 2110—2115

Срок службы данного элемента не ограничивается регламентом. Это значит, что ёмкость следует менять по мере необходимости, а таковая возникает довольно часто. Наиболее распространённая причина замены — нарушение целостности пластикового корпуса во время эксплуатации. Бачок попросту лопается и вот почему:

  1. Засорение либо выход из строя клапана крышки. Поступающий из радиаторов пар поднимает давление внутри резервуара, поскольку не может выйти наружу через пробку. В результате стенка ёмкости разрушается.

    Повреждение пластиковой стенки происходит из-за превышения давления в системе охлаждения

  2. В автомобилях ВАЗ 2110—12 боковые стенки сосуда вплотную прилегают к элементам кузова — стакану и перегородке. При возрастании температуры антифриза и давления в системе пластику некуда раздуваться, отчего корпус лопается по шву на торце (как правило, в нижнем углу).
  3. В случае пробоя прокладки между головкой цилиндра и блоком двигателя система охлаждения подвергается серии гидроударов, создаваемых движением поршней. От подобного воздействия пластмассовый корпус тоже нередко лопается.
  4. Причиной может стать и сам расширительный бачок, изготовленный из некачественного сырья либо с нарушением технологии литья плас src=»https://vazweb.ru/wp-content/uploads/2017/08/treshchina-stenki-bachka-vaz-2110-12-700×360.jpg» class=»aligncenter» width=»700″ height=»360″[/img]
    На изделиях низкого качества трещины могут появиться через 3—6 месяцев после начала эксплуатации

Чтобы избежать разрушения расширительной ёмкости, рекомендуется проверять работоспособность клапана пробки перед каждой длительной поездкой. Практика показывает, что проблемы с баком чаще всего возникают именно в пути, когда на улице жарко, то есть, в летний период года. Признак неисправности — резкий скачок температуры охлаждающей жидкости и лужа под моторным отсеком с водительской стороны.

Бывалые водители советуют вместо штатной пробки бачка ставить крышку от предыдущих моделей ВАЗ 2109—099. Они гораздо надёжнее в работе и подходят по резьбе. Только учтите один момент: в некоторых комплектациях авто пробка снабжена датчиком уровня тосола. После подобной замены вы не сможете его контролировать, хотя на работоспособности охлаждающего контура это не скажется.

Из-за чего снижается уровень антифриза?

На уровень охладителя влияет перечень факторов:

  • целостность ГБЦ, прокладок, блока, радиатора и шлангов, печки и бачка расширения;
  • фиксация всех шлангов системы хомутами;
  • полноценная работа клапанов;
  • общее состояние отвода жидкости от шланга и горловины;
  • работа системы подачи топлива;
  • правильная настройка системы зажигания;
  • тип антифриза;
  • стиль вождения.

При появлении трещин в ГБЦ или прокладках наблюдается постепенная протечка антифриза в масло или цилиндры. В первом случае водитель получит пузыристый состав, не пригодный для дальнейшего использования в системе. Во втором – выхлоп приобретет вид белого пара даже в теплую погоду. Пробивка прокладки чревато появлением двух симптомов одновременно.


Дополнительно наблюдается ощутимое снижение мощности силовой, что влечет повышенный расход бензина. Слабо закрепленные шланги могут пропускать антифриз по достижению высокого давления в системе. Неисправность клапанов радиатора и бака расширения не дадут сформироваться нормальному давлению, из-за чего снизится температура кипения охладителя и возникнет риск появления паровых пробок, что сильно отразится на целостности ГБЦ.

Забивание шлаком шлангов отвода чревато тем, что антифриз не сможет вернуться обратно в радиатор и двигатель. В результате приемлемый уровень упадет, что станет почвой для образования новых пробок.

На нагрев цилиндров также влияет несколько факторов. И это не только работа системы охлаждения, но и грамотная настройка самой топливной аппаратуры, а также системы зажигания. Если в систему попадает переобедненная смесь, то появится детонация, что чревато более быстрым сгоранием бензина с повышенным выделением тепла. Это влечет увеличение температуры антифриза, закипание и появление пробок. В итоге имеем резкое падение уровня охладителя и ускоренный перегрев мотора.

Рекомендации по выбору

Для моделей ВАЗ 2110—12 в продаже можно найти 2 типа расширительных бачков:

  • старого образца с двумя горловинами: в первую вкручивается датчик уровня охлаждающей жидкости, а вторая закрывается пробкой с выпускным клапаном;

    На изделиях старого образца сделана вторая горловина под установку датчика уровня тосола

  • нового образца с одной горловиной (без датчика) и выпуклым по бокам корпусом.

    На ёмкости нового образца датчик уровня не предусматривается

Если в вашем автомобиле датчик предусмотрен в расширительной ёмкости, то необходимо подобрать изделие старого образца. Соответственно, для версий без датчика потребуется резервуар в новом исполнении.

Для моделей ВАЗ 2114—15 предлагаются бачки одинаковой формы на 3 штуцера: два из них расположены на одном торце, а третий — на противоположном. Между собой изделия для ВАЗ 2110 и 2114 не взаимозаменяемы, хотя при большом желании закрепить деталь от другой модели вполне реально. Другое дело, что в этом нет нужды — обе разновидности есть в свободной продаже и практически не отличаются по цене.

Резервуар для моделей 2114—15 отличается более широкой формой и разносторонним расположением штуцеров

При покупке расширительного резервуара для любой серии авто «десятого» семейства обратите внимание на такие моменты:

  • пластмасса качественного изделия должна быть светлой и наполовину прозрачной;
  • трещинки по углам или возле штуцеров недопустимы;
  • пластик не должен быть «дубовым» либо иметь тёмные примеси, видные невооружённым глазом;
  • отыщите на корпусе оттиск торговой марки производителя и каталожного номера (21083–1311014 для ВАЗ 2114).

Для всех модификаций «десяток», «четырнадцаток» и «пятнадцаток» доступен небольшой тюнинг — установка расширительного бака от системы охлаждения авто «Лада Приора». Зачем и как это реализуется, будет рассказано ниже.

Резервуар системы охлаждения «Приоры» имеет прямоугольную форму и 3 штуцера на передней стенке

Видео: как отличить оригинальную запчасть

Как обогреть его в зимний период

Это необходимо, чтобы емкости не трескались и их не приходилось менять.

Итак. Для того чтобы сделать обогрев своими руками, понадобится около 1 метра медной трубы диаметром 8 мм, 2 метра такого же шланга в оплетке, манжеты бачка и хомуты.

Технология не требует особых навыков и является предельно простой.

Для следующей технологии понадобится все та же трубка. При помощи газовой горелки или же паяльника следует выгнуть трубу так, чтобы получился змеевик. Крепят его нетрадиционно. Змеевик припаивается к текстолитовой пластинке. Затем все это устанавливается в емкость, но так, чтобы не мешать работать датчику уровня.

Отверстия для обогревательного устройства можно проделать при помощи паяльника.

Третья схема представляет собой готовую систему – «Гейзер». Когда по змеевику проходит охлаждающая жидкость, температура ее растет. Температура жидкости в бачке также вырастет.

Не забывайте следить за состоянием вашего автомобиля, и тогда он будет долго и надежно работать для вас. Следите за уровнем жидкости в омывателе, и вам не придется слишком часто менять бачки зимой.

Добрый вечер читателям и привет Drive2.

После установки веерных форсунок омывателя ветрового стекла решил до конца решить проблему с омывателем, так скажем провести профилактический осмотр всего узла и замену необходимого. Уже давненько через раз уходила вода или незамерзающая жидкость (в зимний период) куда то из бачка в моторный отсек мимо аккумулятора. Вот только сейчас решил основательно разобраться в этой проблеме, ведь это по-сути влияет на безопасность езды в плохую погоду. При визуальном осмотре и тесте с залитым бачком было выявлено то, что вода вытекает из самого насоса, а через несколько минут присмотревшись внимательно на бачке возле крышки лопина по шву, шедшая до горловины, вследствие чего крышка на горловине прокручивалась, а мне и дела до неё почему то не было). Решено было менять и бачок и насос.

Куплены запчасти были на ул. Ангарская на оптовой базе (Avist.ru

— их сайт, там есть прайс-лист на товары). На фиг рынки эти, а то цены с неба придумывают:

Моторчик омывателя (насос) 2110 Самара черный

( 90 руб
./шт.);

Бачок омывателя 2170 (1 моторчик)
(130 руб./шт.).

— Аккумулятор я не снимал, как это делают некоторые, хотя не спорю, будет удобнее демонтировать бачок.

Сначала снимаем клемку с насоса омывателя, потом вынимаем аккуратно сам насос, отсоединяем шланг для подачи омывалки из насоса на форсунки;

После чего нужно открутить две гайки на 10, одна на стакане, другая с другой стороны бачка на кузове, но мешает черный блок (ABS вроде) и в моём случае ещё растяжка передних стаканов;

Снимаем это всё, снимаем бачок, ставим новый бачок, собираем всё в обратной последовательности.

Подключаем всё, проверяем — работает.

Заодно немного навёл марафет под капотом.

Вообщем всем до свидания, следите за своими железными друзьями и подружками!

Обратите внимание, для Приоры-универсал и хетчбек нужен бачок под два насоса, для седана под один

  1. Сливаем жидкость из бачка омывателя.
  2. Снимаем клеммы с аккумулятора ключом на 10.
  3. Откручиваем верхнее крепление аккумулятора ключом на 13.
  4. Откручиваем стойку крепления аккумулятора ключом на 13 — будьте аккуратны, гайку легко уронить на защиту картера.
  5. Снимаем аккумулятор.
  6. Если ваш автомобиль оборудован кондиционером, снимаем монтажный блок с болтов крепления левой опоры ключом на 13.
  7. Вынимаем насосы из бачка. Приготовьте тряпку, чтобы собрать остатки вытекшей омывайки.
  8. Откручиваем две гайки крепления бачка — на стойке и в районе фары.
  9. Вынимаем старый бачок.
  10. Примеряем бачок от 2112 — проушины садятся на свои места, но бачок прилегает к кузову неплотно с небольшим перекосом — сказываются различия в форме. Доступ к крышке блок-фары несколько затруднен. Крышка снимается и одевается с усилием.
  11. Прикручиваем бачок на место.
  12. Смазываем силиконовым герметиком резиновые уплотнители в местах установки насосов. Ставим насосы на место.
  13. Заливаем немного воды в бачок — проверяем герметичность установки насосов.
  14. Устанавливаем монтажный блок и аккумулятор на место.

Приближается осень, а вместе с ней и дождливая погода. Лишний литр омывайки будет совсем не лишним. Осталось подключить датчик уровня, но об этом я напишу отдельно.

Порядок замены ёмкости

Процедуру разборки желательно выполнять на остывшем моторе, поскольку горячий антифриз неизбежно попадёт на руки и вызовет ожоги. Специальное оборудование и какие-то особые условия не требуются, в том числе и смотровая канава. Для работы выберите освещённую ровную площадку или тёплое помещение, если замена производится посреди зимы.

Из инструментов и дополнительных материалов необходимо подготовить:

  • крестообразную отвёртку;
  • пассатижи;
  • набор рожковых ключей;
  • ручной либо ножной насос с заострённой насадкой на воздушном шланге;
  • тазик для антифриза;
  • ветошь.

    Для работы понадобится простой набор инструмента, имеющийся в каждом гараже

Также рекомендуется запастись новыми хомутами под размер патрубков, старые лучше не использовать.

Инструкция по разборке и установке новой детали

Чтобы поменять ёмкость, необходимо освободить её от тосола. Полностью опорожнять систему нет нужды, надо слить не более 2 л жидкости. Это можно сделать двумя способами:

  1. Открутить защитный пыльник под радиатором, подставить таз и вывернуть на несколько оборотов нижнюю пробку основного радиатора. Когда антифриз покинет бачок, заверните пробку обратно.

    Пробка с барашком для ручного выкручивания расположена в нижней части радиатора

  2. Отсоединить от резервуара верхнюю трубку, идущую от печки, и надеть на штуцер нового элемента. К свободному патрубку старой ёмкости приложить насадку насоса и путём накачивания выдавить охлаждающую жидкость, которая перетечёт в новый бачок.

В первом случае нужно заблаговременно снять пробку расширительного сосуда, а во втором она должна оставаться закрытой.

Дальше работайте в следующем порядке:

  1. Снимите 2 малые трубки с ёмкости, ослабив хомуты отвёрткой. Отведите их в сторону.

    Шланги легко снимаются со штуцеров после ослабления хомутов

  2. Повторите операцию с большим нижним шлангом, но после снятия закрепите его повыше или переломите и привяжите конец проволокой.
  3. Отстегните резиновый фиксатор и вытащите старый бачок из гнезда.

    Для снятия элемента достаточно отстегнуть резиновый фиксатор

  4. На его место вставьте новый, закрепите фиксатором и подключите все патрубки в обратном порядке, используя новые хомуты.

    Новая деталь вставляется в нишу на место старой и крепится фиксатором

На автомобилях ВАЗ 2110 и 2114 разборка и монтаж новой детали производятся одинаково. Разница заключается лишь в месторасположении резервуара.

Чтобы долить антифриз до уровня между рисками Min и Max на стенке бака, не создав воздушной пробки в системе, отсоедините трубку от блока подогрева дроссельной заслонки (это высшая точка контура охлаждения). Заливайте жидкость в бачок, пока он не побежит из снятой трубки, после чего наденьте её на штуцер и зафиксируйте хомутом. Добавьте тосола до требуемого уровня.

Перед заливкой тосола в систему нужно снять один из патрубков, подключённых к блоку дроссельной заслонки

В процессе замены следует обратить внимание на состояние шлангов, ведущих к ёмкости. Если их концы раскисли и увеличились в диаметре, а на стенках образовались трещины, такие патрубки лучше поменять.

Монтаж расширительного бака от «Приоры»

Ёмкость системы охлаждения двигателя ВАЗ 2170 отличается утолщёнными стенками, благодаря чему «Приора» навсегда избавилась от «детской болезни» лопающегося резервуара, присущей ВАЗ 2110. Есть и другая причина: в штатном бачке «десятки» струя антифриза из патрубка радиатора бьёт изнутри прямо в крышку, отчего последняя протекает. На «приоровской» детали штуцеры стоят под углом к горловине, поэтому жидкость туда не попадает.

Штуцеры ёмкости от ВАЗ 2170 направлены в сторону от заливной горловины

Поскольку деталь от ВАЗ 2170 шире штатного элемента, её установка связана с некоторыми трудностями: в узкое пространство между стаканом и перегородкой бачок просто так не войдёт. Что нужно сделать:

  1. Снять стеклоочистители, открутив гайки крепления.
  2. Демонтировать верхнюю кузовную панель.
  3. Открутить обшивку перегородки со стороны подкапотного пространства.
  4. Примерить новый бачок, вставив в проём. Затем обрезать по его размеру шумоизоляцию и собрать узел в обратном порядке.

    Чтобы широкий элемент от «Приоры» поместился в узкий проём, придётся снять обшивку перегородки

Расширительные ёмкости для «Приоры» бывают двух типов — на 2 и 3 штуцера (первые ставятся на машину с кондиционером). Вам нужна деталь второго типа для присоединения трёх шлангов.

Монтаж патрубков и заливка охлаждающей жидкости выполняется по технологии, описанной в предыдущем разделе. Что касается модификаций ВАЗ 2114—15, где расширительный сосуд размещён в широкой нише перед стаканом стойки, подобная замена трудностей не вызовет.

Работы по замене расширительного бачка на машинах «десятого» семейства следует выполнять самостоятельно, если вы хотите сэкономить личное время и деньги. Поездка и обращение на автосервис выйдет дольше и обойдётся дороже. По окончании процедуры не забудьте проверить работу системы охлаждения путём прогрева мотора до рабочей температуры и момента включения электрического вентилятора.

Интернет-автоклуб ИЖ-2126

Требуемые запчасти и материалы:

  • Бачок расширительный ВАЗ-2110 нового образца;
  • Патрубок расширительного бачка ВАЗ-2110;
  • Трубка пароотводящая расширительного бачка ВАЗ-2110 2 шт.
  • Ремень расширительного бачка ВАЗ-2110;

Дополнительно, кто хочет поставить альтернативный датчик вкл. вентилятора:Оригинальные номера: AUDI / VOLKSWAGEN 811 959 481AUDI / VOLKSWAGEN 893 959 481

Установка.

Для начала снимаем старый (родной) бачок и размечаем на кронштейне места, где будут вкручены саморезы для кронштейна. Разметку делаем на пересечении середины кронштейна (пересечение вертикальных и горизонтальной линий).


Рис. 1. Кронштейн бачка и места вкручивания саморезов.

Далее нужно слить охлаждающую жидкость, т.к. дальше нам потребуется снять верхний (подводящий) шланг радиатора к патрубку головки блока цилиндров.


Рис. 2. Верхний (подводящий) шланг радиатора, патрубка головки блока цилиндров.

После того, как жидкость слита, нужно сделать короткий шланг такого же сечения с изгибом (можно купить аналогичный шланг и отрезать от него). Рис. 3. Кусок резинового патрубка.

Далее нам понадобится тройник 3/4 3/4 1/2, а также подходящий к нему штуцер с диаметром «10» мм.


Рис. 4. Тройник 3/4 3/4 1/2 и штуцер диаметром «10» мм.

Вставляем тройник в шланги и обжимаем подходящими хомутами, как показано на рис. 3.

Теперь изготавливаем кронштейн для расширительного бачка. Для этого можно взять металлические пластины (тонкие) шириной 2.5 – 3 см и 10 – 15 см, длину можно взять с запасом 30 — 40 см, я вырезал их ножницами по металлу на глаз. Берём заранее купленный бачок ВАЗ-2110 и обворачиваем его металлической менее широкой пластиной таким образом, чтобы она повторяла контуры бачка. Далее размечаем на пластине места, где будут вкручены саморезы. Берём широкую пластину и прикручиваем её к узкой пластине так, как изображено на рис. 1. Широкой пластиной аналогично узкой обворачиваем бачок. Затем обрезаем пластины по месту, таким образом, чтобы резиновый обжимной ремень ВАЗ-2110 мог натянуться на бачок с усилием и прижал толстую пластину.

Закручиваем один конец узкой пластины вокруг удерживающего кольца обжимного ремня и зажимаем кольцо.


Рис. 6. Обжим кольца обжимного ремня бачка ваз 2110.

На другом конце узкой пластины просверливаем отверстие диаметром 10 мм и немного загибаем его в сторону от бачка.


Рис. 7. Вид готового кронштейна.

Теперь берём готовый кронштейн и ударами молотка по шляпкам саморезов проделываем отверстия в ранее намеченных точках на кронштейне старого бачка. Данный способ наиболее целесообразен, так как дрелью со сверлом невозможно подлезть к кронштейну. Прикручиваем кронштейн (с большим усилием саморезы вкрутятся).Заменяем шланг идущий от двигателя к старому расширительному бачку на шланг от ВАЗ-2110.

Вставляем бачок в кронштейн, натягиваем обжимной ремень. Вставляем шланг идущий к расширительному бачку, затягиваем на концах хомутами. Нам также понадобятся пароотводящие шланги расширительного бачка ВАЗ-2110 – 2 шт. Один шланг надеваем на штуцер тройника, другой на штуцер радиатора. Обрезаем шланги на нужную длину по месту.


Рис. 8. Шланги пароотводящие и патрубок расширительного бачка ВАЗ-2110.

Если пароотводящие шланги просто одеть на штуцеры бачка, то возникает проблема утечки охлаждающей жидкости через крышку бачка, т.к. напор ОЖ бьёт прямо в крышку. Для устранения проблемы нам понадобится разобранная антенна от радиоприёмника и пустая трубка от пасты гелевой ручки. Из разобранной антенны нам понадобится трубка маленького диаметра (примерно такого же как у пасты гелевой ручки), а длина должна быть примерно 15 – 17 см. Расширяем отверстия в штуцерах бачка сверлом с диаметром сравнимым с диаметром подготовленными нами трубочками. Вставляем трубки таким образом – в верхний штуцер бачка вставляем трубочку от гелевой ручки, к ней присоединяем шланг пароотводящий, идущий от радиатора, в нижний штуцер вставляем трубочку от антенны, шланг присоединяем идущий от тройника. Если напор ОЖ внутри бачка всё равно попадает на крышку, можно трубочки вставленные в штуцеры подогнуть внутри бачка.

Пошаговая замена расширительного бачка ВАЗ-2110

Безусловно, техническое обслуживание железного коня лучше доверить мастерам СТО. Однако услуги специалистов стоят недешево. Сэкономить свои деньги можно, взяв на себя обслуживание не особо сложных деталей, заменить которые вполне возможно самостоятельно.

Иногда владельцы одного из наиболее распространенных российских автомобилей ВАЗ-2110 сталкиваются с ситуацией, когда их машине требуется замена расширительного бачка. И это именно такой случай, когда автолюбитель вполне может обойтись без специалистов и произвести ремонт самостоятельно. Потребуется лишь небольшая предварительная теоретическая подготовка.

Для начала разберемся, что собственно такое расширительный бачок автомобиля. Эта составляющая системы охлаждения в первую очередь выполняет функции резервуара для излишков охлаждающей жидкости (антифриза). Нужен расширительный бачок еще и для выведения пара и излишнего давления.

Строение расширительного бачка ВАЗ-2110 довольно простое. Деталь производится из пластика. Наверху, как правило, расположены два отверстия: в горловину первого монтируется датчик температуры антифриза, который передает данные на приборную панель, а на второй расположена крышка с выпускным подпружиненным клапаном. Отметим, что такова конструкция расширительного бачка старого образца. В последнее время владельцам ВАЗ-2110 автомагазины предлагают расширительные бачки несколько иного вида. Бачок нового образца имеет корпус другой формы, снабженный лишь одной горловиной (без датчика).

Расположен расширительный бачок «десятки» в ее подкапотном пространстве с левой стороны, за стаканом стойки. Вариантов неприятностей, которые могут настичь расширительный бачок, не так много.

ВАЗ 2112 замена тосола – тонкости процесса

Если купить автомобиль, поставить его в сервант и любоваться, то, однозначно, не потребуется замена никаких рабочих жидкостей. А так как нормальный автомобиль постоянно находится в работе, то он и требует обслуживания. Один из видов работ, которые необходимо выполнять, это замена тосола или антифриза – словом, охлаждающей жидкости. Устройство системы охлаждения

В данной статье приведена инструкция по тому, как заменить тосол в ВАЗ 2112 самому

Здесь вы найдете некоторые особенности, на которые важно обратить внимание при замене охлаждающей жидкости, видео по замене и детальное описание самого процесса

Рассмотрим каждую из них

Проблема способна возникнуть с клапанной пробкой – крышку может попросту заклинить. Поскольку основным ее предназначением является вывод пара, при поломке крышки внутри резервуара возникает избыточное давление. Такая ситуация вполне способна привести тому, что бачок попросту разорвет. Важно помнить, что при заклинивании крышки во время движения не стоит глушить мотор автомобиля. Следует остановить движение и дождаться начала работы вентилятора охлаждения.

Еще одной проблемой может стать банальный износ резьбы горловины, что в большинстве случаев приводит либо к невозможности закрутить крышку либо к нарушению герметичности. Конечно, можно временно применить уплотнитель, но целесообразнее все же полностью заменить весь расширительный бачок.

Может выявиться и такая неисправность расширительного бачка, как негерметичное соединение патрубка и бачка. Проблема эта решается применением специального герметика.

Ну, и наконец, наиболее «бросающаяся в глаза» проблема – собственно повреждение самого бачка. Не важно, что послужило причиной данной неприятности: недоработки производителя, естественный износ материала или разрыв в результате повышенного давления, в любом случае исправить ситуацию сможет лишь покупка нового расширительного бачка. В Сети можно найти советы по склеиванию или запаиванию сосуда, однако вряд ли целесообразно поступать таким образом, ведь цена детали не столь высока.

Итак, решение о необходимости замены принято, новый расширительный бачок приобретен – впору приступать к «операции». Для начала подготовим инструменты:

  • отвертки;
  • ключи;
  • плоскогубцы.

Стоит также позаботиться о новых хомутах и наждачной бумаге (она поможет сгладить возможные шероховатости на деталях, что поспособствует лучшему их прилеганию).

В первую очередь необходимо слить охлаждающую жидкость. Естественно, автомобиль перед процедурой должен остыть. Возможно, слить антифриз непосредственно из бачка не выйдет, в таком случае придется сливать жидкость из всей охлаждающей системы.

После отключения разъема датчика уровня хладагента следует при помощи отверток произвести скручивание винтов на хомутах и ослабить их. Следующим этапом будет снятие шлангов, присоединенных к бачку. Осталось лишь отстегнуть ремень крепления и снять расширительный бачок.

Установив бачок, все вышеперечисленные действия придется повторить, но уже в обратной очередности. Завершающим этапом станет доливание охлаждающей жидкости. Кстати, иногда владельцы ВАЗ-2110 задаются вопросом о том, отличается ли количество заливаемого тосола в «десятках» оснащенных двигателями, имеющими 16 клапанов от их «сестер» с мотором в 8 клапанов. Ответ производителя довольно определенный. Заправочный объем системы охлаждения, обеспечивающий ее бесперебойную работу, составляет 7,8 литра. И это правило работает как для «свежих» автомобилей ВАЗ-2110, так и для агрегатов старого образца.

Завершив работы по замене расширительного бачка, необходимо провести проверку функционирования системы охлаждения. Для этого придется прогреть двигатель до рабочей температуры и дождаться пока включится вентилятор.

Как видно, процесс замены расширительного бачка ВАЗ-2110 не отличается особенной сложностью, а значит, его вполне может самостоятельно провести почти любой владелец «десятки», значительно сэкономив при этом свои денежные ресурсы.

Приступаем к замене – на что обратить внимание?

Для установки бачка вам нужны будут отвертки, плоскогубцы, новые хомуты, набор ключей и наждачная бумага. Наждачная бумага необходима для обработки входных отверстий на пластике бачка, которые имеют шероховатую поверхность. Необходимо сделать ее гладкой, это способствует лучшему прилеганию патрубков системы.

Замена бачка должна проводиться согласно инструкции, которая указана в его новом комплекте. Если автомобиль был в ходу, необходимо подождать, пока он остынет. Первым делом откройте крышку радиатора автомобиля, так вы снизите давление в системе. Можно полностью избавиться от охлаждающей жидкости, открутив пробку внизу радиатора. Если жидкость вы меняли недавно, тогда нужно при снятии старого бачка пережать его патрубки, чтобы предотвратить ненужные потери.

После этого следует установка нового бачка и подсоединение к нему всех патрубков. Хомуты нужно зажимать без применения особых усилий, чтобы не поломать входные отверстия бачка. Если необходимо, долейте охлаждающей жидкости. В автомобиле ВАЗ 2110 очень важно постоянно соблюдать средний уровень жидкости. После выполнения всех работ и проверки остальных патрубков системы заведите автомобиль и дайте ему поработать до температуры кипения. Когда на радиаторе включится вентилятор, наблюдайте за крышкой бачка – она должна сбрасывать давление.

Установка нового бачка

Если крышка бачка сбрасывает давление в системе, но на панели приборов вы видите малый уровень жидкости, тогда замените электронный датчик, который расположен в бачке. Как правило, он приобретается отдельно. Его установка очень простая – достаточно только отсоединить фишку на крышке и выкрутить его, вставить новый и повторить действия в обратном порядке.

Самостоятельная замена расширительного бачка на ВАЗ 2110

На каждом автомобиле имеется расширительный бачок. Модель ВАЗ 2110 отечественного производства исключением не является. Данная емкость служит для того, чтобы отводить лишнее тепло от двигателя вашего автомобиля.

Порой случается так, что сам бачок или его крышка выходят из строя. Это приводит к необходимости провести небольшой ремонт, заменить отдельный элемент или всю емкость в сборе. Быть профессиональным автомехаником для самостоятельного ремонта не обязательно. Нужно просто знать некоторые нюансы.

Выявляем неисправность крышки

Заметив, что в вашем ВАЗ-2110 расширительный бачок кипит при нормальной температуре двигателя, проверьте первым делом крышку. Сделать это можно при помощи автомобильного компрессора с манометром.

Сначала отсоединяем от бачка один из верхних тонких шлангов. Его конец наглухо перекрываем путем перегиба. Это необходимо для того, чтобы охлаждающая жидкость не вытекла, когда мы будем создавать давление в бачке. К освободившемуся штуцеру подключаем шланг от насоса и начинаем качать. Крышка при этом должна быть плотно закручена. При достижении давления 1,1 кгс/см 2 прислушиваемся к пробке. Она должна начинать шипеть, что свидетельствует о ее работоспособности. Если при достижении давлением показателя 1,8 кгс/см 2 крышка не начала стравливать воздух, можете смело ее выбрасывать. В противном случае бачок лопнет в ближайшее время.

Как он выглядит?

Внешне расширительный бак представляет собой пластиковую емкость. Внутрь этой тары заливается жидкость, которая принимает непосредственное участие в охлаждении мотора.

Конструкция элемента включает в себя шланги, замкнутые в контур, поплавковый датчик, встроенный в крышку или пробку бака. Кому как удобнее. Именно этот датчик передает информацию о текущей температуре охлаждающей жидкости. При повышении допустимых показателей, на приборной панели загорается соответствующая сигнальная лампа.

Конструкция в сборе

Где он находится?

Чтобы заменить поврежденную емкость, для начала нужно определить, где она располагается.

Местом обитания расширительного бачка является подкапотное пространство с водительской стороны, прямо за стаканом стойки.

Подобное расположение в ВАЗ 2110 удачным точно не назовешь, поскольку со всех сторон пластикового бака находятся металлические элементы. Из-за этого с расширением пластика возникают проблемы, иногда бак попросту лопается.

Особенно часто происходит разгерметизация бачка в летний период, когда на улице наблюдается сильная жара. Эту проблему производитель в лице АвтоВАЗ учел при разработке новых моделей. А владельцам «десятки» приходится мириться с таким расположение бака.


Расположение емкости

Как поменять расширительную емкость на новую

Если на вашем ВАЗ 2112 расширительный бачок вышел из строя, выход остается только один — замена. Опишем вкратце данную несложную процедуру, которую вам по силам выполнить за какие то 15 мин личного времени.

  1. 1. Частично сливаем охлаждающую жидкость в чистую емкость посредством дренажной пробки на радиаторе в достаточном количестве, чтобы без проблем снять пустой бак.
  2. 2. Ослабляем хомуты пароотводящего и заправочного шлангов и откидываем коммуникации охладительной системы ВАЗ 2110(2112) в сторону.
  3. 3. Отсоединив крепежный хомут, можно извлечь расширительный бачок ВАЗ 2110 из капота.

Возможные проблемы

На самом деле разрывы пластиковой емкости происходят не так часто, потому заранее пугаться не стоит, приобретая себе подержанный ВАЗ 2110.

Гораздо чаще владельцы этого отечественного авто сталкиваются с поломкой клапанной крышки бачка. Она отвечает за сброс избыточного давления при перегревании силового агрегата.

Именно эту крышку может заклинить, из-за чего внутри емкости растет давление, что в итоге может привести к разрыву пластика.

Если подобная неприятность застала вас в пути, ни в коем случае не выключайте двигатель. Нужно остановиться, подождать момента включения вентилятора охлаждения.

Профилактические меры

Как вы понимаете, расширительная емкость непосредственно связана с радиатором и вентилятором, потому поддержание бака в рабочем состоянии — прямая обязанность каждого владельца автомобиля.

Профилактика включает в себя следующие мероприятия:

  • Периодически осматривайте состояние пластиковой емкости и отдельных ее элементов;
  • При обнаружении слишком низкого уровня охлаждающей жидкости в баке, добавьте недостающее количество;
  • Если вскоре вновь ее стало заметно меньше, проверьте бак на предмет герметичности. Вероятнее всего, где-то жидкость вытекает;
  • Наблюдайте за состоянием горловины бака. Если на нем есть следы потеков, это хорошо. Такое явление говорит о том, что клапанная крышка срабатывает, сбрасывает избыточное давление. Отсюда и следы охладителя.

Устройство, принцип работы крышки бачка

Как я уже указывал сверху, задача крышки удерживать давление до определенного предела. Становится понятно, что она должна потно прилегать к бачку и не давать давлению стравливаться, до определенного предела – в 1,1 – 1,5 атмосфер.

Крышка сама практически ничего не держит, она нужна только для прижатия клапана высокого – низкого давления, который погружается в горловину расширительного бачка.

Как правило, на корпусе клапана стоят одна — две герметизирующих прокладки, которые и выполняют роль, своеобразных сальников. Во многих иномарках клапан один, он же и впускной и выпускной, то есть может стравливать и нагнетать давление.

Стоит отметить на многих отечественных ВАЗ, крышка устроена по-другому, здесь стоят физически два клапана, один как вы догадались работает только для стравливания давления, другой чтобы его нагнетать (нормализировать) до нормального.

Эти клапана получили названия:

  • Предохранительный – от высоких показателей
  • Вакуумный – от низких значений

Но пока давление в системе нормальное и тот и другой закрыты – не работают, это норма! Однако зачастую происходит поломка крышки, определить простому автомобилисту (причем начинающему очень сложно), хотя это влечет за собой достаточно дорогостоящие поломки. Сейчас пару слов о признаках, такой не исправности.

Что выбрать?

Если вам потребовалась все же замена бачка, сначала нужно выбрать, на что именно вы поменяете старую емкость.

Сегодня на рынке представлено несколько достойных вариантов, которые отлично подойдут для вашего ВАЗ 2110.

ВариантОсобенности
Штатный бачок для «десятки»Заводской вариант, который является оптимальным в соотношении цены и качества. Порой ничего лучше родных деталей не придумаешь
Зарубежные аналогиЕсли удастся отыскать идеально подходящий бак, вам повезло. Качество на уровне, свои функции выполняет превосходно. Только вот отыскать такой вариант крайне сложно. Плюс цена выше
Емкость от ПриорыМногие считают его идеальным выбором для ВАЗ 2110. Стоит около 300 рублей. Отыскать его можно по номеру каталога 2170-1300060. Стенки толще, что положительно сказывается на надежности. Только учтите, что есть два типа:
  • Для Приоры в кондиционером;
  • Для авто без кондиционера (один нижний и два верхних штуцера)

Если вы выбрали для замены бачок от Приоры, тогда брать следует версию для автомобиля без кондиционера.

Замена или ремонт?

Возможно ли вообще отремонтировать бачок? Если его разорвало на кусочки, тогда нет.

Ремонту данный элемент подлежит только в случае выхода из строя комплектующих — поплавка или крышки.

При потере герметичности, вне зависимости от причин, ремонт невозможен. Теоретически можно склеить пластик, сделать заплатки, но ни к чему хорошему подобная экономия не приведет.

Чтобы заменить крышку, воспользуйтесь запасной частью от модели ВАЗ 2199. Хотя эта модель старше, нежели «десятка», элементы взаимозаменяемые. Плюс по качеству крышка от девятки оказалась лучше, а резьба совпадает идеально.

Просто выкрутите сломанную крышку и вкрутите на ее место новую. Вот и вся суть замены.

Неисправности системы охлаждения и способы их устранения

Неполадок системы охлаждения может быть достаточно много. Связано это в большинстве случаев не столько с надёжностью СОД, сколько с низким качеством комплектующих. Типичные неисправности бывают следующие:

  • низкий уровень ОЖ в бачке из-за нарушенной герметичности соединений шлангов, повреждения бачка;
  • отсутствие давления в системе, вызванное вышедшим из строя водяным насосом;
  • перегрев жидкости из-за неработающего в нормальном режиме электровентилятора – неисправны электровентилятор, реле, датчик температуры;
  • выход из строя термостата – определить эту неисправность можно по двум признакам: либо ОЖ циркулирует только по большому кругу, либо только по малому, в результате двигатель не нагревается или перегревается.

Рекомендуется регулярно пользоваться режимом самодиагностики для своевременного выявления отклонений в температурном режиме и следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Утечка антифриза

Сначала следует проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. Если он низкий, нужно осмотреть подкапотное пространство на предмет наличия подтёков. Обычно причина их появления в слабом соединении хомутов, повреждении радиатора или радиатора печки. Во всех случаях потребуется замена элементов.

Циркуляция тосола в системе

Чтобы проверить наличие давления в системе, следует открыть крышку расширительного бачка и посмотреть, как внутрь поступает тосол. Плохая циркуляция может стать следствием загрязнения СОД, в этом случае потребуется ее промывка. Другая причина заключается в выходе из строя помпы, но в этом случае гарантированно будет оборван ремень ГРМ, и последует дорогостоящий ремонт загнутых клапанов.

Двигатель перегревается

Причиной в большинстве случаев становится неисправный термостат. Для проверки нужно потрогать рукой нижний и верхний патрубки радиатора. Если верхний при рабочей температуре двигателя будет горячий, а нижний остаётся холодным, значит, термостат заклинил в закрытом положении.

Если он заклинит в открытом виде, двигатель будет долго прогреваться. Летом это не страшно, а зимой принесет массу неудобств. В обоих случаях термостат подлежит замене. Двигатель может перегреваться, если в системе есть воздушная пробка, или не работает электровентилятор. Также надо проверить радиатор – возможно, его соты забиты грязью.

Замена водяного насоса

Для удобства лучше снять и убрать в сторону адсорбер, не отсоединяя шлангов. Пластиковая накладка сверху на двигателе и защитный кожух привода ГРМ тоже нужно снять. Дальнейший алгоритм действий такой:

  1. Домкратом приподнять правую переднюю сторону, тем самым вывесить колесо, в дальнейшем это понадобится для установки меток.
  2. Колесо нужно снять, открутить гайку крепления шкива коленчатого вала и снять шкив.
  3. Ослабить гайки крепления роликов-натяжителей и снять ремень привода газораспределительного механизма.
  4. Вставить подходящий деревянный брусок между шестернями распредвалов, предотвратив их прокручивание.
  5. Открутить три крепежных болта, фиксирующих помпу, и снять насос.

Новая помпа устанавливается в обратном порядке, рекомендуется нанести на места соприкосновения с блоком небольшой слой силиконового герметика.

Замена радиатора

Следует сначала слить антифриз из системы, открутив сливную пробку в нижней части радиатора, предварительно подставив подходящую ёмкость. Далее нужно слить охлаждающую жидкость с рубашки блока. Дальнейшая работа проводится следующим образом:

  1. Снятие фишки проводов и отключение электровентилятора.
  2. Открутить два болта с левой стороны.
  3. Открутить две гайки сверху и болт внизу.
  4. Теперь можно снять радиатор вместе с электровентилятором, отсоединив предварительно нижний и верхний патрубок.

Новый радиатор устанавливается в обратной последовательности, рекомендуется поменять охлаждающую жидкость.

Замена термостата

Перед заменой термостата следует слить охлаждающую жидкость из радиатора и из блока цилиндров. Теперь нужно ослабить хомуты патрубков, подходящих к термостату и демонтировать его. Новое устройство устанавливается в обратной последовательности, рекомендуется заменить и хомуты.

Все эти работы, а также замена соединительных шлангов или радиатора отопителя могут осуществляться в гаражных условиях. Для этого не обязательно обращаться в автосервис. Замена помпы стоит не менее 800 рублей, термостата – 400-500, радиатора – 300-400. Суммы не такие большие, но и работа несложная. Делать своими руками или воспользоваться услугой СТО – каждый выбирает для себя сам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]