Среди качественных технических характеристик любого автомобиля важное место занимает то, сколько литров горючего он использует. Именно поэтому, автолюбителей поразил показатель, описывающий расход топлива ВАЗ 2109, разработанного в 1987 году. Парадокс в том, что внедорожник отличается своей надежностью, простотой в уходе и эксплуатации, но удивляет своей неэкономичностью. Мы попробуем исследовать причины такой ситуации и значение системы подачи топлива для нее.
Показатели потребления бензина
Сначала, целесообразным будет определить, как расход бензина ВАЗ 2109 на 100 км меняется, в зависимости от типа жидкости.
Отметим следующие показатели:
- При А-76 – 0,60 л.
- При А-80 – 10,1 л.
- При А-92 – 9,0 л.
- При А-95 – 9,25 л.
- При А-95 Премиум – 8,4 л.
- При использовании пропана или бутана – 10,1 л.
Двигатель | Расход (трасса) | Расход (город) | Расход (смешанный цикл) |
1.1 | 7.9 л/100 км | — | — |
1.3 73 л.с | 7 л/100 км | — | — |
1.5 68 л.с | 5.7 | 8.7 | 7.7 |
1.5i 79 л.с | 5.7 | 9.9 | 7.7 |
1.6 | 5.6 | 9.1 | 7.7 |
1.3 140 л.с | 7 | 12.5 | 10 |
Описание и технические характеристики автомобиля ВАЗ-2109
Машины с 5-дверным кузовом типа хетчбэк стали производиться в 1987 г.
… о параметрах модели
Изначально завод предлагал для внутреннего рынка версии с карбюраторными двигателями объемом 1,3 и 1,5 л, а для экспорта собиралась модель с 1,1-литровым мотором.
В начале 90-х была проведена модернизация кузова и салона, а уже в 1995 г. появились первые товарные образцы с бензиновым агрегатом 1,5 л с системой впрыска GM. Производство автомобилей продолжалось до 2011 г. (в Украине), причем техника оснащалась 8-клапанным двигателем ВАЗ-11183 с увеличенным до 1,6 л рабочим объемом.
Машины оснащались механической коробкой передач с 4 или 5 передачами переднего хода и цилиндрической главной парой. Крутящий момент передавался на передние колеса со стойками типа Макферсон и цилиндрическими пружинами.
Сзади использовалась торсионная балка с амортизаторами и барабанными тормозными механизмами (спереди — диски). В отделке салона широко применялись панели, формованные из пластика. На автомобиле предусмотрено рулевое управление с реечным механизмом (без усилителя).
Краткие технические характеристики машины ВАЗ-2109:
- длина кузова — 4006 мм;
- ширина без зеркал — 1650 мм;
- высота (на стандартных шинах 165/70R13) — 1402 мм;
- дорожный просвет — 165 мм;
- колесная база — 2460 мм;
- снаряженная масса — 945 кг;
- грузоподъемность — 425 кг.
ВАЗ-2109 оснащался механической коробкой передач.
Причины повышенных затрат
Существует ряд факторов, определяющих топливный расход УАЗа. Их можно условно разделить на три группы, среди которых те, что зависят от самого владельца, неисправного технического состояния деталей или типа горючей жидкости. Влияние последнего фактора уже было упомянуто, поэтому мы остановимся на других.
Не налажена работа автомобиля
На средний расход бензина на VAZ 2109 на 100 км весомо влияет фактор неправильной настройки карбюратора, залипшей иглы и бензонасоса (увеличивают в среднем на 4 литра). Недостаточно прогретый двигатель повышает расход еще на полтора литра.
Слишком затянутые подшипники или неверно отрегулированный развал-схождение, увеличивают расход на 15 процентов.
Несоответствующие промежутки свечей зажигания, неисправный термостат, уменьшенная компрессия в двигателе, добавляют еще по 10%.
Способ вождения владельца ВАЗ
На расход топлива 2109 на 100 км также влияет стиль вождения владельца — чем выше скорость внедорожника, тем больший объем жидкости покидает бак. При включении фар, на 10 процентов увеличивается общий показатель потребления, такое же влияние имеют спущенные шины ВАЗа. При установке прицепа, потребление бензина повышается еще на 60 процентов.
Карбюратор Солекс. Как снизить расход с помощью подбора жиклеров
Расход топлива на ладе весте
Это достаточно простой и действенный способ повышения экономичности бензинового мотора. Суть метода состоит в подборе топливных жиклеров для главной системы дозирования. Жиклер подбирается только для первой камеры и настраивается система холостого хода.
- Двигатель прогревается до рабочей температуры (около 90 градусов).
- Бутылка с бензином устанавливается под капотом. Всасывающий штуцер бензонасоса отключается от топливного шланга и другим шлангом соединяется с бутылкой.
- Проезжается контрольный участок на оптимальной скорости 60-70 км/час и замеряется уровень горючего в бутылке.
- Снимается крышка карбюратора, жиклер меняется на другой, меньшего сечения (например, 107,5 на 105). После этого снова проводится замер использованного топлива на контрольном участке. При этом внимательно отслеживается динамика авто и появление провалов при нажатии на акселератор.
- При штатной ситуации можно поменять жиклер на еще меньший. При появлении провалов эксперименты прекращаются. После этого настраивается холостой ход.
- Топливный жиклер холостого хода меняется на аналогичный, но большего сечения (к примеру, 40 на 42), регулируются обороты, и совершается контрольный заезд.
- Если в результате настройки провалы исчезли – настройка прошла успешно, если нет – жиклер холостого хода меняется на увеличенный и снова проводится заезд.
Результатом всех этих манипуляций должна стать стабильная работа мотора на холостом ходу, отсутствие провала педали газа при трогании с места и езде. Главный итог – сокращение затрат горючего.
Использование топлива при карбюраторе ВАЗ
Количество используемого вещества зависит, напрямую, от того, как работает модификация ряда автомобилей уаз — на карбюраторе или на инжекторе.
Сначала определим, какой расход топлива у ВАЗ 2109 карбюратор, поскольку считается, что именно такая система выделяется наибольшим расходом:
- затраты топлива 2109 в городе составляют 8-9 литров на 100 км;
- затраты бензина на трассе — 6-7 литров на 100 км, при скорости 90 км/ч;
- затраты бензина на трассе – 7-8 литров на 100 км, при скорости 120 км/ч.
Нарушение работы клапанов или заслонки в ВАЗ
Одним из главных факторов увеличения показателя является закрытая, или не до конца открытая воздушная заслонка. Нужно всегда проверять в правильной ли позиции она находится — ручка обращена к владельцу, а сама деталь имеет вертикальное положение. Та же проблема с неправильно закрытым электромагнитным клапаном или топливным жиклером приводит к повышению затрат топлива ВАЗ. При нарушении герметичного режима игольного клапана, лишние порции жидкости попадают в цилиндры.
Проблемы с ЭПХХ
Если жиклеры системы ХХ имеют слишком большой диаметр, то в камеру сгорания будет попадать слишком концентрированное, перенасыщенное масло. Их загрязненность также становится причиной повышенного расхода и требует немедленного очищения. Еще более важным фактором является поломка экономайзера принудительного холостого хода, которая требует незамедлительного ремонта.
Поломки, вызывающие повышение расхода
Карбюраторный движок ВАЗ начинает требовать много бензина, когда имеются неисправности следующих деталей.
- Проблемы с системой питания (иглы, жиклеры карбюратора, бензонасос).
- Слишком затянутая ступица колеса.
- Нарушенный развал — схождение.
- Нарушены зазоры свечей зажигания.
- Неисправный термостат.
- Низкий показатель компрессии (сжатия) в цилиндрах.
- Давление в шинах ниже нормы.
- Нарушен угол опережения зажигания.
Отклонения во внутреннем балансе карбюратора несут за собой до 50 дополнительных процентов потери бензина. Повышение расхода может вызвать перекос иглы игольчатого клапана, неправильное положение главного топливного жиклера, жиклёра холостого хода, дроссельной заслонки. Переусердствовать при затяжке ступиц колеса не стоит. В таком случае колесо становится более неповоротливым, и для поворота его на определённый угол потребуется прикладывать большое усилие. При движении на нейтральной передаче сильно затянутые ступицы останавливают машину пор инерции раньше времени. Вследствие этого может потребоваться до 15 % «сверхурочного» топлива.
Чтобы не расходовать еще +15 % горючего, обязательно нужно проверить развал-схождение. Так называют отклонения колеса от вертикальной плоскости его установки. За счет заваливания колеса автомобилю нужно больше топлива, чтобы проехать тот или иной участок пути.
Если свечи зажигания имеют зазоры неправильной величины, то искра будет недостаточно сильной. Это приводит к некачественному воспламенению горючей смеси. Как следствие, расходуется еще 10 % горючего.
При сломанном термостате движок не набирает нужную рабочую температуру, что не дает всем механизмам системы работать на полную мощность. Отклонение от оптимальной работы механизмов система вынуждена компенсировать дополнительным количеством бензина (до 10 %).
Компрессия (величина давления в поршне в конце такта сжатия) для ВАЗ 2109 должна находиться в пределах 9,5–13 атмосфер. При отклонениях от нормы изнашиваются стенки цилиндров и компрессионные кольца. Со временем это добавляет до 10 % в расходе.
На эффективность сгорания горючей смеси влияет и угол опережения зажигания. Если он неверно выставлен, искра образуется при неправильном положении коленчатого вала, образующаяся смесь сгорает не на 100 процентов. А для поддержания заданной мощности двигатель требует больше топлива. Согласно проделанным замерам, отклонения от угла на 1 градус вызывает увеличение затрат бензина на 1 процент.
Перерасход при оснащенности инжектором
Стоит отметить, что при изменении системы подачи топлива, превышение использования бензина не меньше, но имеет ряд других причин.
Поэтому, потребление топлива у ВАЗ 2109 инжектор соответствует таким показателям:
- потребление топлива в городе составляет 7-8 литров на 100 км
- нормы расходу бензина у Lada 2109 на трассе — 5-6 литров на 100 км, при скорости 90 км /ч
- расход топлива на трассе при скорости 120 км / ч — 8-9 литров на 100 км
Поломка в системе управления ВАЗ
Любые перебои в электронном оборудовании автомобиля ведут к тому, что реальный расход топлива на инжекторной ВАЗ 2109 стремительно растет. При некорректной работе датчиков температуры, кислорода, массового расхода воздуха, электронный блок управления не может адекватно реагировать на изменения. Это и провоцирует резкое ухудшение ситуации с топливом.
Снижение давления и поломка инжектора в ВАЗ
Снижение давления в топливной системе ведет к моментальному снижению мощности автомобиля ВАЗ, из-за этого повышается период работы двигателя на высоких оборотах. Нарушение самого инжектора сразу же увеличивает топливный расход. Чтобы избежать этого, нужно периодически проводить чистку форсунок.
Как экономно ездить на Ладе 2109
Выявлять поломки при помощи затраченного литража очень полезно, но более часто мы сталкиваемся с другим вопросом: как улучшить свою езду, чтобы тратилось как можно меньше топлива. Ведь при полной исправности автомобиля до 50 % траты горючего приходится именно на манеру езды.
Самый оптимальный стиль езды для небольшого расхода — плавное, размеренное движение. Не нужно резко разгоняться или тормозить. Поддерживать обороты нужно на показателе 2500 об/мин. В летнее время года, при движении с горы или просто разогнав машину, можно включить нейтральную передачу и катиться на холостых оборотах. Во время такого движения расход на ВАЗ 2109 близок к нулю.
Уровень давления в шинах существенно влияет на количество затраченных литров бензина. Показатель давления в колесах Лада Самара должен составлять не менее 2 атмосфер на передней оси и не менее 1,9 атм. — на задних. Не «докачав» колёса, можно потратить до 10 % дополнительного топлива.
Нельзя забывать в холодное время года, что автомобиль карбюраторный. А устройство карбюратора предполагает разогревать двигатель перед ездой в холодную погоду. Если вы сразу завели движок и тронулись, мотор сразу не сможет работать на полную мощность, а на педаль вы будете давить по полной. Чтобы двигатель «втянулся» в работу, ему понадобиться «всасывать» дополнительное горючее. На это может уходить до 20 % перерасхода.
Дополнительный расход топлива ВАЗ 2109 карбюратор появляется при езде с включенными фарами. Фары — потребитель электрического тока, генератору необходимо вырабатывать дополнительный заряд, мотору становится тяжелее вращать генератор. Отсюда появляется повышение расхода. И это касается не только фар.
Потребители электроэнергии при езде требуют затрат топлива. Также на расход влияет встречный ветер, перегруз автомобиля и качество используемого топлива.
ВАЗ 2109, инжектор, 1.5 л, 8-ми клапанка. Расходует много бензина, 7 литров на 20 км. Умер термостат, машина нагревается максимум до 70 градусов. Может ли машина столько потреблять из-за термостата?
На холодную заливает свечи, троит. Прогреешь, свечи вкручиваешь, заводишь, поработает секунд 5 и глохнет. Опять залитые свечи. А если заведёшь, машина троит, чуть прогреется и работает как ни в чём не бывало. Не троит, но жрёт все равно много. Что это может быть?
Россия
Расход топлива Лада 2109 рестайлинг 1991, хэтчбек 5 дв., 1 поколение
04.1991 — 08.2006
Модификация | Расход топлива, л/100 км | Используемое топливо |
1.1 л, 54 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,2 | Бензин АИ-92 |
1.5 л, 68 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,6 | Бензин АИ-92 |
1.3 л, 64 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,6 | Бензин АИ-92 |
1.5 л, 75 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,7 | Бензин АИ-92 |
1.5 л, 73 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,7 | Бензин АИ-92 |
1.5 л, 71 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,7 | Бензин АИ-92 |
1.5 л, 70 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,7 | Бензин АИ-92 |
1.5 л, 69 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,7 | Бензин АИ-92 |
1.5 л, 72 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 9,9 | Бензин АИ-95 |
1.5 л, 78 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 10,0 | Бензин АИ-95 |
1.3 л, 140 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 12,5 | Бензин АИ-95 |
Расход топлива Лада 2109 1987, хэтчбек 5 дв., 1 поколение
03.1987 — 08.1993
Модификация | Расход топлива, л/100 км | Используемое топливо |
1.1 л, 54 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,2 | Бензин АИ-92 |
1.3 л, 68 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,6 | Бензин АИ-92 |
1.3 л, 64 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,6 | Бензин АИ-92 |
1.5 л, 73 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,7 | Бензин АИ-92 |
1.3 л, 140 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 12,5 | Бензин АИ-95 |
FIREBALL 27.02.2010, 21:05
Давно заметил, что бензин как-то быстро расходуется. Замерил расход(бак у 99 вроде на 40 л ровно).Получилось 15 литров на сотню с учетом того, что в течение этой сотни я сижу во дворе в авто с заведенным движком около 2-2.5 часов. Из расчета что на холостых расходуется около литра на час, то расход на сотню без «посиделок» примерно 13 литров. Насколько мне известно, по паспорту должно выходить от 7 до 10 литров максимум на сотню в зависимости от езды. Когда был в сервисе заодно проверил СО-СН. Сказали что в норме.Свечи сейчас стоят иридиевые, замерял на них же. Проблем с несгоранием быть не должно. Когда делал диагностику летом, сказали,что стоит оч. старая прошивка. Возможно, проблема в ней. У товарища ВАЗ-2108 с тем же движком. Расход 8-9 литров на сотню.
В чем может быть проблема?
PS: Друг отдал сегодня фильтр нулевого сопротивления ProSport. Поставил себе, расход топлива, говорят, с ними увеличивается, но не намного. Замеры делал без него.
Европа
Расход топлива Лада 2109 рестайлинг 1991, хэтчбек 5 дв., 1 поколение
04.1991 — 12.2011
Модификация | Расход топлива, л/100 км | Используемое топливо |
1.5 л, 71 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 7,5 | Бензин АИ-92 |
1.3 л, 63 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 8,6 | Бензин АИ-92 |
1.5 л, 78 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 10,0 | Бензин АИ-95 |
1.5 л, 71 л.с., бензин, МКПП, передний привод | 10,0 | Бензин АИ-95 |
С двигателем ВАЗ-2111-80 1.5 инжектор © Расход ваз 21099 с инжектором
Однако за удовольствие придётся заплатить, как повышенным расходом топлива, так и ценой самой машины автомобили с типом привода 4WD стоят дороже чем другие варианты. При правильно выставленном моменте зажигания все показатели работы двигателя приемистость, мощность, холостой ход, расход энергоносителя находятся в пределах нормы.
R13 | R14 | R15 | |
Где стоят | «Калина», «Гранта» с восьмиклапанным движком | «Приора», «Калина» (восьми- и шестнадцатиклапанный мотор), «Лада Гранта» и «Гранта Лифтбек» – только на шестнадцатиклапанный двигатель | «Гранта Спорт» и «Калина Спорт» |
Особенности | Меньше пыльника | Одинакового размера с пыльником | Устанавливаются только на спортивные версии автомобилей |
Ширина | 250 мм | 280 мм | 380 мм |
Допустимый размер колес | R13 и больше | R14 и больше | R15 и больше |
Отзывы владельцев
«Отличный автомобиль, особенно для русских дорог. С виду автомобиль кажется маленьким, но внутри очень много места как для пассажиров, так и для различных грузов. Использую машину в основном для работы: днем развожу товары по магазинам, а по вечерам подрабатываю в такси. В обоих направлениях машина хорошо себя проявляет. Салон достаточно комфортный, сидеть удобно, но оснащение слабовато даже на модели, выпущенной в 21 веке. Собрано все качественно, надежно, на долгие годы вперед, но шумоизоляции практически нет. С одной стороны, это плюс, так как можно наслаждаться звуком мотора, когда едешь по трассе, но это быстро надоедает. Планирую решить эту проблему в скором времени. В городе проблем особых нет в использовании, так как у машины хорошее управление, да и вся подвеска в целом. Но с одним мне не повезло. У моего автомобиля большой расход, хотя у остальных таких проблем не наблюдается. Трачу я примерно 10 литров», — пишет Валерий из Уфы.
«Эта машина у меня первая после получения прав. В стоке мне она не сильно нравится, но планирую сделать ее под себя. Покрашу, сделаю обвесы. Салон тут еще более-менее, но тоже что-нибудь сотворю. Перешью в кожу, приборку в алькантару, да и соберу все качественнее. Так как планирую ездить быстро, то проведу работы и с мотором. Стоковый очень слабых для своего объема. Зато расход бензина очень достойный, даже на одном уровне с иномарками. Мне еще никогда не приходилось тратить больше 9 литров по городу, хотя езжу я часто и быстро», — такой отзыв оставил об автомобиле Александр из Воронежа.
«Этот автомобиль мне отдал отец. Себе же он приобрел иномарку, сказав, что я должен набираться опыта в вождении на отечественном автомобиле. Научишься управлять им – сможешь водить что угодно. Поначалу управление мне казалось очень сложным, так как тут нет вообще ничего, что упрощало бы вождение. Но потом привык, и даже стало нравиться. Автомобиль очень достойный, хорошо подходит для города. Места внутри много, сидеть удобно. Плохо только то, что со временем этот мотор стал для меня слишком слабым, так как хочется выезжать на трассу и получать удовольствие от скорости. Но зато у него небольшой расход, который составляет всего литров 8», — такие слова написал Максим из Калининграда.
«Многие знакомые советовали взять девятку, но не простую, а с увеличенным мотором, так как она намного лучше во всем. Но мне она как-то не особо понравилась. Я рассчитывал на что-то более комфортное и технологичное. Машина 2000 года выпуска, а оснащена она технологиями восьмидесятых. Мотор откровенно слабый, тянет еле-еле для своего объема. Радует, что хоть топлива съедает мало, не больше 9 литров. Может быть, если провести различные доработки, то автомобиль и будет дарить приятные ощущения от вождения, но пока этого не происходит», — это отзыв от Леонида из Липецка.
«Купил улучшенную девятку с рук, так как давно хотел взять ее, но как второй автомобиль. Планирую провести с ней ряд различных улучшений и ездить по выставкам, так как такие машины пользуются большой популярностью. От стока хочу оставить только кузов, да и тот обвешу, как только могу, чтобы были узнаваемы только очертания. Пока езжу на стоке, ведь на все это нужно заработать. Сам по себе автомобиль не плох, но постоянно ездить на нем я не смог бы. Уровень комфорта минимален, а мотор не дотягивает до иностранных конкурентов. Но есть приятный бонус – расход топлива не превышает значения в 9 литров», — так написал Дмитрий из Краснодара.
«За все время поездил на многих наших автомобилях, но остановиться решил именно на ВАЗ 21093. Девятка мне всегда нравилась, а тут еще и версия с большим мотором, который показывает вполне сносную скорость и разгон. По уровню комфорта машина ничем не лучше прошлых моделей и явно находится на ступень ниже после иномарок, но ощущения и адреналин от вождения не передать словами. Менять автомобиль на другой не планирую, так как такого показателя расхода по городу за эту стоимость просто не найти. Мой средний показатель – 8 литров», — это отзыв от Павла из Екатеринбурга.
Источник