Обрыв ремня ГРМ и возможные последствия — причины, симптомы, ремонт

26.10.2021

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Назначение ГРМ
  • 6 основных причин, почему рвется ремень ГРМ
  • Признаки обрыва ремня ГРМ
  • Последствия обрыва ремня ГРМ
  • Периодичность замены ремня ГРМ
  • Инструкция, как действовать, если порвался ремень ГРМ
  • Отзывы автолюбителей о выходе из строя ремня ГРМ

Почему рвется ремень ГРМ – вопрос, который не дает покоя многим водителям. Замена этого узла зачастую обходится недешево, причем его износ может происходить по самым разным и нередко просто неведомым причинам. Скажем сразу: поломка обычно представляет собой целую серию факторов, которые были упущены из внимания изначально.

Расскажем о них подробнее. Читайте о ключевых моментах, признаках и последствиях обрыва ремня. Также вас ждут советы, как действовать в случае поломки и как часто менять узел. С данными сведениями вы будете лучше подкованы и не допустите выхода из строя своего авто.

Назначение ГРМ

Ремень ГРМ является незаменимой частью силового агрегата, обеспечивая синхронность и упорядоченность в работе распределительного и коленчатого валов. Благодаря этому элементу каждый клапан открывается и закрывается тогда, когда это необходимо.

Целый и неизношенный ремень способствует вращению распределительного вала с установленной скоростью, которая вдвое меньше, чем у коленчатого вала. Когда распределительный вал вращается, в цилиндры двигателя поступает топливовоздушная смесь (ТВС), а выхлопные газы выводятся через соответствующую систему.

Применение ремня стало возможным после того, как производитель задался вопросом создания двигателя с меньшим весом и ценой. Помимо этого, удалось значительно уменьшить шум, создаваемый при работе силового агрегата. Но все расходы легли на потребителя. Изменения, связанные с появлением ремня ГРМ, стали причиной некоторых трудностей при обслуживании и замене. Ременный привод не способен прожить долго, поэтому на таких двигателях необходимо постоянно следить за его состоянием и натяжением.

При внесении изменений конструкторы рассчитывали на то, что ремень механизма газораспределения по прочности, эластичности и износостойкости будет близок к цепи. После нескольких попыток и экспериментов ремень ГРМ стали изготавливать трехслойным.

Зубчатый ШКИВ

Есть еще одна распространенная ошибка. Чтобы выставить правильно метки распределительных валов, многие пытаются стопорить зубчатые шкивы. Вроде бы ничего страшного в этом нет. НО! Если вы будете стопорить какими-то металлическими предметами, они могут повредить зубья.

Появятся небольшие задиры, или повреждения. Которые, при работе могут буквально съесть ремень за считанные тысячи километров

Признаки обрыва ремня ГРМ

Чаще всего обрыв ремня сопровождается хлопком, и двигатель глохнет, причем все остальные детали работают нормально. При попытке завести мотор можно услышать металлический стук, при этом стартер вращается легко, потому что в цилиндрах нет компрессии. Но не стоит пытаться запускать двигатель, если вы подозреваете возможный обрыв ремня. Лучше сначала осмотрите все внимательно.

Наиболее тяжелые последствия при повторном запуске двигателя сопровождаются металлическим стуком где-то в районе двигателя.

Берем проверенных производителей

Чем лучше качество детали, тем дольше она проработает – это своего рода аксиома. Поэтому брать только нормальных производителей, как сам ремень, так и все остальное, ролики, помпу и шкивы, если понадобиться (про это чуть ниже).

Такой совет – съездите к официальному дилеру и купите все у него. Зачем? Да просто вам нужно детали, которые устанавливаются на конвейере, так у вас будет шанс — что проработают ресурс заявленный производителем.

Или ищите именитые бренды, покупайте в проверенных местах (чтобы не нарваться на подделку). Если вы берете мягко сказать сомнительного качества, то ждать что он проработает годами не стоит

Последствия обрыва ремня ГРМ

Ответив на вопрос, почему постоянно рвется ремень ГРМ, можно разобрать вызываемые этим недугом проблемы, а именно:

  • Повреждения, повлекшие за собой деформацию клапанов. Когда коленчатый и распределительный валы начинают вращаться асинхронно, поршни сталкиваются с клапанами. Вследствие чего упомянутые детали повреждаются, и капитальный ремонт двигателя становится необходим. В противном случае мотор придется выбросить.
  • Если последствия окажутся незначительными и основные агрегаты останутся целыми, ремонт будет состоять только в замене ремня и его настройке.
Рекомендуем

«Какой ремень ГРМ лучше: обзор лучших производителей» Подробнее
Рассмотрим некоторые моменты подробнее. Ситуация с обрывом привода ГРМ и ее опасность зависит от конструкции двигателя и условий, в которых он вышел строя:

  1. Обрыв ремня ГРМ приводит к остановке распредвала, вследствие чего клапаны замирают и перестают двигаться. Но по инерции вращение коленчатого вала продолжается, поршни бьют по открытым клапанам, и они загибаются. Некоторые разновидности двигателей установленные, например, на автомобилях ВАЗ 2111, имеют на каждом из 8 клапанов специальные выемки, которые исключают контакт с ними при обрыве ремня. В современных же двигателях подобных особенностей изготовления не встретишь, так как производители стремятся к максимальной мощности, сохраняя при этом небольшой объем.
  2. Если случается ситуация, когда рвется ремень ГРМ на холостых оборотах двигателя, то пострадать может только пара клапанов. Также при высокой скорости вращения коленчатого вала способны деформироваться направляющие втулки. Такие последствия несут за собой необходимость капитального ремонта двигателя или замены головки блока цилиндров.
  3. Обрыв ремня ГРМ на дизельном двигателе приведет к деформации клапанов, распределительного вала и его подшипников, головки блока, шатунов и толкателей. Причина кроется в их конструкции, для которой характерно отсутствие свободного хода клапанов при нахождении поршня в верхней мертвой точке.
  4. На японских двигателях обрыв ремня ГРМ сопровождается выходом из строя всех клапанов, поломкой втулок, поршней и головки блоков. Все это характерно при высоких скоростях.

Неправильная натяжка

Далее пойдут технические советы, ремень ГРМ часто может рвать из-за неправильной натяжки. Опять же взять 126 мотор, у него есть натяжной ролик, он должен быть затянут в определенной позиции. У него есть две метки, которые нужно совместить.

Многие перетягивают, другие не затягивают до конца. Все это приводит к неправильной работе, банально будет рваться или слетать. Так что метки были придуманы не зря. А вообще читайте инструкции пользователя перед заменой.

Периодичность замены ремня ГРМ

Даже в тех случаях, когда двигатель работает идеально, не стоит забываться о необходимости мониторинга состояния ремня ГРМ, ведь он тоже не вечен. Величина пробега, после которого необходима замена детали, указана в техническом паспорте авто. Но можно сделать иначе: устанавливать новый ремень через каждые 50 тысяч километров пробега.

Если вы приобрели автомобиль б/у, а продавец не дал никакой информации о дате установки ремня ГРМ, то просто выполните его осмотр. Наличие микротрещин на корпусе – повод задуматься.

Но не стоит сильно беспокоиться, так как микротрещины лишь сообщают вам о том, что узел требует внимания, но вряд ли он оборвется при первом же пуске. Внутри ремня имеется металлическая основа, изготовленная из тонких прутков. Это способствует тому, что он способен выдержать большие пусковые нагрузки и не обрываться в течение долгого времени.

Существуют автомобили, которые производитель комплектует стойкими к ударам ремнями с усиленным кордом из металла. Благодаря такому подходу эксплуатационный срок увеличивается примерно на треть.

Ошибка первая — KIT – комплект

Сейчас не покупают просто один ремень ГРМ, его берут сразу в сборе, комплектом. Обычно туда плюсом входит два ролика (натяжной и направляющий), это как раз и называется KIT – в переводе комплект.

НО если брать, скажем 126 мотор (ПРИОРЫ, КАЛИНЫ, ГРАНТЫ и т.д.), это мягко сказать не совсем правильная замена. Ведь если вы замените только ролики и ременную передачу у вас останется еще старая помпа. А если вы на ней откатали 120 000 км, ее легко и просто может заклинить, да и через такой огромный пробег она уже работает мягко сказать не совсем правильно

Так что если в комплекте нет помпы, а она у вас проходит через систему ГРМ, обязательно докупаем.

Ведь именно из-за нее, часто рвется и разрушается вся система

Инструкция, как действовать, если порвался ремень ГРМ

При обрыве ремня ГРМ следует придерживаться такого порядка:

  1. Поднять капот и отвести в сторону (или снять полностью) крышку, защищающую механизм.
  2. Далее следует произвести визуальный осмотр ремня (место обрыва сразу бросится в глаза). Если обрыв произошел в нижней части, то, для того чтобы его увидеть, придется провернуть коленвал на пол-оборота.
  3. Следующим шагом будет перемещение автомобиля в гараж или на станцию технического обслуживания, прибегнув к буксировке. В случае, когда на автомобиле установлена автоматическая коробка передач, придется вызывать эвакуатор, так как такие авто буксировать строго запрещено.

Износ ШКИВА коленвала

Как становится понятно, одевается он на коленчатый вал (коленвал) и далее вращает два больших распределительных шкива.

Так вот из-за того что он вращается с очень большими оборотами, он реально может изнашиваться. Если верить технической литературе, через 120 000 километров износ 0,15 мм в диаметре.

Из-за этого он начнет закусывать зубья ремня, что приведет к быстрому износу, буквально через 10 000 км

Что делать? Да просто заменить его при замене всей системы ГРМ. Что делают крайне редко, потому как демонтировать, банально снять его достаточно проблематично. А ведь в нем зачастую есть причина частого обрыва ременной передачи

Оценка состояния ременного привода

Средний срок службы ремня ГРМ 50-70 тыс.км. Точные интервалы замены указаны в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего авто. В ситуациях, когда после покупки автомобиля нет достоверной информации о сроках предыдущего обслуживания привода ГРМ, необходимость срочной замены можно понять по следующим признакам:

  1. Трещины основания ремня.
  2. Износ верхней грани зубьев.
  3. Масло на ремне ГРМ.
  4. Шум со стороны помпы, натяжного или обводного ролика.
  5. Износ краев ремня.

На что обращать внимание в процессе ремонта?

Успех ремонта во многом зависит от правильной дефектовки деталей газораспределительного механизма и цилиндропоршневой группы. Если происходит обрыв ремня газораспределительного механизма, особое внимание уделите замерам выступанию поршней и проверке геометрии клапанов. Проверьте состояние направляющих клапанов и фаски посадочных мест клапанов в ГБЦ. Требование к исправным клапанам:

  • диаметр ножки клапана одинаковый по всей длине стержня;
  • биение тарелки не более 0.025 мм;
  • биение стержня на длине 10 см не превышает 0.015 мм;
  • фаска клапана не имеет глубоких повреждений.

Для проверки биения стержня и тарелки клапан устанавливают на пару V-образных упоров. Замер осуществляется стрелочным индикатором часового типа, установленным на специальной стойке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]