Эмульсия в двигателе: причины, последствия, что делать


Эксперты утверждают, что моторное масло подлежит замене при достижении 10 тыс. км пробега. Но, несмотря на это, водители сталкиваются с проблемой возникновения эмульсии на горловине для залива. По внешнему виду она похожа на белую (желтоватую), густую смесь, напоминающую майонез. Новичков такое образование подвергает в шок, и не зря. Ситуация может оказаться опасной, но чаще всего не несет в себе ужасных последствий. Чтобы не растеряться, увидев вещество, нужно знать, что делать, если появилась эмульсия в масле двигателя.

Что такое эмульсия?

Эмульсия представляет собой вещество, которое образуется под воздействием разных процессов. Дело в том, что смазочная автомобильная продукция производится из углеводородов. Когда топливо сгорает, оно выделяет различные вещества, включая влагу, кислоту и перекись. Во время работы двигателя компоненты смешиваются с моторным маслом, в результате появляется эмульсия. Ее можно обнаружить на горловине для залива, либо на щупе.

Почему эмульсия белая и «прилипает» именно к этим местам? Дело в том, что горловина и щуп — наиболее холодные области. Белый цвет вещества обуславливается наличием большого количества микроскопических пузырьков. Также это свидетельствует о сильном загрязнении масла. Необходимо сразу устранить проблему, продиагностировав силовой агрегат.

Последствия эмульсии в двигателе

Последствия будут таковы:

  • масло потеряет свои охлаждающие и моющие свойства. Это значит, что мотор с каждым разом будет перегреваться все сильней. Напряжение в постоянно трущихся деталей возрастает, так как смазывающее средство не может больше создавать защитную пленку;
  • разрушаются трущиеся детали, как следствие потери в смазке ее защитных свойств;
  • снижается мощность силового агрегата;
  • эмульсия забивает шланги и патрубки;
  • понижается жизненный ресурс мотора;
  • из-за перегрева сальники дубеют, прогорают все резиновые прокладки.

В результате двигатель нуждается в капитальном ремонте. Ремонт двигателя – это дорогостоящее дело. Поэтому не рекомендуется доводить его до такого состояния.

Давайте посмотрим почему может скапливаться эмульсия. Например, вы часто оставляете машину на улице. Осенью идут дожди, зимой – снег. Влажная погода влияет на скапливание воды в картере двигателя. И не только в силовом агрегате может появляться эмульсия.

Похожая статья Что будет если залить дизельное масло в бензиновый двигатель

Засорение вентиляционной системы тоже может стать причиной номер один, которая позволит газу попадать внутрь поддона. Но в этом случае нужно будет лишь прочистить вентиляцию в машине и все. Не придется менять смазывающее средство, прокладку.

Причины появления

Многих водителей, особенно новичков, волнует наличие эмульсии в масле двигателя, причины ее появления и способы устранения. Причин, на самом деле, несколько. Нужно рассматривать каждую по отдельности.

Одной из причин является появление конденсата из воздуха. Влажность воздуха меняется от изменения температуры. Чем она больше, тем больше воды сможет раствориться в воздушном пространстве, образуя пар. Если его слишком много в момент падения температуры, воздух перестает удерживать воду в таком состоянии. Соответственно, жидкость выделяется в форме капель и попадает в масло.

Когда капли упали в масляную жидкость, они не растворяются, а смешиваются с ней. В состоянии покоя вода оседает на дне картера, но как только «движок» включается, масло начинает циркулировать. Работая, мотор позволяет воде «дробиться» на много мелких пузырьков. Они взбиваются вместе с маслом, превращаясь в пенистую эмульсию. Вещество прилипает к пробке, крышке, а иногда к масляному щупу.

Считается, что в этом случае эмульсия не несет в себе страшных последствий. Конденсата не так много, чтобы навредить работе двигателя. В любом случае, после прогрева вода преобразуется в газообразную форму и эмульсия исчезает. Заметить подобное явление можно не всегда. Но зимой, из-за перепадов низких температур, водители часто обнаруживают «майонез» на крышке. Впадать в панику не нужно, это состояние считается нормой.

Однако существует более опасный метод образования эмульсии — это попадание в масло антифризной жидкости. В этой ситуации вода смешивается с маслом в больших количествах, что чревато негативными последствиями.

«Движок» окружает со всех сторон система охлаждения. Рабочее давление в герметичной системе всегда чуть больше атмосферного. При возникновении небольших проблем антифриз попадает в картер, а затем в масло.

Причин этому несколько: пробой прокладки или трещины в металле блока двигателя и головки. Независимо от того, какая причина послужит возникновению эмульсии — вещества будет в несколько раз больше, чем при попадании конденсата.

Вообще, белая густая масса возникает во всех автомобилях. Поэтому важно знать не только, что такое эмульсия в двигателе, что делать при ее появлении тоже следует изучить. К сожалению, только малая часть автомобилистов представляют себе, что означает «майонез» на элементах двигателей авто.

Пути попадания воды в силовой агрегат

Итак, мы уже выяснили, что деформация головки блок – один из основных путей проникновения влаги в систему смазки, а также что появление микротрещин обычно начинается с перегрева мотора. Неопытный водитель, заметив, что стрелка датчика температуры начинает угрожающе подниматься к красной риске, проверяет уровень ОЖ и при его понижении немедленно льёт в заливную горловину недостающую порцию. Этого делать нельзя – прохладная жидкость при попадании в раскалённый от перегрева мотор приведёт к разрушению металла (курс физики, 7 класс).

Противоположное явление, растрескивание металла при замерзании воды, тоже достаточно подробно описано в школьных учебниках: вода, замерзая, переходит их жидкого в твёрдое состояние, в процессе кристаллизации расширяясь (за счёт увеличения расстояния между молекулами в упорядоченной кристаллической решётке). Находясь в замкнутом пространстве системы охлаждения двигателя, лёд начинает с силой давить на поверхность стенок водной рубашки мотора, и если имеются неоднородности, в этом месте металл даёт трещину.

Обычно первыми страдают заглушки, слабыми местами также считаются гильзы. Трещина может оказаться микроскопической, но продолжать расширяться под действием неблагоприятных факторов. Чаще всего деформации направлены внутрь мотора, а не наружу, поэтому обычно внешне такие деформации не просматриваются. Попадая через эти дефекты в ЦПГ, влага стекает в картер, разжижая масло.

Ещё одним маршрутом обводнения масла может стать трещина в ГБЦ, образовавшаяся между охлаждающей и масляной магистралями в результате проворачивания вкладыша – в этом случае поршень будет с силой ударяться о головку, что проявится характерным стучанием мотора в районе коленвала.

Появление в моторе эмульсии может быть спровоцировано потерей герметичности уплотнительными резинками. Быстрее всего приходят в негодность резинки водной рубашки, а также уплотнители гильзы, и виновником обычно становится тот же пресловутый перегрев. Гильзы в результате сильно нагреваются, а страдают в первую очередь уплотнительные резинки, не рассчитанные на столь высокие температуры. Впрочем, разрушаться они могут и в результате длительного простоя ТС – это явление известно под термином «рассыхание», когда резиновое изделие покрывается трещинами, теряя эластичность.

В чем заключается опасность?

Как только в масло попадает «инородная» жидкость (хладагент, вода и пр.), то со временем водитель наблюдает образование эмульсии. Это приводит к тому, что масло теряет свои свойства. Зимой оно способно закристаллизоваться, что негативно скажется на состоянии двигателя. Масло не справляется со своим назначением, поэтому каждая деталь подвергается сильнейшему износу.

Если минимальный объем эмульсии не причинит машине вреда, то большое количество приведет к печальным последствиям. Небольшое количество конденсата, попавшего в масло, испарится через 30 тыс. пробега. Но если при разрушении прокладок в масло попадет охлаждающая жидкость, то проблем не избежать. Сначала на поверхности цилиндров образуются задиры. Они, в свою очередь, повредят вкладыши коленвала, заставляя «страдать» детали газораспределительного механизма.

Охлаждающая жидкость, попадая в большом объеме в цилиндр, спровоцирует гидравлический удар. Это приведет к поломке шатуна, а затем обломки поршня деформируют зеркало цилиндра и часть камеры сгорания. Силовой агрегат, подвергнутый сильному воздействию, требует капитальной замены.

А что ещё можно сказать по этому поводу?

Причиной подобного явления могут быть также условия эксплуатации. Очень часто пена на щупе появляется зимой или при похолодании. Вызвано это тем, что при охлаждении прогретой машины образуется конденсат. Когда двигатель горячий, то пары влаги, попадающие в масло, испаряются, а затем конденсируются на крышке, например, как показано на фото.

Зачастую такой конденсат кроме крышки появляется также на щупе. Другой причиной образования подобной гадости может быть плохое масло. При использовании хорошего, не «паленого» продукта, такого не бывает.

Утешением может служить то, что проявляется подобное только зимой и исчезает при потеплении. Обычно прямой опасности это явление для мотора не представляет, принятия чрезвычайных мер не требует. Однако необходимо тщательно контролировать уровни смазки и тосола, вполне возможно, происходящее только предвестник пробоя прокладки ГБЦ.

Диагностика

Чтобы определить, есть ли в моторном масле антифриз, водителю нужно слить всю жидкость в отдельную емкость. Желательно заранее прогреть двигатель, чтобы масляное вещество нагрелось. Как только автовладелец сольет смесь, он сразу сможет определить присутствие в ней охлаждающей жидкости. Дело в том, что хладагент, имеющий в составе воду, накапливается на дне картера.

Загрязненное масло необходимо заменить на новое, при этом предварительно промыв систему. Сделать это нужно обязательно, поскольку после слива в системе остается грязное масло. Если оно перемешается со «свежим», то в результате масло потеряет часть своих «полезных» свойств.

Если водитель увидел, что эмульсия в двигателе скопилась на крышке горловины, значит, с целостностью прокладки ГБЦ не все в порядке. Трещины появляются после перегрева и при сильном изнашивании. На пробитие прокладки также указывает большой расход антифриза.

Иногда пробои появляются в самой ГБЦ и блоке двигателя. Этому способствует либо замерзание ОЖ, либо использование низкокачественного тосола. Предупредить проблему можно, если регулярно проводить проверку показаний датчика t ОЖ. Главное, не заливать в радиатор (или бачок) воду из-под крана. В зимнее время года она замерзнет, тем самым деформирует двигатель или образует трещины в каналах.

Если вода скопилась в картере, то ликвидировать ее можно, слив масло полностью. Желательно, промыть мотор спецжидкостью. Бывают ситуации, когда вода попадает в цилиндр, но это происходит редко. Причина тому — износ клапана двигателя.

Как решить проблему?

Итак, если причиной смешивания расходных материалов являются механические повреждения прокладки маслоохладителя, то необходимо произвести ее замену.

около 12-15 литров дистиллированной воды; новая прокладка масляного охладителя; новый антифриз; емкость для сбора старого хладагента.

Пошаговая инструкция

Итак, приступим к замене:

  1. Если есть возможность, залейте в хладагент специальную жидкость для очистки. Запустите мотор и дайте ему поработать какое-то время (не больше 10 минут). Необходимо, чтобы двигатель прогрелся до рабочей температуры, подождите, пока запустится вентилятор охлаждения. Промывку системы рекомендуется делать до того, как будут заменены прокладки маслоохладителя.
  2. Сделав промывку, найдите под днищем машины сливную пробку антифриза. Подставьте под нее старый тазик или любую другую емкость, открутите крышку и слейте отработанный хладагент.
  3. После этого вам нужно произвести демонтаж маслоохладителя. Для каждого отдельно взятого транспортного средства инструкция по разбору масляного охладителя может отличаться, поэтому рекомендуем вам воспользоваться сервисной книжной к своему авто. Разобрав агрегат, вам необходимо произвести его полную очистку. Демонтируйте отработавшие свой ресурс эксплуатации старые прокладки и установите на их место новые. Приобретайте прокладки в соответствии с моделью вашего авто. Если вы не знаете, какую лучше купить, проконсультируйтесь с дилером.
  4. Заменив прокладку, можно приступать к снятию расширительного бачка хладагента. Промойте его настолько, насколько это возможно. Полностью вымыть его не получится, так что если вам слишком заботит его внешний вид, то можете заменить бачок на новый.
  5. Когда охладительная жидкость слита и расширительный бачок промыт, нужно промыть систему еще несколько раз. Установите на место бачок и залейте в него дистиллированной воды. Запустите двигатель и выключите обдув салона авто. Также включите все потребители напряжения на максимум, чтобы мотор быстрее прогрелся. Когда температура работы ДВС повысится до 100 градусов, включится вентилятор охладительной системы. Дайте двигателю поработать еще около 10 минут, при этом выключите все потребители напряжения и включите обдув салона. Мотор начнет немного остывать и вентилятор охлаждения выключится. Подождите около 15 минут, чтобы мотор немного остыл, иначе вы можете обжечься при сливе дистиллята. Слейте дистиллированную воду и повторите процедуру еще как минимум один раз. Промывать систему нужно до тех пор, пока слитый дистиллят не станет практически прозрачным. Разумеется, в нем должны отсутствовать какие-либо следы моторной жидкости.
  6. После этого можно закрутить сливную пробку и заливать свежий антифриз. Используйте только оригинальную продукцию, которую рекомендует автомобильный производитель. Если вы приобретаете подделку, это может быть чревато и другими проблемами.
  7. Запустите двигатель и несколько раз сильно нажмите на педаль газа. В этот момент вам потребуется помощь другого человека. Когда вы давите на газ, помощник должен сдавливать патрубки охладительной системы. При этом крышка расширительного бачка должна быть закрыта. Это делается для того, чтобы предотвратить возникновение воздушных пробок и ликвидировать те, которые уже появились в системе. Время от времени открывайте крышку расширительного бачка, чтобы стравить образовавшийся воздух.

Что нужно сделать при обнаружении эмульсии?

Выяснив, какие эмульсия в двигателе последствия несет за собой, водители начинают искать способы устранения «майонеза» с деталей.

Первое, что должен сделать владелец, так это выполнить несколько проверок. Сначала нужно прогреть двигатель до рабочей t и проехать на машине около 20 км. После этого следует повторно осмотреть крышку и контрольный щуп. Не стоит забывать, что после езды крышка и масло будут достаточно горячими. Чтобы не обжечься, следует проводить манипуляции аккуратно.

Если окажется, что эмульсия исчезла, то не стоит переживать. На автомобиле разрешено ездить дальше. После наступления холодов такое случается часто. Некоторые водители советуют пользоваться противоэмульсионными присадками. Для профилактики также можно приспособить утеплитель для «движка».

Если эмульсия не исчезла, а образовалась еще больше, значит, стоит провести проверку на предмет разгерметизации охлаждающей и масляной системы. Также рекомендуем определить количество антифриза в бачке. Если ОЖ быстро исчезает, то это может означать, что она выливается в масло. В этом случае нужно сделать диагностику, при этом временно не пользоваться автомобилем.

Как определить антифриз в масле

Многих, особенно начинающих, автолюбителей интересует вопрос о том, как узнать, что антифриз попал в масляную систему двигателя машины. На самом деле существует ряд типовых признаков, по наличию которых можно судить о появлении этой неисправности. Среди них:

  • На горловине под крышкой, появляется эмульсия из непосредственно масла и антифриза обычно белого или желтоватого цвета, внешне похожая на сливки (сметану, майонез). Соответственно, чем больше антифриза или тосола просочилось в масляную систему — тем больше в ее составе будет подобной смеси. Проверить наличие эмульсии несложно, для этого стоит лишь посмотреть на состояние моторного масла на измерительном щупе. Аналогичная эмульсия будет и на маслозаливной горловине, стоит лишь открыть крышку.
  • Падение уровня охлаждающей жидкости. Этот признак является косвенным, поскольку антифриз может уходить из системы не в масло, а просто в подкапотное пространство. Поэтому в данном случае необходимо проведение дополнительной диагностики.
  • Перегрев двигателя. Этот признак также является косвенным, поскольку может быть вызван и другими проблемами. Однако если происходит смешивание антифриза и масла, то, соответственно, системы охлаждения и смазывания перестанут нормально работать, что приведет в том числе к быстрому перегреву двигателя, особенно при его работе при значительных нагрузках (оборотах).
  • Наличие масла в антифризе. Как правило, при разгерметизации одной (или обеих) систем происходит взаимное смешение указанных технологических жидкостей. При этом антифриз чернеет и начинает пахнуть горелым маслом, а система охлаждения плохо работает. Посмотреть на состояние антифриза можно, открыв крышку расширительного бачка системы охлаждения.
  • Падение мощности двигателя. Этот фактор является логичным результатом ухудшения работы систем охлаждения и смазывания. Зачастую мотор «троит». Необходимо выполнить дополнительную диагностику, поскольку уменьшение мощности может быть вызвано и другими проблемами.
  • Белый дым из выхлопной трубы. Это актуально как для бензиновых, так и для дизельных двигателей, однако причины, по которым вызвано данное явление, отличаются в первом и во втором случаях. Если из выхлопной системы выходит белый дым, то имеет место антифриз в элементах двигателя. Для бензиновых моторов охлаждающая жидкость попадает в цилиндры, а у дизельных — в коллектор.
  • Свечи зажигания будут иметь светлый оттенок (цвет сгоревшего антифриза). Правда, это лишь косвенный признак, потребуется рассматривать ряд других причин.
  • Пузырьки воздуха в расширительном бачке системы охлаждения. Их можно увидеть через прозрачный корпус бачка или открыв крышку (при высоких оборотах двигателя). Чем они будут выше — тем больше воздуха будет выходить из системы. Этот признак прямо указывает на разгерметизацию системы.
  • Потеки охлаждающей жидкости из-под прокладки ГБЦ на корпус самого блока. При этом вне зависимости от их цвета необходимо обязательно проверить состояние моторного масла и антифриза в двигателе на предмет их смешивания между собой.

Если автовладелец столкнулся с одним или более из перечисленных выше признаков, то имеет смысл проверить состояние моторного масла, охлаждающей жидкости, а также выполнить дополнительную диагностику отдельных деталей двигателя, о которых речь пойдет далее.

Чем промыть?

Если выяснилось, что эмульсия образовалась по причине попадания антифриза в масло, то стоит провести промывку двигателя. Сегодня для этих целей используют специальные средства. К ним относят добавки в отработку и промывочные масла.

Выбирая средство, водитель должен исходить из целей промывки. К примеру, если ему нужно провести процедуру перед заменой масла, то подойдет обычная жидкость-пятиминутка. Но в ситуации с эмульсией только ей не обойтись.

Промывочные масла отлично помогут промыть ДВС от белой эмульсии. Но риск забить каналы и фильтры растворенной грязью все же существует. Нужно работать с веществом аккуратно.

Существует народный способ, помогающий проделать промывку без риска для других деталей авто. Для этого необходимо смешать в пропорции 3:1 минеральное масло и солярку. Полученной смесью проделывают несколько циклов промывки на холостом ходу. Кстати, промывочным маслом достаточно провести один цикл. После этого можно заливать новое масло.

Чем грозит появление эмульсии

Превратившись в водяную эмульсию, масло полностью утрачивает все свои тщательно сбалансированные свойства. Оставшись без смазки, детали мгновенно перейдут в режим полусухого трения, начнутся локальные перегревы, разрушение металла, и мотор будет необратимо повреждён.

В первую очередь пострадают наиболее тяжело нагруженные коренные и шатунные вкладыши коленчатого вала. Они работают с небольшими зазорами, наполненными масляной плёнкой под значительным давлением.

Вода не обладает прочностью этой плёнки, поэтому металл будет работать по металлу, что мгновенно выделит большое количество тепла, вкладыши частично расплавятся и провернутся в постелях вала. Этого достаточно для подклинивания и остановки мотора в сопровождении сильных стуков.

Рекомендации по предотвращению образования эмульсии конденсатного типа

Чтобы не допустить образования эмульсии конденсатного типа, необходимо следовать некоторым рекомендациям:

Запрещено слишком долго прогревать авто после долгой стоянки. Оптимальное время работы двигателя — 5-10 минут. Стартовать сразу тоже не рекомендуется. Нужно начать езду на щадящих оборотах, иначе поднятие температуры мотора будет резким и повлечет за собой неприятные последствия.

Желательно в зимнее время не ездить на короткие дистанции без особой необходимости. Дело в том, что двигатель не сможет хорошо прогреться, и ему будет нужно работать под нагрузкой.

Периодически стоит ездить на большие расстояния. Даже если конденсат уже образовался, за долгую поездку он успеет «выпариться».

В конечном счете, стоит попробовать использование эмульгаторов и утепление мотора. Возможно, эти методы покажутся эффективными.

Нужно помнить, что для избавления от эмульсии, вызванной конденсатом, промывка двигателя не проводится. Процедура необходима лишь в случае, когда в масло попадает антифриз.

Откуда может протекать масло из ДВС

Если в ходе очередного ежедневного осмотра выяснилось, что уровень масла существенно ниже максимальной отметки, следует всерьез заняться поиском неисправности

В первую очередь, важно определить, где находится место утечки

Прежде всего целесообразно обратить внимание на доступные элементы двигателя. К одному из них относится клапанная крышка

Из-под клапанной крышки

Нарушение герметичности клапанного механизма может повлечь за собой утечку масла из смазочной системы двигателя. Зачастую, об этой проблеме сигнализирует характерный запах гари из-под выпускного коллектора двигателя.

В данном случае нельзя с большой долей вероятности утверждать, что замена прокладки решит проблему. Появление представленной неисправности может быть связано с чрезмерным давлением в системе смазки двигателя.

Такая ситуация может быть спровоцирована, к примеру, нарушением работы так называемого, редукционного клапана.

Сальник коленвала

Если нарушение герметичности прокладки клапанной крышки можно исправить, как говориться малой кровью, то с сальником коленвала всё обстоит гораздо сложнее. Его замена в силу конструктивных особенностей двигателя потребует много времени и трудозатрат.

Что же могло послужить причиной нарушения его герметичности?

Расположим наиболее вероятные причины данной неисправности в определенной последовательности, начиная с наиболее частотной:

  • выработан эксплуатационный ресурс;
  • сбой в системе вентиляции картерных газов;
  • бракованные комплектующие;
  • недобросовестный ремонт.

Течь масла между двигателем и коробкой

Не стоит забывать, что в кожухе маховика сцепления также находится сальник, который иногда даёт о себя знать, хотя и крайне редко. Чтобы убедиться в наличии подобной неисправности придётся заглянуть под днище авто.

В данном случае машину лучше всего загнать на смотровую яму или так называемую эстакаду. О наличии утечки будет сигнализировать замасленная поверхность кожуха сцепления и корпуса КПП. Для замены сальника потребуется демонтировать КПП.

Заострим своё внимание на причинах такого неблагоприятного явления. Среди них можно отметить:

  • несоответствие вязкости смазочных материалов;
  • сбои в системе вентиляции картерных газов;
  • потеря эластичности РТИ;
  • недоброкачественные комплектующие.

Прокладка масляного фильтра

Виновником утечки масла может стать и уплотнительная манжета масляного фильтра. Так, в ходе очередной плановой замены фильтра, её могли попросту перетянуть, а это недопустимо. При таком ремонте, со временем могут появиться злополучные подтеки масла.

Стоит также упомянуть и тот факт, что после каждой замены фильтра, все сопутствующие РТИ подлежат замене. Если этого не сделать, велика вероятность того, что в скором времени на месте соединения фильтра появятся масляные образования.

Масло из системы смазки двигателя в конкретном случае может выдавливаться по причине нарушений в работе системы ВКГ.

Проблемы с картером двигателя

Частым поводом течи моторного масла может служить нарушения системы вентиляции картерных газов. В большинстве своём с подобной проблемой сталкиваются владельцы изрядно подержанных авто.

Дело в том, что по мере износа ЦПГ, отработанные газы начинают накапливаться в картере двигателя. При исправной системе вентиляции картера, излишнее давление отводилось бы во впускную магистраль двигателя. Но, случается и так, что после длительной эксплуатации, и при отсутствии должного ухода элементы системы засоряются.

Такое положение дел приводит к тому, что газам некуда деваться, и они начинают искать наиболее уязвимые места, в роли которых и выступают различные уплотнительные элементы.

О конденсате подробнее

С такой проблемой сталкиваются даже те, кто хранит свои автомобили в гараже. Но чаще всего она беспокоит тех, кто ставит машины во дворе. Если автомобиль регулярно ночует на улице осенью в сезон дождей, тогда в полость картера вполне может попадать большое количество паров воды. Они конденсируются в трубках и на масляных поверхностях. За один раз в мотор может попадать от 1-2 г конденсата. Этого вполне достаточно, чтобы образовалась эмульсия на крышке маслозаливной горловины. Кстати, пузырьки будут видны и на щупе. В зимнее время владелец будет видеть «майонез» очень часто. Если на машине постоянно ездят на коротки дистанции, и мотор не прогревается до 90 градусов, то это тоже одна из причин, по которым в двигателе скапливается конденсат. «Лечение» производится длительными пробегами, либо прогревами до рабочих температур.

Промывка масляной системы двигателя: когда нужна

Итак, тосол или антифриз может попадать в смазочную систему по разным причинам, однако наиболее часто виновником является повреждение прокладки ГБЦ. Реже образуются трещины в блоке или головке. В любом случае, результатом смешивания масла и охлаждающей жидкости является эмульсия.

Данное явление очень опасно для мотора, так как смазка теряет свои свойства, значительно усиливается износ ЦПГ, КШМ, ГРМ и других элементов и узлов в ДВС. Более того, вода и этиленгликоль, смешанные в определенных пропорциях и, собственно, представляющие собой ОЖ, после попадания в масло становятся причиной того, что происходит коагуляция различных загрязнений.

Если просто, грязь в смазочной системе буквально слипается. Еще присадки в масле и антифризе после смешивания вступают в реакцию и быстро разлагаются, масло немедленно окисляется и т.д. Крупные «комки», состоящие из отложений, способны даже забить сетку-фильтр маслоприемника, в результате начинается масляное голодание двигателя.

При этом важно учитывать, что, например, после замены прокладки ГБЦ полностью слить «отработку» из мотора не получится. Это значит, что залив новую порцию свежей смазки, смазочный материал также перемешается с остатками эмульсии, в масляных каналах и на внутренних поверхностях двигателя все равно будут образовываться нежелательные отложения.

Если двигатель дополнительно не промыть, подобная ситуация будет повторяться, как минимум, еще 2-3 замены. Еще отметим, что аналогичные рекомендации распространяются и тогда, когда по каким-либо причинам был нарушен интервал замены масла (например, смазку заменили не через 10 тыс. км, а через 15 тыс.). Также промывка рекомендуется в случае необходимости доливать масло стороннего производителя, когда пришлось смешивать минеральное масло и синтетику и т.д.

Параллельно промыть двигатель может быть нужно в том случае, если владелец приобрел подержанный автомобиль с пробегом, причем история обслуживания конкретного авто неизвестна или ставится под сомнение. Часто бывает так, что после смены масла на такой машине, свежая смазка очень быстро чернеет (буквально через 50-100 км. пробега).

Напоследок также стоит выделить возможную заливку в двигатель низкосортного масла. Среди моторных масел, к сожалению, часто встречаются подделки. Естественно, после обнаружения данного факта, нужно удалить суррогат из ДВС, затем двигатель нужно промывать в обязательном порядке.

На контрафактный продукт обычно указывает сильное и быстрое почернение смазки, неприятный резкий запах, появление налета черного цвета под крышкой клапанов, помутнение масла, значительное изменение его вязкости без явных причин, увеличение расхода смазки, дымление двигателя и т.д.

Способы борьбы с конденсатной эмульсией

Чтобы избежать появления эмульсии конденсатной природы, необходимо соблюдать следующих несложных рекомендаций:

  • не следует увлекаться длительным прогревом автомобиля после продолжительной стоянки. Причина очевидна – при работе мотора на ХХ вентсистема картера практически не задействована. Тем более что зимой выход на рабочую температуру без нагрузки может занимать очень много времени. Реально достаточно дать поработать силовому агрегату минут 5-10 – этого бывает достаточно, чтобы, например, очистить машину от наледи и снега. Правда, и газовать сразу нельзя, а вот если вы будете двигаться на щадящих оборотах, температура мотора подымется до уровня рабочей гораздо быстрее и с меньшими последствиями;
  • следует избегать непродолжительных поездок, особенно зимой, поскольку двигатель, не успевая прогреться, вынужден работать под нагрузкой;
  • чтобы избавиться от конденсата, необходимо время от времени совершать дальние поездки на крейсерских скоростях – это идеальный режим для испарения успевшего образоваться конденсата;
  • можно попробовать использовать эмульгаторы – спецприсадки, предотвращающие образование конденсата;
  • наконец, утепление мотора зимой также снизит риск появления конденсатной эмульсии.

Отметим, что промывка двигателя от эмульсии в данном случае практически не используется.

Дополнительные признаки неисправности

Как уже отмечено, эмульсия – это перемешанная смесь воды и масла в виде пены. Обильное количество белой или желтоватой пены на крышке и щупе сигнализирует о том, что в картер двигателя просачивается жидкость, а она присутствует только в системе охлаждения. Поэтому место утечки в первую очередь следует искать в тех частях двигателя, где каналы смазки и охлаждения проходят рядом.

Отметим, что появление протечки охлаждающей жидкости (ОЖ) внутрь двигателя могут сопровождаться еще рядом признаков:

  1. Постоянное снижение уровня ОЖ в расширительном бачке и надобность в периодической доливке.
  2. Масляная пленка в расширительном бачке.
  3. Система обогрева салона практически не греет.
  4. Уровень моторного масла выше нормы.
  5. Обильный белый дым из выхлопной трубы.
  6. Перебои в работе двигателя.

Все это указывает на попадание антифриза в масляные каналы. Если не предпринять никаких действий и продолжать эксплуатацию авто, то двигатель из-за отсутствия нормальной смазки получит повреждения, и для восстановления работоспособности понадобится дорогостоящий капитальный ремонт, или полная замена мотора.

Неисправная система вентиляции картерных газов

Если система вентиляции засорена и не работает так, как это нужно, тогда газы и пары будут пытаться выйти через щуп и другие места в ДВС. В этом случае нет ничего удивительного, что появилась эмульсия на крышке маслозаливной горловины.

Радует лишь то, что масло чистое и в нем нет тосола. Если исправить систему вентиляции картерных газов, тогда даже не придется производить замену смазочных материалов.

Средства для промывки

В качестве средств для промывки автовладельцы прибегают к следующим методам.

Вода

Надо приготовить дистиллированную или хотя бы кипячёную воду. Использовать такой вариант можно только при слабом загрязнении системы охлаждения. Воду заливают в радиатор, после этого двигатель нагревают до рабочей температуры и всё сливают. Чтобы избавиться от эмульсии, придётся повторить процедуру 5–6 раз. Это малоэффективный способ промывки системы от масла, но он самый доступный.


Промывать систему охлаждения водой надо до тех пора, пока не будет сливаться чистая жидкость

Молочная сыворотка

Можно использовать молочную сыворотку. Перед использованием сыворотку надо процедить через марлю, чтобы удалить имеющиеся в ней сгустки и осадок. Народные умельцы рекомендуют разные сроки нахождения сыворотки в системе охлаждения. Некоторые ездят с ней 200–300 км, другие заливают, прогревают мотор и сливают.

Если после слива сыворотки в ней много сгустков и маслянистых образований, то процедуру очистки рекомендуется повторить.


В борьбе с маслянистыми отложениями сыворотка не очень эффективна

Fairy

Используют Fairy или аналогичное средство для мытья посуды. В большое количество воды заливают 200–250 грамм такого средства, в зависимости от степени загрязнения системы, и размешивают. Мотор прогревают и оставляют на 15–20 минут.

Если после слива в жидкости много примесей, то процедуру повторяют. Во время промывки моющее средство начинает сильно пениться, поэтому надо контролировать состояние расширительного бачка. Такой вариант помогает эффективно удалять масло из системы, но его недостаток в образовании большого количества пены. Надо промывать систему несколько раз водой, пока не удалятся остатки моющего средства.


Во время нагревания моющие средства начинают сильно пениться, поэтому надо контролировать расширительный бачок

Порошок-автомат

Этот вариант похож на применение средств для мытья посуды, поэтому так же хорошо справляется с очисткой системы от масла. Преимущество в том, что при использовании порошка-автомата образуется меньше пены. При создании раствора на литр воды добавляют 1 столовую ложку порошка.

Дизельное топливо

Это самый эффективный народный метод. Заливают в систему дизельное топливо, прогревают мотор и сливают солярку. Процедуру повторяют минимуму два раза, а перед заливкой антифриза промывают водой.

Некоторые люди боятся, что солярка может воспламениться или повредить патрубки. Народные умельцы утверждают, что ничего такого не случается и метод очень эффективно работает. Чтобы двигатель быстрее прогрелся, во время его промывки дизельным топливом рекомендуется снять термостат.

Специальные жидкости

В магазине можно приобрести специальные жидкости для промывки системы охлаждения. Это лучший вариант для очистки системы охлаждения от масла, но дороже, чем применение народных методов.


Специальные жидкости для промывки системы охлаждения можно приобрести в любом автомагазине

Каждое такое средство имеет инструкцию, по которой и надо действовать. Определённое количество специальной жидкости заливают в систему. Дают двигателю поработать 30–40 минут и сливают, а затем промывают систему водой.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5affac9a1aa80c5715437e35/kak-i-pochemu-poiavliaetsia-emulsiia-v-motore-5b195c1bc3321bdbfd798a6e
  • https://mashinapro.ru/1826-emulsiya-na-schupe-urovnya-masla.html
  • https://DriverTip.ru/repair/pochemu-poyavlyaetsya-emulsiya-v-masle-dvigatelya.html
  • https://KrutiMotor.ru/emulsiya-na-maslyanom-shhupe-i-kryshke-maslozalivnoj-gorloviny/
  • https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/emulsiya-v-masle-dvigatelya/
  • https://KrutiMotor.ru/promyvka-dvigatelya-ot-emulsii-v-masle/
  • https://autochainik.ru/emulsiya-v-masle-dvigatelya.html
  • https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/sistema-ohdazhdeniya/chem-promyt-sistemu-ohlazhdeniya-dvigatelya-ot-masla.html

Пробой прокладки ГБЦ

Если видна эмульсия на крышке маслозаливной горловины, причины часто заключаются в нарушении герметичности прокладки. Пробой возможен из-за прогорания вследствие перегрева либо в результате физического устаревания и износа прокладки. Но такие случаи встречаются лишь на старых двигателях, за которыми не следили. Основной признак пробоя – нестабильная работа мотора. Также будет заметен уход охлаждающей жидкости из расширительно бачка. Если выполнить диагностику своевременно, тогда можно ограничиться лишь заменой прокладки. Это делается буквально за два часа. Если же ситуацию отпустить, тогда все будет значительно хуже.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]