Диагностика топливных форсунок и бензонасоса автомобилей ВАЗ-2110-12

Инжектор ВАЗ-21093; 21099; 2110; 2111 (двигатель ВАЗ-инжектор-2111) и ВАЗ-инжектор-21103; 2112 (двигатель инжектор ВАЗ-2112)

Карбюраторные двигатели часто выходят из строя из-за отказов зажигания (отсутствие искры ни в одном из цилиндров). Реже — из-за дефектов клапанного механизма и узла цилиндр-поршень (в цилиндре нет сжатия). Двигатели с распределенным впрыском иногда «триплан» из-за неисправности одной из топливных форсунок.

В статье «Утеря домовладельца» (ЗР, 2000, №7) мы рассказали, как заменить топливный насос и фильтр. Теперь опишем простой способ измерения давления в топливной рампе, проверки и снятия регулятора давления и форсунок с рейкой.

Отличия в конструкции топливных планок инжектора ВАЗ — двигатели 2111 и 2112 небольшие, но процедура демонтажа заметно отличается.

Давление в топливной планке проверяем обычным манометром (можно даже от шинного насоса).

На резьбовой штуцер прибора надеваем трубу и стягиваем хомутом. Подойдет любой маслобензостойкий шланг с внутренним диаметром 12 мм или шланг для подачи охлаждающей жидкости к дроссельному узлу — он не устойчив к бензину, но выдерживает несколько минут испытаний без последствий.

Используя колпачок клапана колеса, открутите змеевик от штуцера топливной рампы двигателя 2112 (конструкция аналогична клапану колеса).

Постепенно сбросив давление, снимите змеевик.

Для наглядности еще раз покажем это на разобранной аппарели двигателя 2111.

Поместите измерительную трубку на фитинг и затяните зажим.

Запускаем двигатель и проверяем давление — оно должно быть в пределах 2,85-3,25 бар (двигатель 2112).Снимите вакуумный шланг с регулятора давления топлива (двигатель 2111).

Давление должно увеличиться на 0,2–0,7 бар. В противном случае неисправен регулятор давления топлива.

На двигателе ВАЗ инжектор 2111 снимается, не разбирая топливную рампу. Из-за этого:

откручиваем гайку с «24…. и извлеките трубку из регулятора.
Открутите два винта шестигранным ключом на 5 ключей... поднять регулятор отверткой…
. и сними.

На двигателе ВАЗ инжектор 2112 сначала придется разбирать топливную рампу. Для этого снимаем пластиковый кожух с двигателя, отсоединяем газовый кабель и провода свечи зажигания.

Головкой «13» отверните две гайки, фиксирующие блок дроссельной заслонки, и снимите его.Отсоединяем трубки от ствольной коробки, откручиваем две гайки с головкой «10…
.. и ослабив четыре зажима…… Снимаем трубку.

Внимание! Закройте отверстия впускного коллектора заглушками.

Отсоедините шланг вентиляции картера.Используя гаечный ключ «10», открутите болт, которым крепится направляющая трубка зонда, и снимите его.
Отсоедините электрический разъем топливной рампы.Двумя ключами «на 17» отсоединяем топливопровод и обратку (маркируя их).
Проверить уплотнительные кольца, при сборке заменить неисправные.Откручиваем кронштейн крепления топливных трубок.
Используя шестигранный ключ на 5 дюймов, открутите два винта, удерживающих топливную рампу…… И снимаем его в сборе с форсунками.
Используя гаечный ключ «24», открутите гайку трубы и извлеките трубу.Открутите два винта крепления регулятора давления топлива с помощью «5.
Сдвигаем фиксатор трубки и снимаем трубку.При тряске вытаскиваем регулятор давления топлива.

На двигателе ВАЗ инжектор 2111 проще снимать топливную рампу.

Двумя ключами на 17 откручиваем штуцеры топливопровода.Отсоедините электрический разъем.

Отсоедините кронштейн крепления топливных магистралей к ресиверу.

Используя шестигранный ключ на 5 ключей, открутите два винта, фиксирующие пандус.Потянув пандус по осям сопел, выньте все четыре сопла из их корпусов.
Вытаскиваем рампу с форсунками в сторону левой стороны машины.

проверить обмотку форсунки (форсунки) можно тестером. Его сопротивление должно быть 11-15 Ом.

После подключения топливных магистралей к рейке подключаем электрический разъем жгута форсунок. Подставив колбы под форсунки, включаем двигатель стартером.

Топливные факелы от форсунок должны быть одинаковой формы.

Количество подаваемого топлива также должно быть таким же, и для его более точного определения двигатель должен достаточно долго «работать.

Проверяем качество топливной форсунки. Для этого отсоедините электрический разъем от каждой форсунки и подайте 12 В от аккумулятора двумя проводами. Включаем зажигание.

Форсунки форсунок должны создавать четыре струи бензина.

Если электрическое сопротивление одних форсунок не соответствует норме, пламя распыляемого топлива имеет другую форму от других, нет четырех характерных жиклеров, количество топлива явно меньше, чем в других, значит лучше заменить форсунки.

Снимите форсунку (форсунку) с аппарели таким же образом для двигателей 2111 и 2112 (показано для 2112).

Используйте отвертку, чтобы сдвинуть фиксатор…. и сними.
Снимаем насадку.

Сборку производите в обратной последовательности, уделяя особое внимание резиновым уплотнительным кольцам форсунок и патрубков. Царапины, трещины, надрывы — причины замены.

Виктор ЛЕЛИКОВ, Алексей РЕВИН. Технический центр «Тушино”

УКРАИНА, г. Харьков (тел. +3 8 0 67 575 21 50) 249444342

Многие автолюбители столкнулись с тем, что у 16-клапанной ВАЗ-2112 начались проблемы с впрыском. Следовательно, это обычно происходит из-за загрязнения форсунки или, скорее, форсунок для распыления топлива. В зависимости от того, как вы водите и как работает двигатель, они могут распылять бензин или «струйно» подавать его в цилиндры. Но не многие автомобилисты умеют чистить этот элемент.

Форсунки автомобилей ВАЗ 2110–2112

Автомобили «десятого» семейства комплектуются различными инжекторными двигателями, каждый из которых рассчитан на работу с определённой моделью форсунок. Несмотря на то что у них есть свои «имена», автомобилисты обычно используют «народную»классификацию по цвету и толщине. Например: чёрные тонкие.

Такое упрощение обычно работает, но полной гарантии совместимости форсунки с двигателем не даёт. Чтобы не обращаться лишний раз к чип-тюнеру для коррекции прошивки электронного блока управления впрыском, уточните каталожный номер детали до покупки.

Таблица: совместимость форсунок и двигателей автомобилей ВАЗ 2110–2112

ДвигательОбъём (л)Количество клапановКонтроллер (ЭБУ)ПрошивкаФорсунки
SiemensBosch
ВАЗ-21111,58М1.5.4Январь-5.1VAZ6238 (серые толстые)0 280 150 996 (бирюзовые толстые)
ВАЗ-21111,58М7.9.7Январь-7.2VAZ6393 (бежевые толстые)0 280 158 502 (чёрные тонкие)
ВАЗ-211141,68М7.9.7Январь-7.2VAZ20734 (оранжевые тонкие) VAZ20734 (жёлтые толстые)0 280 158 017 (чёрные тонкие)
ВАЗ-21121,516М1.5.4Январь-5.1VAZ6238 (серые толстые)0 280 150 996 (бирюзовые толстые)
ВАЗ-211241,616М7.9.7Январь-7.2VAZ20735 (голубые тонкие) VAZ20735 (розовые толстые)0 280 158 022 (чёрные тонкие)

Выводы

Как показывает практика, чистку форсунок (форсунок) 16-клапанного двигателя ВАЗ-2112 следует производить в автомобильной мастерской на специальном стенде. Если после чистки они не нормализуют работу, их необходимо заменить. Также при первых признаках неисправности форсунок стоит их очистить, чтобы избежать нагара и других неисправностей двигателя.

Инжектор — важный элемент системы впрыска топлива. Характер движения автомобиля, мощность и отклик двигателя, параметры окружающей среды зависят от работы детали. Как их отремонтировать и при необходимости заменить на автомобилях ВАЗ 2110-2112?

Отличия форсунок для восьми и шестнадцатиклапанных двигателей

Среди некоторой части автомобилистов бытует мнение, что форсунки для «десятки» отличаются в зависимости от количества клапанов мотора. Другие уверены, что определяющий фактор — объём цилиндров.

Засорение форсунок может привести к тому, что автомобиль начнёт дергаться при движении.

В действительности неправы ни те, ни другие. Детали должны соответствовать конструкции двигателя, модели и прошивке электронного блока управления.

При замене лучше всего устанавливать те же, что были установлены ранее. В противном случае возможны трудности с запуском и эксплуатацией на переходных режимах. Для устранения недостатков придётся корректировать прошивку, что в гаражных условиях практически невозможно.

Впрыск топлива в цилиндр был известен еще на самой заре автомобилестроения. В начале 1890-х годов немец Рудольф Дизель и англичанин Герберт Акройд-Стюарт защитили права на собственные схемы двигателя внутреннего сгорания, работающего на мазуте.

Признаки поломки или загрязнения форсунок

Диагностика работы автомобильного двигателя является достаточно сложным процессом, поскольку требует точности. Нередко бывает, что при одинаковой симптоматике причины неисправности могут быть абсолютно разными.

Например, увеличение расхода топлива, плохой запуск двигателя может быть вызван как загрязненными, сломанными форсунками, так и плохими свечами зажигания. Поэтому лучше лишний раз убедиться в правильности поставленного диагноза.

Наиболее распространенными при неисправности топливных форсунок являются следующие признаки:

  • резкое увеличение расхода топлива;
  • потеря динамики, падение оборотов двигателя;
  • проблемы с зажиганием, пуском двигателя;
  • утечки топлива на фоне выраженного запаха бензина;
  • частые вибрации мотора при переключении передачи, сбросе скорости, рывки во время езды.
  • Скачок расхода топлива

    Значительное увеличение потребления бензина в процессе эксплуатации авто свидетельствует зачастую о засорении топливного инжектора. Качество процесса образования воздушно-топливной смеси может сильно пострадать даже при незначительном загрязнении, поскольку сопло форсунок имеет очень маленький диаметр.

    В результате коэффициент полезного действия работы силового агрегата значительно снижается. При таких неисправностях сопло форсунки не может формировать бензиновое облако необходимой конфигурации.

    Вследствие этого, больший объем бензина прогорает внутри выпускного коллектора. Из-за этого снижаются динамические характеристики авто, увеличивается нагрузка на катушку зажигания, высоковольтные провода, свечи.

    Падение числа оборотов

    В случаях, когда внутрь цилиндра распыляется слишком большое количество топлива, происходит «заброс» бензином оборотов двигателя. Из-за этого динамика автомобиля во время разгона значительно снижается. Кроме того, при постоянной нагрузке во время движения машины обороты двигателя будет значительно меняться. В норме они должны оставаться на стабильном уровне.

    Утечка топлива

    При повреждении корпуса топливного инжектора из него начинает вытекать бензин. В результате этого топливо попросту не доходит до форсунки. Нередко утечка происходит через дефектный уплотнитель устройства, который зачастую трескается от времени. При проверке инжектора следы протечек можно обнаружить на ближайшей топливной рампе.

    Одновременно с утечками топлива, нередко появляется устойчивый запах бензина. С другой стороны, такая ситуация возникает, когда застрявший инжектор остается открытым или повреждается. При таких обстоятельствах важно найти настоящую причину появления запаха.

    Проблемы с зажиганием и пуском

    При засорении сопла форсунки внутрь цилиндра не поступает достаточное количество топлива, поэтому силовой агрегат во время движения авто будет пропускать зажигание. Это отчетливо будет проявляться в виде определенной паузы при нажатии на педаль акселератора. Если нарушаются пропорции воздушно-топливной смеси, то силовой агрегат подвержен перегреву.

    Когда на фоне шума работы бензонасоса двигатель автомобиля не заводится, это свидетельствует об отсутствии искры у инжектора.

    Частые вибрации

    Неисправности инжектора приводят к перебоям процесса воспламенения воздушно-топливной смеси внутри цилиндров. Поэтому во время движения двигатель будет вибрировать и троить. Это происходит из-за перебоев в работе одного или нескольких цилиндров.

    В некоторых случаях такая проблема возникает из-за засорения топливных магистралей, неисправностей датчиков ЭБУ.

    Замена форсунок автомобилей ВАЗ 2110–2112

    Поломки форсунок вызывают перебои в подаче топлива в цилиндры и нарушение пропорций горючей смеси. Эти последствия отражаются на характере движения автомобиля, работе зажигания, расходе топлива, стабильности холостых оборотов и содержании СО в выхлопе.

    Таблица: неисправности форсунок инжекторных двигателей

    НеисправностьПроявление неисправностиСпособ выявления и сопутствующие признаки неисправности
    засорение (закоксовывание) сопла распылителя
    • большой расход бензина;
    • затруднённый запуск при низкой температуре;
    • ухудшение динамики.
    осмотр и проверка снятой форсунки
    разгерметизация клапана (форсунка течёт)
    • большой расход бензина;
    • двигатель «троит» или детонирует;
    • затруднённый запуск.
    превышение нормы CO на 1–1,5% на каждую неисправную деталь
    зависание клапана (клапан закрыт)двигатель «троит»отсутствие реакции работающего мотора на отключение электропитания форсунки
    нестабильное зависание клапана
    • плавают обороты;
    • двигатель «троит».
    • отсутствие реакции работающего мотора на отключение электропитания форсунки;
    • замена детали заведомо исправной.

    Для замены форсунок понадобится следующий инструмент:

    • рожковые ключи на 17 и на 13,
    • шестигранный ключ на 5,
    • торцевые ключи на 10 и на 13,
    • крестообразная отвёртка.

    Чтобы добраться до этих деталей, следует снять топливную рейку. Последовательность демонтажа для восьми и шестнадцатиклапанных моторов различна.

    Профилактика проблем с форсунками

    Очистка форсунок с демонтажем или же их замена — это достаточно дорогостоящая процедура, которая существенно увеличивает расходы автовладельца. Куда проще предупредить такие неисправности, чем пытаться отремонтировать автомобиль и очистить форсунки. В первую очередь автовладельцу нужно будет использовать качественное топливо, заправляясь исключительно на проверенных заправках. Следует исключить визиты на сомнительные АЗС, где часто продают некачественное топливо.

    В специализированных магазинах можно найти качественную автохимию и различные добавки в топливо, которая очищает топливную систему, устраняет возможные загрязнения с сопел форсунок. Специалисты рекомендуют проводить такую профилактическую работу каждые 50 тысяч пробега, что позволит автовладельцам исключить какие-либо проблемы с впрыском, избежав при этом необходимости выполнения дорогостоящего и сложного ремонта. Также помните, что своевременно обратившись в сервис уже при первых признаках неисправности, можно выполнить очистку форсунок без их демонтажа с автомобиля.

    Подведём итоги

    Увеличение расхода топлива, проблемы в работе двигателя и заметное ухудшение динамики авто может свидетельствовать о загрязнении форсунок на автомобиле. В подобном случае необходимо как можно скорее обратиться в сервис и выполнить диагностику двигателя, при необходимости очистить форсунки или выполнить их замену. В целях профилактики автовладельцам следует использовать исключительно качественное топливо, а раз в 50 тысяч пробега заливать в бензобак специальную автохимию, предназначенную для устранения таких загрязнений топливной системы.

    Снятие топливной рейки восьмиклапанного двигателя ВАЗ-2111

    1. Отключите аккумулятор от корпуса автомобиля.
    2. Отсоедините вакуумную магистраль от регулятора давления топлива.
    3. Ослабьте штуцеры подачи и слива бензина, стравите давление. Открутите топливопроводы, запомните их положение.


    Ослабьте штуцеры подачи и слива бензина, стравите давление. Открутите топливопроводы

    • Отсоедините электроразъём рейки.


    Отсоедините электроразъём рейки

    • Открутите и снимите кронштейн крепления подающей и сливной трубки.

    • Открутите крепления рейки.

    • Потяните рейку, вытащите форсунки из мест посадки. Извлеките рейку.

    Инженер Йонас Хессельман (Jonas Hesselman) сумел объединить идеи… В 1925 году он выпустил первый в истории транспорта двигатель с непосредственным бензиновым впрыском. Это был своеобразный гибридный двигатель, работавший на всем, что горит: топливом для него могли служить бензин, керосин, солярка, масло…

    Признаки неисправности

    При проблемах с форсунками в цилиндры поступает малое количество топлива. В некоторых случаях питание двигателя становится полностью невозможным. Существует несколько признаков, по которым можно определить, что проблема именно в форсунках:

    • Проблемы с запуском двигателя. Это обусловлено недостаточным количеством топлива, поступающего в цилиндры;
    • Мотор неустойчиво работает на холостом и малом ходу;
    • Существенное снижение мощности и провалы в работе;
    • Повышенный расход топлива;
    • Двигатель может троить.

    Демонтаж топливной рейки двигателя ВАЗ-2112

    • Отключите аккумуляторную батарею.
    • Снимите защитный щиток двигателя.
    • Отсоедините от свечей высоковольтные провода.
    • Ослабьте хомуты воздушного и картерного шланга. Снимите воздушный шланг в сборе

    • Отсоедините от дроссельного узла шланг вентиляции первого контура картера

    • Ослабьте крепление, выведите тросик заслонки из кронштейна

    • Открутите крепления дроссельного узла. Снимите узел со шпилек вместе со шлангами, отведите в сторону и зафиксируйте подручными средствами.Отсоедините от ресивера шланг электропневмоклапана.

    • Отсоедините шланг вакуумного усилителя.

    • Отверните крепления ресивера.

    • Ослабьте хомуты впускного коллектора.

    • Снимите ресивер, закройте отверстия коллектора пробками из ветоши.

    Отсоедините от крышки головки блока цилиндров шланг картерной вентиляции.

    • Отверните крепление, снимите направляющую трубку указателя масляного уровня.

    • Отсоедините электрический разъём топливной рейки.

    • Открутите штуцеры, отсоедините шланги подачи и слива топлива. Запомните их положение.

    • Отверните крепление, снимите кронштейн трубок подачи и слива топлива.

    • Отверните шестигранником винты крепления.

    • Снимите топливную рейку в сборе.

    Диагностика

    Проверка форсунок может быть проведена своими силами практически каждым автолюбителем. Часть работ может быть проведена без снятия этих деталей с двигателя. Для более подробного рассмотрения причин, проблемную форсунку лучше снять с двигателя. Происходить самостоятельная диагностика должна в следующем порядке:

    • Проверяется целостность проводов, подающих питание на форсунку. Для этого можно замерить на них сопротивление;
    • Выясняют, с какой из форсунок возникла проблема. Делают это следующим образом, заводят двигатель и по очереди скидывают провода с выводов форсунок. Если в этом цилиндре она работает, то можно услышать изменения в работе двигателя, поломанная форсунка изменений не вызывает;
    • Проверяют сопротивление обмотки. Для этого к выводам присоединяют щупы мультиметра. У исправных форсунок сопротивление должно быть в пределах 11-16 ОМ. Если показатель больше, то деталь следует обязательно заменить;
    • Для следующей проверки следует снять топливную рампу. Под форсунки ставятся стаканчики, и крутят стартер 10-15 секунд (более длительная работа может вывести его из строя). При этом наблюдают за конусом распыления топлива. Также сравнивают количество собравшегося в стаканчиках бензина. Так можно наверняка вычислить неисправную форсунку.

    Если после всех действий вы не определились с причиной неисправности. То есть форсунки работают исправно. Обратите внимание на прокладку по ней. Если она деформирована или повреждена, то вполне вероятно проблема в подсосе воздуха через нее.

    Снятие деталей

    Форсунки можно снять и заменить после того, как демонтирована топливная рейка.

    Сожмите фиксирующую пружину, отсоедините электрический разъём каждой форсунки.

    • Сдвиньте и снимите фиксатор положения деталей на топливной рейке.

    • Покачивая, вытащите форсунку. Снимите все детали, требующие замены.

    Установку новых форсунок, топливной рейки и других демонтированных деталей произведите в обратной последовательности.

    Не используйте бывшие в употреблении резинки форсунок, установите новые, предварительно смазав моторным маслом.

    При необходимости замените уплотнительные кольца топливных трубок.

    Осмотр свечей зажигания

    Если свечи влажные, то, следовательно, бензин поступает. Сухие? В таком случае нужно проверить пробником сигнал на разъеме жгута механического распылителя жидкости или газа (форсунки) (как показано на фото 6).


    Сделали, но свечи до сих пор сухие? Тогда придется открутить винты крепящие рампу и приподнять её под впускным коллектором, чтобы просматривались сопла форсунок. Производим включение зажигания и проворачиваем стартером коленвал мотора. При отсутствии струек топлива, нужно снять форсунки и скорее всего, заменить на новые. Правда, практически в каждом серьезном сервисе вам порекомендуют их промыть.

    Если цена на новый комплект форсунок незначительно выше промывки, то стоит предпочесть замену. У форсунок случаются и возрастные неполадки. Так же читают:

    Для чего нужен лямбда-зонд в автомобиле

    Ремонт

    Прежде чем снимать форсунки с демонтированной рейки, целесообразно проверить их работоспособность. Для проверки понадобятся:

    1. четыре одинаковые ёмкости,
    2. тестер,
    3. провода.

    Проверка работоспособности

    • Подсоедините к рейке с форсунками шланги подачи и слива бензина и разъём питания.
    • Установите рейку над мерными ёмкостями.

    • Проверните двигатель стартером.
    • Оцените работу распылителей. Форма облака у всех форсунок должна быть примерно одинакова. Количество топлива в мерных ёмкостях не должно сильно отличаться. Значительные отличия свидетельствуют о загрязнении и изменении производительности. Закоксованные смолистыми отложениями и засорённые требуют чистки. Полное отсутствие топлива на выходе сопла говорит о неисправности клапана и необходимости замены.


    Форма облака у всех форсунок должна быть примерно одинакова

    • Выключите зажигание. Отсоедините разъёмы питания от форсунок.
    • Измерьте электрическое сопротивление обмотки каждой детали. Его номинальное значение 11–15 Ом. Отклонения от нормы означает наличие скрытых проблем электромагнитного клапана, которые косвенно влияют на форму факела и производительность. Такую форсунку целесообразно заменить.
    • Включите зажигание. Убедитесь в герметичности клапанов форсунок. Если деталь подтекает, её следует заменить или как минимум попытаться промыть и проверить работоспособность повторно.
    • Проверить форсунку на нестабильное зависание клапана трудно, так как эта неисправность может проявляться достаточно редко. Для выявления подключите электрический разъём форсунки отдельными проводами к аккумуляторной батарее. Периодически включая и выключая напряжение, следите за факелом распыла. Форма и интенсивность факела исправной форсунки каждый раз одна и та же, периодические изменения возникают тогда, когда клапан открывается не полностью. Если фона иногда «случайно» не срабатывает, её необходимо заменить.

    После войны Германия получила запрет на разработку инжекторов для авиационных двигателей. И инженеры занялись адаптацией систем непосредственного впрыска для легковых автомобилей, обнаружив еще одно их немаловажное достоинство по сравнению с карбюраторами — экономичность.

    в нашей группе вконтакте

    ДИАГНОСТИРУЙТЕ ВАШЕ АВТО САМИ!

    У контроллера электронной системы управления двигателем (ЭСУД) имеются цепи управляющих устройств форсунок для каждого цилиндра, каждая из которых управляет своей форсункой. Форсунка включается, когда цепь управления замыкается на массу контроллером ЭСУД. Контроллер ЭСУД контролирует ток в каждой цепи управления. Контроллер ЭСУД измеряет падение напряжения постоянным резистором и управляет им. Для определения неисправности каждая цепь управления контролируется. Если напряжение в цепи отличается от заданного в контроллере ЭСУД, то устанавливается диагностический код неисправности.

    Условия появления кода DTC

    Условия установки кода неисправности.

    В цепи форсунки обрыв или замыкание на массу.

    Действия, выполняемые при установке кода неисправности

    Контрольная лампа индикации неисправности загорается. Контроллер записывает рабочие условия в момент определения неисправности. Эта информация сохраняется в буфере записей состояния и протоколах неисправностей. Сохраняется архив диагностических кодов неисправности.

    Условия очистки кода неисправности/индикации неисправности

    Лампа индикации неисправности выключается по окончании последующего цикла проверки, при котором диагностика выполняется без сбоя. Архивный диагностический код неисправности убирается после 40 циклов нагрева без сбоя. Диагностический код неисправности может быть очищен сканирующим прибором.

    Указания по диагностике

    Обрыв или замыкание на массу в цепи управляющего устройства форсунки вызывает установку этого кода DTC. А также вызывает пропуск зажигания от неработающей форсунки. Также должен быть установлен диагностический код неисправности зажигания с указанием неисправной форсунки. Слишком высокая или слишком низкая долгосрочная и краткосрочная корректировка топливоподачи указывают на неисправность форсунки. См. «Проверка баланса форсунок» в этом разделе для проверки неисправных форсунок. Сопротивление форсунки, измеренное на соединении контроллера ЭСУД несколько выше, чем измеренное непосредственно на форсунке, так как оно включает сопротивление жгута проводов. Нормальное значение — около 13,5Ом.

    Неисправности инжектора (форсунок) встречаются как на дизельных, так и на бензиновых двигателях. В схеме устройства системы питания инжекторного двигателя форсунка является элементом, который отвечает за впрыск распыленной порции топлива в камеру сгорания под определенным давлением.

    Точное дозирование, герметичность и своевременное срабатывание инжекторной форсунки обеспечивают устойчивую и исправную работу двигателя на всех режимах его работы. Если форсунка «льет» (пропускает лишнее топливо в момент, когда его подача не требуется), снижается эффективность распыла горючего (нарушается форма факела) и возникают другие неисправности инжектора, тогда двигатель начинает дымить серым или черным дымом, теряет мощность, расходует много топлива и т.п.

    Читайте в этой статье

    Замена или промывка?

    Некоторые неисправности можно устранить чисткой и промывкой. Другие «лечатся» лишь заменой.

    Таблица: неполадки в работе форсунок

    НеисправностьСпособ устранения
    пониженная производительностьпромывка, замена при неудачной промывке
    подтеканиепромывка, замена при неудачной промывке
    повышенная производительностьзамена
    зависание клапаназамена
    нестабильное зависание клапанапромывка, замена при неудачной промывке
    завышенное или заниженное сопротивление обмоткизамена

    В перечисленных случаях промывка не панацея. Использовать этот способ следует, учитывая пробег и качество обслуживания во время эксплуатации.

    В процессе работы сопла форсунок неизбежно закоксовываются, забиваются смолистыми отложениями. Картину усугубляет низкокачественное топливо, вместе с которым в неё могут попасть дополнительные загрязнители.

    Какое-то время распылители топлива продолжают работать без видимых изменений, но рано или поздно загрязнители накапливаются, изменяя форму факела и снижая производительность.

    Продолжительность жизни форсунок ограничена даже при использовании самого чистого топлива. Изготовители рекомендуют менять их через каждые 100–120 тыс. км пробега. Ввиду того что автомобилисты пользуются неидеальным бензином, а тем, которое можно купить на заправках, деталь приходится менять уже через 80–100 тыс. км.

    Среди автомобилистов бытует мнение, будто «не надо лезть, если всё нормально работает». Это мнение оправдано, но лишь в том случае, когда владелец готов менять распылители на новые примерно каждые 50 тыс. км пробега.

    Дело в том, что избавляясь от незначительных отложений по мере их накопления, владелец продлевает жизнь расходника, так как загрязнители не успевают нанести невосполнимый урон.

    Засорение форсунок начинает мешать нормальной эксплуатации уже после 30–50 тыс. км.

    Вначале негативные процессы проявляются лишь в повышенном расходе топлива. Владельцы не всегда связывают возросший «аппетит» двигателя с форсунками, так как причин у этого явления очень много.

    В интервале 50–80 тыс. км пробега загрязнения, накопившись, способны вызвать перебои в работе двигателя, чего не заметить уже невозможно. Становится понятно, что «надо лезть в форсунки», но их чистка на этом этапе может оказаться бесполезной. При длительной работе засорённой детали нередко увеличивается диаметр сопла. Промывка удалит загрязнители, но первоначальные параметры уже не восстановить.

    Чтобы продлить срок безотказной эксплуатации и отдалить замену, следует регулярно примерно через 3–5 тыс. км пробега

    заливать в бак чистящую жидкость для форсунок либо использовать её иным способом, рекомендованным производителем.

    Мнения автомобилистов об эффективности и безопасности инжекторной химии противоречивы. Многие опасаются, что промывка без снятия с двигателя засоряет цилиндры.

    Действительно, если владелец автомобиля «не лез в форсунки» длительное время, без снятия рейки не обойтись. Химия в баке вместо пользы способна нанести вред. Если же использовать очистители регулярно, не дожидаясь проявления характерных неисправностей, двигателю от химии никакого вреда не будет.

    Хотя инжекторная химия благотворно влияет на незначительно загрязнённые форсунки, её использование не гарантирует, что распылители безбедно «проживут» весь «отпущенный» им производителем срок. Неудачно залить в бак «левый» бензин можно почти на любой заправке.

    Чтобы свести к минимуму накопление отложений, изготовители рекомендуют проводить дополнительную профилактическую промывку специальными средствами каждые 30 тыс. км пробега.

    Таблица: целесообразность промывки и замены в зависимости от пробега

    Пробег (тыс. км)ПромывкаЗамена
    до 30профилактическая промывка добавками в топливо каждые 3–5 тыс. кминдивидуальная замена неисправных деталей
    30–80профилактическая промывка специальным средством каждые 30 тыс. кминдивидуальная замена
    80–120профилактическая промывка специальным средством каждые 30 тыс. кмполная замена всех форсунок при выявлении хотя бы одной неисправной

    Как чистить форсунки

    Чаще всего проблемой в работе форсунок является их банальная загрязненность. Поэтому, чтобы восстановить их работоспособность и вернуть номинальную производительность форсунки, достаточно произвести чистку. Это можно сделать двумя путями — не вынимая с двигателя (добавив в топливо специальный очиститель) и в снятом состоянии (пропуская чистящее средство по отдельно взятой форсунке или ультразвуком). Для очистки используются следующие методы:

    • механический;
    • ультразвуковой;
    • с помощью химических составов.

    Промывка без снятия с двигателя

    При первых признаках засорения форсунок не следует откладывать ремонт в долгий ящик, так как промедление лишь усугубляет ситуацию. Можно обратиться за помощью к профессионалам, но можно промыть и самостоятельно.

    Чтобы собрать самодельное приспособление и промыть их, понадобится:

    1. промывочная жидкость — 1 л;
    2. пластиковая бутылка с крышкой;
    3. фильтр тонкой очистки топлива;
    4. резиновый шланг диаметром 12 мм — 1 м;
    5. хомут 12–14 мм — 2 шт.;
    6. ниппель в сборе (грибок) — 2 шт.;
    7. ножной или электрический насос с манометром.

    Последовательность промывки:

    • Просверлите в дне и крышке бутылки отверстия, установите в них ниппели.

    • Соедините шлангом ниппель крышки бутылки и фильтр очистки топлива. Укрепите соединения хомутами.

    • Заведите мотор, прогрейте его до 90–95 ° C.
    • Заглушите двигатель. Стравите давление топлива.
    • Отсоедините от рейки форсунок шланг подачи бензина. Вместо него, присоедините к штуцеру выход фильтра самодельного промывочного приспособления.

    • Перелейте в бутылку жидкость для промывки. Закрутите крышку.
    • Подсоедините к свободному ниппелю насос, доведите давление внутри ёмкости до 3 кгс/см².
    • Заведите мотор на промывочной жидкости. Дайте поработать на холостом ходу 15 минут. Поддерживайте давление в ёмкости с помощью насоса.
    • Остановите двигатель, обождите 15 минут. Повторите циклы работы и отдыха до тех пор, пока не закончится жидкость для промывки.
    • После самостоятельной остановки двигателя стравите избыточное давление в бутылке с помощью ниппеля. Отсоедините промывочное устройство. Подключите шланг подачи бензина.

    Аналогичным образом можно промывать снятую с двигателя топливную рейку в сборе без демонтажа форсунок.

    Чистка форсунки не снимая ее

    В данном случае чистка может осуществляться несколькими методами:

    • С использованием специальных очистительных присадок, которые добавляют к топливу. В их составе содержатся специальные чистящие вещества, которые в щадящем режиме очищают отверстия форсунок.
    • Чистка при помощи давления. Для этого необходимо разогнать машину до скорости 110. 130 км/ч, и проехать так 10. 15 км (около 5. 6 минут) на высоких оборотах двигателя. Вследствие высокой нагрузки в форсунках произойдет естественное очищение.
    • Холостой ход. Этот метод аналогичен предыдущему. Необходимо на стоящем автомобиле запустить двигатель и поддерживать обороты на уровне 4. 5 тысяч в течение 3. 4 минут. Вследствие этого также произойдет очистка форсунок. Однако предыдущий метод очистки лучше, поскольку нагрузка при его условиях выше.

    Выводы

    Проблемы в работе форсунок не являются критичной поломкой, однако все же при их возникновении рекомендуем вам не откладывать проверку и устранение неисправности. В большинстве случаев ремонтные работы можно провести самостоятельно с помощью описанных выше методов. Своевременная проверка и диагностика форсунок позволит вам избежать проблем с эксплуатацией машины. Профилактика обойдется вам дешевле, чем ремонтные работы на форсунках или других узлах двигателя. Рекомендуем вам чистить форсунки через каждые 30. 35 тысяч километров пробега вашего авто вне зависимости от их состояния.

    Промывка снятых с двигателя

    Чтобы промыть снятую с двигателя форсунку, необходимо создать на её входе повышенное давление чистящей жидкости, а затем периодически включать и выключать электромагнитный клапан, имитируя работу электронного блока управления автомобиля.

    Повышенное давление легко создать, используя очиститель для карбюратора в аэрозольном баллончике. Кроме него, понадобятся:

    1. источник постоянного напряжения 12 В,
    2. провода,
    3. кнопка без фиксации,
    4. клеммы для подключения к форсунке,
    5. одноразовый шприц 5 мл,
    6. кембрик (пластиковая трубочка) для соединения шприца и распылителя баллончика,
    7. ёмкость для сбора промывочной жидкости.

    Порядок промывки:

    • Вытащите из шприца поршень. Соедините кембриком носик шприца и распылитель аэрозольного баллончика. Зафиксируйте соединение проволокой или скотчем.
    • Подсоедините форсунку к источнику питания через кнопку.
    • Наденьте широкий конец шприца на вход форсунки.

    • Направьте выходное отверстие в ёмкость для сбора жидкости.
    • Нажмите на распылитель аэрозольного баллончика и заполните шприц промывочной жидкостью.
    • Нажмите кнопку питания и откройте форсунку.
    • Повторяйте промывку до тех пор, пока не получите на выходе интенсивный факел приемлемой формы.
    • При необходимости, промойте аналогичным образом форсунку в обратном направлении, подавая промывочную жидкость не на вход, а на выход.

    Ультразвуковая очистка

    Современный способ чистки инжектора — использование ультразвука. Тут потребуется снять с двигателя форсунки и поместить их в ультразвуковую ванну. Очистка производится с помощью микровзрывов ультразвуковых волн, способных достичь тысяч атмосфер (эффект кавитации). На дне ванны находится ультразвуковой генератор. В него опускаются форсунки и за счет кавитации достигается максимальный эффект отслоения засорений в канальцах форсунок и осадков в каналах форсунок.

    Благодаря использованию ультразвуковой ванны очищается поверхность форсунки и внутренние ее рабочие полости. На внутренней поверхности возможны также лаковые и карбоновые отложения, так как она находится в рабочей зоне большого давления и высоких температур. Внутренняя поверхность прибора очищается исключительно в активном режиме очистки. Этот режим предполагает, что форсунки открываются и закрываются, находясь в рабочем растворе частью, непосредственно распыляющей топливо — распылительным отверстием, при ультразвуковой очистке.

    Промывка ультразвуком считается более эффективной, так как ее помощью могут очищаться и те форсунки, которые промывочной жидкостью очистить нельзя. Промывка инжектора данным способом стоить будет немного дороже.

    Этапы промывки ультразвуком:

    • Снятие и осмотр форсунок.
    • Установка на стенд.
    • Первичная проверка на стенде (распыл, производительность).
    • Промывка со специальным раствором в щадящем режиме в ультразвуковой ванне.
    • Промежуточная проверка приборов на стенде (распыл, производительность).
    • Дополнительная промывка при необходимости.
    • Финальная проверка на стенде (распыл, производительность).
    • Установка при необходимости новых фильтров и уплотнительных колец.
    • Монтаж форсунок в двигатель.

    Проверка на стенде является преимуществом этого способа. Ультразвуковую ванну рекомендуется использовать через 100 тыс. км или чаще, если диагностика двигателя показала необходимость этого. Главным недостатком метода является его высокая стоимость и необходимость прибегать к помощи специалистов. Из-за неправильной чистки ультразвуком форсунки могут повредиться. Конечно, сначала убедитесь, что перебои в работе двигателя именно из-за загрязненности форсунок.

    Замена уплотнительных колец

    Чтобы исключить подтекание топлива, не используйте повторно уплотнительные кольца распылителя и корпуса форсунки. Их меняют новыми при каждом снятии по любому поводу.

    Для удаления старого кольца достаточно подцепить его отвёрткой. При установке новых не пользуйтесь твёрдым инструментом, устанавливайте уплотнители руками. Перед монтажом форсунки смажьте резинки моторным маслом.

    Инжекторный двигатель совсем несложный, как иногда полагают владельцы карбюраторных машин. Форсунки — надёжные детали, которые требуют лишь чуточку внимания. Проявите его, и мотор отблагодарит.

    Пошаговый порядок проверки форсунок

    Когда работе демонтированной рампы ничего не мешает, вновь подсоединяем к ней колодку питания и трубки для подачи бензина. Не забываем и про минусовую клемму АКБ.

    1. Когда все подключено и готово к проверке, фиксируем рампу с форсунками так, чтобы под них можно было подставить четыре мерных ёмкости одинакового объёма. Это необходимо для того, чтобы замеры были сделаны максимально точно.
    2. Далее, лучше всего попросите помощника сесть на водительское место, а при невозможности закрепите неподвижно рампу и самостоятельно заведите мотор.
    3. Во время того, как стартер будет «крутить» двигатель, обращайте внимание на то, чтобы форсунки работали одинаково в такт, а топливо распылялось равномерно. При проведении подобной диагностики, очень хорошо визуально видно, какая из четырёх форсунок «сопливит», либо совсем не работает.

    Заметно, как одна из форсунок работает не так как другая.

    Проверка заканчивается через некоторое время после отключения форсунок.

    Последнему следует уделить особое внимание, если какая-либо из колодок совсем не работает, потому, как именно повреждение проводки становится тому причиной. Если присутствуют повреждения, то необходимо заменить форсунку на новую (см. «подробнее о выборе форсунок«).

    Порядок проверки питания форсунок

    1. Первым делом отключаем все колодки от форсунок.
    2. Затем, подключаем к заранее рабочей колодке два провода, другим концом которых подносим к «нерабочей» форсунке.
    3. Далее включаем зажигание и если форсунка заработала, это значит необходимо заменить нерабочий элемент электрической цепи-колодку, а если нет, то замене подлежит только форсунка.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]