06.12.2019
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Зачем нужно периодически выполнять чистку топливных форсунок
- Как понять, что уже пришла пора
- Какие существуют методы чистки топливных форсунок
Бесперебойная работа двигателя возможна при условии чистой топливной системы. Если она засорена, автовладелец столкнется с более высоким расходом горючего и сложностями при запуске двигателя. Для топливных форсунок важно своевременное обслуживание, чаще всего им достаточно чистки и промывки для восстановления нормальной работоспособности. В статье поговорим о том, что представляет собой чистка топливных форсунок.
Для чего нужна чистка топливных форсунок
Работа форсунок происходит следующим образом: электрический импульс от ЭБУ поступает на коннектор инжектора, активизируя обмотку электромагнита (катушку) и возбуждая электромагнитное поле. Поле воздействует на электромагнит таким образом, что он смещается и приподнимает иглу распылителя над седлом, открывая сопло. После того как сопло открывается, происходит впрыск горючего во впускной коллектор. Когда действие электрического импульса прекращается, нажимная пружина возвращает иглу форсунки на исходную позицию, прекращая впрыск топлива. Импульс действует около 2-3 мс.
Сгорающая топливовоздушная смесь приводит к тому, что образовывается смоляной налет, оседающий в камерах сгорания двигателя и соплах инжекторов. Коксовые отложения загрязняют сопла, сужая их диаметр и изменяя форму. В результате не только снижается количество поступающего в ДВС топлива, но изменяется процесс распыления.
Топливовоздушная смесь перестает быть однородной, вместо нее в двигатель поступают струйки горючего. Возможно повышение концентрации кислорода или бензина, что отрицательно сказывается на работе силового агрегата, расходе топлива и пр. Из-за менее эффективного испарения горючего в зимний период процесс загрязнения инжекторов происходит быстрее.
Заметив, что резкое нажатие на акселератор приводит к рывкам и провалам в работе мотора, неустойчивости его функционирования при низких оборотах или на холостом ходу, а также при снижении мощности и увеличении расхода горючего, следует проверить состояние форсунок. Перечисленные проблемы могут свидетельствовать об их закоксованности, т. е. о сильном засорении твердыми продуктами сгорания, которые препятствуют свободному впрыску топлива.
Чистка топливных форсунок не всегда способна справиться с проблемой. Поскольку названные симптомы могут быть вызваны другими причинами. Впрочем, сама по себе промывка – достаточно простой и экономичный способ исключить возможный источник неприятностей.
В случае неправильного распыла инжектора нарушается образование топливоздушной смеси – топливо и воздух смешиваются не в тех пропорциях. Чем качественнее распыление, тем меньший размер имеют капли горючего, соответственно, площадь контакта топлива и воздуха больше, а смесеобразование – эффективнее.
Рекомендуем
«Как промыть форсунки: обзор способов и автохимии» Подробнее
Для распыла существенное значение имеет его равномерность. Признаком засорения топливного инжектора является впрыск струи вместо распыла смеси. К образованию кокса приводит сгорание содержащихся в горючем смол. Чем хуже качество топлива, ты выше в нем их концентрация. Чистка топливных форсунок способна справиться с закоксованностью и восстановить нормальное функционирование топливной системы автомобиля.
Какие очистители инжектора лучше
Сегодня на рынке существует большой выбор химических средств для очистки топливной системы, начиная от универсальных средств очистки и заканчивая более узкоспециализированными очистителями. Например, существуют отдельные очистители для прочистки топливных форсунок.
Одни из лучших средств очистки инжектора являются очистители, созданные на основе фантастического химического вещества, так называемого — полиэфирамином. Сегодня это единственное вещество, которое наилучшим образом удаляет углеродистые отложения в двигателе.
Очиститель на основе полиэфирамина разрушает углеродистые отложения разделяя их на маленькие частицы, которые в конечном итоге выходят через выхлопную систему автомобиля.
То есть, очистители инжекторов на основе полиэфирамина полностью солюбилизируют отложения и в двигателе, и в топливных форсунках, и в клапанах и т.д., что позволяет легко смыть и сжечь эти отложения в процессе горения в двигателе.
Но это еще не все. Кроме этого, очистители инжекторов предотвращают образование отложений и в дальнейшем. Причем делают они это лучше и эффективнее, чем любые другие добавки добавляемые в топливо.
Вы спросите, а как очищают старые классические очистители инжекторов, которые более дешевые? В принципе можно отметить, что большинство современных очистителей инжектора вполне соответствуют своему качеству и неплохо справляются с углеродными отложениями. Но в отличие от полиэфираминовых чистящих средств старые классические очистители, как правило, удаляют углеродистые отложения большими кусками, которые могут забивать форсунки и задерживаться в катализаторах и в добавок еще оседать на выпускных клапанах.
Таким образом мы считаем, что сегодня лучше переплатить и купить очиститель для инжектора на основе полиэфирамина.
Как определить, что пришло время чистки форсунок топливной системы
Специалисты рекомендуют выполнять чистку топливных форсунок через каждые 30 тыс. км.
О необходимости чистки топливных инжекторов свидетельствуют:
- сложности с запуском двигателя, несмотря на срабатывание стартера;
- вибрации при работе силового агрегата;
- неустойчивость оборотов на холостом ходу;
- снижение мощности двигателя;
- значительное повышение расхода горючего;
- повышение дымности выхлопа;
- посторонние звуки при ускорении.
Перечисленные симптомы появляются не одномоментно. Чаще всего проблемы с инжекторами возникают при пробеге около 100 тыс. км. Более быстрому выходу инжекторов из строя способствует использование некачественного топлива.
Загрязнение топливных форсунок можно разделить на три этапа:
- Малая стадия. Производительность инжекторов падает на 5–10 % с одновременным повышением расхода топлива на 1-2 л. Перебоев в работе силового агрегата нет.
- Средняя стадия. Снижение производительности достигает 10–20 % при повышении расхода горючего на 2 л. Двигатель троит при работе. Выхлопные газы приобретают характерный резкий запах. Заметно снижение динамики ускорения.
- Сильная стадия. Ухудшение производительности до 50 % и более. Заметен сильный стук двигателя, вызванный выходом из строя 1-2 цилиндров, в которые из-за закоксованности не поступает горючее. Резкое нажатие на акселератор сопровождается хлопками. Более ярко проявляются симптомы, характерные для средней стадии.
Промывка инжектора: самостоятельно или на СТО?
Чтобы воспользоваться очищающими присадками в профилактических целях, автомобилисту не нужно ехать на СТО. В этом случае главное – придерживаться инструкции изготовителя средства. Растворы заливаются непосредственно в топливный бак. Эффективность от таких промывок проявляется только на незакоксовавшихся форсунках. Для старых моторов лучше воспользоваться более действенной очисткой при помощи альтернативной топливной системы. Если выполнить неквалифицированную промывку, можно испортить прокладочные материалы мотора, от чего придется еще и ремонтировать ДВС.
В условиях автомастерской есть возможность проверить эффективность распыления, а также выполнить полное удаление налета. К тому же автомастерская даст гарантию на выполненную работу. Помимо прочистки распылителей на СТО восстанавливают и другие системы инжекторов, что крайне сложно, а в случае с некоторыми моторами вообще невозможно, выполнить в домашних условиях. На известных автосервисах работают опытные мастера. Это еще один довод в пользу профессиональной очистки инжектора.
Итак, выполняя своевременную или профилактическую очистку инжектора, автомобилист не только предотвращает поломку дорогих форсунок, но и других деталей мотора.
Вот небольшое видео о том, как работает ультразвуковая прочистка инжектора:
Качественная Чистка Форсунок на Ультразвуковом Стенде!
Каким образом можно провести чистку топливных форсунок
Чистка топливных форсунок заключается в удалении из их каналов скопившихся отложений.
Очистить форсунки можно посредством:
- ультразвуковой чистки (проводится в сервисном центре);
- специальных присадок к топливу;
- промывки топливных инжекторов при помощи специальных жидкостей на стенде (выполняется на СТО);
- ручной промывки с помощью особых жидкостей.
Наиболее эффективным способом является ручная чистка топливных форсунок специальными жидкостями. Хорошо справляется с загрязнениями промывка инжекторов на специальном стенде, при этом можно пользоваться подручными средствами.
Ультразвуковая чистка топливных инжекторов может выполняться только при помощи специального оборудования, кроме того, она более агрессивна в сравнении с использованием промывочных жидкостей. Такой способ эффективен при условии, что закоксованность форсунок велика и жидкости не в состоянии с нею справиться. Некоторые специалисты говорят о том, что при использовании ультразвука разрушается внутренняя часть элементов. Следовательно, этот способ стоит использовать только в случае, когда прочие оказались бессильны.
Рекомендуем
«Замена форсунок фольксвагена: когда требуется и как ее осуществить» Подробнее
Использование добавляемых в топливо присадок для чистки инжекторов без их демонтажа малоэффективно, в связи с чем носит профилактический характер. Но и для профилактики стоит пользоваться присадками аккуратно, поскольку на лямбда-зондах «химия» в выхлопных газах сказывается не лучшим образом.
Для выполнения операции по чистке топливных форсунок нужно запастись:
- промывочной жидкостью;
- силиконовой трубкой, внутренний диаметр которой составляет примерно 5 мм;
- двумя проводами одинакового размера;
- кнопкой;
- источником электричества (аккумулятором);
- изолентой;
- инструментами.
Эффективность различных промывочных жидкостей примерно одинакова. Выбирайте средства, обозначенные как «Очиститель карбюраторов», «Очиститель дроссельных заслонок», «Очиститель инжекторов». Лучше приобрести пару небольших баллончиков (250–300 мл), а не один большого размера (500 мл), поскольку давление в нем по мере расхода жидкости будет снижаться. Двумя небольшими баллончиками можно прочистить форсунки и дроссельную заслонку.
Актуальные способы борьбы с загрязнениями
Впервые столкнувшись с подобной проблемой, автолюбители интересуются, чем им лучше промыть форсунки своего инжектора, и каким методам отдать предпочтение.
Фактически все методики можно разделить на 2 основные категории.
- Ультразвуковой метод. В основе этого способа лежит явление кавитации. При нём ультразвук воздействует на жидкость, что провоцирует образование микровзрывов. Смысл очистки заключается в том, чтобы разместить распылители в специальной ванне с очищающим средством в виде жидкости, и подать ультразвук. Такая чистка инжектора очень эффективная, но своими руками её провести не получится. Требуется специальное дорогостоящее оборудование, доступное лишь в условиях автосервисов. Причём далеко не все СТО предлагают такие услуги, а их цена для некоторых автовладельцев кажется завышенной.
- Жидкостный метод. Ещё один вариант, как можно промыть инжекторы. Но преимущество метода в том, что специальные приборы здесь не требуются. Хотя в автосервисах применяются стенды для очистки жидкостью. Выполняя промывку жидкостью своими руками или на СТО, смысл остаётся одинаковым. Удаление загрязнений осуществляется за счёт промывочного средства, подаваемого под давлением.
Как подготовить форсунки к чистке
До начала промывки топливные форсунки требуется демонтировать. Они не прикреплены к силовому агрегату, но прижаты к впускному коллектору при помощи топливной рейки.
Для крепления рейки к коллектору используются гайки. Их необходимо открутить, демонтировать топливную рейку с форсунками, аккуратно извлекая их из посадочных отверстий в коллекторе. После этого инжекторы по одному извлекаются из посадочных гнезд.
Прежде чем убрать топливную рейку, необходимо снять навесные детали, мешающие ее демонтажу. Топливная магистраль отсоединяется от коннекторов форсунок.
В большинстве случаев на топливной рейке закреплен регулятор топливного давления. Необходимо либо снять его с рейки, либо демонтировать вакуумный шланг и «обратку».
Участки, где вероятна утечка горючего (к примеру, место соединения топливной рейки и магистрали), следует прикрыть ветошью. К чистке топливных форсунок лучше приступать, когда автомобиль несколько часов постоит, в этом случае снизится давление в системе, минимизируя риск утечки топлива.
Как максимально сохранить двигатель
Все владельцы бензиновых автомобилей должны понимать, что их автомобиль рано или поздно по любому столкнётся с углеродными проблемами в двигателе. Поэтому, каждый автовладелец должен не забывать периодически чистить мотор от образований и отложений с помощью специальных химических очистителей.
Кстати о средствах, многие автолюбители, как мы ранее уже упоминали, неоправданно боятся подобных средств, считают их небезопасными для двигателя и для других компонентов машины. Но это все миф. На самом деле все очистители инжектора представленные сегодня в сети продаж, совсем безопасны для моторов.
Промывка топливных форсунок
Прежде чем начать промывку, необходимо при помощи силиконовой трубки герметично соединить баллончик с промывочной жидкостью с форсункой. Герметичность нужна, поскольку средство должно поступать в инжектор под давлением.
Один конец трубки соединяется с баллончиком, при необходимости диаметр сопла баллончика наращивается до совпадения с внутренним диаметром шланга. Сделать это можно с помощью изоленты. При отсутствии сопла диаметр добавляется трубке, идущей в комплекте со средством.
Другой конец силиконового шланга надевается на ту сторону форсунки, которая вставляется в рейку. Благодаря эластичности трубки сложностей обычно не возникает.
Для промывки необходимо, чтобы к инжекторам поступал электрический импульс. Для этой цели используются провода. Но придется совершить некоторые манипуляции, благодаря которым электричество будет поступать импульсно.
Один из проводов разрезается и дополняется кнопкой, которая будет замыкать цепь, подавая импульс на инжектор и открывать его. Для замыкания цепи кнопка нажимается, для прекращения подачи электричества – отпускается. Второй провод остается без изменений.
Не имеет значения, какой из проводов вы будете подключать к «+», а какой – к «-» АКБ, служащей источником питания.
Имейте в виду, что мощность АКБ составляет 12 В, в то время как форсунке достаточно 9 В. В связи с этим не стоит слишком долго подавать на нее электрический импульс, это может вызвать расплавление внутренней проводки инжектора.
Одним концом провод соединяется с АКБ, другим – с коннектором топливной форсунки. Обратите внимание на о и «–» на корпусе инжектора. Соблюдайте полярность аккумулятора и форсунки.
Прежде чем приступить к чистке топливных форсунок, необходимо демонтировать с элементов резиновые уплотнители, съемный фильтр-сетку, а также удалить с инжекторов наружные загрязнения. Не допускайте попадания промывочного средства на резиновые элементы, они могут деформироваться.
Теперь необходимо разместить элементы чистящей установки и заняться промывкой инжекторов. На фото видно, как они должны располагаться.
Процесс чистки имитирует работу инжекторов, однако впрыскивается внутрь не топливоздушная смесь, а средство для промывки.
Промывочная жидкость под давлением поступает в форсунку и остается внутри до момента открытия инжектора. Подав электрический импульс форсунке, необходимо нажать на кнопку для ее открытия. После открытия элемента, средство под давлением будет распыляться с обратной стороны.
Посмотрите, равномерно ли происходит распыл. Процедуру чистки необходимо выполнять до тех пор, как струя не будет распыляться равномерно. Если он изначально имел правильную форму, значит, инжекторы не были загрязнены.
Чистка каждой топливной форсунки выполняется в течение 2-3 минут с короткими промежутками. После промывки всех инжекторов необходимо повторить процедуру. Во время чистки инжекторов, промывочная жидкость, оставшаяся в первом из них, будет разъедать оставшиеся отложения, следовательно, при повторной промывке они удалятся.
После того как чистка топливных форсунок закончена, необходимо собрать все элементы в обратном порядке. При нормальном состоянии резиновых уплотнителей, их нужно обработать смазкой и поставить на место. При признаках износа их следует заменить. Деформированные элементы могут вызвать протечки горючего или пропускать воздух в топливный коллектор.
Собрав двигатель, нужно включить зажигание, чтобы активировать на несколько секунд топливный насос и поднять давление в системе питания (заводить авто не нужно). Зажигание следует включать несколько раз, нагнетая давление. После этого проверяется, нет ли протечек в топливной системе. При их отсутствии можно запускать силовой агрегат. Чаще всего чистку топливных форсунок проводят одновременной с промывкой дроссельной заслонки.
Чем промыть форсунки инжектора?
Если речь идет о химическом методе промывки инжектора, нужно покупать специальное средство, фильтр тонкой очистки и новые уплотнительные кольца.
Такой способ не подойдет для керамических, старых и сильно загрязненных форсунок – есть серьезный риск их повреждения.
Продаётся чистящая жидкость для промывки, она так и называется. Приобрести ее можно в любом автомагазине либо на АЗС. Если по какой-либо причине такой жидкости нет в продаже, то заменить ее можно «карбклинером» – жидкостью для очистки карбюраторов. Химсостав у нее точно такой же. Чем лучше промыть – решать вам. Можно почитать отзывы о том или ином составе в интернете на специализированных форумах. Жидкости промывочные для дизельных форсунок и для бензиновых различаются.
Будьте внимательны! Эти жидкости весьма агрессивны и легко воспламеняются. Берегите глаза и работайте в резиновых перчатках.
Есть еще жидкость для добавки в топливо. Но об этом ниже.
Мнение автовладельцев о чистке топливных форсунок
- Чистка форсунок лишней не будет «Форсунки чистить нужно. Однако пока они совсем из строя не вышли, о необходимости чистки можно и не узнать. Но тогда уже придется снимать их и везти на ультразвуковую обработку».
- Профилактика – лучшее средство от проблем
«Через каждые 30–40 тыс. км надо использовать чистящее средство Wynns. Снимать форсунки не надо, но при этом еще камеры сгорания чистятся. Wynns сгорает при более высокой температуре, чем бензин, поэтому и часть нагара сгорит. Средство заливается в бак из расчета 1 л на полный объем. Только ездить нужно будет до тех пор, пока весь бачок не израсходуется. Жидкость нельзя в баке оставлять на длительное время, и на маленькие расстояния лучше не ездить». - Лей «химию» и будет тебе счастье
«Знакомый на вольво 240 универсал дважды в год использует для промывки топливной системы «ЛАВР». А пока в форсунках нагар отходит, он его заливает в цилиндры для раскоксовки. Двигатель нормально работает, без перебоев, расход снизился, теперь на трассе при скорости 100–130 км/ч потребляет около 6-7 л бензина». - Нужен комплексный подход
«В свободное время диагностикой занимаюсь, сделал стенд для чистки топливных форсунок. Для промывки использовал растворитель «Р12». Обслужил четыре лачетти, четыре фольксвагена «Б», одну киа. Дроссели им тоже промывал. У одного лачетти расход бензина по городу снизился с 12–14 л до 9-10 л, динамика улучшилась. У киа по трассе расход уменьшился с 10 л до 7-8 л, «автомат» начал нормально работать, разгон улучшился. На другом лачетти промывка дросселя улучшила работу «автомата» (форсунки не промывал). У остальных авто этого производителя слегка увеличилась тяга, расход остался на прежнем уровне.Рекомендуем
«Чистка форсунок топливной системы: выбираем средства для бензина и дизеля» Подробнее
У пассата «Б» все без изменений осталось. Думаю, нужно на дроссель посмотреть, оценить состояние, возможно, промыть. Форсунки промыть можно, но необязательно. Если заметно долго думает или расход очень большой, то точно надо попробовать чистку форсунок». - Очиститель – наше все
«Ультразвуковую чистку лучше не использовать, она плохо на форсунках сказывается. На своей «940» делал такую чистку дважды, оба раза по одной форсунке из строя выходили. Стенд – единственное достоинство ультразвуковой чистки, поскольку на нем можно оценить работу всех инжекторов, одновременно ли они работают и как они это делают.Я вообще использую для чистки LIQUI MOLY, в их линейке очистителей средства для трех стадий загрязнения. Третью не стоит использовать, очень агрессивная. А вот жидкость для второй стадии надо пару раз залить, и будет эффект.
Я пока только для первой стадии присадку для чистки топливных форсунок использовал, дважды заливал в каждую из трех своих машин. Результат всегда был – как минимум поплавок в баке работать начинал, очевидно, грязь со спиральки удалялась и указатель показывал нормально. Форсунки, наверное, тоже прочистились, но без стенда не знаю, непонятно. Если бы стенд был, я б оценил работу до и после чистки».
Менять ли масло после промывки
После промывки топливных форсунок возникают вопросы автовладельцев о необходимости замены масла. «А нужно ли менять масло после регулировки тепловых зазоров клапанов?» — спрашивают специалиста автосервиса. Аналогичные вопросы возникают у водителей после замены ремня ГРМ, сальника распределительного вала или замены свечей.
Замена моторного масла производится в случаях, когда произведенный ремонт двигателя (техническое обслуживание) прямо или косвенно повлияло на его состав и изменило характеристики смазки.
Процедура чистки инжектора, как химическая, так и ультразвуковая не вносят изменений в состав моторного масла. Вследствие этого незачем менять масло после промывки топливной системы.
В обслуживании двигателя существует методика «раскоксовки» поршневых колец, днища поршней, камеры сгорания и направляющих клапанов специальной жидкостью. Методика основана на медленном растворении твердых смолистых отложений в среде «паровой бани». Для создания такой среды вращением коленчатого вала, поршни устанавливаются в один ряд на средней линии цилиндров по высоте, и вывернув свечи равными долями заливается в цилиндры жидкость. Двигатель, при этом должен иметь максимальную рабочую температуру. После заливки жидкости свечи заворачиваются и начинается процесс «паровой бани», который продолжается до снижения температуры двигателя до 15-20 градусов. Двигатель вновь запускается и прогревается до рабочей температуры на холостом ходу. Нужно ли менять в этом случае масло?
Использование методики раскоксовки двигателя «паровой баней» вносит изменение состава моторного масла, так как отработанная жидкость с растворившимися фракциями смол стекает в картер двигателя и, соответственно, требует его замены.
Возникает вопрос, а надо ли применять вышеизложенную методику паровой обработки смол при химической промывке форсунок? Химическая промывка инжекторов сольвентом позволяет произвести чистку не только форсунок. Так как процедура выполняется на заведенном двигателе и на разных режимах оборотов, то острая необходимость применения дополнительной раскоксовки и замены масла отсутствует.
Стадии засорения инжектора
Для того чтобы своевременно реагировать на засорение форсунок, важно понимать, какие существуют стадии их засорения и когда уже следует принимать меры. Можно выделить 3 основные стадии засорения инжектора:
- Малая. На этом этапе производительность форсунок снижается всего на 5–7% и водитель может даже этого не заметить. Двигатель обычно в этом случае работает без сбоев, а вот расход бензина может немного увеличиться.
- Средняя. На этом этапе расход топлива уже заметно увеличивается, на холостых оборотах двигатель может троить, а динамика разгона ухудшается. Эта стадия отличается снижением производительности форсунок уже на 10–15%. Из выхлопной трубы будет сильный едкий запах.
- Критическая. На этой стадии двигатель будет заметно дёргаться, при нажатии на газ будут слышны сильные хлопки, а производительность форсунок упадёт на 20–50%.
Если вы заметили какую-либо проблему из вышеперечисленных, значит, пора промывать инжектор. Чем раньше будет проведена процедура, тем лучше. Не стоит дожидаться критической стадии загрязнения. Оптимально стоит провести мероприятия по очистке на стадии среднего засорения.