Как проверить модуль зажигания ВАЗ 2114 инжектор: причины выхода из строя и способы их устранения


Print this article Font size 16

В нашем сегодняшнем материале мы поговорим о том, как проверяется модуль зажигания на ВАЗ 2114, каким образом он работает и почему от его функционального состояния зависит так много в автомобиле.

Модуль зажигания

Модуль зажигания ВАЗ 2114 и его назначение

Модуль зажигания ваз 2114 8 клапанов — специальное устройство, назначение которого — это преобразование электрической энергии, поступающей от генератора, в ток с очень высоким вольтажом. Кроме этого, модуль играет и функцию распределяющего устройства, отводящего повышенное напряжение к свечам.

По своей конструкции он представляет собой спаренную систему, включающую две пары обмоток, а также коммутатор. Назначение последнего — поочередное переключение поступающего низковольтного электричества от одной катушки к другой.

Модуль зажигания, в отличие от катушек зажигания (которые использовались на более ранних периодах автомобилестроения), имеет не две, а четыре пары клемм, с помощью которых осуществляется подключение высоковольтных проводов, идущих, в свою очередь, к свечам зажигания.

Импульсы в модуле, при этом, возникают поочередно парами — сначала на разъемах 1 и 4, а затем — на 2 и 3. Само управление модулем зажигания осуществляется при помощи специального электронного блока.


Блок модуля зажигания

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в корпусе термостата и служит для включения и отключения вентилятора охлаждения двигателя. Следует отметить, что включение вентилятора является не единственной задачей данного датчика. ДТОЖ осуществляет корректировку топливной смеси для поддержания более высоких оборотов двигателя при прогреве, то есть если ОЖ в автомобиле будет иметь температуру ниже рабочей, датчик будет подавать показания об обогащении топливной смеси для более быстрого прогрева двигателя.

Признаки неисправности ДТОЖ:

  • Не работает вентилятор охлаждения;
  • Нет прогревочных оборотов;
  • Авто плохо запускается;
  • Увеличенный расход топлива;

Возможные причины выхода из строя модуля зажигания

Если говорить в целом, то модуль зажигания — это вполне надежное устройство, и его поломки случаются довольно редко. При этом, наиболее слабое место внутри модуля — это первичные обмотки каждой из его катушек — именно на этих обмотках и происходит генерация высокого напряжения, поэтому иногда там могут случаться пробои, обрывы либо оплавления витков.

Основными причинами, вызывающими перегрузки и неправильные работы катушек, приводящие к их поломкам, это:

  • использование неподходящих, неисправных либо загрязненных свечей зажигания;
  • частые проверки искры;
  • работа модуля при отключенных либо поврежденных проводах высокого напряжения;
  • высокая вибрация закрепленного модуля, вызывающая повреждение заводской пайки внутри него;
  • плохой контакт внутри разъемов низковольтных проводов.


Поломка модуля зажигания

Кроме этого, довольно распространенной причиной является обычное попадание воды внутрь модуля (что часто бывает при эксплуатации автомобиля в сырой среде либо после мойки).

Потеря динамики

Модель ВАЗ 2114 никогда не отличалась высокими показателями динамики, поэтому даже малейшее снижение эффективности двигателя сказывается на использовании автомобиля. Потеря динамики – явный признак неправильной работы системы зажигания или системы подачи топлива. Рассматривая признаки неполадок с МЗ, нельзя не упомянуть потеряю мощности мотора как один из ключевых симптомов его поломки. При неисправности модуля отчетливо наблюдаются пропуски в парных цилиндрах, что проявляется в низкой эффективности работы мотора. Понятно, что отказ цилиндров даже на короткий промежуток времени не позволяет двигателю работать в свою полную мощность. Эксплуатация автомобиля со сниженной мощностью чревата повышенным расходом топлива и неравномерным износом поршневой группы.

Важно! При резкой потере мощности следует прекратить передвижение на автомобиле и сразу приступить к ремонту.

МЗ не подлежит быстрому ремонту, поэтому при его неисправности следует установить на машину новый узел. Для надежности следует «подкинуть» к машине заведомо рабочий элемент системы зажигания, после чего проверить изменения в работе агрегата.

Признаки нарушения работы катушки

Перед тем, как приступать к приборной проверке, можно попробовать определить — работоспособна ли катушка зажигания ваз 2114 8 клапанов инжектор по косвенным признакам (в некоторых случаях их бывает достаточно для того, чтобы удостовериться в поломке).

К ним относятся:

  • неустойчивость (прерывистость) холостого хода;
  • двигатель набирает обороты с большим трудом;
  • «троение» при работе двигателя;
  • набор скорости во время движения идет сильными рывками.


Подключение блока зажигания

В случае наличия этих признаков (тем более, если их несколько) можно либо сразу заменить неисправный модуль, либо окончательно установить факт его неисправности при помощи приборного анализа.

Сложный запуск

Изучая признаки неисправности модуля зажигания на ВАЗ 2114, нельзя не отметить сложный запуск мотора при такой проблеме. Запуск мотора на холодную или горячую на исправном автомобиле происходит одинаково. Поврежденный МЗ превращает эту процедуру в сложный процесс. Далеко не с первого раза мотор удается запустить. Причина этому – пропуски зажигания из-за неисправного модуля, которые проявляются в виде «чихания» мотора.


При неисправном МЗ в процессе запуска автомобиля свечи начинает заливать, что еще больше затрудняет запуск. Не стоит тянуть с ремонтом автомобиля при такой неисправности, т.к. даже при удачном запуске ездить на машине только с двумя работающими цилиндрами не следует. Особенно явно проблема с запуском мотора с неисправным МЗ проявляется на «горячую».

Как проверить неисправность модуля зажигания ВАЗ 2114 своими силами?

Для того, чтобы начать проверку, потребуется наличие измерительного прибора — тестера. Перед началом измерения блоки проводов извлекают из разъемов. Каждому блоку соответствует свое гнездо (А, В, С, D).

Проверка модуля зажигания ваз 2114 мультиметром:

  • включают двигатель автомобиля;
  • устанавливают переключатель мультиметра на измерение постоянного тока до десятков вольт;
  • один из щупов прибора соединяют с разъемом D, второй с массой. В случае наличия питания на экране будет показываться 12 вольт;
  • переключают мультиметр в режим омметра до десятков Ом;
  • один щуп соединяют с разъемом С, другой — с массой. Если все исправно — прибор покажет меньше 1 Ома;
  • переключают мультиметр в режим вольтметра до десятков вольт;
  • один щуп соединяют с разъемом В, другой — с массой. Если показывается напряжение не менее 0,3 Вольт, значит все исправно (приходит четкий импульс от датчика Холла);
  • последнее измерение с разъемом А проводится точно также, как в предыдущем случае.


Проверка блока зажигания мультиметром

Перед тем, как начинать тестирование модуля зажигания, следует тщательно проверить качество и надежность контакта всех подходящих к нему и отходящих от него проводов — возможно причина кроется только в этом.

Еще один способ тестирования — прямая проверка вторичных катушек на наличие пробоя.

Выполняется он по следующей схеме:

  • из разъемов удаляются все провода;
  • мультиметр ставится в режим омметра до десятков кОм;
  • щупы поочередно устанавливаются в парные разъемы (1 и 4, 2 и 3);
  • в случае, если обмотки исправны, оба результата измерения будут одинаковы (в среднем, они должны быть равны 5,4 кОм). Если же сопротивление оказалось намного выше, значит присутствует внутренний обрыв витков, если значительно ниже — присутствует пробой.


Проверка высоковольтных проводов

Также, существует еще один, самый простой способ того, как проверить катушку зажигания ваз 2114 — просто заменить ее на новую, полностью аналогичную. В случае, если после замены автомобиль стал работать исправно, то значит и причина была точно в модуле.

Выводы

Модуль зажигания как правило не восстанавливают и просто меняют на новый. Нет никакой гарантии что он не начнет взбрыкивать снова. Это сохранит много серых клеток мозга и сэкономит кучу личного времени, которое можно потратить на что-то более нужное. Лучше купить новый и не париться.

Однако все мы в детстве, любили разбирать игрушки, чтобы узнать, что внутри и как всё работает. Попробовать разобрать сломанный агрегат не жалко, все равно выкидывать, если ничего не получится. Но если отремонтируешь, получишь столько удовольствия и гордости за себя!

Ремонт модуля зажигания

В следствие того, что по своей конструкции модуль представляет собой пару катушек, то его ремонтопригодность является крайней низкой. Так, если произошел пробой, обрыв, сплавление витков, а также другие повреждения внутри катушек, то сделать тут ничего уже нельзя — останется только заменить вышедший из строя модуль новым, аналогичным. Единственный случай, когда можно попытаться решить проблему без приобретения нового устройства — это повреждение спайки.

Выяснить это можно, проведя тестирование (теми способами, про которые было рассказано выше). В случае, если была установлена исправность вторичных обмоток, то можно попытаться открыть крышку модуля, и визуально определить повреждение пайки.

Если же такое повреждение определить не удастся, то можно попробовать просто хорошо пропаять все имеющиеся внутри контакты, после чего установить модуль на место и запустить двигатель — если причина поломки была именно в этом, то автомобиль станет снова работать исправно.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)

ДПКВ устанавливается вблизи ремня ГРМ, а именно возле шестерни коленчатого вала. Данный датчик отвечает за подсчет оборотов коленчатого вала со шкива ремня генератора. ДПКВ участвует в формировании искры необходимой для воспламенения топливной смеси в камере сгорания. При поломке датчика положения коленчатого вала двигатель автомобиля не запустится.

Признаки неисправности ДПКВ:

  • ДВС авто не запускается;
  • Самопроизвольная остановка ДВС;
  • Неравномерная работа на ХХ и высоких оборотах;

Замена системы

В том случае, если путем ремонта восстановить работоспособность устройства не вышло, нужно будет произвести замену модуля на новый. На этом же этапе можно перенести модуль в другое место, но мы не рекомендуем делать это. Обычно специалисты при замене советуют использовать устройства GM — эти модули зарекомендовали себя в качестве надежных девайсов. Что касается цены, то она может отличаться в зависимости от страны и региона проживания, но в среднем она варьируется в районе 30-35 долларов или около двух тысяч рублей. Более подробная и наглядная инструкция по замене катушки зажигания вместе с высоковольтными проводами приведена на видео ниже (автор видео — канал STO TONN).

Процедуру замены можно произвести своими руками, обычно эта задача не вызывает трудностей у автомобилистов, причем никакой специфический инструмент для этого не нужен. Вам понадобится только новый блок, набор гаечных ключей и тряпки. В целом процедура замены может быть проведена в гараже или прямо на улице.

Если вы не знаете, как снять модуль зажигания и поменять его с учетом распиновки контактов, то выполните следующие действия:

  1. Сначала нужно открыть капот и обесточить бортовую сеть, для этого отключите аккумулятор. Не обязательно его снимать, можно просто отсоединить отрицательную клемму.
  2. Далее, произведите демонтаж высоковольтных кабелей из места установки, при этом отметьте отдельно на листе их расположение, чтобы потом не спутать, или проставьте метки. Следует учитывать, что менять провода места нельзя, поскольку это может привести к поломке нового модуля, который будет установлен вместо старого.
  3. Затем отключите разъем с проводкой от самого блока, для этого вам потребуется гаечный ключ на 13. С помощью ключа нужно открутить гайки фиксации устройства к двигателю.
  4. После откручивания гаек модуль можно демонтировать. Используя тряпку, протрите место для установки и пространство вокруг него. Проверьте новый блок на предмет отсутствия повреждений, после чего можно произвести его монтаж. Процедура установки в целом аналогична процессу снятия, только производится в обратной последовательности. При монтаже не забудьте правильно подсоединить высоковольтные кабеля. Если у вас возникли сложности на этом этапе, посмотрите на крышку модуля — на ней должны быть отмечены номера проводов.

Проверка

Часто проблемы с МЗ начинаются после замены силовых высоковольтных проводов. Многие могут просто ошибиться, перепутав места подключения к свечам. Схема нумерации контактов представлена ниже.

Также владельцы ВАЗ-2114 инжекторного типа, часто меняют штатные провода на современные силиконовые аналоги. Этого делать категорически нельзя. Силиконовые высоковольтные провода имеют значительно большее сопротивление. При замене также важно учитывать длину каждого провода. Штатная проводка имеет следующие параметры:

  1. Провод 1 цилиндра имеет длину 56 см и рабочее сопротивление от 2.5 до 3.8 Ом.
  2. На второй цилиндр идет провод длиной 44 см, с рабочим сопротивлением от 2 до 3 Ом.
  3. 3 провод длиной 36 см, сопротивлением от 1.6 до 2.6 Ом.
  4. 4 провод длиной 32 см, сопротивлением от 1.4 до 2.1 Ом.

Это стоит учитывать, так как высокое сопротивление значительно снижает силу тока искрового разряда.

Также проблема с модулем зажигания может возникнуть по причине проблем с предохранителем, отвечающим за его защиту. Предохранитель находится за кожухом под панелью, на стороне переднего пассажира. Это самый первый предохранитель находится между 1 и 2 реле. Элемент стоит проверить на наличие исправной перемычки внутри корпуса. Проверку можно провести визуально, или используя тестер в режиме прозвонки. Обязательно заменить перегоревший защитный элемент полным аналогом, номиналом 15 ампер. Также стоит проверить поступающее напряжение.

Для этого требуется:

  1. Тестер перевести в режим замера постоянного напряжения до 20 вольт.
  2. Красный контрольный щуп соединить с выводом предохранителя.
  3. Черный щуп соединить с «массой».
  4. Включить зажигание.

Вольтметр должен выдать данные, равные заряду аккумуляторной батареи. Если напряжение есть, то значит оно доходит до модуля зажигания.

Модуль

Многие владельцы описываемого автомобиля не знают, как проверить модуль зажигания ВАЗ-2114 при помощи мультиметра. Для начала необходимо провести тест устройства на работающем двигателе. Для этого требуется:

  1. Завести силовой агрегат.
  2. Попросить помощника держать обороты в пределах холостых.
  3. Надеть перчатку или взять сухую ветошь.
  4. Поочередно снимать силовые провода из гнезд модуля.

Каждый снятый провод необходимо подносить к блоку силового агрегата. Без прикосновения из наконечника должна разряжаться искра. Искра синего цвета и разряд, сопровождающийся треском, укажут на необходимое поступление разрядного тока. При этом двигатель должен отреагировать на вынутый исправный провод снижением оборотов. При обнаружении провода, с которого искра не поступает или она довольно слабая, частота оборотов двигателя не изменится.

В поиске провода, с не поступающей искрой, могут также помочь описанные ранее коды ошибок от бортового компьютера.

Для более эффективного тестирования необходимо демонтировать устройство распределения зажигания, и провести проверку тестером. Сделать это просто, если руководствоваться данной инструкцией.

Для начала необходимо демонтировать устройство. Делается это следующим образом:

  1. От аккумуляторной батареи отсоединить клемму «массы».
  2. Вынуть 4 высоковольтных провода из гнезд МЗ.
  3. Разъединить штекер электрического питания.
  4. Отвернуть 3 гайки крепления модуля.
  5. Извлечь прибор.

Далее проводится обязательный визуальный осмотр устройства. Модуль зажигания достаточно хрупкое устройство. Наличие дефектов на корпусе, трещины и вмятины, могут стать причиной внутреннего короткого замыкания. Также нужно уделить внимание гнездам для силовых кабелей. На клеммах не должно быть окислений, грязи. Любые неисправности стоит устранить чисткой растворителем. Далее нужно проверить соединительный штекер. Его контакты также необходимо почистить. Далее пошаговое руководство, как проверить модуль зажигания ВАЗ-2114 мультиметром.

Проверка соединительного штекера

Для начала необходимо осуществить проверку приходящего напряжения на модуль. Делается это следующим образом:

  1. Мультиметр переводится на режим вольтметра для замера постоянного напряжения.
  2. Измерительный щуп красного цвета соединяется с приходящей половиной штекера модуля, с центральным контактом. Именно он отвечает за питание устройства.
  3. Черный контрольный щуп соединяется с «массой».
  4. Включить зажигание.

Тестер должен показать напряжение 11.5–14 вольт, равное заряду аккумулятора.

Далее проводится проверка приходящего сигнала. Вольтметр остается в том же положении.

  1. Красный щуп тестера соединяется с контактом «1» приходящей стороны штекера. Этот контакт отвечает за распределение импульсного тока для такта свечей 1–4.
  2. Черный щуп соединяется с «массой».
  3. Необходимо прокрутить стартер на несколько оборотов.

Вольтметр должен показать импульсное напряжение. Таким же образом проверяется контакт «3» на штекере.

Штекер модуля

Для этой проверки требуется перевести мультиметр в режим замера сопротивления. Далее необходимо:

  1. Красный контрольный щуп соединить с клеммой «1».
  2. Черный контрольный щуп соединить с клеммой «3».
  3. Рабочее сопротивление должно быть в пределах 0.5 Ом.

Таким образом проверяются обе вторичные обмотки катушек зажигания. Любые отклонения сопротивления укажут на внутреннее нарушение целостности обмотки.

При помощи следующего теста, проверяется наличие или отсутствие короткого замыкания.

  1. Мультиметр остается в режиме замера сопротивления.
  2. Красный контрольный щуп соединить с центральным контактом штекера.
  3. Черный контрольный щуп соединить с корпусом устройства.
  4. Тестер не должен показать результатов. Это укажет на отсутствие внутреннего замыкания. Любое минимальное сопротивление в ходе этого теста, является причиной для замены модуля.

Следующая проверка нужна для тестирования первичных обмоток. Проводится проверка следующим образом:

  1. Мультиметр переводится в режим замера сопротивления.
  2. Измерительный щуп красного цвета вставить в «1» гнездо для высоковольтных проводов.
  3. Черный измерительный щуп вставить в гнездо «4».
  4. Рабочее сопротивление обмоток первичной фазы равняется 0.5 Ом. Любые данные, отличающиеся от номинала, можно признать, как наличие межвиткового замыкания в первичной обмотке 1–4 цилиндров.

Аналогичным образом проводится тест гнезд «2» и «3». Их рабочее сопротивление должно быть также 0.5 Ом.

Дополнительно можно провести проверку тем же способом, но между гнездами «1» и «2». Между ними нет внутренних соединений. При наличии сопротивления деталь признается негодной для дальнейшей эксплуатации.

Датчик фаз (ДФ)

Датчик фаз расположен:

  • В 16-ти клапанных двигателях вблизи шестерни впускного распределительного вала;
  • В 8-ми клапанных двигателях с торца ГБЦ вблизи ДМРВ;

Служит для фазированного впрыска топлива. Является довольно надежным датчиком, редко выводимым из строя. По конструкции датчики 8-ми и 16-ти клапанных двигателей отличаются и не являются взаимозаменяемыми.

Признаки неисправности ДФ:

  • Увеличенный расход топлива;
  • Вибрации ДВС;

Схема подключения

Схема подключения механизма

Найти сам модуль можно по высоковольтным кабелям — от свечей зажигания они идут прямо к нему. Схема, приведенная в этой статье, позволит вам без проблем произвести замену механизма. Процедура подключения устройства может быть осуществлена по одному из двух методов. Когда КЗ демонтирована и когда она располагается в месте монтажа в моторном отсеке транспортного средства.

Если модуль будет перед вами:

  1. Контакты под номерами 1 и 4 идут на одну обмотку, что касается контактов 2 и 3 — они подключены к другой обмотке.
  2. После этого к 1 цилиндру подключается самый левый высоковольтный кабель (на схеме — нижний).
  3. Ко второму цилиндру подключается еще один высоковольтный провод, только теперь верхний.
  4. К 3 цилиндру подходит правый высоковольтный провод (верхний).
  5. Соответственно, к последнему, четвертому цилиндру необходимо подключить нижний высоковольтный кабель.

В том случае, если узел подключен к мотору, то в этом случае распиновка высоковольтных кабелей будет более сложной, поскольку сам механизм установлен под углом:

  1. К первому цилиндру подключается центральный нижний провод.
  2. Ко второму — левый.
  3. К третьему подсоединяется верхний контакт.
  4. А к последнему, четвертому цилиндру — правый.

Разумеется, первый способ монтажа будет более простым, особенно, если учесть, что высоковольтные кабеля нужно подсоединять очень осторожное и внимательно. Если вы случайно спутаете, это может привести к невозможности запуска силового агрегата, что более печально — к возникновению неисправностей

Что касается непосредственно приобретения новой КЗ, то это удовольствие в целом — недешевое. На сегодняшний день стоимость узла варьируется от 700 до 1000 и более рублей, здесь многое зависит от региона проживания. Так что перед тем, как менять узел, можно попытаться восстановить его работоспособность:

Датчик давления масла (ДДМ)

Датчик давления масла расположен вблизи масло заливной горловины. Служит датчик для сигнализации водителю о снижении давления масла в двигателе. При снижении давления он подает сигнал на панель приборов и зажигает сигнальную лампу о низком давлении масла.

Признаки неисправности ДДМ:

  • Постоянное зажжение лампы давления масла;
  • Протечка масла со стыка в датчике;

Датчик скорости (ДС)

Датчик скорости устанавливается в корпусе КПП вблизи выпускного коллектора. Предназначен для подсчета скорости движения автомобиля и корректировки оборотов при движении на нейтральной передаче.

Признаки неисправности ДС:

  • Увеличенный расход горючего;
  • Отсутствие путевых оборотов ХХ;
  • Провалы при резком нажатии на педаль газа;
  • Неработоспособность спидометра;

Датчик кислорода (ДК, лямбда зонд)

Датчик кислорода он же лямбда зонд устанавливается в выпускном коллекторе и предназначен для фиксации отработанных углекислотных газов. В некоторых моделях автомобилей, которые выпускались после 2010 г.в. имеется 2 датчика кислорода. Служит для корректировки топливовоздушной смеси, основываясь на замерах углекислого газа.

Признаки неисправности ДК:

  • Большой расход топлива;
  • Потеря мощности двигателя;
  • Тяжелый запуск ДВС;

Полезное видео

Интересную информацию вы сможете почерпнуть, просмотрев дополнительно видео ниже: https://www.youtube.com/watch?v=pNyBny-_HoQ

На авто с бесконтактным зажиганием все еще проще, не придется снимать колеса, но понадобится помощник. Необходимо найти такт сжатия четвертого цилиндра. Для этого вставляем резиновый конус в свечное отверстие и крутим храповик. Выталкивание конуса будет означать, что такт сжатия найден.

Подсветив в свечное отверстие, совмещаем самую длинную метку крышки с меткой шкива. Выставляем прерыватель на соответствующий такт и проверяем работоспособность системы согласно вышеописанному четвертому пункту.

Расшифровка обозначения катушки зажигания (Каталожный номер) — 2111-3705010;

Обозначение детали или сборочного узла — это уникальный номер в единственном виде. Присваивается только одной детали. Нумерация обозначений сборочных едтниц и деталей осуществляется по единой семизначной системе. Обозначение — 2111-3705010-02 расшифровывается следующим образом. Первые четыри цифры до тире означают модель базового автомобиля или двигателя, шасси, кузова. В нашем случаи: 2111 — модель двигателя. Первые две цифры после тире означают номер группы, в данном случаи 37 — электрооборудование. Следующие две цифры, это номер подгруппы. В нашем случаи 05 — катушка зажигания. Последние три цифры семизначного номера означают порядковый номер детали. Последние две цифры после второго тире свидетельствуют о взаимозаменяемости детали. ХХХХ-ХХХХХХХ-00(до-09) — взаимозаменяемые. ХХХХ-ХХХХХХХ-10(до 19) взаимозаменяемые между собой но не заменяемые с ХХХХ-ХХХХХХХ-00(до-09) и так далее.

Обозначение детали наносится на корпус детали. Оно памогает определиться с взаимозаменяемостью и соответствия определенной детали при ее покупке и поиске.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]