Предназначение водяного насоса
К главной функции водяной помпы относится сохранение ремня ГРМ и перемещение антифриза по системе охлаждения мотора. В свою очередь, система охлаждения призвана обеспечить требуемую циркуляцию антифриза, охлаждая силовой агрегат и обеспечивая его деталям защиту от возможного перегрева. Отсутствие охлаждения делает нормальное функционирование мотора невозможным, поскольку даже минимальные нагрузки в этом случае приводят к мгновенному нагреванию и последующему закипанию силового агрегата.
Функционирует насос благодаря приводу от ремня ГРМ. Работа всей системы охлаждения построена следующим образом: сначала ОЖ заливается в расширительный бачок, а уже после запуска мотора происходит ее поступление в насосную полость. Помпа работает в температурном диапазоне от — 40oС до + 40oС при влажности воздуха до 90%.
Адреса фирм, предоставляющие услуги по замене и установке водяных помп (регион москва, спб, киев)
№ | Название | Адрес |
1. | «Carfix» | г. Москва, улица Шаболовка, 31сБ |
2. | «AVS-MSK» | г. МОСКВА, ВАО ул. ПЕРОВСКАЯ д.1 (м. Шоссе Энтузиастов) |
3. | «MT-AVTO» | Санкт-Петербург, Ул. Сикейроса, д. 14, Ул. Есенина, д. 19, ул. Минеральная, д. 30А |
4. | «SPB.ZOON» | 191186, г. Санкт-Петербург, Невский проспект, 11, офис 44, Телефон |
5. | «АвтоСТОпЖуляны» | Киев, ул. Садовая, 56 Жуляны |
6. | «Италмоторс Украина» | ул. Кольцевая дор., 14, Киев |
Симптомы поломки помпы
Ресурс современной водяной помпы вазовского инжекторного мотора составляет в среднем от 40000 до 50000 км пробега. Поломки насоса, вызванные его эксплуатацией, диагностируются достаточно просто. Для установления причин возникшей неисправности вам потребуется визуально осмотреть отдел СО водяного насоса, либо осуществить полный демонтаж указанного отдела. К наиболее характерным симптомам неисправности относят:
- подтеки в области расположения водяной помпы;
- в бачке резко понижается уровень ОЖ;
- мотор начинает стремительно нагреваться;
- в месте нахождения насоса отмечается шум и гудение подшипников.
Рекомендации по выбору деталей, комплектующих
Учитывая то, что ресурс эксплуатации отечественных водяных насосов ограниченный, мастера СТО рекомендуют приобретать зарубежные аналоги. Стоимость импорта на 10 – 15% дороже, вместе с тем, ресурс эксплуатации на 15 – 20 тыс. км дольше.
Во избежание покупки подделки, пользуйтесь услугами проверенных магазинов, поставщиков, интернет-сайтов.
Строго соблюдайте требования изготовителя по срокам проведения технического осмотра. Сверяйте каталожные артикулы с фактическими данными в инструкции по эксплуатации.
Описание процесса замены
Гранты оснащают восьми и шестнадцатиклапанными моторами. Водяной насос находится под кожухом ремня газораспределительного механизма, а потому при его демонтаже снимаются обе крышки кожуха, ремень, ролик натяжения и шкив коленвала. Имеющиеся небольшие различия в процедуре смены помпы у восьми и шестнадцатиклапанного силового агрегата заключаются в различных методах, используемых при демонтаже и последующей установке ремня ГРМ, о чем будет рассказано более подробно чуть ниже.
Стоимость помпы варьируется в пределах от 1000 до 2000 руб. За 1000 руб. владелец Гранты сможет приобрести водяной насос, изготовленный на «АвтоВАЗе». Более дорогостоящие помпы являются импортными аналогами, имеющими увеличенный эксплуатационный ресурс. Помимо этого, на рынке встречаются и насосы стоимостью от 500 до 700 руб., но чаще всего их реализуют не слишком добросовестные продавцы, выдающие свой товар за оригинал, которым он на самом деле не является. Установка подобных деталей крайне нежелательна.
Также стоит отметить, что в момент приобретения нового элемента автовладельцу следует заострить свое внимание на типе мотора, к которому предназначена данная деталь, поскольку помпы для 8- и 16-клапанных Грант не являются взаимозаменяемыми. На упаковках насосов имеются маркировки, позволяющие покупателю выбрать подходящую к его типу мотора деталь.
Особенность замены на 8-клапанных версиях «ваз» («11183» — 82 л. с. и «21116» — 87 л. с.)
Перед тем, как будет произведена замена помпы, обеспечиваем наличие инструментов, аналогичных по своему составу для ранее рассмотренной процедуры.
- В соответствии мерами безопасности деактивируем АКБ.
- Сливаем жидкость из охлаждающего контура.
- Действуем по ранее приведенной здесь последовательности.
Процесс полностью аналогичен приемам действий на 16-клапанной версии LADA Granta. Единственным отличием будет крепление крышек ГРМ. Помним, когда производится замена помпы, о необходимости замены уплотнения, что позволит обрести уверенное чувство в плане обеспечения достаточной герметичности системы на машине LADA Granta.
Материалом прокладки в большинстве случаев служит паронит. Рекомендуем не пренебрегать покрытием прокладки герметизирующим средством.
Инструкция по смене помпы на Гранте
Еще до начала работы автовладельцу рекомендуется ознакомиться с эксплуатационным руководством машины, это поможет вам более подробно изучить устройство и месторасположение водяного насоса. Помните – неправильно проведенная обратная сборка приводит к порче антифриза в системе.
Затем необходимо подготовить место для работы, в норме это должен быть сухой бокс с ровным полом. Позаботьтесь и о хорошем освещении, это не только облегчит процесс, но и застрахует вас от потери небольших элементов крепления и мелких деталей.
В самом начале работы автомобиль обесточивают, сбросив клеммы с АКБ. Кроме того, машину надежно фиксируют с помощью стояночных башмаков либо ручного тормоза. Все эти манипуляции проводятся для обеспечения максимальной безопасности и удобства рабочего процесса.
При замене крайне важно не отступать от приведенной ниже последовательности выполнения действий, поскольку нарушение описанного порядка проведения работы может спровоцировать поломку охлаждающей системы и привести к возгоранию автомашины.
Сама замена насоса потребует от вас выполнения следующих действий:
- Для начала нужно полностью слить ОЖ;
- Далее выкрутите элементы крепления и произведите демонтаж передней крышки кожуха газораспределительного механизма;
- Затем зафиксируйте поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке;
- Автомашина ставиться на передачу;
- Домкратом осуществляется подъем переднего колеса авто;
- Колесо прокручивается до того момента, пока отметка на шкиве не совпадет с отметкой, расположенной на крышке кожуха газораспределительного механизма сзади;
- Производятся работы по демонтажу ремня газораспределительного механизма, демонтируется ролик натяжителя;
- Снимается задняя крышка кожуха газораспределительного механизма;
- Выкручиваются элементы крепления, фиксирующие водяной насос;
- Элемент аккуратно поддевают при помощи отвертки, после чего он извлекается наружу;
- В дальнейшем следует произвести монтаж нового насоса и демонтированных ранее элементов и узлов, совершив действия, аналогичные демонтажу, но уже в противоположном порядке.
- Перед монтажом нового насоса привалочную поверхность блока цилиндров чистят от остатков прежней прокладки и устанавливают взамен ее новую, предварительно тонким слоем нанеся на нее водостойкий герметик. Дренажное отверстие на корпусе водяной помпы после ее установки должно быть направлено вниз;
- Последний этап рабочего процесса включает в себя залив ОЖ в охлаждающую систему.
- Жидкость заливается до уровня на 25-30 мм ниже максимальной метки на бачке, это примерно 8 литров антифриза. Работа закончена.
Подготовительные операции, все двигатели
Во-первых, запомните простое правило: мотор 11183 не может погнуть свои клапаны, так что вращать коленвал и шкив распредвала можно будет по-отдельности. Для моторов 11186 и 21116 это было бы недопустимо! Подробнее о двигателе 21116 в этом материале.
Перед проведением любых работ отключите клемму АКБ (ключ на 10), а также датчик ДПКВ. Но прежде надо снять защитную крышку.
Откручиваем 4 болтика, снимаем защиту
Для снятия защиты нужно:
- 11186/21116 – используя «внутренний шестигранник на 5», откручивают 4 болта на верхней детали, которую затем снимают. И так же демонтируют нижнюю деталь;
- 11183 – гаечным ключом «на 10» откручивают 3 болта крепления.
Справиться с тем, что сказано выше, будет несложно.
Отключаем разъём, выкручиваем один винт
Датчик положения коленвала (ДПКВ) отключают от разъёма (см. фото). Затем крепёжный винт выкручивают ключом «на 10». Сам датчик нужно демонтировать.
Установка всех валов по меткам
Сначала проверьте, что включена нейтральная передача. На корпусе картера ближе к узлу сцепления есть резиновая крышка. Её нужно снять.
Смотровое окно и резиновая заглушка
Смысл в том, чтобы добиться совмещения рисок на маховике и в прорези шкалы. Когда это будет выполнено, маховик фиксируют отвёрткой.
Маховик зафиксирован
Конечно, подобную операцию проще выполнять вдвоём. Знайте, что нужному положению вала соответствует совмещение меток A-B и C-D (см. рис.).
Привод ГРМ в 8-клапанных моторах
Сам коленвал нужно вращать вправо, используя ключ «на 17» или «на 19» (мотор 11183). Смысл сказанного иллюстрируется на фото.
Крутить нужно шкив привода генератора
Ремень генератора надо снять
Генераторный ремень закрывает доступ к деталям привода ГРМ. Придётся ослабить крепление и снять этот ремень.
Подробнее об этом:
- Меняем ремень генератора на Лада Гранта с кондиционером;
- Меняем ремень генератора без натяжителя на Лада Гранта.
Крепление генератора, болты на 13
Ключом «на 13» ослабляют нижний болт крепления. Затем выкручивают верхнюю крепёжную гайку и вынимают болт. Кожух генератора прижимают к двигателю и фиксируют конструкцию проволокой. Теперь ремень можно удалить.
Монтаж генераторного ремня проводят в такой последовательности:
- Закрепляют генератор;
- Накидывают ремень на шкивы, как показано на фото;
Монтаж ремня генератора, первый шаг - Включив 5-ю передачу, откатывают автомобиль назад.
Отзывы
№ | Положительные |
1. | Владимир: первый раз заменил подшипник помпы на 85000 км. Считаю, что пробег для отечественного транспорта очень даже хороший. Замену проводил самостоятельно, в мастерскую не обращался. |
2. | Кирилл: за два года активного использования автомобиля единожды внепланово посещал СТО для замены паронитового уплотнителя. |
3. | Василий: качеством изготовления Лада Гранта доволен, нареканий нет. Первый раз заменил водяную помпу на 80000 км. Для отечественного транспорта это хороший показатель. В магазине купил испанскую помпу Дольц. Минимальный ресурс использования 120000 км. |
4. | Иван: полтора года езжу на машине, нареканий нет, все механизмы работают исправно. Слышал негативные отзывы в адрес Лада Гранта, на ее качество сборки. Подтвердить не могу, рекомендую к покупке машины. |
5. | Геннадий: на 85000 км впервые заменил водяной насос, в сервисный центр не обращался, справился самостоятельно. В магазине предложили FENOX HB1001C3, стоимость 650 рублей. Два месяца прошло с момента установки, нареканий нет. |
6. | Дмитрий: полгода активной эксплуатации машины, все механизмы работают исправно, замечаний нет. Единожды внепланово посетил СТО для подтяжки ремня приводных механизмов. |
7. | Александр: качеством сборки отечественного автомобиля доволен. Малозначащие поломки случаются, но как без них. Так как в машинах знаю толк, большинство дефектов устраняю самостоятельно. В сервис обращают только для плановой диагностики. |
Отрицательные | |
1. | Виталий: первый раз полетела помпа на 45000 км, заменил METELLI 24-0833. Работы проводил в СТО по заводской гарантии. Качество отечественных деталей низкое, уж лучше доплатить несколько сот рублей и приобрести зарубежный аналог. |
2. | Дмитрий: за два года езды на автомобиле неоднократно обращался в СТО для проведения ремонтов, замены дефектных агрегатов. Не советую покупать отечественный транспорт, доплатите несколько десятков тысяч и купите Рено Логан. |
3. | Игнат: проехал 65000 км, а уже успел заменить водяную помпу. Пробег слишком маленький из-за низкого качества изготовления деталей, комплектующих. |