Когда менять резину на зимнюю: календарь замены шин, когда пора снимать и ставить новые, как выбрать и отличить зимнюю от летней

Добрый день, уважаемый читатель.

Каждый год с приближением холодов водители начинают задаваться вопросом, когда обувать зимнюю резину. В настоящее время ответ на данный вопрос частично регулируется нормативным правовым документом.

Соответствующий закон — Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств.

В этой статье речь пойдет о законодательно установленных сроках смены летней резины на зимнюю. Кроме того будет рассмотрен штраф за неправильное использование резины.

Приступим.

Когда необходимо производить замену резины

Как известно, в России климат непостоянный, и зима может быть как ранней, так и поздней. На что опираться в подобной ситуации?

  • Необходимо воспользоваться наружным термометром. Если он показывает температуру +7°C±5°C, это должно подтолкнуть водителя к тому, что машину пора переобуть.
  • С наступлением холодов воздух постепенно остывает, из-за этого шины становятся более жесткие и, соответственно, плохо сцепляются с поверхностью.

Рассекать по обледенелой трассе на летней резине – опасно для жизни. Такое поведение на дороге может спровоцировать аварийную ситуацию, ведь в любой момент машина может стать неуправляемой. Поэтому не стоит рисковать.

Важно придерживаться информации, указанной в нормативных документах, а также не стоит игнорировать инструктаж от производителей шин. Тогда риск аварий на дороге заметно снизится.

ПДД о состоянии шин, дисков

В 2022 г. актуальны Правила дорожного движения с Приложением № 1 «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В пятом пункте регламентируется допустимая глубина рисунка на протекторе и деформации, при которых использование транспорта влечет за собой риски аварии для всех участников дорожного движения. Данный пункт обуславливает применение штрафных санкций в размере 500 руб. Автомобилиста также могут просто предупредить о недопустимости использования авто в ненадлежащем состоянии.

Глубина рисунка на протекторе

Измерение глубины протектора требуется при отсутствии индикатора. Если он предусмотрен конструкцией покрышки, то изношенность определяется по нему. Глубина протектора, установленная в ПДД:

  • для мотоциклов, мопедов – 0,8 мм;
  • для легковых авто и грузовиков с грузоподъемностью меньше 3,5 т – 1,6 мм;
  • для грузовиков (от 3,5 т) – 1 мм;
  • для автобусов и маршрутного транспорта, в котором больше 8-ми пассажирских сидений – 2 мм.

Такие показатели устанавливаются для дорожного покрытия без снега и льда. В условиях наледи и снежного покрова глубина протектора должна быть не меньше 4 мм. Если показатель 3,5 мм и меньше, то предусмотрено наказание – штраф 500 руб.

Когда по закону надо менять шины

Технический регламент содержит подробную информацию о том, когда менять зимнюю резину на машине, и в какое время года какую резину использовать.

Важно, чтобы зимняя резина была применена для всех четырёх колёс. И здесь не стоит вопрос о том, какую выбрать резину: шипованную или нет. Суть в том, что зимой обязательно нужно ездить только не зимней резине.

В наше время рынок предлагает резину, подходящую для всех сезонов. По закону её использование разрешено при наличии на ней специальных символов, таких как: «М+S», «M&S» либо «M S». Если этих надписей на резине нет, то она не годится для использования.

Порядок использования покрышек по сезонам

Регламент «О безопасности колесных транспортных средств» четко поясняет, в какой сезон разрешено применение определенных видов шин. Основные данные представлены в таблице.

Зимние шины с шипами Зимние шины без шипов Летние шины Всесезонные с маркировкой M+S Всесезонные без маркировки M+S
Зима + + +
Лето + + + +
Межсезонье + + + + +

В течение всего года допускается эксплуатация зимних нешипованых покрышек и всесезонных с маркировкой M+S. Остальные типы шин имеют ограничения.

Штрафы

Любого водителя, нарушающего закон, ждёт наказание от сотрудников ГИБДД. Езда на зимней резине, которая не соответствует погодным условиям, облагается штрафом.

  • Также штраф могут наложить за использование изношенной и некачественной резины, сумма составит 500 рублей.
  • Во всех других случаях водитель может отделаться словесным замечанием.

Нужно отметить, что 15 ноября – это рекомендуемый день для замены летней резины на зимнюю в центральной полосе России.

Но вот ждать именно этого дня вовсе не стоит, нужно помнить о преобладании неоднородного и непостоянного климата на территории РФ, и, ориентируясь на погоду за окном, произвести замену резины на зимнюю.

Что будет, если не переобуть летние покрышки

Технический регламент Таможенного Союза уже с 1 января 2015 года прописал порядок использования сезонных шин. Законодательно вводится обязательное использование зимней резины с декабря по февраль включительно.

С другой стороны, каждый регион может корректировать временные рамки самостоятельно. Это напрямую зависит от погодных условий конкретного года. До сих пор административного наказания за нарушение установленных правил не предусмотрено.

На уровне правительства чиновники разрабатывали законопроекты, предусматривающие за использование резины не по сезону штраф 2000-10000 рублей. Несмотря на это, изменений в КоАП РФ внесено не было.

Только при очень большом желании, инспектор дорожной полиции может выписать штраф в категории прочих нарушений. Его размер будет составлять 500 рублей.

С другой стороны, использование протекторов с шипами ограничено законом. На них можно ездить максимум до 1 июня при условии холодной погоды. Что касается летней резины, то на ней по закону можно ездить только до 1 декабря. За нарушение таких требований предусматривается штраф 500 рублей (часть 1 статьи 12.5 КоАП). Отдельные регионы Российской Федерации с более жестким климатом имеют свои ограничения.

Автомобильные шины: какие выбрать

Водители со стажем дают рекомендации о необходимости иметь сразу три комплекта шин: зимнюю, летнюю и шипованную.

В холодное время года температура воздуха обычно держится от -3°C до +5°C, в этом случае необходимо использовать зимнюю резину без шипов, а когда резко приходят холода, стоит переобуть зимнюю шипованную резину.

  • Но такой способ довольно затратный, поэтому не всем доступный. В таком случае нужно выбирать шипованную резину либо резину без шипов.
  • Не стоит забывать, что шины без шипов подходят для сухой и влажной трассы, а с шипами – для обледенелой трассы и той, что покрыло слоем снега.
  • У шипованной резины на любом асфальте тормозной путь на 7% длиннее, чем у нешипованной.

Такие покрышки довольно дорого стоят, но по прошествии времени их цена должна начать падать, и тогда она станет доступна абсолютно любому автолюбителю.

Где указан срок замены шин?

Период эксплуатации шипованных покрышек, зимней фрикционной резины есть в Техрегламенте, который вступил в действие на территории России с начала 2015 г. Международный регламент, к которому присоединились страны-участники Таможенного союза, указывает, что шины с шипами в летний период использовать нельзя. Зимние покрышки нужно ставить на зимний период (с 1-го декабря по 28(29) февраля), причем использование фрикционных покрышек (в просторечии «липучек») разрешено в любое время года.

Наказывать за несоответствующие сезону покрышки сотрудники дорожной полиции не вправе, поскольку в российском законодательстве не предусмотрено санкций за эксплуатацию автомашины в летних покрышках зимой и наоборот. Однако существуют нормы, согласно которым можно оштрафовать водителя за стертый протектор, деформацию шин, дисков.

Отличия зимней резины от всесезонной

Применение всесезонной резины помогает сэкономить бюджет, но, учитывая природу российского климата, её использование не всегда эффективно.

Например, установленный водителями диапазон составляет от -5 до +20°C.

Поэтому, выбрав такой вид резины, водитель подвергает свою жизнь опасности.

Какую резину лучше ставить на зиму

В наше время применяется несколько видов зимней резины с различными характеристиками. Существует огромное количество приверженцев различных модификаций резины, предназначенных для зимнего сезона. Прежде всего следует разобраться, в чем суть споров и начать с видов шин, их достоинств и недостатков.

Шипованная резина или липучка

Липучка. Шины с подобным протектором подходят для городских условий, где нет обильных снегопадов и серьезных переметов. Более того, данные шины рекомендуется использовать в комфортных условиях для езды. Их выделяет добротное сцепление на рыхлых поверхностях, умеренные акустические эффекты и неплохая мягкость. Среди минусов выделяется слабая проходимость в глубоких снегах и на ледяных корках.

Шипованная. Модификацию можно использовать для регионов, где зимы по-настоящему снежные и холодные, а также просматривается обилие осадков, непостоянные температуры и плохо чистятся дороги. Для таких покрышек не страшны глубокие завалы, гололед и укатанные колеи. К минусам относится высокая шумность, большой вес и возможность потерять часть шипов на голом асфальте.

Широкие или узкие шины

Также имеется большое количество споров о том, какой ширины ставить покрышки на зиму. Различия заключаются лишь в форме протектора и форме пятна контакта, исходя из которых разнятся характеристики колес.

Узкие покрышки в основном предназначены для зимы и часто применяются на скользких и мокрых дорогах. Благодаря вытянутому пятну контакта с длинными продольными кромками такие колеса заметно лучше держат дорогу и прекрасно сопротивляются боковым перегрузкам. Вытянутое вперед пятно контакта лучше борется с ними в крутых поворотах и удерживает машину от сноса и заноса. В плохую дождливую или снежную погоду узкие колеса словно вгрызаются в асфальт и удерживают автомобиль на прямой траектории.

Широкие шины лучше использовать в сухую летнюю погоду. Для зимы они подходят хуже. Такие покрышки подходят для агрессивной активной езды на высоких скоростях. Широкие шины борются с пробуксовкой колес во время старта. Они лучше тормозят, так как фронтальная грань протектора имеет большую площадь. То есть от ширины покрышки зависит управляемость машины. Ее боковины делаются твердыми и низкими, из-за чего автомобиль сопротивляется кренам при боковых перегрузках. Более того, широкие колеса подходят для езды, предполагающей частые циклы разгонов и торможений.

Таким образом, какая покрышка лучше стоит определить каждому автомобилисту лично. У обеих версий присутствуют плюсы и минусы, а где наибольшая выгода – подскажет тип местности и стиль езды.

Зимняя резина: Когда использовать

Любой водитель обязан помнить о пяти основных правилах применения резины:

  1. Нельзя менять колеса местами, то есть переставлять, например, левое на место правого.
  2. Если используется нешипованная резина, то не стоит превышать скорость выше 70 км/ч, также первые 1000 км пути не рекомендуется увеличивать скорость, надо сначала «обкатать» шину.
  3. В зимний период, когда температура не стабильна, нужно наблюдать за давлением в шинах. Понемногу его можно добавлять, но не превышать 0,1-0,2 атм.
  4. Зимнюю резину необходимо помещать на обе оси. Не нужно воспринимать всерьёз мнение о том, что установка на одну ось не повышает безопасность автомобиля при движении, это не верно.

У автомобилистов также возникает вопрос о том, можно ли ездить на зимней резине летом. Производители обычно не дают конкретного ответа, но считают это не лучшей идеей и вот почему:

  1. Такая езда не может быть безопасной. Ведь материал покрышки изменяет свои свойства в зависимости от погодных условий. Это значит, что резина не выполняет больше своих функций.
  2. Увеличивается расход топлива на пять, а то и больше процентов, потому что двигателю требуется больше мощности для раскручивания размягчённой резины, а это, в свою очередь, неэкономно.
  3. Быстро изнашивается ходовой автомобиля.

Что касается юридической стороны вопроса, то в далёком 2014 году был сформирован Законопроект о сезонном использовании автомобильной резины. При его не соблюдении водителям насчитывали бы штраф.

Его сумма должна была составить 2000 рублей. Но закон так и не вошел в силу. Поэтому сотрудники ГИБДД могут только сделать устный выговор и прочитать лекцию о вреде использования зимних шин летом.

Для того чтобы ездить на своём автомобиле с удовольствием и не бояться встретить сотрудников ГИБДД на дороге, необходимо соблюдать единые законные требования. Они касаются абсолютно всех автолюбителей.


Хороший водитель всегда держит ответственность перед законом, придерживается всех рекомендаций и не рассекает по заледенелым дорогам на летней резине, потому что заботится не только о своей безопасности, но и о безопасности других водителей, а также пешеходов.

Как хранить колеса?

Держать шины нужно в прохладном, темном и сухом помещении с вентиляцией, избегая контакта с бензином и маслом.

Колёса в сборе лучше подвесить за диски или сложить горизонтально друг на друга, предварительно спустив их до 1 атм. Покрышкам без дисков место на стеллаже. Поставьте их вертикально бок о бок.

Правильное хранение поможет шинам оставаться в форме до следующего сезона.

Так надо хранить шины, снятые с дисков — вертикально. Шины на дисках подвешиваем, либо складываем стопкой друг на друга.

Так надо хранить шины, снятые с дисков — вертикально. Шины на дисках подвешиваем, либо складываем стопкой друг на друга.

Фото лучшей резины 2022 года для автомобилей

Есть ли технические стандарты для безопасного использования шины

Кроме того, нужно помнить, что классификация зимних шин подразделяется на два основных вида: шипованная резина и резина типа «липучка» (с маркировкой MS). Именно на второй и можно ездить все летние месяцы без опасения быть наказанными инспекторами ГИБДД. Шипованная шина применяется в самые холодные и опасные месяцы, о чем гласит закон о замене шин, когда снег и гололедица на дорогах являются постоянными атрибутами дорожного движения.

Однако и здесь есть «подводные камни» технического плана. Так, в зимний сезон основное требование к зимней резине — глубина протектора для ЛА не должна составлять менее 4мм, а в летний сезон – менее 1,5мм (для летних и зимних шин). Таковые технические характеристики шины обеспечивают надежное сцепление с дорожным покрытием, увеличивают устойчивость и сокращают тормозной путь автомобиля.

Соблюдение всех выше перечисленных условий позволяет избежать конфликтов с дорожной автоинспекцией, когда штрафуют за зимнюю резину, и делает эксплуатацию автомобиля максимально безопасной.

Таким образом, основным нормативно-техническим актом, регламентирующим все нюансы эксплуатации колесных транспортных средств, в том числе и срок установки зимней резины или летней при сезонных периодах эксплуатации, является выше упомянутый техрегламент Таможенного союза, в котором определены все эксплуатационные требования к колесным ТС, а также закон и штрафы за зимнюю резину регламентирует.

Сколько качать давление в новую резину?

При накачке любой покрышки (новой или БУ) необходимо придерживаться заводских рекомендаций по накачке. Обычно для легковых машин давление колеблется в пределах от 1,8 до 2,8 Ат. В грузовики задувают 2,5-7,5 БАР.

Правильность накачки новой резины важна для ее равномерного износа. Если шину перекачать – протирается центральная часть беговой дорожки. При слишком малом количестве воздуха изнашиваются боковины. Таким образом, оптимальное давление в покрышке – залог ее долговечности.

Штрафы за отсутствие зимних шин

В настоящее время, если у машины не имеется требуемой резины, штраф не накладывается. Однако если на автомобиле будет замечена изношенная резина, водитель рискует заполучить предупреждение.

Стоит отметить, что разрабатывается проект, согласно которому будет предполагаться штраф за передвижение на неподходящих к сезону шинах.

Штрафные санкции обеспечены тому, у кого на авто установлена зимняя резина, протектор которой стерся до 4 миллиметров, а поверхность дороги скользкая и покрыта снегом.

Прикатка новой резины

Большинство современных покрышек требуют предварительной обкатки перед началом активной эксплуатации – это связано с тем, что изготовители проектируют резину исходя из ее характеристик во время эксплуатации. Новая «покрышка» не раскроется полностью до того момента пока верхний слой резины не сотрется.

Стандартная прикатка выглядит так:

  • установить новые скаты на автомобиль;
  • в умеренном режиме проехать до 200 км;
  • эксплуатировать резину в обычном режиме.

Важно! Точный пробег, необходимый для правильной прикатки зависит от конструкции шины. Информацию можно найти на сайте изготовителя.

Исключительные ситуации

При смене также немаловажно учитывать определенные исключения:

  • Если автомобиль необходим ежедневно для передвижения, то не рекомендую накладывать зимнюю резину при температуре +10 градусов по Цельсию. При этом стоит водить машину как можно бережнее, делая плавные маневры на поворотах.
  • Рекомендую поставить зимнюю резину перед отправкой в путешествие, которое будет проходить в межсезонье. Более того, если градус все-таки немного повысится, стоит водить машину аккуратно, понижая скорость.
  • Водители, которые редко используют свои машины для передвижения, предпочитая им общественный транспорт, могут ставить новые колеса после наступления устойчивых холодов.
  • Некоторые водители, у которых есть отдельный комплект зимних шин, могут самостоятельно поставить эту резину, просто дождавшись нулевой температуры. Однако очень важно сделать это до того, как температуры уйдут в стойкие минусовые показатели.

Нельзя менять летние покрышки, если в этот момент на улице не слишком благоприятные условия, например, идет дождь или минусовая температура.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]