Карбюраторные силовые агрегаты уже фактически отошли в прошлое. Но многие автомобили на дорогах нашей страны все еще используют данный вариант подачи топлива в двигатель. Карбюратор для многих оказывается достаточно удобным средством замены инжектора, поскольку автомобиль становится легче ремонтировать, дешевле эксплуатировать. В большинстве случае владелец карбюраторного авто самостоятельно может провести базовые работы по обслуживанию системы подачи топлива. В случае с инжектором, эту задачу необходимо выполнять только у специалистов. Для несложного ремонта карбюратора вам не потребуется специальное оборудование, а вот для работы с инжектором такие устройства просто необходимы. Поэтому определенные преимущества у такой детали системы питания двигателя есть. Интересно, что эти преимущества многих заставляют поменять инжектор на карбюратор, в чем никакой сложности нет.
Проблемы, которые возникают с карбюратором, могут быть самыми разными. Одной из распространенных вариантов неполадок является прекращение работы двигателя после того, как автомобиль полностью прогреется. Водителю приходится увеличивать обороты с помощью подсоса, а вот на карбюраторах с автоподсосом такой трюк не сработает. В конечном счете, сразу же после того, как вы отпустите педаль газа, двигатель глохнет. На каждом светофоре, перекрестке и пешеходном переходе водитель начинает ругать судьбу, красный свет и ни в чем не виноватых пешеходов, а карбюратор продолжает глохнуть и отказывается нормально работать, несмотря на очень дорогой бензин. Давайте разберемся с природой этой неприятности.
Что происходит с двигателем и топливной системой при нагревании
Чтобы определить причины, по которым машина глохнет на горячую, необходимо рассмотреть процессы, которые происходят в силовом агрегате и топливной системе во время нагрева. Пока мотор холодный:
- тепловые зазоры между клапанами и распределительным валом и замки поршневых колец максимальны;
- масло очень вязкое, поэтому толщина смазочного слоя на трущихся деталях, равно как и их защита, минимальны;
- температура внутри камеры сгорания равна уличной, из-за чего от стандартной искры топливо медленней разгорается.
Поэтому запуск двигателя автомобиля происходит в крайне неблагоприятных условиях, а для выхода на нормальный режим работы необходим прогрев.
После запуска двигателя топливовоздушная смесь сгорает в цилиндрах, отдавая небольшую часть тепла двигателю и головке блока цилиндров (ГБЦ). Омывающая блок и ГБЦ охлаждающая жидкость (ОЖ) равномерно распределяет температуру по всему мотору, благодаря чему исключены температурные деформации.
По мере прогрева:
- сокращаются тепловые зазоры, что приводит к увеличению компрессии и росту КПД двигателя;
- масло разжижается, обеспечивая эффективную смазку трущихся поверхностей;
- температура внутри камеры сгорания увеличивается, благодаря чему топливовоздушная смесь разгорается быстрей и горит более эффективно.
Эти процессы происходят внутри автомобильных моторов любых типов. Если силовой агрегат исправен, то никаких проблем не возникает, если же машина нагревается и глохнет, то причиной этого всегда является неисправность двигателя или топливной аппаратуры.
Так может закончиться откладывание проблемы на «потом»
Если же сразу не устранить проблему, то через какое-то время она станет гораздо серьезней и придется проводить уже не мелкий, а капитальный ремонт двигателя.
Ремонт карбюратора у специалистов — лучшее решение
Если в вашем распоряжении карбюраторный автомобиль, лучше всего будет найти профессионала, который сможет регулярно обслуживать технику. Вашему автомобилю потребуется качественное обслуживание на регулярной основе, поскольку карбюратор постоянно засоряется, выставляет все новые и новые проблемы в эксплуатации. Поэтому лучше всего будет воспользоваться услугами специалиста, который прекрасно знает свое дело и выполняет чистку, регулярное обслуживание и ремонт карбюраторов, а также всей связанной с ними техники. Главные критерии выбора специалиста следующие:
- наличие опыта в работе с вашей моделью автомобиля, достаточный профессионализм, подтвержденный годами работы;
- положительные отзывы от других владельцев карбюраторных автомобилей, которые получили качественное обслуживание;
- доступные цены — вам не обязательно выбирать дорогостоящую станцию обслуживания, можно сотрудничать с частным мастером;
- довольно быстрое выполнение всех необходимых ремонтных работ, но наличие гарантии качества результата;
- возможность заказа комплексной работы с покупкой запчастей в исполнении мастера, чтобы снять с себя ответственность за качество деталей;
- прочие удобные услуги, а также возможность проведения полного обслуживания автомобиля.
Удобно, когда все вопросы ремонта и обслуживания производит один человек. Это позволяет достаточно просто получить качественно работающий автомобиль, поскольку за него ответственен один человек или одна компания. Если же карбюратор вам ремонтирует один человек, обслуживает машину другой, а проблемы с генератором решает третий, все это не слишком удобно для ремонтных работ с машиной. Так что лучше отыскать универсального мастера и постоянно обслуживать автомобиль исключительно у него. Если у вас на авто установлен карбюратор Solex, предлагаем посмотреть видео о его разборке и обслуживании:
Причины, по которым автомобиль глохнет «на горячую»
Если машина нагревается и глохнет, то причины всегда следует искать в техническом состоянии двигателя и его агрегатов, причем зачастую дефект может оказаться в нескольких связанных или даже не связанных друг с другом системах. Далее мы расскажем о всех наиболее частых причинах, по которым машина глохнет на горячую, а все остальные неисправности являются их сочетанием.
Неисправности системы охлаждения
Неисправностями системы охлаждения являются:
- обрыв ремня помпы (если она не подключена к ремню ГРМ);
- низкий уровень ОЖ;
- толстый слой накипи на стенках каналов (появляется из-за смешивания антифризов разных типов);
- повреждение лопастей помпы;
- заклинивание подшипника помпы;
- грязный радиатор;
- передавленные патрубки и трубки;
- неисправен датчик температуры.
Первым признаком того, что при нагреве двигателя машина глохнет из-за неисправностей системы охлаждения, является низкий уровень антифриза (опытные водители проверяют его количество не реже раза в неделю).
Это происходит из-за того, что неэффективное охлаждение мотора вызывает локальный перегрев отдельных участков силового агрегата (чаще всего ГБЦ) и закипание антифриза в них. А поскольку основу любого антифриза составляет вода, то при закипании она превращается в пар и через клапан в крышке расширительного бачка уходит в атмосферу, что и приводит к снижению уровня.
Замена маслосъемных колпачков
Помните: даже если движок закипел всего раз или быстро нагревается до опасных значений, но не кипит, то его уже нужно вскрывать и проводить диагностический ремонт. Гораздо проще заменить высохшие от высокой температуры маслосъемные колпачки, чем через несколько месяцев проводить капитальный ремонт.
Закипание топлива в рампе или карбюраторе
Если машина прогревается и глохнет, и не заводится, то неисправность вызвана неправильной работой системы охлаждения (слабой циркуляции ОЖ или грязного радиатора), при этом стрелка индикатора температуры находится возле красной зоны, но не пересекает ее.
Главным признаком является невозможность завести двигатель после остановки в течение нескольких минут, при этом он может «чихать», или, как говорят водители, схватывать, то есть топливо попадает в цилиндры, но его количества недостаточно.
Затем температура в рампе или карбюраторе снижается и мотор можно снова завести, но под нагрузкой он проработает недолго. Если же при этом индикатор показывает температуру ниже красной зоны, то датчик нужно заменить. Бывают случаи, когда машина заводится на горячую и глохнет сразу же или через несколько секунд, они тоже вызваны перегревом топлива в рампе или карбюраторе. После снижения температуры такой мотор заводится штатно, что и является подтверждением этой причины.
Неправильная пропорция топливовоздушной смеси
Причинами такой неисправности являются:
- подсос воздуха;
- слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере;
- протекающие или западающие форсунки.
Диагностика автомобиля на подсос воздуха
Если карбюраторный двигатель легко заводится на холодную даже без вытягивания рукоятки подсоса, а затем машина нагревается и глохнет, то причиной этого является слишком высокий уровень топлива в поплавковой камере или грязный воздушный жиклер. Избыток топлива позволяет легко заводить двигатель на холодную, но после прогрева требуется более обедненная смесь, а карбюратор не может ее сделать. По той же причине на карбюраторном автомобиле прогретый силовой агрегат глохнет при нажатии на педаль газа, но, пока двигатель холодный, этого не происходит даже без подсоса.
Если же карбюраторная машина глохнет на горячую на холостом ходу, то есть низких оборотах, но вытаскивание ручки подсоса исправляет ситуацию, то причиной является подсос воздуха, о чем мы подробно рассказывали тут (Почему машина глохнет на холостых оборотах — основные причины и неисправности).
Если же карбюратор лишен ручки подсоса (эта функция в нем автоматизирована), а машина глохнет на горячую и не заводится пока не остынет, то без снятия и разборки этой детали не обойтись. Чистые жиклеры и правильный уровень топлива говорит о перегреве этой детали (читайте предыдущий раздел).
Рампы и форсунки нередко становятся одной из причин, приводящих к остановке мотора
На инжекторных силовых агрегатах такое поведение чаще всего вызвано западением или неплотным закрытием иглы форсунки, из-за чего в камеру попадает слишком много топлива. Смесь с такими пропорциями плохо разгорается, а также долго горит, что и приводит к неэффективному превращению бензина или солярки в кинетическую энергию, из-за чего двигатель останавливается.
Потеря контакта из-за температурного расширения
Эта неисправность чаще всего проявляется там, где водителю приходится ездить по грязным или обработанным противогололедным реагентом на основе поваренной соли дорогам.
Высокий уровень влажности и агрессивные вещества приводят к окислению клемм контактных соединений, а вызванное нагревом температурное расширение нарушает электрическую проводимость контактной пары.
По внешним проявлениям эта проблема похожа на закипание топлива, а единственный способ диагностики – полная проверка всех контактов.
Неправильная регулировка клапанов
Если тепловой зазор между клапанами и распредвалом (распредвалами) меньше необходимого, то есть они зажаты, то после прогрева двигателя такие клапаны уже полностью не закрываются, что снижает компрессию и приводит к перегреву головки блока цилиндров. Во время горения топливовоздушной смеси часть раскаленных газов прорывается в ГБЦ и нагревает ее, что приводит к описанным выше проблемам, то есть перегреву:
- ГБЦ;
- рампы;
- карбюратора.
Регулировка тепловых зазоров клапанов
Отличительной чертой этой проблемы является цокот клапанов на прогретом, а нередко даже на холодном двигателе, а также он начинает троить, но, моторы с гидрокомпенсаторами ей не подвержены. Поэтому если оснащенная гидрокомпенсаторами машина глохнет на ходу на прогретом двигателе, то нужно искать другие причины.
Выполняем диагностику и ремонтные работы с карбюратором самостоятельно
Вы можете воспользоваться отличными возможностями работы с карбюратором, если знаете его конструкцию и уже когда-то занимались простыми процессами ремонта. В ином случае не рекомендуем вам пробовать самостоятельное восстановление. В конечном счете, такой ремонт обойдется намного дороже, чем он мог бы обойтись у специалистов. Если же опыт и уверенность в своих умениях присутствует, вы можете воспользоваться советами специалистов, чтобы выполнить качественное восстановление вашего автомобиля. Среди основных работ, которые придется провести, можно выделить следующие процессы:
- снимите крышку карбюратора с воздушным фильтром и попробуйте завести автомобиль, по мере прогревания опускайте подсос и смотрите не положение заслонок, возможно, их регулировки будет достаточно для восстановления работы авто;
- если это не помогло, посмотрите на функционирование топливной системы, возможно, бензонасос прекращает качать топливо после определенного периода нормальной работы;
- также исследуйте систему охлаждения, независимо от того, что говорят датчики на приборной панели, посмотрите на уровень антифриза, убедитесь в том, что термостат правильно работает;
- вы также можете поменять воздушный и топливный фильтры, чтобы убедиться, что топливо и воздух попадают в карбюратор без проблем и в достаточном количестве;
- последний этап работ — снятие и разборка карбюратора для установки ремкомплекта, новых прокладок, мембран и прочих деталей, а также для чистки этого устройства от загрязнений.
Можно долго думать, в чем же на самом деле кроется проблема, а можно просто зайти в магазин с автомобильными товарами, купить ремонтный комплект карбюратора, который установлен под капотом вашего автомобиля, произвести необходимые работы и получить чистейшую работу силового агрегата. Только так вы сможете получить качественное функционирование техники и отсутствие проблем с силовым агрегатом. Карбюратор после проведенной диагностики и исправительных работ точно перестанет мучить вас постоянным прекращением работы. Это позволит качественно и безопасно эксплуатировать автомобиль.
Регулятор холостых оборотов
Частой причиной остановки силового агрегата является поломка РХХ, который служит для регулировки оборотов.
Выглядит датчик как маленький электродвигатель с конусной иглой. Расположен он на дроссельном узле.
С помощью РХХ в двигатель поступает нужное количество кислорода при работе мотора в холостом режиме.
Для проверки на работоспособность, необходимо при работающем двигателе отсоединить от датчика провод. Если машина заглохнет – датчик исправен. Если мотор продолжает работать – деталь требует замены.
Дроссельная заслонка
Не менее распространенной причиной подобной неисправности является засорение дроссельного перепускного клапана – элемента топливной системы, регулирующего подачу кислорода в цилиндры, где образуется топливная смесь.
- На силовых агрегатах карбюраторного типа заслонка входит в конструкцию карбюратора.
- На инжекторных и дизельных двигателях – устанавливается как отдельный элемент.
Чтобы устранить проблему, нужно почистить дроссельную задвижку. Для этого необходимо:
· демонтировать элемент;
· с помощью ветоши и растворителя хорошо промыть деталь;
· установить механизм.
Если после очистки мотор продолжает глохнуть, возможно, причина кроется в неисправности датчика положения дроссельного перепускного клапана. Для устранения проблемы необходима замена элемента.
Холодный двигатель не заводится
Как правило, такая неприятность возникает в зимнее время, когда совершенно не ожидаешь от своей машины неприятностей.
Самая распространённая причина — аккумулятор. Многие автовладельцы знают, что аккумуляторы не подлежат ремонту, а срок их службы ограничен, но вряд ли кто-то будет думать об этом до тех пор, пока отработавший элемент питания не даст о себе знать. Чаще всего происходит это именно в холодную погоду.
Но поводом к тому, почему мотор не заводится на холодную, могут быть и другие причины:
- износился топливный насос, и по этой причине не способен создать нужное давление в топливной системе, чтобы запустить двигатель на холодную;
- фильтр очистки воздушной смеси настолько загрязнен, что плохо пропускает нужный объем воздуха;
- топливо низкого качества, которое может привести к засорению топливной системы автомобиля. Не следует заливать в бак все подряд;
- причиной может стать карбюратор, у которого перестала правильно работать дроссельная заслонка или вышел из строя клапан холостых оборотов;
- переохлаждение двигателя в морозную погоду.
Для того чтобы обеспечить свободный запуск двигателя в холодную погоду специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
- поддерживать в исправном состоянии все электрические цепи;
- аккумуляторная батарея должна быть исправна, заряжена, и иметь соответствующую мощность;
- заправлять соответствующим сезону топливом на проверенных АЗС, у которых есть сертификаты качества топлива;
- в баке всегда должен быть определённый уровень топлива;
- идеальный вариант – держать автомашину в теплом гараже;
- в двигателе должно быть «правильное» для сезона масло;
- в багажнике автомобиля должны быть трос, желательно иметь и кабели для запуска двигателя от аккумулятора – донора, чтобы в нужный момент можно было «прикурить от соседа»;
- оборудовать автомобиль системой автозапуска.
Статья в тему: Выбираем лучший автомобиль для семьи: от надёжности до комфорта
Почему карбюратор может глохнуть после прогрева?
Чтобы понять причину этой проблемы, лучше всего обратиться к автомобилистам, которые уже столкнулись с такой неприятностью. Что бы ни произошло с вашим автомобилем, помните, что подобные проблемы, скорее всего, уже случались с другими владельцами машин. Поэтому следует посетить специализированные форумы или просто пообщаться с другими автомобилистами. В данном случае вы можете найти несколько вариантов ответа на ваш вопрос. Карбюратор после прогрева полностью перекрывает заслонку подсоса, оставляя в рабочем состоянии заслонку акселератора. Если холостой ход настроен неправильно, то двигатель будет работать только на подсосе. Но это базовая причина, можно выделить еще несколько популярных вариантов неполадок:
- быстрый перегрев двигателя и серьезные проблемы с системой охлаждения вашего силового агрегата;
- очень плохо настроенные клапана – регулировка не производилась в течение нескольких лет подряд;
- карбюратор не настроен, смесь слишком обедненная, система задувает слишком много воздуха внутрь камеры сгорания;
- смесь также может быть и чрезмерно обогащенной, что вызывает перелив топлива и проблемы в некоторых карбюраторах;
- засорены жиклеры карбюратора, топливо плохо проходит по ним, что вызывает непорядки в качестве смеси;
- бензин невероятно плохой, фильтры засорились, проходимость топливной системы стала намного ниже;
- внутри карбюратора возникли определенные проблемы, порвались мембраны и прокладки, происходит утечка топлива.
Как проводить диагностику при глохнущем двигателе?
Если на относительно старых автомобилях с карбюраторным двигателем выявлением проблем и диагностика не представляла особой сложности, то на современных силовых агрегатах приходится выполнять дорогостоящую компьютерную диагностику. В то же время после выполнения такого обследования силового агрегата можно быть точно уверенным в характере поломки, что и станет залогом ее быстрого устранения.
В ряде случаев для восстановления техники приходится скрывать двигатель, и проводить его капитальный ремонт. В данном случае стоимость такого восстановления мотора будет достаточно высока, поэтому старайтесь не доводить до серьезных поломок, а уже при первых симптомах проблем с двигателем сразу же обращайтесь в специализированные СТО, мастера на которых и выполнят необходимую диагностику, что позволит автовладельцу с минимальными затратами починить двигатель и различное навесное оборудование.