Об этом агрегате и идет речь
Для обеспечения электрической энергией электроприборов автомобиля ВАЗ 2105, а также подзарядки его аккумуляторной батареи во время работы двигателя в машине присутствует генератор. В ВАЗ 2105 до 1987 года устанавливались агрегаты модели Г 222, а позднее — модели 37.3701. В обоих случаях генератор представляет собой трехфазное электродинамическое устройство, в котором синусоидальное напряжение каждой из фаз выпрямляется с помощью встроенного выпрямителя. Данная деталь — это трехфазный диодный мост генератора ВАЗ, состоящий из шести кремниевых диодов. Напряжение производится путем возбуждения выпрямителя тремя обмотками статора при смене под ними полюсов ротора. Полюса ротора меняют полярность во время его вращения внутри статора, а для увеличения значения магнитных потоков он имеет обмотку электромагнитного возбуждения внутри магнитопроводов. Ротор вращается через ременной привод от переднего шкива коленчатого вала двигателя (инжектор) вместе со шкивом насоса системы охлаждения.
Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ 21053 отличается от схемы приборов модели 2105 тем, что в ней имеются электронная система управления двигателем (ЭСУД) и разные дополнительные датчики. Поэтому на ВАЗ 21053 система электроснабжения имеет иную, чем в 2105, форму клемм. Замок зажигания первой модели при включении стартера отключает второстепенные цепи и приборы.
В целом генераторы ВАЗ 21053 и 2105 идентичны. Но как подключить генератор на ВАЗ 21053, ведь у этой модели инжектор нуждается в большей силе производимого тока? А как подключить генератор от «десятки» на 80 А? Крепление, схема подключения у ВАЗ 21053 с ней одинаковые, поэтому тут особой проблемы не возникнет.
Неисправности агрегата
Если уровень напряжения отличается от нормы, то следует сравнить напряжение генератора и аккумулятора. Разница показаний между напряжением генератора и батареи укажет на плохой контакт на выводе № 30. Клемму следует отсоединить от вывода генератора и зачистить.
Рассмотрим случай, когда стрелка вольтметра вообще не поднимается после пуска мотора. Устройство не вырабатывает энергию. Необходима проверка генератора. Возможными причинами неисправности могут быть:
- обрыв обмоток;
- короткое замыкание на корпус;
- пробой вентилей;
- износ щеток;
- отказ реле-регулятора.
Проверить целостность витков обмоток можно омметром. Сопротивление исправной роторной и статорной обмоток составит 5-10 Ом. Изоляция (сопротивление между обмотками и массой) покажет бесконечность.
Диодный мост следует снять для проверки. В противном случае замерить полупроводники не выйдет. Каждую деталь проверяют отдельно.
Выпрямители считаются годными, если в одну из сторон диоды показали бесконечность, а в другую — около 500 Ом. Диодный блок не ремонтируется. Устройство заменяют целиком.
Причиной неисправности щеточного узла является износ щеток. Ремонт сводится к замене щеток. Предварительно снимают узел.
Автомобилисты с опытом рекомендуют проводить периодический осмотр генератора ВАЗ-2107. Профилактика автомобиля необходима и перед дальней поездкой.
При ремонте генератора автомобилей Ваз 2107 вам понадобится вот эта схема генераторной установки и подробный путь тока в цепи обмотки возбуждения.
1. Батарея аккумуляторов. 2, 5. Основные выпрямительные полупроводниковые диоды. 6. Катушки обмотки статора генератора. 7. Полупроводниковый интегральный регулятор напряжения (реле зарядки). 8. Обмотка возбуждения (ротор) генератора. 9. Конденсатор, фильтрующий помехоподавительный. 10. Монтажный блок (реле и предохранителей). 11. Лампа контрольная «зарядка аккумулятора». 12. Вольтметр (указатель напряжения бортовой сети). 13. Реле зажигания (реле замка зажигания). 14. Замок зажигания.
Путь тока обмотки возбуждения при включенном зажигании и неработающем двигателе: Клемма «+» батареи аккумуляторов – розовый провод – клемма «30» генератора – розовый провод – контакт «1» разъема «ш10» монтажного блока – внутренние токоведущие дорожки монтажного блока – контакт «4» разъема «ш1» монтажного блока – коричневый провод – контакт «30» реле зажигания (установлено под приборной панелью) – замкнутые контакты реле зажигания – контакт «87» реле зажигания – черно голубой провод – контакт «6» разъема «ш1» монтажного блока – предохранитель «пр 10» монтажного блока – контакт «1» разъема «ш 4» монтажного блока – оранжевый провод – контакт «4» разъема приборной панели (черного) – проводники и токопроводящие дорожки приборной панели – контакты патрона контрольной лампы «зарядка аккумулятора» — нить накала лампы «зарядка аккумулятора» — контакты патрона – токопроводящие дорожки панели приборов – контакт «2» разъема панели приборов (белого) – бело коричневый провод – контакт «3» разъема «ш5» монтажного блока — внутренние токоведущие дорожки монтажного блока — контакт «7» разъема «ш10» монтажного блока – бело коричневый провод – клемма «61» генератора – шина соединительная дополнительных выпрямительных диодов – короткий проводник – клемма реле зарядки – внутренние переходы полупроводников реле зарядки- первая щетка – первое контактное кольцо ротора – обмотка возбуждения генератора – второе контактное кольцо ротора – вторая щетка – контакт «минус» — детали кузова автомобиля – клемма «-» батареи аккумуляторов.
После запуска двигателя появляется положительный потенциал в точке «шина соединительная дополнительных выпрямительных диодов», ток протекает от нее далее к щеткам. Контрольная лампа шунтируется (замыкается) открытыми дополнительными диодами и гаснет.
Комментарии и отзывы
Ротора генератора, представляющего собой электромагнит с одной обмоткой, расположенной на роторном валу. Нажим выполняют монтажной лопаткой в середине отрезка. С г. Генераторы переменного тока имеют немало преимуществ над генераторами постоянного тока, чем и был обусловлен выбор.
Начиная от момента создания и до года, ВАЗ был оборудован агрегатным Г , после года данная модель генератора была заменена на устройство Кстати, крышку не так просто поставить на место, легче подклеить к ней кусок резины, чтобы не дребезжала тогда и лампа погаснет. Собственно вот он. Чтобы снять приводной ремень , немного сдвигаем агрегат. По мере вращения ротора на выходе статорных катушек появляется напряжение, которое начинает питать обмотку возбуждения, потребители и давать заряд на АКБ. Повышенные шумы при работе генераторного агрегата Пришли в негодность подшипники. Кроме того был установлен дополнительный бензобак и аккумулятор. Выпускался с по год.
Схема подключения генератора ВАЗ-2105 (карбюратор, инжектор) своими руками: видеоинструкция
Для предохранения ушек крышки от поломки при затягивании болтов, в отверстии ушек крышки 1 вставлена буферная втулка из резины В противном случае проверяем обмотки и выпрямитель агрегата. Чтобы осуществлять контроль над уровнем заряда АКБ, нужно внимательно следить за количеством выпрямленного напряжения, поддерживающегося в районе 14,2 В.
Если сопротивление будет иметь малое значение, близкое к нулевому, значит, произошёл пробой в диодном мосту либо замыкание статорной обмотки на массу. Лампа тухнет, указывая, что все приборы питаются от генератора. Теперь на батарею поступало напряжение более 15 В, что приводило к кипению жидкости в нём. Однако после приобретения и установки нового регулятора возникла другая проблема — перезаряд аккумулятора.
Регуляторное реле проводит сравнение напряжения в пределах бортовой сети вашего автомобиля с эталонным. Задний габаритный огонь левый фонарь. Реле очистителей фар обмотка реле. С г. Чрезмерный износ послужит сигналом к замене поврежденного ремня. Ремонт генератора Ваз 2107
Какие генераторы можно установить на ВАЗ 2105
Вопрос выбора генератора на ВАЗ 2105 возникает в том случае, когда штатное устройство не способно обеспечить током, установленные на автомобиль потребители. Сегодня многие автовладельцы оснащают свои машины мощными лампами головного света, современной музыкой и другими устройствами, потребляющими большой ток.
Для оснащения своего авто более мощным источником электроэнергии можно установить один из следующих вариантов:
- Г-2107–3701010. Агрегат выдаёт ток в 80 А и вполне способен обеспечить дополнительные потребители электроэнергией;
- генератор от ВАЗ 21214 с каталожным номером 9412.3701–03. Выдаваемый устройством ток — 110 А. Для установки потребуется приобрести дополнительный крепёж (кронштейн, планка, болты), а также внести минимальные изменения по электрической части;
- изделие от ВАЗ 2110 на 80 А или больший ток. Для монтажа приобретается соответствующее крепление.
Один из мощных вариантов генераторных установок, которым можно оснастить ВАЗ 2105 — устройство от ВАЗ 2110
Схемы подключения ваз 2105
Полезно ! Пусковой ток аккумулятора
Электрическая схема подключения карбюратора ваз 2105
№ позиции на схеме | Расшифровка позиции на схеме |
1 | маленький выключатель карбюратора |
2 | электрический пневмоклапан |
3 | блок предохранителей и реле ВАЗ 2105 |
4 | релюшка поджигания |
5 | замок поджигания |
6 | эбу элекрическим пневмоклапаном ВАЗ 2105 |
7 | саленоид зажжения |
А | к клемме 30 магнето |
Б | способ условной нумерации клемм в бу |
Когда мотор оснащен карбюратором 21051-1107010, то взамен блока управления 21.3761 пневматическим дросселем монтируется блок управления 501.3761 электромагнитным клапаном карбюратора.
Блок управления 501.3761 обязан выключать клапан при частоте вращения коленчатого вала 1900 мин-1, и включать при 1700 мин-1
Схема подключения блока управления карбюратора ваз 2105 для проверки
№ позиции на схеме | Расшифровка позиции на схеме |
1 | ЭБУ 2105 |
2 | переходной разъем с вольтметром |
А | жгут проводов автомобиля |
Контакты подключения ЭБУ электромагнитным клапаном карбюратора
№ позиции на схеме ВАЗ | Расшифровка позиции на схеме |
1 | к контакту катушки зажжения |
2 | минус |
3 | — |
4 | + 12 В от контакта 15 переключателя зажигания |
5 | Маленький переключатель карбюратора |
6 | электромагнитный клапан карбюратора ВАЗ 2105 |
7 | — |
Электрическая схема подключения стартера
Cхема подключения звуковых сигналов
Cхема подключения очистителей и омывателей фар ВАЗ 2105
Неисправности и ремонт
Вначале отметим, что даже при серьезных неисправностях генератора ремонт ВАЗ-2105 можно произвести своими руками. Итак, первая возможная поломка – это межвитковые замыкания, либо обрыв отмотки якоря. Симптомы – генератор отказывается вырабатывать ток. На панели приборов горит красная лампа с аккумулятором. Такие замыкания можно определить при помощи омметра, замерив сопротивление тока. Иногда обрыв выявляется методом визуальной диагностики.
После разборки генератора необходимо осмотреть места соединения проводов щеток и контактных пластин, а также пайку выводов катушки на контактные кольца. Как производится ремонт ВАЗ-2105? Если имеется обрыв, его можно устранить при помощи обыкновенного паяльника. Но если это замыкание «на корпус», здесь поможет только замена статора или якоря в сборе.
Следующая неисправность касается выпрямительного блока. Симптомы – устройство не вырабатывает ток при исправном щеточном узле и при отсутствии обрыва обмотки. В данном случае причина неисправностей – это диодные мосты. В случае обрыва они не будут пропускать ток через себя либо пропускать в обоих направлениях (сопровождается коротким замыканием). Выпрямительный блок меняется целиком. Запчасти на ВАЗ-2105 стоят дешево. Цена нового диодного моста будет составлять порядка 400-500 рублей.
Схема зажигания ваз 2105
Электрическая схема контактного зажигания ВАЗ 2105
№ позиции на схеме ВАЗ | Расшифровка позиции на схеме |
1 | свечи воспламенения |
2 | распределитель поджигания ВАЗ 2105 |
3 | конденсатор |
4 | кулачок прерывателя |
5 | саленоид зажжения |
6 | блок релюх и предохранителей ВАЗ 2105 |
7 | релюха зажжения |
8 | переключатель поджигания |
А | к контакту 30 магнето |
Схема бесконтактного зажигания ВАЗ 2105
№ позиции на схеме | Расшифровка позиции на схеме |
1 | свечи поджигания |
2 | датчик распределитель |
3 | экран |
4 | бесконтактный датчик ВАЗ 2105 |
5 | коммутатор |
6 | саленоид поджигания |
7 | блок предохранителей и релюх ВАЗ 2105 |
8 | релюха зажжения |
9 | замок зажжения |
А | к контакту 30 магнето |
Схема проверки бесконтактного датчика зажигания ВАЗ 2105
№ позиции на схеме | Расшифровка позиции на схеме |
а | проверка на машине |
б | проверка снятого датчика |
1 | датчик-распределитель |
2 | переходная клемма с вольтметром |
3 | жгут проводов авто |
4 | клеммный разъем, присоединяемый к датчику-распределителю |
5 | резистор 2 кОм |
6 | вольтметр с шкалой не менее 15 В и внутренним сопротивлением не меньше 100 кОм |
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками
Отремонтировать генератор ВАЗ 2101 своими руками довольно просто. Все работы можно разделить на пять этапов:
- Демонтаж генератора с автомобиля.
- Разборка генератора.
- Дефектовка.
- Замена износившихся и неисправных элементов на новые.
- Сборка генератора.
Первый этап: демонтаж генератора
Для демонтажа генератора ВАЗ 2101 потребуются:
- рожковые ключи на 10, 17 и 19;
- монтажная лопатка.
Перед началом демонтажа генератора необходимо отсоединить минусовой провод от аккумулятора
Для снятия генератора потребуется выполнить следующие действия:
- Снять с автомобиля правое переднее колесо.
- Надёжно зафиксировать автомобиль на домкрате и дополнительных опорах.
- Подлезть под машину с правой стороны и найти корпус генератора.
- Ослабить, но не выкручивать до конца фиксирующую гайку корпуса.
- Ослабить, но не выкручивать до конца гайку на шпильке кронштейна.
- Для ослабления клиновидного ремня слегка сдвинуть корпус генератора.
- Отсоединить идущий к генератору провод питания.
- Отсоединить все провода и контактные соединения.
- Снять фиксирующие гайки, потянуть генератор на себя и снять его со шпилек.
Видео: демонтаж генератора ВАЗ 2101
Второй этап: разборка генератора
Снятый генератор следует протереть мягкой тканью, очистив от основного слоя грязи. Для разборки устройства понадобятся:
- рожковый и накидной ключи на 19;
- удлинитель;
- головки на 8 и 10;
- молоток.
Разобрать генератор ВАЗ 2101 довольно просто
Сама разборка осуществляется в следующем порядке:
- Откручиваются четыре гайки на задней крышке генератора.
- Откручиваются гайки крепления шкива на корпусе.
- Снимается шкив.
- Корпус разделяется на две части (в одной останется статор, в другой — ротор).
- Из части со статором удаляется обмотка.
- Из части с ротором вытаскиватся вал с подшипниками.
Дальнейшая разборка предполагает выпрессовку подшипников.
Видео: разборка генератора ВАЗ 2101
https://youtube.com/watch?v=pUAgp4kTgzo
Третий этап: дефектовка генератора
На этапе дефектовки выявляют и устраняют неисправности отдельных элементов генератора. При этом часть работ можно выполнить и на стадии разборки
Особое внимание следует уделить:
- следам износа на поверхностях деталей;
- появлению нагара на проводах и контактах;
- наличию грязи и рабочих жидкостей внутри корпуса генератора;
- трещинам, зазубринам и другим механическим повреждениям деталей.
Все повреждённые и изношенные элементы обязательно меняются на новые.
При дефектовке не нужно обращать внимание на корпус генератора: после нескольких лет службы он может иметь неприглядный вид, но при этом хорошо защищать внутренности устройства
Четвёртый этап: ремонт генератора
Сложность ремонта генератора Г-221 заключается в том, что для него трудно найти запчасти. Если подшипники ещё можно приобрести в интернете, то подобрать подходящую обмотку или выпрямитель будет очень нелегко.
Видео: ремонт генератора ВАЗ 2101
Поэтому список ситуаций для ремонта генератора ВАЗ 2101 сильно ограничен. Так, при заклинивании подшипников или износе щёток элементы для замены можно легко найти в автомагазинах.
Неисправности генератора
К сожалению, ещё не придуманы такие механизмы, которые под воздействием времени и постоянных нагрузок не выходили бы из строя. Генератор ВАЗ 2107 рассчитан на многолетнюю работу, однако в ряде случаев этому препятствуют мелкие поломки и неисправности его составляющих.
Выявить неполадки в работе генератора можно без помощи специалистов СТО: необходимо просто внимательно следить за всеми изменениями, которые происходят с автомобилем во время движения.
Загорелась контрольная лампа зарядки на панели приборов
В салоне ВАЗ 2107 на приборной панели есть вывод нескольких сигнализаторов. Одним из них является контрольная лампочка зарядки аккумулятора. Если она вдруг загорается красным, значит, в АКБ недостаточно заряда, есть проблемы с генератором. Но не всегда сигнализатор свидетельствует о неполадках с самим генератором, чаще всего лампа срабатывает по другим причинам:
- проскальзывание ремённого привода генератора — потребуется остановить машину и откорректировать степень натяжения ремня;
- повреждения в реле контрольной лампы, поэтому она срабатывает некорректно — рекомендуется «прозвонить» реле в монтажном блоке и в случае необходимости произвести его замену;
- обрыв контактов в обмотке возбуждения — это более серьёзное повреждение, которое требует снятия генератора с автомобиля, его разборки и поиска обрыва;
- сильный износ щёток в щёткодержателе — потребуется их замена, которая выполняется довольно просто;
- короткое замыкание в выпрямителе (скорее всего, перегорел один из кремниевых диодов) — рекомендуется разобрать генератор, прозвонить диоды и заменить выбывший из строя элемент.
Водитель сразу же заметит сигнал, так как лампа начинает светиться на панели приборов ярко-красным цветом
На аккумулятор не идёт зарядка
Водители ВАЗ 2107 часто сталкиваются с такой проблемой: генератор вроде бы исправно работает, а питание на АКБ не идёт. Проблема может крыться в следующих неисправностях:
- растянулся ремень генератора — необходимо проверить степень его натяжения или же заменить на новый;
- ослабление крепления наконечников проводов — достаточно просто подтянуть все крепёжные соединения и тщательно зачистить контакты и разъёмы;
- неисправность самого аккумулятора;
- повреждения в проводке — рекомендуется прозвонить все провода между АКБ и генератором и заменить повреждённые участки.
При отсутствии зарядки проблема может крыться как в генераторе, так и в аккумуляторе
Аккумулятор выкипает
Выкипание АКБ — признак того, что жить батарее осталось недолго. После этого аккумулятор не сможет полноценно работать, поэтому скоро придётся его заменить. Однако чтобы замена не привела к тем же печальным последствиям, необходимо найти причину выкипания, которая может заключаться в:
- загрязнении контакта между «массой» и корпусом регулятора генератора — необходима зачистка контакта;
- повреждениях в самой плате регулятора напряжения — рекомендуется замена платы;
- браке аккумулятора — если АКБ стала выкипать сразу же после замены.
Аккумулятор после выкипания лучше не использовать, так как его ресурс сильно ограничен
При езде раздаётся шум и скрежет из генератора
Генератор имеет вращающийся ротор, поэтому он обязательно должен издавать шум во время работы. Однако если эти звуки становятся всё более громкими и неестественными, следует разобраться с причиной их возникновения:
- ослабление гайки на шкиве — нужно подтянуть гайку и проверить степень натяжения ремня;
- выработка подшипников — в этом случае водитель может слышать громкий скрежет и даже вой во время езды, потребуется выпрессовать старые подшипники с вала и установить новые;
- замыкание в обмотке — необходима замена статора полностью;
- скрип щёток — рекомендуется зачистка щёток от налипшей грязи.
Ремень генератора
Гибкий привод предназначен для вращения шкива источника электроэнергии, обеспечивая функционирование последнего. Недостаточное натяжение или обрыв ремня приводит к отсутствию заряда АКБ. Поэтому несмотря на то, что ресурс ремня составляет около 80 тыс. км, за его состоянием периодически нужно следить. Если будут выявлены повреждения, такие как расслоение, торчащие нити или надрывы, то лучше заменить его новым изделием.
Ремень генератора имеет большой ресурс, но при видимых повреждениях изделие нуждается в замене
Много лет назад, когда я только приобрёл автомобиль, столкнулся с неприятной ситуацией — оборвало ремень генератора. Благо это произошло возле моего дома, а не среди дороги. Пришлось отправиться в магазин за покупкой новой детали. После этого случая я постоянно вожу в запасе ремень генератора, ведь он много места не занимает. Кроме этого, когда я провожу под капотом какие-либо ремонтные работы, всегда проверяю состояние гибкого привода и его натяжение.
На ВАЗовской «пятёрке» используется ремень генератора шириной 10 мм и длиной 944 мм. Элемент выполнен в форме клина, что позволяет ему легче зацепляться за шкив генератора, помпы и коленвала.
Как натянуть ремень генератора
Для натяжения ремня понадобятся такие инструменты:
- монтировка;
- головка на 17 и вороток.
Процедура состоит из следующих шагов:
- Проверяем степень натяжения привода. Нормальными значениями являются такие, при которых ремень между шкивом помпы и шкивом коленчатого вала пригибается на 12–17 мм или на 10–17 мм между шкивом помпы и шкивом генератора. При проведении замеров давление не должно быть более 10 кгс в указанном на изображении месте. Для этого нажимаем большим пальцем правой руки с умеренным усилием.
Натяжение ремня можно проверить в двух местах, надавливая на него пальцем правой руки - При чрезмерном натяжении или ослаблении выполняем регулировку.
- Ослабляем верхний крепёж генератора головкой на 17.
- Вставляем монтировку между помпой и корпусом генератора и натягиваем ремень до нужных значений. Для ослабления натяжки можно упереть деревянный брусок в верхнее крепление и подбить слегка молотком.
- Заворачиваем гайку крепления генераторной установки, не убирая монтировку.
- После затяжки гайки ещё раз проверяем натяжение гибкого привода.
Генератор ВАЗ 2106: назначение и функции
Автомобильный генератор — это небольшое электрическое устройство, главной задачей которого является преобразование механической энергии в электрический ток. В конструкции любого автомобиля генератор нужен для зарядки аккумулятора и подпитки всех электронных приборов в момент работы мотора.
Задача генератора — обеспечивать бесперебойную работу всех электрических систем машины и АКБ
Как именно работает генератор на автомобиле ВАЗ 2106? Все процессы преобразования энергии из механической в электрическую осуществляются по строгой схеме:
- Водитель поворачивает ключ в замке зажигания.
- Сразу же ток от аккумулятора через щётки и иные контакты поступает на обмотку возбуждения.
- Именно в обмотке появляется магнитное поле.
- Начинает вращаться коленвал, от которого приводится в движение и ротор генератора (генератор связан с коленвалом ременной передачей).
- Как только ротор генератора достигает определённой скорости вращения, генератор переходит в стадию самовозбуждения, то есть в дальнейшем все электронные системы запитываются только от него.
- Показатель работоспособности генератора на ВАЗ 2106 выводится в виде контрольной лампы на приборную панель, поэтому водитель всегда может видеть, достаточно ли заряда устройства для полноценной работы авто.
Штатное устройство для «шестёрки»
Устройство генератора Г-221
Прежде чем говорить об особенностях конструкции генератора ВАЗ 2106, следует уточнить, что он имеет уникальные фиксаторы для крепления на моторе. На корпусе устройства расположены специальные «ушки», в которые вставляются шпильки, закручиваемые гайками. А чтобы «ушки» не изнашивались в процессе работы, их внутренние части снабжены высокопрочной резиновой прокладкой.
Сам генератор состоит из нескольких элементов, каждый из которых мы сейчас рассмотрим в отдельности. Все эти устройства встроены в легкосплавный литой корпус. Чтобы прибор в процессе длительной работы не перегревался, в корпусе есть множество мелких отверстий для вентиляции.
Устройство надёжно фиксируется в мотору и подключается к различным системам авто
Обмотка
В силу того, что генератор имеет три фазы, в нём устанавливаются сразу обмотки. Задача обмоток — генерировать магнитное поле. Разумеется, для их изготовления используется только специальная медная проволока. Однако для защиты от перегрева провода обмоток покрываются двумя слоями теплоизоляционного материала или лака.
Медная толстая проволока редко рвётся или перегорает, поэтому эта часть генератора считается наиболее долговечной
Реле-регулятор
Так называется электронная схема, контролирующая напряжение на выходе из генератора. Реле необходимо для того, чтобы в аккумулятор и другие устройства попадало строго ограниченное количество напряжения. То есть основная функция реле-регулятора — контроль за перегрузками и поддержание оптимального напряжения в сети около 13.5 В.
Маленькая пластина со встроенной схемой для контроля напряжения на выходе
Ротор
Ротор — это главный электрический магнит генератора. Он имеет всего одну обмотку и располагается на коленчатом валу. Именно ротор начинает вращаться после запуска коленвала и придаёт движение всем остальным частям устройства.
Ротор — главный вращающийся элемент генератора
Щётки генератора
Щётки генератора находятся в щёткодержатели и нужны для выработки тока. Во всей конструкции именно щётки изнашиваются быстрее всего, так как на них ложится основная работа по генерации энергии.
Внешняя сторона щёток может быстро изнашиваться, из-за чего наблюдаются перебои в работе генератора ВАЗ 2106
Диодный мост
Диодный мост чаще всего называют выпрямителем. Он состоит из 6 диодов, которые размещаются на печатной плате. Главная работа выпрямителя — преобразовать переменный ток в постоянный, чтобы поддерживать стабильную работу всех электронных приборов автомобиля.
Из-за специфичной формы водители часто называют диодный мост «подковой»
Шкив
Шкив — это приводной элемент генератора. Ремень натягивается одновременно на два шкива: коленвала и генератора, поэтому работа двух механизмов непрерывно связана между собой.
Один из элементов генератора
Какой генератор лучше поставить на ваз 2106 — Лада мастер
Генератор любого автомобиля, даже дизельного — это серый кардинал под капотом. Без него автомобиль и шагу не ступит. Досадно бывает, когда двигатель настроен хорошо, работает в пределах приличия, но по каким-либо причинам электрооборудование отказывается работать должным образом. Если мы говорим о нашей ВАЗ 2106, то с большой долей вероятности вся проблема заключается в генераторе Г 221, который устанавливался еще на потомков Фиат 124.
Электрическая схема ВАЗ 2106
Собственно говоря, если рассматривать электрическую схему ВАЗ 2106, которую мы на всякий случай привели ниже, то выясняется, что от схемы 2101 она отличается только наличием дополнительных электроприборов, что повлекло за собой некоторые изменения. А генератор в базе у шестерки стоит тот же, что и у 2101, имя его Г 221.
Никаких претензий к нему возникать не может ровно до тех пор, пока он работает. Но дело в том, что конструкция электрической машины совсем не рассчитана на использование такого количества потребителей. В результате чего на реле-регулятор подается недостаточный ток, это в свою очередь приводит к недозарядке и медленной смерти аккумуляторной батареи. Непорядок.
Как подключить штатный генератор Г221
Выражается это достаточно явно. Особенно в том случае, если хозяин устанавливает в автомобиль дополнительные, нештатные потребители, которые работают практически постоянно. Это могут быть:
- противотуманные фары;
- мощная аудиосистема;
- предпусковой подогреватель;
- холодильник, телевизор, дополнительный обогреватель.
Словом, любой шаг, который приводит к увеличению потребления электрической энергии грозит преждевременной разрядкой аккумулятора даже в пути, при работающем двигателе и на высоких оборотах. Вот поэтому и стоит разобраться в том, как устроена схема подключения генератора ВАЗ 2106 и какие есть альтернативы.
Замена генератора ВАЗ 2106 на Г222
Самый простой вариант — замена штатного генератора. На новый. Не имеет никакого смысла говорить об устройстве генератора, как об электрической трехфазной синхронной машине. Сейчас не об этом. Мы стоим перед проблемой подключения штатного генератора Г 221, чтобы не допустить ошибок при установке другого, более мощного и стабильного генератора Г 222, который устанавливался уже на ВАЗ 2105.
Чем он лучше штатного шестерочного? Фактически ничем. За исключением нескольких нюансов, которые могут быть решающими при увеличении нагрузки на бортовую электрическую цепь. Его можно установить на двигатель ВАЗ 2106, по одной из двух методик:
- Установить генератор с встроенным реле вместо штатного.
- Установить модернизированный генератор Г 222.
Собственно, значительно проще не усложнять жизнь переделкой проводки, пускай и незначительной, а пойти по простому пути.
Доработка генератора Г222 для ВАЗ 2106
Относительно простому. Внести некоторые коррективы в устройство 222-го генератора. Внешне эти два агрегата практически идентичны. Их отличает только встроенное реле зарядки аккумулятора. Оно установлено в 222-й генератор вместе с блоком щеток и сзади это хорошо видно, даже если не читать маркировку.
Сложность установки 222-го генератора заключается в том, что нужно досконально знать схему подключения. После изучения всех нюансов схемы, можно просто подключить штатное реле зарядки АКБ, выносное, к новому генератору, не внося никаких изменений в схему. Это самый простой и наиболее рациональный путь.
Разница в этих двух генераторах не только в наличии интегрированного реле зарядки. Дело в том, что Г221 работает с отдачей 42 А, а генератор от 2105 Г222 выдает 50 ампер. Повышение мощности достигнуто за счет увеличения сечения обмотки ротора, а конструктивно, это то же генератор, который устанавливался на всю жигулевскую классику.
Проверка работоспособности системы электропитания 2106
Для того чтобы генератор Г 222 можно было установить без внесения изменений в схему подключения, достаточно установить щеточный блок от шестерочного генератора. Он устанавливается вместо интегрированного без особых проблем. Заодно лучше заменить и выносное реле зарядки.
После замены генератора и подключения его по одной из предоставленных схем, достаточно проверить работоспособность системы в целом. Для этого необходимо при минимальном потреблении тока сторонними электроприборами, проверить напряжение на клеммах аккумулятора на средних оборотах двигателя. Это примерно 2,5 тысячи оборотов в минуту. Напряжение на клеммах АКБ при таких оборотах должно быть 14 В.
Таким образом, можно решить вопрос с недостаточной мощностью штатного генератора и заменить его на более мощный Г222 от двигателя ВАЗ 2105. Удачной всем работы!
ladamaster.com
Замена генератора
Перед тем как начать работы, необходимо ВАЗ-2106 установить на рампу или яму. Обязательно включите ручной тормоз.
Разборка осуществляется так:
- отсоедините клеммы со щеткодержателя и «нуля»;
- найдите под резиновой изоляцией крепежную гайку и снимите все остальные провода;
- уберите ремень.
Теперь надо открутить гайки, фиксирующие рассматриваемый в настоящей статье узел, и вытащить регулировочную планку. После остается демонтировать втулку и болт, что находятся снизу.
Затем придется снять старый генератор с ВАЗ и поставить на его место новый.
https://youtube.com/watch?v=KOjzQdcqMPs
Неисправность регулятора напряжения
Иногда выходит из строя так называемая «шоколадка».
Как определить неисправность регулятора напряжения? Симптомы – генератор дает заряд с избытком либо с недостатком. Батарея часто закипает или вовсе не заряжается. На панели приборов горит лампочка с аккумулятором. Стоит отметить, что это наиболее частая поломка.
Сколько стоят такие запчасти на ВАЗ-2105? Цена нового интегрального регулятора составляет 150 рублей. Отметим, что он одинаковый для всех классических моделей АвтоВАЗа и даже для запорожской «Таврии».
Как определить, что сломался именно регулятор? Для этого необходимо запустить двигатель ВАЗ-2105 с ремнем ГРМ и на средних оборотах включить все электроприборы: фары, печку, салонный свет. Далее при помощи вольтметра замеряем уровень напряжения на самом аккумуляторе, а после – между выводной клеммой и массой генератора. Если показания составляют от 12,5 до 14 Вольт, значит элемент исправен. Если значения слишком высокие или низкие, регулятор напряжения подлежит замене.
Схема электропроводки ваз 2105
Электрическая схема электропроводки электродвигателя вентилятора отопителя ВАЗ 2105
№ позиции на схеме | Расшифровка позиции на схеме |
1 | блок релюшек и предохранителей ВАЗ 2105 |
2 | включатель моторчика отопителя |
3 | добавочный резистор |
4 | моторчик отопителя |
5 | замок зажжения |
А | к клемме 30 Динамо |
Схема электропроводки комбинации приборов
Электрическая схема электропроводки контрольных ламп тормозной системы ВАЗ 2105
Устройство генератора
Основными конструктивными элементами автомобильного генератора являются:
- ротор;
- статор;
- корпус;
- подшипники;
- шкив;
- щётки;
- регулятор напряжения.
Устройство генератора ВАЗ 2105: а — регулятор напряжения и щёточный узел у генераторов выпуска с 1996 г.; 1 — крышка генератора со стороны контактных колец; 2 — болт крепления выпрямительного блока; 3 — контактные кольца; 4 — шариковый подшипник вала ротора со стороны контактных колец; 5 — конденсатор 2,2 мкФ±20% для подавления радиопомех; 6 — вал ротора; 7 — провод общего вывода дополнительных диодов; 8 — зажим “30” генератора для подключения потребителей; 9 — штекер “61” генератора (общий вывод дополнительных диодов); 10 — провод вывода “Б” регулятора напряжения; 11 — щётка, соединенная с выводом “В” регулятора напряжения; 12 — регулятор напряжения ВАЗ 2105; 13 — щётка, соединенная с выводом “Ш” регулятора напряжения; 14 — шпилька для крепления генератора к натяжному устройству; 15 — крышка генератора со стороны привода; 16 — крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора; 17– полюсный наконечник ротора; 18 — шайбы крепления подшипника; 19 — дистанционное кольцо; 20 — шариковый подшипник вала ротора со стороны привода; 21 — стальная втулка; 22 — обмотка ротора (обмотка возбуждения); 23 — сердечник статора; 24 — обмотка статора; 25 — выпрямительный блок; 26 — стяжной болт генератора; 27 — буферная втулка; 28 — втулка; 29 — поджимная втулка; 30 — отрицательный диод; 31 — изолирующая пластина; 32 — фазный вывод обмотки статора; 33 — положительный диод; 34 — дополнительный диод; 35 — держатель положительных диодов; 36 — изолирующие втулки; 37 — держатель отрицательных диодов; 38 — вывод “В” регулятора напряжения; 39 — щёткодержатель
Чтобы знать, каким образом функционирует генератор, нужно разобраться в назначении каждого элемента более детально.
Ротор
Ротор, он же якорь, предназначен для создания магнитного поля. На валу этой детали расположена обмотка возбуждения и медные контактные кольца, к которым припаиваются выводы катушек. Подшипниковый узел, установленный в корпус генератора и посредством которого вращается якорь, выполнен из двух шарикоподшипников. На оси ротора также закреплена крыльчатка и шкив, через который механизм приводится в действие ремённой передачей.
Ротор генератора предназначен для создания магнитного поля и представляет собой вращающиеся катушки
Статор
Статорные обмотки создают переменный электрический ток и объединяются посредством металлического сердечника, выполненного в виде пластин. Чтобы избежать перегрева и замыкания между витками катушек, провода покрываются несколькими слоями специального лака.
С помощью статорных обмоток создаётся переменный ток, который поступает на блок выпрямителей
Корпус
Корпус генератора состоит из двух частей и выполнен из дюралюминия, что сделано для облегчения конструкции. Чтобы обеспечить лучший отвод тепла, в корпусе предусмотрены отверстия. Посредством крыльчатки тёплый воздух из устройства выгоняется наружу.
Щётки генератора
Работа генераторной установки невозможна без таких элементов, как щётки. С их помощью к контактным кольцам ротора подводится напряжение. Угольки заключаются в специальный пластмассовый щёткодержатель и устанавливаются в соответствующее отверстие генератора.
Регулятор напряжения
Реле-регулятор контролирует напряжение на выходе рассматриваемого узла, не давая ему повышаться более 14,2–14,6 В. В генераторе ВАЗ 2105 применяется регулятор напряжения, совмещённый со щётками и фиксируемый посредством винтов с тыльной стороны корпуса источника электроэнергии.
Регулятор напряжения представляет собой единый элемент со щётками
Диодный мост
Назначение диодного моста довольно простое — преобразовывать (выпрямлять) переменный ток в постоянный. Деталь выполнена в форме подковы, состоит из шести кремниевых диодов и крепится к задней части корпуса. Если хотя бы один из диодов выходит из строя, нормальное функционирование источника электроэнергии становится невозможным.
Диодный мост предназначен для выпрямления переменного тока в постоянный с обмоток статора для бортовой сети
Схема ваз 2105 инжектор
№ позиции на схеме | Расшифровка позиции на схеме |
1 | моторчик вентилятора системы охалаживания мотора |
2 | блок релюх и предохранителей ВАЗ 2105 |
3 | регулятор порожнего хода |
4 | эбу ВАЗ 2105 |
5 | октан-потенциометр |
6 | свечи поджигания |
7 | модуль поджигания |
8 | ДПКВ |
9 | бензиновая помпа с измерителем уровня топлива |
10 | тахометр |
11 | контрольная лампочка check engine |
12 | релюха зажигания |
13 | измеритель скорости |
14 | диагностическая колодка |
15 | инжекторные форсунки ВАЗ 2105 |
16 | клапан продувки адсорбера |
17, 18, 19 | предохранители системы инжектора |
20 | релюха зажигания системы инжектора |
21 | релюшка подключения бензиновой помпы |
22 | релюха электрического подогревателя впускной трубы |
23 | электрический подогреватель впускной трубы |
24 | предохранитель нагревателя впускного коллектора |
25 | лямбда зонд |
26 | ДТОЖ ВАЗ 2105 |
27 | ДПДЗ |
28 | измеритель тепла воздуха |
29 | датчик абсолютного давления |
А | к контакту + аккумулятора |
В | к контакту 15 переключателя поджигания |
Р4 | релюха включения моторчика вентилятора |
Ремонт генератора на ВАЗ 2107
Отремонтировать генератор можно и без посторонней помощи. Устройство легко разбирается на запчасти, поэтому произвести замену старых деталей можно даже без соответствующего опыта работы. Однако стоит иметь в виду, что генератор — это прежде всего электрический прибор, поэтому ни в коем случае нельзя допустить ошибку при сборке.
Стандартная процедура ремонта генератора на ВАЗ 2107 укладывается в следующую схему.
- Демонтаж устройства с автомобиля.
- Разборка генератора (одновременно проводится и дефектовка).
- Замена износившихся деталей.
- Сборка конструкции.
- Монтаж на автомобиль.
Снимаем генератор с машины
Демонтажные работы занимают порядка 20 минут и требуют минимального набора инструментов:
- рожковый ключ на 10;
- рожковый ключ на 17;
- рожковый ключ на 19;
- монтажная лопатка или монтировка.
Снимать генератор с автомобиля лучше всего на остывшем двигателе, так как устройство сильно нагревается во время работы. К тому же потребуется заранее поддомкратить автомобиль и снять переднее правое колесо, чтобы было удобно работать с корпусом и креплениями генератора.
- Демонтировать колесо, убедиться, что машина надёжно стоит на домкрате.
- Найти корпус генератора и планку его крепления.
- Ключом ослабить нижнюю гайку фиксации, но не выкручивать её до конца.
- Выкрутить гайку на планке, также оставив её на шпильке.
- Немного сдвинуть корпус генератора в сторону мотора.
- В это время ремень генератора ослабится, что позволяет снять его со шкивов.
- Отсоединить всю проводку от генератора.
- Выкрутить ослабленные гайки.
- Потянуть корпус генератора на себя, снять его со шпилек.
Видео: демонтаж генератора
Разбираем устройство
Чтобы отремонтировать генератор, необходимо его разобрать. Во время работы потребуются:
- рожковый ключ на 19;
- накидной ключ на 19;
- трещотка (можно добавить удлинитель);
- головка на 8;
- головка на 10;
- небольшой молоток.
При таком подходе вы всегда будете уверены в том, что каждая деталь точно соответствует своему месту
Разборка генератора Г-221А проводится в соответствии со следующим алгоритмом.
- Выкрутить четыре гайки с задней крышки генератора, снять крышку.
- Снять шкив, выкрутив фиксирующую гайку.
- После демонтажа шкива корпус разделить на две части: одна часть выходит из другой. В одной руке должен остаться ротор, в другой — статор.
- С вала ротора вытащить шкив. Если шкив выходит туго, можно аккуратно постучать по нему молотком.
- Из корпуса ротора вытащить вал с подшипниками.
- Выпрессовать подшипники.
- Статор разобрать на запчасти, стараясь не задеть обмотку.
В процессе разборки сразу же можно выявить основные неисправности тех или иных узлов. Соответственно, замене подлежат все те детали, которые:
- покрыты сильным нагаром;
- изношены;
- имеют зазубрины, трещины и деформации на поверхности.
Книги и схемы по ремонту ВАЗ 2105
Здесь можно скачать книги и схемы по обслуживанию и ремонту легкового авто ВАЗ 2105.
- Автомобили ВАЗ 2105 и ВАЗ 2104. Многокрасочный альбом. 1995 год
- 82 стр.
- Размер — 49,575 МБ
- Формат — pdf
- 2011 год
- 2002 год