На всех современных машинах, учитывая ВАЗовские модели, если переключить рычаг КПП на заднюю передачу, в фонарях загорается соответствующий индикатор. Если датчик заднего хода ВАЗ 2109 или другой модели неисправен, то лампочка будет работать с перебоями или не будет функционировать совсем. С чем может быть связана подобная неполадка? Как проверить устройство и произвести его замену? Об этом ниже.
Почему не загорается лампочка
Прежде, чем менять датчик, нужно разобраться, действительно ли в нем проблема. Задний ход может не гореть из-за таких проблем:
- Пришли в негодность лампочки. Их нужно прозвонить мультиметром;
- Повреждена проводка. В таком случае потребуется мультиметр для проверки всех проводов. Возможно, что повреждена изоляция из-за чего происходит КЗ (короткое замыкание);
- Отсутствие контакта регулятора. Так происходит из-за поломки в месте контакта датчика с гнездом. Его можно проверить визуально;
- Проблема с предохранителем. Датчик заднего хода 2109 может не функционировать из-за перегоревшего предохранителя. На старых авто в блоке нужно проверять элемент F16, в остальных — предохранитель под номером 5;
- Неисправность датчика. Если после исправления вышеописанных проблем лампочки все равно не горят, то датчик не функционирует.
Причины поломки
Прежде чем приступать к замене датчика заднего хода (ДЗХ), рекомендуем проверить состояние задних фонарей и определить, быть может, сигнал не работает по другим причинам.
Возможная причина | Ваши действия |
Перегорели лампочки | Распространенная и достаточно банальная причина неполадок, которую, тем не менее, многие игнорируют. Достаньте лампочку, вооружитесь мультиметром и проверьте, не сгорели ли они. При необходимости замените |
Повредилась проводка | Проблема не менее распространенная, но искать источник проблем в такой ситуации немного сложнее. Вам также потребуется мультиметр, которым необходимо прозвонить проводку и проверить показания сопротивлений |
Плохой контакт регулятора | Бывает так, что за время эксплуатации контакт датчика с гнездом нарушается. Отсутствие контакта означает, что работать устройство нормально не будет. Потому проверьте его состояние |
Нарушена изоляция проводки | Если на проводах около датчика нарушилась изоляция, это может привести к короткому замыканию. Результат вполне очевиден, потому проверьте состояние проводки, при необходимости ее замените |
Сгорел предохранитель | В зависимости от типа блока предохранителей, проверьте состояние соответствующего элемента в монтажном блоке. На блоках старого образца это предохранитель F16, а на блоках предохранителей нового образца следует смотреть на предохранитель 5. Если они оплавились, потребуется замена. Но важно также определить причину, по которой сгорел предохранитель |
Поломка датчика | На выход из строя непосредственно самого регулятора заднего хода может свидетельствовать ситуация, когда фонари вовсе не загораются или наоборот, светятся без перерывов. Во втором случае вариант с перегоревшими лампочками исключается сам по себе. |
Замена датчика заднего хода — работа не сложная и не затратная с финансовой точки зрения. Сегодня ДЗХ можно приобрести в любом магазине автозапчастей, а его стоимость составляет порядка 100 рублей.
Как проверить датчик
Для проверки нужно подобраться к элементу. Необходимо произвести следующие действия:
- Поднять автомобиль домкратом или на подъемнике;
- Снять защиту двигателя;
- Подобраться к датчику, который располагается сбоку на корпусе КПП;
- Поставить заднюю передачу;
- Проверить проводимость между клеммами 1–3 и 2–4, убедиться, что на «нейтралке» она тоже есть;
- Включить другие передачи и проверить проводимость, ее быть не должно.
Если проводимость есть всегда, датчик заднего хода автомобиля ВАЗ 2109 неисправен и нуждается в замене.
Проверка
Легко проверить исправность ламп заднего хода. Нужно отсоединить подходящие к устройству провода, затем соединить их между собой (например, куском провода). Если фары загорелись, то неисправность была в датчике, и его необходимо поменять.
Частые поломки связаны с ухудшением качества изготовления датчиков. Со временем его герметичность нарушается, и масло попадает внутрь. Многие неопытные автолюбители связывают это с разными системами подачи топлива – карбюратор или инжектор. Но никакого отношения к данной неисправности это не имеет. Просто время от времени необходимо следить за состоянием датчика.
Замена датчика заднего хода ВАЗ 2109
Замена датчика заднего хода ВАЗ 2109 — процесс несложный. Опытные автовладельцы без труда все сделают.
Необходимо произвести следующие действия:
- Поставить автомобиль на яму или подъемник, на крайний случай — воспользоваться домкратом;
- Снять клемму (–) с АКБ для безопасности (она подписана);
- Слить трансмиссионное масло для удобства, иначе после снятия изделия оно будет литься. Потребуется открутить сливную крышку, предварительно подставив емкость;
- Демонтировать защиту двигателя;
- Найдите датчик, который находится на корпусе КПП сбоку, отключить клемму с него;
- Открутить прижимной болт на «22». Он находится на картере;
- Взять новый датчик, смазать его уплотнитель маслом и установить, закрутив от руки, а затем головкой;
- Подключить колодку проводов;
- Залить трансмиссионное масло. Если оно давно не менялось — лучше залить новое;
- Проверить уровень смазывающей жидкости;
- Установить защиту двигателя, снять автомобиль с домкрата;
- Подсоединить клемму к АКБ;
- Провернуть ключ зажигания, установить рычаг в положение задней скорости для включения лампочки, проверить работоспособность.
После всех этих работ лампочка заднего хода на ВАЗ 2109 будет исправна. Желательно проверить работоспособность на ходу, убедившись в полной исправности.
Руководство по замене датчика ХХ
Перед тем, как приступить к замене, стоит провести диагностику с помощью специального прибора – мультиметра. Чтобы это сделать, нужно ввести в приборе значение измерения напряжения и провести диагностику сети автомобиля на предмет разрыва узлов и других неисправностей. При этом щупы ставятся на клеммы АКБ и показывают напряжение в 12В.
Выключив зажигание нужно разъединить провода с ДХХ. При этом щуп мультиметра подсоединяется к основной массе машины. Далее нужно включить зажигание, и при помощи второго щупа проверить наличие напряжения в выводах на разъеме. Если оно ниже 12В или отсутствует, значит, случился обрыв цепи.
Чтобы демонтировать прибор, нужно взять отвертку с крестообразным наконечником и снять два фиксирующих винта.
Замена ДХХ с помощью крестообразной отвертки
Выкрутив левый винт, осторожно оттянуть регулятор на себя и открутить второй винт. После этого нужно очистить воздушный канал от грязи и пыли, а также продуть установочное для регулятора место.
После этого деталь собрать в обратном порядке. При этом лучше всего само устройство калибрировать, а уплотнительное кольцо перед установкой смазать моторным маслом. Расстояние между прибором и острием иглы должно быть 23 мм.
Замена повторителя стопов своими руками
Если ремонт повторителя нецелесообразен, его следует заменить.
Процесс замены представляет собой выполнение следующих шагов:
- С помощью ключа откручиваем крепления задней части стопа и снимаем ее.
- Затем присоединяем положительный провод осветительного прибора к клемме, где находится лягушка стоп-сигнала. Для этого необходимо завести провод в багажное отделение, отвернуть с правой стороны обшивку, и подключить к нужной клемме. В качестве минуса может выступать болт в багажном отделении.
- На проводку следует одеть термоусадку. Чтобы провода не болтались, их нужно закрепить изоляционной лентой.
- Завершающим шагом будет проверка прибора на работоспособность.
Фотогалерея
Если на автомобиле установлен повторитель с лампами накаливания, то при подключении прибора со светодиодами по приведенной схеме, будет неправильно работать контроль ламп по причине разной нагрузки. В этом случае следует завести плюсовой провод в блок контроля лампочек и присоединить его к клемме 54Н.
В качестве стоп-сигнала на заднее стекло в верхней части по всей длине можно приклеить ленту со светодиодами. Ее нужно подключить к штатному устройству, и она будет работать аналогично. Важно соблюсти полярность. Чтобы лента не бросалась в глаза, ее можно покрасить в черный цвет. Приклеиваем ленту с помощью двустороннего скотча. Делаем проверку на работоспособность.
Какие лампы стоят
Теперь пару слов о лампах, используемых в заднем фонаре ВАЗ 2109. За габаритные огни отвечает лампочка А12-5 (T5W) мощностью 5 Вт.
Лампочка T5W, отвечающая за габаритный свет ВАЗ 2109
Все стальные лампы – указатель поворотов, противотуманный свет, указатель заднего хода и стоп-сигнал – имеют тип А12-21-3 (P21W). Их мощность – 21 Вт.
Какое освещение Вы предпочитаете
ВстроенноеЛюстра
Инструкция по замене лампочек
Настало время научиться самостоятельно менять лампы, чтобы не тратить лишние деньги и свое время на поездки в автосервис. Открываем крышку багажника, находим заднюю часть фонарей. Отключаем колодку питания.
Снятие колодки питания с заднего фонаря ВАЗ 2109
Нажимаем на боковую защелку, которая крепит световой прибор. Защелка расположена на стороне светового прибора, который ближе к центральной оси авто.
Задняя часть фонаря крепится при помощи боковых защелок
Вынимаем заднюю часть фонаря вместе с платой и лампочками.
Снятие задней части правого фонаря ВАЗ 2109
Снятый модуль с лампами
Находим сгоревшую лампочку, ориентируясь по фото в разделе «Распиновка разъемов и конструкция фонарей», поворачиваем ее против часовой стрелки, снимаем. Новую лампу фиксируем поворотом по часовой стрелке. Устанавливаем модуль на место, подключаем колодку питания.
Важно! На некоторых модификациях ВАЗ багажник имеет обивку или защитную крышку, закрывающую плату. Первую демонтируем частично и отгибаем, крышку снимаем. Она крепится на двух винтах с барашками, расположенных по диагонали (ВАЗ 2109) или при помощи поворотной защелки (ВАЗ 21099 седан).
Крышка, закрывающая заднюю часть фонаря ВАЗ 2109 (слева) и ВАЗ 21099
Причины
Причины, почему плохо или туго происходит включение заднего хода могут быть следующими:
- ослабление крепёжного хомута кулисы, из-за чего длины тяги не хватает для полноценного включения передачи;
- заедание блокиратора включения задней скорости;
- поломка пружины и попадание обломков в направляющие пазы механизма выбора передачи;
- самопроизвольное ослабевание болтов крепления механизма выбора;
- срезан болт фиксатора;
- износ диска сцепления и выжимного подшипника;
- неверная регулировка сцепления и педали сцепления;
- низкий уровень масла в коробке или необходимость его замены.
Признаки неисправности
Игнорировать признаки выхода из строя датчика холостого хода на вашем инжекторном или карбюраторном ВАЗ 2109 ни в коем случае нельзя. Сначала это будет доставлять дискомфорт в вождении, но вскоре может стать причиной серьезной аварии.
Существует несколько основных симптомов, которые могут указывать на проблемы с РХХ:
- Обороты самопроизвольно начинают то увеличиваться, то уменьшаться;
- При включении холодного силового агрегата не повышаются обороты;
- При использовании дополнительных электрозависимых устройств, таких как фары или отопитель, на холостом ходу сразу начинают падать обороты;
- При выключении передачи или на холостом ходу двигатель может заглохнуть.
Это не полный перечень возможных симптомов, но все они косвенные. Потому чтобы убедиться, что проблема кроется именно в РХХ, а не других узлах двигателя, необходимо проверить текущее состояние датчика.
Принцип работы стоп-сигнала
Стоп-сигналы расположены сзади автомобиля. Фонари красного цвета. Они автоматически загораются, если водитель тормозит. Когда водитель убирает ногу с педали тормоза, они так же автоматически отключаются. Наличие стопов обязательно для транспортных средств.
Фонари должны быть расположены симметрично и гореть ярче габаритных огней. Устанавливаются стоп-сигналы по бокам, на заднее стекло, в центре выше линии боковых стопов.
Основные и дополнительные тормозные фонари могут представлять собой одиночную лампу, неоновую трубку или набор светодиодных лампочек. Автолюбителя дополнительно оборудуют машину повторителем стоп-сигнала. Задний стоп-сигнал может еще выполнять функцию противотуманки. Можно установить стоп-сигнал формула 1 (автор видео — Михаил Ермолаев).