23.02.2022 2 761 ВАЗ 2109
Автор:Иван Баранов
В современном автомобиле установлен ЭБУ, который управляет основными системами автомобиля, получая информацию с различных датчиков. В статье разбирается, где находится на ВАЗ 2109 датчик давления масла (ДДМ) и датчик уровня масла, их назначение, особенности диагностики, дается инструкция по замене этих устройств.
[ Скрыть]
Что нужно знать о ДДМ?
Если загорается индикатор, сигнализирующий о низком давлении масла, то это не всегда означает, что недостаточно смазки в системе. Возможно, что неисправен ДДМ. Для того чтобы найти истинную причину, нужно знать, что собой представляет устройство, как его можно проверить.
Предназначение и местонахождение
ДДМ состоит из корпуса, мембраны и передающего устройства. Мембрана деформируется, когда на нее начинает давить масло. Деформация мембраны отражается на реостате, у которого меняется сопротивление. ЭБУ фиксирует изменения и отражает их благодаря индикатору на панели приборов. Находится контроллер на ВАЗ 2109 под масляным фильтром на головке блока цилиндров с той стороны, где расположен карбюратор.
Место расположения ДДМ
Особенности диагностики
Прежде чем проводить диагностику ДДМ, следует проверить уровень масла в системе с помощью специального щупа и масляный фильтр.
Один из самых простых способов диагностики – это проверить наличие давления в смазочной системе. Для этого нужно выкрутить ДДМ из гнезда и провернуть вручную несколько раз коленчатый вал. Если из гнезда польется или выплеснется смазка, а контрольная лампочка продолжает гореть, это значит, что давление в порядке и причина неисправности в контроллере.
Процесс выкручивания ДДМ из гнезда
Далее следует подвергнуть визуальному осмотру сам прибор. Если не выявлено механических повреждений, его нужно очистить бензином и вкрутить на старое место. Если после этого лампочка не гаснет, это говорит о том, что прибор сломан и подлежит замене.
Для второго способа проверки необходим манометр. С прогретого двигателя снимается контроллер и вкручивается в манометр, на его место вкручивается переходник от манометра. Контрольный светодиод подключается к плюсовой клемме аккумулятора и контактам контроллера. Затем запущенный мотор должен плавно набирать обороты, пока манометр не будет показывать значение 1,2-1,6 бар. Если контроллер исправен, светодиод погаснет. В противном случае прибор неисправен.
На заметку
Не стоит преждевременно падать в панику, делать слишком поспешные выводы, гнать на СТО и платить деньги, за неисправности которых могло и не существовать! Лампа аварийного давления свидетельствует вам о падении давления смазки в системе, недостаточном уровне масла в моторе, однако еще не факт, что причина кроется именно в этом. Довольно распространенная неисправность — когда сам датчик давления масла вышел из строя и соответственно просто «врет». Если не заметить этого сразу и не понять причину, можно действительно потратить уйму денег или натворить себе более серьезных проблем.
Важная информация о датчике уровня масла
Об исправности двигателя можно судить по разным признакам. Одним из них является уровень масла. Если увеличился расход масла, это значит, что в системе возникли какие-то неполадки, которые необходимо устранять.
Предназначение и местонахождение
Основное назначение регулятора уровня масла – обеспечивать контроль уровня смазки, чтобы нормально функционировали механизмы и узлы двигателя.
Находится контроллер уровня масла ВАЗ 2109 между масляным фильтром и поддоном картера внизу мотора. Он вставляется в предназначенное для него отверстие в корпусе силового агрегата.
Особенности диагностики
Признаком неисправности прибора является горение сигнализатора о недостаточном уровне масла, при том, что на самом деле он отвечает норме. Следует регулярно измерять уровень масла с помощью щупа. Если он недостаточный, а индикатор не горит, это тоже признак неисправности датчика.
Диагностика прибора выполняется с помощью мультиметра, установленного в режим омметра. Один щуп подключается к корпусу контроллера, второй к выводу. Перемещая поплавок, измеряем сопротивление прибора. Когда поплавок находится в верхнем положении, сопротивление должно стремится к бесконечности, в нижнем – падать до нуля. Если это не так, датчик неисправен и подлежит замене.
Инструкция по замене
Замена регулятора не вызывает трудностей и состоит из этапов:
- Сначала снимается отрицательная клемма с АКБ.
- Далее отсоединяется штекер с проводами.
- Затем выкручивается болт крепления ключом на «10» и аккуратно выводится контроллер из картера.
- Устанавливается новый прибор, и прикручивается болт крепления.
- Затем к нему подключается колодка с проводами и возвращается на место снятая клемма аккумулятора.
Фотогалерея «Замена регулятора уровня смазки»
Контроль исправности датчиков обеспечивает правильную работу автомобиля, так как на основании их показаний ЭБУ управляет его системами.
Как поставить новый?
Установка нового датчика уровня масла производится в обратном порядке:
- Первым делом новый прибор нужно поставить на место. Делать это нужно всё с той же аккуратностью, так как теперь в туках новая деталь. С её покупкой у меня не возникло проблем, так как на местном авторынке оказалось есть всё для российского автопрома.
- Второй шаг – крепление. Датчик необходимо привернуть тем же болтом.
- Затем к датчику нужно подвести провода, которые были сняты. С проводами тоже необходимо быть осторожным.
- Последним этапом возвращаем отрицательную клемму назад на аккумулятор. Так мы вернём ток в цепь.
Как заменить датчика уровня масла на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Снятие: 1) В начале обесточьте аккумулятор, ослабив для этого при помощи гаечного ключа гайку, которая крепит клему «-», а после ослабления скиньте клему «-», с батареи. (Как ослабить гайку крепления клемы «-», и после чего скинуть эту клемму с аккумуляторной батареи, см. на нашем сайте в статье: «Замена аккумулятора», пункт «1»)
2) Далее переберитесь к датчику который замеряет уровень масла, и после чего рукой отсоедините от него, колодку с проводами.
3) После того как колодка будет отсоединена, воспользуйтесь гаечным ключом, и с его помощью полностью выверните один единственный болт, который крепит датчик.
4) И под завершение операции, аккуратно извлеките датчик из отверстия в картере двигателя.
Установка: 1) Сперва установите новый датчик, в отверстие картера двигателя, и после чего заверните один единственный болт его крепления.
2) Затем подсоедините колодку проводов, к этому датчику.
3) А в завершение операции, установите на ваш аккумулятор клему «-», воспользовавшись всё той же статьей, в которой описывается «Замена аккумулятора».
Порядок замены
Замена данного механизма осуществляется в несколько этапов.
- Необходимо обесточить систему. Для этого достаточно скинуть с аккумуляторной батареи клемму с минусом. После этого тока в цепи уже не будет.
- Снять с датчика проводку. Для этого до него нужно дойти (маршрут был описан в начале статьи) и отсоединить провода.
- Далее необходимо открутить крепление датчика. На автомобиле ВАЗ 21099 он прикреплён одним болтом.
- Извлечь датчик. Эту процедуру нужно производить очень аккуратно, так как датчик достаточно хрупкая вещь.
Работает ли датчик давления масла ВАЗ-2109
Чтобы определить, исправлен ли он, необходимо проверить в двигателе уровень масла. Для этого требуется открыть капот и вытащить контрольный щуп. Для того чтобы проверить более точно, нужно поступить таким образом:
- заехать на яму и снять защиту;
- подобраться к датчику;
- включить зажигание;
- отключить провод питания;
- вольтметром померить напряжение между колодкой и массой. Он должен показать 12 вольт.
Если напряжения нет, то может быть проблема в контакте или оборван провод.
Владельцы ВАЗ-2109 проверяют датчик разными способами:
Первый. Снимают ДДМ, находящийся над масляным фильтром, покручивают стартер, мотор заводить при такой проверке нельзя. Если все хорошо, должно политься масло. Затем визуально проверяют, в каком состоянии датчик. Если повреждений нет, тогда промывают его бензином. Производят установку на место. Лампочка погаснет. Если продолжает гореть, то его нужно поменять.
Второй. Проверяют уровень масла. При низком – добавляют смазку, потом опять проверяют, горит лампочка или нет. Далее прогревают двигатель, а потом выключают его. Затем подключают к манометру. Этот переходник от манометра закручивают на место датчика, заземляют через массу автомобиля. Соединяют сигнальный светодиод с плюсом АКБ и датчиком, заводят двигатель и нажимают на газ. При показаниях манометра 1,2-1,6 бар светодиод гаснет. Если он горит, тогда ДДМ поломался.
За состоянием ДДМ хозяин автомобиля должен всегда следить. Ведь у него тоже бывают проблемы. А эти проблемы могут отразиться на техническом состоянии машины. Не стоит допускать поломок, потому как если заклинит двигатель, это приведет к большим финансовым расходам.
Устройство ДДМ ваз2109
Основные составляющие ДДМ:
- Корпус
- Измерительная мембрана
- Передающий механизм
Принцип работы ДДМ
В зависимости от давления в масляной системе, мембрана прогибается и при этом замыкает, либо размыкает электрические контакты. Прежде чем проверять датчик (контролер) давления обязательно убедитесь в том , что уровень масла в моторе и масляный фильтр в порядке. Визуально убедитесь, нет ли подтеков смазки на корпусе мотора. Если везде порядок, можем переходить к проверке самого контролера.
Как проверить контролер
Все, что связано с каким либо давлением принято проверять манометром:
- Вкручиваем манометр на место датчика и заводим мотор
- При этом, на холостом ходу, манометр должен показать давление — 0,65 килограмм силы на сантиметр квадратный и более
- Это позволяет сделать вывод, что давление смазки в порядке, а вот датчик давления неисправен, и поэтому вам необходима срочная замена датчика давления масла на ваз 2109
Когда у вас нет под рукой манометра, а вдруг посреди трассы загорелась лампа давления масла, вы можете проверить контролер давления смазки другим способом:
- Вам необходимо для этого выкрутить сам датчик и стартером покрутить двигатель, не запуская его
- Если при вращении стартером(см.Ремонт стартера Ваз 2109 своими руками – возможность неплохо сэкономить) будет литься масло из гнезда датчика, также становится понятно, что контролер неисправен и требуется его заменить
После снятия внимательно осмотрите его, если видимых дефектов не обнаружили, промойте его:
- Промывать рекомендуется соляркой либо бензином
- Можно впрыскивать жидкости при помощи шприца, либо мощного насоса
- Теперь ставим, контролер на место и проверяем, загорается ли контрольная лампа
- Если после промывки лампа давления горит – купите новый контроллер
- Ремонтировать старый без толку – он все равно уже правильно работать не будет
- А новый стоит копейки
Еще один способ (более точный) проверить работоспособность датчика и заодно перепускной клапан:
- Проверяем уровень смазки в моторе щупом – индикатором
- Долейте до уровня в случае надобности
- Снова проверьте, загорается ли лампа на приборной панели (если нет то проблема решена, если нет, переходим к следующему действию)
- Прогреваем мотор до его рабочей температуры и глушим его
- Вкручиваем манометр в гнездо датчика
- Заземление от манометра подключаем к массе автомобиля
- Соединяем контрольный светодиод с клеммой «+» Аккумулятора и контактом датчика (нужны дополнительные проводки)
- Заводим двигатель и жмем на газ, чтобы плавно поднимались обороты
- При показаниях манометра 1.2-1.6 бар, светодиод обязан потухнуть
- Если этого не произошло – значит, неисправен датчик давления масла ваз 2109, замена решит эту проблему
Однако, если диод гаснет, значит контроллер рабочий, а лампа горит совсем по иной причине, чтобы ее определить, делаем следующее:
- Доводим обороты мотора до 2000
- Если при его температуре давление манометра показывает менее двух бар, это означает выработку подшипников коленвала
- Если два бар либо более проверяем далее
- Поднимаем обороты мотора
- Если давление вдруг подскочит до семи бар – значит, не работает перепускной клапан
- Его следует заменить с крышкой насоса масла вместе
Замена ДДМ
Чтобы выполнить некоторые вышеописанные проверки, а так же заменить датчик своими руками, при выявлении его непригодности написана наша дальнейшая инструкция:
- Ключ на «21», единственный необходимый инструмент, и конечно же сменный контролер давления смазки
- Отсоединяем от датчика провод