Датчик давления масла: как работает, где находится, неисправности


Датчик давления масла является устройством мониторинга состояния двигателя. Его назначение – предупреждать водителя о критическом снижении давления, чтобы тот, в свою очередь, произвел быструю остановку. Чтобы избежать неприятностей в дороге, автомобилист должен знать, как работает и где находится этот датчик.

Датчик давления масла – принцип работы

Работа этого устройства основана на мембранном механизме. При появлении необходимого давления в масляной системе контакты датчика замыкаются или размыкаются. В большинстве случаев используется именно размыкание.

Датчик давления масла представляет собой целую систему, главным в которой является щиток приборов. На щитке расположена лампа аварийного давления масла, которая загорается при включении зажигания. Горящая лампа сигнализирует о том, что требуемое давление в системе отсутствует. После запуска ДВС, контакты датчика размыкаются, и лампа тухнет, сообщая о том, что давление в норме. Как правило, сам датчик выполнен из металла и является массой, благодаря чему к нему подходит всего лишь один провод.

У многих современных автомобилей лампа гаснет через определенный период времени после включения зажигания, сообщая о том, что система исправна и загорается, если давление пропадает. Также многие машины могут быть оснащены специальным звуковым сигнализатором, который также срабатывает при активации датчика.

Отдельный вид датчиков идут в паре с указателем. Такие впервые появились на ВАЗ-2106, но через некоторое время стали не популярны. Суть в том, что указатель показывает фактическое давление масла в режиме реального времени, в том числе после увеличения оборотов коленчатого вала. Принцип их основан на изменении сопротивления датчика, в зависимости от давления. Несмотря на сложную схему, такие датчики являются самыми информативными, так как способы показать снижение давления масла вне порога срабатывания лампы.

В задачи любого датчика давления масла входят следующие функции:

  1. Предупреждение водителя об аварийном низком давлении масла в двигателе.
  2. Предупреждение о низком уровне масла.
  3. Прочие проблемы системы смазки.

Внимание! При появлении индикации на панели значка аварийного давления масла, рекомендуется немедленно остановить двигатель и доставить автомобиль до ближайшей СТО.

Как выбрать новый датчик?

В некоторых ситуациях модель сигнализатора аварийного давления масла пытаются подобрать по марке и модели автомобиля, но такой подход не дает стопроцентной гарантии совместимости. Поэтому куда выгоднее подбирать по VIN-коду, это поможет избежать проблемы с соответствием.


Рис. 8. Выбор датчика аварийного давления масла по коду

В остальном, чтобы приобрести изделие надлежащего качества, следует руководствоваться несколькими правилами:

  • Избегайте заманчиво низких цен – если стоимость ощутимо ниже средней по рынку, скорее всего это подделка.
  • Изображение на этикетке должно быть четким, буквы хорошо видимы, не смазаны.
  • В соответствии с п.3.2. ГОСТ 22520-85 на корпусе новой детали должны отсутствовать видимые механические повреждения – царапины, сколы, трещины и т.д.
  • В комплект входит и сам датчик, и уплотнительное кольцо к нему. В случае подделки, довольно часто изделие не комплектуется прокладкой в целях экономии средств.

Причины низкого давления масла

Существует несколько причин, из-за которых может загореться аварийная лампа:

  • снижение производительности масляного насоса;
  • неисправность обратного клапана масляного фильтра;
  • грязь в двигателе;
  • износ вкладышей двигателя;
  • повышенный износ распредвала и его постели;

Данные неисправности могут фатально сказаться на состоянии всего двигателя и игнорировать их не стоит. Езда с низким давлением масла может привести к локальному перегреву деталей, их деформации и заклиниванию. Особенно это касается подвижных частей, между которыми происходит трение.

Порог срабатывания датчика давления масла

Для большей части машин с двигателем внутреннего сгорания нормальным считается давление масла не менее 1 бар при холостых оборотах коленвала. Если это значение ниже, то имеются проблемы в масляной системе машины. В этом случае необходим соответствующий ремонт.

Порог срабатывания датчика в большинстве случаев – 0,1 бар. У Mitsubishi этот параметр – 0,7-0,8 бар. На автомобилях Nissan встречаются датчики с порогом 0,6 бар. Самый низкий порог срабатывания у Subaru – всего 0,15 бар и это плохо. Чем выше порог срабатывания сенсора, тем лучше, так как снижение давления масла в двигателе – процесс постепенный и происходит в порядке износа и лучше, если водитель будет осведомлен об этом заранее. Так есть шанс спасти мотор еще до его «кончины».

Замена

Прежде чем покупать датчик для замены неисправного, нелишне уточнить, какая модель установлена на автомобиле. Внешне все приборы похожи, но их электрические и механические параметры различаются.

Будьте внимательны. Незначительные расхождения способны значительно исказить показания. Например, похожие модели автомобиля иногда комплектуются различными панелями приборов.

Датчик и измерительный прибор на панели работают в паре, поэтому установка датчика, сопротивление которого выше, чем у штатного, занизит показания. При нормальном давлении стрелка будет едва шевелиться. В противном случае — если сопротивление датчика ниже требуемого значения — прибор «зашкалит».

Порядок замены

Для замены датчика давления не нужны специфические съёмники. Вполне достаточно штатного комплекта инструментов автомобиля.

  1. Так как датчик электрический прибор, перед работой нелишне выключить зажигание и снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
  2. После этого осмотритесь. Подумайте как лучше подобраться к датчику. Возможно, понадобится демонтировать некоторые детали, осложняющие доступ.
  3. Отсоедините датчик от проводки. В некоторых случаях для этого достаточно снять контактный разъём с внешнего вывода. Иногда, если до датчика трудно добраться, изготовители автомобиля устанавливают дополнительный разъём на проводе в более доступном месте.

Для отсоединения проводки открутите крепёжный болт и снимите клемму

Чтобы выкрутить отключённый от проводки датчик понадобится рожковый ключ

В первую очередь без смазки пострадает коленчатый вал и шатунные вкладыши. Подшипники скольжения в этих узлах способны работать без давления масла лишь без нагрузки, да и то через несколько минут износ станет слишком серьёзным. Под нагрузкой вкладыш моментально «размазывает» по поверхности шейки коленчатого вала, полностью перекрывается подача масла и дальнейшее развитие событий зависит лишь от конструктива или случайности.

Борис Игнашин

https://www.kolesa.ru/article/ne-vosstavshie-iz-ada-kak-i-pochemu-umirayut-motory-ot-peregreva-i-poteri-masla

Более точные рекомендации по замене ищите в руководстве по эксплуатации автомобиля. Например, некоторые производители рекомендуют устанавливать датчик на герметик. Прислушайтесь к их советам.

Где находится датчик ДДМ

Существует всего два места установки таких устройств:

  • Головка блока цилиндров;
  • Блок цилиндров;

Первое место является одним из самых лучших. Дело в том, что для продавливания масла к распределительным валам, необходимо хорошее давление. В верхней части двигателя это давление уже снижается и без учета потерь эта величина должна быть не менее 1 бар. Датчики, расположенные в верхней части мотора, фиксируют потери и могут предупредить автовладельца о начинающемся процессе износа двигателя. В этом случае ЦПГ считается еще не пострадавшей.

Сенсор давления масла, который закручен в сам блок цилиндров таким достоинством похвастать не может. В то время, когда давление в блоке все еще в пределах нормы, в головке оно начинает падать. В конечном итоге, мотор подвергается износу, но предупреждения об этом на панели не будет.

Проверка исправности датчика лампочкой

Поверить электронный датчик масляного давления можно также используя вместо тестера лампочку рассчитанную под напряжение в 12 В. Для проведения таких испытаний потребуется зарядное устройство (либо батарея) и компрессор (лучше с манометром). Диагностика проводится в такой последовательности:

  1. На каждый контакт лампочки припаиваются провода достаточной длины (0.5 – 1 будет достаточно).
  2. Один конец провода подсоединяется к выходному контакту ДДМ.
  3. «Минусовая» клемма зарядного устройства (либо батареи) подключается к корпусу датчика.
  4. Второй провод от лампы соединяется с «плюсовой» клеммой зарядного устройства или батареи. При полностью исправном датчике, после подачи напряжения с зарядного устройства (или соединения всех элементов цепи в случае с АКБ) лампочка должна загореться. Если она не засветилась – датчик неисправен. Если засветилась проверяем дальше.
  5. В схему включается насос либо компрессор, для нагнетания давление примерно в 0.5 атмосфер на чувствительную часть датчика давления масла. Значение может отличаться, оно зависит от типа устройства и на какое рабочее давление оно рассчитано. Но чаще это именно пол атмосферы.

По достижению указанного давления лампочка должна выключиться, так как в исправном датчике электрическая цепь разрывается. Если этого не случилось датчик необходимо заменить.

Неисправности датчика давления масла

Как и для любого устройства, для того сенсора характерны определенные неисправности. Они бывают следующими:

  • лампа на панели не загорается;
  • лампа горит постоянно;
  • датчик протекает;

Причины у той или иной поломки могу быть самыми разными. Поэтому метод диагностики будет отличаться.

Если лампа на панели приборов не загорается, в первую очередь, необходимо проверить работу датчика. Для этого снимите с него фишку и контакт замкните на «массу» кузова. Если лампа загорелась, то датчик требуется заменить, если нет, то замены может потребовать лампа в щитке приборов. Не исключен и обрыв цепи датчика.

Если лампа горит постоянно, необходимо вначале проверить проводку – отсоедините фишку с датчика давления масла и включите зажигание. В случае, если лампа продолжает гореть, то проблема в замыкании «плюса» от щитка на «массу». Второй вариант – это неисправность самого датчика. Но проверить это можно, только замерив давление масла. Для этого вместо сенсора нужно закрутить измерительный прибор. Если показания находятся в пределах нормы, то датчик требует замены, а вот отклонения от нормы говорят уже не о неисправности сигнализатора, а о проблемах в двигателе.

Протекать датчик давления масла может от механических повреждений или естественного износа. В последнее время стали популярны устройства с пластиковым корпусом, которые имеют свойство получать трещины при работе. Через эти трещины масло может выходить наружу, «помечая» это место масляным пятном.

Второй вариант – это нарушение уплотнения датчика давления масла. В большинстве устройствах используется медная шайба, которая зажимается при затягивании сенсора и уплотняет стык. Повторно использовать такую шайбу уже нельзя. Если датчик давления масла протекает через резьбовое соединение, то это говорит об устаревшей медной шайбе, нуждающейся в замене.

Особенности работы

Затем на машинах начали применяться мембранные датчики, позволяющие определить параметры работы смазочной системы. Они бывают двух типов:

  1. Механические.
  2. Электрические.

Механические устарели и не используются. Измерительный прибор состоял из двух датчиков – мембранного и измерительного. Они соединялись трубкой, заполненной маслом. Суть работы очень проста – возрастающее давление в системе приводит к прогибанию мембраны, установленной внутри датчика. Мембрана смещается, толкает шток, который выдавливает масло в трубке. Возникающее давление приводило к перемещению стрелки на измерительном датчике, а по установленной шкале водитель определял давление в системе. Так сейчас работают диагностические аналоговые манометры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]