10.03.2020
(Голосов: 1, Рейтинг: 5) |
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Значение и устройство сцепления
- Для чего нужен датчик педали сцепления
- Неисправности датчика педали сцепления
- Как отремонтировать и заменить датчик педали сцепления
Датчик педали сцепления отвечает за плавность оборотов на холостом ходу и при переключениях, а также влияет на работу круиз-контроля. Неисправности этого элемента будут заметны сразу, и задача водителя – в короткие сроки устранить проблему.
В дефектовке и замене датчика положения педали нет ничего сложного – следуя приведенной в статье инструкции снять и заменить его сможет даже начинающий автомобилист. К тому же количество необходимых инструментов невелико, и среди них нет ничего специфического. Также в материале подробнее расскажем об устройстве и функции данного датчика.
Ремонт и обслуживание
На последних моделях автомобилей ВАЗ, оснащенных электронной педалью газа, устанавливается датчик положения педали сцепления. Рассмотрим, для чего он нужен, принцип работы и возможные неисправности.
Где установлен датчик сцепления на ВАЗах
Датчик положения педали сцепления на автомобилях ВАЗ установлен непосредственно на кронштейне педали сцепления, его можно увидеть, заглянув под рулевую колонку.
Для чего нужен датчик сцепления
Датчик положения педали сцепления является одним из элементов системы управления двигателем с электронной педалью газа. Этот датчик обеспечивает более гибкую схему управления режимами двигателя. Он упрощает процесс начала движения, исключает «провалы» оборотов и рывки автомобиля при переключении передач в МКП, а также позволяет добиться снижения расхода топлива.
Подавая информацию в контроллер двигателя о моменте включения и выключения сцепления, датчик положения педали сцепления позволяет ему уменьшать или увеличивать обороты двигателя в нужный момент, а также корректировать углы опережения зажигания.
Принцип работы датчика сцепления
Датчик положения педали сцепления представляет собой обыкновенный концевой выключатель, имеющий два положения — «вкл» и «выкл».
Его нормальное положение — разомкнутое, то есть он включается только при нажатии на педаль сцепления.
Неисправности датчика положения сцепления
О неисправности датчика положения педали сцепления могут говорить следующие симптомы:
- «клевки» автомобиля при переключении передач
- резкое увеличение или падение оборотов двигателя при выключении сцепления
Также при возникновении неисправности датчика положения педали сцепления, в контроллере двигателя фиксируется ошибка 0830 «Ошибка датчика педали сцепления» и включается лампочка «Check Engine» в комбинации приборов.
Ошибка 0830 фиксируется, если контроллер двигателя не получает сигнал от датчика сцепления:
- в течение 2 секунд после переключения передачи во время движения
- после четырех переключений передач на скорости выше 10 км/ч и оборотах двигателя выше 1000 об/мин
Основные причины появления ошибки 0830:
- неисправность самого датчика сцепления
- короткое замыкание или обрыв цепи
- неправильная высота педали сцепления
С ошибкой 0830 мы столкнулись при подготовке материала «Как доехать без сцепления?» Мы записывали видеоинструкцию, как можно переключать передачи без сцепления. После нескольких переключений передач без выключения сцепления на панели уже загорелась лампочка «Check Engine», которая погасла только после нескольких десятков переключений передач в нормальном режиме.
Цена датчика сцепления
На многих автомобилях ВАЗ с электронной педалью газа разъем для этого датчика есть, а самого датчика нет. Непонятно, то ли его забывают установить на заводе, то ли снимают нерадивые дилеры. Вполне возможен и второй вариант, так как этот датчик пока в большом дефиците. Стоит он в среднем 350 рублей, а вот найти его в свободной продаже практически нереально.
Датчики положения педали сцепления на автомобили ВАЗ бывают двух видов:
- 21214-3720020-02 для автомобилей Lada 4×4 с электронной педалью газа
- 1118-3720015 для автомобилей Калина, Гранта и Приора с электронной педалью газа.
Между собой они не взаимозаменяемы. Казалось бы, простейший датчик, но как сильно он может усложнить жизнь рядовому автовладельцу.
Проведение проверки
Чтобы выполнить процедуру проверки датчика педали тормоза на Гранте, вам нужно будет включить зажигание, затем нажать педаль тормоза, обращая внимание на стоп-сигналы — они загорелись? Затем педаль нужно отпустить, снова сфокусировавшись на стоп-сигналах, которые теперь должны погаснуть. Если стоп-сигналы не загораются, следует проверить сам датчик, а также посмотреть, подается ли напряжение от аккумулятора на колодку жгута проводов с проводами.
Во время теста цепь 1-4 должна быть замкнута, а цепь 2-3 должна быть разомкнута. Затем нажмите на стержень, обычно цепь 2-3 должна закрываться, а цепь 1-4 открываться.
Подобные датчики устанавливаются и на других моделях ВАЗ — Приора, Калина и другие, поэтому решение проблемы для этих моделей будет точно таким же.
Где расположен датчик сцепления и зачем он нужен?
Специальный датчик сцепления Гранта крепится к самому кронштейну педали. Рассмотреть его можно взглянув под рулевую колонку. Представляет собой стабилизатор довольно простую конструкцию в виде концевого выключателя. В незадействованном состоянии он имеет положение “Выкл.”. Активируется элемент только при нажатии на педаль сцепления.
Электронная система управления сцеплением обеспечивает корректную работу двигателя и быстрое его переключение к новому режиму. При нажатии педали срабатывает стабилизатор и передает соответствующий сигнал в блок управления.
Таким образом, датчик педали сцепления Гранта позволяет оптимизировать переключение передач и исключить скачки оборотов при смене скоростного режима, а также нестабильную работу двигателя (рывки).
Возможные поломки
Поскольку датчик представляет собой своего рода концевой выключатель, который работает вкл / выкл, есть два варианта: нажатие педали и отпускание педали. Внутри датчика находится специальный подпружиненный пластик, который со временем может взорваться и поэтому возвратный механизм датчика не будет работать, что приведет к постоянному замыканию контакта и ЭБУ получит сигнал о том, что педаль сцепления находится в нерабочем состоянии постоянно нажимается.
Также цепь управления сенсором подключается к нему пайкой, чаще всего провода разрываются между собой пайкой с разрывом цепи. При осмотре выявить такую проблему довольно просто.
Для чего нужен датчик педали сцепления
Чтобы мотор функционировал нормально, необходимо знать, в каком режиме находится сцепление. Например, когда оно разомкнуто, горючее будет подаваться в меньшем объеме, обороты ДВС также уменьшатся. Причем вносимые изменения должны соответствовать актуальной скорости машины, переключений не должно происходить на холостом ходу.
Когда у автомобилиста недостаточно опыта вождения, он допускает ошибки, в результате сцепление и мотор работают на износ. Бортовой компьютер считывает показания с датчика педали сцепления, чтобы управлять режимом работы двигателя, выбирая нужные обороты. Кроме этого, он вместе с датчиком скорости передает ЭБУ информацию о том, в каком состоянии находится ДВС, а также предупреждает о поломках.
В автомобиле устанавливается датчик положения педали сцепления чтобы:
- уменьшить расход горючего;
- сделать вождение комфортным;
- отслеживать, в каком состоянии находится муфта;
- увеличить срок эксплуатации механизма.
От его исправной работы зависит, как долго прослужит весь механизм, сколько горючего будет потреблять машина. Он также влияет на функционирование электронного блока управления. Действует он точно так же, как стандартный концевой выключатель. Если педаль отпущена, а механизм включен, контакты датчика будут разомкнуты. Как только водитель нажмет на привод муфты, концевик замкнется. В электронный блок управления поступит сигнал о том, что диск и корзина разъединились.
Располагается устройство в месте, где крепится педаль таким образом, что конец педали соприкасается с концевым выключателем.
Замена датчика педали сцепления требуется нечасто, ведь его конструкция несложная, он редко выходит из строя. Однако заменить его все же приходится, если он функционирует со сбоями или вышел из строя.
Как работает электронная система управления двигателем
Электронный блок управления двигателем управляет большинством агрегатов автомобиля, исключая рулевое управление и подвеску. Программы ЭБУ включают предустановки (таблицы), согласно которым производится расчет оптимальных режимов работы. Множество датчиков, установленных на автомобиле, считывают информацию о скорости, движения, оборотах двигателя, включенных механизмах и агрегатах. На основе таблиц ЭБУ меняет режим работы зажигания, включает дополнительные функции и регулирует состав и количество воздушно-топливной смеси, поступающей в цилиндры.
Признаки неисправности датчика сцепления “Приора”
Данный датчик связан с ЭБУ автомобиля, соответственно, первый признак поломки — реакция блока управления в виде появления соответствующего сигнала на приборной панели. Также меняется характер движения и работа двигателя автомобиля. Признаки неисправности следующие:
- горит лампа “Check Engine”;
- при начале движения машина дергается;
- при нажатии на педаль сцепления обороты двигателя резко растут или падают.
Контрольная лампа на панели приборов загорается, если ЭБУ не получает сигнала от датчика сцепление в течение 2 секунд с момента начала движения или в течение 4 секунд при переключении скорости при движении автомобиля.
Датчик имеет очень простую конструкцию, поэтому причин поломки немного:
- неисправность контактов датчика;
- обрыв или замыкание проводов, идущих к датчику;
- неправильная установка датчика возле педали.
Важно: датчик сцепления устанавливается лишь на модели “Приоры”, оснащенные электронным дросселем. Если на машине установлен обычный трос газа, датчик сцепления отсутствует. Также при замене датчика следует ориентироваться на его модель. Датчики с полноприводных “ВАЗ” и датчики “Приора” не являются взаимозаменяемыми.
Отзывы
№ | Положительные |
1. | Василий: второй год езжу на автомобиле, нареканий на ДС нет. Несколько раз скрипнула педаль, капнул смазки, звук исчез. Качество сборки отечественного транспорта хорошее. Важен своевременный уход за техникой. |
2. | Кирилл: год прошел с момента покупки машины, вложений никаких, за исключением масел и фильтров. Все датчики работают исправно. |
3. | Владлен: после 35000 км. пробега загорелся индикатор ошибки двигателя. Погнал в сервис, поломки отыскали не сразу — оказалось, что плохой контакт колодки с проводами на ДС. Во всем остальном нареканий нет. |
4. | Владимир: за два года активной эксплуатации машины никаких капитальных вложений, механизмы работают исправно. Мой положительный отзыв об отечественной технике. |
5. | Георгий: на 20000 км заскрипела педаль сцепления, смазал самостоятельно, больше проблем не было. Полтора года использую машину. |
6. | Виталий: слышал неоднократно негативные отзывы в адрес качества сборки Лада Гранта. Подтвердить не могу, так как у меня все исправно. Своевременно провожу осмотр, покупаю только оригинальные детали, обслуживаюсь в сертифицированных СТО. |
7. | Геннадий: два года активной эксплуатации машины и никаких вложений, за исключением масел, топлива, фильтров. Отечественная техника хороша, но требует тщательного осмотра, своевременного обслуживания. |
Отрицательные | |
1. | Игнат: полетел ДС уже не 15000 км, поехал в сервис для замены. Вдобавок ко всему растянулся трос. Детали примитивного качества. Планирую продавать и покупать Лада Гранта. |
2. | Виталий: год назад купил Гранту, но сейчас жалею, что не Рено Логан. Качество отечественного транспорта слабое, модели сырые. |
3. | Виктор: за год пользования машиной два раза внепланово обращался в СТО для ремонтов. |
Обзор цен производителей
Технические параметры ролика: 100 х 60 х 20 мм, вес 0.05 кг.
Производитель | Цена (Руб.) | Ресурс (Тыс. км) |
ВАЗ 11180-1602266-00 поводок троса | От 250 | 25 – 35 |
11180-1602210-00 трос в сборе | От 300 | —/— |
21901-1602210-00 трос в сборе | От 300 | —/— |
1118-3720015-00 ДС | От 370 – 450 | —/— |
Расположение
Находится датчик сцепления на автомобиле Приора на педальном узле, увидеть его можно заглянув под панель с водительской стороны, к датчику идут провода от зеленого разъема на педальном узле.
Доступ для замены или ремонта датчика открывается лишь после снятия жабо, так как снять датчик без снятия дворников и жабо невозможно.
Вывод
Конструкция датчика сцепления полностью скопирована у Рено Логан, так что утверждения о несовершенстве системы безосновательны.
Нарушение сроков эксплуатации, агрессивный стиль вождения, покупка дешевых запчастей — основные факторы, способствующие преждевременному износу механизмов и агрегатов.Процесс замены датчика сцепления не отнимет много времени. Работа под силу автовладельцу без навыков и специального оборудования.
Наиболее распространенные причины выхода из строя систем сцепления
Человеческий фактор может привести к преждевременному выходу этого агрегата из строя. Есть несколько факторов, которые способствуют сокращению срока службы сцепления:
- Агрессивный стиль вождения. Не нажимайте постоянно и не отпускайте педаль сцепления — так быстро выходят из строя фрикционные накладки.
- Езда с повышенными нагрузками.
- Неправильная буксировка. Неопытные автовладельцы часто держат педаль на полпути при буксировке. Также не рекомендуется буксировать автомобили, которые намного тяжелее вашего автомобиля.
- Двигайтесь с педалью сцепления, прижатой к полу.
- Резкий и слишком плавный пуск на высоких оборотах.
- Многие новички часто держат сцепление нажатым во время коротких остановок (например, на светофоре). Делать этого не стоит, так как в этом положении выжимной подшипник находится под постоянной нагрузкой и это приводит к его преждевременному выходу из строя.
Ресурс сцепления довольно большой и составляет от 100 до 150 тысяч км. При правильной эксплуатации механизм достаточно надежен, и добраться до верхней планки вполне реально.
Источники
- https://auto-nota.ru/pro-motor/datchik-scepleniya-kalina.html
- https://avtoarsenal54.ru/ustrojstvo/datchik-stsepleniya-kalina-priznaki-neispravnosti.html
- https://vestaz.ru/boltaetsya-pedal-stsepleniya-na-kaline/
- https://LedStrong.ru/remont/datchik-scepleniya.html
- https://dmsht.ru/stseplenie-kalina-1-8kl-kakoe/
- https://korean-car.ru/menaem-sceplenie-na-lada-kalina-svoimi-rukami-ne-snimaa-korobki/
- https://autobryansk.info/priznaki-iznosa-sceplenija-kalina.html
- https://kekso.ru/avtovaz/priznaki-neispravnosti-sceplenija-lada-kalina/
- https://kalina-2.ru/otechestvennie-avto/kak-opredelit-chto-pora-menjat-sceplenie
- https://SpecTorg.su/dvigateli/datchik-pedali-scepleniya-kalina.html
- https://motorchina-online.ru/test-drajv/datchik-hoda-scepleniya.html
- https://artel55.ru/obzory-i-testy/zamena-datchika-scepleniya-granta.html
- https://LakkRoll.ru/regulirovka-kontsevika-pedali-tormoza-kalina/
- https://autogrm.ru/blog/kak-proverit-sceplenie.html
Инструкция по замене контроллера тормоза
- Откачать жидкость.
- Установить автомобиль на опорной стойке и снять колесо.
- Ключом отвернуть два штифта колес.
- Снять тормозной барабан.
- Затем при помощи отвертки вытащить крюк верхней стяжной пружины и снять деталь. Эту же манипуляцию произвести с нижней стяжной пружиной.
- Затем снять переднюю колодку и распорную планку, при этом отсоединив прижимную пружину и опустить колодку.
- Вывести рычаг колодки из отверстия стояночного тормоза, расправить шплинт и изъять его из привода стояночного тормоза.
- Снять шайбу и рычаг.
- Установить новую колодку, собрать деталь в обратной последовательности.
Re: Датчик сцепления
Сообщение bugens » 18 окт 2012, 12:16
Re: Датчик сцепления
Сообщение Sunny » 18 окт 2012, 12:37
Re: Датчик сцепления
Сообщение LM_74 » 19 окт 2012, 00:21
Здравствуйте, уважаемые Форумчане!
Позвольте представиться. Я, Михаил Ледяев — ведущий испытатель по теме 21214М. Просмотрев, Ваш раздел понял, что худшее из зол — это информационный голод, автомобиль с Е-газом выпускается уже больше 1,5 лет, а информации «в массах» недостаточно . Я попытаюсь ответить на Ваши вопросы по частям. Для начала немного общей информации Что такое Е-газ. Необходимо понимать, что Е-газ — это не просто замена механического привода дроссельной заслонки на электрический аналог, а совершенно другая логика управления рабочим процессом двигателя. Здесь на Форуме уже была ссылка на ролик «ТВ ВАЗ» о Е-газе, там зам.начальника Управления проектирования двигателем об это упоминал. Попробую немножко «популяризировать» эту идею. На начальных версиях электронного впрыска, системы управлением двигателем фактически «копировали» работу обычного карбюратора, т.е. смесеобразование организовывалось из соображений необходимого количества потребляемого воздуха и топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки с корректировкой по количеству оставшегося после сгорания кислорода. В «грубом» приближении так работали контроллеры семейства БОШ МР 7.0. Начиная с контроллеров М7.9. логика управления изменилась и появилось понятие «структура крутящего момента», т. е. помимо угла открытия дроссельной заслонки появился еще один управляющий параметр, который «подсказывал» двигателю какой максимально возможный момент он может развить, если у него будет «идеальная» смесь. Но полностью реализовать такую идею на механическом приводе не возможно, потому, что контроллер не может управлять количеством поступающего воздуха, а управляет только подачей топлива. Е-газ решает эту проблему, т.е. водитель нажимая на педаль газа НЕ УПРАВЛЯЕТ подачей воздуха, а ПОКАЗЫВАЕТ СВОЕ ЖЕЛАНИЕ ускорится или замедлится или двигаться с постоянной скоростью, а контроллер сам определяет необходимое для этого количество воздуха (угол открытия заслонки) и количество топлива. При такой логике управления двигателем, что бы автомобиль был адекватен желаниям водителя необходимо обеспечить контроллер достаточной информацией о смежных системах автомобиля — в первую очередь тормозов и состояние трансмиссии (замкнута или разомкнута). Да простят мне наши «двигателисты» столь вольный пересказ.