Периодичность замены свечей зажигания зависит в первую очередь от их типа, а точнее, от материала центрального электрода, а также условий эксплуатации автомобиля, качества топлива, своевременности замены масла, наличия перебоев в работе двигателя и иных внешних факторов. По регламенту срок службы никелевых свечей 45 000 км, платиновых – 80 000 км, иридиевых – 120 000 км. На практике они выходят из строя в 1,5–2 раза быстрее. Средний интервал замены свечей зажигания – 30-60 тыс. км.
О том, как часто надо менять свечи зажигания, какие признаки указывают на необходимость немедленной замены и что может случиться, если вовремя не заменить свечи – читайте в нашей статье.
Зачем менять свечи зажигания
Зачем менять свечи зажигания, проверка на стенде: видео
Функция свечи зажигания заключается в воспламенении образующейся в цилиндрах двигателя топливовоздушной смеси (ТВС). При нормальной работе всех систем и идеальном состоянии деталей поджиг осуществляется в строго определенный момент времени при помощи искрового разряда, образующегося при пробое воздушного зазора между центральным и боковым (боковыми) электродами. Выделяющаяся в результате энергия приводит в движение поршень, таким образом, от исправности детали напрямую зависит работа мотора.
Необходимость замены свечей зажигания связана с тем, что они подвержены естественному износу из-за искровой эрозии, температуры до 2500 ℃ и давления до 50 бар в камере сгорания, а также воздействия агрессивных веществ, содержащихся в продуктах горения. По мере эксплуатации электроды покрываются налетом, истончаются и оплавляются, что приводит к увеличению зазора, изменению формы и мощности разряда вплоть до периодического или постоянного отсутствия искры.
С каждой пройденной 1000 км величина зазора между электродами классической никелевой свечи увеличивается на 5–10 мкм.
Расшифровка ошибки P0300 в диагностической программе для андроид: «Расшифровка кодов»
В идеале менять свечи зажигания необходимо до появления явных визуальных признаков износа и характерных его симптомов:
- затрудненного запуска двигателя;
- троения мотора;
- ухудшения динамики разгона;
- увеличения расхода топлива;
- появления ошибок Р0300-Р0304, указывающих на пропуски зажигания.
Данные симптомы также могут проявляться при пропадании искры по причине вышедших из строя катушек зажигания, высоковольтных проводов, а в карбюраторных моделях – при неисправностях и неверной настройке распределителя зажигания.
Соблюдение рекомендованного производителем интервала замены свечей по пробегу с учетом условий эксплуатации позволит избежать этих проблем и более тяжелых последствий, к которым приводят нарушения в работе системы зажигания.
Советы автовладельцам
- Если после смены свечей, до появления неисправности прошло мало времени, то разрешается поменять только испортившуюся свечу. Но когда комплект свечей используется уже давно, то при поломке лучше сменить все.
- Раздел, посвящённый свечам, необходимо тщательно в руководстве изучить.
- Если во время проверки свечей обнаружилось, что они как новые и перебоев в работе автомобиля не имеется, то их не возбраняется оставить ещё на пару десятков тысяч километров.
Что будет, если не менять свечи в автомобиле
Нарушение периодичности замены свечей зажигания и игнорирование признаков их износа в итоге может привести к более неприятным последствиям. Наиболее серьезные проблемы, с которыми можно столкнуться, если вовремя не менять свечи в автомобиле, перечислены в таблице ниже.
Проблема | Причина | Последствия |
Детонационное зажигание | Непостоянный, несвоевременный или недостаточно мощный разряд приводит к взрывному воспламенению топливовоздушной смеси в камере сгорания. | Ударная волна оказывает разрушающее механическое воздействие на поршни, шатуны и коленвал. В результате возрастания температуры возможно прогорание клапанов, поршней и прокладки ГБЦ. |
Калильное зажигание | ТВС воспламеняется не от искры, а от раскаленных электродов. | Увеличение давления и температуры приводят к прогоранию деталей цилиндропоршневой группы и образованию задиров на стенках цилиндров. |
Попадание ТВС в выпуск | В случае пропуска воспламенения несгоревшая топливовоздушная смесь вместе с отработанными газами поступает в выпускной коллектор. | Повышается токсичность выхлопа, ускоряется износ каталитического нейтрализатора, в случае воспламенения ТВС в выпуске возможно его разрушение в результате ударной волны (будут слышны хлопки в выхлопной). |
Разрушение свечи | Повреждение электродов и изолятора в результате критического механического или термического износа в процессе эксплуатации и во время замены. | Отколовшиеся электроды или элементы изолятора, оставшиеся в камере сгорания, приводят к повреждению поршня и стенок цилиндров. |
Значительное увеличение напряжения разряда | Повышение сопротивления из-за увеличения зазора между электродами или отложений на их поверхности, возможен пробой изоляции катушки или наконечника ВВ провода. | Выход из строя катушки зажигания или/и высоковольтных проводов. |
С перечисленными в таблице проблемами также можно столкнуться при установке свечей с несоответствующим калильным числом или зазором, использовании некачественных или поддельных деталей.
Причины быстрой порчи свечей
Существует несколько причин по которым свечи становятся непригодными для эксплуатации раньше времени:
- Из-за неподходящего топлива на свечах может образовываться нагар или может произойти детонация с повреждением ближайших элементов.
- Свечи с неподходящей компрессией могут увеличить либо наоборот уменьшить температуру при сгорании топлива, что приведёт к поломке.
- Если угол зажигания смещается, то происходит перегрев конца свечи.
- В холодное время года происходит снижение насыщенности смеси для возгорания.
- При высокой влажности уменьшается температурная конверсия свечей.
Если приходится часто заменять комплект свечей зажигания, то следует провести тщательную диагностику двигателя. Естественно, что природные факторы исправить невозможно, но поставить качественные расходники под силу каждому.
Когда нужно менять свечи зажигания
Когда лучше всего менять свечи: видео
Как часто надо менять свечи зажигания в автомобиле – зависит от их конструктивных особенностей и условий эксплуатации машины, качества топлива и моторного масла, а также состояния других компонентов системы зажигания и правильность её настройки. Наиболее правильный подход – определять периодичность замены свечей по совокупности следующих факторов:
- материал центрального электрода;
- количество боковых электродов;
- интенсивность и продолжительность поездок;
- манера вождения;
- вид и качество топлива.
Определять, что свечи зажигания пора менять только по километражу либо по признакам, приведет к лишним затратам.
При каком пробеге менять никелевые, платиновые и иридиевые свечи зажигания
Тип свечей зажигания определяется в зависимости от материала, из которого изготовлен центральный электрод, а точнее, его наконечник. В наиболее простых и дешевых деталях он выполнен из никелевого сплава, а в более дорогих используются платина и иридий. Именно эта особенность является ключевой с точки зрения ресурса свечи зажигания.
Средний срок службы свечей с никелевыми, платиновыми и иридиевыми электродами указан в таблице.
Тип свечи | Средний нормативный срок службы, км |
Никелевые | 45 000 |
Платиновые | 80 000 |
Иридиевые | 120 000 |
Обратите внимание, что срок службы свечей конкретных производителей может отличаться на 15% в большую и меньшую сторону в зависимости от других конструктивных особенностей.
Увеличенный интервал замены платиновых и иридиевых свечей объясняется более высокой теплопроводностью драгоценных металлов, что позволяет снизить температуру электрода. К тому же свойства материалов позволили уменьшить его толщину до 0,4–1 мм, что благоприятно сказалось на формировании разряда и уменьшило износ самих электродов из искровой эрозии. Срок службы никелевых свечей меньше именно потому, что их электрод более подвержен оплавлению и износу по кромке.
Как часто нужно менять многоэлектродные свечи зажигания
Многоэлектродные свечи зажигания
Свечи классической конструкции имеют только один боковой электрод. Наряду с ними производятся изделия с одним, двумя или тремя дополнительными. Вопреки распространенному мнению, эта особенности практически не влияет на эффективность воспламенения, но зато увеличивает ресурс детали. Искровой разряд образуется лишь один – между центральным и наименее изношенным боковым электродом, выбирая путь с минимальным сопротивлением.
Срок службы многоэлектродных свечей не пропорционален числу электродов, но всё же примерно на 20–30% больше, чем у обычных того же типа. Такие детали хорошо подходят для моделей с системой зажигания с холостой искрой. В данном случае одна катушка одновременно подает разряд на две свечи – одна воспламеняет смесь на такте сжатия, а вторая срабатывает вхолостую на такте выпуска.
Как влияет на интервал замены свечей зажигания режим эксплуатации
Рекомендованный интервал замены свечей зажигания по пробегу в руководстве по эксплуатации автомобиля и срок службы на упаковке указаны для идеальных условий. Его можно принимать во внимание как максимальный, по прошествии которого деталь обязательно необходимо заменить. На практике её характеристики обычно ухудшаются гораздо раньше.
Что сокращает срок службы свечей зажигания:
Что влияет на срок службы свечей и рекомендации по замене: видео
- частые холодные запуски и поездки протяженностью до 30 км;
- движение в плотном трафике и при оборотах двигателя не выше 2500 об/мин;
- резкие старты с места, обороты до «отсечки»;
- низкое качество топлива;
- несвоевременная замена масла и воздушного фильтра.
При коротких пробегах и низких оборотах свеча не прогревается и не успевает самоочищаться. В результате на её поверхности образуется способствующий ускоренной коррозии и препятствующий образованию искры налет из содержащихся в топливе и масле серы, фосфора и других агрессивных веществ.
Нагар на электродах и изоляторе может появиться и в нормальном режиме эксплуатации из-за некачественного топлива с посторонними присадками, старого масла, слишком бедной или богатой топливовоздушной смеси. При чрезмерно активной езде ресурс свечей сокращается из-за высокой температуры в камере сгорания и большой частоты разрядов.
Угадайте, какая свеча неисправна
Это не редкость для двигателя, когда кажется, что он спотыкается или просто работает, но все свечи зажигания выглядят нормально и даже без нагара. Что делать в такой ситуации, если мы не хотим менять сразу весь набор?
Просто отключите каждую вилку по очереди от проводки и понаблюдайте за поведением мотора, примите во внимание. Источник проблем — свеча, от которой работа двигателя не меняется.
Правда, не всегда причиной неисправности двигателя является свеча зажигания. Вместо этого после замены вы поймете, что причина точно не в пробках.
Как понять, что свечи зажигания пора менять
Точно определить, как часто надо менять свечи, невозможно, ведь условия эксплуатации каждого автомобиля индивидуальны. Ориентироваться нужно в первую очередь на указанный в руководстве или сервисной книжке автомобиля интервал обслуживания с учетом сложных условий. Практика показывает, что если автомобиль регулярно проходит и ездит в близком к оптимальному режиме, качественные никелевые свечи ходят 30–40 тысяч км, платиновые – 50–60 тысяч км, а иридиевые – 80–100 тысяч км.
Так как не все факторы, влияющие на ресурс свечей, можно учесть и опознать, желательно каждые 15 000 тысяч км извлекать и осматривать их. Это позволит не только своевременно обнаружить признаки износа, но и выполнить предварительную диагностику двигателя по цвету нагара.
Трещины на керамическом покрытии свечей
Визуальные признаки, указывающие на необходимость замены свечей:
- заметное изменение формы или повреждение электродов, в особенности центрального;
- трещины или иные дефекты на изоляторе;
- толстый бархатистый или лаковый налет любого цвета;
- обильный черный нагар на внешней части изолятора в районе колпачка катушки или ВВ провода.
Насторожить должно визуальное отличие одной свечи от других, наличие на ней более плотного нагара, масла или топлива. Косвенно это указывает на проблемы с двигателем, системой зажигания или смесеобразования, однако причиной пропуска воспламенения может быть и сама свечка. Понять в ней ли причина поможет только проверка.
Находящиеся в нормальном состоянии свечи не имеют видимых отличий от новых за исключением тонкого легко удаляемого светло-коричневого или сероватого налёта. Коричневое кольцо шириной около 1 см на наружной части изолятора также не является признаком неисправности. Это всего лишь след от коронного разряда, то есть притянутые к изолятору и осевшие на нем частицы пыли и масла.
Надо ли менять свечи при переходе на газ
Иттриевые свечи Plazmofor Super для смешанного цикла газ-бензин
Газовоздушная смесь беднее бензиново-воздушной, горит дольше, что приводит к повышенной температуре в камере сгорания, но в то же время сгорает чище. Из-за этих особенностей при установке ГБО, как правило, рекомендуют заменить свечи зажигания на более подходящие.
Стоит отметить, что так называемых специальных свечей для газа не существует. Рекомендуемые для установки совместно с ГБО детали представляют собой холодные свечи с платиновым, иридиевым или серебряным электродом и уменьшенным до 0,7–0,8 мм зазором. Они же могут применяться и для двигателя, работающего на бензине, тем более что в большинстве случаев запуск и прогрев происходит именно на этом топливе даже при наличии ГБО.
Качественные платиновые или иридиевые свечи при переходе на газ можно и не менять. Они неплохо сопротивляются нагреву и обеспечивают стабильный поджиг более плотной газовоздушной смеси. А вот никелевые всё же лучше сменить на более подходящие – с ними эффективность воспламенения будет ниже, а электроды быстро придут в негодность. Однако если вы готовы менять свечи каждые 10–20 тысяч км пробега, а небольшую потерю динамики не считаете проблемой, можно оставить и их.
Как произвести замену
Есть двигатели, где для замены свечей приходится демонтировать множество деталей, а то и весь силовой агрегат. Но это редкие и дорогие машины.
В большинстве автомобилей с заменой справится даже начинающий водитель. Достаточно располагать свечным ключом.
Проблема может возникнуть при выворачивании прикипевшей резьбы, а также с определением момента затяжки при установке нового комплекта.
Если эти вопросы вызывают затруднения, например, навыка нет, а динамометрический ключ недоступен, то лучше обратиться к специалистам. Работа обойдётся недорого, а последствия поломки свечи или срыва резьбы устранить очень сложно.
Часто задаваемые вопросы
Какой срок службы свечей зажигания?
Средний ресурс никелевых свечей 45, платиновых – 80, иридиевых – 120 тыс. км. На практике из-за сложных условий эксплуатации и низкого качества топлива служат в 1,5–2 раза меньше.
Что будет, если долго не менять свечи зажигания?
На начальном этапе несвоевременная замена свечей может привести к затрудненному холодному запуску двигателя, потере динамики и росту расхода топлива. При продолжении их эксплуатации возможны детонация, калильное зажигание, пропуски зажигания и воспламенение топливовоздушной смеси в выпуске, что может привести к выходу из строя элементов выхлопной системы и двигателя.
Что даст замена свечей зажигания?
Регулярная замена свечей гарантирует эффективное функционирование системы зажигания, легкий запуск и стабильную работу мотора, соответствие заводским показателям потребления топлива и динамики разгона.
Нужно ли менять свечи на зиму?
Замена свечей зажигания по сезону не требуется. Менять их на зиму имеет смысл лишь в том случае, если срок службы уже на исходе или имеются явные признаки износа. Холодный пуск в этом случае будет затруднен. Температура окружающей среды не влияет на работу свечей, а вот влажность может и сказаться, если есть пробой изолятора.
Признаки износа свечей
Визуальный осмотр после демонтажа воспламенителя поможет сделать правильные выводы, на теле приспособления всегда указывается допустимый размер зазора электродов, последняя цифра укажет на нужные миллиметры. Если после замеров появились существенные отклонения, такой образец не должен стоять на автомобиле. Нагар расскажет о том, что пробег у воспламенителя уже достаточно большой, ведь по задумке элемент должен производить самоочищение во время езды. Люди, которые четко понимают, через сколько км нужно менять свечи зажигания, могут избежать даже таких проявлений. Просматривая состояние керамического изолятора, следует взглянуть на наличие микротрещин и налета коричневого оттенка, образование паутинки считается серьезным недостатком.
Что такое калильное число
Любая СЗ имеет свое калильное число, которое указывает на воздействие давления в блоке цилиндров при воспламенении топливно-воздушной смеси без искры с горячим электродом.
Средний температурный режим работы элемента питания составляет 400-850 °С. При меньшей температуре не будет производиться самоочистка устройства, при повышении больше указанной нормы возникает калильное зажигание, что плохо сказывается на работе ДВС и может привести к его поломке.
В зависимости от калильного числа СЗ бывают:
- горячие — КЧ — 11-14;
- средние — КЧ — 17-19;
- холодные — калильное число от 20 и выше.
Горячие свечи в основном применяются в атмосферных двигателях. Они предназначены для спокойного режима езды. Холодные используются для форсированных моторов, которые часто подвергаются большими нагрузками.
Использование неправильно подобранных устройств с большим калильным числом может привести мотор к перегреву, что грозит дорогостоящим ремонтом агрегата.
Как самостоятельно заменить или проверить свечи
Замена элементов питания не считается сложной процедурой — это можно сделать своими руками в домашних условиях. Работа производится практически одинаково на всех моделях автомобилей, оснащенных бензиновым силовым агрегатом. Для этого нужно подготовить необходимый инструмент:
- свечной ключ с удлинителем, в зависимости от трудности доступа к ГЦБ;
- набор круглых щупов для измерения зазора между электродами;
- диэлектрическая смазка;
- стандартный набор инструментов и отверток для демонтажа защитного кожуха на моторе;
- компрессор;
- новый комплект свечей.
После приготовления инструментов можно приступить к замене, которая осуществляется следующим образом:
- Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
- Снимите защитный кожух и другие детали, которые мешают доступу к заменяемым элементам.
- С помощью компрессора или насоса продуйте поверхность вокруг свечей, во избежание попадания мусора в цилиндры при демонтаже.
- Отсоедините колпачок.
- Специальным ключом выкрутите свечу.
- Очистите посадочное место детали, затем смажьте его диэлектрической смазкой.
- С небольшим усилием закрутите новую деталь.
- Наденьте колпачок, прикрутите обратно кожух.
После запуска двигателя первое время могут быть завышены обороты, пока не сгорят остатки топлива в цилиндрах.