Мы привыкли, что для зарядки аккумулятора автомобиля нужно его снять, отнести домой, подключить к зарядному устройству (ЗУ) и заряжать в соответствии с рекомендациями для этого типа АКБ. В принципе, всё правильно, если речь идёт о простых и недорогих автомобилях импортного и отечественного производства. Но сейчас появляется всё больше иномарок, которые имеют множество навороченной электроники. Там и сложные бортовые компьютеры, датчики, мультимедийные и противоугонные системы, всевозможные ассистенты, куча настроек, диагностические сведения и т. п. И обесточивать их противопоказано. Что же делать в такой ситуации?
Зачем это нужно
Лет так 20–30 тому назад дилеммы, связанной со снятием АКБ — даже не возникало. Наши отцы и деды спокойно заряжали аккумулятор, сняв его предварительно с машины. Они даже передавали АКБ, если нужно было помочь завести автомобиль соседу во дворе. Но тогда из сложных электронных устройств в машине встречались только электромеханические часы. Да, они останавливались после демонтажа батареи, но после обратной установки аккумулятора и закрепления клемм, все легко было подвести до нужных значений — неудобства на этом заканчивались.
Сегодня ситуация в корне другая. В первую очередь это связано с передовым оснащением современного автомобиля, который насыщен электронными девайсами. Многие управляющие устройства завязаны на бортовом компьютере.
И последствия снятия АКБ со своего штатного места приводит к различным неприятностям:
- сбиваются настройки ЭБУ;
- блокируется автомагнитола;
- удаляются карты в навигаторе;
- слетают установки климат‐контроля и т. д.
Конечно, это небольшие риски и не угроза работоспособности в целом — всегда можно заново ввести код, а параметры компьютера восстановятся через 10-20 км пробега, но все же…
Таким образом, сегодня подзаряжать аккумулятор без снятия клемм — это возможность избежать различных неудобств, связанных с переустановкой электронных систем автомобиля. Тем более, что на некоторых авто переустанавливать некоторые операционные программы умеют не все — нужны навыки технаря. Кроме того, водители не желают возиться с ключами, разбирая крепления батареи. На премиальных иномарках типа Мерседес‐Бенц демонтаж чересчур неудобный, так как производитель предусмотрел снятие аккумулятора только во время замены, а это происходит раз в 5–7 лет.
Электрическая и электронная разводка автомобиля
Все это причины, из-за которых владельцы машин не желают снимать клеммы. Поэтому частенько оказываемся свидетелями такой ситуации: во дворе человек не может завести свой автомобиль, просит знакомого одолжить ему АКБ, но тот категорически против — снимать его аккумулятор не позволит, ведь устройство встроено в электронные системы. Найди мол «крокодилы» и прикури — только так.
Когда требуется заряжать аккумулятор на машине
Если на автомобиле установлены энергозависимые компоненты, при снятии аккумулятора происходит обнуление настроек, активируется защитная блокировка, что создает неудобства. Если снимать АКБ и ставить на зарядку дома, потребуется заново настраивать электронику, вводить защитный код. Причём настраивать необходимо не только магнитолу, но и бортовой компьютер (суточный пробег, информация о расходе топлива, другая статистика будет стёрта). В некоторых случаях длительное отсутствие питания сделает самостоятельную настройку электронных приборов невозможной, водителю придётся обращаться за помощью в сервисный центр.
При неправильном отключении/подключении автономного источника питания может возникнуть резкий перепад напряжения, достаточное, чтобы повредить программное обеспечение контроллера, придётся выполнять перепрошивку.
Что использовать для зарядки
Так в чем же опасность прямой подачи тока на клеммы? Одно из правил безопасности подразумевает использование правильного зарядного устройства (ЗУ). Наибольший риск при подзарядке представляет резкое увеличение напряжения, из-за чего можно спалить всю электрику. Поэтому надо выбрать такой зарядник, который бы выдавал стабильно 15,3-15,7 В — такое напряжение автоэлектроника переносит «безболезненно».
Однако на современном рынке продается много различных ЗУ. Как показала практика, многие из них выдают до 17–18 В импульсивно и даже постоянно. Такие приборы легко спалят автомобильную электронику, если заряжать АКБ без снятия с машины.
Зарядное устройство для АКБ
Выяснить, подходит зарядник или нет, можно по паспорту, прилагаемому к устройству. Внимательно изучите его — здесь должны быть указаны технические параметры ЗУ. Таким образом, вы сумеете понять, безопасно оно для зарядки при неснятых клеммах или нет.
Важный момент! Все же, многое зависит от принципиальной схемы зарядника. При возникновении форс‐мажорных обстоятельств, ток на выводах все равно может превысить критические значения, даже если в параметрах это не указано. Поэтому отключать клеммы, а потом подавать напряжение — теоретически более правильное решение.
Желательно подбирать зарядники с буферным режимом хранения. Это значит, что лишнее напряжение не повредит ни аккумулятору, ни заряднику — поэтому держать АКБ подключенной в сеть можно неограниченное количество времени. Например, к таким относятся стационарный Днепр−6 и его аналоги. Хорошие ЗУ должны оснащаться дополнительно еще и шкалой напряжения, чтобы было удобнее контролировать параметры тока. В этом случае не нужно будет подключать отдельный тестер.
В каком случае допускается зарядка с клеммами
Во всех случаях, когда потенциальная угроза от отсоединения клемм от аккумулятора выше вероятности повреждения аппаратуры от подключения зарядного устройства без выполнения этой процедуры, рекомендуется подключать источник постоянного тока без снятия соединительных элементов с батареи.
Если после отключения клемм от аккумулятора дальнейшее их использование будет невозможно, то также целесообразнее подключать зарядку без отключения проводов от АКБ.
Например, при наличии трещин на соединительном элементе подобная операция может привести к разрушению металла. При отсутствии запасных деталей, такая поломка может привести к тому, что завести двигатель больше не получится и соответственно эксплуатация машины будет невозможна.
Как правильно зарядить АКБ без снятия с машины
Если вы все же решили подзаряжать батарею непосредственно на машине, без скидывания клемм, следуйте последовательной инструкции.
- Подготовка. Открываем капот машины. Берем тестер и снимаем показатели. Если показало меньше 12,7-12,8 В, то батарея нуждается в подзарядке. Например, она заряжена на 70-80%, и нужна дополнительная подпитка с внешнего источника.
- Соединение. Устанавливаем провода отключенного зарядника. Концы проводов должны иметь прищепки в виде «крокодила». Цепляем сначала «плюс», потом «минус» — хотя, в принципе, если цепь тока 220 разорвана, последовательность подключения полюсов большого значения не имеет.
- Подключение в сеть 220 V. Включаем вилку зарядника в розетку. Активируем кнопку «вкл» на устройстве подачи тока. Следим за амперами на заряднике. Одновременно смотрим на шкалу вольтажа.
- Режим ожидания. Аккумулятор возьмет нужное количество энергии, и зарядник можно отключать.
- Отключение. Жмем кнопку «выкл», вытаскиваем вилку из розетки. Снимаем провода с клемм. Измеряем вольтаж аккумулятора — должно показать 12,7–12,8 В.
Проверка АКБ мультиметром
Одно из альтернативных решений, дающих возможность снизить риски замыкания бортовой сети при подаче тока с внешнего источника — это подключение зарядника к прикуривателю. В этом случае нагрузку на себя возьмет запасной блок питания, что предотвратит риски короткого замыкания.
Меры предосторожности
При работе с электрическим током – безопасность превыше всего. По этой причине запрещается производить эту операцию во влажном помещении. Нарушение этого требования может привести к поражению электричеством, а также к выходу зарядного устройства из строя.
Современные приборы для зарядки аккумулятора хорошо защищены от переполюсовки. При неправильном подключении зажимов перегорит предохранитель, но основная схема должна оставаться незатронутой.
Проверять работоспособность элементов безопасности не рекомендуется, поэтому следует проявлять внимательность при соединении проводов, идущих от ЗУ к аккумулятору.
Все электрические контакты должны быть полностью в исправном состоянии. Наличие искрения в непосредственной близости от легко возгораемых веществ может закончиться пожаром.
Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
Заряд АКБ на морозе
Идеальный срок службы аккумулятора, изготовленного добросовестным производителем — 5-7 лет. Чаще всего АКБ «умирают» раньше, если владелец не умеет или не знает, как их обслуживать зимой или с приходом холодов. Речь, конечно же, про обслуживаемые батареи с выкручиваемыми пробками.
Популярные марки:
Mercedes‐Benz E−Class , Mitsubishi Pajero Sport , Skoda Rapid
Ниже инструкция, как проводить обслуживание таких АКБ зимой с подзарядкой:
- выкручиваем пробки;
- замеряем плотность электролита и уровень ареометром, особенно внимательно в крайних банках, так как именно здесь часто снижается количество жидкости;
- доливаем дистиллированной воды по уровню, если количество электролита в банках низкое;
- ставим аккумулятор на зарядку — подсоединить провода зарядника и включить в сеть 220, как это было описано выше;
- ждем 8–10 часов — этого времени хватит, чтобы жидкость в банках начала кипеть, и произошло смешивание электролита с добавленной водой;
- отключаем зарядник, закручиваем на место пробки.
Проверка плотности электролита АКБ
Ориентироваться можно также на «глазок» аккумулятора. Зеленым цветом обычно он горит, когда с электролитом все в норме, и напряжение тоже в порядке. Однако наши эксперты считают такой подход неправильным, так как «глазок» стоит обычно на средней банке, где уровень электролита редко снижается. Он не показывает, как обстоят дела в плюсовой и минусовой банках, куда приходится больше всего нагрузок из‐за клемм.
Наиболее распространённые ошибки при зарядке АКБ
Иногда даже опытные автомобилисты при заряде АКБ совершают «классические» ошибки, забывая об элементарных правилах безопасности. Основными из них являются:
- Зарядка аккумулятора дома либо в квартире. Категорически запрещается заряжать АКБ в жилом помещении в связи со слабой вентиляцией помещения и возможностью взрыва батареи.
Не рекомендуется заряжать АКБ в жилом помещении
- Курение либо открытый огонь рядом с заряжающейся батареей. В процессе зарядки выделяются пары электролита, которые во взаимодействии с открытым огнем могут спровоцировать взрыв.
- На обслуживаемых батареях при заряде пробки должны быть открыты. Перед процедурой зарядки их нужно открыть. Невыполнение этих мероприятий может спровоцировать взрыв паров электролита.
Скрученные пробки на АКБ
- Слишком высокий ток. Выбор слишком высокого тока значительно сокращает ресурс АКБ либо может полностью вывести ее из строя.
Соблюдение всех этих норм позволит увеличить ресурс АКБ и обезопасить лицо, заряжающее аккумулятор и окружающих лиц.
Техника безопасности
Выше говорилось про технику безопасности при подаче тока на работающие клеммы аккумулятора. Вот какие этапы она подразумевает:
- соединить сначала плюсовой провод зарядника, а потом уже минусовой (на случай, если по неосторожности вы забудете отключить ЗУ от сети) — отключение проводится в обратной последовательности;
- не допускать контакта проводки с поверхностью АКБ, кузовом машины и топливными шлангами;
- включать вилку зарядного устройства в розетку 220 В лишь после соединения проводов с клеммами АКБ — отключать из сети тоже, только после скидывания проводов;
- во время зарядки отключать все потребители тока в машине — автомагнитолу, климат‐контроль, печку, фары и т. д.
Имеет значение также хорошая вентиляция в комнате, где установлен зарядник. Обычно это бывает гараж, куда загоняется машина. Так вот, нужно позаботиться о том, чтобы нормально работали вентиляционные отверстия в потолке. Если воздух в помещении будет спертый, то это может вызвать перепады напряжения в сети.
Подзаряжать аккумуляторную батарею, не снимая ее с машины — разрешается. Хотя желательно, если вы далеки от техники безопасности и не можете разобраться с качеством зарядного устройства, доверить процедуру специалистам. Также можете скинуть клеммы, подать напряжение на АКБ, а потом разобраться с «улетевшими» настройками электронных систем автомобиля.
Как проводится процедура
Процедура может проводиться несколькими способами в зависимости от сложившейся ситуации. Это может быть зарядка специальным зарядным устройством либо от другого аккумулятора. Рассмотрим, как зарядить аккумулятор автомобиля, не снимая с автомобиля, с учетом нюансов каждого из вариантов.
Зарядка с помощью зарядного устройства
Такой вариант осуществим, если рядом с транспортным средством есть розетка. Чаще всего эти методом можно воспользоваться в гараже, где стоит машина с разряженным аккумулятором. Последовательность действий будет следующей:
- взять зарядное устройство и подключить провода от него к клеммам аккумулятора: плюсовую к плюсовой, минусовую к минусовой;
- перевести всю электронику в режим сна;
- если у АКБ есть открывающиеся крышки для выпуска газов, то их следует открыть;
- после подсоединения клемм ЗУ можно включить в розетку, и начать процесс зарядки;
- после того как аппарат для зарядки просигнализирует об окончании процесса заряда, его нужно выключить и отсоединить от сети;
- отсоединить провода зарядника и закрыть крышки на АКБ.
После всех вышеуказанных манипуляций авто можно заводить.
Внимание! Зарядка с помощью ЗУ вряд ли может быть использована, если машина разрядилась где-то в пути или не может завестись на морозе. Для полевых условиях существует другой метод.
Зарядка с помощью другого аккумулятора
В качестве другого аккумулятора можно использовать как устройство со второго автомобиля, так и запасное с полной зарядкой. Алгоритм действий будет похожим на предыдущий, нюансы оговорим отдельно в каждом пункте:
- Если заряжать планируется от другого автомобиля, то между ним и вашим авто не должно быть точек касания. Если зарядка от другого АКБ, то он должен стоять на земле, не касаясь заряжаемого автомобиля.
- Соедините плюсовые клеммы аккумуляторов между собой с помощью красного зарядного провода.
- К минусовой клемме «донора» подсоедините черный провод. Другой его конец нужно присоедините к любой металлической части двигателя, заряжаемого авто. Если не удается найти подходящее место, то можно подсоединить к минусовой клемме заряжаемого аккумулятора. Но это повысит риск повреждения севшей АКБ.
- Для того чтобы зарядка шла эффективнее, и аккумулятор «донор» не сел, заведите двигатель того автомобиля, который выступает в качестве заряжающего.
- Когда процесс окончен, то перед тем как запускать двигатель вашего автомобиля, необходимо заглушить двигатель донора.
- Если двигатель запустился, то нужно отключить провода: сначала черный минусовой, затем красный плюсовой.
ГОСТ для зарядных устройств есть?
Такую заделку клемм мы считаем халтурной. Проводник припаян, но весь провод должен быть зажат!
Такую заделку клемм мы считаем халтурной. Проводник припаян, но весь провод должен быть зажат!
Никакими стандартами алгоритм зарядки АКБ не оговаривается: каждый производитель выбирает его на свое усмотрение.
Действующий ГОСТ Р 53165–2020 (МЭК 60095–1:2018) относится к аккумуляторным батареям, а не к зарядным устройствам. Любопытно, что в нем упоминается напряжение зарядки 16,0 В для батарей открытого типа и 14,8 В для АКБ с регулирующими клапанами VRLA. Ни одно из проверенных нами зарядных устройств такого напряжения не выдает. Однако считать это недостатком не будем: ГОСТ рекомендует указанные напряжения для последующих испытаний батарей, а не для эксплуатации.