Выжимной подшипник сцепления – замена, неисправности, выбор и виды выжимных муфт

  • ➡️ Как устроен узел сцепления и расположение подшипника
  • ➡️ Почему может сломаться подшипник
  • ➡️ Неисправности и их диагностика ➡️ Инструкция по замене подшипника — механический тип сцепления
  • ➡️ Замене выжимного подшипника — гидравлический тип сцепления
  • ➡️ Инструкция по замене подшипника сцепления без снятия коробки передач
  • ➡️ Как продлить срок службы подшипника
  • ➡️ ТОП-5 производителей выжимных подшипников
      ➡️ Выводы
  • Сцепление относится к важнейшим узлам трансмиссии автомобиля. Оно должно выдерживать колоссальные нагрузки во время движения. Одной из главных деталей обеспечивающих работу сцепления является выжимной подшипник (ВП или выжимная муфта сцепления).

    О его назначении, типах и характерных неисправностях, и как заменить подшипник, рассказано в подробной статье.

    Назначение подшипника сцепления

    Сцепление предназначено для прекращения подачи крутящего момента от двигателя на КПП. Во время движения, при нажатии водителя на педаль сцепления, передача между двигателем и коробкой передач прерывается.

    Для этого, в системе предусмотрен выжимной подшипник. Его задачи:

    1. Обеспечить усилие на лепестки корзины;
    2. Плавно вывести первичный вал из контакта с маховиком;
    3. Изолировать привод сцепления от крутящих нагрузок при нажатии.

    Корзина жестко связана с маховиком, поэтому она вращается с постоянными оборотами.

    Функция выжимной муфты сцепления – надавить лепестки корпуса без принесения вреда деталям. В момент контакта наружная обойма начинает вращаться с той же скорость, что и двигатель, при этом плавно передавая усилие от ноги человека.

    Шум — признак потребности замены?

    На самом деле нет. Если появился шум, это не говорит о том, что вам следует незамедлительно заменить элемент. Но и тянуть с ремонтом настоятельно не рекомендуется. Скажем так, это сигнал к определенным действиям, на выполнение которых у вас будет некоторое время, пока последствия не стали катастрофическими.

    В некоторых случаях шум возникает при запуске мотора, и он сохраняется, пока автомобиль не прогреется, после чего исчезает. В других случаях шум возвращается при каждой попытке отключения сцепления.

    Самый плохой вариант — это скрежет. Такой звук говорит о том, что элемент трется о лепестковую пружину, на лепестках будет образовываться выработка. Если вам «посчастливилось» столкнуться с подобной ситуацией, времени нет. Нужно быстро производить замену.

    Кстати, ремонтировать его не имеет никакого смысла. Выжимные подшипники не поддаются ремонту, потому единственное решение — замена.

    Виды подшипников

    Существует два основных вида подшипников, применяемых в системах сцепления механических коробок.

    Механические

    Механические муфты встречаются на автомобилях советского производства. Некоторые современные образцы, например Приора, также снабжены классической системой. Она неприхотлива, простая в конструкции.

    Механизм состоит из:

    1. педали в салоне;
    2. металлического троса в защитной оплетке;
    3. вилки;
    4. выжимной муфты.

    Когда узел включен, деталь не участвует в работе коробки. При нажатии педали натягивается тросик, который двигает вилку. Происходит смещение муфты навстречу лепесткам диафрагменной пружины. Диск выходит из контакта с маховиком.

    Механические системы постепенно уступают свое место другим и встречаются реже. Причина – низкое КПД, из-за которого нужно оказывать большое усилие на педаль.

    Гидравлические

    Привод устроен по схеме тормозной системы:

    1. главный цилиндр;
    2. трубопровод;
    3. бачок для жидкости;
    4. магистраль;
    5. рабочий гидравлический цилиндр.

    При нажатии на педаль происходит увеличение давления контура. Жидкость переходит из бачка главного цилиндра в рабочий, который перемещает муфту к лепесткам корзины. Происходит выключение сцепления.

    Гидравлика имеет больший КПД, чем механика. Вязкость жидкости способствует плавности отключения КПП. Педаль легкая, не вызывает дискомфорта.

    Недостаток системы заключается в сложности конструкции. При большом пробеге возможно проникновение воздуха в гидравлическую систему. Разгерметизация контура вызывает провал педали, сцепление перестает работать.

    Комбинированные

    Комбинированные узлы включают элементы механического и гидравлического привода. Систему можно встретить в классических моделях ВАЗа. Объединяет преимущества двух видов в одном устройстве.

    При нажатии педали сцепления задействуется гидравлическая система. В контуре образуется повышенное давление, выполняющее механическую работу. Но жидкость не толкает выжимную муфту. Шток рабочего цилиндра двигает вилку, которая перемещает деталь по поверхности ведущего вала.

    Далее принцип действия одинаковый с механической системой. Обойма нажимает лепестки диафрагмы, ведомый диск выходит из контакта, трансмиссия отключается от двигателя.

    Устройство узла сцепление и расположение подшипника

    Механическое сцепление насчитывает два главных элемента:

    1. Нажимной диск. Его часто называют корзиной. В корпус встроены пружины-лепестки. Они соединены с круглой плитой, которая прижимает ведомый диск. Нажатие на пружины осуществляется внешней обоймой и вызывает смещение площадки вдоль оси.
    2. Ведомый диск. Состоит фрикционных секторов, шлицевого паза для соединения с первичным валом, лучевого диска. По кругу установлены демпферные пружины для гашения ударов.

    Отключением ведомого диска занимается выжимной подшипник. Он устанавливается на первичном вале. Корпус детали закреплен на вилке, которая входит в защитный колокол коробки передач. Нажатие на педаль двигает подшипник навстречу лепесткам корзины.

    Выжимные устройства технологически схожи и состоят из:

    1. внутренней обоймы (посадочного отверстия под вал);
    2. механизма качения (роликового или шарикового);
    3. внешнего корпуса с нажимным пятаком.

    В зависимости от конструкции, элементы качения изготавливают из закаленного металла. Корпус муфты отливают из стали или чугуна.

    Причины поломки подшипника

    Работа выжимного устройства сопряжена с воздействием постоянных динамических нагрузок. Мощность двигателя зависит от оборотов, из-за этого воздействие на деталь не постоянно.

    Стоит помнить:

    Крутящий момент оказывает нагрузку только при нажатой педали. Исходя из этого, выделим наиболее распространенные признаки неисправности выжимного подшипника описаны ниже.

    1. Долгое удержание сцепления в выключенном состоянии. Неравномерная передача силы влечет усиленный износ детали.
    2. Резкие броски и нажатия педали. Такой стиль характерен для любителей агрессивной езды. К детали моментально прикладывается большая сила, что может вызвать поломку.
    3. Неправильная настройка хода тросика или штока рабочего цилиндра. Пятак оказывается в постоянном контакте с вилками.

    Все причины неисправностей сводятся к человеческому фактору. Неправильное обращение с педалью влечет резкие нагрузки на деталь. Нередки случаи полного разрушения ВП.

    Последствия несвоевременной замены

    Игнорирование любых неисправностей со временем приведет к более серьезным поломкам и выход из строя выжимного подшипника – не исключение. Может возникнуть следующее:

    • из-за сильного перегрева разрушается накладка диска сцепления;
    • появление посторонних шумов;
    • повреждение вилки;
    • нарушение целостности лепестков пружины;
    • деформирование втулок направляющих.

    Если не менять выжимной подшипник

    На заметку! Чтобы не переплачивать за ремонт, нужно реагировать на появление первых подозрительных звуков в работе сцепления.

    Возможные неисправности их признаки и диагностика

    Для диагностики не требуется специального оборудования. Симптомы красноречивы, их сложно спутать с другими элементами. Достаточно самостоятельно прислушаться к автомобилю нажимая педаль.

    Признаки неисправности выжимного подшипника:

    • свист, хруст, локализующийся в районе педали;
    • характерный стук привода на заведенном двигателе;
    • толчки при нажатии, клин педали;
    • трудное переключение передач, иногда сопровождается посторонними звуками.

    Как проверить выжимной подшипник:

    • завести двигатель, включить нейтральную передачу;
    • нажать сцепление, прислушаться к посторонним шумам;
    • включить передачу, плавно отпускать педаль.

    Возникновение хотя бы одного описанного симптома указывает на необходимость замены подшипника. Оттягивание процедуры грозит полным его разрушением.

    Как проверить выжимной на автомобиле:

    Признаки неисправности выжимного подшипника:

    При диагностике помните об особенности ВП:

    Стук нажатой педали не всегда говорит о неисправности. В холодную пору это нормальное явление. Ролики (шарики) изготавливаются из стали, не имеющей большого линейного расширения. Обойма отлита из металла, подвергнутого термическому воздействию. Эта разность может вызывать появление зазора, допустимого для эксплуатации.

    Как заменить выжимной подшипник

    Операции по замене разных видов выжимных устройств имеют схожие технологические шаги. Рассмотрим механический и гидравлическую конструкции на конкретных примерах.

    Механический тип сцепления. Пошаговая инструкция.

    Для наглядности возьмем автомобиль ВАЗ 2114. Перед началом разборки обеспечьте достаточное освещение КПП. Подготовьте рабочее место, инструменты.

    Совет:

    Операцию по снятию коробки передач рекомендуется выполнять на яме. Таким образом, обеспечивается полный доступ к КПП. Не лишней станет помощь напарника.

    Фото-отчёт снятия КПП:

    После снятие трансмиссии с транспортного средства, можно переходить к замене запчасти:

    1. Внимательно осмотрите внутреннюю часть колокола. Убедитесь в целостности крепления вилки. Если есть признаки ее повреждения, замените.
    2. Найдите край пружины, фиксирующей муфту. Подденьте отверткой и снимите подшипник.
    3. Очистите шлицы вала от старой смазки и грязи.
    4. Приступаем к замене детали. Смазать посадочные поверхности и вал КПП. Используйте смазку ШРУС.
    5. Надеваем новую деталь на вал. Устанавливаем фиксирующую пружину.
    6. Проверяем ход муфты по оси. Он должен быть без заеданий.
    7. Проверяем вращение роликов (шариков). В процессе не должно быть перекатов, подклинивания и других дефектов.

    На этом замена завершена. Коробку передач можно ставит в обратной последовательности.

    Совет:

    Обязательно проверьте состояние ведущего, ведомого дисков сцепления, корзины.

    Фото-отчёт замены ВП

    Гидравлический тип сцепления. Пошаговая инструкция.

    В качестве примера рассмотрим автомобиль Ford Focus 2. Подготовительный этап заключаются в снятии коробки передач с двигателя.

    Совет:

    Болты крепления коробки различаются по длине. Обязательно промаркируйте их перед откручиванием.

    Фото-отчёт снятия КПП:

    Замена выжимного подшипника выполняется по следующему плану:

    1. Осматриваем внутреннюю часть защитного кожуха. Масло, грязь, продукты износа фрикционных накладок удаляем и очищаем пространство.
    2. Откручиваем болты крепления корпуса запчасти. Снимаем элемент с вала КП.
    3. Очищаем посадочную поверхность от следов масла и грязи.
    4. Устанавливаем новую деталь на вал. Закручиваем болты корпуса гидромуфты.
    5. Проверяем правильность вывода переходника патрубок-штуцер.
    6. Устанавливаем трансмиссию на автомобиль согласно инструкции.

    По окончанию необходимо прокачать систему гидравлического привода для удаления воздуха. Операцию рекомендуется проводить с напарником. После каждого глубокого нажатия педали, отверните выпускной штуцер и выпустите воздух. Процедуру повторить несколько раз.

    Совет:

    Внимательно осмотрите жидкость внутри бачка сцепления. Она не должна быть мутной, грязной. В противном случае удалите ее шприцом, залейте новую и прокачайте систему.

    Фото-отчёт замены ВП

    Что нужно для работы

    Решившись на самостоятельную замену отжимного подшипника, следует заранее подготовить все необходимое для ремонта:

    • новый подшипник, конечно же;
    • плоская отвертка;
    • ключи гаечные;
    • WD-40;
    • смазка «Шрус-4»;
    • рабочие перчатки.


    Инструменты для замены выжимного
    Можно обойтись и без специальной смазки, но с ее помощью можно продлить жизнь новому подшипнику. Как только все будет готово, можно приступать к замене.

    Видео – Как выбрать выжимной подшипник

    Как заменить подшипник сцепления, не снимая коробки передач

    Пример замены без снятия КПП на автомобиле Лада Калина. В данном авто применяется механическая система выжимного устройства. Особенностью процедуры является возможность поменять деталь без полного демонтажа коробки.

    Перед операцией осмотрите ведомый и главный диски. Если признаков неисправности нет, можно переходить к основному процессу.

    Замена подшипника сцепления на ВАЗ 2118 Калина осуществляется следующим образом:

    1. Выкрутить гайки ступиц обоих колес. Снять приводы с посадочных мест.
    2. Подпираем коробку передач с нижней стороны домкратом.
    3. Откручиваем болты крепления к двигателю. Два верхних оставляем нетронутыми.
    4. На место выкрученных вставляем длинные болты или шпильки, подходящие под размер отверстий.
    5. Откручиваем оставшиеся «родные» болты.
    6. Отодвигаем коробку на 20-30 см до появления муфты. Зазор выбирается таким, чтобы рука могла подлезть под вал.
    7. Производим замену выжимного подшипника сцепления.
    8. Собираем коробку в обратной последовательности.

    Не стоит отодвигать узел слишком далеко. В таком случае увеличится нагрузка на «ухо» крепления, что может его сломать.

    Важное замечание:

    Убедитесь в надежной подпорке КПП. Это обезопасит вас от падения коробки при выполнении работы.

    Фото-отчёт замены ВП без снятия КПП

    ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАМЕНЕ ПО МАРКАМ АВТОМОБИЛЕЙ:

    На нашем сайте можно посмотреть подробные инструкции с фото и видео для всех видов конструкций и методик следующие модели авто:

    • ВАЗ:
        2114
    • Kalina
  • Ford: Focus 2
  • Renault:
      Logan
  • Примечание:

    Если в списке нет вашего авто, выбирайте по марке, в 90% случаях инструкция подойдёт для Вас!

    Инструкция замены выжимного подшипника

    Несмотря на кажущуюся трудность, в замене элемента сцепления нет ничего сложного. К тому же и времени эта процедура займет немного. Нужно лишь четко следовать пошаговой инструкции. Ниже приведена инструкция замены выжимного на примере автомобиля ВАЗ 2110.


    Замена выжимного подшипника

    Шаг 1. Отсоедините клеммы аккумулятора, а затем снимите его.

    Отсоединение клемм АКБ

    Шаг 2. Снимите также воздушный фильтр. Он будет мешать.


    Снятие воздушного фильтра

    Шаг 3. Выкрутите верхнюю гайку стартера.

    Выкручивание гайки крепления стартера

    Шаг 4. При помощи двух ключей на 17 расконтрите гайки на тросике сцепления.


    Расконтривание гаек на тросике сцепления

    Шаг 5. Вытащите трос сцепления с вилки и уберите его в сторону, чтобы не мешал.

    Снятие троса сцепления

    Шаг 6. Выкрутите по кругу болты крепления коробки передач.

    Выкручивание болтов крепления КПП

    Шаг 7. Снимите верхнюю декоративную защиту из пластика.


    Снятие пластиковой крышки двигателя

    Шаг 8. Установите специальную конструкцию для вывешивания двигателя. Только после этого можно продолжать работу.

    Установка конструкции для вывешивания двигателя

    Шаг 9. Снимите два передних колеса.

    Снятие передних колес

    Шаг 10. Демонтировав декоративную крышку, выкрутите гайку крепления наружной гранаты.


    Выкручивание гаек крепления наружной гранаты

    Шаг 11. Сняв защиту, поднимите автомобиль еще выше. Затем при помощи металлической щетки очистьте поверхность в районе сливной гайки.

    Очистка сливной пробки от грязи

    Шаг 12. Выкрутите сливную пробку. Для этого нужна головка на 17.

    Выкручивание сливной пробки

    Шаг 13. Слейте масло и закрутите пробку обратно.

    Слив масла с коробки передач

    Шаг 14. Открутите два болта, которые держат шаровую опору.


    Крепежные элементы шаровой опоры

    Шаг 15. Надавите монтировкой на стойку, чтобы освободить шаровую от шпилек. По возможности выполняйте это действие с напарником.

    Демонтаж тяги

    Шаг 16. Используя монтажку, аккуратно выдерните из коробки передач ШРУС.


    Извлечение ШРУСа из коробки передач

    Шаг 17. Снимите ШРУС. Делайте это аккуратно, чтобы не повредить пыльники. Затем повторите процедуру на другой стороне.


    Аккуратное снятие ШРУСа

    Шаг 18. Выкрутите все болты крепления кожуха.


    Выкручивание болтов крепления кожуха

    Шаг 19. Снимите и уберите кожух.


    Снятие кожуха

    Шаг 20. Демонтируйте тягу.

    Демонтаж тяги

    Шаг 21. Головкой на 17 открутите нижний болт крепления стартера.

    Выкручивание болта крепления стартера

    Шаг 22. Демонтируйте стартер, отсоединив перед этим от него фишки.

    Демонтаж стартера и отключение от него фишек

    Шаг 23. Отключите фишку датчика скорости и заднего хода.


    Отключение датчика скорости и заднего хода

    Шаг 24. Выкрутите два кронштейна задней подушки. Придерживайте болты другим ключом, чтобы тот не проворачивался.


    Выкручивание кронштейнов задней подушки

    Шаг 25. Выкрутите болты крепления подушки, а затем снимите ее.


    Снятие подушки

    Шаг 26. Подставив упор под коробку передач, открутите гайку крепления второй подушки. Потребуется головка на 17 с удлиненным воротком.

    Выкручивание гайки крепления второй подушки

    Шаг 27. При помощи монтажки немного расшатайте коробку и попытайтесь снять ее.

    Отсоединение коробки от двигателя

    Шаг 28. Медленно опустите коробку вниз, стараясь не повредить лепестки первичного вала.


    Опускание коробки передач вниз

    Шаг 29. Осмотрите все элементы сцепления.


    Визуальный осмотр элементов сцепления

    Шаг 30. Как видите на фото, выжимной подшипник заклинило. Спасет только замена.

    Выжимной подшипник сцепления заклинило

    Шаг 31. Также осмотрите корзину сцепления на предмет наличия повреждений.


    Осмотр корзины сцепления

    Шаг 32. Смажьте литолом рабочую поверхность нового подшипника.

    Смазывание литолом нового подшипника

    Шаг 33. Смазав шлицы литолом, установите новый подшипник.


    Установка выжимного подшипника

    Шаг 34. Произведите установку сцепления в обратном порядке, не забыв обработать смазкой все крепежные элементы.

    Монтаж сцепления и коробки передач

    Шаг 35. Коробка стоит на месте и все практически готово, нужно лишь залить масло в систему.


    Все детали установлены

    Шаг 36. Как видите, теперь педали сцепления и тормоза находятся на одном уровне. Это значит, что замена прошла успешно. Осталось проверить, как переключаются передачи и, собственно, провести тест-драйв. На этом все!

    Проверка работы сцепления

    Профилактика поломки подшипника. Как увеличить срок службы

    Правильная работа с педалью сцепления позволит сохранить не только выжимной узел, но и продлит срок службы всему устройству.

    • Совет 1: Не практикуйте ненужных резких стартов машины с места. В этот момент возникают огромные динамические нагрузки, способствующие поломки подшипника.
    • Совет 2: Не нужно держать сцепление отключенным в пробках или на светофоре. Переведите машину в нейтрал и отпустите педаль.
    • Совет 3: Не «бросайте» сцепление. По этой причине изнашивается не только подшипники, но и диск. Лишнее усилие только увеличивает негативный эффект от крутящего момента.
    • Совет 4: Избегайте ситуаций с пробуксовкой машины. Для проворачивания колес требуется огромная сила, которая передается через весь механизм привода.
    • Совет 5: При замене подшипника опирайтесь на выбор проверенных производителей. Таблица с рекомендуемыми фирмами представлена ниже.

    Какой выжимной подшипник выбрать. ТОП-5 фирм производителей

    Рассмотрим список наиболее популярных фирм, занимающихся выпуском деталей узла сцепления.

    ФирмаСтранаОфициальный логотип фирмыПрименяемость
    LuKГермания

    Автомобили концерна VAG
    ValeoФранцияKia, Daewoo, ArvinMeritor, SsangYong и Hyundai
    SACHSГерманияMersedes, Audi, BMW, Opel, Porsche, Rover, Fiat, Jaguar, Ford, MAN, Peugeot, Toyota
    INAГермания

    Mercedes-Benz, Peugeot, Audi/VW, а также Renault, Opel
    LPRИталияRenault, Mazda, GM, а также PSA Group

    Примечание:

    Для отечественного автопрома присутствуют варианты от Valeo. Пользуются популярностью детали от завода Lada, которые можно найти в любом магазине запчастей.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]