Таблица автомобилей, гнет или не гнет клапана при обрыве ремня ГРМ

Постоянное совершенствование двигателя внутреннего сгорания в целях увеличения КПД и повышения топливной экономичности заставило инженеров серьезно переработать конструкцию ГРМ современных дизельных и бензиновых моторов. Также изменения коснулись устройства поршневой группы и камеры сгорания. Указанные доработки были сделаны для максимально эффективного наполнения цилиндров и их качественной вентиляции, то есть получения улучшенного газообмена.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое система изменения фаз газораспределения. Из этой статьи вы узнаете о том, какие разновидности указанных решений устанавливаются на разных двигателях, а также о принципах работы и конструктивных особенностях подобных систем.

Если на ранних этапах развития наиболее распространенным был двигатель с двумя клапанами на цилиндр (1 впускной и 1 выпускной клапан), то сегодня повсеместно наблюдается увеличение количества клапанов на один цилиндр. Такие изменения хорошо иллюстрирует наиболее распространенная версия автомобильного ДВС с четырьмя цилиндрами. Ранее подобные моторы зачастую были 8-и клапанными, с одним распредвалом. Сегодня такой агрегат зачастую является 16-клапанным вариантом с двумя распределительными валами (для впускных и выпускных клапанов), может оснащаться системой изменения фаз газораспределения и т.д.

Почему гнет клапана при обрыве ремня ГРМ

Едешь едешь на своем чудном автомобиле, и вдруг какой-то стук и машина остановилась. Так примерно происходит обрыв ремня. Все бы ничего, если бы просто порвался ремень, но на некоторых двигателях сразу гнутся клапана. Отчего это происходит?

Дело в том, что, когда ремень газораспределительного механизма порвался, останавливается распределительный вал, который привод в движение клапана, а коленвал ДВС продолжает вращаться и толкать поршни. Клапаны, которые должны закрыться остаются в опущенном положении и поднимающиеся поршни встречаются с ними.

Как происходит сгибание клапанов:

  1. Цепь или ремнь ГРМ порвался.
  2. Распредвал перестал вращаться.
  3. Коленвал продолжает вращаться и толкать поршни.
  4. Клапаны, которые опустились и поршни, которые поднимаются вверх встречаются в верхней мертвой точке (ВМТ).
  5. Поршни крепче, чем клапаны, поэтому поршни гнут клапана.

То есть, если порвался ГРМ, распредвал резко останавливается, а коленчатый вал двигателя (даже если сразу успели заглушить) продолжает вращаться. Распределительный вал моментально останавливается и не имеет остаточного вращения, потому что возвратные пружины тормозят его кулачки. Пока коленвал ДВС вращается, поршни будут бить по открытым клапанам. Хоть материал поршней крепче и прочнее, бывает, что ломаются сами поршни от встречи с клапанами.

Как понять что клапана погнуло

В случае обрыва ремня остаётся небольшой шанс на отсутствие повреждений двигателя. Перед снятием головки блока цилиндров необходимо измерить компрессию в цилиндрах в случае, если коленчатый вал можно провернуть. В случае, если клапана повреждены будет наблюдаться отсутствие компрессии. Всегда необходимо отключить аккумулятор при проведении ремонтных работ на двигателе. Для облегчения вращения коленчатого вала надо снять свечи зажигания для бензинового двигателя или накаливания для дизельного двигателя.

Коленчатый вал можно прокручивать только в нормальном положении (обычно по часовой стрелке).

На каких двигателях гнутся клапана

Приведем список автомобилей разных марок и моделей в таблице. Двигатели на одних и тех же машинах могут быть разными, поэтому для каждой марки будет своя таблица, в которой есть столбец с указанием «гнутся» и столбец с указанием «не гнутся». Итак, поехали, начнем с самых популярных автомобилей в России:

Порвался ГРМ ВАЗ

МоторГнет?МоторГнет?
2111 1.5 16кл.да2111 1.5 8кл.нет
2103да21083 1.5нет
2106да21093, 2111, 1.5нет
21091 1.1да21124, 1.6нет
20124 1.5 16vда2113, 2005 г.в. 1.5 инж., 8 кл.нет
2112, 16 клапанов, 1.5гнёт (при стоковых поршнях)11183 1.6 л 8 кл. «Стандарт» (Лада Гранта)нет
21126, 1.6да2114 1.5, 1.6 8 кл.нет
21128, 1.8да21124 1.6 16 кл.нет
Лада Веста 1.6 с двигателем 21129 (106 л.с.)да
Лада Веста 1.8 с двигателем 21179 (122 л.с.)да
Лада Калина Спорт 1.6 72кВтда
21116 16 кл. «Норма» (Лада Гранта)да
2114 1.3 8 кл. и 1.5 16 клгнет
Лада Ларгус K7M 710 1,6л. 8кл. и K4M 697 1.6 16 кл.да
Нива 1,7л.да

На фото клапана ВАЗ 2110

Погнулись клапана Лады Гранта

Погнулись клапана Лады Ларгус

На Ладе Приора погнулись не только клапана, но и сломало поршень

Порвался ГРМ RENAULT / РЕНО

МоторГнет?
Logan, Clio, Clio 2, Laguna 1, Megane Classic, Kangu, Symbolгнет (в большинстве случаев)
K7J 1.4 8клда
K4J 1.4 16 кл.да
F8Q 622 1.9Dда
1.6 16V K4Mда
2.0 F3Rда
1.4 RXE и все двиг рено как 8-ми так и 16-ти кл.да
Master g9u720 2,8 (диз.)да

Порвался ГРМ KIA / КИА

МоторГнет?МоторНе гнет
Spectra 1.6даD4EAне гнет
Rio А3Е 1343см3 8кл. A5D 1,4 л., 1,5л. 1.6кл.да
Magentis(Маджестик) G4JP 2л.да
Serato, Spektra 1.6 16vда
Seed (Сид) 1.4 16кл.да

Порвался ГРМ PEUGEOT / ПЕЖО

МоторГнет?МоторНе гнет
307 TU5JP4 1.6да607 2.2 hdi 133 л.с.не гнет (но ломает рокера, авто глохнет без какого либо шума)
206 TU3 1.4даBoxer 4HV, 4HYне гнет (но ломает рокера)
405 1,9л. бензда
407 PSA6FZ 1,8л.да

Порвался ГРМ FORD / ФОРД

МоторГнет?МоторНе гнет
zetek 1.8 лдаzetek 2.0 лне гнет
Focus II 1.6л. 16vдаSierra 2.0 CL OHC 8 кл.не гнет
Mondeo 1.8 GLX 16 кл.гнет + гидрокомпенсаторы заклинивает

Порвался ГРМ HONDA / ХОНДА

МоторГнет?МоторНе гнет
AccordдаCivic В15Z6не гнет
D15BдаSOHCне гнет

Двигатели автомобилей MITSUBISHI / МИТСУБИШИ

МоторГнет?МоторНе гнет
6g73 2.5 GDIгнет (на малых оборотах не гнет)Паджеро 2, 3.0 л, 12 кл.не гнет
4G18, 16 клапанов, 1600см2да
Airtrek 4G63 2.0 л турбода
Carisma 1.6да
Montero Sport 6g72, 3.0, v6, 177 лсда

Двигатели автомобилей NISSAN / НИССАН

МоторГнет?МоторНе гнет
Nissan Cefiro А32 VQ20DEдаRB \ VG \ VE \ CAне гнет
Nissan с двигателем HR16DEне гнет, потому что привод — цепь
Nissan Primera 2.0D 8 кл.да
Nissan Skyline RB25DET NEOгнет, а RB20E ломает рокера
Nissan Sunny QG18DD NEOда

Двигатели автомобилей OPEL / ОПЕЛЬ

МоторГнет?МоторГнет?
X14NVда13Sнет
Х14NZда13N/NBнет
C14NZда16SHнет
X14XEдаC16NZнет
X14SZда16SVнет
C14SEдаX16SZнет
X16NEдаX16SZRнет
X16XEда18Eнет
X16XELдаC18NZнет
C16SEда18SEHнет
Z16XERда20SEHнет
C18XEдаC20NEнет
C18XELдаX20SEнет
C18XERдаКадет 1,3 1,6 1,8 2,0 л. 8кл.нет
C20XEда1.6 если 8-ми кл.нет
C20LETда
X20XEVда
Z20LELда
Z20LERда
Z20LEHда
X22XEда
C25XEда
X25Xда
Y26SEда
X30XEда
Y32SEда
Корса 1.2 8vда
Кадет 1,4 лда
все 1.4, 1.6 16Vда

Двигатели автомобилей MAZDA / МАЗДА

МоторЧто будет?МоторЧто будет?
Е 2200 2,5л. диз.погнутся323f 1,5 л. Z5не погнутся
626 GD FE3N 16VпогнутсяXedos 6, 2,0л., V6не погнутся
MZD Capella (Mazda Capella) FE-ZEне погнутся
F2не погнутся
FSне погнутся
FPне погнутся
KLне погнутся
KJне погнутся
ZLне погнутся

Двигатели автомобилей SUBARU / СУБАРУ

МоторГнет?МоторГнет?
EJ25D DOHC и EJ251даEJ253 2.5 SOCHне погнутся (только, если на холостом ходу)
EJ204даEJ20GNнет
EJ20GдаEJ20 (201) DOHCнет
EJ20 (202) SOHCда
EJ 18 SOHCда
EJ 15да

Двигатели VAG, которые устанавливаются на автомашины AUDI (АУДИ), VOLKSWAGEN (ФОЛЬКСВАГЕН) и SKODA (ШКОДА)

МоторГнет?МоторГнет?
ADP 1.6да1,8 RPнет
AUDI A6 C4 2.5 TDI (тди)да
Polo 2005 1.4да1,8 ААМнет
Транспортер T4 ABL 1.9 лда1,8 PFнет
GOLF 4 1.4/16V AHWда1,6 EZнет
PASSAT 1.8 л. 20Vда2,0 2Енет
Passat B6 BVY 2,0FSIгнет + ломает направляющие клапана1,8 PLнет
1,4 ВСАда1,8 AGUнет
1,4 BUDда1,8 EVнет
2,8 АААда1,8 ABSнет
2,0 9Ада2,0 JSнет
1,9 1Zда
1,8 KRда
1,4 BBZда
1,4 ABDда
1,4 ВСАда
1,3 МНда
1,3 HKда
1,4 AKQда
1,6 ABUда
1,3 NZда
1,6 BFQда
1,6 CSда
1,6 АЕЕда
1,6 AKLда
1,6 AFTда
1.8 AWTда
2,0 BPYда

Двигатели автомобилей BMW (БМВ)

МоторПогнет?
BMW N46 (БМВ Н46 — 4-х цил. бензин двигатель)Нет

Двигатели автомобилей MERSEDES-BENZ (МЕРСЕДЕС-БЕНЦ)

МоторПогнет?
271 моторда
W123 615,616 (бенз., дизель)да

Двигатели автомобилей VOLVO / ВОЛЬВО

МоторЧто будет с клапанами?
S40 1.6 (ремень)погнутся
740 2.4Dпогнутся (и, возможно, сломается распредвал и толкатели)

Двигатели автомобилей FIAT / ФИАТ

МоторЧто будет с клапанами?
Brava 1600 см3 16 кл.да
Tipo и Tempra 1.4, 8-клап. и 1.6 лгнутся (у этих моделей бывают не гнутся)
Tipo и Tempra 1.7 дизельда
Ducato 8140погнутся (и поломаются рокеры)
Ducato F1Aда
Фиат Дукато 2.8 турбодизельда
Fiat Croma (Фиат Крома) 2.0 8-ми клапанныйда
Fiat Croma (Фиат Крома) 2.0 16-ми клапанныйда

Двигатели автомобилей HYUNDAI (ХЕНДАЙ, ХУНДАЙ)

МоторПогнутся или нет?
Getz 1.3 12клда
Getz 1.4 16клда
Accent SOHC 1.5 12V и DOHC 1.5 16vда
Н 200, D4BFда
Elantra, G4FCда
Sonata, 2.4лда

Двигатели автомобилей CITROEN / СИТРОЕН

МоторПогнет?
Ситроен Ксантия (Citroen Xantia) XU10J4R 2.0 16клда
Citroen ZX 1.9 и 2.0 (дизель)да
Citroen C5 2.0 136 л.с.да
Citroen C4 1.6i 16Vда
Citroen jumper 2.8 НDIда
Citroen Berlingo 1.4 и 1.6да
Citroen Xsara 1.4 TU3JPда

Двигатели автомобилей CHEVROLET / ШЕВРОЛЕ

ДвигательГнет
Aveo 1.4 F14S3, 8 кл.да
Aveo 1.4 F14D3 16кл.да
Aveo 1.6да
Aveo 1.4 F14S3да
Lacetti 1,6л. и 1,4л.да
Captiva LT 2,4 л.да

Двигатели с турбонагнетателем экономичнее и развивают больше мощности. В таких ДВС топливо сгорает лучше. Принцип работы турбокомпрессоров рассматривали подробно.

Двигатели автомобилей DAEWOO / ДЭУ

МоторГнетМоторНе гнет
Ланос 1.5даЛанос, Sens 1.3не гнет
Ланос 1.6даНексия 1.6. 16 Узбек.не гнет
Матиз 0.8гнет и еще направляющую под заменНексия 1.5. 8 (Евро-2 G15MF авто до 2008 г.)не гнет
Нексия A15SMS (Евро-3, после 2008г.)да
Nubira 1,6л. DOHCда
Nexia 1.6 литров, 16 клапанный, мотор F16D3, по отзыву Александра, в комментарии вконце статьи, у него погнуло 4 клапана и пришли в негодность гидрокомпенсаторы.гнет и ломает гидрокомпенсаторы

На фото изображены погнутые клапана Дэу Нексия

Клапана Дэу Ланос


Нет, не ошибка. Модель Ланос есть не только у Шевроле, но и у Дэу.

Двигатели автомобилей SUZUKI / СУЗУКИ, СУДЗУКИ

МоторЧто будет при обрыве ремня?
G16A (1.6л 8 клап)не погнет
G16B (1.6 л 16 кл.)не погнет

Двигатели автомобилей TOYOTA / ТОЙОТА

МоторГнетМоторНе гнет
даCamry V10 2.2GLне гнет
да3VZне гнет
2Eда1Sне гнет
3S-GEда2Sне гнет
3S-GTEда3S-FEне гнет
3S-FSEда4S-FEне гнет
4A-GEгнет (на холостых не гнет)5S-FEне гнет
1G-FE VVT-iда4A-FHEне гнет
G-FE Beamsда1G-EUне гнет
1JZ-FSEда3Aне гнет
2JZ-FSEда1JZ-GEне гнет
1MZ-FE VVT-iда2JZ-GEне гнет
2MZ-FE VVT-iда5A-FEне гнет
3MZ-FE VVT-iда4A-FEне гнет
1VZ-FEда4A-FE LBне гнет (работающие на обедненной смеси (lean burn))
2VZ-FEда7A-FE
3VZ-FEда7A-FE LBне гнет (работающие на обедненной смеси (lean burn))
4VZ-FEда4E-FEне гнет
5VZ-FEда4E-FTEне гнет
1SZ-FEда5E-FEне гнет
2SZ-FEда5E-FHEне гнет
1G-FEне гнет
1G-GZEне гнет
1JZ-GEне гнет (на практике возможно)
1JZ-GTEне гнет
2JZ-GEне гнет (на практике возможно)
2JZ-GTEне гнет
1MZ-FE тип’95не гнет
3VZ-Eне гнет

Двигатели автомобилей GEELY / ДЖИЛИ

МоторГнетМоторНе гнет
Geely Emgrand EC7 1.5 JL4G15 и 1.8 JL4G18 CVVTДаGeely CK/MK 1.5 5A-FEне гнет
Geely MK 1.6 4A-FEне гнет
Geely FC 1.8 7A-FEне гнет
Geely LC 1.3 8A-FEне гнет

Двигатели автомобилей LIFAN / ЛИФАН

МоторЧто произойдет?
LF479Q3 1,3л.не погнет
Tritec 1,6л.не погнет
4A-FE 1,6л.не погнет
5A-FE 1,5л. и 1,8л. 7A-FEне погнет

Двигатели автомобилей CHERY / ЧЕРИ

МоторЧто будет?
Tiggo 1,8л., 2,4л. 4G64погнет
Amulet SQR480EDпогнет и еще сломаются коромысла
A13 1.5погнет
Chery Bonus 3 (Чери Бонус 3), 16 кл, 1.5 лпогнет

Двигатели автомобилей Faw / Фав

МоторЧто будет?
Besturn B50, 1.6 литров, 103 л.с.погнет

Двигатели ВАЗ – «невтыковые» и «рисковые»

Поскольку на каждую из моделей ВАЗ устанавливается несколько силовых установок, важно знать, какие из них являются «втыковыми».

Как уже отмечено, на классических ВАЗ (2101-2107) и ВАЗ «Нива» устанавливались силовые агрегаты, у которых изгиб клапанов происходит. Но поскольку привод ГРМ на этих моторах – цепной, «втыковость» можно в расчет не брать.

«Самара»

На автомобили семейства «Самара» (ВАЗ 2108-21099) устанавливались:

  1. Агрегаты с маркировкой ВАЗ 21081, 2108 (карбюраторный и инжекторный);
  2. Моторы 21083, 21091;
  3. 8-клапанный ВАЗ-2111 (модели поздних годов выпуска).

Из них агрегаты 21083 и 2111 при обрыве ремня ГРМ клапаны не гнули, а вот версии 21081 и 2108 являлись «рисковыми».

ВАЗ 2110-2112

На моделях 10-го семейства (ВАЗ-2110-2112) линейка силовых установок еще более обширна. Часть агрегатов устанавливались на все авто этого семейства, а некоторые предлагались только для определенных моделей.

Общими для всех моделей являлись моторы с индексами ВАЗ-2110, 2111 (8-клапанный), 2112, 21114, 21124. Из них «втыковыми» являются двигатели ВАЗ-2112 и 21114, а остальные клапаны не гнут.

Дополнительно автомобиль модели ВАЗ-2112 комплектовался силовым агрегатом ВАЗ-21128, который тоже «рисковый» и при обрыве ремня ГРМ гнет клапаны.

«Самара-2»

Автомобили семейства «Самара-2», к которому относятся модели ВАЗ 2113-2115, оснащаются агрегатами марок ВАЗ-2111, 21114, 21124 и 21126. Из них «безрисковыми» являются только моторы ВАЗ-2111 и 21124.

Также для версий ВАЗ-2113 и 2115 предлагался мотор с индексом 11183, у которого обрыв ремня не приводит к изгибу клапанов.

«Гранта», «Калина», «Приора»

Лада «Гранта» оснащается линейкой установок следующих марок: 11183, 11186, 21126 и 21128. Последними двумя из них также оснащается версия «Гранта Спорт». Из всех моторов только версия 11183 является «невтыковой», остальные – гнут клапаны.

Для Лада «Калина» предлагаются моторы марок ВАЗ 11183, 11186, 11194, 21126 и 21127. Последних два агрегата также устанавливаются на модель «Калина Спорт», а версия «Кросс» оснащается двигателями 21127 и 11186. Из всей линейки только мотор ВАЗ-11183 не гнет клапаны при обрыве ремня ГРМ.

Лада «Приора» комплектуется установками с индексами 21114, 21116, 21126 и 21127. Все эти моторы — «втыковые».

Отметим, что выше указаны только основные марки силовых установок, которыми комплектуются те или иные модели. Но АвтоВАЗ практически всегда «грешит» экспериментальным мелкосерийным производством, когда на какие-то авто устанавливаются агрегаты, которые для него нехарактерны.

К примеру, на ВАЗ-2109 устанавливался мотор с идентичным индексом, отличающийся от версии 2108 облегченной конструкцией, а небольшая серия ВАЗ-2108 и вовсе оснащалась роторной установкой с маркировкой ВАЗ-415.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Другие характерные неисправности ВАЗ 2110 и других моделей серии.

Почему рвется ремень газораспределительного механизма?

Как показывает практика поломок, ремни не рвутся только из-за того, что они износились или попались некачественные. Есть еще несколько причин:

  • износ ремня (особенно, если есть даже незначительный перекос и ремень задевает бортик шкива);
  • если заклинил коленчатый вал ДВС;
  • если застопорилась помпа (насос, который гоняет охлаждающую жидкость);
  • если заклинил ролик натяжения ремня.

Новое поколение моторов часто ломаются. Это по причине того, что их делают все мощнее и мощнее. Расстояние между клапанами и поршнями, находящимися в верхних мертвых точках делают все меньше и меньше. Поэтому, даже, если клапана чуть приоткрыты и они не успели закрыться к приходу поршней, то происходит моментальное их сгибание.

Способы решения проблемы

Поскольку столкновение поршней с клапанами несет достаточно серьезные негативные последствия, то многих автолюбителей интересует, можно ли повлиять на эту ситуацию.

Существует несколько методов, которые позволяют сделать из мотора, гнущего клапаны, в «безвтыковый».

Самый простой из них – установка поршней с проточками. Кстати, на некоторых моторах ВАЗ именно так и решается проблема с «втыковостью».

На днище таких поршней имеются специальные углубления под тарелки клапанов. За счет этого последние в открытом положении не соприкасаются с поршнями, установленными в ВМТ.

Но таким способом можно модернизировать не все моторы, по той причине, что не всегда удается найти поршни с проточками заводского изготовления на замену «родных».

Второй метод – самостоятельное изготовление проточек на поршне. Этот способ подойдет для тех, кто не нашел «невтыковые» поршни на замену. Но у этого метода есть существенный недостаток – очень сложно изготовить одинаковые углубления на всех поршнях. В результате может образоваться дисбаланс поршней по весу, что скажется на ресурсе КШМ. Также разные по размеру проточки могут стать причиной разной компрессии в цилиндрах, и устранить эту проблему не удастся.

Третий метод – увеличение высоты камеры сгорания. Делается это путем установки 2-3 прокладок под головку блока. У этого способа негативная сторона — увеличение объема камеры сгорания, что влечет за собой падение компрессии, и как следствие – снижение мощности и увеличение расхода топлива.

Как узнать, гнет ли клапана на конкретной марки и модели автомобиля?

Это на самом деле хороший вопрос, и, ответ на него нужно знать все водителям. Быть готовым, в случае, когда порвался ремень ГРМ или цепь привода ГРМ, к ремонту по замене клапанов, их настройке и так далее, или, зная, что не гнет, не переживать лишний раз, а возить с собой запасной ремень газораспределительного механизма (если ременная передача).

Если в инструкции по эксплуатации определенной марки и модели написано, что не гнет и и вы не доверяете, или этой информации совсем не указано, то есть практический метод вычисления, погнутся ли клапана на этой машине.

Для того, чтобы это узнать, потребуется:

  1. демонтировать кожух;
  2. снять ремень ГРМ;
  3. установить первый поршень в ВМТ;
  4. медленно проворачивать распредвал на 720 градусов (это два полный оборота).Если клапан не уперся в поршень, то значит он не достает до него.
  5. установить второй поршень в ВМТ;
  6. также, проворачиваем распределительный вал на 2 полных оборота. Если поршень не задел клапана, то все хорошо.

Стоимость ремонта погнутых клапанов

Ремонт подобного типа обычно обходится автовладельцу достаточно дорого, как минимум 15 тыс. рублей, а в случае повреждения головы сумма может значительно возрасти. При тяжёлых повреждениях может потребоваться даже новая голова, а пересбор не имеет смысла.

Загнутые клапана нельзя выгибать обратно! Некоторые недобросовестные автосервисы говорят, что имеют запчасти для Вашего авто в наличии, но на самом деле выгибают их обратно, что является недопустимым. Обязательно просить после ремонта показать деформированные детали.

Для того чтобы не загнулись клапана на автомобиле необходимо своевременно производить замену ремня грм на автомобилях, а также помнить, что стоимость замены ремня грм составляет 10% от стоимости ремонтных работ при его обрыве.

Полезные советы по теме

Выполнение рекомендаций облегчит жизнь водителю и двигателю его автомобиля:

  • узнать, погнет ли клапана в моторе вашего авто по таблице, по справочнику или своими руками;
  • возить с собой запасной ремень ГРМ;
  • покупать ремень хорошего качества (лучше все время одной марки);
  • периодически проверять натяжение ремня и проводить визуальный осмотр на наличие порезов, задиров, отслоений веревок;
  • при покупке машины Б/У у чужого человека, рекомендуется поменять ГРМ, даже, если бывший владелец сказал, что недавно заменил;

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]