Если не считать систему АБС, то суппорт дискового тормоза становится наиболее сложным и ответственным узлом из всех, отвечающих за быструю и безопасную остановку автомобиля в рабочих и экстренных ситуациях.
При всей своей внешней простоте, оптимальная конструкция узла формировалась долго, со времён перехода автомобилей с барабанной тормозной системы на дисковую.
Что такое тормозной суппорт
Под тормозным суппортом подразумевается деталь, установленная на тормозном диске, которая закреплена на поворотном кулаке или задней балке. Машина среднего класса имеет передние суппорта. На задних колесах устанавливаются тормозные барабаны.
Более дорогие автомобили оснащаются полностью дисковыми тормозами, поэтому на задних колесах они также имеют суппорта.
Действие тормозного суппорта напрямую связано с усилиями водителя, когда он нажимает на педаль тормоза во время движения машины. В зависимости от силы воздействия на тормозную педаль, скорость срабатывания будет разной. Барабанные тормоза работают по другому принципу, но сила торможения так же зависит от усилий водителя.
Где расположен?
Исходя из названия, нетрудно догадаться, что задний тормозной суппорт «Опеля» и других машин расположен на задней оси. Крепится данный элемент при помощи болтовых соединений к ступице. Внутри него находятся колодки (как с левой, так и с правой стороны). Суппорт тормозной задний «Шевроле-Лачетти» приводится в действие от гидравлического привода. Такая же схема используется на других легковых авто.
А вот что касается грузовых машин, здесь суппорт тормозной задний (левый и правый в том числе) приводится в действие пневмосистемой. Не так давно на грузовиках использовали комбинированную схему привода. Так, суппорт тормозной задний правый и левый работал сначала от гидравлики, а затем от пневматики. Но сейчас такая конструкция уже не используется. Если говорить о микроавтобусах и внедорожниках, здесь также используется гидравлический привод.
Назначение тормозного суппорта
Как уже было сказано, тормозной суппорт устанавливается над тормозным диском. При активации системы колодки плотно зажимают диск, что способствует остановке ступицы, и, как следствие, всего автомобиля.
Данная деталь является разборной, поэтому при износе разных элементов механизма можно купить ремкомплект и заменить вышедшую из строя запчасть.
В основном в устройство тормозного суппорта входят такие элементы:
- Корпус;
- Направляющие на суппорта, которые позволяют выставить равномерное воздействие колодок на диск;
- Пыльник поршня для предотвращения попадания твердых частиц в привод тормозов, чтобы он не заклинил;
- Поршень тормозного суппорта, приводящий в движение подвижную колодку (чаще всего колодка с противоположной стороны крепится на плавающей скобе, и устанавливается максимально близко к диску);
- Скоба, которая не дает колодкам болтаться и в свободном положении касаться диска, вызывая скрежет;
- Пружина суппорта, которая отодвигает колодку от диска при послаблении усилий от педали тормоза;
- Тормозная колодка. В основном их две – по одной с каждой стороны диска.
Проблемы
Одна из частых проблем, которая возникает при эксплуатации заднего тормозного суппорта, это скрип колодок. Причем они могут быть новыми и от проверенного производителя. Скрип возникает из-за того, что элементы установлены с перекосом. Достаточно небольшого отклонения, чтобы новые колодки вызывали ужасный скрип. Как решается данная неисправность? Обычно эта проблема решается установкой противоскрипных металлических пластин. Они ставятся в полость между колодкой и суппортом.
Принцип работы тормозного суппорта
Независимо от модели автомобиля, тормозная система в большинстве случаев работает по схожему принципу. Когда водитель нажимает педаль тормоза, в главном тормозном цилиндре создается давление жидкости. Усилия передаются по магистрали на передний или задний суппорт.
Жидкость приводит в движение тормозной поршень. Он выталкивает колодки в сторону диска. Вращающийся диск зажимается и постепенно замедляется. Во время такого процесса выделяется большое количество тепла. По этой причине автовладельцу нужно уделять внимание качеству тормозных колодок. Никто не хотел бы оказаться в ситуации, когда отказывают тормоза или их заклинило.
Если машина на всех колесах имеет дисковые тормоза, то задние суппорта, так же как в барабанной системе, будут связаны с ручником.
Виды тормозных суппортов
Хотя на сегодняшний день существует много разработок, направленных на улучшение надежности тормозной системы, основными являются два вида:
- Фиксированный тормозной суппорт;
- Плавающий тормозной суппорт.
Хотя конструкция таких механизмов и отличается, принцип работы практически идентичен.
Фиксированная конструкция
Такие суппорты устанавливаются неподвижно. Они имеют минимум два рабочих поршня. Двухпоршневые суппорта с обеих сторон зажимают диск, что повышает эффективность системы. В основном такие тормоза устанавливаются на спорткары.
Автомобильные производители разработали много вариантов суппортов с фиксированной конструкцией. Встречаются четырех-, шести-, восьми- и даже двенадцатипоршневые модификации.
Плавающий тормозной суппорт
Данный вид суппортов был создан раньше. В устройстве таких механизмов имеется один поршень тормозного цилиндра, который приводит в движение колодку, установленную за ним с внутренней стороны диска.
Чтобы тормозной диск зажимался с двух сторон, с внешней стороны также имеется колодка. Она неподвижно закреплена на скобе, соединенной с корпусом рабочего поршня. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, гидравлическое усилие выдавливает поршень в сторону диска. Тормозная колодка упирается в диск.
Корпус поршня немного смещается, приводя в движение плавающую скобу с колодкой. Благодаря этому тормозной диск фиксируется колодками с обеих сторон.
Такой тормозной системой оснащаются бюджетные автомобили. Также как и в случае с фиксированной, плавающая модификация суппортов является разборной. На них можно приобрести ремкомплект для суппорта и заменить сломавшуюся деталь.
Профессиональная диагностика
Наиболее эффективным способом избежать проблем, перечисленных выше, является профессиональная диагностика, производимая высококвалифицированными специалистами с использованием специализированного инструмента и оборудования. Процесс диагностики включает в себя, как правило, два этапа работ:
- Проверка эффективности работы тормоза каждого колеса. Она проводится на специальном компьютерном стенде под присмотром квалифицированных экспертов.
- Визуальный осмотр суппортов. Эта операция предусматривает необходимость снятия задних колес. Проверяется состояние скоб, корпуса, цилиндров и пыльников. При обнаружении повреждений детали подлежат немедленной замене.
Неисправности и ремонт тормозных суппортов
Так как тормозная система автомобиля принимает на себя большую нагрузку при замедлении транспортного средства (чтобы увеличить рабочий ресурс тормозов и избежать нештатных ситуаций, опытные водители используют метод торможения двигателем), некоторые детали нуждаются в замене. Но помимо планового обслуживания тормозов система может давать сбой.
Вот распространенные неисправности, их причины и варианты решений:
Проблема | Возможные проявления | Как решить |
Клин направляющей суппорта (из-за выработки, попадания грязи или образованию ржавчины, деформация скобы) | Машина плавно уходит в сторону, «прихватывает» тормоза (торможение продолжается, даже при отпущенной педали), требуются большие усилия для торможения, заклинивает тормоза при сильном нажатии педали | Переборка суппорта, замена изношенных деталей. Поменять пыльники. Можно зачистить поврежденные коррозией элементы, но если имеется выработка, то проблема не устранится. |
Клин поршня (чаще всего из-за естественного износа или попадания грязи, иногда из-за износившегося пыльника на поверхности поршня образуется коррозия) | Идентичные | Некоторые пытаются отшлифовать зеркало поршня, однако больше эффекта будет от замены детали. Чистка поможет только при незначительной коррозии. |
Поломка монтажной пластины (удерживает колодку на своем месте) | Идентичные | Замена при каждом обслуживании |
Клин колодок или неравномерный износ | Идентичные | Проверить болт направляющей суппорта и поршней |
Утечка тормозной жидкости через штуцер | Мягкая педаль | Проверить, в каком месте подтекает жидкость, и поменять уплотнители или плотнее обжать шланг на штуцере. |
Выполняя ремонт суппорта, важно правильно подобрать ремкомплект, соответствующий модели механизма. Большинство проблем с тормозным суппортом появляются из-за вышедших из строя пыльников, уплотнителей и направляющих.
В зависимости от модели автомобиля и применяемых в тормозной системе суппортов ресурс данной детали может составлять около 200 тысяч километров пробега. Однако это относительная цифра, так как на нее в первую очередь влияет манера езды водителя и качество материалов.
Чтобы отремонтировать суппорт, его нужно полностью снять и почистить. Далее прочищаются все каналы и меняются пыльники и уплотнители. Особенной осторожности требует задний суппорт, связанный с ручником. Нередко мастера на СТО неправильно собирают стояночную систему, что ускоряет износ некоторых ее деталей.
Если суппорт сильно поврежден коррозией, ремонтировать его нет смысла. Помимо планового обслуживания на тормозную систему нужно обратить внимание, если наблюдаются перечисленные в таблице проблемы, а также если гремят или стучат суппорта.
Про поршень
Следующая неисправность – поршень заднего тормозного суппорта. Он может приходить в негодность при отсутствии смазки. Почему это происходит? Самая популярная причина – это разрушение резинового пыльника. Именно сквозь него внутрь попадет пыль и вода, которая провоцирует коррозионные процессы. Смазка высыхает либо попросту вымывается. В результате поршень работает насухую. Чем опасно данное явление? В один момент поршень может попросту заклинить и не вернуться в изначальное положение. Это спровоцирует полную блокировку колеса на скорости. Чем она выше, тем опаснее будут последствия. Выход из ситуации – покупка ремкомплекта суппорта тормозного заднего. Такой поршень дальнейшей эксплуатации не подлежит. Но если проблема обнаружена вовремя, можно ограничиться лишь заменой резинового пыльника. Сколько стоит отремонтировать суппорт тормозной задний? Цена восстановления в данной ситуации колеблется в пределах от пятисот до тысячи рублей.
Как выбрать тормозной суппорт
Очень важно, чтобы суппорт был подобран под технические характеристики автомобиля, а именно, под его мощность. Если установить малопроизводительный вариант на мощный автомобиль, то в лучшем случае тормоза просто будут быстро изнашиваться.
Что касается установки более производительных суппортов на бюджетный автомобиль, то это уже вопрос финансовых возможностей владельца авто.
Подбирается данное устройство по следующим параметрам:
- По марке автомобиля. В технической документации должна указываться вся важная информация. В специализированных торговых точках специалисты уже обладают этими данными, поэтому, если машина была приобретена на вторичном рынке без технической документации, они подскажут, какой вариант подойдет для конкретного автомобиля;
- По ВИН-коду. Этот метод позволит найти оригинальную запчасть. Однако бюджетные аналоги подбираются по этому параметру с не меньшей эффективностью. Главное, чтобы владельцы ресурса, на котором подыскивается устройство, правильно внесли данные;
- Код суппорта. Для использования этого метода нужно самому точно знать эту информацию.
Не стоит сразу же приобретать бюджетные аналоги, так как некоторые производители автозапчастей недобросовестно относятся к изготовлению своей продукции. Больше гарантий – от покупки устройства у проверенных производителей, таких как Meyle, Frenkit, NK, ABS.
Обратите внимание
В качестве смазки для суппорта не подойдет обычная «графитка» или «Литол». Материал для суппортов должен отвечать высоким требованиям, в частности быть стойким к температурным перепадам. Обычная смазка даже в пыльнике быстро засыхает. Поэтому приобретать нужно только специализированный продукт. Обычно такая смазка для суппортов продается в пакетиках по 45 грамм. Их хватает для полной обработки механизма.
Порядок действий для замены тормозного суппорта
Чтобы заменить передний или задний суппорт, особых навыков это не потребует. Вначале машина должна стоять на ровной поверхности. Замена детали всегда должна производиться комплектом.
Колесные диски ослабляются, автомобиль поддомкрачивается (начинать можно с любой стороны, но в данном описании процедура происходит, начиная с водительской стороны). Когда меняется задний механизм, нужно опустить ручник, а переднеприводный автомобиль поставить на передачу и под колеса установить противооткатные башмаки.
В данном случае (меняется суппорт с водительской стороны) башмаки устанавливаются под колеса со стороны пассажиров. Машина в процессе выполнения работ не должна раскачиваться вперед/назад.
Откручивается штуцер прокачки тормозной системы, а шланг опускается в пустую емкость. Чтобы удалить остатки жидкости из полости суппорта, струбциной нажимается на поршень так, чтобы он спрятался в корпус.
Следующий шаг – откручивается болт крепления суппорта. В каждой модели этот элемент имеет свое расположение. Если ручник поднят, снять суппорт не получится. В этот момент выбирается соответствующий механизм для нужной стороны. Резьба крепления шланга тормозной системы должна быть сверху. В противном случае неправильно установленный суппорт будет подсасывать воздух в систему.
Когда меняется суппорт, сразу нужно обратить внимание на диски. Если на них имеются неровности, то поверхность необходимо отшлифовать. Новый суппорт подсоединяется в обратной последовательности.
Чтобы тормозная система работала правильно, нужно прокачать тормоза (уже после замены всех суппортов). О том, как это сделать, читайте в отдельной статье.
Можно ли отремонтировать
У меня есть большая и замечательная статья по ремонту, обязательно читайте, там все по полкам. Суппорта ломаются от этого никуда не уйти, может просто банально пыльник «проворонили», либо рабочий поршень закис. В общем если покупать новый в сборе, то это дорого. Но можно отремонтировать и этот.
Для этого приобретается ремонтный комплект. По сути это все новые внутренности, которые стоит заменить.
Рабочие поршни ремонтировать нет смысла (отчищать их от ржавчины или окисла), поверхность зачастую уже съедена, и даже если вы снимете часть на специальном станке, то размеры уже не подойдут.
Поэтому последовательность действий должна быть такая:
- Приобретаем ремкомплет.
- Снимаем суппорт с машины и разбираем его.
- Удаляем все старые резинки, при надобности чистим корпус.
- Устанавливаем новые детали.
- Устанавливаем на авто, прокачиваем тормозную систему.
Хочется отметить отдельно направляющие, по сути это два длинных болта, по которым ходит подвижная часть конструкции. Если они изнашиваются, либо у них рвется уплотнительная резинка, работа суппорта также может нарушиться, их также желательно заменить.
Сейчас небольшое полезное видео смотрим.
На этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.
(13 голосов, средний: 4,69 из 5)
Похожие новости
Какие тормозные барабаны лучше чугунные или алюминиевые. Читать .
Чем и какой краской покрасить тормозные барабаны. Чтобы не ржаве.
Преобразователь ржавчины состав. Можно ли сделать своими руками?
Добавить комментарий Отменить ответ
Комментарии
Доброго всем дня, решил я написать свой отзыв о Toyota Avensis 2010 года. Просто хочу…
Рекомендации по обслуживанию и ремонту
Учитывая, что данные механизмы в сборе стоят достаточно дорого, за ними нужен периодический уход и обслуживание. Чаще всего в суппортах происходит закисание направляющих (плавающая конструкция) или поршней. Вторая проблема является следствием несвоевременной замены тормозной жидкости.
Если поршни не полностью закисли, их можно очистить. Как уже говорилось, при обильном окислении (ржавчина) деталь нет смысла ремонтировать – лучше ее заменить на новую. Также стоит обратить внимание на состояние пружины на суппорте. Из-за коррозии она может терять эластичность или вообще лопнуть.
Нередко от появления коррозии на суппорте может защитить покраска. Еще один плюс данной процедуры – эстетичный вид узла.
Пыльники, втулки и прочие уплотнительные материалы можно заменить, если приобрести ремкомплект заднего суппорта. С таким же успехом обслуживаются и передние механизмы.
В дополнение посмотрите видео о том, как обслуживаются тормозные суппорта:
Ремонт и обслуживание СУППОРТОВ
Уход
Чтобы механизм служил долго и исправно, следует регулярно контролировать состояние суппорта. Ниже приведем несколько полезных советов:
- Раз в полгода осматривать визуальное состояние суппорта. Особое внимание обращайте на потеки. Их не должно быть ни на шлангах, ни в местах соединений. При наличии таковых нужно срочно искать источник проблемы. Обычно это перетертый или изношенный шланг. Он имеет двухслойную конструкцию, но даже если первый слой повредился, такой элемент подлежит замене. Чем это опасно? Из-за потеков постоянно падает уровень жидкости в системе. Это приведет к невозможности работы поршня, так как ему не будет хватать давления.
- Проверяйте, как свободно двигается поршень. Если долго не менять тормозную жидкость, он может закиснуть из-за ржавчины. В лучшем случае у вас ухудшится эффективность торможения. В худшем придется менять полностью цилиндр.
- Следите за остатком фрикционного материала колодок. Современные производители оснащают их механическими датчиками. Когда толщина колодок близится к двум миллиметрам, металлическая пластинка начинает касаться краев диска при торможении. В итоге водитель слышит характерный писк. Это говорит о том, что колодки пришли в негодность. Если их время не заменить, о диск будет тереться сам металл – накладка колодки — либо вовсе суппорт. Это приводит к повышенному износу обоих элементов. При существенных задирах такие механизмы больше не подлежат эксплуатации.