Карбюратор ВАЗ 2106: назначение, устройство, неисправности, регулировка


Стабильная работа карбюраторного двигателя напрямую зависит от работоспособности самого карбюратора. До недавнего времени автомобили семейства ВАЗ оснащались системой подачи топлива при помощи этого узла. Карбюратор требует периодического ухода, с чем сталкивается практически каждый владелец «Жигулей». Работу по очистке и регулировке можно провести своими силами, для чего достаточно ознакомиться и выполнить пошаговые инструкции.
  • Для чего предназначен
  • Устройство карбюратора
  • Система холостого хода
  • Поплавковая камера
  • Эконостат
  • Ускорительный насос
  • Переходная система
  • Система пуска
  • Какие карбюраторы устанавливаются на ВАЗ 2106

    ДААЗ

  • Озон
  • Солекс
  • Установка двух карбюраторов
    • Признаки неисправности карбюратора

      Глохнет на холостом ходу

    • Провалы при разгоне

      Видео: устранение подсоса воздуха

  • Заливает свечи
  • Запах бензина в салоне
  • Глохнет при нажатии на газ
      Видео: устранение проблемы глохнущего двигателя
  • Регулировка карбюратора ВАЗ 2106
  • Регулировка поплавковой камеры
  • Регулировка ускорительного насоса
  • Чистка или замена жиклёров
      Видео: как прочистить карбюратор
  • Таблица: номера и размеры жиклёров для карбюраторов ВАЗ 2106
  • Замена карбюратора
      Как снять

      Видео: как снять карбюратор на примере ВАЗ 2107

  • Как поставить
  • Карбюратор ВАЗ 2106

    ВАЗовская «шестёрка» выпускалась Волжским автомобильным заводом на протяжении 30 лет, с 1976 по 2006 год. Машина оснащалась карбюраторными моторами объёмом от 1,3 л до 1,6 л. В составе топливной системы использовались разные карбюраторы, но наиболее распространённым был Озон.


    Одним из распространённых карбюраторов для ВАЗ 2106 был Озон

    Для чего предназначен

    Для любого карбюраторного мотора неотъемлемым узлом является карбюратор, который предназначен для приготовления оптимального состава топливно-воздушной смеси путём смешивания воздуха и горючего, а также для подачи этой смеси в цилиндры силового агрегата. Для более эффективного сгорания топлива, смешивание с воздухом должно происходить в определённых пропорциях, как правило, 14,7:1 (воздух/бензин). В зависимости от режима работы двигателя соотношение может меняться.

    Устройство карбюратора

    Какой бы ни был установлен карбюратор на ВАЗ 2106, различия между ними минимальны. Основными системами рассматриваемого узла являются:

    • система холостого хода;
    • поплавковая камера;
    • эконостат;
    • ускорительный насос;
    • переходная система;
    • система пуска.


    Схема карбюратора Озон: 1. Винт ускорительного насоса. 2. Заглушка. 3. Топливный жиклер переходной системы второй камеры карбюратора. 4. Воздушный жиклер переходной системы второй камеры. 5. Воздушный жиклер эконостата. 6. Топливный жиклер эконостата. 7. Воздушный жиклер главной дозирующей системы второй камеры карбюратора. 8. Эмульсионный жиклер эконостата. 9. Диафрагменный механизм пневмопривода дроссельной заслонки второй камеры карбюратора. 10. Малый диффузор. 11. Жиклеры пневмопривода дроссельной заслонки второй камеры карбюратора. 12. Винт — клапан (нагнетательный) ускорительного насоса. 13. Распылитель ускорительного насоса. 14. Воздушная заслонка карбюратора. 15. Воздушный жиклер главной дозирующей системы первой камеры карбюратора. 16. Демпферный жиклер пускового устройства. 17. Диафрагменный механизм пускового устройства. 18. Воздушный жиклер системы холост ого хода. 19. Топливный жиклер системы холостого хода.20. Топливный игольчатый клапан.21. Сетчатый фильтр карбюратора. 22. Топливный штуцер. 23. Поплавок. 24. Подстроечный винт системы холостого хода. 25. Топливный жиклер главной дозирующей системы первой камеры.26. Винт «качества» топливной смеси. 27. Винт «количества» топливной смеси. 28. Дроссельная заслонка первой камеры. 29. Теплоизоляционная проставка. 30. Дроссельная заслонка второй камеры карбюратора. 31. Шток диафрагмы пневмопривода дроссельной заслонки второй камеры. 32. Эмульсионная трубка. 33. Топливный жиклер главной дозирующей системы второй камеры. 34. Перепускной жиклер ускорительного насоса. 35. Всасывающий клапан ускорительного насоса. 36. Рычаг привода ускорительного насоса

    Для лучшего понимания работы устройства, перечисленные системы следует рассмотреть более детально.

    Система холостого хода

    Система холостого хода (СХХ) предназначена для поддержания стабильных оборотов двигателя при закрытой дроссельной заслонке. В таком режиме работы двигатель получает питание без посторонней помощи. Горючее берётся системой из поплавковой камеры и смешивается с воздухом в эмульсионной трубке.


    Схема системы холостого хода карбюратора: 1 — корпус дроссельных заслонок; 2 — дроссельная заслонка первичной камеры; 3 — отверстия переходных режимов; 4 — отверстие, регулируемое винтом; 5 — канал подвода воздуха;6 — регулировочный винт количества смеси; 7 — регулировочный винт состава (качества) смеси; 8 — эмульсионный канал системы холостого хода; 9 — регулировочный винт добавочного воздуха; 10 — крышка корпуса карбюратора; 11 — воздушный жиклер системы холостого хода; 12 — топливный жиклер системы холостого хода; 13 — топливный канал системы холостого хода; 14 — эмульсионный колодец

    Поплавковая камера

    В конструкции любого карбюратора предусмотрена поплавковая камера, в которой расположен поплавок, контролирующий уровень топлива. Несмотря на простоту этой системы, бывают моменты, когда уровень топлива не соответствует оптимальному значению. Связано это с нарушением герметичности игольчатого клапана. Причина такого явления — эксплуатация автомобиля на топливе низкого качества. Устраняется проблема чисткой либо заменой клапана. Сам поплавок время от времени нуждается в регулировке.


    В поплавковой камере карбюратора расположен поплавок, который контролирует уровень топлива

    Эконостат

    Эконостат обеспечивает двигатель топливом при работе на высоких оборотах и подаёт топливно-воздушную смесь в пропорциях, соответствующих оборотам. По своей конструкции эконостат состоит из трубочки с разными сечениями и эмульсионными каналами, которые расположены вверху смесительной камеры. При максимальных нагрузках мотора в этом месте возникает разрежение.

    Ускорительный насос

    Чтобы при резком нажатии на педаль газа не было провала, в карбюраторе предусмотрен ускорительный насос, который обеспечивает подачу дополнительного топлива. Необходимость в этом механизме обусловлена тем, что карбюратор при резком ускорении не способен подать в цилиндры нужное количество топлива.


    Схема ускорительного насоса: 1 — клапан-винт; 2 — распылитель; 3 — топливный канал; 4 — перепускной жиклёр; 5 — поплавковая камера; 6 — кулачок привода ускорительного насоса; 7 — рычаг привода; 8 — возвратная пружина; 9 — чашка диафрагмы; 10 — диафрагма насоса; 11 — впускной шариковый клапан; 12 — камера паров бензина

    Переходная система

    Переходные системы в карбюраторе обогащают горючую смесь при переходе с режима холостого хода к работе главных дозирующих систем, при плавном нажатии на педаль акселератора. Дело в том, что при открытии дроссельной заслонки, количество воздуха, проходящее через диффузор главной дозирующей системы, увеличивается. Разрежение хоть и создаётся, но его недостаточно для стекания топлива из распылителя главной дозирующей камеры. Горючая смесь обедняется из-за большого количества воздуха в ней. В результате двигатель может заглохнуть. Со второй камерой ситуация похожая — при открытии дроссельной заслонки необходимо обогатить топливную смесь, чтобы исключить провалы.

    Система пуска

    В момент пуска холодного карбюраторного мотора не всегда удаётся обеспечить подачу нужного количества топлива и воздуха. Для этого в карбюраторе есть система пуска, позволяющая регулировать подачу воздуха при помощи воздушной заслонки. Эта деталь стоит на первой камере и регулируется тросом из салона. По мере прогрева двигателя, заслонка открывается.

    Подсос — устройство, прикрывающее входное отверстие для подачи воздуха в карбюратор при запуске двигателя на холодную.


    Схема диафрагменного пускового устройства: 1 — рычаг привода воздушной заслонки; 2 — воздушная заслонка; 3 — воздушный патрубок первичной камеры карбюратора; 4 — тяга; 5 — шток пускового устройства; 6 — диафрагма пускового устройства; 7 — регулировочный винт пускового устройства; 8 — полость, сообщающаяся с задроссельным пространством; 9 — телескопическая тяга; 10 — рычаг управления заслонками; 11 — рычаг; 12 — ось дроссельной заслонки первичной камеры; 13 — рычаг на оси заслонки первичной камеры; 14 — рычаг; 15 — ось дроссельной заслонки вторичной камеры;1 6 — дроссельная заслонка вторичной камеры; 17 — корпус дроссельных заслонок; 18 — рычаг управления дроссельной заслонкой вторичной камеры; 19 — тяга; 20 — пневмопривод

    При вытягивании ручки подсоса происходит обогащение смеси, но при этом остаётся зазор в 0,7 мм, чтобы не залить свечи.

    Какие карбюраторы устанавливаются на ВАЗ 2106

    Несмотря на то что ВАЗовская «шестёрка» уже давно не выпускается, на дорогах встречается большое количество этих автомобилей. Их владельцы часто задаются вопросом, какой карбюратор можно поставить вместо штатного, при этом преследуются следующие цели: уменьшить расход топлива, улучшить динамические показатели автомобиля и в целом добиться оптимальных эксплуатационных характеристик. Воплотить эти желания сегодня вполне реально, для чего производят замену штатного карбюратора. Рассмотрим, какие модификации рассматриваемых устройств могут быть установлены на ВАЗ 2106.

    ДААЗ

    Вначале производства автомобилей семейства ВАЗ силовые агрегаты работали в паре с карбюраторами Дмитровского автоагрегатного завода (ДААЗ). Для изготовления этих узлов была приобретена лицензия у фирмы Вебер. На многих «шестёрках» и сегодня стоят именно такие карбюраторы. Для них характерна неплохая динамика, простая конструкция и большой расход топлива, как правило, не менее 10 л на 100 км. Приобрести такой карбюратор в хорошем состоянии очень проблематично. Для сборки нормально функционирующего узла потребуется покупка нескольких устройств.


    Изначально на ВАЗ 2106 устанавливали карбюратор ДААЗ, который обеспечивал хорошую динамику, но также имел высокий расход топлива

    Узнайте больше о карбюраторе ДААЗ: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/toplivnaya-sistema/karbyurator-daaz-2107–1107010-ustroystvo-i-regulirovka.html

    Озон

    Карбюратор Озон был создан на основе Вебера, но узел имел отличительные черты:

    • топливная экономичность;
    • уменьшение токсичности выхлопных газов.

    В те времена этот карбюратор считался самым экологичным. Если устройство отрегулировано правильно, то динамика должна быть неплохой, а расход топлива составлять 7–10 л на 100 км. Несмотря на положительные качества, узел имеет и недостатки. Дело в том, что вторичная камера открывается при помощи пневмопривода, который иногда отказывается работать. Кроме того, с системой принудительного холостого хода возникают проблемы из-за износа диафрагмы.


    Карбюратор Озон по сравнению с ДААЗом был более экономичным и экологичным

    При нарушении регулировок или загрязнении механизма, вторичная камера может вовсе не открываться либо открываться, но с большой задержкой. В результате динамика ухудшается, стабильная работа двигателя на средних и высоких оборотах нарушается. Чтобы карбюратор Озон безотказно работал, узел необходимо периодически обслуживать.

    Подробнее о карбюраторе Озон: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/toplivnaya-sistema/karbyurator-ozon-2107-ustroystvo.html

    Солекс

    Особой популярностью у владельцев «Жигулей» пользуются карбюраторы ДААЗ-21053 (Солекс). Устройство имеет неплохие показатели динамики и экономичности. Для «шестёрки» это один из лучших вариантов. По сравнению с предыдущими карбюраторами, Солекс имеет конструктивные отличия, поскольку оснащается системой обратной подачи топлива: она обеспечивает подачу горючего обратно в топливный бак. В результате удаётся сэкономить порядка 400–800 г бензина на 100 км.

    Некоторые модификации Солекса оснащались электроклапаном холостого хода, автоматической системой пуска на холодную.


    Карбюратор Солекс отличается хорошей динамикой и экономичностью топлива

    Эксплуатация такого карбюратора показала, что устройство довольно капризное из-за узких топливных и воздушных каналов, которые часто забиваются. В результате возникают проблемы с холостым ходом, а позже и другие неполадки. Расход горючего составляет 6–10 л на сотню при размеренной езде. По динамике Солекс уступает только Веберу первых лет выпуска. Чтобы этот карбюратор работал без нареканий, необходимо своевременно проводить профилактику.

    Узнайте больше о Солекс: https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/toplivnaya-sistema/karbyurator-soleks-21073-ustroystvo.html

    Установка двух карбюраторов

    Над установкой двух узлов для смешивания топлива и воздуха задумываются владельцы «Жигулей», которых не устраивает работа мотора на высоких оборотах. Дело в том, что у стандартного впускного коллектора каналы имеют разную длину, а это не позволяет двигателю развивать полную мощность. Внедрение двух карбюраторов обеспечивает более равномерную подачу топливно-воздушной смеси, что увеличивает крутящий момент и повышение мощности силового агрегата.

    Если вы проявляете интерес к модернизации своей «шестёрки», нужно знать, что подобную работу можно выполнить самостоятельно. Для её проведения потребуется терпение, необходимые материалы и комплектующие. Установка двух карбюраторов предполагает наличие следующего перечня:

    • два впускных коллектора от автомобиля «Ока»;
    • тройники для топливной системы;
    • детали привода дроссельных заслонок;
    • набор шлангов и тройников;
    • полоска металла толщиной 3–4 мм.


    При установке двух карбюраторов обеспечивается более равномерная подача топливно-воздушной смеси в камеру сгорания мотора

    В дополнение к перечисленному нужно подготовить набор стандартных инструментов (отвёртки, ключи, пассатижи), а также тиски, дрель и шарошку по металлу. Что касается выбора карбюратора, то устанавливать нужно две одинаковые модели, например, Озон или Солекс. Процесс монтажа начинается со снятия штатного впускного коллектора и подгонки деталей от «Оки», чтобы они чётко прилегали к ГБЦ.

    Для удобства проведения работы головку блока рекомендуется снять.

    При подготовке впускных коллекторов пристальное внимание уделяют каналам: поверхность не должна иметь каких-либо выступающих элементов. В противном случае во время работы двигателя поток смеси будет испытывать сопротивление. Все мешающие части необходимо удалить при помощи шарошки. Закончив все подготовительные процедуры, производят установку карбюраторов. Затем устройства регулируют, для чего откручивают винты качества и количества на одинаковое число оборотов. Чтобы оба устройства открывались одновременно, необходимо изготовить кронштейн, который будет соединяться с педалью газа. В качестве привода для карбюраторов используют подходящий тросик, например, от автомобиля «Таврия».

    Важные мелочи

    Любые «Солексы» (кроме 21073) имеют жиклеры с очень тонкими отверстиями. Нужно отметить, что из-за этого жиклеры очень чувствительны к мусору в топливе, а сам карбюратор часто забивается грязью. По причине этого следует регулярно менять топливные фильтры. Чтобы повысить надежность, можно установить инжекторный топливный фильтр. Это выйдет немного дороже, но зато можно увеличивать интервал между ревизией агрегата.

    Если решение установить карбюратор «Солекс» на классику принято, то кроме карбюратора могут понадобиться дополнительные запасные части. Агрегат может быть установлен с воссозданием системы ЭПХХ или же без нее – останется только неподключенный электромагнитный клапан. Проще всего обойтись этой системой. Но специалисты утверждают, что ЭПХХ хоть и позволяет добиться 5 % экономии топлива, но при этом система ненадежна и часто выходит из строя. А это значительно снижает надежность всего агрегата.

    Чтобы электромагнитный клапан не мог перекрывать подачу горючего в канал холостого хода «Солекса» (ведь блок ЭПХХ не устанавливается штатно), необходимо удалить иглу клапана из корпуса. Но проще всего подключить клапан от замка зажигания.

    При установке «Солекса» на заднеприводные ВАЗы нужно заглушить «обратку» пробкой или же подключить ее через обратный клапан в систему подачи топлива к топливному фильтру.

    Признаки неисправности карбюратора

    По мере эксплуатации автомобиля с карбюратором могут возникать те или иные неполадки в результате которых требуется прочистка, регулировка узла либо замена каких-либо его частей. Рассмотрим наиболее распространённые неполадки с механизмом и методы их устранения.

    Глохнет на холостом ходу

    Одной из часто встречающихся неисправностей карбюраторов ВАЗ 2106 и другой «классики» являются проблемы с холостым ходом. В этой ситуации происходит следующее: при нажатии педали газа двигатель нормально набирает обороты, а при отпускании мотор глохнет, т. е. когда происходит переход в режим холостого хода (ХХ). Причин этого явления может быть несколько:

    • засор жиклёров и каналов системы ХХ;
    • неисправность электромагнитного клапана;
    • проблемы с экономайзером принудительного хода;
    • выход из строя уплотнителя винта качества;
    • необходимость проведения регулировки узла.


    Одной из распространённых причин глохнущего мотора на холостом ходу является засор жиклёров карбюратора

    Конструкция карбюратора выполнена с совмещением системы ХХ и первичной камеры. В результате могут наблюдаться неполадки, приводящие не только к провалам, но и к полной остановке мотора. Решение перечисленных проблем довольно простое: замена неисправных элементов, если это необходимо, прочистка и продувка каналов сжатым воздухом.

    Провалы при разгоне

    При разгоне автомобиля возможно появление провалов, которые представляют собой падение ускорения либо полную остановку машины.

    Провалы могут быть разными по длительности — от 2 до 10 с., также возможны рывки, подёргивания, раскачивания.

    Основной причиной такой проблемы является бедная или богатая топливная смесь, поступающая в цилиндры силового агрегата в момент нажатия на педаль газа.

    Прежде всего, стоит отметить, что провалы могут быть обусловлены не только неполадками карбюратора, но и засорением либо неисправностью топливной системы, а также системы зажигания. Поэтому сперва нужно проверить их и только после этого браться за ремонт карбюратора. Наиболее вероятной причиной возникновения провалов ВАЗ 2106 может быть засор отверстия главного топливного жиклёра (ГТЖ). Когда двигатель работает под малыми нагрузками или в режиме ХХ, количество топлива расходуется небольшое. В момент нажатия на педаль газа возникают высокие нагрузки, в результате чего расход топлива резко увеличивается. Если ГТЖ будет засорён, проходное отверстие уменьшится, что приведёт к недостатку топлива и провалам в работе мотора. В этом случае жиклёр необходимо прочистить.

    Появление провалов также может быть вызвано засором топливных фильтров либо неплотно прилегающими клапанами бензонасоса. Если в системе питания есть подсос воздуха, то рассматриваемая проблема также вполне вероятна. При засоре фильтров их можно попросту заменить или прочистить (сеточка на входе в карбюратор). Если же неполадка вызвана бензонасосом, механизм потребуется отремонтировать либо заменить на новый.


    Одной из причин провалов при нажатии на педаль газа является засор топливного фильтра

    Что касается подсоса воздуха, то происходит это, как правило, через впускной коллектор. Необходимо проверить герметичность соединения между карбюратором и коллектором. Для этого на заведённом моторе брызгают WD-40 на соединения между коллектором, прокладками и карбюратором со всех сторон. Если жидкость уходит слишком быстро, значит, в этом месте есть подсос. Далее нужно снять карбюратор и устранить неисправность (выровнять под прессом или прибегнуть к подручным средствам).

    Видео: устранение подсоса воздуха

    Заливает свечи

    Проблема с залитыми свечами зажигания знакома практически каждому владельцу автомобиля с карбюраторным мотором. В этой ситуации запустить агрегат довольно сложно. При выворачивании свечи можно увидеть, что деталь мокрая, т. е. залита топливом. Это говорит о том, что карбюратор подаёт обогащённую топливную смесь в момент пуска. В такой ситуации невозможно появление нормальной искры.

    Проблема с залитыми свечами может возникнуть как при холодном пуске двигателя, так и на горячую.


    Причин, которые приводят к заливанию свечей, немало, но все они препятствуют нормальному искрообразованию

    Поскольку причин подобного явления может быть несколько, стоит рассмотреть их подробнее:

    1. Запуск мотора с вытянутым подсосом. Если на прогретом двигателе закрыть воздушную заслонку, то в цилиндры будет подаваться переобогащённная смесь, что приведёт к заливу свечей зажигания.
    2. Неисправность или необходимость регулировки пускового устройства. Проблема в этом случае проявляется, как правило, на холодную. Чтобы пусковое устройство было правильно отрегулировано, пусковые зазоры должны быть выставлены должным образом. Само устройство пуска должно иметь целую диафрагму и герметичный корпус. Иначе воздушная заслонка в момент запуска холодного агрегата не будет приоткрываться на положенный угол, тем самым обедняя топливную смесь путём подмешивания воздуха. Если не будет такого приоткрытия, то смесь при пуске на холодную станет обогащённой. Как результат свечи будут мокрыми.
    3. Неисправность свечей. Если свеча имеет чёрный нагар, неправильно выставленный зазор между электродами либо она вовсе пробита, то деталь не сможет воспламенить топливно-воздушную смесь и в момент пуска мотора она будет залита бензином. Это говорит о необходимости иметь в запасе комплект свечей зажигания, чтобы при необходимости можно было провести замену. При такой неисправности деталь будет мокрая как на холодную, так и на горячую.
    4. Неисправности игольчатого клапана. Если игольчатый клапан карбюратора в поплавковой камере утратил герметичность и пропускает больше топлива, чем положено, топливная смесь в режиме пуска становится обогащённой. При выходе этой детали из строя проблема может наблюдаться при холодном и горячем пуске. Негерметичность клапана довольно часто можно определить по запаху бензина в моторном отсеке, а также по подтёкам топлива на карбюраторе. В этом случае иглу нужно проверить и если требуется, заменить.
    5. Переливает топливный насос. Если привод бензонасоса отрегулирован неправильно, сам насос может перекачивать топливо. В результате создаётся избыточное давление бензина на игольчатый клапан, что приводит к повышению топлива в поплавковой камере и обогащению топливной смеси. Для устранения проблемы нужно отрегулировать привод.
    6. Засор воздушных жиклёров главной дозирующей системы (ГДС). Воздушные жиклёры ГДС необходимы для подачи воздуха в топливную смесь, чтобы она имела необходимые пропорции бензина и воздуха для нормального пуска мотора. Недостаток воздуха или его полное отсутствие из-за засора жиклёров приводит к приготовлению обогащённой горючей смеси и заливанию свечей.

    Запах бензина в салоне

    Владельцы ВАЗ 2106 и другой «классики» иногда сталкиваются с такой неприятностью, как появление запаха бензина в салоне. Ситуация требует безотлагательного поиска и устранения проблемы, поскольку пары топлива вредны для здоровья человека и взрывоопасны. Причин появления такого запаха может быть несколько. Одной из них является повреждение топливного бака, например, в результате появления трещины. Поэтому ёмкость нужно проверить на предмет утечки и при обнаружении повреждённого участка произвести ремонт.


    Из-за неправильной регулировки штока бензонасоса возможен перелив топлива и появление запаха бензина в салоне

    Запах бензина может быть также вызван подтеканием горючего из топливной магистрали (шланги, трубки), которая со временем могла попросту прийти в негодность. Внимание также следует обратить на топливный насос: если будет повреждена мембрана, возможно подтекание бензина и проникание запаха в салон. Со временем шток топливного насоса изнашивается, что требует проведения регулировочных работ. При неправильно выполненной процедуре будет происходить перелив топлива, а в салоне появится неприятный запах.

    Глохнет при нажатии на газ

    Причин глохнущего двигателя при нажатии на педаль газа немало. Таковыми могут быть:

    • засор жиклёров ускорительного насоса;
    • неправильная регулировка ХХ;
    • засор переходной системы.

    Кроме этого, причина может быть в самом трамблёре, например, из-за плохого контакта. Что касается карбюратора, то в нём нужно прочистить и продуть все отверстия, сверить маркировки жиклёров с таблицей для конкретной модификации и при необходимости установить соответствующую деталь. Затем регулируют зажигание, предварительно установив зазор на кулачках распределителя, также выполняют регулировку карбюратора (качество и количество топлива).

    Видео: устранение проблемы глохнущего двигателя

    Какой «Солекс» подобрать

    Агрегаты производства Димитровградского различаются преимущественно геометрией жиклеров. Имеется разница в диаметрах диффузоров, а также в размерах, конструкции воздушных жиклеров. Также различается профиль кулачка.

    Однако без всяких неприятных последствий и доработок совершенно любой «Солекс» из всей серии можно поставить на автомобиль, для которого карбюратор никогда и не изготавливался. Моделей и модификаций этих карбюраторов выпускалось много – ими комплектовались ВАЗ-08, 09, АЗЛК-21412, ЗАЗ-1102. Имеются «Солекс» для ВАЗ-2104, 05, 07. Это все говорит о том, что совершенно любой агрегат из названной линейки без переделок или почти без них можно ставить на заднеприводные ВАЗы.

    От выбора конкретного «Солекса» зависит результат тюнинга. Но в любом случае у двигателя улучшится тяга, автомобиль получит ровный разгон. Для экономии стоит подобрать модификацию «Солекс» на «Таврии» – это ДААЗ-2181. Если нужна увеличенная разгонная динамика, то подбирают ДААЗ-21073. Он отличается диффузорами большего диаметра. Данный карбюратор создавался для моторов с объемом 1,7, и после установки этого «Солекса» на классику следует подготовиться к большому расходу топлива.

    «Солексы» моделей 2108, 21083, 21051-30 считаются у автомобилистов золотой серединой. Агрегаты способны обеспечивать лучшие динамические характеристики и меньший расход топлива, если сравнивать их характеристики с «Озоном».

    Попробуйте наш сервис по подбору СТО

    Создание заявки абсолютно бесплатно и займет у вас не более 5 минут

    Большинство современных бензиновых автомобилей оснащены инжекторной системой впрыска топлива, но до того, как она завоевала главенствующие позиции, все автомобили оснащались карбюраторными системами. Для корректной работы этой системы, настройка карбюратора должна быть выполнена безукоризненно. Качественная регулировка карбюратора снизит расход топлива, заставит мотор работать ровно на холостых оборотах, снизит выброс вредных веществ в атмосферу и повысит общий ресурс двигателя.

    Большинство отечественных автомобилей имеют именно карбюраторную систему и вопрос как отрегулировать карбюратор, ещё долго не потеряет своей актуальности. Многие владельцы раритетных старых иномарок тоже сталкиваются с проблемой как настроить карбюратор. Так как принцип работы карбюраторов по всему миру ни чем не отличается, то алгоритм работ будет одинаковым.

    Карбюратор – это главный узел топливной системы любого карбюраторного автомобиля. Именно здесь воздух и топливо смешиваются, образуя топливную смесь, которая поступает в камеры сгорания двигателя. Правильно отрегулированный карбюратор выдаёт топливную смесь в нужных пропорциях. Такая смесь не будет детонировать в цилиндрах, что увеличит ресурс вашего двигателя.

    Процесс установки

    Теперь можно приступить к установке:

    • Чтобы защитить коллектор от попадания грязи, моторный отсек обязательно тщательно вымывают.
    • Затем от штатного карбюратора отсоединяют привода и тросики, а также шланги.
    • Чтобы снять кожух тросика воздушной заслонки, на панели «подсоса» убирают скобу.
    • Поверхность коллектора аккуратно зачищают, наносят герметик.
    • После этих операций нужно установить прокладки в виде бутерброда. Вначале ставится тонкая, затем толстая, после – снова тонкая. Задача толстой прокладки – обеспечить теплоизоляцию. А чтобы процесс установки был удобней, карбюратор устанавливают на коллектор без крышки. Привод заслонки должен быть спереди авто.
    • Монтируют кулису дроссельной заслонки – на ВАЗ-2104 удобнее будет, если она окажется со стороны ГБЦ. Кулису или «вертолет» иногда пропиливают по центру, чтобы она ровно ложилась на карбюратор. А чтобы в штатном режиме работы заслонка не заклинивала на пружине, на тяги устанавливают пластиковые наконечники.

    • Далее протягивают тросик привода подсоса над крышкой ГБЦ и подгоняют его по необходимой длине. Регулировка осуществляется изменением длины кожуха. Затем тросик подсоединяют к карбюратору.
    • После этого можно устанавливать верхнюю крышку.
    • Далее с карбюратором соединяются шланг подачи топлива, «обратки», подогрева. Шланг «обратки» оснащают обратным клапаном. Возвратная пружина цепляется за ось старой кулисы на крышке головки блока цилиндров.

    Устройство пускового обогатителя скутера

    Существуют два типа пусковых обогатителей — ручной и автоматический.

    Ручной (механический) пусковой обогатитель требует регулировки — его нужно открыть при запуске и закрыть после прогрева двигателя при помощи тросика на руле. Но в ручную открывать и закрывать дополнительный канал подачи смеси неудобно. Автоматический пусковой обогатитель (термоэлектроклапан) устанавливается на большинстве современных скутеров 2т и 4т. Устройство автоматического пускового обогатителя мы узнаем дальше.

    1. Корпус электроклапана
    2. Керамический нагреватель
    3. Привод (порошок)
    4. Шток
    5. Толкатель
    6. Заслонка
    7. Топливная камера
    8. Поплавковая камера
    9. Топливный жиклер пуска
    10. Пружина

    В карбюраторе скутера имеется небольшая дополнительная топливная камера 7, соединяющаяся с основной поплавковой камерой 8 через жиклер пуска 9. Трубка из камеры 7 ведет в смесительную камеру в которую подается воздух и из которой в двигатель идет воздушнобензиновая смесь. В смесительной камере может перемещаться заслонка 6, аналогичная дроссельной заслонке карбюратора, только гораздо меньше размером. Так же как и в дроссельной, в пусковой заслонке находится подпружиненная игла, которая закрывает топливный канал при опускании заслонки. Корпус 1 клапана обернут теплоизоляцией (пенополиэтилен) и закрыт резиновым чехлом. Такая конструкция обогатителя применяется практически на всех современных скутерах.

    В более старых моделях может применяться конструкция без электрического нагревателя, теплота передается на привод через медный теплопроводящий цилиндрик непосредственно от цилиндра двигателя скутера, а вместо порошка с нагревательным элементом установлена мембрана. Одна полость колбы, где она расположена соединяется через термоклапан с впускным коллектором, который закреплен на головке цилиндра.

    Настройка

    Популярность карбюратора солекс обусловлена способностью устойчиво работать в любых, даже экстремальных условиях. Но для этого одной его правильной установки недостаточно, устройство необходимо правильно настроить. Многие автолюбители предпочитают доверить этот процесс специально обученным специалистам, хотя работу можно выполнить и самостоятельно. Настройка карбюратора выполняется в следующем порядке:

    1. Установка правильного уровня в поплавковых камерах. Для этого несколько минут прогревают двигатель, после чего глушат и снимают топливный шланг. Снимают крышку карбюратора и трос воздушной заслонки. Крышку поднимают горизонтально, чтобы не повредить поплавки. Измеряют расстояние от уровня бензина до крышки карбюратора в каждой камере. Если оно отличается от нормы (25-35 мм), поплавок отгибают в нужную сторону.
    2. Регулировка холостого хода. Для этого мотор прогревают до рабочей температуры и глушат. Отверткой аккуратно завинчивают винт качества смеси до упора, запускают двигатель и убирают подсос. Винтом регулируют минимально допустимые холостые обороты, обеспечивающие устойчивую работу двигателя. Оптимальное значение – 800-900 об/мин.

    Трудности при настройке холостых оборотов заключаются в отсутствии реакции двигателя на вращение винта качества. Это происходит при установке слишком больших жиклеров, их деформации и плохо закрученных заглушках. Проблему диагностируют снятием клапана на холостом ходе двигателя, после чего он должен заглохнуть. Если это произошло – проблема в размере жиклера, а если нет – топливо поступает мимо него. Тогда проверяют стопорный винт на второй камере, который обеспечивает плавность поворота дроссельной заслонки.

    Новый или б/у?

    Можно купить новый «Солекс» на классику, но есть возможность приобрести и бывший в употреблении карбюратор. Во втором случае необходимо провести ему ревизию – тщательно прочистить каналы, отполировать диффузоры. Кроме того, лучше приобрести и заменить жиклеры.

    Но при этом не стоит покупать современные изделия – лучше попросить у знакомых и друзей те, которые делались в СССР. Современные жиклеры, находящиеся в ремонтных комплектах, часто не соответствуют тарировочным размерам.

    Чтобы диффузор работал эффективно, с его элементов надфилем убирают заусенцы и выступы. Такие дефекты создают завихрения воздуха, а это не лучшим образом влияет на наполнение цилиндров.

    Что может понадобиться

    Первым делом необходимо приобрести запасные части, которые понадобятся в процессе установки “Солекс” на ВАЗ классической модели:

    • Следует купить тонкие прокладки из паронита. Но нужно, чтобы они были изготовлены именно для «Солекса». Отверстия в прокладке под диффузоры отличаются от «Веберов» и «Озонов».
    • Вместо двух прокладок можно приобрести одну, где два отверстия. Ее ставят между карбюратором и прокладкой из гетинакса. Кроме того, берут еще одну — с овальным отверстием. Она предназначена для установки между коллектором и гетинаксовой прокладкой.
    • Еще приобретают шланг «обратки». Длина его должна быть не менее 80 сантиметров. В противном случае он не дотянется до топливопроводной магистрали под насосом.

    С чего начать

    Начать настройку карбюратора Солекс 21083 следует с регулировки топливного уровня в поплавковой камере. Это подразумевает непосредственный запуск двигателя и его прогрев на протяжении пяти минут. Затем мотор отключается и выполняются дальнейшие действия:

    1. Аккуратно отделяется шланг, подающий топливо, чтобы избежать попадание бензина в камеру при дальнейшей работе.
    2. Убираются винты, фиксирующие крышку, в количестве пяти штук.
    3. Удаляется трос системы подсоса.
    4. С особой осторожностью приподнимается крышка в горизонтальном направлении, дабы не повредились поплавки.
    5. В самой камере производится замер уровня топлива линейкой или штангенциркулем.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]