Начнём с определения, тюнинг – это изменение в разрешённом Законом объёме характеристик автомобиля, направленное на улучшение его потребительских качеств. Целью тюнинга может быть оптимизация или повышение таких важных характеристик, как мощность двигателя, функциональность подвески, эффективность работы тормозной системы. А можно ограничиться изменением экстерьера, повышением качества отделки салона и установкой более современных мультимедиа-систем.
Необходимо учитывать, что каждую модель автомобиля в плане направления производства тюнинга следует оценивать, исходя из его класса и предназначения, чтобы изменение каких-то параметров с целью повышения характеристик не привели к противоположному результату или, что часто происходит, успеху ценой ухудшения других качеств. К примеру, установка на седане колёсных дисков с чрезмерно большим значением вылета не только не сделает его болидом, но и лишит динамичности, присущей автомобилям этого класса, не говоря уже о нелепости экстерьера после такого тюнинга.
Возможности тюнинга, особенно не касающегося ответственных узлов автомобиля (двигатель, трансмиссия, архитектура кузова), очень широки и постоянно дополняются автолюбителями, поэтому вместить их в строго определённые рамки невозможно. Рассмотрим некоторые перспективные операции применительно к кроссоверу Lada X Ray, тюнинг которого уже второй год его присутствия на российских дорогах успешно проводится автолюбителями и, судя по объёмам продаж автомобиля, пользуется популярностью.
Тюнинг двигателя
Самым мощным ДВС, устанавливаемым на Лада X Ray, является 16-клапанный ВАЗ-21179 объёмом 1,8 л и мощностью 122 л.с. Устройство двигателя позволяет без ущерба ресурсу довести его мощность до 150 л.с.
Для этого на двигателе производится установка спортивного ресивера для оптимизации поступления воздуха в цилиндры
с заменой штатных распределительных валов и клапанов спортивными комплектующими.
У двигателя есть также техническая возможность установки турбины, компрессора, но их применение будет эффективным лишь при замене ВАЗовской КПП, не позволяющей выдать более 180 НМ крутящего момента.
Повышаем технические показатели
Всем работы, касающиеся технической части направлены на улучшение ходовых качеств машины. В первую очередь доработки касаются силовой установки.
Двигатели, устанавливаемые на этот кроссовер позаимствованы из более ранних моделей ВАЗ. Это значит, что они себя уже хорошо зарекомендовали. Но технические показатели этих установок оставляют желать лучшего.
Самый простой метод улучшить характеристики силового агрегата – провести чип-тюнинг X-Ray.
Это позволит повысить мощность и динамику, при этом расход если и возрастет, то незначительно. Такой тюнинг сделает работу мотора более стабильной на всех режимах. И самое основное – в конструкции менять ничего не нужно.
Ссылка по теме:
Обслуживание Лады X-RAY
Суть такого тюнинга сводится к перепрошивке ЭБУ с закладыванием в него подкорректированных параметров работы системы. Но решившись на такую доработку важно использовать только проверенную и хорошо себя зарекомендованную прошивку.
Для тех, кому показатели двигателя, которые обеспечит чип-тюнинг, кажутся недостаточными, необходимо несколько переделывать силовой агрегат и устанавливать тюнинговые запчасти.
Установка впускного спортивного коллектора и тюнинговых элементов ГРМ – распределительных валов и клапанов, позволит существенно повысить мощность силовой установки. Отметим, что внесение конструктивных изменений в мотор обязательно потребует проведение чип-тюнинга, чтобы подстроить работу системы питания под новые условия.
Перейдем к трансмиссии. Здесь особо улучшать нечего. Единственное – можно на версию с роботизированной коробкой установить самоблокирующийся дифференциал.
Такая доработка псевдокроссовера во внедорожник его не превратит, но проходимость немного повысит.
Используемая подвеска также не требует улучшений, поскольку на X-Ray она достаточно надежна и хорошо работает. Но по мере износа ее составных элементов, можно заменять их на аналогичные, но с повышенной надежностью. Это повысит ресурс подвески.
Также в процессе улучшений технической части можно немного поработать с тормозной системой. Ее тюнинг сводится к установке тюнинговых дисков и колодок.
Перепрошивка ДВС
Тюнинг двигателя Лады Х Рей на установке выше перечисленных комплектующих не заканчивается – необходимо произвести чип-тюнинг ЭБУ (электронного блока управления), то есть перепрошивку «мозгов».
Для Lada X Ray целесообразно выбрать одну из уже проверенных прошивок: Ledokol, Adact или Paulus. Чип-тюнинг добавит автомобилю динамики при незначительном повышении расхода топлива и снизит содержание вредных веществ в выхлопных газах.
Самостоятельное внесение автовладельцем изменений в ЭБУ влечёт досрочное прекращение гарантийных обязательств со стороны дилера.
Экстерьер (тюнинг кузова с помощью аксессуаров)
К конструктивному преобразованию кузова можно отнести:
- Замена бамперов, наружных боковых зеркал, радиаторной решётки.
- Монтаж спойлера.
- Установка боковых обок.
- Установка более совершенной светотехники.
- Добавление защитных элементов.
- Установка нестандартных колёсных дисков также относится к внешнему, конструктивному тюнингу.
Фото х Рей на 17 дисках
Я поставил себе цель максимально улучшить свой новый XRAY, поэтому воспользуюсь советом одного известного в РФ тюннинг-бюро. Специалисты рекомендуют установить следующие аксессуары, которые доступны в продаже:
- накладки на фары;
- газовые упоры и дефлектор капота;
- хромированные дефлектор, стойки и накладки на зеркала;
- накладки: на крышку бензобака, ручки, арки, задние фонари, люк;
- защиту двери (включая ветровики);
- спойлер, прежде всего, для того, чтобы при загородных поездках по трассе заднее стекло оставалось чистым за счет перенаправления потоков воздуха. Мой выбор – это «Sport» YUAGO, изящный и в меру дорогой.
Пример установки газовых упоров на х Рей цена вопроса 1850 р.
Вместо внедорожных обвесов для тюнинга можно установить защиту в виде труб из нержавейки. Пример тюнинга бамперов и порогов. Цена вопроса 33 000 р.
Еще несколько примеров обвесов
На сегодняшний день начал именно с тех элементов, которые позволяют защитить «слабые» конструкционные части кузова от механического воздействия, включая накладки на пороги (выбрал аналог оригинальных AISI 304, выполненные из нержавеющей стали). На любителя предложены светодиодные, пластиковые и накладки на пороги «под карбон» в диапазоне 600-2800 рублей.
К шумоизоляции у меня особых претензий не было, поэтому оставил все как есть. Мастера посоветовали следить за покрышками, которые довольно сильно влияют на показатели шума.
Тюнинг подвески Lada X Ray
Конструктивно что-то менять в подвеске кроссовера не имеет смысла – платформа надёжна и достаточно совершенна. Но с увеличением пробега её элементы, также неплохого качества, выходят из строя. И заменить их можно на комплектующие с соответствующими характеристиками, но от других отечественных или зарубежных автомобилей. Например, резиновые втулки стабилизатора поперечной устойчивости лучше заменить на полиуретановые от Niva 4х4, а вертикальные стойки этого же элемента подвески можно подобрать от моделей KIA, Hunday или Toyota, ресурс которых выше штатных запчастей.
Установка фаркопа
Штатная комплектация кроссовера не предусматривает оборудование автомобиля буксирующим устройством, которое при буксировке прицепа незаменимо. Поэтому в продаже имеется комплект производства АвтоВАЗ, включающий фаркоп со всем необходимым крепежом, рассчитанный на установку по штатному месту расположения без дополнительного сверления или иной доработки. Конструкция устройства позволяет легко демонтировать только крюк крепления буксира без демонтажа всего узла.
Предельный вес буксируемого прицепа не должен превышать величины, указанной в инструкции по эксплуатации Лада Икс Рей – 1100 кг.
Монтаж рейлингов
Установка рейлингов на крышу кроссовера позволит использовать в поездках современный обтекаемый багажник – желанный для владельцев машин этого класса аксессуар.
С декабря 2016 г. рейлинги для Лада Икс Рей можно приобрести в интернет-магазинах вместе с комплектом креплений, позволяющим установить их без сверления крыши.
При монтаже рейлингов следует учесть, что место установки не рассчитано на дополнительную нагрузку и не содержит усиления, поэтому крышу автомобиля изнутри необходимо как-то усиливать стальными накладками или рёбрами жёсткости.
Так как Lada X Ray создан на базе Renault Sandero Stepway, то рейлинги этого автомобиля также вполне подойдут для Икс Рей.
Кроме того, донором этих аксессуаров может стать и Infiniti FX 37, имеющий такие же характеристики крыши.
Меняем внешность
Рассмотрим внешний тюнинг. Здесь доработки кроссовера Lada X-Ray могут быть направлены на:
- Повышение зашиты кузова;
- Улучшение функциональности;
- Декорирование авто;
Лучшим вариантом внешнего тюнинга, повышающим защиту от повреждений, является использование накладок – на пороги, бамперы, капот («мухобойки).
А вот трубные защитные конструкции – «кенгурятники» и накладки на бамперы из-за особенностей расположения и монтажа оказывают негативное влияние на клиренс, хоть и делают автомобиль более стильным.
В «стоковом» исполнение дорожный просвет у Х-Рей составляет 195 мм, что является хорошим показателем для наших дорог. Установка «кенгурятника» может уменьшить клиренс, причем существенно. В некоторых случаях просвет снижается до 135 мм.
Ссылка по теме:
Lada Xray – назад в сервис
Повысить функциональность автомобиля позволяют установка фаркопа и рейлингов на крышу.
В первом случае появляется возможность буксировки прицепа, а во втором – установки дополнительного багажного бокса на крышу.
Также рекомендуем использовать тюнинговую защиту картера. У кроссовера в штатном оснащении она имеется, но у нее есть существенный недостаток – отсутствует отверстие для доступа к сливной пробке поддона. А это затрудняет обслуживание авто. Приобретение же тюнинговой накладки этот недостаток устраняет.
То же касается и газовых упоров капота и багажника. Штатные элементы со своей задачей справляются только поначалу, но со временем они перестают удерживать крышки. Но можно поставить вместо них более мощные аналогичные изделия.
Остается декоративный тюнинг внешности. Сейчас уже на этот кроссовер продаются комплекты обвесов, но установка их обычно сопровождается снижением клиренса, хотя внешность авто они меняют значительно.
Немаловажную роль во внешности авто играют колеса. Установка на авто литых дисков с хорошей резиной повышают презентабельность.
Но здесь необходимо правильно определить с размерностью колес. Оптимальным вариантом являются диски на 17’’. Для установки колес большего размера придется либо подбирать низкопрофильную резину, либо вносить изменения в колесные арки, чтобы ничего в них колесам не мешало.
Дополнительно можно использовать всевозможные мелкие декоративные элементы – накладки на выхлопную трубу, ручки дверей и т. д.
Хорошо преобразить внешность позволяет тюнинг решетки. Можно на рынке аксессуаров подыскать что-то интересное или просто приобрести и установить мелкоячеистую защитную сетку под решетку, обеспечив лучшую защиту радиатора от повреждений.
Установка шин большего размера
Вместо штатных 15- и 16-дюймовых легкосплавных дисков колёсные арки Lada X Ray позволяют установить более эффектные для кроссовера 17- 18- и даже 19-дюймовые диски, шиноразмеры для которых будут следующими:
- R17 – 185/55, 195/50, 205/50;
- R18 – 175/50, 195/45, 215/40;
- R19 – 175/45, 185/40, 195/40.
Следует отметить, что диски размером 19 дюймов требуют использования низкопрофильных шин, которые делают их уязвимыми для дефектов дорожного покрытия.
Установка защиты бамперов
Не секрет, что бамперы Лада Икс Рей являются скорее декоративным элементом оснастки кузова, чем защитным. К тому же, сложность конфигурации создаёт проблемы при его восстановлении, а мелкие повреждения при парковке снижают эстетичность. Поэтому установка дополнительной защиты бамперов, а в какой-то степени и кузова – решение вполне рациональное, особенно если его исполнение неплохого качества. Вариантов защиты бамперов в продаже достаточно, чтобы выбрать для себя подходящий. Например, защитные дуги из нержавеющей стали, одинарные или двойные.
Защита порогов с площадками
Установка этих элементов особо эффектна в комплексе с защитой переднего и заднего бамперов. Защита порогов выполняется также из нержавеющей стали, а площадки – из дюрали. Эти элементы тюнинга не только позволяют отряхнуть обувь от грязи и снега перед посадкой в салон, но и не боятся вертикальных нагрузок – опорные кронштейны из стали жёстко крепятся к кузову.
Тюнинг защиты картера
Все версии Lada X Ray оснащены защитой двигателя снизу, которая свою защитную функцию выполняет неплохо. Но в штатном изделии не предусмотрено технологическое отверстие для слива масла при его замене, что вынуждает снимать-устанавливать брызговик при выполнении этой процедуры. Поэтому установка тюнингованной, более функциональной защиты сэкономит время при замене масла, к тому же есть возможность выбрать этот элемент из стали большей толщины.
Салон и оптика
Тюнинг салона позволяет повысить комфортабельность. И в нем можно много чего сделать, а именно:
- Провести дополнительную шумоизоляцию;
- Установить подлокотник;
- Наклеить защитные накладки порогов;
- Положить новые коврики;
- Использовать чехлы на сиденья, руль, рычаг или селектор КПП;
- Заменить аудиосистему на улучшенную и добавить динамиков;
Ссылка по теме:
Сравнение: Лада X-Ray и Reno Sandero
Все это позволит хорошо преобразить интерьер автомобиля и сделать его удобным и функциональным.
Последний вид тюнинга касается оптических приборов. Здесь улучшения, в основном, касаются установки более лучших осветительных элементов в фары, поворотники, стоп-сигналы и т. д.
В целом, при помощи тюнинга удается существенно преобразить Lada X-Ray и сделать кроссовер не похожим на другие. Но на все это требуется деньги, причем для некоторых видов доработок – существенные.
Тюнинг салона
Салон Лада Икс Рей, особенно передняя его просторная часть, позволяет повысить функциональность отделки.
Например, установка на переднюю панель такого простого аксессуара, как органайзер, позволит водителю разместить в видимой доступности множество мелочей, вместо того, чтобы искать их на ощупь в бардачке, картах дверей или под сиденьями.
Крепление органайзера производится двусторонним скотчем и позволяет при необходимости быстро снять этот аксессуар.
Повысить комфорт среды в салоне можно, увеличив эффективность работы вентилятора отопителя. Конструктивно вентилятор находится перед фильтром и гонит на него мусор, попадающий через воздухозаборник из-за отсутствия на нём защитной сетки. Фильтр быстро забивается, и тепло через дефлекторы поступает в салон плохо.
Решение проблемы несложное – в установке сетки и попутной наклейке на вентилятор манделина (для снижения шума его работы), но предполагает обращение к официальному дилеру.
Как уже было сказано, потенциал для тюнинга у Лада Х Рей большой, и из этого не следует, что у кроссовера много недоработок. Хорошее всегда хочется сделать ещё лучше, и тюнинг Lada X Ray лишь подтверждает его перспективность.
Тюнинг тормозной системы
К тормозной системе решил отнестись особенно серьезно, так как часто выезжаю за город причем нередко в неудачных погодных условиях. Но в этом случае мне посоветовали только вовремя менять тормозную жидкость и диски, а также проходить профилактический осмотр раз на 15 тыс. км. Это приятно порадовало.
При этом можно добавить ложку дегтя, во время движения задним ходом можно выдернуть тормозную трубку из фиксаторов из-за неудачной конструкции — требуется доработка. Рекомендуется тщательно следить за оплеткой троса ручника, которая может перетираться фиксатором. Возможно, стоит сразу заменить задние и передние колодки на более надежные и не оригинальные, так как они стираются неравномерно.
Тормозная система Лада Х Рей спереди оборудована невентилируемыми дисками, а сзади «барабанами». Для современных автомобилей, тормозные механизмы барабанного типа являются скорее исключением чем правилом, тем более, для автомобиля с увеличенным мощностным потенциалом.
Рецепт в общем-то прост — меняем задние тормозные механизмы на диски и устанавливаем вакуумный усилитель тормозов с повышенной производительностью. Если этого не будет хватать, можно спереди установить тормозные диски увеличенного по сравнению со стандартными диаметра.