Для запуска силового агрегата автомобиля ВАЗ 21099 служит стартер. Он задает вращающееся движение коленчатому валу двигателя внутреннего сгорания. Со временем стартер изнашивается, что приводит к поломкам.
Машина перестает нормально заводиться, что приносит ряд сложностей автовладельцу. Поэтому важно уделять должное внимание стартеру и при появлении симптомов неисправности проводить диагностику, по результатам которой выполнять ремонт или замену вышедших из строя элементов.
Проблемы со стартером на ВАЗ 21099 и их устранение
Если стартер не крутит и ВАЗ 21099 не заводится, но слышно как щелкает тяговое реле, то виновником с большой долей вероятности является севшая батарея. Недостаточный заряд аккумулятора приводит к проседанию напряжения сети, что вызывает передергивание реле. Для устранения проблемы следует зарядить батарею до номинального уровня. Если аккумулятор не держит заряд, то АКБ рекомендуется заменить на новый источник питания.
Слабым местом стартеров ВАЗ 21099 является втулка. Она относительно быстро изнашивается и легко повреждается. Для поиска неисправности следует разобрать узел и внимательно осмотреть контактирующую с валом якоря поверхность. При наличии повреждений втулка подлежит замене.
В электрической цепи наиболее подвержены износу щетки. При осмотре следует замерить их размер. Если он приближается к 12 мм, то щетки подлежат замене. Также недопустимо наличие на поверхности механических и термических повреждений.
Взамен постоянных магнитов в статоре используется обычная обмотка. Собрав схему, которая приведена на изображении ниже, автовладелец может проверить целостность провода и отсутствие пробоя на корпус.
Также внимание следует уделить якорю. Подключив лампочку, как на изображении ниже, можно проверить отсутствие пробоя на корпус. При повреждениях изоляции якорь подлежит замене.
Редукторный vs обычный: какому стартеру отдать предпочтение?
В обычном стартере отсутствует редуктор, вращательное движение передается непосредственно коленчатому валу. Поэтому его конструкция несложная и позволяет выполнить ремонт в домашних условиях. Благодаря тому, что электрический ток, поступающий на устройство, моментально вводит в зацепление венец маховика и шестерню, двигатель заводится, что называется «вполоборота». Классические узлы благодаря своей простой конструкции – надежные устройства, которые выдерживают электрические воздействия, но могут выйти из строя под воздействием низких температур.
Принцип работы редукторного устройства такой же, как у классического узла, – преобразование электрической энергии в механическую.
Отличие в конструкции — включен редуктор, который расположен между якорем и бендиксом. Кроме того, обмотки оснащены постоянными магнитами, что повысило надежность механизма. Редукторные устройства все больше завоевывают авторынок. Для того, чтобы разобраться, какой из стартеров лучше, следует выяснить, преимущества и недостатки каждого из них.
Преимущества классического варианта:
- простота конструкции;
- высокая ремонтопригодность;
- доступность запчастей;
- низкая стоимость.
Из недостатков можно назвать следующие:
- необходимость в высоком стартовом токе;
- быстрый износ деталей;
- неустойчивая работа при низких температурах;
- большой вес и габариты.
В общем, обычный узел можно оценить, как надежное устройство при правильной эксплуатации.
Редукторный узел имеет следующие плюсы:
- малый вес и небольшие размеры;
- может работать в широком диапазоне температур;
- долгий срок службы;
- экономное потребление электроэнергии (на 40% меньше обычного).
Благодаря наличию редуктора повысилась надежность пуска при низких температурах. Так как для запуска силового агрегата требуется небольшой ток, в зимнее время увеличивается вероятность успешного запуска.
Минусы можно назвать следующие:
- отсутствие запчастей;
- сложный ремонт;
- низкое качество редуктора.
Надежность устройства зависит от качества его составляющих. Поэтому механизм с высококачественными комплектующими прослужит долгий срок без ремонта.
Фотогалерея
Артикул и примерная цена на оригинальный стартер ВАЗ 21099
Оригинальные стартеры на ВАЗ 21099 имеют заводской индекс 29.3708 и 5712.3708. За новое изделие автовладельцу потребуется заплатить более 3000 рублей. Широкая популярность ВАЗ 21099 привела к большому количеству бывших в употреблении стартеров для машины на авторазборках. За поддержанный узел потребуется заплатить от 1200 рублей. Проблемой такой покупки является невозможность определить остаточный ресурс изделия.
Стартеры для ВАЗ 21099, которые поступают в розничную продажу обладают артикульными номерами 21130370801000 и 2108370801006. Их цена начинается от 3200 рублей. Узлы имеют схожие эксплуатационные характеристики.
Что влияет на цену?
Помимо брендового имени, а также примененных комплектующих того или иного качества, на розничную стоимость стартера ВАЗ 2109 влияют такие параметры:
- Серия (всего их 3)
- Номинальная мощность.
- Номинальный ток.
- Напряжение питания.
- Модель (оригинал или аналог)
Самыми доступными стартерами являются те, которые произведены в России и Украине. Их гарантийный период составляет 1 год, вместо 3 месяцев на белорусские аналоги.
Номер по каталогу и стоимость хорошего стартера для ВАЗ 21099
Оригинальные стартеры ВАЗ 21099, независимо то того инжектор или карбюратор под капотом, обладают весьма посредственным качеством и удовлетворительными эксплуатационными характеристиками. Автовладельцы жалуются, что встречается большое количество брака среди родных узлов. Поэтому опытные водители рекомендуют покупать изделия от сторонних производителей. Аналоги часто имеют более привлекательные эксплуатационные характеристики, которые сочетаются с весьма приемлемой ценой. Наилучшие альтернативные варианты родным стартерам, которые отменно зарекомендовали себя в процессе эксплуатации на ВАЗ 21099, приведены в таблице ниже.
Таблица — Хорошие аналоги оригинального стартера ВАЗ 21099
Производитель | Артикул | Примерная стоимость, рубль |
HC Parts | CS332 | 2700-3500 |
As-pl | S9008 | 1600-2100 |
Bosch | 986014950 | 7800-8900 |
Unit | 1100351 | 3300-3900 |
Eldix | ELDST2108 | 2700-3900 |
Требуемые инструменты
Для того, чтобы снять и установить стартер на автомобиле ВАЗ 21099, потребуются инструменты из таблицы, которая представлена ниже.
Таблица — Инструменты требуемые для замены передней стойки
Название | Примечание |
Головка | «на 8», «на 10», «на 13», «на 15» |
Рожковый ключ | «на 8», «на 10», «на 13», «на 15» |
Вороток | С трещоткой и удлинителем |
Проникающая смазка | Например, WD-40 |
Металлическая щетка и ветошь | Для очистки загрязнений |
Большинство операций по замене стартера на ВАЗ 21099 можно выполнить через вверх моторного отсека. Несмотря на это откручивать нижнее крепление узла крайне неудобно даже трещоткой с удлинителем. Поэтому при возможности часть работ по демонтажу и монтажу изделия желательно выполнять со стороны днища машины. Для этого потребуется подъемник, смотровая яма или эстакада. Согласно отзывам автовладельцев в крайнем случае можно обойтись без них.
Виды товара и сколько они стоят?
Как и на любой другой автомобиль, на ВАЗ 2109 можно установить два вида стартеров, а именно:
- С электромагнитным возбуждением (штатная модель) – 2 171-4 890 руб.
- С возбуждением от постоянных магнитов (редукторный, нового образца) – 2 300-6 500 руб.
Все представленные в продаже модели пусковых устройств можно также разделить на 3 серии, а точнее:
- 2101, 1970-1988.
- 2108, 1984-2003.
- Priora (2170), 2007.
Изделия из этих серий устанавливаются на ВАЗ 2109 без каких-либо переделок, в том числе, замены на удлиненные шпильки под колокол сцепления.
Процесс замены стартера
Для того, чтобы замена стартера прошла успешно, требуется придерживаться пошаговой инструкции, которая приведена ниже.
- Зафиксировать автомобиль от самовольного перемещения стояночным тормозом.
- Открыть капот.
- Открутить гайку, которая фиксирует клемму силового провода.
- Снять провод, который показан на фото ниже.
- Отсоединить клемму с управляющим проводом от тягового реле.
- Открутить крепления, фиксирующие стартер на посадочном месте.
- Так как нижнее крепление стартера достаточно трудно достать через верх моторного отсека, требуется спуститься смотровую яму.
- К месту где находится стартер доступ перекрывает защита двигателя. Ее следует снять, открутив все крепления.
- Открутить нижнее крепление стартера.
- Изъять старый стартер с посадочного места и моторного отсека.
- Установить новый узел.
- Собрать все в порядке обратном разборке.
- Произвести пробный запуск силовой установки, чтобы проверить правильность монтажа стартера.
Характеристика стартера ВАЗ девятой модели
Каждый водитель знает, что если не заводится машина, причина может быть в неисправном стартере. Для того чтобы выполнить диагностику и ремонт механизма, нужно знать его устройство.
Место расположения и предназначение
Основное назначение стартера – раскрутка коленчатого вала, благодаря которому заводится двигатель. Естественно, он расположен недалеко от мотора. Обычно он находится в моторном отсеке со водительской стороны под силовым агрегатом. В зависимости от места расположения при демонтаже узла потребуется снять либо защиту двигателя, либо воздушный фильтр. Найти стартер несложно. Он имеет форму цилиндра, а к нему подключены провода, которые крепятся с помощью гайки.
Устройство и принцип работы узла
Данный узел представляет собой небольшой электродвигатель. Его конструкция состоит из бендикса с щетками, двух обмоток и подвижного ротора. На двух обмотках – стартерной и роторной создаются магнитные поля противоположного значения. На механизм подается напряжение, которое передается ротору с помощью графитных щеток. Благодаря бендиксу вращательные движения передаются маховику.
Устройство включает в себя:
- втулку, которая соединяется с втягивающим реле;
- обгонную муфту, которая обеспечивает движение только в одну сторону;
- шестерни.
Со временем детали бендикса стираются и он начинает пробуксовывать. В этом случае нужна его замена. Причиной неисправности является загрязнение механизма, но чистка не помогает восстановить работоспособность. Детали механизма изнашиваются неравномерно, после промывки они не могут полноценно выполнять свои функции.
Принцип работы стартерного механизма заключается в преобразовании электрической энергии, которую он получает от аккумуляторной батареи, во вращательное движение шестерни привода. На полюса электродвигателя электрический ток полается с помощью щеточного узла. При этом выдвигается муфта и происходит соединение венца маховика с шестерней. Стартер обеспечивает вращение коленчатого вала и, тем самым, способствует запуску двигателя. Когда мотор запущен, муфта занимает исходное положение (автор видео — Михаил Нестеров).