Ремонт стартера лада калина 8 клапанов своими руками


В автомобиле стартер является весьма важным узлом. Он обеспечивает запуск мотора, приводя во вращение коленчатый вал на несколько первых оборотов. Это необходимо для начала процесса воспламенения смеси в камерах.

Сегодня рассмотрим этот узел применимо к популярной российской модели Лада Калина. Расскажем, где находится он, а также как снять.

Конструкция

Стартер Калины является электрической машиной работающей на постоянном токе получающей питание от аккумуляторной батареи. При работе стартер потребляет большое количество тока и при неисправностях может часто разряжать аккумулятор.

Основные детали стартера: якорь, ротор, бендикс, щетки, втягивающие. Поломка одного из элементов приводит к выходу из строя стартера.

Принцип работы

Когда на стартер подается напряжение с помощью поворота ключа в замке зажигания автомобиля, ток поступает одновременно на втягивающее реле и сам стартер. Стартер начинает вращение, а в этот момент втягивающее реле подвигает подвижную часть бендикса к маховику двигателя тем самым начиная вращать двигатель за венец на маховике, после чего двигатель запускается, ключ в замке зажигания отпускается, ток на стартере и втягивающем реле пропадает, тем самым останавливая стартер и отодвигая бендикс от маховика.

Когда требуется проверка стартера?

Во время эксплуатации устройство может давать сбои, в связи с чем мотор будет неспособен завестись. Для узла автомобиля Лада Калина характерны такие признаки неисправности, предполагающие возникновение потребности в снятии и диагностике с целью дальнейшего ремонта или замены:

  • включение стартера сопровождается отключением прочих функционирующих в это время приборов;
  • при старте устройства наблюдаются пониженные обороты коленчатого вала, что недостаточно для полноценного пуска двигателя;
  • с поворотом ключа зажигания не происходит активация стартера;
  • узел подает признаки «жизнеспособности», однако маховик мотора не вращается.

Признаки неисправности

Стартер не является очень сложным механизмом и имеет небольшое количество деталей, которые выходят из строя. Наиболее часто проблемы со стартером возникают из-за следующих поломок:

  • Стерлись контактные щетки – такое происходит из-за длительного использования стартера на автомобиле и чаще всего возникает к 100 000 км. пробега. Данная процедура легко исправляется заменой щеток.
  • Поломка втягивающего реле – втягивающее реле одна из наиболее слабых деталей стартера и выходит из строя в разные сроки не от чего не завися. При такой поломке стартер вращается, но не входит в зацепление с маховиком.
  • Поломка бендикса – бендикс это механизм напоминающий обгонную муфты, которая вращается в одну сторону, но клинит в другую.
  • Обрыв обмотки статора или якоря.

Все причины кроме обрыва обмотки легко исправляются заменой элементов на новые, но если произошел обрыв обмотке лучше заменить стартер на новый.

Что если он не возвращается

На самом деле бендикс обеспечивает долгую и исправную работу всего узла. И если бы не он, то в тот момент, кода вы выключаете стартер (то есть машина завелась), он не выводит из зацепления с двигателем, что называется «не возвращается», то вращающийся вал двигателя попросту сломает сам стартер. Что, кстати, иногда и случается, когда неисправностью бендикса бывает обратный процесс – то есть разгонная муфта не проскакивает, а, наоборот, залипает и продолжает вращать вал вместе с электродвигателем. То есть бендикс не выходит из зацепления.

А сейчас мы говорим о неисправности, когда бендикс проскакивает, буксует, и выходит что он работает, но его мощности сцепления с двигателем не хватает для того, чтобы его прокрутить и завести. Все дело в том, что от больших нагрузок со временем стираются зубья шестеренки трещотки- храповика, и деталь выходит из строя.

Уже было сказано, что функционирует данная деталь – разгонная муфта с народным названием бендикс – по принципу храпового механизма. И причиной неисправности, когда зубья шестеренки не схватывают, и проскакивают при вращении по своей оси, не добившись зацепления, является в подавляющем большинстве случаев банальная изношенность этих самых зубьев. Ведь на самом деле в момент работы, эти самые зубья испытывают нешуточную нагрузку, поскольку приходится преодолевать усилие по вращению тяжелого коленчатого вала двигателя, компрессию его цилиндров и тому подобное.

Со временем из-за подобных нагрузок изнашиваются либо:

  • зубья шестеренок храпового механизма;
  • или (если он устроен не с шестеренками, а посредством двух колец с шариками, стопорным механизмом, который работает исключительно в одну сторону и возвратными пружинами) изнашиваются кольца, шарики или ломается пружина.

И подобная неисправность приводит к тому, что при вращении электромотора возникает характерная неисправность: отсутствие зацепления стартера с двигателем.

Как завести автомобиль без стартера

Если на вашем автомобиле неисправен стартер или сел АКБ, то автомобиль можно завести и другими способами.

Можно попробовать завести автомобиль с буксира, с горки и т.п. включив зажигание и вторую передачу, такой способ актуален как для севшего АКБ, так и для сломанного стартера. Данные манипуляции можно произвести только на механической КПП.

Если стартер вращается, но не крутит двигатель, то вероятнее всего неисправно втягивающее реле. При такой неисправности двигатель можно запустить довольно просто, достаточно лишь включить зажигание и перемкнуть контакты на втягивающем реле, как показано на картинке и двигатель запустится.

Цены на оригинальный стартер Лады Калины могут достигать и даже превышать 4000 рублей. На рынке встречается большое количество аналогов по ценам начинающимся от 2000 рублей, но качество таких деталей оставляет желать лучшего.

Оригинальный стартер Лады Калины и аналоги


Первые версии автомобиля оснащались стартером КЗАТЭ с артикулом 21120-3708010-00. Крепление этой модели пускового устройство осуществлялось непосредственно к стенке блока цилиндров 3-я болтами.
Подходят на автомобиль также другие стартера:

  • БАТЭ 2109.3708010-01;
  • КАТЭК 21120-3708045-00;
  • ПРАМО-ЭЛЕКТРО 2110-3708010-81;
  • Valeo 21901-3708051-00 для модификации с 8 клапанами;
  • Valeo 21902-3708056-00 для 16-клапанной версии;
  • Jatco 21902-3708135 для Калины с АКПП.

Цены на устройства варьируются в пределах 3-4 тыс. рублей. Зарубежные устройства, такие как Valeo, несколько лучше отечественных. Но стоят они на порядок дороже. Из аналогов можно выделить продукцию фирм Febi, Fenox, Glaser, Bremi.

Замена

Для проведения замены стартера необходимо подготовить специальный инструмент, который понадобиться в процессе проведения работы.

Необходимый инструмент:

  • Отвертки плоская и крестовая;
  • Трещотка с головками на «13» и «15»мм;
  • Рожковые ключи на «10» и «13»мм;

Пошаговая инструкция замены

  • Отключаем питание от втягивающего реле, для этого ключом откручиваем силовой кабель и отключаем разъем.

  • С помощью трещотку и удлинителя откручиваем болты крепления стартера к корпусу КПП.

Сборку производим в обратной последовательности.

Снятие с разборкой пускателя

Демонтаж стартера на Калине многие опытные автомобилисты практикуют из-под машины.

Следующие инструменты и приспособления понадобятся в работе:

  • набор ключей размерами 8, 10 и 13;
  • головки 13 и 15;
  • вороток;
  • несколько отвёрток с разным типом жала;
  • молоток;
  • тиски;
  • технический фен;
  • паяльник;
  • плоскогубцы;
  • выколотка из мягкого металла или дерева;
  • прибор для измерения тока;
  • смазка;
  • мелкая шкурка;
  • металлические пластины.

Процесс демонтажа устройства.

  1. Предварительные работы. Установить машину на яму. Обесточить аккумулятор, скинув клеммы с АКБ. Демонтировать корпус воздушного фильтра — держится на 2-х болтах 10 М.
  2. Подготовка стартера. Скинуть пыльник втягивающего реле. Открутить гайку провода, идущего на стартер с батареи питания.
  3. Извлекание узла. Выкрутить фиксаторы стартера на куполе сцепления — нижний болт удобнее снимать под машиной.

Установку следует выполнить по обратной последовательности.

Важный момент. Провод на тягущее реле соединяется не винтовым соединением, а посредством обычного советского разъёма. Это большой недостаток, так как подобная клемма ничем не защищена от влаги, да и сам провод получился чересчур коротким и натянутым. Следствие — постоянно обрывается или окисляется.

Разборка и переборка

Разборка пускателя в большинстве случаях проводится для очистки или замены:

  • щёток;
  • втягивающего реле;
  • бендикса.

Разборка выполняется так:

  • отворачивается гайка, фиксирующая нижний болт тягущего реле — ключ на 13;
  • снимаются винты, удерживающие блок реле — шлицевая отвёртка;
  • извлекается якорь с пружиной из передней крышки втягивающего реле;
  • откручиваются стяжные болты, корпус электродвигателя отсоединяется от передней крышки — ключ на 8;
  • вытаскивается якорь вместе с держателем щёток и задней крышкой — последняя держится на 2-х винтах;
  • разбирается щеткодержатель, отделяются щётки;
  • снимается крышка планетарного редуктора;
  • извлекаются 3 шестерёнки и резиновая заглушка;
  • демонтируется привод в сборе, размещённый в передней крышке;
  • вынимается приводной рычаг путём разжимания проушины на опоре — торцевую часть коронной шестерни надо упереть в деревянный брусок;
  • спрессовывается ограничительное кольцо приводной шестерни — молоток и гаечный ключ на 13;
  • снимается также запорное кольцо — плоская отвёртка;
  • демонтируется ограничительная шайба хода шестерни;
  • вытаскивается обгонная муфта;
  • снимаются ограничители из проточки на вале — сначала надо сбить верхнее колечко вниз, используя головку, накидной ключ и молоток, а после отвёрткой вытащить нижнюю проволочную шайбу;

  • демонтируется подшипник путём вставки металлически пластин между самим элементом и коллектором ротора — используются также тиски, выступающие в роли опоры и молоток.

Далее нужно провести грамотную дефектовку. В первую очередь осмотреть якорь. Следует проверить его обмотку и внешнее состояние ламелей. Зоны с обуглившимися частями тщательно обработать мелкой зернистой шкуркой. Если следов гари много, якорь придётся заменить новым. Царапины и мелкие риски рекомендуется отшлифовать, используя ту же шкурку.

Совет. Поверхности ламелей удастся эффективно обработать, если зажать якорь в электродрель или шуруповёрт, и пройтись наждачной бумагой на малых оборотах.

Омметром измерить сердечник с обмотками на пробой. Обратить тщательное внимание на концы катушки — они не должны быть оторваны от ламелей или повреждены. Обмотку со следами гари или отделённой изоляцией лака — срочно под замену! Если технический картон внутри статора влажный, надо просушить его феном.

Также следует заменить щеткодержатель в сборе при наличии износа обоймы, системы натяжения или щёток. Обязательно прочистить конструкцию от старой грязи — хорошо помогает в этом деле растворитель. Щётки считаются нормальными, если их размер в пределах 6-7х13 мм. Установка новых элементов в держатели может осложняться воздействием удерживающих пружин.

Разобрать втягивающее реле, прочистить пятаки. Нужен мощный паяльник для крупных деталей. Главная сложность данной операции — обратная сборка. Тут важно запомнить, что и где стояло. В некоторых случаях пятаки поворачивают обратной стороной.

Видео: замена и ремонт стартера Калины

Максим161В общем, свой полудохлый Прамо заменил сегодня на такой же (новый всего за 2800 умудрился купить). Я и забыл уже такой звук, не знал что коленвал в моей Калине может настолько бешено крутиться. Вот теперь реально заводится с полпинка (хотя морозы отступили, но все равно). На предыдущий стартер так и не нашел щеточный узел, но сейчас уже и засомневался в целостности якоря (все-таки обмотки сильно потемневшие были). Да и направляющие плюсовых щеток чуть приварились к корпусу… Каким образом при таком КЗ он умудрялся крутиться (причем, не сказал бы, что совсем тухло), для меня остается загадкой. В общем, резюмирую, все проблемы с запуском и запахом гари после старта, а я тут уже не в одной теме с этими проблемами отписывался — все из-за стартера было. Крутил ведь, гад, но до последнего заставлял не подозревать себя…
ИЛ37Тоже износились щетки на стартере ПРАМО, в магазинах щеточного узла на него не нашел. Нашел информацию на д2 что щёточный узел RАУ за 420 рублей подходит.
Т1000Подскажите, какие части нужно смазывать в стартере? нужно ли смазывать втулки сателлитов, втулку эпицикла, втулку крышки?
Балага) после «ручного» запуска в стартере нечто «отклинило» и он смог провернуться; б) второй раз я лучше одел «фишку» (ой сомнительно). Как я понимаю, при «мертвом» стартере помог бы только «толкач»? Отвертка бы не спасла? Щелчки были явно под капотом. Когда ничего не пахало. Просто вчера вечером девушку провожал, по пути думаю «дай тыкну в зажигание». Сел, дверь оставил открытую и повернул ключ. И через открытую дверь такие громки щелчки с района капота. Точнее при каждой попытке 1 щелчок. Чем то напомнило, когда зимой высадил старый АКБ «в ноль», пытался запуститься. Сначала так «чаф-чаф-чаф», а потом щелчки, но постоянные. Но это было зимой, сейчас никаких чафов — только щелчок. Причем один щелчок. Не знаю поможет ли это описание. Сейчас АКБ новый.
СамоедОсновная причина «щелканья» стартера и не прокручивании — износ поверхности пятаков во втягивающем реле стартера, пятак элементарно не может нормально замкнуть цепь, чтобы без потерь подать напряжение на обмотки. Так же необходимо проверять контакт на клеммах аккумулятора, определяется хорошо, если при заводке включить лампочку салона. Сильно гаснет при повороте ключа на старт -нет достаточного питания. Если лишь слегка притухнет — пятаки во втягивающем.
Андрей710Запомни — электрика наука о контактах. Объясню, как реализована подача питания на втягивающее стартера Калина Напряжение с АКБ приходит на контактную круппу замка зажигания. Поворачивая замок зажигания в положение «Зажигание включено «, мы подаем питание на ЭБУ ,тот включает реле К3 в монтажном блоке (данное реле обеспечивает подачу питания от замка зажигания на втягивающее, и когда двигатель заводится ,ЭБУ отключает данное реле ,тем самым не давая стартеру перекручиваться !) Поворачивая ключ в положение «Стартер» питание через контакты реле К3 должно поступить на втягивающее . Значит где может пропадать или не контачить . Проверить реле К3 в МБ (заменить на другое ,или подменить на соседнее точно такоеже в МБ на время тестов . ) Проверить целостность клемника в разъёме провода ,приходящего на втягивающее(возможно клемма в фишке подзакисла или там есть надлом провода или еще что-то ) Проверить сам замок зажигания.(возможно нет контакта в пятах группы Стартер !)

Стартер на калину 8 клапанов какой лучше

Данное изделие закрывает линейку стартеров для ВАЗ, и мы рады объявить о том, что с этого момента предлагает полный ассортимент стартеров для автомобилей ВАЗ и ГАЗ!

LSt 0118
2111-3708010-10 (5702.3708-10, 5121.3708)

для ВАЗ 2113-2115, 1117-1119 «Калина» с 8-ми клапанным двигателем (усиленная КПП)

Технические характеристики:

Стартовые обороты стартера , об/мин 2800 Стартовые обороты коленвала, об/мин 200 Номинальное напряжение, В 14,6 Номинальная мощность, кВт 1,55

Стартеры «СтартВОЛЬТ» превосходят аналоги по количеству успешных пусков двигателя и снижению энергопотребления на 30-50%!

Достигается за счёт увеличения количества полюсов статора до 6 единиц: технология MAGNETIC5

Уникальные конструктивные преимущества всех стартеров «СтартВОЛЬТ»:

Токосъемные щетки

• в токосъемных щетках, которые применяются в стартере, в качестве материала используется бронзографит – более долговечный и надежный материал по сравнению с графитом).

Редуктор

• планетарный механизм изготовлен полностью из металла (в отличии от аналогов, которые изготавливаются из пластика). • используется закаленная сталь повышенной износостойкости, что напрямую влияет на ресурс стартера. • улучшена конструкция корпуса планетарного редуктора – с целью снизить потери на трение и улучшить балансировку пары редуктор-вал.

Бендикс

• используется термообработанная сталь повышенной износостойкости. • обгонная муфта имеет оригинальную конструкцию, обеспечивающую ее повышенную износоустойчивость.

Втягивающее реле

• за счёт увеличения площади медных контактов повышается надёжность реле и снижаются потери мощности.

Конструкция стартеров СтартВОЛЬТ запатентована Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации («РОСПАТЕНТ») Патент на полезную модель №102691 от 15 ноября 2010г. Рекомендованная розничная цена – 2 700 р.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]