Автомобиль ВАЗ «Ока» сконструирован достаточно давно, поэтому и устройство этой малолитражки – сравнительно простое, что позволяет автовладельцам выполнять самостоятельно все обслуживающие и ремонтные работы.
Один из самых важных видов обслуживания силовой установки «Ока» — замена масла, особенно зимой. Технологически эта операция – легковыполнимая и не требует каких-то особых навыков или знаний. Важно только соблюдать периодичность проведения работ и уточнить, какую смазку следует заливать.
История двигателей ВАЗ 1111/11113
Перед разрабатывавшими автомобиль «Ока» инженерами стояла достаточно непростая задача – сделать компактное и доступное транспортное средство, выполненное из распространенных комплектующих и обладающее хорошей ремонтопригодностью. Аналогичные требования выдвигались и к двигателю – он должен был стать простым, надежным и легко чинящимся в случае поломки вне специализированных СТО с квалифицированным персоналом.
В первых вариантах «Оки» разработчики применяли двухцилиндровый силовой агрегат от Daihatsu Quore на 30 лошадиных сил. С этим двигателем изготовили несколько прототипов. Но, хотя двигатель обладал отлаженной и надежной конструкцией, от его копирования отказались, поскольку иностранный силовой агрегат требовал высокого качества деталей мотора и культуры сборки. Кроме того, копирование требовало сборки двигателей «с нуля» и освоения соответствующего техпроцесса, а это сделало бы машину неприемлемо дорогой и серьезно сдвинуло время выпуска серийных образцов.
Тогда инженеры обратились к существующим в отечественном автопроме решениям моторов.
Интересно: на выбор двигателя повлиял запуск на конвейере Тольяттинского завода ВАЗ-2108.
Мотор «восьмерки» был уже полностью отработан, поэтому для оснащения нового компактного молодежного авто было принято решение создать двухцилиндровый двигатель на базе «восьмерочного», который на тот момент был основным в производстве ВАЗа. Путем ряда технических манипуляций получился мотор 1111, которым и стали оснащать «Оку».
«НАРОДНАЯ» ИСТОРИЯ
Маленькая «Ока» (модель ВАЗ-1111), которую придумали четверть века назад на Волжском автозаводе, должна была стать народным автомобилем, но — не стала. Хотя на протяжении многих лет пользовалась в стране популярностью. Ее производили на двух заводах — в Набережных Челнах и Серпухове, всего 30–50 тыс. машин в год. Можно было продавать и больше, но… У «Оки» был полностью оригинальный кузов и свой силовой агрегат, и, чтобы увеличить их производство, требовались серьезные инвестиции. Но свободных средств не нашлось ни у ВАЗа, ни у ЗМА, ни у СеАЗа. И когда в Тольятти прекратили выпуск двигателей «Оки», проект умер. У маленького автомобиля был целый ряд больших достоинств: низкая цена, невеликие габариты… Несколько лет назад на АВТОВАЗе предприняли попытку возродить проект. В прототипе «Ока-2» салон уже не такой тесный, мотор взяли помощнее — 1,1 л. Но тогда довести модель до серии не удалось, а сегодня платформа уже устарела. Но не сама идея!
Мотор ВАЗ 1111 – особенности и устройство
650-кубовый мотор 1111 представляет собой «половину» двигателя 2108. Для его создания просто взяли половину двигателя и блока цилиндров, поскольку разработать оснастку под такое решение было проще и дешевле, чем под новый агрегат. Таким образом, 1111-й – двухцилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель рядной компоновки, с 2 клапанами на каждый цилиндр и верхней конфигурацией распределительного вала мотора.
1111 в смонтированном виде:
Основные характеристики двигателя «Ока»:
- мощность – 30 сил;
- объем – 649 куб. см.;
- крутящий момент – максимум 44 Нм на 3400 оборотах;
- рекомендуемое топливо – бензин с октановым числом 92;
- цилиндров: 2;
- тип питания – карбюраторное;
- клапанов – 4;
- расход горючего – около 4.7 литра на 100 км;
- охлаждение двигателя – жидкостное;
- экологический стандарт мотора: Евро-0.
Вес и габариты двигателя «Ока»:
- вес – 66.5 кг без КПП и сцепления;
- габаритные размеры – 550*640*670 мм.
Весь рабочий процесс происходит за два оборота коленвала, благодаря чему мотор испытывает серьезные вибрационные нагрузки. Чтобы их компенсировать, предусмотрены два уравновешивающих вала, снижающих вибрацию мотора.
Интересно: в моторе ВАЗ 1111 бензонасос – не электрический, а с механическим приводом от двигателя.
Подачей топливной смеси управляет карбюратор. Смазочная система, как и в 2108, создана с установкой шестеренчатого насоса. Моторное масло забирается из картера, поступая к парам трения распред- и коленвала. Цилиндры орошаются образующимся в ходе работы коленвала масляным туманом, а газораспределительный механизм мотора и клапанные штоки смазываются самотеком.
Описание
Перед моторостроителями АвтоВАЗа была поставлена довольно сложная задача – создать компактный мотор для новой модели концерна Лада 1111 «Ока».
К двигателю предъявлялись строгие требования – он должен быть простым в устройстве, надежным в эксплуатации и обладать высокой ремонтопригодностью.
После не совсем удачных попыток копирования иностранных микролитражных силовых установок инженерами завода было принято решение о создании мотора на основе своих двигателей.
Для экономичности производства и удешевления самого агрегата за базовую модель был взят уже выпускаемый ВАЗ-2108.
В 1988 году конструкторы предъявили первый экземпляр созданного двигателя ВАЗ-1111. Руководством образец был одобрен и поступил в серийное производство. Выпуск мотора продолжался до 1996 года. За это время агрегат неоднократно модернизировался, но схема конструкции оставалась прежней.
ВАЗ-1111 представляет собой двухцилиндровый бензиновый атмосферник объемом 0,65 литра, мощностью 30 л. с и крутящим моментом 44 Нм.
ВАЗ-1111 под капотом Оки
По сути является половиной 1,3 литрового двигателя ВАЗ-2108. С 1988 по 1996 годы устанавливался на Лада Ока.
Блок цилиндров отлит из высокопрочного чугуна. Не гильзованный. Цилиндры расточены в теле блока. В нижней части имеются три опоры коленчатого вала.
Коленвал изготовлен из магниевого чугуна. Включает три коренных и две шатунных шейки с их высокоточной обработкой.
Коленвал ВАЗ-1111
Четыре щеки вала выполняют роль противовеса с целью снижения инерционных сил второго порядка (гашение вибрации крутильных колебаний). Дополнительно для этой же цели служат уравновешивающие валы, вмонтированные в двигатель и получающие вращение от коленчатого вала.
Шестерни привода уравновешивающих валов
Еще одна особенность заключается в возможности переворота маховика. При износе зубьев венца с одной стороны появилась возможность использовать неизношенную часть.
Поршни алюминиевые, выполнены по традиционной схеме. Имеют три кольца, два из которых компрессионные, одно маслосъемное. Палец плавающего типа. Днище не имеет специальных углублений под клапаны. Поэтому при контакте с последними их загиб неизбежен.
Головка блока алюминиевая. В верхней части расположены распредвал и клапанный механизм. Каждый цилиндр имеет два клапана.
Особенностью механизма ГРМ является отсутствие подшипников распредвала. Их заменяют рабочие поверхности постелей крепления. Таким образом при их предельном износе приходится заменять всю ГБЦ.
Привод ГРМ ременный. Ресурс ремня не высокий – после пробега 60 тыс. км его необходимо заменять.
Система смазки комбинированная. Маслонасос взаимозаменяем с насосом от ВАЗ-2108, а масляный фильтр – от ВАЗ-2105. Особенность системы состоит в строжайшем запрете перелива масла выше нормы (2,5 л).
Система питания топливом карбюраторная на ВАЗ-1111, но была и инжекторная (на ВАЗ-11113). Топливный насос отличается от базовой модели направлением и диаметром штуцеров. Кроме того, получил изменение его привод – вместо электрического стал механическим.
Зажигание электронное, бесконтактное. Характерная особенность – напряжение подается на обе свечи одновременно.
В целом ВАЗ-1111 получился компактным, достаточно мощным и экономичным. Такие показатели достигнуты благодаря усовершенствованной камеры сгорания, повышенной степени сжатия, оптимальному подбору регулировок систем питания топливом и зажигания.
Дополнительно снижены механические потери за счет сокращения количества цилиндров.
Мотор ВАЗ 11113
Этот двигатель появился позднее как доработка того же мотора от «восьмерки», когда последний довели до объема в 1.5 литра (ВАЗ-21083). Двигатель снова был «располовинен», и в итоге получился агрегат на 750 кубов. Внешний вид моторов 1111 и 11113 одинаков, изменения коснулись только внутренней части. Автомобиль с этим мотором получил название LADA OKA.
Так, был увеличен до 81 мм. диаметр поршня мотора (с 76). Инженеры установили дополнительную охлаждающую систему для камеры сгорания и сделали толще межцилиндровые перегородки.
Дополнительное охлаждение оказалось необходимым из-за повышенного тепловыделения нового двигателя: без него поршни часто клинили, задирались стенки цилиндров, возникали другие неисправности, типичные для перегрева мотора.
Обновленный мотор сделался мощнее на 3-5 лошадиных сил, хотя и остался по-прежнему карбюраторным. В остальном двигатель ВАЗ 11113 технические характеристики получил почти не отличающиеся от «младшего брата», в частности, экостандарт остался Евро-0, прежним осталось и устройство системы топливоподачи (карбюратор). Основные параметры:
- рабочий объем – 749 кубов;
- развиваемая мотором мощность: 33 силы;
- штатный крутящий момент: 50 Нм на 3200 оборотах;
- горючее: 92 бензин:
- расход топлива: до 6.2 л. на «сотню».
Интересно: получала «Ока» 11113 инжекторный двухцилиндровый двигатель, такой проект существовал на заводе, и в 2005 даже было выпущено ограниченное число этих машин. Инжекторный вариант получил маркировку 11113-20. Но новинка не пошла в широкую серию из-за множества проблем и необходимости доработок, хотя сегодня еще можно купить набор для преобразования двигателя в инжекторный.
Так выглядит заводской инжектор-кит для 11113-го мотора:
Особенности системы охлаждения
Система охлаждения двигателя автомобиля продумана конструкторами для выполнения нескольких жизненно важных функций. Но, в некоторых случаях, особенно на транспортных средствах с большим пробегом, эта система является уязвимым местом.Выделяют три основных вида охладителя:
Первый уже практически не используется, так как быстро выкипает, причиняет вред металлическим изделиям двигателя и опасен при использовании в холодное время года. Второй — наиболее распространённый и недорогой. Производится он из неорганических соединений, из-за чего на стенках двигателя создаётся масляная плёнка, заметно снижающая теплопроводность.
Третий вид охладителя хоть и значительно дороже, но более эффективен, так как создан на основе органических соединений и смазывающий слой у него меньше, что улучшает показатели теплоотдачи.
Если в системе охлаждения постоянно возникают неполадки, практичнее всего использовать тосол, так как финансово это более выгодно
Владельцы автомобилей ВАЗ 2109, 2108 и ВАЗ 21099, неважно, карбюраторных или инжекторных, чаще других сталкиваются с такой проблемой. Самыми распространёнными поломками считаются:
- Протечка радиатора.
- Поломка бачка охладителя.
- Неисправность помпы.
- Поломка радиатора отопителя салона.
- Зашлакованность охлаждающей жидкости.
Практически во всех этих случаях придётся сливать тосол с радиатора или двигателя в целом.
Другие модели двигателей «Оки»
После того, как АвтоВАЗ практически свернул микролитражное производство, оставшиеся , совершали попытки установки других моторов:
- рассмотренный ранее 11116;
- корейский агрегат Hyundai Atos (в серию не вышел);
- МеМЗ 245 (пошел в мелкосерийное производство);
- мотор МеМЗ модели 247.1 (можно встретить очень редко).
Созданный на платформе «Оки» вездеход на гусеницах оснащен агрегатом от ВАЗ 2131, а форсированный спорт-вариант ездит на двигателях от Лады Приоры.
Основные неисправности
На первых порах существования 1111/11113 владельцы «Оки» часто жаловались на повышенную назойливую вибрацию с шумом из моторного отсека. Особенно сильным был шум во время прогрева мотора, виноваты в нем упомянутые выше балансирные валы. Это явление беспокоит автовладельцев, но неисправностью не считается. Шуметь двигатель может и по причине слишком больших зазоров клапанов. Проблема устраняется регулировкой таковых. Вибрация же – конструктивная особенность, поскольку в моторе всего два поршня. Достаточно распространенная проблема моторов – прогар прокладки ГБЦ. Основные его причины:
- заводские производственные огрехи, когда прокладку изготовили с неточностями;
- неправильная затяжка ГБЦ, при которой прокладка обжата не до конца.
Если проводится ремонт мотора, уплотнение заменяют, повторно использовать его нельзя.
Важно: если на новой прокладке есть задиры, ее также не рекомендуется ставить в мотор.
Двигатель «Ока» 11113 может плохо запускаться «на горячую», после кратковременной остановки. Причина этого – компоновка отсека двигателя и проблемы диафрагмы бензонасоса. В горячем двигателе ВАЗ 11113 образуются топливные пары, в том числе и в полостях топливного насоса, а этот узел не предназначается для прокачки газов и может «барахлить» при пуске мотора до остывания. Диафрагму можно поменять.
Важно: если проблема с мотором возникла в дороге, в качестве временной меры можно просто положить на насос влажную тряпку. Это несколько охладит агрегат и позволит доехать до места, где диафрагму смогут заменить.
Другие возможные проблемы:
Катушки зажигания расположены так, что в них способна попадать вода, например, при пересечении автомобилем луж. Вода приводит к отказу модуля повышения напряжения, как результат – двигатель невозможно запустить. Могут быть и общие проблемы с проводкой, связанные с низким качеством сборки и некачественными проводами, свойственные двигателям ВАЗ в целом.
- Поломка охлаждающей системы мотора.
Чаще всего выходит из строя помпа, из-за плохой сборки и низкого качества комплектующих. Если отказывает помпа – двигатель перегревается и ломается, поэтому за температурой агрегата нужно следить и своевременно менять помпу, при необходимости. Термостат мотора также не отличается высоким качеством исполнения и может отказывать, с последующей заменой такового.
- Сбои электронных датчиков.
В двигателях «Оки» применена электроника отечественной сборки, не лучшая по качеству, и поломки датчиков – не редкость. Кроме того, они не всегда должным образом закреплены на корпусе агрегата из-за низкой культуры производства.
Несмотря на эти проблемы, многие ремонтные операции, за исключением сложных специфических поломок, могут выполняться автовладельцем самостоятельно или в «гаражном» автосервисе. Для ремонта подходят запчасти от моторов 21083, 21093.
Техническое обслуживание
Заявленный ресурс двигателей «Оки» в условиях своевременного и правильного обслуживания – 120 тыс. км. То есть эти агрегаты, несмотря на ряд врожденных проблем, можно назвать относительно надежными в своей категории.
Регламентный срок прохождения ТО – каждые 15 тыс. километров пробега. В рамках обслуживания меняют масло (желательно использовать синтетическую смазку, если в двигатель заливали полусинтетику, интервал снижается до 10 тысяч км.). Поэтому выбирая, какое масло залить в двигатель «Ока» и когда, следует уточнить, какая жидкость уже находится в картере. При замене промывается масляная система и меняется масляный фильтр. Степень вязкости масла – 0W 40. 5W 40, 10W 40, в зависимости от сезона.
Объем смазки в моторе 1111/11113 – 2.5 литра, уровень контролируется масляным щупом. Перелив жидкости категорически не допускается!
Регулировку клапанных зазоров полагается делать каждые 30 тысяч, но фактически ее проводят по необходимости и реальному состоянию двигателя. Также на этом пробеге следует прочищать карбюратор и регулировать холостой ход.
Через 60 тысяч пробега следует менять жидкость в охлаждающем контуре. Если не произвести этого вовремя, субстанция деградирует и потеряет антикоррозийные и смазочные свойства, уменьшая ресурс системы в целом. При данном пробеге строго обязательна и замена изношенного ремня ГРМ: если он оборвется, клапана загнет, что приведет к необходимости менять двигатель или делать дорогой ремонт.
Замена с промывкой
Выше описана последовательность замены в том случае, если в мотор заливается то же масло, что и использовалось раннее.
Но некоторым владельцам по разным причинам приходится переходить на другую марку смазки. И в этом случае рекомендуется выполнять замену с предварительной промывкой. Такая операция – это просто двухэтапная смена смазки.
Суть ее такова – после слива смазки заполняем мотор промывочной жидкостью (но лучше маслом, которое будет заливаться) и меняем фильтр. Далее запускаем силовой агрегат, даем ему время поработать (15-20 мин.), все сливаем и наливаем в мотор новую смазку, а также меняем фильтрующий элемент.
Поэтому если планируется смена с промывкой, следует запастись двойным количеством масла (5 л) и двумя фильтрами. При этом один фильтр можно брать самый дешевый, поскольку он работать будет всего 20 мин.
Тюнинг двигателя «Оки»
Поскольку мощность силового агрегата невелика, тюнинг как таковой не имеет большого смысла: можно добиться прироста до 10%, особенно с перепрошивкой ЭБУ инжекторного варианта мотора, но на общем фоне он не будет ощутим. Технические характеристики двигателей «Ока» не позволяют снять с них много мощности.
В качестве «кастом-проектов» владельцы этих автомобилей могут устанавливать инжектор от двигателя ВАЗ-21083i с улучшенными характеристиками, но это достаточно трудоемкая и финансово затратная операция. По стоимости она примерно равноценна установке китайского TJ376QE, упомянутого выше. На впрысковый двигатель для продолжения тюнинга и снятия большей мощности могут устанавливать компрессор, производить иные доработки по желанию.
Некоторые водители интересуются, сколько масла заливать в Оку. Это, в большей степени вопрос Данный тревожит тех, кто пользуется автомобилем марки ВАЗ-1111 и иными глазами ее модификациями. Или те, чьи близкие (к примеру, кто-то из старшего поколения) приобрели такую машину.
Завод-изготовитель автомобилей марки Ока советует использовать определенные виды масел.
У автомобиля Ока масса модификаций. В общее создание ушли не все, однако несколько сотен образцов все таки было продано. В зависимости от срока проекта, с каким из их числа имеете дело, конечно буквально найти объем мотора. К примеру, 1-ые авто Ока (ВАЗ-1111 и подобные) имеют заправочный объем картера 3.5,5 л. Что такое картер? Так именуется деталь автомобиля, с применением в которой требуется защищаются его важнейшие детали. Это редуктор, разные детали мотора, находящиеся в движении, и т. д. Картер не только лишь защищает, да и смазывает те детали машины, которые находятся в движении.
В придуманные относительно не так давно (в 2007 году) грузовики Ока нужно заливать, естественно, чем просто масла. Около 4 л. Более принципиально делать это правильным образом. Разглядим правила заливки масла конкретно в легковой автомобиль. По советам производителя, необходимо использовать эту жидкость определенных видов. Разглядим к примеру, как поменять ее для автомобиля ВАЗ-1111.
Для смазки мотора автомобиля Ока подходят масла «Лукойл-люкс», «Новойл-синт», для картера коробки — трансмиссионные масла «Рольст», «ТМ5-9П».
Читайте:
Завод-изготовитель автомобилей марки Ока советует использовать определенные виды масел. К примеру, для топливного бака — бензин АИ-91 и 95; чтоб залить в систему смазки мотора — «Лукойл-люкс», «Новойл-синт» и подобные. Для картера коробки — трансмиссионные масла «Рольст», «ТМ5-9П» и остальные такого же типа.
Способы оплаты товара:
- Возможна отправка груза при тридцатипроцентной (30%) предоплате с блокировкой и снятии блокировки при полной оплате.
- Возможна отправка груза без предоплаты при условии оплаты покупателем услуг транспортной компании в обе стороны в филиале транспортной компании.
- Отправка ПЭКом наложенным платежом с условием предоплаты доставки в две стороны (таким образом мы перестраховываемся от мошенников) – в ПЭКе перед оплатой можно сделать осмотр получаемого товара, ПЭК взымает комиссию за данную услугу в размере: 1,5% за наличный и 3% за безналичный расчет
Можно внести любые изменения (тюнинг/дополнения) в штатную комплектацию двигателя НО гарантия составит 3000км или 3 месяца эксплуатации
Также можно сделать любую комплектацию навесного оборудования (стандартную и не стандартную) в случае если часть оборудования у вас есть – пишите что добавить/исключить из комплектации, менеджер напишет изменение цены.
Рабочий объём 0,75 л
Диаметр цилиндра 82 мм
Ход поршня 71 мм
Число клапанов 4
Система питания карбюратор
Что включает в себя комплектация двигателя: Блок, коленвал, поршни, кольца, шатуны, вкладыши, полукольца, сальники, ГБЦ в сборе с распредвалом, шкиф коленвала, маховик, маслонасос с маслоприемником, поддон под масло железный (возможна установка алюминиевого – цену уточнять у менеджера), клапанная крышка, газораспределительный механизм с закрытой крышкой, свечи. Датчики: масляный, температурный, датчик фаз (если инжектор), датчик детонации, пробка сливная тосола, щуп, Масло обкаточное (10v40 полусинтетика лукойл, рекомендуется после обкатки 1000-1500 км, смена масла).
Упаковка: все крепится на деревянном устойчивом поддоне, прикручивается, сам двигатель – картон со всех сторон и обмотка стрейч пленкой. В транспортной компании упаковывается в деревянный ящик. По желанию клиента любую составляющую двигателя можем разукомплектовать или заменить не стандартной спортивной или тюнингованной деталью.
Меняем масло ОКА ВАЗ 11113
Порядок смены масла (говоря конкретно про движок) обязан последующим:
- Отвернуть пробку отверстия, именуемого наливным. Оно размещено на крышке, которая, следом, защищает головку блока цилиндров.
- Очень осторожно (моторная жидкость очень жгучая) следует отвернуть пробку сливного отверстия, расположенную на картере. Принципиально ранее поставить под нее какую-нибудь тару и слить туда жидкость, которая уже было отработана.
- Потом необходимо отвернуть фильтр масляной воды при использовании специального ключа. Что делать, если такового ключа не имеется и нереально его ни у кого одолжить либо получить хоть каким другим образом, а руками отвернуть фильтр не выходит? Хорошим вариантом будет испытать открутить фильтр отверткой, если использовать ее как рычага. Фильтр следует пробивать самые поближе к донышку. Позже пробку сливного отверстия необходимо завернуть в картер.
- Примерно на одну вторую вместимости масляного фильтра залить туда новое моторное масло. Это требуется сделать без выполнения качественной установки, как будете устанавливать масляный фильтр.
- После чего нужно смазать уплотнительное кольцо нового фильтра (другими словами, масляного фильтра) моторным маслом, лучше подходящей марки. Потом завернуть новый масляный фильтр на штуцер мотора. Делать это необходимо руками, без помощи каких-то инструментов.
- Потом следует залить столько данной масляной воды, сколько нужно. Уже было сказано, что четкий размер нужного количества находится в зависимости от применяемой модификации Оки. Держать под контролем, сколько его было помещено в движок, конечно при помощи указателя. Потом необходимо завернуть пробку в крышку, защищающую головку.
- Последний шаг — пустить движок и дать ему вхолостую поработать маленькое количество времени. По хорошему лампа, показывающая, что давление масла не соответствует норме, должна погаснуть через несколько минут если движок был запущен. Потом необходимо приостановить движок, позже проверить, достаточен ли уровень масла. Если его недостаточно, долить, пока его не будет столько, сколько необходимо.
Этапы работ
Операция выполняется на теплом моторе, поэтому оптимальный вариант – сделать все после поездки, дав время, чтобы двигатель немного остыл.
Далее поступаем так:
- Открываем капот;
- Скручиваем крышку маслозаливной горловины (она располагается на клапанной крышке ГБЦ);
- Забираемся под авто (для этого и нужная яма);
- Находим на поддоне сливную пробку;
- Срываем пробку и медленно ее выворачиваем (во второй руке держим подготовленную емкость). Если поддон еще горячий – лучше выждать время, пока он остынет;
- Вывернув полностью пробку быстро подставляем емкость. Выжидаем время, чтобы смазка по максимуму слилась (10-15 мин);
- Заворачиваем на место пробку и затягиваем;
- Съемником демонтируем фильтрующий элемент (если приспособления нет, то просто пробиваем корпус отверткой и используя ее как рычаг, срываем деталь);
- Перед установкой нового фильтрующего компонента, заполняем его смазкой и обязательно промазываем уплотнитель (резиновое кольцо);
- Монтируем фильтр на место и затягиваем от руки;
- Заполняем мотор новым смазочным материалом (делаем это поэтапно – сначала заливаем 2 л., выжидаем пока масло стечет, доводим до нужного уровня, ориентируясь по щупу);
- Ставим на место крышку маслозаливной горловины;
Через небольшой промежуток времени (1-2 часа) повторно проверяем уровень для убеждения, что он находится в пределах нормы, если нужно – корректируем.
Замер давления масла двигателя автомобиля Ока
Если необходимо сменять масло в коробке, метод приведен ниже.
Многие водители интересуются, сколько масла заливать в Оку. Конечно, преимущественно вопрос этот волнует тех, кто пользуется автомобилем марки ВАЗ-1111 и другими ее модификациями. Либо те, чьи близкие (например, кто-то из старшего поколения) купили такую машину.
Завод-изготовитель автомобилей марки Ока рекомендует использовать определенные виды масел.
У автомобиля Ока очень много модификаций. В массовое производство ушли далеко не все, но по нескольку сотен образцов все же было продано. В зависимости от того, с каким из них имеете дело, можно с точностью определить объем двигателя. Например, первые автомобили Ока (ВАЗ-1111 и подобные) имеют заправочный объем картера 2,5 л. Что такое картер? Так называется деталь автомобиля, с помощью которой защищаются его самые важные детали. Это редуктор, различные детали двигателя, находящиеся в движении, и т. д. Картер не только защищает, но и смазывает те детали машины, которые находятся в движении.
Какую жидкость заливать и как это делать?
Для смазки двигателя автомобиля Ока подходят масла «Лукойл-люкс», «Новойл-синт», для картера коробки передач – трансмиссионные масла «Рольст», «ТМ5-9П».
Завод-изготовитель автомобилей марки Ока рекомендует использовать определенные виды масел. Например, для топливного бака – бензин АИ-91 и 95; чтобы залить в систему смазки двигателя – «Лукойл-люкс», «Новойл-синт» и подобные. Для картера коробки передач – трансмиссионные масла «Рольст», «ТМ5-9П» и прочие того же типа.
Порядок замены масла (если говорить именно про двигатель) должен быть следующим:
- Отвернуть пробку отверстия, называемого наливным. Оно расположено на крышке, которая, в свою очередь, защищает головку блока цилиндров.
- Максимально осторожно (моторная жидкость весьма горячая) следует отвернуть пробку сливного отверстия, расположенную на картере. Важно до этого поставить под нее какую-нибудь тару и слить туда жидкость, которая уже было отработана.
- Затем нужно отвернуть фильтр масляной жидкости при помощи специального ключа. Как быть, если такого ключа не имеется и невозможно его ни у кого одолжить или получить любым другим образом, а руками отвернуть фильтр не выходит? Неплохим вариантом будет попробовать открутить фильтр отверткой, если использовать ее в качестве рычага. Фильтр следует пробивать как можно ближе к донышку. Потом пробку сливного отверстия нужно завернуть в картер.
- Приблизительно на половину вместимости масляного фильтра залить в него новое моторное масло. Это требуется сделать до того, как будете устанавливать масляный фильтр.
- После этого необходимо смазать уплотнительное кольцо нового фильтра (то есть, масляного фильтра) моторным маслом, желательно нужной марки. Затем завернуть новый масляный фильтр на штуцер двигателя. Делать это нужно руками, без помощи каких-либо инструментов.
- Затем следует залить столько данной масляной жидкости, сколько необходимо. Уже было сказано, что точный размер необходимого количества зависит от используемой модификации Оки. Контролировать, сколько его было помещено в двигатель, можно с помощью указателя. Затем нужно завернуть пробку в крышку, защищающую головку.
- Последний шаг – пустить двигатель и дать ему вхолостую поработать небольшое количество времени. В идеале лампа, показывающая, что давление масла не соответствует норме, должна погаснуть через пару минут после того, как двигатель был запущен. Затем нужно остановить двигатель, потом проверить, достаточен ли уровень масла. Если его недостаточно, долить, пока его не будет столько, сколько нужно.
А если нужно заменить масло в коробке передач, алгоритм приведен ниже.
Когда требуется замена
Одним из ключевых преимуществ автомобилей Ока разных модификаций считается их бюджетность. Машины очень дешёвые в плане обслуживания, не требуют применения дорогих запчастей и расходных материалов. Но при выборе откровенно низкокачественных деталей могут возникать определённые сложности. Потому при обслуживании и ремонте старайтесь использовать оптимальные расходники, чтобы машина могла работать уверенно, долго и надёжно. Для поддержания работоспособности двигателя следует вовремя менять моторное масло. Здесь учитываются рекомендации производителя. В руководстве по эксплуатации к автомобилям Ока (версии 1111 и 11113) указывается, что менять моторную жидкость следует через каждые 10 тысяч километров пробега, или через каждые 6 месяцев. Учитывайте то, что наступит раньше.
Но есть важная поправка, предусматривающая эксплуатацию в тяжёлых условиях. К ним относят:
- непродолжительные регулярные поездки, дальность которых составляет не более 6 километров;
- непродолжительные поездки до 15 километров в условиях отрицательной температуры;
- езда на машине с частыми стоянками;
- регулярные поездки, сопровождающиеся простоем на холостом ходу;
- эксплуатация автомобиля на минимальной скорости, что обусловлено городскими пробками, плотным трафиком;
- езда по запылённым, неасфальтированным, холмистым дорогам;
- поездки по сельской местности и пр.
Всё это негативно сказывается на состоянии моторного масла, сокращая его ресурс и снижая изначальные физико-химические свойства. Потому при тяжёлых условиях эксплуатации рекомендуется сократить периодичность замены масла до 5 тысяч километров или 3 месяцев. Старайтесь регулярно следить за уровнем и состоянием смазывающей жидкости. Это позволит понять, когда масло начнёт терять свои характеристики и потребует обязательной замены. Хотя Ока и дешёвая в ремонте, не стоит затягивать с заменой масла. При своевременной смене смазки двигатель будет работать эффективно и надёжно, не возникнет чрезмерного трения с образованием металлической стружки. В противном случае потребуется ремонт двигателя, который даже на Оке стоит не так дёшево.
Уровень и состояние
В межсервисный период, когда машина эксплуатируется на смененном масле, важно контролировать состояние жидкости и её уровень в масляном картере. Для проверки уровня выполните несколько простых манипуляций:
- выньте масломерный щуп из двигателя;
- протрите его чистой сухой ветошью без ворса;
- вставьте обратно;
- опустите до упора в картер двигателя;
- повторно достаньте щуп.
Если уровень масла оптимальный, вы увидите след от масла на щупе между отметками Min и Max. Проверять можно на холодном двигателе, но это не даст объективной оценки. Потому рекомендуется расположить автомобиль на ровной горизонтальной площадке, запустить мотор, прогрев его до температуры около 80 градусов Цельсия, а затем заглушить. Через 5 минут, когда всё масло стечёт обратно в картер, можете проводить приведённые выше манипуляции. Визуально можете по нескольким каплям проверить, в каком состоянии находится смазка. Изменение цвета, нехарактерный аромат, горелый запах, посторонние примеси указывают на то, что жидкость уже практически утратила свои защитные, смазочные и охлаждающие свойства. Потому дальнейшая эксплуатация автомобиля с таким маслом потенциально опасна.
Если же с маслом всё нормально, но уровень не соответствует рекомендуемому, требуется обязательно изменить его. Недостаток масла в картере так же опасен, как и его избыток. При слишком высоком уровне, когда щуп показывает отметку выше Max, двигатель будет расходовать больше смазки, начнётся его выгорание, загрязнение свечей зажигания. На внутренних поверхностях двигателя появится нагар, который повлечёт за собой серьёзные изменения характеристик и работоспособности мотора. При недостатке масла долейте нужное количество. Но использовать можно исключительно те же составы, которые были залиты до этого в мотор. В противном случае придётся полностью менять смазочный материал и промывать систему.
Как заменить моторное масло в коробке передач
Для замены масла в коробке передач, потребуются само масло, отвертка, воронка, ключ на 17.
Если нужна замена моторного масла в коробке передач, потребуется следующее: само масло, отвертка, воронка, ключ на 17. Алгоритм действий следующий:
- Перед тем, как заменять масло, нужно снять с сапуна (так называется устройство, с помощью которой емкость сообщается с атмосферой, чтобы поддерживать необходимый уровень давления) резиновый колпачок и промыть его.
- С помощью отвертки или проволоки нужно прочистить колпачок отверстия в сапуне, а потом установить его на место.
- Вывернуть пробку отверстия для слива масла, предварительно подставив под него емкость. Подождать, пока оно сольется полностью, затем завернуть пробку.
- Из отверстия в задней крышке, расположенной в коробке передач, вынуть указатель уровня масла.
- Затем должно быть залито новое масло в отверстие, находящееся под указателем. Важно предварительно вставить воронку.
- Проверить уровень масла. Если это необходимо, долить до нужной отметки.
Важные частности в качестве вывода
Нужно не забывать о важных частностях, заливая масло в автомобиль.
Сливать эту жидкость нужно после поездки, и чем быстрее, тем лучше – пока двигатель еще не успел остыть.
Как быть, если двигатель уже стал холодным? Его нужно запустить и прогреть до температуры приблизительно 80°С. Нельзя торопиться сливать масляную жидкость. На эту процедуру должно уйти не меньше 15 минут. Не следует рассчитывать, что это произойдет быстрее.