Перевод килограмм, центнеров и тонн в литры можно провести с помощью любого онлайн-конвертера величин в открытом доступе. Такие приложения подходят для решения большинства математических и физических задач. Но если речь идет о топливе, в частности о бензине, простым переводом не ограничиться. Чтобы правильно рассчитать количество литров в одной тонне горючего, потребуется учитывать некоторые другие характеристики топлива.
Сколько литров в тонне бензина?
Зачем вообще может потребоваться перевод этих величин и почему кто-то оценивает количество бензина в тоннах, а кто-то – в литрах?
Дело в том, что при реализации крупных партий бензина и многих других нефтепродуктов оценивается вес и объем жидкости. Для автовладельцев привычно считать бензин количественно в литрах – это объем топлива, который заполняет бензобак. Для бухгалтерских и финансовых отделов, которые готовят чеки и отчетные документы, нередко проще подсчитывать стоимость купленного или проданного горючего в тоннах. Килограммы определяют вес горючего.
Универсального расчета количества литров в тонне бензина не существует. Подсчет для разных марок топлива будет отличаться. При пересчете требуется учитывать следующие показатели:
- удельная плотность бензина;
- масса исходной партии топлива;
- температура горючего и окружающей среды.
Первый и последний критерии являются переменчивыми – это означает, что подсчитывать количество литров нужно для каждой марки бензина отдельно, предварительно определившись со стандартизированной температурой, которая будет принята за норму.
Таблица перевода натурального топлива в условное
Условным топливом называется топливо, теплота сгорания 1 кг или 1 нм³ которого равна 7000 ккал. Чаще всего его измеряют в тоннах, поэтому распространенной аббревиатурой в различных источниках является т.у.т. (означает, что это – тонна условного топлива).
Ниже представлена таблица со средними коэффициентами для перевода натурального топлива в условное.
Уголь по бассейнам и месторождениям | |
Алтайский уголь , тонна | 0,782 |
Башкирский уголь , тонна | 0,565 |
Воркутинский уголь , тонна | 0,822 |
Грузинский уголь , тонна | 0,589 |
Донецкий уголь , тонна | 0,876 |
Интинский уголь , тонна | 0,649 |
Казахский уголь , тонна | 0,674 |
Камчатский уголь , тонна | 0,323 |
Канско-Ачинский уголь , тонна | 0,516 |
Карагандинский уголь , тонна | 0,726 |
Кизеловский уголь , тонна | 0,684 |
Киргизский уголь , тонна | 0,570 |
Кузнецкий уголь , тонна | 0,867 |
Львовско-Волынский уголь , тонна | 0,764 |
Магаданский уголь , тонна | 0,701 |
Подмосковный уголь , тонна | 0,335 |
Приморский уголь , тонна | 0,506 |
Сахалинский уголь , тонна | 0,729 |
Свердловский уголь , тонна | 0,585 |
Силезский уголь , тонна | 0,800 |
Ставропольский уголь , тонна | 0,669 |
Таджикский уголь , тонна | 0,553 |
Тувинский уголь , тонна | 0,906 |
Тунгусский уголь , тонна | 0,754 |
Узбекский уголь , тонна | 0,530 |
Украинский бурый уголь , тонна | 0,398 |
Хакасский уголь , тонна | 0,727 |
Челябинский уголь , тонна | 0,552 |
Читинский уголь , тонна | 0,483 |
Экибастузский уголь , тонна | 0,628 |
Якутский уголь , тонна | 0,751 |
Древесный уголь , складской м³ | 0,93 |
Эстонские сланцы , тонна | 0,324 |
Ленинградские сланцы , тонна | 0,300 |
Торф | |
Фрезерный торф (при условной влажности 40%) , тонна | 0,34 |
Кусковой торф (при условной влажности 33%) , тонна | 0,41 |
Торфяная крошка (при условной влажности 40%) , тонна | 0,37 |
Кокс металлургический сухой 25 мм и выше , тонна | 0,99 |
Коксик 10-25 мм в пересчете на сухой вес , тонна | 0,93 |
Коксовая мелочь , тонна | 0,90 |
Брикеты топливные (при условной влажности 16%) , тонна | 0,60 |
Газ | |
Газ нефтепереработки сухой , тонна | 1,50 |
Газ горючий природный , тыс. м³ | 1,15 |
Газ горючий попутный , тыс. м³ | 1,3 |
Газ сжиженный , тонна | 1,57 |
Мазут | |
Мазут топочный , тонна | 1,37 |
Мазут флотский , тонна | 1,43 |
Нефть, включая газовый конденсат , тонна | 1,43 |
Отработанные масла , тонна | 1,30 |
Топливо для тихоходных дизелей (моторное) , тонна | 1,43 |
Топливо дизельное , тонна | 1,45 |
Топливо печное бытовое , тонна | 1,45 |
Бензин автомобильный , тонна | 1,49 |
Бензин авиационный , тонна | 1,49 |
Керосин для технических целей (тракторный) , тонна | 1,47 |
Керосин осветительный , тонна | 1,47 |
Топливо для реактивных двигателей (керосин авиационный) , тонна | 1,47 |
Дрова | |
Дрова для отопления , плотный м³ | 0,266 |
Древесные обрезки, стружки, опилки , тонна | 0,36 |
Древесные опилки , складской м³ | 0,11 |
Сучья, хвоя, щепа , складской м³ | 0,05 |
Пни , складской м³ | 0,12 |
Бревна разобранных старых зданий, пришедшие в негодность шпалы, столбы связи, рудничная стойка , плотный м³ | 0,266 |
Кора , тонна | 0,42 |
Отходы сельскохозяйственного производства , тонна | 0,50 |
Среди характеристик топлива основным показателем топлива принято считать удельную теплоту сгорания, а показатель условного топлива используется преимущественно для сравнения тех или иных видов топлива между собой.
Категория «условного топлива» используется практически повсеместно, она достаточно универсальна. Так, в России и бывших Союзных странах единицей условного топлива называли/называют тепловыделительную способность килограмма каменного угля, которая равняется 7000 ккал или 29,3 МДж. В странах Европы — да и вообще в международном обозначении — единица условного топлива вычисляется при помощи нефтяного эквивалента, который так и зовётся: TOE, или Tonne of oil equivalent (Тонна Нефяного Эквивалента), которая равна 41,868 ГДж.
В США вместо «условного топлива» используется понятие «термальная цена», которая высчитывается в долларах и, как правильно, разительно варьируется в зависимости от типа топлива (твёрдого, жидкого, газообразного).
Использование категории условного топлива позволяет с большей лёгкостью производить расчёты и оценивать потенциал того или иного вида топлива для его последующего использования в котельных установках.
На сегодняшний день подсчитать единицу условного топлива можно не только с помощью формулы, но и с помощью бесплатных онлайн-калькуляторов в сети интернет.
Сколько литров бензина в тонне бензина 92
Итак, попробует рассчитать количество литров в тонне бензина АИ-92. Топливо имеет октановое число 92, полученное исследовательским методом.
Сначала определяем плотность данной марки бензина. Этот показатель количественно определяет массу горючего компонента углеводородного типа в конкретном объеме жидкости и выражается в кг/м3. Плотность определяется тестированием с соблюдением температурного режима +15 градусов. Для бензина марки АИ-92 она составляет 740-770 кг/м3.
Далее из курса школьной физики вспоминаем, как соотнести имеющиеся значения. Масса является результатом умножения имеющегося объема на известную плотность этого объема. В случае с бензином, нам необходимо умножить усредненную удельную плотность (возьмем значение 740 применительно к АИ-92) на объем (одна тонна):
- объем одного литра бензина равен 0,001 м3;
- умножаем плотность 740 кг/м3 на 0,001 м3, получаем 0,74 кг.
Итого – в 1 литре бензина АИ-92 мы имеем 740 грамм веса. Получается, что чем выше плотность топлива, тем выше будет его масса. В одной тонне вещества – 1000 кг. Следовательно, в 1 тонне смеси содержится 1351 литр бензина плотностью 740 кг/м3.
Для чего это вообще нужно?
Зачем людям знать, сколько литров дизельного топлива в 1 тонне? Все просто, когда речь идет о покупке небольших объемов солярки: приехали на заправку, залили полный бак и поехали себе дальше. Однако не все так просто. Компании, которые осуществляют закупки большого объема топлива, ведут расчет в других единицах измерения – тоннах или килограммах. И это совершенно логично, ведь объем солярки – величина непостоянная и может изменяться. Купит, к примеру, человек 500 литров топлива летом в жару, а осенью при похолодании окажется, что в баке осталось всего 450 литров. Получается, что он переплатил продавцу 50 литров. А если бы оплата производилась за килограммы или тонны, то ничего такого не случилось бы, и никто не оказался бы в убытке, так как вес остается неизменным.
Поэтому все крупные продажи/покупки этого товара осуществляются с оглядкой на вес, а не на объем солярки, поскольку дизельное топливо в тоннах и литрах – это не одно и то же.
Сколько литров бензина в тонне бензина 95
Используя приведенный выше метод, рассчитаем, сколько литров бензина содержится в тонне АИ-95. Табличное значение плотности данной марки горючего – от 745 до 755 кг/м3. Берем усредненное значение 750 кг/м3.
Делаем подсчет:
0,001 м3 * 750 кг/м3 = 0,75 кг.
Одна тонна продукта будет эквивалентна объему 1333 литров.
Как перевести литры в тонны бензина: формула перевода
Принцип расчета массы топлива един для всех марок бензина. Для удобства приводим здесь общую формулу перевода, актуальную для любого горючего вне зависимости от значения октанового числа. Единственное, что нужно знать для расчетов – плотность топлива при температуре +15 градусов. Эти значения можно найти в любой справочной таблице, в том числе на нашем сайте.
Мы знаем, что удельная плотность бензинов показывает соотношение веса горючего к его объему. В физике это выглядит так:
ρ = m / V, где ρ – плотность, m – масса, V – объем.
Меняем местами величины уравнения и получаем формулу для вычисления массы:
m = ρ * V, где ρ – табличная величина плотности определенной марки бензина, V – объем в м3 (перевести литры в м3 можно в любом онлайн-конвертере). Значение m определяется в килограммах или граммах.
Теперь попробуем рассчитать вес большого объема горючего. Допустим, нам нужно определить, сколько килограмм в 900 литрах бензина АИ-98.
Следуя исследовательским данным, плотность данной марки бензина составляет 780 кг/м3. Значит, объем 1 литра равен 780 * 0,001 м3. Таких литров у нас 900. Получаем формулу:
900 * 780 * 0,001 = 702 кг. Чтобы определить количество тонн, нужно разделить последнюю цифру на 1000:
702 кг / 1000 = 0,702 тонн.
Величина литра [ править | править код ]
1 литр по действующему в настоящее время определению равен в точности 1 кубическому дециметру: 1 л = 1 дм³ = 0,001 м³ (таким образом, 1 кубический метр (м³), официальная единица СИ для объёма, равен в точности 1000 литрам ).
Это определение было принято в 1964 году на 12-й Генеральной конференции по мерам и весам [1] .
До этого, в 1901 году решением 3-й Генеральной конференции по мерам и весам литр был определён как объём 1 килограмма чистой воды при нормальном атмосферном давлении (760 мм рт. ст.) и температуре наибольшей плотности воды (+3,98 °C) . Один килограмм, в свою очередь, был определён как масса платино-иридиевого цилиндра, эталона килограмма, хранящего во Франции, масса которого тоже предполагалась изначально равной массе 1 литра воды при вышеприведённых условиях. Однако позже было установлено, что масса цилиндра оказалась на двадцать восемь миллионных частей больше, и, следовательно, объём литра составлял 1,000028 дм³ . Также следует учесть, что взаимоотношение массы и объёма воды (как и любой жидкости) не постоянно и зависит от температуры, давления, влажности и изотопной однородности. Таким образом, в 1964 году отказались от привязки литра к массе воды или какого-либо иного вещества и определили литр равным в точности 1 дм³ .
Согласно недавним измерениям стандартного образца чистой дистиллированной воды, выделенного из океанической воды и считающегося репрезентативным в отношении изотопного состава кислорода и водорода для воды из океанического резервуара (en:Vienna Standard Mean Ocean Water), плотность воды равна 0,999975±0,000001 кг/л при температуре максимальной плотности (+3,984 °C) под давлением в одну стандартную атмосферу (760 торр, 101 325 Па). [5]
Зависимость от температуры и коэффициент перевода
Ответить на вопрос, по какой формуле осуществить перевод бензина из литров в тонны или обратно в изменяющихся условиях окружающей среды будет сложнее. Ранее мы делали расчеты исходя из того, что температура топлива составляет +15 градусов. Как рассчитать массу горючего в любом объеме, если температура колеблется?
Бензин – термозависимая субстанция. При нагревании происходит увеличение объема топлива, при этом понижается его номинальная плотность. Это свойство значительно затрудняет расчет количества приобретенного или потраченного топлива, что может исказить достоверность финансовых документов. Поэтому налоговые органы Российской Федерации предписывают рассчитывать массу и объем продукции с учетом температурного коэффициента.
Основанием для методики расчета являются:
- ГОСТ 2084-77 «Бензины автомобильные. Технические условия»;
- Письмо ФНС РФ от 24.03.2005 N 03-3-09/0412/23 «О порядке пересчета количества нефтепродуктов из объемных единиц в весовые».
Эти же документы определяют, что устанавливать точную плотность конкретной маркировки бензина необходимо по специальным справочным таблицам, определяющим удельный параметр с шагом в 1 градус по Цельсию.
Установив конкретное значение плотности бензина при конкретной температуре, можно воспользоваться общей формулой перевода, которая приведена в данной статье.
Другой способ определения массы в условиях изменения температуры – расчет с учетом коэффициента перевода. Происходит следующим образом:
- В документации на марку бензина указана плотность субстанции для температуры +20 (или +15, в зависимости от топлива) градусов;
- Измеряем номинальное значение температуры в топливном резервуаре;
- Вычисляем разницу между полученным результатом и стандартными +20 градусами;
- В таблице коэффициентов ищем значение поправки на 1 градус именно для значения плотности, указанного в паспорте продукции;
- Разность температур умножаем на найденный коэффициент;
- Далее два варианта действий. Если температура в резервуаре больше +20 градусов, то из стандартной плотности мы вычитаем число, полученное в предыдущем пункте. Если температура ниже +20 градусов, то число прибавляем.
Плотность бензина в большинстве случаев колеблется от 720 до 780 кг/м3. Переводим данные в г/см3 и получаем следующую таблицу:
Таблица 1
Значения плотности бензина и коэффициентов перевода
Плотность для +20 С | Коэффициент перевода на 1 градус |
0,720 — 0,729 | 0,870 * 10^(-3) |
0,730 — 0,739 | 0,857 * 10^(-3) |
0,740 — 0,749 | 0,844 * 10^(-3) |
0,750 — 0,759 | 0,831 * 10^(-3) |
0,760 — 0,769 | 0,818 * 10^(-3) |
0,770 — 0,779 | 0,805 * 10^(-3) |
Простой пример калькулятора перевода. Допустим, разница температур составляет –5 градусов (температура внутри топливного резервуара +15 градусов). При этом плотность бензина при температуре +20, указанная в документации, — 740 кг/м3, то есть 0,740 г/см3. Актуальная поправка для данного горючего, исходя из данных таблицы, составляет 0,844 * 10^(-3) для каждого градуса. Для пяти градусов поправка уже будет составлять 0,844 * 10^(-3) * 5 = 0,0042 г/см3. Так как температура в баке ниже нормы, то мы прибавляем полученный коэффициент к исходной плотности: 0,740 + 0,0042 = 0,7442 г/см3 или 744 кг/м3.
#Бензин
Происхождение названия и обозначения [ править | править код ]
Исторически название «литр» происходит от старофранцузской единицы объёма «литрон» (фр. litron ). Литрон использовался как мера сыпучих тел и составлял ¹∕₁₆ часть от буассо́ (boisseau
). Величина литрона составляла примерно 0,831018 современного литра. Название «литрон», в свою очередь, возникло как производное от греческого
litra
(др.-греч. λίτρα ). Литрой называли серебряную монету (и соответствующий ей вес), использовавшуюся в древнегреческих колониях, особенно на Сицилии. Как монета, литра была близка к оболу [6] , а её вес был равен одной трети древнеримской либры (≈327,45 г) . Вероятнее всего, когда греки колонизировали Сицилию, они вступили в торговые отношения с местным населением, у которых существовала монета и соответствующая ей единица веса
libra
, и греки переняли это название для своих монет под видом
litra
[7] . Вместе с тем существовала также мера измерения объёма масла
libra
, реализовывавшаяся с помощью рога с нанесёнными на нём отметками. Отметки делили рог на 12 равных частей (унций), а вместе они составляли «либру» [8] . Так же как в случае с монетой, существовала и аналогичная мера объёма у греков, которая наряду с названием котила (др.-греч. κοτύλη ), имела также название
litra
(«литрой» назывался сам сосуд) [7] . Объём котилы равнялся примерно 0,284 литра (полпинты) [9] . Римское слово
libra
в свою очередь восходит к основе, использовавшейся в Средиземноморье,
*lithra
, в значении «весы» [10] .
Обозначение [ править | править код ]
Обозначением литра в России является строчная буква «л» [11] . Это же обозначение используется в Белоруссии, Украине, Казахстане и Монголии. До середины 1990-х годов кириллическое обозначение использовалось и в Болгарии (и продолжает использоваться неофициально, хотя официально в этой стране обозначения всех единиц измерения в 1994 году заменены на латинские).
Изначально единственным международным символом для обозначения литра была латинская строчная буква l
, учитывая принятое в СИ соглашение, что обозначения единиц могут начинаться с заглавной буквы, только если они образованы от имени учёного. Латинскую букву
l
можно достаточно легко перепутать с цифрой «1», и это вызывало недовольство, особенно среди представителей медицины. Ряд национальных метрологических организаций в своё время пытался добиться утверждения в качестве символа литра исключительно заглавной буквы (
L
). Известность получила история, когда сотрудником канадского университета Ватерлоо Кеннетом Вулнером был придуман мифический учёный Клод Эмиль Жан-Батист Литр, как якобы попытка добиться утверждения официального использования для литра заглавной буквы. В журнале университета
«Chem13 News»
в 1978 году появилась публикация Вулнера от кафедры физики [12] , где приводилась подробная биография французского учёного Клода Литра (1716—1778). Статья была шуточной, выпущенной в честь дня смеха, однако по ошибке была перепечатана журналом IUPAC
«Chemistry International»
, который уже в следующем номере разместил сообщение о произошедшей ошибке [13] .
В результате в 1979 году XVI Генеральная конференция по мерам и весам приняла решение, в соответствии с которым в виде исключения разрешается использовать два
различных обозначения литра: строчную
l
и заглавную
L
[14] . Национальный институт стандартов и технологий США ныне рекомендует использовать именно символ
L
для обозначения литра [15] , эта практика также широко распространена в Канаде и Австралии. В этих странах символ
L
употребляется и с префиксами, например,
mL
и
µL
, вместо традиционных
ml
и
µl
, используемых в Европе. В Великобритании и Ирландии, как и в других странах Европы, вместе с префиксами используется строчная буква (
ml
и
µl
), а в случае целых литров слово часто пишется целиком (
1 litre
). В 1990 году Международный комитет мер и весов заявил, что пока рано выбирать один общий символ для литра. До 1979 года распространение получил символ ℓ (script small l, U+2113), например, он был рекомендован Южноафриканским Бюро Стандартов и Канадой в 1970 году. Употребление этого символа до сих сохранилось в небольших масштабах в англоговорящих странах, в то время как в Японии и Южной Корее он используется повсеместно. Шрифты, поддерживающие южноазиатские символы (англ. CJK characters ), обычно содержат не только символ ℓ, но и четыре производных символа: ㎕, ㎖, ㎗ и ㎘ (U+3395 to U+3398) для микролитров, миллилитров, децилитров и килолитров, соответственно. Использование этих символов в печатных работах противоречит рекомендациям, опубликованным Международным бюро мер и весов по настоянию главных международных организаций, занимающихся стандартами (включая ISO, NIST, IAU, IUPAC, IUPAP и NPL), где говорится, что символы единиц должны «печататься прямым шрифтом независимо от типа шрифта окружающего текста» [16] [17] .