Что такое «шины-липучки» и к чему они должны прилипать?

О секретах функционала современных зимних колес рассказывает эксперт Алексей Заякин.

«Липучками» на водительском сленге часто называют фрикционные (нешипуемые) зимние шины. Точной информации о происхождении этого народного названия нет, но можно предположить, что оно образовалось тогда, когда первые импортные шины такого типа стали поступать на советско-российский рынок в конце восьмидесятых — начале девяностых годов прошлого века. Водители тех времен были так восхищены уровнем сцепления нешипованных шин с поверхностью, которого они раньше не встречали, что стали называть их «липучками». Этим названием они передавали смысл того, что шина словно «прилипает» к скользкой дороге и хорошо держит автомобиль. Антиподом «липучкам» являются «шиповки» — зимние шины, оснащенные шипами противоскольжения.

Фрикционная шина. Фото: Shutterstock.com

Принцип работы

Фрикционной шиной или «липучкой» называют класс зимней шины, которая может без металлических вставок цепляться за поверхность льда. Если в шипованной резине взаимодействие скользкого покрытия и протектора складывается из трения резины и сцепления шипами, то во фрикционной используется только сила трения. Сцепление колеса с дорогой во многом зависит от шашек протекторного рисунка. Чем больше их количество и суммарная длина кромок в пятне контакта — тем лучше колесо будет держать зимнюю дорогу. При разгоне задействуется задняя кромка шашки протектора, при торможении — передняя.

Прогретая зимняя шина способна плавить структуру льда. Об этом четко свидетельствуют следы протектора на ледяной поверхности. Принцип работы протектора липучки заключается в удалении (впитывании) тонкой пленки воды, которая образуется между обледенелой поверхностью и разогретой резиной, в результате чего и возникает сухое или полусухое трение. На толщину водяной пленки влияет температура воздуха и структура льда, поэтому сцепные свойства шины полностью зависят от климатических условий. Чем ниже зимой опускается температура, тем эффективней использование фрикционной резины.

Недостаток один, но очень существенный

Однако есть у фрикционной резины и свои недостатки. «Липучки» предназначены только для твердых поверхностей. На мягких и скользких покрытиях, таких как лед и укатанный снег, они заметно проигрывают зимним «шиповкам». Особенно опасен для фрикционных шин «черный лед», образующийся при околонулевой температуре. Он обладает очень низким коэффициентом сцепления и порой покрыт микроскопической прослойкой воды, которая смешиваясь со снегом и ледяной крошкой мгновенно забивает ламели и снижает сцепные свойства резины. Машина может непредсказуемо сорваться в занос даже в легком повороте. Причем остановить ее хаотичное движение будет чрезвычайно трудно. Именно из-за непредсказуемости поведения на гладком льду водители, путешествующие на далекие расстояния зимой, не доверяют «липучкам» и стараются использовать шипованные колеса. Шипы в подобных ситуациях позволяют лучше контролировать машину и справляться с возможным заносом.

В общем, фрикционная резина с большим количеством ламелей лучше всего ездит по асфальту и предназначена для жизни в больших городах с хорошей дорожной инфраструктурой. Здесь ей нет равных.

Особенности шины-липучки

Функциональные особенности липучки обеспечивают особые свойства резины и особая текстура поверхности покрышки:

  • большое число ламелей;
  • мягкость материалов;
  • пористая структура;
  • абразивные микрочастицы.

Все фрикционные шины связывает повышенное количество ламелей. Ламель представляет собой тонкую полоску резины, на которые разделен протектор. Такое разделение увеличивает давление на покрытие, за счет чего достигается улучшенное сцепление. Различают следующие виды ламелей:

  • поперечные;
  • диагональные;
  • зигзагообразные.

Протектор липучки снабжен грунтозацепами, как и любой другой самоочищающийся протектор. Разница заключается в повышенной плотности расположения, что положительным образом влияет на ходимость, позволяя использовать большее число ламелей. Именно кромками ламелей шины и цепляются за поверхность, а в сочетании с большой глубиной протектора образуется стабильное и большое пятно контакта.


Под тяжестью автомобиля происходит расхождение ламелей в блоках протектора, который буквально прилипает к поверхности заснеженного дорожного полотна. При уходе с зоны контакта с дорогой ламели сходятся, и шина самоочищается, вытесняя ледяную крошку и снег. Но ламели — далеко не единственно важное условие. Сколько бы их не предусматривалось, максимальная эффективность прилипания может быть обеспечена только пористой структурой резины. Именно она будет впитывать воду при наезде на дорожное полотно.

В состав резины липучки входит криосилановая смесь с силикой, поэтому она не грубеет при низких температурах, а большое число микропор отводят пленку воды. На молекулярном уровне происходит взаимодействие каждой поры шины с поверхностью дороги по принципу присоски, что обеспечивает не только эффективную тяговую функцию, но и короткий тормозной путь. При этом многие производители заявляют о добавлении в резиновую смесь твердых микрочастиц неорганического и органического происхождения. Такие абразивы выполняют функцию своеобразных мини-шипов, что только усиливает фрикционные свойства.

Зимние модели шин

Слабая сторона «скандинавок» — слишком мягкая резина. Протектор такой автошины стирается быстрее, чем у «европейки», кроме того, слишком мягкая шина начинает «гулять» на твердом покрытии. Водители отмечают замедленные реакции на повороты и резкие маневры при переходе со снежной целины на асфальт.

Скандинавская авторезина предназначена для поездок за городом, по заснеженным улицам или трассам. В городе на такой резине делать нечего.

Виды и особенности фрикционных шин

В зависимости от эксплуатационных характеристик фрикционные шины подразделяются на нордические и европейские. Это условное деление, на покрышке нет такой маркировки. Липучку нордического типа от «европейки» отличают следующие особенности:

  1. Большое число глубоких ламелей. По сравнению с европейской у нордической фрикционной резины ламели прорезаны практически на всю глубину протектора. Благодаря этому происходит раскрытие блоков протектора и имитация прилипания покрышки к поверхности.
  2. Отсутствие шипа/отверстия под шип.
  3. Низкий скоростной индекс. «Скандинавы» менее устойчивы на высоких скоростях по причине плотной нарезки ламелей и глубокого протектора. Как правило, ограничение по скоростному режиму варьируется в пределах 160-190 км/ч.
  4. Мягкий состав резиновой смеси, благодаря которому не теряется эластичность при экстремально низких температурах.
  5. Нордические фрикционные шины предназначены для холодных зим с частыми снегопадами, в то время как «европейки» не терпят мороза и требуют более щадящих условий — чистых дорог, обработанных противогололедными реагентами.

Что лучше зимой: шипы или липучка

Покрышки с шипами.

Исходя из конструктивных особенностей покрышек без шипов, нетрудно догадаться об их особенностях. В частности, к маркетинговым преимуществам можно отнести:

  • Неизменный расход топлива;
  • Долговечность;
  • Уменьшение вибраций, как следствие, и шума в салоне.

Но все эти свойства ощутимы в сырую погоду и куда хуже проявляются на неубранных обледенелых дорогах или на заснеженном покрытии, здесь такие покрышки могут проигрывать классическим шипованным в управляемости и проходимости. Естественно, шипы выиграют и в торможении по льду. Вместе с тем, на бесснежном и мокром асфальте шипы будут проскальзывать по поверхности и вести себя кардинально противоположным образом.

Также особенности вождения по льду могут зависеть от температуры: если он недостаточно замерз, фрикционная резина будет продавливать его, и эффекта присасывания не будет. При достижении температурной отметки в -20 градусов Цельсия, фрикционная резина уже лучше проявит себя по льду, кроме того, отмечается, что на экстремально-низких температурах она дубеет немного меньше шипованной.

Особенности эксплуатации липучек в разных условиях:

  • Снег. Здесь зацеп будет зависеть только от глубины протектора. Неагрессивная текстура уменьшит сцепление, но очень важно протестировать покрышки на возможность самоочищения, иначе шина может закопаться, не справившись с большими порциями снега.
  • Укатанная снежная поверхность. Пожалуй, самый нелюбимый водителями тип дороги, где ситуацию отягощает корка льда. Здесь на липучке будут задействованы преимущественно ламели, хотя протектор и мягкость компаунда также влияют. Но эффективность будет уже не такой высокой, как с применением шипов.
  • Летний асфальт. Несмотря на то, что речь о зимней резине, нельзя не сказать об особенностях поведения летом. На первый взгляд многие водители не замечают разницу в управляемости и не спешат «переобувать» авто. Тем не менее, мягкость материала полезна только при отрицательных температурах: на летнем асфальте такая резина отличается худшим сцеплением. Вследствие чего тормозной путь увеличивается, а реакция на «рулежку» уменьшается. Особенно опасно движение по мокрой дороге: тесты показали «всплывание» уже при скорости в 70 км/ч. Также в разы возрастает и износ покрышек из-за чего комплект, используемый до поздней весны уже может не дожить до нового зимнего периода.

Как видно, однозначного преимущества липучек перед шипованными колесами нет. Такая резина универсальнее: она отлично подойдет для города. Также, нельзя не сказать о преимуществах липучки в переходные периоды, где перед владельцами шипов возникает дилемма: дать задубеть летней резине при заморозках или слышать скрежет по асфальту после оттаивания. Да и в целом, современные брендовые липучки топовых производителей будут мало чем уступать шипованной резине даже по льду, хотя цена такого комплекта окажется очень высокой. Но в заснеженной загородной местности с плохой проходимостью многие водители отдают предпочтение шипам: они дешевле и оптимальнее на бездорожье.

Особенности эксплуатации липучек

Законодательные требования к зимнему классу шин одинаковы и для шипованной, и для фрикционной резины. В период с декабрь по февраль транспортное средство обязательно должно быть оснащено зимними шинами, имеющими значок горной вершины со снежинкой и буквенную маркировку «M S», «M&S» или «M+S». При этом остаточная высота протектора должна быть более 4 мм. Требование о наличии на автомобиле знака с буквой «Ш» на фрикционные шины не распространяется.


Важно, что данным техническим регламентом запрещается эксплуатация шипованных шин в летнее время, но прямого запрета на использование липучки в аналогичный период нет. Однако, это не значит, что шину можно считать всесезонной: ее характеристики рассчитаны на зимний период, а эксплуатация на горячем асфальте приведет к потере адекватной управляемости и ускорит износ. Стоит помнить, что первые 100-150 км происходит обкатка фрикционных шин. Этого расстояния достаточно, чтобы стерлась пленка из смазки, которая была нанесена перед вулканизацией. Оптимальная скорость в период обкатки — не более 80 км/ч. Ламели будут затачиваться в направлении движения, поэтому не стоит резко тормозить и совершать других крутых маневров. В противном случае повреждения протектора неизбежны.


В ходе дальнейшей эксплуатации подобные резкие маневры также нежелательны: резина фрикционных шин отличается мягкостью, поэтому быстро истирается. Монтаж старого комплекта на следующий сезон должен осуществляться с соблюдением того направления вращения, которое было ранее.

Что такое резина липучка

Покрышки с липучкой.

Липучка — это разговорное название нешипованной резины, которая только начала приживаться на отечественных просторах. Если же вернуться к правильному названию, в его основе будет лежать английский термин «friction». Как нетрудно догадаться, в переводе это означает «трение», а резина называется фрикционной.

Таким образом, если ключевая особенность шипованных шин в зацеплении твердыми элементами, основной упор фрикционных покрышек будет на создании трения. И здесь это достигается кардинально-противоположным подходом: вместо твердых щипов используется мягкая смесь с большим количеством пор.

У многих водителей подобный тип резины вызывает некоторое недоверие: а подойдут ли такие покрышки для наших дорог вообще? Дело в том, что изначально они были разработаны в Европе, где помимо комфортной зимы дороги всегда ухожены и встретить лед на своем пути достаточно сложно. Тем не менее ситуация постепенно меняется и у нас, так как все больше дорожных служб старается прибегать к специальным реагентам, покрывающим асфальт. Такие распылители не только растворяют снег, но и покрывают дорожную поверхность пленкой жира, которая и в дальнейшем препятствует нарастанию льда.

Смотрите также

Преимущества и недостатки

Ни один вид автошин нельзя назвать идеальным. Далее будут перечислены как недостатки, так и преимущества фрикционных шин. Плюсы:

  • комфортная и мягкая езда;
  • сохранение свойств на холоде;
  • хорошая управляемость на дороге;
  • возможность использования в межсезонье;
  • эффективная самоочистка;
  • улучшенный вывод воды;

Минусы:

  • плохая управляемость на укатанном снегу;
  • не пропорциональное изнашивание;
  • необходимость обкатки.

Внимание! На первых километрах машину необходимо водить аккуратно, не делая резких маневров.

Полезно почитать: Слежка за давлением в шинах

Правильно покупай, не перепутай

В заключении хочется отметить что многие из нас с вами путают фрикционную шину с так называемой ЕВРОЗИМОЙ, а потом рассказывают всем что эта «липучка – ни фига не работает», но это не совсем так. ЕВРОЗИМА рассчитана на очень мягкий климат, буквально на несколько дней или недель не таких низких минусовых температур, также ее эксплуатация рекомендуется на расчищенных и ухоженных дорогах – ЭТО СОВЕРШЕННО ДРУГАЯ РЕЗИНА. Не путайте ее с настоящей зимней!

Сейчас небольшое видео работы, смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю статья и видео были вам полезны. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

Похожие новости

  • Как делают колеса? Разберем рядовой автомобиль + подробное видео
  • Разварки. Что это такое, основные плюсы и минусы. Как сделать св…
  • Как выбрать зимнюю резину для автомобиля. 8 правильных шагов! Пл…

Добавить комментарий Отменить ответ

Маркировка

Иногда маркировка всесезонных шин может быть дополнена различными значками. Среди дополнительных обозначений можно встретить надпись «Retread». Дело в том, что некоторые комплекты подлежат ремонту и на них заново наплавляется смесь и нарезается протектор. Восстановленные изделия несут такое обозначение. Езда на такой резине ничем не грозит, однако купленная водителем покрышка износится немного раньше. Благо, цена на нее дешевле.

Некоторые автомобильные шины и диски не подходят друг другу, имея кардинальные различия в конструкции. Так, если вы собираетесь менять резину автомобиля своими руками, стоит запомнить, что камерные комплекты должны устанавливаться на соответствующие колеса с обозначениями ЛК, ГК или РК. Символы ЛБ, ГБ или РБ говорят о сочетании с комплектами бескамерного типа (TubeLess).

Правила установки шины регламентируют наличие цветных отметок. Если на боковине есть пиктограмма желтого треугольника, то это самая легкая часть резины. Все, что необходимо сделать – совместить его с меткой на диске. Красная точка обозначает самое жесткое место и также должна быть совмещена с меткой L на легкосплавных колесах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]