Замена рулевых наконечников на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Print this article Font size 16

В поломке рулевых наконечников нет совершенно ничего приятного. Потому при обнаружении подобной неисправности необходимо предпринять незамедлительные действия для их устранения.


Внешний вид элементов

Важно заметить, что наконечники рулевых тяг у ВАЗ 2109 во многом похожи на конструкции других представителей модельного ряда АвтоВАЗ. Но если сравнивать, к примеру, с ВАЗ 2110, где наконечник наворачивается на тягу, то у ВАЗ 2109 наоборот — наконечник вкручивается внутрь тяги, то есть имеет внутреннюю резьбу.

Признаки неисправности

Обнаружив первичные признаки поломки рулевых концевиков тяг, вы сможете окончательно решать для себя, что медлить более — опасно для вас и окружающих участников дорожного движения.

К признакам неисправности данного узла относят:

  • При поворотах руля заметно увеличивается люфт;
  • Наблюдается постоянный стук, идущий от передней части автомобиля;
  • Машина достаточно плохо держится на дороге, даже если она идеально ровная;
  • Пыльники тяг разрываются. Это ведет к еще большей скорости износа элемента.


Оценка состояния

Проверка состояния

Чтобы удостовериться, что все озвученные признаки вызваны именно наконечниками, этот факт следует проверить.

Итак, давайте проверим, действительно ли во всем виноваты наконечники. Для этого:

  • Загоните автомобиль на эстакаду или установите на смотровой яме;
  • Включите ручной тормоз, установите противокаты под колеса. Меры безопасности еще никто не отменял;
  • Заходите под автомобиль и беритесь руками за рулевую тягу. Ее нужно с достаточно внушительным усилием подергать вверх и вниз;
  • Если элемент действительно износился, определить это можно невооруженным глазом, поскольку люфт в шарнире будет существенный;
  • Не забудьте такую же операцию провести со вторым концевиком рулевых тяг.

Меняя наконечники тяг, приобретайте сразу пару. Оставлять в работе один новый и один старый элемент — большая ошибка, которая может привести к самым непредсказуемым последствиям.


Гайки – они повсюду

Последствия неисправности

Рулевой наконечник накручивается на длинный рычаг рулевой рейки. Так достигается одновременно подвижное соединение рейки с поворотным кулаком, но вместе с тем, оно довольно жесткое. Длительные поездки с неисправным наконечником приведут к серьезным проблемам с рулевым управлением и не только. Чаще всего страдают шины.

При длительных поездках с неисправными шарнирами, нарушается развал-схождение. Это вызывает повышенный износ резины. Но, это далеко не единственное последствие проблем с наконечником. По сути, этот шарнир должен оберегать рулевую рейку от ударов и толчков. При неисправности эта функция утрачивается, если продолжить ездить дальше, то риск повредить рейку становится довольно большим.

Замена

Что ж, теперь приступаем непосредственно к процедуре замены. Сложной работу не назовешь, но без определенного набора инструментов добиться желаемого результата вы не сможете.


Когда нет специального съемника

Потому на вооружении у вас должны быть:

  • Надежный домкрат;
  • Баллонный ключ;
  • Пассатижи;
  • Накидные ключи головки или рожковые ключи (лучше первый вариант);
  • Съемник для наконечников рулевых тяг;
  • Всемогущее средство для удаления ржавчины WD40;
  • Молоток;
  • Щетка для работы по металлу.


Процесс замены

Все готово? Начинаем.

  1. Поставьте машину на эстакаду или смотровую яму, установите под колеса противокаты, включите ручник и передачу. Безопасность превыше всего.
  2. С помощью баллонного ключа или соответствующей головки с длинным воротком открутите колесные болты, но до конца откручивать их не надо.
  3. Установите должным образом домкрат, поднимите автомобиль, оторвав колеса от земли. Для увеличения надежности и устойчивости, под машину лучше подставить что-то вроде кирпичей, пня или другой подобной опоры. Наличия одного домкрата мало, это очень опасно.
  4. Теперь можете до конца открутить болты, и снять колеса.
  5. Выверните руль в сторону до упора, что позволит обеспечить вам достаточно комфортный доступ к месту работы.
  6. С помощью щетки по металла зачистите резьбу наконечника, после чего обязательно обработайте участок с помощью борца со ржавчиной — WD40. Обработать следует обе резьбы — резьбу, куда вкручивается наконечник в тягу и резьбу на пальце.
  7. Подождите некоторое время, пока средство вступит в реакцию. После этого берите плоскогубцы или пассатижи, с помощью которых нужно расшплинтовать соединение наконечника рулевой тяги.
  8. Накидным ключом открутите крепежные гайки поврежденного, вышедшего из строя наконечника. Если при откручивании возникают проблемы, крепеж не хочет отходить, еще раз обработайте вэдэшкой, подождите и повторите попытку. Возьмите больший рычаг, что упростит выполнение задачи.
  9. Демонтировав гайку, необходимо извлечь палец наконечника из стойки. Тут вам пригодится съемник для рулевых наконечников. Его можно приобрести или одолжить у знакомых. Но у многих такого съемника нет. Потому умельцы нашли выход из такой ситуации.
  10. Вам для снятия потребуется молоток, физическая сила и монтировка.
  11. Накрутите на палец наконечника рулевой тяги гайку таким образом, чтобы палец при этом не выглядывал.
  12. Монтировкой упритесь в выступ стойки и начинайте поддевать тягу в направлении вверх.
  13. Точными прямыми ударами при помощи молотка начинайте выбивать наконечник вверх. Удары наносятся по месту соединения.
  14. При таком кустарном методе демонтажа самым главным является ваша точность при нанесении ударов. Бейте максимально точно, чтобы не повредить прочие компоненты подвески своего ВАЗ 2109.
  15. Когда палец наконец-то демонтирован, можно приступать к дальнейшим этапам.
  16. Выкрутите рычаг из рулевой тяги. Но перед этим обязательно сделайте замер расстояния вкрученности наконечника. Так вы сможете более точно установить новый элемент по углам развал схождения.
  17. Замер расстояния зачастую делают на глаз, опираясь на следы от старого наконечника. Нанесите метку или же просто воспользуйтесь линейкой, рулеткой.
  18. Выкрутите ваш поврежденный наконечник из тяги. Тут уже можно все сделать вручную.

Как проводится замена

Подготовьте домкраты для обоих передних колес. Лучше всего поднимать не одну сторону, а сразу обе, чтобы у вас было больше пространства для работы. Производится ремонт в соответствии со следующей инструкцией:

  1. Поднимите переднюю ось при помощи домкратов и жестко зафиксируйте. Снимите колеса.
  2. Удалите шплинты, удерживающие гайки плоскогубцами.
  3. После того как гайки были освобождены, открутите их накидным ключом.
  4. Трудность может возникнуть в отсоединении наконечника от тяги. Возьмите ключ на 27 и попытайтесь открутить удерживающую гайку.
  5. Из посадочного отверстия извлечь рулевые наконечники вам поможет специальный съемник. С его помощью они впрессовываются со своих мест. Обычно проблем на этом этапе не возникает.
  6. В момент выкручивания наконечника, сосчитайте количество оборотов. Это поможет вам сделать приблизительную настройку развала-схождения, чтобы после ремонта добраться без проблем к пункту СТО.
  7. Проведите установку рулевых наконечников и пыльников. Вкручивая новые запасные части, нужно сделать столько же оборотов, как и при разборке.
  8. Тщательно проведите сборку.

Но на этом замена еще не окончена, после выполнения ремонта вам нужно обратиться в ближайший автосервис. Способный провести компьютерную настройку развала-схождения. Это очень важная часть для завершения ремонта блока управления.

Можно попытаться выполнить эту настройку самостоятельно, но только в том случае если у вас есть максимально ровная площадка. Чуть ослабьте крепление рулевых тяг и замерьте телескопическим штырем расстояние между колесами передней и задней подвески. Вам нужно настроить тяги так, чтобы эти величины были одинаковы. Если вы делаете настройку своими силами, то будьте готовы к тому, что на развал-схождение уйдет много времени. Лучше всего не скупиться и съездить для этой процедуры к специалистам.

Замена частей рулевого управления вместе с настройкой обойдется вам примерно в 1 500 рублей. Специалисты сервисных центров установят за эту работу цену примерно в два раза больше. Если вы хотите сэкономить, но не решаетесь проводить ремонт по описанию, просмотрите видеоинструкцию.

Причины поломки наконечников

Рулевые наконечники – это не такой сложный механизм, как, например, двигатель внутреннего сгорания или коробка передач. Поэтому причин поломки у него не так уж и много, но сейчас их перечислим.

Замена рулевых наконечников ВАЗ 2109

  • Первое – это износ временем. Так уж он, наконечник, устроен, что работает постоянно вращаясь. А тут уж что люди от такой жизни ломаются, что наконечники. Постоянное трение способствует быстрому изнашиванию деталей и, как следствие, выходу из рабочего состояния.
  • Препятствовать этому процессу полностью невозможно. Единственный выход – покупать качественные рулевые наконечники. Но, опять же, рано или поздно их все равно требуется менять.
  • Вторая причина – порванный пыльник. Как и шаровая опора, на ВАЗ 2109 наконечник рулевой тяги оснащен защитным пыльником. В процессе эксплуатации автомобиля он рвется и влечет за собой не хорошие последствия. Какие? Внутрь соединения попадает пыль и песок, что увеличивает изнашивание деталей и приводит к более быстрому износу.
  • Третья причина – это недостаточное количество смазки. Как известно, трение без смазки не несет ничего хорошего. В результате отсутствия достаточного количества смазочного материала наконечник быстрее выходит из строя.

Как видно, при всем желании, замена рулевых наконечников на ВАЗ 2109 – процесс неизбежный в любом случае. Радует одно – цена на наконечники остается приемлемой.

Совет! При покупке наконечников, прислушивайтесь к продавцам, а также к другим владельцам автомобилей. Берите качественные наконечники!

Виды неисправностей рулевого управления

Сейчас проведем диагностику рулевого управления ВАЗ 2109. Попытаемся определить, в чем причина нарушения качества управления автомобилем – наконечник, или же что-то еще? Итак:

  • Если рулевое колесо стало люфтить все больше и больше, то причиной тому может быть и не наконечник. Причиной люфта может являться и рейка – возможно, ее необходимо подтянуть, отремонтировать или даже заменить.

Возможно, необходима замена или ремонт рейки рулевого управления

  • Конечно, рулевые наконечники – одна из первых причин ухудшения качества управления автомобилем. Как они диагностируются? Для этого не требуется много затрат и ума.
  • Для диагностики достаточно загнать автомобиль на смотровую яму или эстакаду и провести несколько операций.
  • На установленном автомобиле ставим стояночный тормоз, противооткатные упоры на всякий случай.
  • Зайдя под машину необходимо взяться руками за рулевую тягу и с достаточным усилием подергать вниз-вверх.
  • Если наконечник уже пора менять, то будет ощутим и даже заметен невооруженным глазом люфт в его шарнире.
  • Такую же операцию необходимо сделать и на другом наконечнике.

Помните! Если все-таки наконечники оказались в нормальном состоянии, не останавливайтесь, а просмотрите рулевую рейку на предмет люфта. Читайте другие статьи или обратитесь в СТО.

Причины

Есть три основные причины, которые приводят к необходимости проведения такого мероприятия как замена рулевых наконечников.

Причина Особенности
Естественный износ Время никого не щадит, потому по мере завершения эксплуатационного срока, разбавленного далеко не идеальными дорожными условиями, наконечник изнашивается. Он постоянно вращается, а износ вращающихся, подвижных элементов вполне естественный. Потому когда вы знаете, что эксплуатационный период ваших старых наконечников подходит к концу, рекомендуем более пристально за ними следить. Отказать они могут в любой момент
Порванный пыльник Точно как в случае с шаровой опорой, наконечники рулевых тяг у отечественных девяток заключены в защитный пыльник. Во время эксплуатации этот защитный кожух не редко рвется, что приводит порой к достаточно печальным последствиям. К примеру, если внутрь пыльника попадет грязь, пыль, мусор, это спровоцирует еще более быстрый износ деталей. А потому наконечники точно не проживут весь положенный срок жизни
Недостаточно количество смазывающего материала К чему приводит трение, когда отсутствует смазка? Правильно, ни к чему хорошему. Потому если наконечники имели небольшое количество смазки, очень скоро она израсходуется и уже не сможет выполнять свои функции. Как результат, элементы рулевой системы изнашиваются и требуют срочной замены

Как ни крути, но при любых обстоятельствах замена концевиков рулевых тяг — дело времени. Чтобы продлить это время между заменами, приобретайте только качественные изделия.

Замена наконечников

Теперь перейдем непосредственно к самому процессу замены наконечников рулевых тяг на автомобиле ВАЗ 2109 и подобных.

Снятие

Начинаем со снятия, уже отработавшего свое, наконечника:

Замена наконечника рулевой тяги ВАЗ 2109 с использованием специального съемника

  • Автомобиль следует установить на смотровую яму или эстакаду.
  • Устанавливаем противооткатные упоры, машину ставим на ручник и передачу.
  • Берем балонник или подходящую головку с воротком подлиннее и откручиваем колесные болты. Полностью их не выкручивайте!
  • Далее устанавливаем устойчиво домкрат и поднимаем автомобиль, чтобы колесо оторвалось от земли. Далее необходимо подставить под борт автомобиля пень или что-то подобное.

Помните! Не работайте с автомобилем, подвешенном на домкрате – опасно для здоровья и жизни!

  • Снимаем полностью колесо и выворачиваем рулевое колесо в сторону, чтобы был обеспечен хороший доступ к рабочему пространству.
  • Щеткой по металлу очищаем резьбу наконечника и забрызгиваем вэдэшкой (WD-40). Следует зачищать и брызгать обе резьбы – как резьбу на пальце, так и ту, которая вкручивается в рулевую тягу.
  • Далее при помощи пассатижей (плоскогубцы) расшплинтовываем соединение рулевого наконечника.
  • Далее берем накидной ключ и откручиваем гайку крепления наконечника. Если откручивается туго, необходимо добавить WD и приложить больший рычаг.
  • После того, как гайка была успешно скручена, беремся за извлечение пальца наконечника из стойки амортизатора. Для этого используем специальный съемник рулевых наконечников.
  • Заводим конец съемника за стойку амортизатора, вкручиваем толкатель до тех пор, пока палец не выйдет из зацепления.

Зачастую такой съемник отсутствует у рядового водителя. Что же делать в таком случае? Выход есть:

  • Без съемника наконечник можно снять следующим образом. Потребуется всего лишь молоток, монтировка и немного усилий.
  • На палец рулевого наконечника следует накрутить гайку так, чтобы палец не выглядывал.
  • Монтировкой упираемся в выступ стойки и подаем рулевую тягу вверх.
  • Далее прямыми ударами молотка по месту соединения выбиваем наконечник вверх (смотрите фото).
  • Самое главное в этом процессе – это меткость. Бейте прицельно, чтобы в процессе ремонта не повредить другие детали подвески любимого автомобиля.

Палец вышел из зацепления, и мы продолжаем ремонт:

  • Теперь необходимо выкрутить рычаг из рулевой тяги.
  • Перед этим важно замерить расстояние, на которое был вкручен наконечник. Это делается для более точной установки нового наконечника по углам развала-схождения.
  • Замерить расстояние можно на глаз, по остаточным следам на старом наконечнике, поставить метку, либо же померить измерительным прибором, если таковой имеется.
  • Далее наконечник просто выкручивается своими руками из тяги.

Установка

ВАЗ 2109 рулевые наконечники смазываются обязательно

  • На новом наконечнике тоже желательно нанести метку – на какое расстояние его необходимо будет вкрутить.
  • Проверьте количество смазки и при необходимости добавьте ее.
  • Вкручиваем наконечник в рулевую тягу до нужного момента.
  • Вставляем палец наконечника в отверстие стойки амортизатора.
  • Закручиваем гайку крепления рулевого наконечника.
  • Устанавливаем шплинт.
  • Одеваем обратно колесо, затягиваем болты.
  • Опускаем автомобиль на колеса.

Вот и все – один наконечник поменян!

Что потребуется для замены

Прежде всего, вам нужно будет приобрести сами наконечники. Автолюбители и специалисты автосервисов рекомендуют покупать эти детали одной из марок:

  • стоковые производства АвтоВАЗа;
  • «Трек-чемпион»;
  • «Белмаг».

Наибольшей популярностью пользуются «родные» автозапчасти, так как они отличаются большим ресурсом. Несмотря на их низкую цену, грамотные слесари на ВАЗ-2109 рекомендуют ставить именно сток. Однако важно приобретать детали в проверенных местах, у официальных дилеров. На рынках и в небольших магазинах вам могут продать восстановленные комплектующие, которые не прослужат и месяца. Кроме наконечников, вам потребуется сразу же заменить пыльники.

Дополнительно вам потребуется приобрести специальный съемник для шарнирных соединений. Если его не будет, то риск шанс повредить тяги. Приготовьте и обычные инструменты – набор накидных ключей и плоскогубцы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]