Датчик Холла предназначен для определения искрового момента в системе бесконтактного зажигания (BCG) автомобиля.
Принцип работы датчика Холла
Принцип действия датчика основан на эффекте Холла, когда магнитное поле проводника изменяется при прохождении через него специального экрана с прорезями.
На практике это выглядит так: датчик Холла автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 установлен на опорной плите распределителя и состоит из двух частей — магнита и элемента Холла с усилителем. Напряжение на датчик Холла подается от переключателя (вывод 5) по красному проводу тока. «Земля» также исходит от переключателя: черный и белый провод от контакта 3. Магнит создает магнитное поле, элемент Холла принимает его, создает напряжение, которое усиливает усилитель, и через зеленый импульс напряжение подается на переключатель. (вывод 6).
Для изменения магнитного поля используется щит с четырьмя прорезями, который вращается при проходе вала распределителя зажигания (трамблера) между магнитом и приемной частью датчика Холла. Когда прорезь экрана проходит через канавку датчика, магнитное поле имеет определенное значение, и в результате датчик подает на переключатель электрический ток определенного напряжения (9–12 В). Когда зуб экрана проходит через канавку датчика, магнитное поле экранируется и не попадает в приемник датчика, при этом напряжение, подаваемое на переключатель, падает (0-0,5 В).
В результате выключатель отключает подводимый к катушке зажигания электрический ток, магнитное поле внутри него сильно сжимается и, проходя по виткам обмотки, создает ЭДС 22-25 кВ (ток высокого напряжения). Ток через бронепровода идет к распределителю, а затем к свечам зажигания, создавая разряд, воспламеняющий топливную смесь. Прохождение каждого из четырех зубцов экрана в паз датчика соответствует такту сжатия в одном из четырех цилиндров двигателя.
Примечания и дополнения
— Принцип работы многих других автомобильных датчиков основан на эффекте Холла, например датчик скорости впрыска ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Еще статьи про автомобильные датчики ВАЗ 2108, 2109, 21099
Датчик Холла — один из важнейших элементов системы бесконтактного зажигания бензиновых двигателей. Малейшая неисправность этой детали приводит к серьезным сбоям в работе двигателя. Поэтому во избежание ошибок диагностики важно знать, как проверить датчик Холла и, при необходимости, иметь возможность его заменить.
Мы разделили этот материал на две части: теоретическую (назначение, устройство и принцип действия датчика Холла) и практическую — признаки неисправности, методы испытаний и способы замены.
В конце статьи посмотрите видеоурок, как самостоятельно заменить датчик Холла.
И прежде чем проверять датчик Холла на наличие неисправностей, давайте разберемся с его назначением и принципами работы.
Что такое датчик Холла и как он работает
Датчик Холла (он же датчик положения распределительного вала) — один из основных элементов распределителя (переключателя-распределителя). Он расположен рядом с валом распределителя, на котором закреплена магнитопроводящая пластина, похожая на корону. В пластине столько же пазов, сколько цилиндров в двигателе. Также внутри датчика находится постоянный магнит.
Принцип работы датчика Холла следующий: при вращении вала металлические лопасти попеременно проходят через прорезь в датчике. В результате генерируется импульсное напряжение, которое через переключатель поступает на катушку зажигания и, преобразовавшись в высокое напряжение, подается на свечи зажигания.
Датчик Холла имеет три вывода:
- вы подключаетесь к «массе»,
- ко второму подойдет плюс с напряжением около 6В,
- с третьего вывода преобразованный импульсный сигнал поступает на переключатель.
Схема электрооборудования ВАЗ 21083
1- блок-фара; 2- электродвигатели очистителей фар; 3- противотуманные фары; 4- выключатель подкапотной лампы; 5- звуковой сигнал; 6- электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 7- датчик включения электродвигателя вентилятора; 8- датчик износа колодок передних тормозов; 9- генератор; 10- электромагнитный клапан включения омыва фар; 11- электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла; 12- электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла; 13- электродвигатель омывателя стекла; 14- датчик контрольной лампы давления масла; 15- датчик уровня масла; 16- датчик уровня омывающей жидкости; 17- датчик расхода топлива; 18- электромагнитный клапан карбюратора; 19- концевой выключатель карбюратора; 20- реле включения стартера; 21- свечи зажигания; 22- датчик-распределитель зажигания; 23- датчик скорости автомобиля; 24- блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 25- колодка диагностики; 26- катушка зажигания; 27- выключатель света заднего хода; 28- датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 29- стартер; 30- датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра; 31- коммутатор; 32- аккумуляторная батарея; 33- датчик уровня охлаждающей жидкости; 34- реле включения противотуманных фар; 35- датчик уровня тормозной жидкости; 36- монтажный блок; 37- штепсельная розетка для переносной лампы; 38- блок управления блокировкой замков дверей; 39- подкапотная лампа; 40- электродвигатель очистителя ветрового стекла; 41- лампа освещения вещевого ящика; 42- электродвигатель вентилятора отопителя; 43- дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 44- переключатель вентилятора отопителя; 45- лампа подсветки отопителя; 46- моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей; 47- моторедукторы блокировки замков дверей; 48- выключатель зажигания; 49- переключатель электростеклоподъемника правой двери; 50- переключатель электростеклоподъемника левой двери; 51- реле зажигания; 52- подрулевой переключатель; 53- маршрутный компьютер; 54- прикуриватель; 55- регулятор освещения приборов; 56- выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 57- выключатель стоп-сигнала; 58- контрольная лампа включения обогрева заднего стекла; 59- выключатель обогрева заднего стекла; 60- выключатель противотуманных фар; 61- контрольная лампа включения противотуманных фар; 62- контрольная лампа включения заднего противотуманного света; 63- выключатель заднего противотуманного света; 64- боковые указатели поворота; 65- выключатель плафона на стойках дверей; 66- предохранитель цепи противотуманного света; 67- выключатель наружнего освещения; 68- комбинация приборов VAZ 2108; 69- выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 70- выключатель аварийной сигнализации; 71- плафон; 72- разъем для подключения к плафону индивидуального освещения; 73- задние фонари; 74- фонарь освещения номерного знака; 75- электродвигатель очистителя заднего стекла; 76- элемент обогрева заднего стекла; 77- датчик указателя уровня и резерва топлива.
Порядок нумерации штекеров в колодках: А – монтажного блока, комбинации приборов, подрулевого переключателя, выключателя зажигания и очистителя ветрового стекла; Б – очистителей фар и заднего стекла; В – датчика скорости и расхода топлива и в датчике-распределителе зажигания; Г – моторедукторов электростеклоподъемников и моторедукторов блокировки замков дверей.
Полноразмерная схема:
Признаки неисправности датчика Холла
Неисправности датчика Холла проявляются по-разному. Даже опытный техник не всегда сразу определит причину неисправности двигателя.
Вот некоторые из наиболее частых симптомов:
- Двигатель плохо заводится или вообще не заводится.
- На холостом ходу бывают перебои и рывки в работе двигателя.
- Автомобиль может трястись при движении на более высоких оборотах.
- Силовой агрегат блокируется во время движения.
Если появляется какой-либо из этих сигналов, сначала необходимо проверить работоспособность датчика Холла.
Также не следует исключать из поля зрения другие неисправности системы зажигания, обнаруженные в автомобилях.
Назначение ДХ в системе зажигания автомобиля
Разобравшись с принципом действия элемента Холла, рассмотрим, как используется данный датчик в системе бесконтактного зажигания линейки автомобилей ВАЗ. Для этого обратимся к рисунку 5.
Рис. 5. Принцип устройства СБЗ
Обозначения:
- А – датчик.
- B – магнит.
- С – пластина из магнитопроводящего материала (количество выступов соответствует числу цилиндров).
Алгоритм работы такой схемы выгладит следующим образом:
- При вращении вала прерывателя-распределителя (движущемуся синхронно коленвалу) один из выступов магнитопроводящей пластины занимает позицию между датчиком и магнитом.
- В результате этого действия изменяется напряженность магнитного поля, что вызывает срабатывание ДХ. Он посылает электрический импульс коммутатору, управляющему катушкой зажигания.
- В Катушке генерируется напряжение, необходимое для формирования искры.
Казалось бы, ничего сложного, но искра должна появиться именно в определенный момент. Если она сформируется раньше или позже, это вызовет сбой в работе двигателя, вплоть до его полной остановки.
Проявление неисправности и возможные причины
Нарушения в работе ДХ можно обнаружить по следующим косвенным признакам:
- Происходит резкое увеличение потребления топлива. Это связано с тем, что впрыск топливно-воздушной смеси производится более одного раза за один цикл вращения коленвала.
- Проявление нестабильной работы двигателя. Автомобиль может начать «дергаться», происходит резкое замедление. В некоторых случаях не удается развить скорость более 50-60 км.ч. Двигатель «глохнет» в процессе работы.
- Иногда выход из строя датчика может привести к фиксации коробки передач, без возможности ее переключения (в некоторых моделях импортных авто). Для исправления ситуации требуется перезапуск мотора. При регулярных подобных случаях можно уверенно констатировать выход из строят ДП.
- Нередко поломка может проявиться в виде исчезновения искры зажигания, что, соответственно, повлечет за собой невозможность запуска мотора.
- В системе самодиагностики могут наблюдаться регулярные сбои, например, загореться индикатор проверки двигателя, когда он на холостом ходу, а при повышении оборотов лампочка гаснет.
Совсем не обязательно, что перечисленные факторы вызваны выходом из строя ДП. Высока вероятность того, неисправность вызвана другими причинами, а именно:
- попаданием мусора или других посторонних предметов на корпус ДП;
- произошел обрыв сигнального провода;
- в разъем ДП попала вода;
- сигнальный провод замкнулся с «массой» или бортовой сетью;
- порвалась экранирующая оболочка на всем жгуте или отдельных проводах;
- повреждение проводов, подающих питание к ДП;
- перепутана полярность напряжения, поступающего на датчик;
- проблемы с высоковольтной цепью системы зажигания;
- проблемы с блоком управления;
- неправильно выставлен зазор между ДП и магнитопроводящей пластиной;
- возможно, причина кроется в высокой амплитуде торцевого биения шестеренки распределительного вала.
Как проверить датчик Холла
Простой способ проверить датчик положения распредвала (Холла) показан в следующем видео.
Проверить работу датчика Холла можно несколькими способами. Каждый автомобилист сможет выбрать для себя наиболее подходящий вариант:
- Получите исправный датчик на тестирование у соседа или при сносе автомобиля и установите его на место «родного». Если проблемы с двигателем исчезнут, вам нужно будет приобрести новую деталь.
- С помощью тестера можно измерить напряжение на выходе датчика. В исправном устройстве напряжение будет варьироваться от 0,4В до 11В.
- Вы можете создать имитацию датчика Холла. Для этого снимаем с трамблера трехконтактный блок. Затем включают зажигание и соединяют куском провода выводы 3 и 6 выключателя. Появление искры свидетельствует о выходе из строя датчика.
Если после осмотра обнаружится, что датчик Холла неисправен, его необходимо заменить новым.
Модификации автомобиля
ВАЗ-2108. Базовая модель автомобиля, на нее устанавливался карбюраторный двигатель объемом 1,3 литра, оснащалась как 4-х, так и 5-ступенчатой коробкой передач.
ВАЗ-21081. Модификация автомобиля с дефорсированным двигателем объёмом 1.1 литра и 4-х ступенчатой коробкой передач.
ВАЗ-21083. Модификация автомобиля с карбюраторным двигателем объёмом 1.5 литра. На данный автомобиль устанавливали 5-ступенчатую коробку передач.
ВАЗ-21083-00. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в стандартной комплектации, индекс такой длины начали присваивать с 2001 года.
ВАЗ-21083-01. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в комплектации «норма».
ВАЗ-21083-02. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в комплектации «люкс».
ВАЗ-21083-20. Модификация ВАЗ-21083, но с инжекторным, 1.5 литровым двигателем. На автомобиль устанавливалась 5-ступенчатая коробка передач.
ВАЗ-21083-21. Как и предыдущая модель, но в комплектации «норма».
ВАЗ-21083-22. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 с инжекторным двигателем и 5-ступенчатой коробкой передач в комплектации «люкс».
ВАЗ-21083-37. Спортивная модель с инжекторным двигателем объёмом 1.5 литра и 5-ступенчатой коробкой передач. Разработана для участия в НГС «Кубок Лада»
ВАЗ-210834 «Тарзан». Прототип полноприводного внедорожника, разработанный в 1998 году на основе модели 21083. Автомобиль делался следующим образом, на раму автомобиля ВАЗ-21213 «Нива», на которую уже были установлены подвеска, рулевое управление, двигатель, коробка передач и раздатка посадили кузов от ВАЗ-21083. Места стыка рамы с кузовом закрыли пластиковыми накладками, которые похожи на пороги. Так же были увеличены колесные арки, на которые поставили накладки, изменились бамперы.
ВАЗ-21084. Опытно-промышленная партия автомобилей с двигателем увеличенного объема 1,6 литра. Это был двигатель ВАЗ-21083, но с увеличенным по высоте блоком на 1,2 миллиметра, в котором была несколько изменена головка и установлены новый коленчатый и распределительные валы. Так же была видоизменена поршневая, новые поршни были обрезаны на 1,8 миллиметра по высоте, а их диаметр составлял 82 миллиметра.
ВАЗ-21085. Модификация с инжекторным 16-клапанным двигателем от ВАЗ-2112 объёмом 1500 см3 и мощностью 92 лошадиные силы. Автомобиль комплектовался 5-ступенчатой коробкой передач.
ВАЗ-21086. Экспортная ВАЗ-2108 с правым рулем для стран с левосторонним движением.
ВАЗ-21087. Экспортная дефорсированная модификация ВАЗ-21081 для стран с левосторонним движением.
ВАЗ-21088. Экспортная модификация модели ВАЗ-21083 с правым рулем.
ВАЗ-2108-91. Модифицированная «восьмерка» с двухсекционным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-415, объемом 1,3 литра и мощностью 140 лошадиных сил.
ВАЗ-2108 ИКС. Разработка данной модификации началась в 1985 году по заказу Аэрофлота. Всего было выпущено 10 автомобилей, которые были предназначены для измерения коэффициента сцепления взлетно-посадочной полосы. На основе полученной информации прогнозируется дистанция торможения воздушных судов, а в случае мокрой взлетно-посадочной полосы – и скорости начала аквапланирования. Данные этих замеров диспетчер передает на борт самолёта, заходящего на посадку.
Замена датчика Холла
Заменить датчик Холла несложно. С этой работой своими руками сможет справиться даже начинающий автолюбитель.
На видео ниже достаточно подробно показан процесс замены датчика в распределителе автомобиля УАЗ.
Обычно замена датчика Холла состоит из нескольких этапов:
- Первым делом с автомобиля снимается трамблер.
- Затем снимается крышка распределителя и совмещается метка ГРМ с меткой коленвала.
- Запомнив расположение распределителя, необходимо открутить крепеж гаечным ключом.
- Если есть зажимы и колпачки, их также следует удалить.
- Вал вытаскивается из распределителя.
- Осталось отсоединить клеммы датчика Холла и открутить.
- Вытаскивая регулятор, через образовавшуюся щель аккуратно удаляется неисправная деталь.
- Новый датчик Холла устанавливается в обратной последовательности.
Проверка работоспособности датчика Холла позволяет гораздо больше, чем просто определить причину отказа двигателя. Благодаря несложным приемам водитель сэкономит время на ремонте, а также исключит ненужную трату денег.
Расположение
В автомобилях ВАЗ 2109 с карбюратором датчик Холла отвечает за замыкание и размыкание контактной группы. Когда оконный экран вращается, на устройство отправляется сигнал, который преобразуется в электрический. Через переключатель сигнал передается на катушку зажигания, где преобразуется в электрический разряд, то есть искру.
В автомобиле с карбюратором датчик находится на распределителе зажигания под пылезащитным кожухом. Он крепится к опорной плите двумя винтами или заклепками, в зависимости от типа клапана.
Схема реле и предохранителей 2108
Блок реле и предохранителей расположен под капотом, в отсеке перед ветровым стеклом с левой стороны.
Блок предохранителей 2114-3722010-18
K1-реле включения очистителей фар VAZ 2108; K2-реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; K3-реле стеклоочистителя ветрового окна; K4-реле контроля исправности ламп; K5-реле включения стеклоподъемников; K6 — реле включения звуковых сигналов; K7-реле включения электрообогрева заднего стекла; K8-реле включения дальнего света фар; K9-реле включения ближнего света фар; F1-F16 — плавкие предохранители.
Блок предохранителей 2114-3722010-60
K1 — Реле включения очистителей фар, K2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, K3 — Реле очистителя ветрового стекла, K4 — Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней, K5 — Реле включения стеклоподъёмников, K6 — Реле включения звукового сигнала, K7 — Реле включения обогрева заднего стекла, K8 — Реле включения дальнего света фар, K9 — Реле включения ближнего света фар, F1 — F16 — Плавкие предохранители VAZ 2108, F1 — F20 — Запасные предохранители.
Признаки неисправности
При неисправном датчике Холла у двигателя ВАЗ 2109 возникают следующие проблемы:
- не запускается силовой агрегат;
- перебои в работе двигателя на разных режимах: рывки, нарушение плавности пути;
- отсутствие или нарушение минимума;
- двигатель внезапно останавливается;
- потеря мощности.
Моторный отсек ВАЗ 2109
Способы устранения неисправностей
Для устранения неисправности в карбюраторе необходимо точно установить, что причина неисправности — неисправный прибор. Для этого необходимо проверить датчик Холла на ВАЗ 2109.
Как проверить старый?
Есть несколько способов проверить работоспособность датчика Холла:
- Самый простой способ — установить новый вместо старого. Если машина заводится, проблема решается, если нет, то нужно искать причину неисправности в других компонентах системы зажигания.
- Измерьте выходное напряжение тестером. При исправном устройстве значение должно быть в пределах от 0,4 до 11 вольт.
- Имитация работы устройства: снимается трехконтактный замок, включается зажигание, совмещены третий и шестой выходы. Если искра гаснет, это свидетельствует о неисправности устройства.
Тестовое устройство
Есть еще один проверенный способ проверки без использования вольтметра.
Это требует:
- подключить вывод катушки к свече зажигания;
- соединить провод на свече зажигания с массой;
- снимаем каретку с датчиком и подсоединяем разъем;
- включить зажигание;
- используйте отвертку, чтобы обойти проверяемое устройство, если свеча зажигания появилась на свече зажигания, устройство в хорошем состоянии.
Если при проверке была обнаружена неисправность регулятора, необходимо заменить датчик Холла ВАЗ 2109.
Новое устройство для замены
Типы и сфера применения
Несмотря на разнообразие элементов, применяющих эффект Холла, условно их можно разделить на два вида:
- Аналоговые, использующие принцип преобразования магнитной индукции в напряжение. То есть, полярность, и величина напряжения напрямую зависят от характеристик магнитного поля. На текущий момент этот тип приборов, в основном, применяется в измерительной технике (например, в качестве, датчиков тока, вибрации, угла поворота).
Датчики тока, использующие эффект Холла, могут измерять как переменный, так и постоянный ток - Цифровые. В отличие от предыдущего типа датчик имеет всего два устойчивых положения, сигнализирующих о наличии или отсутствии магнитного поля. То есть, срабатывание происходит в том случае, когда интенсивность магнитного поля достигла определенной величины. Именно этот тип устройств применяется в автомобильной технике в качестве датчика скорости, фазы, положения распределительного, а также коленчатого вала и т.д.
Следует отметить, что цифровой тип включает в себя следующие подвиды:
- униполярный – срабатывание происходит при определенной силе поля, и после ее снижения датчик переходит в изначальное состояние;
- биполярный – данный тип реагирует на полярность магнитного поля, то есть один полюс производит включение прибора, а противоположный – выключение.
Пример использования аналогового элемента
Рассмотрим в качестве примера конструкцию датчика тока ы основе работы которого используется эффект Холла.
Упрощенная схема датчика тока на основе эффекта Холла
Обозначения:
- А – проводник.
- В – незамкнутое магнитопроводное кольцо.
- С – аналоговый датчик Холла.
- D – усилитель сигнала.
Принцип работы такого устройства довольно прост: ток, проходящий по проводнику, создает электромагнитное поле, датчик измеряет его величину и полярность и выдает пропорциональное напряжение UДТ, которое поступает на усилитель и далее на индикатор.
Процесс замены
Не знаете, как заменить свое устройство? — Для процедуры необходим набор инструментов.
Для замены необходимо демонтировать распределитель из группы дополнительного оборудования:
- для начала нужно отсоединить отрицательную клемму от АКБ;
- затем следует отсоединить бронепровода от распределителя, а также отсоединить шланг от вакуумного корректора;
- затем нужно снять газовый кабель и отложить в сторону;
- открутив гайку крепления кронштейна, удерживающего провода, его необходимо снять со шпильки и отодвинуть, чтобы он не мешал;
- затем на корпусе привода вспомогательных агрегатов и распределителе нанесите отметку в виде прямой для установки предыдущего момента зажигания при переустановке;
- затем нужно отсоединить колодку с проводами;
- сняв колпачок с отверстия в раструбе сцепления, повернуть маховик отверткой так, чтобы поршень первого цилиндра занял положение ВМТ;
- теперь, открутив две крепежные гайки, можно разобрать трамблер.
Сам процесс замены датчика Холла на ВАЗ состоит из следующих этапов:
- Сначала откручиваем крышку трамблера.
- Затем снимите ползунок, слегка потянув его вверх.
- Далее нужно разобрать пылезащитный чехол.
- Открутив крепежный болт, нужно достать заглушку.
- Далее откручиваются болты, удерживающие пластину датчика.
- После откручивания болтов крепления вакуумного корректора и снятия стопорного кольца необходимо разобрать корректор и шток.
- Открыв зажим, вы должны достать провода.
Разблокируйте зажим и извлеките провода
После замены устройства необходимо проверить работу карбюратора ВАЗ 2109.